ДРУГ РУССКОЙ
ПЕСНИ
	От сельского учителя до профессо-
	ра Московской консерватории ‘— та-
	кой путь прошел за сорок с лишним
лет трудовой деятельности Василий
Петрович Мухин. В детстве и юно-
сти, проведенных безвыездно в род-
ном селе Порецком (бывшей’ Симбир-
ской губернии), сын бедного крестья-
нина и не помышлял всерьез о’ карье-
ре музыканта, Но именно в эти го-
ды была заложена в его душу ‘боль-
шая любовь к родным песням, к на-
родному мастерству хорового пения.
	Преданность народному песенному
искусству и отмечалась прежде всего
ва чествовании декана дирижерско-
хорового факультета Московской
консерватории В. П. Мухина, посвя-
щенном его 60-летию. Московский
музыкальный вуз В. Мухин окончил
двадцать лет назад по двум специ-
альностям — как вокалист и как
дирижер-хоровик. С тех пор весь
свой опыт и знания он, ученик луч-
ших советских знатоков хорового пе-
ния — профессоров А. В. Александ-
рова, Н. М. Данилина, П. Г. Чесно-
кова, — отдает воспитанию молодых
вокалистов, руководству хоровой са-
модеятельностью.
	Юбиляр много работал. с хоровы-
ми коллективами жЖелезнодорожни-
ков, работников просвещения, дири-
жировал Государственной академиче-
ской, хоровой капеллой Наркомпро-
са. ‘начала 30-х годов основная
деятельность В. Мухина протекает в
Московской консерватории, где он
получил звание профессора, а ныне
руководит дирижерско-хоровым фа-
культетом. Е

Стремясь принести наибольшую
пользу широкому развитию народной.
хоровой культуры, В. П. Мухин ру-
ководит . общевузовским  хоровым
коллективом, об’ единяющим около 70
одаренных ‘молодых певцов — сту-
дентов московских высших учебных
заведений.
		границы
	ОТКЛИКИ В БЕРЛИНЕ
НА ОТВЕТЫ И. В. СТАЛИНА
КИНГОБЭРИ СМИТУ
	БЕРЛИН, 8. (ТАСС). Как передает
агентство АДН, первый председатель
Христианско-демократического союза‘
(ХДС) советской зоны оккупации
Германии и председатель Немецкого
Народного совета Отто Нушке вы-
ступил со следующим заявлением:
«Отказ Трумэна вызвал жестокое ра-
зсчарование у представителей всех
прогрессивных сил мира, борющихся
за мир. Этот отказ является позорным
нарушением обещаний, данных Трумз-
ном избирателям».

Генеральный. ‘секретарь Немецкого
Народного совета Вильгельм Кенен
указал в своем выступлении, что «от-
каз Трумэна - разоблачил позорный
маневр западных политических деяте-
лей и пропаганду об их мнимом слу-
жении делу мира. Эти люди говорят
о мире, а в действительности и не
думают о нем. В то время как Совет-
ский Союз вновь выступает с. практи-
ческими предложениями об урегули-
ровании отношений США осущест-
вляют в Германии политику, направ-
ленную на дальнейшее обострение и
без того напряженного ноложения».
«Этой политике разрушения, — ска-
зал далее Кенен, — мы  прогивоно-
ставляем нашу политику восстанов-
ления. осуществляемую нами при по-
мощи двухлетнего плана и движения
активистов производства. Экономиче-
ским ограничениям западных‘ держав,
направленным против восточной ‘30-
ны, мы противопоставляем дальней-
шее расширение торговых связей. Им-
периалистической политике угнете-
ния и травли мы противопоставляем
политику национального  освобожде-
ния, борьбу за мир, борьбу за укреп-
ление антифашистского демократиче-
	ского порядка. Вопреки намерениям
Трумэна движение за мир во всем
мире будет продолжаться».

Отовеюду
	хх КАК ПЕРЕДАЕТ Английское
центральное бюро информации, анг-
лийское министерство иностранных
дел сообщило, что английским пред-
ставителем в Тель-Авиве назначен
посланник в Венгрии Хелм. До его
прибытия Англию будет представлять
	английский генеральный консул в
Хайфе Марриот.
\х КОРРЕСПОНДЕНТ агентства
	Юнайтед Пресс сообщает из Буэнос-
Айреса, что администрация четырех
газет уволила всех своих печатни-
ков, Которые якобы устроили «италь-
янскую забастовку», вследствие чего
три газеты не смогли выпустить свои
воскресные издания.
	ж ГОЛЛАНДИЯ расширяет в на-
стоящее время-свои азродромы. Но-
вым оборудованием оснащается
аэродром около Маастрихта. Намече-
нс значительное расширение аэродро-
ма Ипенбург, расположенного около
Гаагя, и уже производится  значи-
тельное расширение ‘самого большого
аэродрома Голландии Схипхол, рас-
положенного около Амстердама. Рас-
зпирение ‘аэродрома Схипхол даст
возможность аэродрому принимать и
отправлять 160 тяжелых самолетов в
час. }
	\ж ТЕГЕРАНСКАЯ газета «Дад»
сообщает, что в связи с введением
всенного положения в Тегеране соз-
даны три военных трибунала, кото-
рые начали функционировать с 6
		3.600
КОНЦЕРТОВ
	Просторный Краснознаменный зал
Центрального Дома Красной Армии
заполнили генералы и офицеры—по-
стоянные посетители крупнейшего в
СССР офицерского клуба.. С докладом
о культурном обслуживании в 1948 го-
ду и перспективах на 1949 год вы-
ступал начальник отделения художе-
ственного обслуживания В. Горский.

За минувший год в Москве и в
иногородних домах офицера ЦДКА
организовал около 3.800 концертов
мастеров искусств, коллективов сто-
личных и иногородних театров, ан-
самблей художественной самодеятель-
ности. В залах, кабинетах и гостиных
ЦДКА шли регулярвые занятия уни-
верситета музыкальной культуры, про-
водились тематические концерты,
встрени с мастерами советского ис-
кусства. Большим успехом пользова-
лись вечера в зале «Новости совет-
ского искусства». В музыкальной го-
стиной посетители слушали чтения
по истории музыки, творческие от-.
четы советских композиторов и ис-
полнителей. -

Интересные планы намечены Ha
1949 год. Организуются вечера на
тему «Советская Армия и народ».
С творческим рапортом выступят вы-
дающиеся советские артисты — лау-
реаты Сталинских премий. Большой
концерт. под названием «Нашей ге-
роической молодежи» посвящается
XI с’езду ВЛКСМ. На сцене ЦДКА
покажут свои новые спектакли сто-
лЯчвые и гастролирующие в Москве

театры. Специальной программой ве-
черов и концертов отмечается 150-ле-
тие со дня рождения А. С. Пушкина.

Осенью открывается университет
искусства и литературы. Здесь будут
читаться лекции по театру, изобра-
зительным искусствам, кино,  худо-
жественной литературе.

Сейчас подготовляется к открытию
большая выставка изобразительной
самодеятельности членов семей гене-
	ралов и офицеров.
	На пресс-конференции в польском
министерстве иностранных дел
	Однако польское предложение на-
толкнулось на непреодолимое сопро-
тивление американского делегата,
который представлял железные до-
роги западных зон оккупации и ко-
торый категорически отказался про-
пускать польские товарные поезда,
вывозящие уголь в Западную Евро-
пу: В результате конференция при-
	няла решение лишь о частичном
транзите некоторых польских това-

ров.
	В конце ноября 1948 года состо-
явшаяся в Риме новая железнодо-
рожная конференция, составляя рас-
писание поездов, которое должно
вступить в силу с 15 марта 1949
года, по требованию — англо-аМери-
канской делегации отказалась вне-
сти в график транзит каких бы то
ни было польских товаров через за-
падную зону ‘оккупации. В резуль-
тате, заявил Грош, мы вынуждены
пользоваться для торговли с Запа-
дом более длинным, а`значит и 60-
лее дорогим транзитом через“ Чехо-
словакию“
	У нас, сказал Грош, не вызывает
сомнений, Что такая позиция англо-
американских оккупационных вла-
стей продиктована не столько тех-
ническими условиями, на которые
они ссылаются, сколько’ политикой
дискриминации в отношении поль-
4кой торговли с западными страна-
ми Европы.
	Индийско-негритянский
митинг в Дурбане
	ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рей-
тер, в Дурбане (Южно-Африканский
Союз) состоялся митинг, на котором
присутствовали представители нег-
ров и индийцев со всех концов
Южно-Африканского Союза.

Митинг был созван Индийским
кснгрессом Южной Африки и Афря-
канским национальным конгрессом и.
служит первым шагом на пути к
созданию об’единевного фронта неев-
ропейцев. Митинг намечался на бо-
лее поздний срок, но был созван в
качестве чрезвычайного  мероприя-
тия ‘для обсуждения последствий
резни в Дурбане, в результате ко-
торой погибло свыше ста двадцати
негров и индийцев.
	Митинг единогласно принял резо-
люцию, в которой говбрится, что
«каковы бы ни были .непосредствен-
ные причины, ускорившие взрыв,
собравшиеся убеждены в том, что
основные причины беспорядков сле-
дует искать в политическом, эконо-
мическом и социальном строе стра-
ны, основанном на дискриминации
различных расовых групп, и в поли-
тике расовой нетерпимости и розни,
проводимой высшими кругами.

Таким образом, беспорядки, по-
добные недавней резне, являются

результатом такой политики, и от-
ветственность за них лежит на тех,
	кто сохраняет такую искусственную
социальную структуру».
	ВАРШАВА, 7. (ТАСС). Предста-
витель министерства иностранных дел
Грош сообщил на пресс-конферен-
ции о затруднениях, чинимых англо-
американскими оккупационными вла-
стями в Германии транзиту поль-
ских товаров, идущих из Польши в
западные страны Европы.
	11 марта 1948 года, сказал Грош,
польская ‘военная миссия в Берли-
не направила ноту англо-американ-
скому транспортному управлению, в
которой от имени польского прави-
тельства просила организовать же-
лезнодорожный транзит ‘из Полыши
в страны Западной Европы через
западные оккупационные зоны Гер-
мании. Британские и американские
власти дали на это принципиальное
согласие.
	На этом основании польская де-
легация, присутствовавшая на про-
исходившей в апреле 1948 года кон-
ференции в Копенгагене, выступила
с просьбой внести в график опре-
деленное количество поездов, от-
правляющихся ‘из Польши во Фран-
цию, Бельгию, Голландию и Javan.
Это предложение ‘было поддержано
представителями четырех вышщеназ-
ванных государств. Кроме них пред-
ложение польского правительства
было поддержано представителем
советской зоны оккупации Tepma-
нии, который заявил, что советская
зона обеспечит транзит польских
товарных поездов, идущих на За-
пал.
	Американский капитал
на Ближнем Востоке.
	ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Как переда-
ет корреспондент агентства ‚Рейтер
из Дамаска, премьер-министр Сирии
Халед Азем  об’явил об окончании
переговоров с представителями аме-
риканской нефтяной компании «Транс-
арабиен  пайплайн компани» относи-
тельно возобновления работ на строи-
‘тельстве нефтепровода, пересекаю-
щего территории Сирии и Ливана.

Халед Азем сообщил также, что
переговоры с Англо-Иранской нефтя-
кой компанией продолжаются.

Сирия и Ливан согласились на
возобновление работ по- строитель-
ству нового нефтепровода, проходя-
щего по их территориям, хотя в ию-
не прошлого года Сирия отвергла
предложение американских компаний
о предоставлении им` концессионных

прав на постройку нового нефтепро-
вода.
	Инцидент на американском
аэродроме в Темпельгофе
	БЕРЛИН, 7. (ТАСС). Как переда-
ет агентство АДН, на-днях по путя
из Парижа личный самолет француз-
ского главнокомандующего в Герма-
нии генерала Кенига должен был
сделать вынужденную посадку на
американском аэродроме в Темпель-
гофе. Когда самолет приземлился на
зэродроме и из него вышли два
французских офицера, на них набро-
сились американские солдаты и офи-
церы и избили их. Генерала Кенига
в самолете не было.
	Как передают, на новом аэродроме
в Тегеле (французский сектор) нет
ни одного французского солдата или
офицера. Обслуживающий персонал
состоит из американцев, которые не
допускают на аэродром французов.
	Провал.
зернозаготовок
в Южной Корее
	ПХЕНЬЯН, 7. (ТАСС). Как сооб-
пцает пхеньянское радио, несмотря на
насилия и угрозы  марионеточного
правительства Ли Сын Мана, кресть-
яне Южной Кореи отказываются: сда-
вать зерно.

Ли Сын Ман издал приказ № 54,
который предусматривает штрафы до
100 тысяч иен и обыски всех кресть-
ян, которые до 25 февраля не вы-
полнят плана сдачи зерна. Отказыва-
ющимся сдать зерно приказ угрожа-
ет привлечением к ответственности и
конфискацией зерна.

Но даже такие насильственные
методы заготовки зерна не помога-
ют выполнению плана. Крестьяне
саботируют зернозаготовки, что вы-
нуждено было официально признать
«правительство» Ли Сын Mana.
	мадных расходов на. вооружение. Из-
вестно, что президент, в частности,
предлагает. такие расходы на всеоб-
щее военное обучение, которые в
1951 году достигнут двух миллиардов
долларов, т. е. в семь раз превысят
ассигнования на нужды просвещения.

Предусматриваемые в послании
Трумэна о бюджете дополнительные
ассигнования на западно-европейский
военный союз будут почти в четыре
раза превышать предложенные в том
же послании расходы на жилищное
строительство и т, д.
»Прогрёссивные круги США, истин-
ные поборники мира, свободы и де-
мократии, выражают серьезное бес-
покойство по поводу ‘намечаемого
американским ‘правительством курса.
Прогрессивная печать расценивает на-
меченную в послании Трумэна про-
грамму как программу, «которую тре-
буют банкиры, генералы и тресты по
производству вооружения».

В своей статье «Вероломство в
конгрессе» газета «Дейли уоркер»
писала: «Большинство в демократи-
ческой партии уже понимает, что на-
роду придется вести ожесточенней-
шую борьбу, чтобы ‘получить хоть
немного из того, за что он голосо-
вал на ноябрьских выборах...». «Уолл-
стрит, — пишет газета, — является
хозяином конгресса: он диктует свои
требования республиканцам и демо-
кратам, которые послушно будут де-
лать все, что прикажет их «всесиль-
ный» господин капитал, Цели, кото-
рые поставил Уолл-стрит, — это
осуществление программы   громадных
зооружений и мер, обеспечивающих
расширение и укрепление американ-
ского империалистического контроля
над ‘народами всего мира».
	Лидер прогрессивной партии США
Уоллес резко критикует послание
		Учащиеся 1-го класса хореографического училища при Большом театое
	ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА
МОЛОЛЫХ АРТИСТОВ
	Рождение нового таланта всегда
радостное событие в жизни искусства.
Прошедший театральный год был
богат такими событиями. На сценах
наших театров, в спектаклях совре-
менного и классического ‘репертуара
раскрылись яркие дарования целой
плеяды артистов, в большинстве слу-
цаев только начинающих свой твор-
ческий путь в искусстве. ь

На вечере в Доме актера, посвя-
щенном «дебютанткам 1948 года», мы
увидели И. Киселеву (театр имени
Ермоловой), Т. Махову (Театр apa-
мы н комедии) и В. Васильеву (Театр
	вые черты ее дарования — простота,
непосредственность, искренность.

Т. Махова — также воспитанница
Городского театрального училища.
Не часто бывает, чтобы такая труд-
ная роль, как роль Лизы Калитиной,
лоставалась артистке, едва пересту-
пившей порог сцены. Однако Театр
драмы и комедии, поручив централь-
ную роль в спектакле «Дворянское
гнездо»: Т. Маховой, не ошибся в сво-
их ожиданиях: молодая артистка со-
здала образ, впечатляющий своей
глубиной, эмоциональностью.

Спектакль театра имени Ермоловой
	сатиры) в отрывках из спектаклей   открыл нам другой обещающий та-
«Счастье», «Дворянское — гнездо»,   лант — И. Киселеву. Ее путь к твор-
«Лев Гурыч Сеничкин». Вероятно   Ческому призванию не совсем обычен.
	простая случайность об’едивила в
одной программе ’драматургические
произведения столь различных жан-
ро, столь различного жизненного
содержания: пьесу о наших современ.
никах, о людях, находящих свое
счастье в борьбе за процветание со-
ветской Родины; инсценировку тур-
теневского романа, рисующего обра-
зы давно ушедшей от нас эпохи; на-
конец, старинный водевиль, в кото-
poM по-своему отразились быт и нра-
вы тогдашней актерской среды.
Разные времена, разные люди, раз-
ные характеры. Но такова ‘уж сила
подлинного таланта — он делает оди-
наково живыми, правдивыми, убеди-
тельными образы близкие и далекие,
образы драматические и комедийные,
трогательные и смешные. Молодые
артистки ‘вложили в исполнение сво-
их первых театральных ролей глубо..
кое и искреннее чувство; они устоя-
ли перед соблазнами сценических
штампов, стремясь приблизиться к
большой правде жизни и искусству.
В. Васильева пришла в Театр сати-
ы из Московского городского теат-
зльвого училища. В отличие от дру-
т дебютанток она стала известна
зрителям, прежде чем сыграла свою
перзую роль на сцене. Мы запомнили
& в фильме «Сказание о земле Си-
бярской», где она создала обаятель-
ный образ скромной, простой совет-
ской девушки Настеньки. Это не бы-
ло случайной удачей. Вот перед нами
Лиза Синичкина, начинающая актриса
из водевиля Ленского: персонаж
совсем иного внешнего и внутреннего
склада. Но и этот образ Васильева
наполняет живым и теплым чувством,
я на этот раз проявляются характер-
	Два года назад девушка, только что
окончившая среднюю школу и никог-
да не выступавшая на сцене, решила
испытать свои силы на конкурсе.
Она прочла перед приемной комисси.
ей чеховский рассказ, изображающий
вздорную, взбалмошную дамочку. Об-
раз, как говорится, не получился. Но
театр почувствовал в робкой, неуве-
ренной исполнительнице задатки сце-
нического дарования. И тоже’ не
ошибся. В исполнении Киселевой Ле-
ва Журина из пьесы «Счастье» —
правдивый, словно выхваченный 43
жизни характер: все в нем corpeTo
дыханием нашей действительности,
все верно и выразительно.
	Второй вечер молодежи, состояв-
шийся на-днях в Доме актера, по-
	знакомил собравшихся с творчеством
	К. Роек и Н. Афанасьева — предста-
вителей самого молодого поколения
Малого театра.

Народный артист РСФСР К. А.
Зубов в своем вступительном слове
напомнил о славной ‘традиции ста-
рейшего русского. театра’ — воспиты-
вать и выдвигать талантливую ак-
терскую молодежь. Выступления
К. Роек и Н. Афанасьева на сцене
Малого театра рядом с признан-
ными его мастерами являются  на-
глядным свидетельством плодотвор-
ности этой традиции. Сцены из спек-
таклей «За тех, кто в море», «Две-
надцатая ночь», «Мешане», «Беспри-
данница» — спектакля, в котором да-
рование молодых артистов прояви-
лось с особенной яркостью, — были
с большим успехом исполнены уча-
стниками вечера,
	С. Чернов.
	Выставка в Доме актера
	ных полей, Героев Социалистическо-
га Труда.
Большое место занимают живопис-
ные пейзажи Подмосковья.
Интересные работы представили
скульпторы В. Боголюбов, В. Вади-
хин, Г. Орлов, Н. Пустыгин и др.
	На клубной
	сцене
к САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ вокаль-
ный коллектив Дворца культуры
	имени Горбунова репетирует оперу
«Евгений Онегин» (дирижер М. Па-
ташник). Партию Онегина поет ин-
женер С. Теорин, Татьяны — слу-
жащая Е. Комарова, Ленского —
	мастер И. Кузнецов, Зарецкого —
	инженер И. Иванов.
	В залах Дома актера Всероссий-
ского театрального общества (улица
Горького, 16) открыта областная вы-
ставка живописи, скульптуры, графи-
ки и народного декоративного искус-
ства, посвященная конференции мо-
сковских большевиков. Экспонировз-
но около 150 работ. В выставке при-
нимает участие свыше 60 художни-
ков. Представленные произведения
отражают достижения живописцев,
скульпторов и трафиков за послед-
нее время, показывают их творческий
рост.

Художники создали интересные
пройзведения полные — глубокого
внутреннего содержания. На выстав-
ке мы видим произведеная, посвя-
шенные образам великих вождей
	В. И. Ленина и И. В. Сталина, пор-
треты стахановцев, мастеров колхоз-
	Иллюстрация художника А.
	ХХУП Московский. шахматный чемпиозат

Штейнсапира с -Трупаном и Чистяко-
вым закончились вничью. Пропущен-
ная ранее партия Юдович—Констан-
тинопольский отложена  с преимуще-
ством у Юдовича, Встреча Бонч-
Осмоловского с Чистяковым вновь
отложена. Чистяков отклонил пред-
ложенную ничью, но теперь его по-
зиция хуже.

После четырнадцати туров у Авер-
баха 113% очков из 14, у Лилиенталя
— 9 очков из 13, у Эстряна — 82

очков из 14, у. Симагина — 8 очков
из 14, у Бонч-Осмоловского — 63/2
очков из 12 ит. д.

* .

Сегодня — доигрывание HeOKOH-

чевных партий — их осталось восемь.

Завтра в Центральном доме куль-
туры железнодорожников последний
— пятнадцатый — тур.
	ЧНЫЙ
ЧЕМПИОНАТ
СССР
	ДЕСЯТЫЙ
ТУР
	Борьба за первое место в ААУП
Московском шахматном чемпионате
закончилась. Мастер Авербах, одер-
жав вчера, в день доигрывания, две
победы — над Бонч-Осмоловским и
Загорянским, уже завоевал звание
 емпиона Москвы.

Доигрывание партии с Бонч-Осмо-
‘ловским продолжалось всего шесть
ходов. Проходная пешка быстро ре-
щила ее исход. Загорянский решил не
доигрывать безнадежного эндшпиля
и сдался.

Теперь, если даже Авербах и про-
играет завтра в последнем туре, все
равно догнать его никто уже не мо-
жет. Ближайший «конкурент»—гросс-
мейстер Лилиенталь отстает. от побе-
дителя не менее чем на полтора
очка.

Бонч-Осмоловский, имея лишнюю
фигуру, выиграл в четыре хода у

брамова. Чистяков проиграл Равин-
скому. Фридштейн без игры сдал пар-
тию Абрамову. Так же не приступая к
доигрыванию, Равинский сдался Па-
нову. Партии Равинский—Абрамов и
	Трумэна о бюджете за то, что в нем
предусматриваются огромные расхо-
ды на вооружение при одновременном
игнорированни неотложных нужд на-
рода. «Предложенный президентом
Трумэном бюджет, — говорится в за-
явлении Уоллеса, — бросает яркий
свет на контраст между программой
социальных реформ, за которую аме-
риканский народ голосовал в ноябре
прошлого года, и огромными непроиз-
водительными расходами на холодную
войну. Нам нужно больше хороших
жилищ, больше школ и больниц, тог-
дА как предлагаемый Трумэном бюд-
жет не удовлетворяет даже самых не-
отложных нужд народа и совсем не
рассчитан на то, чтобы сделать Аме-
рику страной изобилия. Причина яс-
на: бессмысленная и ненужная хо-
лодная война поглощает половину
бюджета». :

Как уже говорилось выше, 75 про-
центов бюджета США предназначе-
ны для того, чтобы обеспечить агрес-
сивный курс внешней политики Сое-
диненных Штатов. Ассигнования на
социальные нужды американского на-
рода, об удовлетворении которых так
многообещающе говорил в свое ‘время
президент, составляют всего лишь 5,6
процента всех расходов. На просве-
щение выделяется менее одного про-
цента, а средства на жилищное стро-
ительство во много раз меньше ас-
сигнований на западный блок.

Зато растущие прибыли крупных
капиталистов — ‘фабрикантов оружия
гарантируют их дальнейшее процве-
тание. Им не грозит уменьшение до-
ходов. Увеличивающийся же государ-
ственный долг потребует дальнейшего
увеличения налогов, которые, как
всегда, тяжелым бременем лягут на
плечи трудящихся.
	АВЕРБАХ — ПОБЕДИТЕЛБ ТУРНИРА
	Стихи о шахтерах Подмосковья.
	СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ. «Подмосков-,
ный уголек». «Московский рабочий».
1948 г. 48 стр. Цена 3 руб.
	Поэт Сергей Васильев написал
цикл стихов о делах и днях Москов-
ского угольного бассейна. В сборни-
ке «Подмосковный -уголек» поэт рас-
сказывает о передовиках Мосбасса —
знатных проходчиках, крепильщиках,
лесогонах.

До Октябрьской революции Мос-
басс был вотчиной графа Бобринского.
В стихотворении «Рассказ старого
шахтера» обрисованы нечеловеческие
условия труда в графских шахтах:
убогая механизация, надрывная рабо-
та от зари до зари, полуголодное, ни-
щенское существование, голые нары
в бараках:

И смерти как будто бы нету,
и жизни никак не вядать.

Перелистываем страницы сборника,
и перед нами проходят картины ново-
то, социалистического Мосбасса. В
бывшем дворце Бобринского открыт
шахтерский санаторий. Стихи расска-
зывают о том, как из пепла и руин
возникли новые поселки с улицами,
вышитыми узорной стежкой молодых
елок, с кудрявой зеленью палисадни-
ков, красными черепичными крыша-
	ми коттеджей и тюлевыми занавеска-
Ми на окнах.
	Поэт ведет нас в шахту. Неузнавае-
мо изменил ее патриотический труд
горняков — борцов за пятилетку. Мы
идем по главному штреку, залитому
белым дневным светом люминесцент-
ных ламп. Постукивая на стыках
рельсов, быстро мчится электропоезд.
Мощные угольные комбайны вгрыза-
ются в породу, шумят скребковые
транспортеры, нтелестят шины и по-
ют рычаги углеразгрузочных машин.
Советская социалистическая техника
пришла на помошь горняку, и для
изображения чудесного преображения
подмосковной кочегарки поэт находит
меткие, яркие и радостные слова.

В балладе «Кто кого?» С. Василь-
ев говорит о сопиалистическом сорев-
новании демобилизованных гвардей-
цев Ивана Кострова и Егора Казанка
с братьями Яковом и Пахомом Льво-
выми. Это взволнованный поэтический
рассказ о простых севетских людях,
которые трудятся

HE ради жадности людской

и не ради похвальбы или молвы,
а великой ради радости Москвы,
ради золотых ее чудес.

Чудесное, близкое сердцу русско-
го человека название Москва часто
встречается в книге. В удглой горнан-
кой песне «Подмосковный уголек»
шахтеры поют:

Никогда — ни днем, ни ночью
Не устанем мы рубать.
Раз Москва сказала: выдать!
Зпачни, надо выдавать.

Обаятелен образ старика — почет-
ного шахтера Подмосковья Ивана
Ильича Королева, Пять его сыновей
погибли, защищая ШРодину, И ПОЭТ,
пожимая руку старику, говорит ему:

— Нет, не расстался ты с
сынозьями,
	все они пятеро вместе с нами,
все, что ты видишь вокруг
теперь, —
это бессмертие их, поверь!
/ Сборник «Подмосковный уголек»—
это поэтическая повесть.о социали-
стическом Мосбассе и его героях,
людях с чистой совестью, твердым
словом и горячим вдохновением, ко-
торое неизменно приводят горняков
Подмосковья к ‘большим трудовым
победам.

В сборнике есть и явно неудачные
строки, надуманные образы. Паровоз
у С. Васильева «бьет стальными ко-
пытами». В стихотворении «Горнякам
	вручают ордена» слово горняков
«поднимет пласт земной, ‘пройдет
плывун, разрушит тьму и только
	солнцу одному (?) доверит молот
свой (??)». Но эти недочеты не сни-
жают общих достоинств книги. Она
убеждает в том, что для советского
человека нет преград. И в этом пен-
ность поэтического труда С. Василь-
ева. -

С. Гревский.
	с.
		е-

3°
			0*

её
		4*
re
	Лаптева к «Поднятой целине» М, Шолохова.
(Выставка книги и графики Тослитиздата),
	«Основу нашей внешней политики,
— говорится в послании, `— состав-
ляет стремление к миру». Однако
	несколькими строчками ниже подчер-
	кивается, что для безопасности Сое-
линенных Штатов необходимо всеоб-
‹цее военное обучение. С одной сто-
роны, красивые слова в защиту мира
и международного сотрудничества, с
другой — бешеная гонка вооружений
и организация всякого рода блоков и
союзов.
	Большинство реакционных амери-
канских газет, состоящих на службе
у монополистов, не скрывает своей
уверенности в том, что так называе-
мые  реформаторские предложения
Трумэна о всякого рода социальных
«умиротворениях» имеют лишь дема-
гогические цели и что для достиже-
ния ‘этих целей сделано ничего не
будет. Так, например, ‘газета «Джор-
нал оф коммерс» откровенно заявля-
ет, что, хотя Трумэн и предлагает
отменить закон Тафта—Хартли, он в
то же время выдвигает предложения,
явно направленные к достижению
тех же целей, которые ставит этот
закон. Агентство Ассошиэйтед Пресс
так и заявило, что круга Уолл-стри-
та «с облегчением встретили посла-
ние». Некоторые предприниматели
также выразили полное удовлетворе-
ние тем, что Трумэн не рекомендо-
вал ввести налоги на «чрезмерные»
прибыли.

Несмотря на то, что три четверти
бюджета, предлагаемого TpyMaHom
на будущий бюджетный год, пред-
назначаются для подготовки новой
войны, реакционная печать США на-
стойчиво высказывается даже за со-
кращение и тех мизерных сумм на со-
циальные нужды, которые, намечены
в послании. Зато те же газеты уси-
ленно агитируют за утверждение гро-
	IDET

< МИЛИТАРИСТСКАЯ ПРОГРАММА
‚АМЕРИКАНСКИХ БАНКИРОВ
	что недоступно огромному большин-
ству американцев».

Не лучше обстоит дело и в обла-
эти народного просвещения. Трумэн
признал, что миллионы американских
детей не получают необходимого об-
разования, а миллионы учатся в пе-
реполненных старых зданиях. Нехва-
тает учителей, «так как жалование
учителей слишком низко», чтобы
привлечь новых педагогов и удержать
имеющихся.

Государственный долг США в на-
стоящее время составляет 252 мил-
лиарда долларов.
	Так выглядит  «процвелающая?
Америка.

В послании, однако, ничего не ска-
зано об обогащении кучки финансово-
промышленных магнатов Уолл-стрита.
Огромные прибыли, которые продол-
жают получать хозяева трестов и Мо-
нополий, это и есть, очевидно, то
«величайшее процветание», о котором
говорится в президентском послании.
	Известно, какое возмущение БЫЗ-
вал в свое время пресловутый ан-
тирабочий, антидемократический- за-
кон Тафта-—Хартлн. Чтобы привлечь
на свою сторону рабочих-избирателей,
Трумэн обешал в случае победы де-
мократов отменить этот закон. В по-
слании конгрессу Трумэн снова заяв-
ляет, что закон Тафта—Хартли дол-
жен быть отменен. Однако тут же
	делаются такие оговорки, которые по.
	существу направлены Ha COXpaHeHs
этого закона.
	3 ЯНВАРЯ в США открылась пер-
вая сессия конгресса 81-го со-
зыва. 5 января Трумэн обратился к
конгрессу с посланием, в котором по-
пытался обрисовать нынешнее поло-
жение в стране и наметить програм-
му на будущее как в области вчут-
ренней, так и в области внешней по-
ЛИТИКИ. .

Нынешнее внутреннее. положение
США изображается в послании как
«величайшее процветание». Однако
когда речь заходит о конкретных
фактах, то восторг сменяется унылы-
ми ламентациями. Оказывается, что
у «процветания» имеется и обратная
сторона. Все дело в том, кто про-
цветает в Америке.

Что касается американского народа,
TG он, очевидно, не разделяет мнения
своего президента о великом прогрес-
се. Однако и сам президент вынуж-
ден был признать, что . большинство
трудящихся Америки страдает «от
чрезмерно ‘высоких цен», что «мини-
мум зарплаты слишком низок». Далее
в послании Трумэна говорится о том,
что пять миллионов семей все еще
живут в трушобах и помещениях, яв-
но не отвечающих элементарным тре-
	‘бованиям санитарии И безопасности,

= три миллиона семей «делят свой
очаг с чужими». Нельзя скрыть и то-
го. факта, что десятки миллионов
американских граждан лишены эле-
ментарного медицинского обслужива-
ния, так как в США «нехватает вра-
чей, „больниц..» и потому, что «ме

липинское лечение настолько дорого,
	‚Вчера на Х! шашечном чемпионате
СССР состоялся десятый тур. Все
встречи, несмотря на мирный исход,
были насыщены острой и содержа-
тельной борьбой.
	Косогов в «ленинградской защите»
переиграл Спанцирети, но в сложной
позиции сыграл неточно, и Спанцаре-
ти уравнял игру.

Коган с Блиндером разыграли
«отыгрыш». Оба играли весьма точно,
и ничья явилась логическим следст“
вием.

Сложное положение создалось в
партии Иванов—Шутилкин. Одно вре-
мя казалось, что у Шутилкина боль-
шое преимущество, но Иванов дока-
зал полное равенство.
	Интересная борьба происходила в
партии Швидкий — Сретенский
(«отыгрыш»). Однако ив этой пар-
тии никому не удалось добиться ре-
щающего перевеса.

Городецкий черными по-новому ра“
зыграл «перекресток» против Вилко-
мира и красивым комбинационным
ударом получил большое позицион-
ное преимущество. В эндшпиле, од+
нако, выигрыша не оказалось, и Го-
родецкий вынужден был довольство“
ваться ничьей.

Становский в «косяке» получил
против Романова (Рига) преимущест:
во, но в сложной позиции не нашел
правильного плана. В конце концов
ему пришлось добиваться ничьей
	Наступление Романова (Москва) на
Цирика разбилось о стойкую защиту
последнего. Точной игрой добился
ничьей и Данилин против Хейфа.

После десяти туров впереди поз
прежнему Коган — 7% очков, у Ко-
согова и Цирика — по 6% очков,
	Н. Ястребов. + Завтра — одиннадцатый тур.