КНИЖНАЯ
ПОЛКА
	‚И. БОЛЬШАКОВ. «Советское ки-
бонскусство в годы Великой Отече-
ственной войны». Госкиноиздат. 1948.
	. Государственное киноиздательство
выпустило в 1948 году ряд книг о раз-
витии советской кинематографии в
военные годы. Не так давно вышла
книга В. Смирнова «Документальные
фильмы о Великой Отечественной
войне», а ныне итог всей идейно-
творческой ‘работы советской кине-
матографии в 1941—1945 годах подве-
ден в книге И. Г. Большакова «Со-
ветское киноискусство в годы Вели-
кой Отечественной войны».
	..Шли первые недели войны. Вме-
сте со всей страной быстро пере-
строила свою работу и советская ки-
нематография. Для с‘’емок боевых
спераций был послан в действующие
части Советской Армии и Флота боль-
шой отряд операторов. Киноработни-
ки применили новую мобильную фер-
му — короткометражные фильмы на
военные темы, которые об’единялись
в одну программу в виде сборников
под названием «Победа за нами». К
середине 1942 года на экраны страны
было выпущено 13 киносборников.
	Героическая борьба советского на-
рода с фашистскими захватчиками
вдохновила мастеров советского кино
на создание больших художествен-
ных произведений. Автор анализиру-
ет продукцию советской художест-
венной кинематографии военных лет.
Сталинской премии были удостоены
картины: «Она защишает Родину»,
«Секретарь райкома», «Радуга»,
«Зоя», «Человек № 217». Среди филь-
мов, повествующих о воинской добле-
сти, мужестве и героизме советских
воинов, особое место занимает
«Фронт» по одноименной о пьесе
А. Корнейчука. Большой успех кар-
тине обеспечили ее политическая
острота, смелое решение важной те-
мы о моральных и боевых качествах
офицеров и генералов Советской
Армни.

Великий перелом в ходе Отече-
ственной войны, начавшийся со
Сталинградской битвы, показан в
фильме «Великий перелом» (сценарий
Б. Чирскова, режиссер‘ Ф. Эрмлер),
выпущенном в 1945 году.
	В Фильме успешно осуществлена
попытка показать сталинскую страте-
гию войны, образы полководцев  ста-
линской школы, претворяющих в
жизнь замыслы Верховного Главно-
командующего. Эта огромной  важ-
ности тема, конечно, не могла быть
исчерпана в одном произведении. Со-
ветская кинематография приступила
сейчас к созданию серии художест-
венно-документальных фильмов 0
крупнейших этапах Великой Отече-
ственной войны.

Советская художественная кине-
матография создала два крупных
фильма о трудовой доблести нашего
народа, ковавшего победу в тылу:
«Большая земля» и «Родные поля».
В книге охарактеризсваны также ис-
торические фильмы, созданные в во-
енные годы.

Отдельные главы книги посвящены
документальным и военно-учебным
фильмам. За годы войны выпущено
50 документальных картин, 37. специ-
альных фронтовых выпусков и боль-
ше 50 военно-учебных. фильмов. Все-
го же в годы Великой Отечествевной
войны советская кинематография вы-
пустила свыше 200 фильмов, из ко-
	торых 16 художественных и 1 до-
кументальных были удостоены Ста-
	линской премии.

Ценность книги И. Г. Большакова
в том, что автор, анализируя произ-
ведения киноискусства, тесно связы-
вает их с. жизнью, с историей Вели-
кой Отечественной войны и показы-
вает, какую огромную — плодотвор-
ную роль сыграла советская кине-
матография в мобилизации советского
народа на борьбу за свою свободу и
независимость.
		АРМЯНСКИЕ _
ПИСАТЕЛИ-РЕПАТРИАНТЫ
B MORKBE
	Тысячи армян, репатриированных из
различных стран мира, обрели в Со-
ветской Армении свою настоящую
родину. Вместе со всем советским
народом они активно участвуют в
строительстве новой жизни. Среди ре-
патриантов имеются талантливые пи-
сатели. В СССР им созданы все ус-
ловия для плодотворной творческой
работы.

Союз писателей организовал для
группы армянских писателей-репатри-
антов большую творческую команди-
ровку. Им была предоставлена в0з-
можность побывать в Ленинграде и
в Москве, где они сейчас и нахо-
дятся.

Руководитель делегации, известный
прозаик Гарегин  Севунни  позна-
комил Hac ‘© группой . писателей-
репатриантов. Вот талантливый моло-
дой прозаик Агаси Амбарцумян. Он
приехал в Советскую Армению
из Афин. В Греции в 1941 году
он вступил в коммунистическую пар-
тию, с оружием в руках еражался в
рядах греческих партизан, работал в
редакции коммунистической газеты.

Вместе с ним в Москву приехала
Шаке Варсян. Интересна ее биогра-
фия. Она жила на острове Кипре. Ро-
дители послали ее учиться в’ Бейрут.
Девушка долгие годы мечтала о Со-
ветской Армении. Однажды  Шаке
узнала, что в Бейрутском порту стоит
советский пароход, прибывший за оче-
редной группой армян-репатриантов.
С этим пароходом она и прибыла в
Советский Союз: В Ереване Варсян
недавно издала’ сборник рассказов,
	разоблачающих нравы  капиталисти-
ческого мира.

Всего лвадцать олин год поэту
	Андронику Терзян. Его детские И
юношеские годы прошли в Сирии.
Приехав в Советскую Армению, он
написал книгу стихов, в которых пе-
редает чувство ‘радости армян-репа-
триантов, покинувших капиталистиче-
ские страны и вступивших на совет-
скую землю. Стихи Терзяна проник-
нуты горячей‘ любовью новых совет-
ских граждан к социалистической
Родине, коммунистической партии, к
великим вождям Ленину и Сталину.
В настоящее время Терзян учится на
филологическом факультете Ереван-
ского университета.
	6B делегацию входят также NO3-
	ты Григор’ Гюльяня и Абрам
Алекян, прозаик Григор Кеши-
шян, студент Ереванского универ-
	ситета, автор сборника рассказов «fla
	большой дороге», Абик Авакян, при-
ехавший в СССР из Ирана.
	С большим, интересом. армянские
писатели знакомятся с Москвой. Они
стараются ничего не пропустить, все
запомнить для того, чтобы, возвра-
тившись в Армению, рассказать то-
варищам о виденном. Писатели посе-
тили Центральный музей В. И.
Ленина, Государственный музей ре-
волюции СССР, мавзолей Ленина, по-
бывали в Третьяковской галлерее, на
Трехгорной мануфактуре и на. одном
из хлебозаводов. Они смотрели спек-
такли в Большом театре, в Театре
	‘оперетты и в театре «Ромэн». В До-
	ме культуры Армении состоится ве-
чер, на котором выступят все члены
делегации.
	мертвящего, косного, злого начала в
природе. Она вторгается в жизнь ма-
леньких, простых людей, требуя, что-
бы ей отдали Кея, ‘разлучив его с
подругой Гердой ‘и бабушкой.

Отсюда развивается основной дра-
матический Конфликт сказки: борьба
горячих и холодных сердец, добра и
зла, жизни и CMepTH. Мораль сказки
раскрывается в заключительных сло-
вах Сказочника: «Что враги сделают
нам, пока сердца наши горячи? Да
ничего!..».

Постановщик спектакля Ф. Шиши-
гин и актерский коллектив правиль-
но истолковали ведущую мыель ав-
тора пьесы и донесли до зрителя ее
поэтическое звучание.

Т. Ефремова тепло и просто сыг-
рала Герду. ‘Образ бесстрашной и
преданной девочки, ищущей Кея,
раскрыт артисткой в реалистических
тонах, без сентиментальности и с
большим обаянием.

А. Власова вполне справилась с
трактовкой‘ образа Kes. Живой и
веселый мальчик из первого действия
пьесы превращается в холодное, рав-
нодушное существо и затем снова
возвращается K прежнему облику.
Изменчивость образа, сложность его
психологического рисунка  потребо-
вали большой актерской работы.

Л. Слижикова (Снежная королева)
в своей трактовке роли несколько
расходится с замыслом автора, играю-
щего контрастами между  сказоч-
ностью ‘и реальностью. К сожале-
нию, артистка не всегда чувствует
эти контрасты,

Вторжение сказки в жизнь и Жиз-
ни в сказку придает особую остроту
драматическим положениям спектак-
ля. Эту остроту ощущаешь в испол-
	Телеграммы йз-за граняцы
	_ Электрификация
	Болгарии
	СОФИЯ, 15. (ТАСС). В Болгарии
развертывается строительство новых
электростанций, которые должны
удовлетворить возросшие потребно-
сти народного хозяйства в электро-
энергии. К концу этого года произ-
водство электрической энергии воз-
растет на 26 процентов, а мощность
электрических станций — на 20 про-
центов.

В стране продолжается строитель-
ство 6 крупных водохранилиш: «Ро-
сица», «Тополница», «Василь Кола-
ров», «Георгий Димитров», «Паса-
рел» и «Студена». В текущем году
вступят в строй новые водохранилн-
ща «Одерне» и «Слатина».

План мероприятий по электрифика-
ции и мелиорации предусматривает
значительное увеличение снабжения
электроэнергией машинно-трактор-
ных станций, государственных и ко-
оперативных земледельческих хозяй-
ств. Уже в этом году 52 тысячи гек-
таров земли получат искусственное
орошение. К концу пятилетки искус-
ственным путем будут орошаться 300
тысяч гектаров земли. р

Производство электротракторов
увеличится в этом году по сравнению
с минувитим годом в 5 раз, транспор-
теров—в 2 раза, электрических ламп
— в 10 раз.
		Заявление исполнительного комитета
английской коммунистической партии
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Hanno-
нальный исполнительный комитет ан-
глийской коммунистической партии
передал для опубликования в печа-
ти заявление, в котором говорится,
	что английская коммунистическая
партия «осуждает провокационную
военную политику, проводимую ан-
	глинским правительством на Сред-
нем Востоке. Отправка войск в порт
Акаба и полеты самолетов ‘через
египетскую границу и над располо-
жением войск государства Израиль
являются актом военной интервен-
ции, которая привела к этому тра-
гическому исходу.

Общественное мнение всего мира
осуждает эту военную интервенцию.
Отправка ‘английских \замолетов He
	была санкционирована организацией
	Об единенных нации. Правительство
проводит эту политику, полностью
игнорируя решение ООН. Эта поли-
тика не отвечает интересам наролов
Среднего Востока, которые в прощ-
лом и сейчас постоянно требовали
и требуют отвода английских войск
с их территории. Враждебная поли-
тика и интриги английского и аме-
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Английский
министр финансов Криппс вчера на
пресс-конференции сделал обзор эко-
номического развития Англии за про-
шлый год. Основная мысль этого об-
зора состояла в следующем: хотя
об’ем производства в Соединенном
Королевстве возрос примерно на
5 проц., 1948 -год был годом суровых
ограничений, когда уровень жизни
повысился лишь незначительно.
	Он заявил, что в истекшем году
основная проблема заключалась в н®-
`‘обходимости устранить большой де-
фицит во внешнеторговом балансе.
Криппис указал, что общий об’ем экс-
порта и ‘реэкспорта за год составил
1.648 млн- фунтов стерлингов, а об’-
ем импорта—2.080 млн. фунтов стер-
лингов. 3a вторую половину года
экспорт и реэкспорт составили 873
млн. фунтов стерлингов, а импорт —
1.054 млн. фунтов стерлингов. Дефи-
цит видимого торгового баланса, рав-
нявшийся 251 млн. фунтов стерлин-
гов за первую половину года, сокра-

тился до 18] млн. фунтов стерлин-
`гов за вторую половиву года. Дефи-
цит за год составил 432 млн. фунтов
стерлингов.

Указывая, что статистические дан-
ные о «невидимом» торговом балан-
се еше не получены, Криппе .сооб-
щил, что информация, имеющаяся в
его распоряжении, свидетельствует
об «успехе» в направлении ликвида-
ции дефицита платежного ‘баланса,
хотя, возможно, потребуется некото-
рое время для того, чтобы такое’ по-
ложевие было не только достигнуто,
но и закреплено.

Однако Крипие предостерег, что,
даже когда будет достигнут уравно-
вешенный платежный баланс, «мы
все еще не сможем разрешить про-
блему долларового дефицита. В на-
	стоящий момент эту проблему мож-
но как-то разрешать только благода-
	Картина художника Я. РОМАСА.
	нении роли Советника С. Кудаше-
ВЫМ. Артист создал яркий,  вырази-
тельный образ капиталиста, глуша-
щего все доброе и справедливое.

Приятное впечатление производит
игра Е. Славиной в иктересной и
острой роли Маленькой разбойницы.
Л. Штейнрайх живо и весело игразт
Сказочника. Артист умеет располо-
жить к себе аудиторию и привлечь
ее вчимание.
	Остальные исполвители дружно
поддерживают — ачсамбль. Moxeo
лишь поставить в упрек всему Ксл-
лективу несколько излишне повы-
шенные тона в подаче текста,
В спектакле есть ненужный важим,
подчеркивание отдельных эффект:
вых мест. Быть может это сгладится
в лальнейших спектаклях.
	яркости и красочности спектакля
в значительной мере содействует ин-
тересная работа художника Е. Ман:
дельберга: Впервые в театральной
практике Москвы он использовал для
оформления люминесцентные краски.
Под лучами особых ртутных ламп
эта живопиеь дает самые  феериче-
ские эффекты. Зимний пейзаж мгно-
венно может превратиться в летний,
а убогие одежды становятся царским
нарядом. Очень хороши занавес, цве-
тущий розовый куст и менуэт в ко-
ролевском замке.

«Снежная королева» — спектакль
не только детский. Многое в пьесе
Е. Шварца может полностью дохо-
дить лишь до взрослого зрителя, ко-
торый с удовольствием воспринима-
ет свежий и поэтический мир сказки
	о дружбе, преданности и бесконеч-
кой вере в человека.
	Александр Дейч,
	риканского империализма уничтожают
возможности мира на Среднем Во-
стоке, которого хотят как евреи,
так и арабы и египтяне.

Интересы нефтяных компавий и
стратегические соображения берут
верх над интересами установления
мира. Недавние провокационные дей-
ствия Англии направлены на то,
чтобы помешать успеху переговоров
между государством Израиль и
Египтом, вызвать инцидент, который
мог бы использовать король Абдул-
	a, являющийся английской марио-
неткой, для вызова английских
войск. Коммунистическая партия
	требует признания государства Из-
раиль и полного выполнения реше-
ний Гекеральной Ассамблеи ООН о
создании еврейского и арабского го-
сударств в Палестине. Мы призы-
ваем к эвакуации английских войск
со Среднега Востока. Когда пре-

кратится вмешательство Англии и
Соединенных Штатов, только тогда
народы Среднего Востока достигнут
взаимопонимания и будут жить в
	мире».
		чепньм указателем
	станции «Таганская» Большого кольпа метро.
		ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ХУЛОЖНИКОВ РСФСР
	Изобразительному искусству пери-
	феерии посвящается выставка,  кото-
рую организуют Комитет по делам
искусств при Совете Министров
	РСФСР и «Всэкохудожник». Она про-
демонстрирует успехи и достижения
хуложников краев и областей Рос-
сийской Федерации в живописи, гра-
фике и скулымуре.
	Представленные на двух предыду-
щих итоговых выставках работы ху-
дожников носили преимущественно
этюдный, эскизный характер. На пред-
стоящей выставке центральное место
отводится тематической картине, по-
вествующей о героических подвигах
советских людей в Великой Отечест-
венной войне, о преобразованиях, про-
исшедших за время сталинских пяти-
леток в индустрии, сельском хозяй-
стве, на транспорте. Большое место
уделяется жизни и быту колхозной
	деревни, показу Героев Социалисти-
	ческого Труда,
урожаев.
	мастеров высоких
	Отличие предстоящей выставки от
предыдущих состоит также в том, что
она будет намного шире по количест-
ву экспонатов. На рассмотрение жю-
ри было представлено свыше тысячи
произведений мествых художников.
Из них около трехсот уже отобрано
для экспонирования.
	К участию в выставке привлечено
около двухсот художников. Москвичи
познакомятся с произведениями живо-
писцев, скульпторов и графиков Ярос-
лавля, Горького, Куйбышева, Сарато-
ва, Костромы, Калинина, Астрахани,
Новосибирска, Омска и других горо
дов.

В заключение выставки состоится
расширенная творческая  конферен-
ция, на которую приглашаются мест-
ные хуложники и представители об-
щественности краев и областей
РСФСР.
	Выступление Криппса.
на пресс-конференции
	Открытие новых
‘месторождений нефти
	в Кгипте
	ря “американской помощи. Для того,
чтобы мы могли заявить, что стали
на собственные ноги, эта проблема
должна быть разрешена без необхо-
димости прибегать к исключительной
помощи извне».

Останавливаясь на дальнейших кон-
KPeTHHIX моментах экономического
развития, Криппс заявил, что одной
из основных задач будущего. года
является распространение экспортной
торговли на рынки стран устойчивой
валюты.

Криппе отметил, что контрольная
цифра численности рабочей силы для
таких недоукомплектованных отрас-
лей промышленности, как текстиль-
ная промышленность, сельское хозяй-
ство и угольная промышленность, не
достигнута. Контрольные цифры до-
бычи угля, производства хлопчато-
бумажной, шерстяной и камвольной
пряжи и тканей не выполнены.
	В заключение Криппс подтвердил
«необходимость» дальнейшего прове-
дения политики замораживания зара-
ботной платы.
	Отвечая на вопросы, Криппс зая-
вил, что контрольная цифра экспор-
та угля выполнена только’ за счет
сокращения запасов примерно на пол-
тора-—два миллиона тонн.
	К вопросу
о положении женшин
	в Австралии
	СИДНЕЙ, 15. (ТАСС). Выступая
на завтраке, данном сиднейским ко-
митетом союза австралийских жен-
щин, представитель Австралии в ко-
миссии ООН по вопросу о положе-
вии женщин Джесси Стритт, заявила:
«Австралийские и новозеландские
женщины получают самую низкую
	по сравнению с мужчинами заработ-
	ную плату в мире. Пастало время,
чтобы женские организации обрати-
лись к своим правительствам с во-
просом о том, что они намерены де-
лать в отношении данных ими при
подписании Устава организации Об’-
единенных наций обещаний  относи-
тельно уничтожения всех видов ди“
скриминации, основанной на различии
полов».

Стритт, вернувшаяся недавно из
поездки по европейским странам, за-
явила, что в марте этого года она
совершит поездку по всем австралий-
ским штатам, где она будет читать
лекции по вопросу о положении
женщин.
	КАИР, 15. (ТАСС). Как официаль-
но об’явлено, в Египте в районе Садр
(Синайская пустыня) на этой неделе
открыты новые весьма богатые ме-
сторождения нефти. Хотя египетское
правительство заключило контракт
на эксплоатацию ‘нефтяных  место-
рождений в районе Садра только с
«Англо-Иджипшн ойл филдс компа-
ни», тем‘не менее вновь ‘открытые
нефтяные месторождения будут экс-
плоатироваться также и американской
компанией «Сокони вакуум ойл ком-
пани», которая в настоящее время
ведет разведку и. эксплоатационные
работы совместно с «Англо-Иджипин
ойл филде компани».

Комментируя сообщение об откры-
тии нового месторождения нефти,
газета «Аль-Кутля» пишет: «Мы на-
деемся, что эти естественные богат-
ства, открытие которых было сдела-
но в нужный момент, будут исполь-
зоваться правильно, в соответствии с
интересами и действительными по-
требностями развития экономики
Египта».
	Продажа Италии
200 американских
	самолетов в БИЗОНиИй
	РИМ, 15. (ТАСС). Итальянские
газеты опубликовали сообщение
агентства Рейтер из Висбадена ©
том, что командование американски-
ми воздушными силами в Германии
сообщило о продаже Италии 200
самолетов из числа американских
«излишних материалов».

Продажа самолетов была произве-
дена с санкции государственного де-
партамента США. Речь идет о 100
транспортных двухмоторных самоле-
тах типа «Вояджер С-45» и 100 са-
молетах разведывательной авиации
типа «Сентинел-15».
	НОВЫЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ
ДЛЯ ГОЛЛАНДСКОЙ АРМИИ
В ИНДОНЕЗИИ
	ГААГА, 15. (ТАСС). По сообщению
агентства АНН, вчера из Роттердама
в Индонезию отправился пароход
«Зейдеркрейс» с пехотными, мор-
скими и воздушными подразделения-
ми для подкрепления голландской
` армии на Яве и Суматре.
		Концерты польского певца
	тельским удачам следует отнести
каватину Фигаро из  «Севильскогс
цырюльника» Россини, куплеты Эска-
мильо из оперы «Кармен».
	Большой интерес для слушателей
представили впервые прозвучавшие
на московской эстраде романсы поль-
ских композиторов Карловича («Там,
где первые звезды») и Вельхорского
(«Дни детства моего»). В этих во-
кальных пьесах раскрылись другие
черты дарования исполнителя — ли-
рическая теплота и мягкость.
` В свою программу польский’ певец
включил и вокальные произведения
Чайковского и Рахманинова, испол-
ненные со вкусом и верным ошуще-
вием русского поэтического текста.
Слушатели тепло приветствовали Ежи
Гарда...

Сегодня в Зале имени Чайковского
состоится последнее выступление ‘в
Москве польского певца. Затем Ежи
Гарда выедет на гастроли в Ленин-
град.

А_ Санников.
		Московские слушатели всегда с
большой теплотой принимают в CTO-
лице артистов — гостей из друже-
ственной демократической Польши.
Польские дирижеры, певцы, инстру-
менталисты, посещающие Советский
Союз, радуют своей высокой испол-
нительской культурой. Знакомство с
исполняемыми в их концертах произ-
ведениями польских композиторов
еще теснее скрепляет творческие
связи между культурами двух. родст-
венных славянских народов.

С понятным поэтому интересом
ждали москвичи и об’явленных в
программах Московской филармонии
выступлений известного польского
певца Ежи Гарда. Имя этого’ выдаю-
щегося деятеля польского музыкаль-
ного искусства.— солиста. и руково-
дителя оперного театра в Познани —
было уже известно в Москве по рас-
сказам наших исполнителей, гастро-
лировавших в Польше и слушавших
певца на его родине.

Первые же выступления Ежи Гарда
в Концертном зале имени Чайковско-
го и в Большом зале консерватории
еще раз подтвердили. благопоиятное
мнение о его высокой вокальной

культуре.

Программа выступлений, отличав-
шаяся разнообразием музыкальных
стилей и жанров, дала певцу ва3-
можность продемонстрировать с
большой полнотой свое дарование” и
зрелое мастерство. Ежи Гарда обла-
дает прекрасным сильным баритоном
красивого, теплого тембра, ровно
звучащим во всех регистрах. Своими
пезаурядными вокальными данными
артист владеет легко, свободно, с
подлинной артистичностью. Вокаль-
ная школа Гарда превосходна.
	Насколько позволяет судить пока-
занная программа, наиболее близкой
артисту сферой является не камерная,
а оперная музыка. Самое яркое впе-
чатление от концертов Гарда оста-
вили арии из популярных классиче-
	опер.

В первую очередь это драматиче-
ски насыщенные речитатив и песня
Януша из оперы Монюшко «Галька»,
которую Гарда спел со свойственной
ему выразительностью. Свое  вирту-
озное мастерство певец ярко проде-
монстрировал в труднейшей для ис-
полнения балладе Нелюско из оперы
Мейербера «Африканка». К исполни-
	НА С

ENE —
ОК АЗНА
	«Снежная королева»
в Московском театре.
драмы и комедии
@d
	CKASKA живет долгой и прекрас-
ной жизнью. Зародившись В
глубине веков, переходя из уст в
уста, обогащаясь острыми темами
современности, она с каждым поко-
лением говорит на его языке. И то,
что в старинной, сказке _ порой ка-
жется отжившим и увядиим, от  при-
косновения подлинного художника
вновь начинает сверкать чистотой и
благородством, вновь зарождает в
сердцах людей чувства добра и спра-
ведливости.

Эти мысли невольно приходят в
голову, Когда мы перечитываем или
смотрим на сцене старые сказки в
новой трактовке. Так и «Снежная
королева», много десятилетий назад
рассказавная Андерсеном, получила
новую жизнь под пером советского
драматурга Евгения Шварца. Правз-
да, кое-что очень яркое и поэтичное
у Андерсена в переработке . oKa3a-
лось утраченным. Но зато сказка
приобрела остроту социальной сати-
ры, язвительной насмешки над вра-
гами добра и ‘прогресса, над облада-
телями черствых, эгоистических,  ле-
	дяных сердец,
		  15 января —l
	ВЫСШИХ учебных заведениях
столицы в ленинские дни будут
проведены научные сессии и заседа-
ния, посвященные 25-летию CO дня
смерти В. И. Ленина. В_ Академии
общественных наук при ЦК ВКП(б)
	24 и 25 января проводится открытое
	заседание Ученого совета совместно
с аспирантами академии.  Намечено
19—20 января провести научную сес-
сию в Институте Маркса—Энгельса
— Ленина. На пяти факультетах Мо-
	 сковского государственного универ-
	ситета в Педагогическом институте
	имени В. И.

JleHHHa

других выс-
	ших учебных заведениях, сообщают
«Известия», будут проведены засе-
дания ученых советов.
	я
ВЧЕРА в Краснознаменном зале
Центрального дома Красной Ар-
мии имени М. В. Фрунзе, сообщает
«Правда», состоялось торжественное
заседание, посвященное 60-летию со
дня рождения и 40-летию  творче-
ской деятельности главного конст-
руктора по самолетостроению, чле-
на-корреспондента Академии - наук
CCCP, Героя  Социалистического
Труда, лауреата Сталинской премии,
генерал-лейтенанта  инженерно-авиа-
пионной службы Андрея Николаеви-
ча Туполева. На собрании присутст-
вовали представители  Военно-Воз-
душных Сил СССР, Министерства
авиационной промышленности СССР,
Академии наук СССР, конструктор-
ских бюро,  ‘научно-исследователь-
скнх, учебных заведений и предприя-
тий авиационной промышленности, а
такке общественности города Моск-
	py. С докладом о роли А. Н. Ту-
	полева в развитии отечественной
авиации выступил заслуженный дея-
тель науки и техники Герой Социа-
	листического Труда А. А. Архан-
гельский.

*

НАлиях старейшему  горняку
шахты «Пролетарская Крутая»

треста «Макеевуголь», _ почетному

шахтеру Николаю Трофимовичу

Гордиенко, проработавшему  забой-
	щиком двадцать лет, был торжест-
венно вручен акт на пожизненное
пользование занимаемой им кварти-
рой. На шахте «София» такие же
акты получили проходчик первой
руки С. М. Беликов, начальник уча-
стка В. Н. Марченко. Всего в Ста-
линской области, пишут «Известия»,
вкты на пожизненное пользование
квартирами получают сейчас 251 ра:
бочий и 245 инженерно-технических
работников шахт.
	АХУП Московский
`ттахматный чемпионат
			Вчера состоялось открытие 27-г>
шахматного чемпионата Москвы. В
помещении Комитета по делам физи-
ческой культуры и спорта при ис-
полкоме Моссовета собрались участ-
ники турнира, судьи, представители
шахматной общественности и печати.

В кратком вступительном слове за-
меститель председателя комитета
М. В. Канунников пожелал участни-
кам успехов в предстоящих турнир-
ных «боях». Главный судья чемпио-
ната ‘заслуженный мастер спорта
П. А. Романовский зачитал выдерж-
ки из положения о чемпионате и
регламент.

Установлены три приза ‘для побе-
Ддителей: первый приз — для чемпио-
на Москвы, остальные два — для
шахматистов, занявших второе Я
третье места. Выделены также спе-
циальные призы за красивейшую  пар-
	тию, за наиболее ценную в теорети-
	ческом отношении партию и за луч-
шие результаты в пяти последних
турах.

Затем была проведена жеребъевка,
определившая порядковые. номера
участников: 1 Ю. Авербах, 2. С.
Флор, 3. Г. Фридштейн, 4. Г. Равин-
ский, 5. А. Константинопольский, 6.
	Перед началом шестнадцатого ту-
ра женского шахматного чемпионата
СССР, который состоялся вчера,
была об’явлена ничья в отложенной
партии Страндстрем — Биглова. Как
выяснилось, Страндстрем записала не
сильнейший ход и упустила победу.
Таким образом Биглова перед туром
лишь на пол-очка отставала от Руб-
цовой, занимавшей первое место. И
оба лидера потерпели вчера неудачи.

Рубцова проиграла чемпионке
Латвии Лауберт. Она плохо разыгра-
ла дебют, потеряла четыре пешки и
сдала партию. Биглова во встрече с
Лобановой в начале партии имела хо-
рошую позицию, но в дальнейшем
из-за грубого просмотре проиграла
пешку. Финальную часть партии Ло-
банова вела не наилучшим образом,
и у Бигловой теперь появились н?-
большие шансы на ничью. Партия
отложена,
	Ю. Штейнсапир, 7. М. Юдович, 8. ВБ.
Трупан, 9. А. Чистяков, 10. В. Панов,
11. Л. Абрамов, 12. Е. Терпугов, 13.
Я. Эстрин, 14. Е. Загорянский, 15. В.
Симагин. 16. А. Лилиенталь.
	Турнир проводится в Большом за-
ле Центрального дома культуры же-
лезнодорожников. Сегодня первый
тур, начало в 6 ч. 30 м. вечера. Иг-
рают: Авербах—Лилиенталь, Флоры—
Симагин, Фридштейн — Загорянский,

Равинский — Эстрин, Константино-
польский — Терпугов, Штейнсапир —
Абрамов, Юдович — Панов, Трупан

— ‘Чистяков.
	Завтра — второй тур, начало в 12
часов дня. Играют: Авербах — Флор,
Симагин — Фридштейн, Загорянский
— Равинокий, Эстрин — Константи-
нопольский, Терпугов — Штейнсапир,
Абрамов. — Юдович, Панов — Тру-
пан, Лилиенталь — Чистяков.
	х

Комитет по делам физической
культуры и спорта при исполкоме
Моссовета и редакция газеты «Ве-
	черняя Москва» выпускают  бюлле-
тень «ХХУП Московский шахмат“
ный чемпионат». Первый номер бюл-
летеня выйдет 18 января.
	В хорошем стиле Руденко одержал
ла победу над чемпионкой страны
Быковой. Этим успехом Руденко
обеспечила себе третье место в тур-
нире.

Прямой атакой Воскресенская вы-
играла у Игнатьевой. Вничью закон-
чились партии Чудова—Белова, Зво-
рыкина— Семенова и Бардина—Крез-
берг. Страндетрем проигрывает Бары-
шевой.

После шестнадцати туров впереди:
Рубцова (Москва) — 12 очков из 16
и Биглова (Ленинград) — 11/2 очков
из 15, Руденко (Ленинград) — 11 оч-
ков, Белова (Ленинград) — 10 очков
и Чудова (Москва) — 9» очков из
16, Вольтерт (Ленинград) — 8 оч=
коз из 14 ит. д.

Сегодня — доигрывание неокончена
ных партий.

Последний — сёмнадцатый тур
	  в понедельник.
	Недавно мы видели «Снежную ко-
ролеву» на сцене Центрального дет-
ского театра; на-днях нам довелось
посмотреть ` ее и в‘постановке Мо-
сковского театра драмы’ и комедии.
Постановщик спектакля Ф. Шишигин
отнесся. серьезно к этому  спектак-
лю, нё посмотрел свысока на дет-
ского зрителя, по-евоему очень тре-
бовательного и восприимчивого KO
всему присходящему на сцене.
В острые моменты спектакля малень-
кие зрители своими возгласами и
советами, которые они подают геро-
‚ям сказки, красноречиво выражают
желание быть активными  соучаст-
никами сценических событий.

В теплых, идиллических тонах на-
чинается «Снежная Королева». Ми-
лые, веселые и беззаботные дети
Кей и Герда живут где-то в мансар-
де большого дома. У них маленькие,
невинные радости — лучик солнца,
проникающий на чердак, цветение
розового` куста в их каморке в зим-
нюю стужу, доброта и ‘нежность ба-
бушки, заботящейся о детях.

Но такая идиллия не может су-
шествовать в стране, где живут эго-
изм, корыстолюбие, жестокость 60-
гачей. Злые силы неумолимо втор-
гаются в детский мир, наносят раны
чувствительным сердцам, грозят ги-
белью. Эти злые силы олицетворяют-
ся в сказке в образах Советника и
Снежной королевы.

Е. Шварц удачно играет контраста-
ми фантастики. и действительности.
Его Советник — фабрикант искус-
ственного льда. У него оледеневшее
сердце, мертвый и холодный рассу-
док. Естественно, что он дружен со
Снежной королевой, олицетворением
	ЖЕНСКИЙ ШАХМАТНЫЙ ЧЕМПИОНАТ СОБР
	ШЕСТНАЛИАТЬГА ТУР