КПИЖНАЯ
ПОЛКА
	БИССАРИОН САЯНОВ. «НЕБО И
ЗЕМЛЯ». Роман. Изд. «Молодая
гвардия», Ленинград, 1948.

Роман ° В. (Саянова — результал
неустанной двенадцатилетней работы
писателя — ‘представляет собой ху-

дожественную историю’ русского. лет-
ного дела, начиная с первых полетов
русских летчиков и кончая боевыми
действиями советской авиации в Оте-
чественную войну. Это —. история
русской авиации за сорок ‘лет.

Писателем созданы яркие образы
русских летчиков, зачинателей  рус-
ской авиации, организаторов и строя-
телей советской ‘авиации, ‘ставшей
первой в мире.

Впервые мы встречаемся с героями
ромава, когда они еще только изуча-
ют летное дело. Поучительна и тра-
гична судьба первых русских летчи-
ков — смелых, талантливых людей,
столкнувшихся ‘на первых же шагах
своей деятельности с  циничными,
хищными дельцами  капиталистиче-
ского мира.

Мы видим затем боевые дела рус-
ских летчиков в первую мировую вой-
ву. Вражеская авиация значительно
превышала нашу количественно, и все
же русские летчики в неравных боях
выходили победителями,  громили
хвастливых немецких «ассов». Ок-
тябрьская революция вызвала есте-
ственное расслоение и.в среде рус-
ских пилотов. Авантюристы, белопод-
кладочники  перекинулись в стан
контрреволюции, многие рядовые лет-
чики бесповоротно стали на’ сторону
большевиков. В труднейших условиях
рождалась и крепла советская авч-
ация.

Писатель раскрывает перед намя

огромный размах авиационного строи-
тельства в годы сталинских пятиле-
ток, вводит новых героев — летчиков
второго поколения. Ученики первых
русских летчиков, они к началу Оте-
Чественной войны стали уже боевыми
полководцами советской авиации. Ав-
тор показывает и третье поколение—
советскую летную молодежь.
_ Роман Виссариона Саянова являет-
ся положительным явлением в нашей
литературе. Но нельзя пройти мимо
крупнейших недостатков произведе-
ния. Растянутость, многословие, изо-
билие ненужных эпизодов, множество
действующих лиц, часть которых
неизвестно для чего появляется на
страницах романа и бесследно для чи-
тателя исчезает, бесконечное коли-
чество излишних деталей делают прс-
изведение  рыхлым,  несобранным,
искусственно вторгаются в ткань по-
вествования, усложняют роман, раз-
рывают композицию. Автору нужно
еще. немало поработать, чтобы изба-
вить свое произведение от этих недо-
статков в Новом издании, которое,
несомненно, потребуется.

Сергей Иванов.
	х

3. ОРДЖОНИКИДЗЕ. «ПУТЬ
БОЛЬШЕВИКА». Страницы из жиз-
ни Серго Орджоникидзе. Госполит-
издат, 1948 г., 272 стр., цена 5 руб.

А. ТУРУНОВ. «В. И. СУРИКОВ
И ЕГО КАРТИНЫ». Иркутское об-
ластное издательство, 1944 г., 86 стр.
цена 2 руб. 35 коп.

Книга А. Н. Турунова является
биографическим очерком о жизни И
творчестве основоположника рус-
ской исторической живописи — В. И.
Сурикова.
	Па клубной
chene
	\ ТАНЦОВАЛЬНЫЙИ самодея-
тельный коллектив Московского ин-
ститута иностранных языков (руково-
дитель — балетмейстер Ф. Денисов)
подготовил большой концерт. В не-
го входят «Русская кадриль»,  мос-
ковский танец «Юла», белорусская
пляска «Крыжачек» и испанская на-
родная. «Хота». ,
		из-за границы
	Трудовое
соревнование
	в Румынии
	БУХАРЕСТ, 12. (ТАСС). Вступле-
ние в силу государственного эконо-
мического плана Румынской Народ-
ной Республики ‘ознаменовалось но-
вым широким размахом трудового со-
ревнования на предприятиях румын-
ской промышленкости. Основной  за-
дачей соревнования является пере-
выполнение государственного плана,
повышение производительности тру-
да, снижение себестоимости и повы-
шение качества продукции.
	Обязательство перевыполнить план.
	взяли на себя трудящиеся предприя-
тий «Семанаторя» и «Василе Роица».
Значительного перевыполнения норм
добились соревнующиеся между со-
бой бригады литейщиков заводов «Ре-
шица». Бригада Теодора Сучиу пе-
ревыполнила план на 242 процента,
бригада Вильяма Кезауера — на 250
процентов, Константина Нику — на
144 процента. Примеру литейщиков
следуют формовщики и TOKapH, пере-
выполняющие нормы’ на 100 и более
процентов.

Двести восемьдесят рабочих  ста-
лелитейных   заводов «Хунедоара»
обязались в кратчайший срок капи-
тально отремонтировать и пустить’ в
эксплоатацию бездействующую мар-
теновскую ‘печь. Литейщики завода
«Оцелул рошу» за первые 10 дней
января перевыполнили  производст-
венный план на 13,1 процента. В со-
ревнование за ‘перевыполнение rocy-
дарственного плана на 1949 год вету-
пили также десятки тысяч горняков
угольного бассейна Валя Жиулуй.
	Обращение ЦК союза
рабочей молодежи
Румынии
	БУХАРЕСТГ, 12. (ТАСС). Газеты
помещают обращение центрального
комитета союза рабочей молодежи к
демократическим молодежным орга-
низациям страны. Центральный ко-
митет призывает молодых рабочих,
крестьян, студентов и школьников
немедленно приступить к созданию
единой революциснной   ‘организации
трудящейся молодежи Румынской
Народной Республики,

Для обсуждения обращения союза
рабочей молодежи состоялось пленар-
ное заседание центрального комитета
организации сельской молодежи, на-
ционального союза студентов Румын-
ской Народной Республики и цент-
рального комитета союза школьных
ассоциаций. Демократические моло-
дежные “организации `с` энтузиазмом
приветствовали резолюцию централь-
ного комитета румынской рабочей пар-
тии о работе среди молодежи и взя-
ли на себя обязательство всеми сила-
ми поддержать начатые по инициати-
ве партии действия по созданию еди-
ной революционной организации тру-
дящейся молодежи, руководимой ру-
мынской рабочей партией и построен-
ной на принципах марксизма-лениниз-
ма.
	СОКРАЩЕНИЕ. -ХЛЕБНОЙ . НОРМЫ
690 ФРАНКИСТСКОЙ ИСПАНИИ
	ПРАГА, 12. (ТАСС). Как передает
агентство Телепресс, испанское рес-
публиканское ‘радио’ Пиренаика  сооб-
щило из Мадрида, что с 11 января
норма выдачи хлеба снижена для
взрослых до 80 граммов и для рабо-
чих, занятых на тяжелой физической
работе, — до 100 граммов. После
об’явления о сокращении хлебной
нормы на некоторых мадрилских заво-
дах состоялись ‘демонстрации прстс-
ста.
	Бедственное положение
населения Ирана
	партий США
	ТЫВРАН, 1. (ТАСС). В Иране
продолжается необычайно холодчая
	’погода, что является настояшим бед-
	ствием для широких масс населения
страны. Сельское хозяйство, в осо-
бенности садоводство и животновод-
ство, терпит огромный ущерб.

Газета «Дад» сообщает, что в не-
	которых районах провинции Мазенде-
	ран снег выпал глубиной более полу-
тора метров и снегопад продолжает-
CA, нанося ущерб жилищам, средст-
вам связи и промышленным предприя-
тиям. Дорожное сообщение между на-
селенными пунктами прервано.

Морозы удерживаются во всех се-
верных и центральных провинциях
Ирана, в Азербайджане температура
воздуха — 15 градусов ниже нуля.

Необычайное похолодание наблю-
дается также на юге и в особенности
на юго-востоке страны. Южнее Керма-
на в районе города Бам, известного
своими финиками, а также в районе
Захедана, лежит снег.

Газеты «Кейхан», «Дад», «Мардом»
	сообщают о том, что бездомные бел-.
	няки и безработные гибнут на улицах
крупных городов. Как отмечает газе-
та’ «Мардом», необычайно холодная
зима с особенной резкостью выявила
бедственное положение подавляюще-
го большинства населения Ирана.
«Полученные со всех частей страны
сведения, — пишет газета «Мардом»,
— говорят о том, что голод, дорого-
визна и смертность, вопреки недавним
	ПАРТИЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 66
° 6-ГО СРЕЗДА KOMMY
	СОФИЯ, 12. (ТАСС). В уездах
пентральной Болгарии проходят соб-
рания актива коммунистической пар-
тии, на которых обсуждаются поли-
тический отчет Центрального комите-
та 5-му с’езду партии и решения с’ез-
да.

В Габрове с докладом об итогах
5-го с’езда партии на собрании акти-
ва выступил член Центрального коми-
тета и первый секретарь уездного ко-
митета Иван Райков. По докладу
развернулись оживленные прения.
Участники прений внесли ряд ценных
практических предложений, обеслечи-
вающих выполнение решений с’езда
партии. Многие из выступавших под-
черкивали необходимость повышения
бдительности, приводили примеры,
свидетельствующие о засоренности
предприятий и учреждений классово
	К суду над лидерам
	НЬЮ-ИОРК, 12. (ТАСС). Секре-
тарь ЦК коммунистической партии
СПТА по организационным вопросам
Уинстон заявил представителям. пе-
чати, что на начинающемся 17 янва-
ря судебном процессе двенадцать
лидеров коммунистической партии, в
том числе он сам, будут оспаривать
законность федерального суда ‚при-
сяжных, потому что в его состав си-
стематически не допускаются  рабо-
чие. Уинсток заявил, что круг лю-
дей, из которого избираются присяж-
ные заседатели округа Нью-Йорк, яв-
ляется своеобразным  «привилегиро-
ванным клубом, в который система-
тически не допускаются рабочие, не-
гры, евреи и члены политических
меньшинств. В него — допускаются,
главным образом, люди, имеющие
собственность, и консерваторы. Та-
кой выбор присяжных заседателей
полностью основывается на недемо-
кратической — системе, нарушающей
	успокоительным ‚обещаниям премьер-
министра, не только не устранены, но
еще больше распространились... Холод
вместе с голодом угрожают жизни
людей. Вопреки опровержениям вла-
стей, в Иране отовсюду, начиная от
Бендер-Аббаса, Кермана и Шираза и
кончая Саккызом н Тавризом, посту-
пают сведения о гибели людей от го-
лода и холода. В то же время поли-
тика ‘давления и угнетения, ‘которая
проводится в отношении трудящихся
страны, еще более усиливается. Без-
работица и волнения рабочих, усиле-
ние деспотизма в отношении крестьян
господствуют во всех районах стра-
ны... В Тавризе безработица прини-
мает с каждым днем все более страш-
ные формы. Рабочие под тем или
иным предлогом увольняются груп-
пами с предприятий. Задержка зара-
ботной платы во всех пунктах Ирана
стала обычным явлением.
	Рабочие, не имеющие никакого дру-
гого источника к существованию,
кроме своего заработка, в большинсг-
ве случаев уже несколько месяцев
ничего не получают и находятся пе-
ред угрозой смерти от голода, нище-
ты и болезней».

Газеты сообщают о широкэм рас-
пространении эпидемических  заболе-
ваний. Газета «Иран» указывазт; что
в Тегеране распространилась эпиде-
мия черной оспы, от которой за пос-
ледние дни, по официальным данным,
умерло 140 человек.
	ЛГАРИИ ОБСУЖДАЮТ РЕШЕНИЯ
НИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
	враждебными элементами, требовали
внимательной проверки кадров. Ком-
мунисты призвали партийный актив к
строжайшей экономии сырья, вспомо-
гательных материалов, а также к ши-
рокому использованию местных ре-
сурсов при выполнении пятилетнего
плана развития народного хозяйства.

Участники собрания партийного ак-
тива Старой Загоры сосредоточили
свое внимание на вопросах организа-
нионного укрепления трудовых коопе-
ративных земледельческих хозяйств.
	Во Вратца партийный актив принял
решение о глубоком изучении поста-
новлений 5-го с’езда партии. Участ-
ники собрания наметили ряд практи-
ческих мер по хозяйственному и
культурному строительству в уезде, а
также по идейно-политическому вос-
питанию коммунистов.
	и коммунистической
	федеральный закон. Как бы то ни
было, отказ Верховного суда Соеди-
ненных Штатов рассмотреть этот во-
прос в настоящее время не является
ответом на наши обвинения. Мы бу-
дем оспаривать всю юридическую си-
стему этого округа».

Уинстон заявил, что. будут пред-
ставлены неоспоримые  доказатель-
ства того, что юридическую систему
в США контролирует Уолл-стрит.
	Экономическое
положение
Швейцарии
агентство Телепресс из Женевы, до-
клад Торговой палаты о положении
швейнарской экономики в 1948 году,
опубликованный в Берне, наглядно
показывает, какие «выгоды» принес
Швейцарии импорт по «плану Мар“
шалла». В докладе говорится, что, в
то время как некоторые отрасли про-
мышленности работали в прошлом
году на полную мощность, в других
областях «бум» прекратился уже ле-
том или осенью. К концу 1948 года
можно было наблюдать всеобщий
экономический застой. Во многих от-
раслях промышленности, особенно в
текстильной, рост импорта вызвал за-
труднения с продажей, которые при-
вели к увольнению рабочих. В связи
с этим были пред явлены требования
об ограничении импорта.
	Комментируя этот доклад, швейцар“
ская газета «Форвертс» пишет, что в
швейцарской буржуазной прессе все
чаще и чаще можно услышать голо-
са, выражающие тревогу в отношении
результатов экономической политики
Швейцарии. Это является резким кон-
трастом предсказаниям пропагандистов
«плана Маршалла» в Швейцарии и
других маршаллизированных странах.
	К вопросу о судьбе
Кашмира
	ДЕЛИ, 12. (ТАСС). В индийских
общественных кругах вызвало недо-
умение заявление премьер-министра
княжества Джамму и Кашмир шейха
Абдуллы в Бенаресе о том, что пле-
бисцит в Кашмире о присоединении
княжества к Индии или Пакистану
не состоится до тех пор, пока не бу-
дет закончено устройство пятисот ты“
сяч беженцев, покинувших свои род-
ные места в связи с войной. По мне-
нию шейха Абдуллы, для этого по-
требуется несколько лет.
	Обращение правительства
государства Израиль в ООН
	ТЕЛЬ-АВИВ, 12. (ТАСС). Как пе-
редало вчера вечером радио «Голос
Израиля», правительство Израиля
просит о срочном созыве заседания
Совета Безопасности, чтобы обсудить
жалобу на вмешательство Великобри-
тании в палестинский конфликт. Анг-
лия обвиняется в том, что она посла-
ла войска в Акабу, а также практи-
ковала провокационные полеты своих
разведывательных самолетов над бое-
выми позициями Израиля. Кроме то-
го, в жалобе Израиля упомянуты со-
общения о поредвижениях английских
вооруженных сил в восточной части
Средиземного моря. В жалобе Из-
раиль указывает, что все эти дейст-
вия, сопровождаемые кампанией ча-
сти английской печати, представляют
собой подготовку к вооруженному
вмешательству и что английское пра-
вительство до сих. пор не дало ника-
кого завёрения, что такого вмеша-
тельства не будет.
		ОЫЕРЕС ЛИСТОВ
	«Быберем достойных народных судей
художника Л. ГОПОРАНОРА Вы

и народных заседзтелеи:» — плакат
		ГОЛОВАНОВА. выпущенвый издательством
			На Театральные темы
	‚ КОНЦЕРТЫ
	Многие произведения советских
музыкантов, плодотворно. работающих
для оркестров русских народных ин-
струментов, заслужили хорошую
оценку на недавно состоявшемся пле-
нуме правления союза советских ком-
	позиторов. ›
Особенно положительно отмечена
деятельность лауреата Сталинской
	премии Н. Будашкина. В течение ря-
да лет он совершенствует свое ма-
стерство в этой области. Творчество
композитора тесно связано с коллек-
тивом Государственного русского на-
родного оркестра имени Н. Осипова.

Одно из последних произведений
Н. Будашкина — «Русская фанта-
зия»’ закончена этой осенью. Среди
основных музыкальных тем фантазии
— мелодия русской народной песни
«Не белы снеги». Созданное, как об
этом свидетельствует сам автор, под
влиянием аналогичной фантазии
Глазунова (писавшего ее для орке-
стра В. В. Андреева), произведение
Будашкина вместе с тем является по-
пыткой разрешить по-новому некото-
рые проблемы формы и содержания
данного жанра. В быстрой части фан-
тазии композитор стремился отразить
звучания современной народной пля-
совой музыки, ее ритмическое своеоб-
разие.

Пругое новое произведение Будаш-
кина — фантазия на темы песен
Б. Мокроусова. Автор взял три пес-
		ни: «Неу нас ли, подруженьки», «Че-
тыре моряка» и особенно. популярную
«Гармонь». Обе фантазии исполня-
лись недавно в новой программе Го-
сударственного русского народного
сркестра.

Композитор рассказал нашему кор-
респонденту и о своей работе в на-
стоящее время. Сейчас он занят, глав-
ным образом, своей второй симфони-
ей. По авторскому замыслу, она будет
носить ярко выраженный народный
русский характер. В работе над этим
произведением композитору снособ-
ствовал состоявшийся недавно смотр
сельской художественной  самодея-
тельности. Ряд народных мелодий,
исполнявшихся на этом смотре хоро-
выми коллективами и ‘ансамблями,
композитор предполагает положить в
основу некоторых частей симфонии.
Таковы, например, одна из песен жен-
ского хора Шалакушского сельсовета,
Няньдомского района, Архангельской
области, воронежские частушки.

Вслед за концертом для домры и
оркестра, который ‘пользуется боль-
шим успехом в выступлениях русских
оркестров, Будашкин предполагает
написать такое же концертное вирту-
озное произведение для балалайки.
На творческих встречах с лучшими
балалаечниками-солистами  компози-
тор тшательно изучает все особенно-
сти и возможности этого инструмен-
та.
		Прошедший 1948 год для таких ак-
теров, как Н. Мордвинов, В. Ванин,
М. Державин, Л. Свердлин, И. Со-
ловьев, В. Макаров, М. Майоров,
С. Бобров, был годом интересной
творческой работы. Созданные ими в
	спектаклях образы -наших современ-о
ников завоевали глубокие симпатии.
	москвичен. Надолго запомнятся ака-
демик Верейский в «Законе чести»,
шахтер Макар Дубрава, подковник
Воропаев, колхозник Камень в «Оби-
	де», майор Игнатьев в спектакле «Ha
	той стороне» и другие. Одна из
удачнейших актерских работ 1948
года — образ финского крестьянина
Эйнари в спектакле «Ветер с юга»,
созданный С. Бобровым.

Гораздо труднее назвать в спек-
таклях 1948 года интересные жен-
ские образы. Прежде всего их очень
мало. «Московский характер», «Хлеб
наш насущный», «Счастье» — вот,
пожалуй. и все пьесы, в которых на-
шла свое яркое отображение передо-
вая советская женщина.

Драматурги в долгу не только пе-
ред зрителями. Не в меньшем долгу
OHH и перед нашими ведущими акт-
рисами. Создалось явно ненормаль-
ное положение: — многие актрисы
по году и больше не участвуют в со-
временных спектаклях.
	ПЕРЕДВИМНЫЕ ВЫСТАВАИ
САМСЛЕЯТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
	Летом минувшего года в Централь-
ном парке культуры и отдыха имени
А. М. Горького была развернута Все-
союзная выставка народного ‘изобра-
зительного искусства- Она отразила
разнообразные виды народного изобра-
зительного творчества, выявила инте-
ресных самодеятельных художников,
показала их достижения в живописи,
скульптуре и графике, в прикладном
и декоративном искусстве.

Недавно Всесоюзный дом народно-
го творчества имени Н. К. Крупской
направил Ha периферию две пере-
движные выставки. Они составлены
из экспонатов Всесоюзной выставки
народного изобразительного искусст-
	pa. Одна передвижная выставка
откроется в Pure, вторая — В
Барнауле, на Алтае. Каждая вы-
	ставка включает в себя около че-
тырехсот произведений. Среди них—
работы москвичей В. Никольского,
Г. Лиснера, А. Любаческого. Зна-
чительную часть экспонатов состав-
ляют произведения рабочих — худож-
	ников Подмосковья.
Перелвижные выставки, После их
полуторамесячной демонстрации в
Прибалтике и на Алтае, будут разме-
шщены в ряде городов Российской Фе-
дерации. Летом обе выставки от-

кроются в Ленинграде.
	ЛУЧШИЕ
КИНОТЕАТРЫ
	Министерство кинематографии
СССР подвело итоги всесоюзного
смотра на лучший кинотеатр, сель-
скую кинопередвижку, районный от-
дел кинофикации и киноремонтный
пункт.

Смотр продолжался © 15 сентября
до   декабря 1948 года. В нем при-
няли участие свыше 14 тысяч кино-
театров и кинопередвижек, около 2
тысяч районных отделов кинофика-
ции и ремонтных пунктов. Смотр спо-
собствовал улучшению кинообслужи-
вания населения и качества показа
фильмов. Особенно выделились кино-
театры Латвийской ССР, большинст-
ва областей РСФСР и Украины.

Кинотеатрам выдано 177 премий.
Первые премии по 10 тысяч рублей
присуждены кинотеатрам — «Удар-
ник» и «Родина» (Москва), «Сплен-
дид-палас» (Рига). Вторые премии по
8 тысяч рублей получили кино —
«Молодежный» (Ленинград). -«Удар-
ник» (Киев), «Имени Шевченко» (Ста-
	  Такой блестящий мастер, как на-
‘родная артистка СССР О. Андров-
ская, за последние двенадцать лет
  не сыграла ‘ни одной роли в совет-
‚ских пьесах.
	. Мы знаем народную артистку
‚РСФСР В. Маренкую как создатель-
‚ницу ярких образов советских жен-
щин в кино. А что вынуждена она
играть в театре? Мирандолину в
«Трактирщице» и пресловутую «гос-
пожу министершу»! За последние три
\года Марецкая’ не сыграла ни одной
  новой роли в пьесах советских авто-
ров. Кстати сказать, непонятно, по-
чему она не была занята в спектак-
лях «Обида» и «Московский  харак-
тер»? Ведь могла же Гоголева в Ма-
лом театре, не гнушаясь размером ро-
ли секретаря райкома Полозовой в
пьесе «Московский характер», соз-
дать интересный образ передовой со-
ветской женщины.

Труппа Театра драмы располагает
прекрасным женским составом, в ко-
тором ведущее положение занимают
Глизер и Бабанова.. Но Глизер можно
увидеть сейчас только в одном со-
временном опектакле — в пьесе Ле-
онова «Обыкновенный человек». С
1945 года, когда был впервые по-
ставлен этот спектакль, актриса не
сыграла ни одной новой роли.

М. Бабанова является создатель-
ницей целой галлереи образов наших
современниц. Но прошел 1948 год,
а талантливая актриса, к сожалению,
не порадовала зрителя новой рабо-
той.

Не увидели мы в прошлом году в
новых советских пьесах и многих дру-
гих ведущих московских актрис —
С. Гиацинтову, С. Бирман, Ц. Ман-
сурову, Д. Зеркалову. Зритель
вправе ожидать, что драматурги
и театры B наступившем . . 1949
году восполнят этот пробел, создав
интересные спектакли с передовых
советских женшинах— ученых, стаха-
новках, колхозницах, учительницах,
партийных и хозяйственных руково-
дителях.

В. Шевнов.
	Выступление Говарда Фаста
	на митинге в Торонто
ОТТАВА, 11. (ТАСС). По сообще-   ли они будут осуждены, это будет
	означать, что любое лицо в Соединен-
ных Штатах, в доме которого найдут
книгу о марксизме-ленинизме или во-
обще книгу прогрессивного содержа-
ния, ‘будет подлежать тюремному за-
ключению сроком на 10 лет, Говард
Фаст привел примеры увольненйя со-
тен ученых и работников других про-
фессий за участие в прогрессивном
движении или даже за сочувствие
ему.

В заключение Говард Фаст выразил
уверенность в том, что прогрессивные

американцы дадут должный отпор
	реакции.
	нию торонтской газеты «Вестник», .из-
вестный американский писатель Го-
вард Фаст, выступая на массовом ми-
тинге в Торонто, заявил, что во всем
мире наблюдается осуждение нынеш-
ней политики Соединенных Штатов.
В Соединенных Штатах, сказал
Фаст, подавляется свобода слова, пе-
чати и организации. Людей с прогрес-
сивными взглядами терроризируют,
избивают, заключают в тюрьмы и да-
же безнаказанно убивают. В настоя-
щее время двенадцать лидеров аме-
риканской компартии преданы суду
по обвинению в «заговоре и в пропа-
ганде учения Маркса — Ленина». Ес-
	БУХАРЕСТ, 11. (ТАСС). Как сооб-
щает радиостанция «Свободная Гре-
ция», 3-я дивизия Демократической
армии, оперирующая на Пелопоннес-
ском полуострове, уже в течение 10
дней сдерживает королевские войска
 B районе горного массива Хелмос.
8 января подразделения дивизии от-
разили 2 атаки противника и затем,
перейдя в контратаку, заняли село
Арбуна, временно захваченное коро-
левскими частями.

29 декабря 1948 года подрывные
отряды Демократической армии об-
стреляли казармы в городе Коринф и
ва следующий день взорвали и по-
дожгли железнодорожную станцию
Эскамилья около Коринфа.
	Фестиваль советских
кинофильмов в Венгрии
	БУДАПЕШТ, 12. (ТАСС). Закон-
чился молодежный фестиваль совет-
ских кинофильмов, проходивший од-
новременно в Будапеште и ряде круп-
ных городов стравы. Фестиваль про-
шел с огромным успехом. Во время
зимних каникул учащиеся высших
учебных заведений, ремесленных учи-
лищ и школ всех городов, в которых
проходил фестиваль, — просмотрели
лучшие советские кинокартины.
	В связи с успехом фестиваля ре-
шено провести неделю советского ки-
но еще в 170 ИН KHHO-
театрах страны.
	К, судьбе индонезийских
республиканских
		Военные действия в Греции
	В Центральной Македонии части
20-й бригады Демократической армии
Греции в ночь на 7 января перешли
реку Струму и. вышли в глубокий
тыл противника в секторе Родоливос.
После ожесточенных боев эти части
заняли семь крупных укрепленных
пунктов. Части Демократической ар-
	мии разгромили подкрепления Боро”
левских войск, посланных на помощь
из города Правиа. Также была раз-
громлена колонна противника, вышед-
шая из Антиполиса. Противник поте-
рял сто двадцать человек` убитыми и
ранеными. Захвачены большие Tpo-
феи;
	{к ПО СВЕДЕНИЯМ из Бразилии,
бразильские трудящиеся отметили
день рождения генерального секрета-
ря компартии Бразилии Луиса Карло-
са Престеса. В городе Ресифе распро-
странялись листовки и были раскле-
ены плакаты. В Рио-де-Жанейро по-
лицией были арестованы шестьдесят
демонстрантов.

к КОРРЕСПОНДЕНТ агентства
Франс Пресс сообщает, что на паро-
ходе «Аббасия» в Никозию (остров
Кипр) из Хайфы прибыли шесть’ анг-
личан, сражавшиеся в составе араб-
ских вооруженных сил в Палестине
и захваченные затем в плен евреями.
Эти шесть англичан репатриируются
в Англию.

% KAK ПЕРЕДАЕТ AaGancxoe
телеграфное агентство, ввиду роста
ремесленной кооперации и перспек-
тив ее развития в текущем году
Центральный комитет кооперативов
Албании принял решение создать ко-
оперативные союзы в главных цент-
рах страны. В настоящее время в
Албании имеется 104 ремесленных ко-
оператива, охватывающие 85 процен=
тов всех ремесленников страны.

% ИЗ АФИН агентству Рейтер. со-
общают, что в связи с забастовкой
владельцев магазинов, состоявшейся
по всей Греции, в Пирее и Афинах,
вчера были арестованы пятьдесят
торговцев.

\х ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУД в
Праге начал рассмотрение дела во-
семнадцати антигосударственных пре-
ступников, создавших в марте 1948
года подпольную организацию с це-
лью свержения существующего ре-
жима.
	В зале «Новости советского Искусства» Дома Красной Армии имени М. В.
	Фрунзе. НА СНИМКАХ: слева--макет реконструкции центральное сео
горола Ульяновска (архитектурная мастерская Московского архитектур-
	ного института); справа — посетители рассматривают скульптурный 2
нарояного артиста РСФСР Н. Мордвинова в роли Отелло работы И. ПЕР.

народного артиста РСФСР Н.
ШУДЧЕВА. ё

БАЛЕЕ
О ПАШИХ
СОВРЕМЕННИКАХ
	Т БАТР имени Станиславского и
Немировича-Данченко показал
недавно премьеру балета «Берег сча-
стья», героями которого являются со-
ветские люди, наши современники.
	Сценическое воплощение современ-
ной темы, художественное изораже-
ние нового героя стало важнейшей
задачей не только драматического, но
и оперно-балетного театра. Особая—
по ‘сравнению с драмой— условность
этих искусств, конечно, усложняет
решение такой задачи, но отнюдь не
делает ее менее важной, менее увле-
кательной для художника. Всякая
попытка создания спектакля на сов-
ременную тему встречается с особым
интересом и нашими зрителями.

Балетный коллектив театра имени
Станиславского и Немировича-Дан-
ченко такими спектаклями, как
«Виндзорские проказницы», «Лола»,
давно уже доказал. свои значитель-
ные творческие возможности. Про-
шедший недавно с успехом «Доктор
Айболит» вновь подтвердил, что от
этого коллектива можно ждать мно-

гого.

И вот вторая в этом году балет-
ная премьера — «Берег счастья».

Сюжет балета несложен. В первом
акте мы видим пионеров, отдыхаю-
ших в Артеке. Перед нами прохо-
дят их игры, танцы, детские радости
и печали — это как бы пролог.
	Потом друзья из Артека, уже став-
шие взрослыми, снова встречаются
на крымском берегу, где живет ге-
роиня спектакля Наташа. B нее
влюбляются три юных моряка и
наперебой стараются заслужить ее
внимание. Она отвечает взаимностью
Петру Болохову, одному из’ друзей
своего детства. В следующем акте
отражен эпизод великой битвы за
Севастополь. Моряки защищают ге-
роический город, и среди них знако-
мые нам три друга и с ними Ната-
ша.

Бой на Графской пристани. Бро-
сается с гранатами под гусеницы
танка один из юношей — Констан-
тин Громов. Падает со знаменем
убитый Анатолий. Раненый Петр Бо-
лохов выхватывает из его рук знамя
и ведет моряков в атаку. В финале
Петр Болохов, вернувшись с фронта
домой, встречается с ожидающей его
Наташей. .

*
	Нам кажется, что наибольшей удз-
чей постановщика и актеров являют-
ся батальные сцены третьего ‘акта
(Севастополь), показанные средства-
ми хореографического искусства с
болыной убедительностью, ярко и
выразительно.

Превосходно передано’ мужество
советских моряков, прозванных нем-
	цами «черной смертью». Их пляска
отнюдь не кажется странной и не-
уместной. Она уместна и оправдана
	не потому, что перед нами балетный
спектакль, в котором люди обязаны
танцовать, а потому, что выражает
чувства бойцов, их презрение к
смерти и ‘страстную любовь к жиз-
HH.

Совсем. простыми < сценическими
средствами, но с большой внутренней
силой передана гневная скорбь мо-
	ряков о погибитих друзьях. А сцена,
в ‘которой морская пехота с ‘винтов-
ками наперевес сомкнутым строем
идет в атаку, принадлежит, может
быть, к самым романтическим страни-
цам русского балета.” ^
	Остальные действия драматургиче-
ски значительно слабее. Совершенно
непонятно, зачем потребовалось раз-
	бить балет на четыре акта, если
имеющихся в нем сюжетных ходов
еле хватает на трехактный — спек-
		Художник Б. Волков, не соблаз-
нившись эффектами крымской «экзо-
тики», оформил спектакль сдержанно
и просто. Живописно сделаны кусо-
чек берега в Артеке, домик Наташи.
Хороша морская буря. Много выиг-
рал бы первый акт, если бы костю-
мы детей не были так одинаково
бесцветны. ‘

Говоря, об исполнителях, в первую
очередь хочется отметить удачу И.
Курилова (Константин Громов). Хо-
реографический образ героя-моряка
он рисует смело и верно. Обаятель-
ны А. Соболь (Петр), А. Тольский
(Анатолий).

Петр Болохов — главный герой
спектакля, однако, танцует^он очень
мало. Основа его партии не танец,
а пантомима. Одна небольшая вариа-
ция (в севастопольской сцене) He
восполняет отсутствие танцев в его
партии, а скорее только подчеркива-
ет его.

В дуэтных танцах Соболь отлича-
ется красивой и смелой поддержкой,
Он ловит летящую ему на руки с
большого прыжка танцовщицу = сво-
бодно и непринужденно.

В. Бовт—Наташа приносит на сце-
ну очарование юности. Она лириче-
ски трогательна в сцене с Петром.
Особенно запоминаются дуэты —
прощание перед уходом на фронт
и встреча после разлуки. Только ми-
мика артистки несколько однообраз-
на.
Спектакль, «Берег счастья» говорит
о том, что балетный коллектив те-
атра настойчиво стремится к настоя-
щей творческой работе и новаторст-
ву, стремится средствами  хореогра-
фического искусства сказать свое
слово о людях нашего времени.
	О. Позднева.
	Многое сделали постановщики В.
Бурмейстер и И. Курилов, чтобы
оживить спектакль. В  артековских
сценах много удачных танцев и 3a-
нятных ‘игровых энизодов. Живо и
весело сделан пибнерский праздник
«У костра». Здесь и шуточная
«лодка», плывущая по земле, и за-
бавный -танец поваренка, и задорная
пляска маленьких моряков, 4H He-
сколько иной по стилю, но очень
изящный танец девушек с шарфами.
	Танцы второго акта привлекают
свежестью и новизной ‘хореографиче-
ского рисунка. Интересно большое
адажио Наташи и Петра, пронизан-
ное светлым, целомудренным чувст-
вом. Очень хорош кордебалет.

Музыка А. Спадавеккиа отличает-
	ся простотой, она.  мелодична,
ссдержательна;,  эмоциональна. В
партитуре балета много разнообраз-
ных по жанру танцев. Лирическая
тема Наташи — нежность и задум-
чивая мечтательность — проникно-
	венно и тонко выражена композито-
ром. А в сцене боя за Севастополь
он с большой силой выражает геро-
ический пафос, одушевляющий  за-
шитвиков советской земли.
	ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент агентства Рей-
тер из Джакарты (Батавия), в ответ
на просьбу комиссии «добрых услуг»
предоставить ее представителям воз-
можность посетить президента Индо-
незийской республики Сукарно, Сута-
на Шарира и Aryea Салима голланд-
ские власти официально сообщили,
что три республиканских лидера уве-
зены с острова Баика, где они нахо-
дились после захвата их голландца-
ми: Голландцы не сообщили, куда
переведены эти деятели Индонезий-
ской республики.