Телеграммы из-за границы
	ПЬЕСЫ
О СОВЕТСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
	по поводу одного
ЛИСПУТА
	диспут Ha зему вре 5
ловека в советской драматургии».
Диспут был организован К
ВЛКСМ, союзом советских писателей
и Всероссийским театральным обще-
CTBOM.
	_ Секретарь правления союза совет-
	ских писателей А. В. Софронов во
вступительном слове отметил, что со-
	ветские драматурги в долгу перед
нашей молодежью. Большие вопросы,
волнующие советских юношей и де-
вушек, не стоят в центре внимания
работы драматургов.
	А. Софронов проанализировал He-
	сколько пьес, в которых нашли наи-
более полное отражение образы мо-
лодых людей нашего времени. В част-
ности он говорил о пьесах А. Сурова,
в которых образы комсомольцев при-
влекают зрителя большой одухотво-
ренностью и чистотой. Суров настой-
чиво обрашается к теме советской
молодежи, и у него есть все возмож-
ности, чтобы написать драматическое
произведение, в котором молодежь
играла бы главную роль. Резкой кри-
тике подверг А. Софронов пьесу
И. Финка «Студенты». Она написана
плохим языком, молодые люди в ней
выведены бессердечными, холодными.
	Вступительное слово А. Софронова,
казалось бы, давало всё возможно-
	сти для интересного диспута. Но, к
	сожалению, он был плохо организо-_
ван. Всего лишь в двух-трех выступ-
лениях был затронут вопрос об обра-.
зе. молодого человека в драматургии.
Мы не услышали в этот вечер ни.
выступлений молодых производствен-
ников, ни голоса учащихся старших
классов, студентов художественных
училищ, у
Вызывает удивление. отношение к
диспуту со стороны творческих ра-
ботников театров. В зале оказалось
всего лишь несколько артистов. При-
сутствовавшие хотели бы послушать
хуложественных руководителей сто-
личных театров, ведущих актеров, но
ни один из них на диспут не явился.
		Шайба
вратаря
	ЗАКОНЧИЛСЯ
	Последыши OypxyasHnore
эстетства
	Me
0 ПРОНСКАХ ^
АНТИПАТРИОТИЧЕСВОЙ - ТРУПЫ
ТЕАТРАЛЬНЫХ. ‘BENTIKOB хх
>

a
	В Малом театре, против которого
особенно ополчились критики-космо-
нолиты, были взяты под обстрел луч-
шие советские пьесы: получившая
Сталинскую ‘премию «Великая ‘сила»
Б. Ромашова и «Московский харак-
тер» А. Софронова, завоевавшие лю-
бовь и внимание широких слоев моск-
вичеи.

Но именно эта любовь и внимание
народа вызывали недовольство у по-
следышей буржуазного эстетства, глу-
боко антипатриотичного и антинарод-
ного по своей сущности. Пьеса
Ромашова взволнованно и ярко pac-
сказывала зрителям о борьбе передо-
	вых советских людей, подлинных со-
ветских патриотов с холуйским рабо-
лепием перед буржуазным Западом; а
критик Альтмав с цивичным глумле-
		вовать советского человека, писал 9
«схематичности» и «ходульности» об-
разов пьесы, именуя ее даже не про-
изведением, а лишь «эскизом буду-
щего произведения». А. Борщагов-
ский, вторя ему, развязно уверял, что
автор «не поверил до конца в дра-
матический интерес изображаемого
им конфликта». Столь же цинично
ошельмовал Борщаговский и пьесу
	ошельмовал Борщагововии и Mbt)
Софронова, заодно издевательски вы:
смеяв и горячее, искреннее выступ-
ление художественного руководителя
	Малого театра К. А. Зубова,  гово-
рившего о достоинствах этой пьесы.
«То, что заложено в пьесе Софроно-
ва, —‘говорил К. А..Зубов, — столь
велико, столь радостно, столь дышит
верой в нашу жизнь, столь оптими-
	стично. что об этом нельзя умолчать.
	Этому надо помогать...» По именно
помогать Борщаговокий и не хотел.
Он хотел мешать, препятствовать раз-
	витию советской драматургии, увести
ее от тем, продиктованных чувством
советского патриотизма. Этой цели и
служили его наглые антипатриотиче-
	ские вылазки.

В театре имени Ермоловой эти го-
ре-критики с тем же барским снобиз-
мом охаивали пьесы Сурова «Далеко
от Сталинграда» и «Большая судьба»,
инсценировку «Спутников» В. Пано-
вой и другие спектакли. Особенно
усердствовал Юзовский, уверявший
в ВТО своих слушателей якобы в не-
жизненности, Выдуманности конфлик-
тов в пьесах А. Сурова.

Что же скажет по этому поволу
советский зритель? Ов знает, что в
пьесе «Большая судьба», например
(в театре имени Моссовета она идет
под названием «Обида»), речь идет
о самом значительном и важном в на-
шей действительности — о борьбе за
новое, о борьбе с косностью, отста-
лостью, равнодушием, со всем тем,
что мешает этому новому расти и раз-
виваться. Именно в этом и заклю-
чается основной конфликт пьесы, рас-
крывающийся в условиях послевоен-
‘ной колхозной деревни. А. Борщагов-
ский, глумясь над тем, что дорого
и близко каждому советскому чело-
веку, заявил, что драматург в этой
пьесе попросту «свел весь конфликт
до уровня недоразумения».

Такие спектакли, как «Хлеб наш
насущный» Н. Вирты в МХАТе и в
Театре драмы, «В одном городе»
А. Софронова в театре имени Моссо-
вета, «За тех, кто в море» Б. Лавре
нева в Малом театре и в театре имени
Ленинского комсомола, «Жизнь в ЦИ-
тадели» А. Якобсона в Камерном те-
атре, вызвали немало заушательских
замечаний со стороны все той же
антипатриотической группы критиков.
Альтман с пренебрежением отзывался
о пьесе Лавренева, Холодов и Вар-
шавский вели атаки против пьесы
Софронова, Бояджиев с барским сно-
бизмом высмеивал пьесу Якобсона.
Эта пьеса, страстно и горячо pac-
сказывавшая о том, какие процессы
произошли в сознании эстонской ин-
теллигенции после освобождения Эс-
тонии от немецко-фашистских захват-
чиков, была удостоена Сталинской
премии. Но Бояджиева это не сму-
тило. Наоборот, именно это обстоя-
тельство усилило его злопыхатель-
ские наскоки. «Это — не драматур-
гия», -= презрительно вещал он, име-
нуя пьесу «схемой», а героев ее «не
живыми ЛЮДЬМИ».

Даже такие постановки московских
театров, как «Южный узел» в Цен-
тральном театре Красной Армии и
«Великие дни» в Театре драмы, с до-
кументальной правдивостью BOCCO3-
дающие на сцене исторические собы-.
тия Великой Отечественной войны,
подверглись если не прямым, то 3a-
вуалированным атакам космополитов,
Принижая значение этих патриотиче-
ских спектаклей, Борщаговский, ва-
пример, упорно настаивал на их «эм-
пиричности и статичности», встретив
полное сочувствие и поддержку со
стороны Малюгина и Бояджиева-

Так расправлялись последыши бур-
жуазного эстетства с лучшими про-
изведениями советского театрального
искусства. Мы не случайно говорим об
их эстетских и формалистических
взглядах, связанных с холуйским ра-
болепием перед буржуазной культу-
рой Запада и равнодушным, холодным
отношением к родному народу и его
творчеству. Юзовский, например, зани-
мавший положение «мэтра». в этой ан-
тигатриотической группке космополи-
тов, всегда писал о советской дра-
матургии с холодной враждебностью.
«Социализм наладил «массовое про-
изводство» героев», — презрительно
высмеивал он первые попытки совет-
ских драматургов создать образ по-
ложительного героя нашей действн-
тельности. «На губах «положитель-

м м-рн анг

me wet meme lest det

О Я №. АЗ В,

ного героя», —  глумился Юзов-
ский, — всегда блуждает этакая
Зе а чина: Tak
	ЗЕ: им

мудрая «марксистская» улыбка». Так
высмеивал этот Человек без роду, без
племени драгоценные качества совет-
ских людей, составляющие содержа-
ние образов, созданных советской дра-
матургией. И вот об этой драматур-
гии, образно воплотившей лучшие
чувства и Мысли советского челове-
xa, Юзовский издевательски писал,
что в ней «преобладают одчи харак-
теры, мыслей наблюдается меньше».
Можно не умножать здесь подобных
«высказываний» Юзовского — и этих
‘достаточно для того, чтобы разобрать-
ся в его политическом облике, —
буржуазного космополита, клеветни-
ка, злобного антагониста нашей со-
пиалистической культуры.

В клевете на советскую драматур-
тию с Юзовским солидаризируется
	М идейвая и художествен-
вая сила нашего искусства за-
ключается в его теснейшей связи с
народом. «Искусство принадлежит на- }
роду, — учил великий Левин. — Оно
должно уходить своими глубочайши-
ми корвями в самую толщу широких
трудящихся масс. Овс должно быть
понятно этим массам и любимо ими».

С глубокой любовью и интересом
следит наш народ за успехами социа-
листического искусства, достигнуты-
ми под направляющим руководетвом
партии Левина—Сталина. Эти успехи
были бы немыслимы вве тесной, ор-
танической связи нашего искусства с
социалистическим строительством, ©
жизнью и трудом советского народа,
с его борьбой за коммунизм. Боль-
шевистская партия Поэтому всегда
решительно и последовательно на-
правляла наше искусство по пути
борьбы за социалистический  реа-
лизм, за большевистскую партий-
ность, ограждая его от чуждых и
зраждебных нам буржуазных влия-
ний. Партия неоднократно указывала
на то, К каким гибельным послед-
ствиям может привести отступление
от принципов социалистической эсте-
тики на позиции буржуазного эстет-
ства и формализма, прикрывающих
тнилое, космополитическое, антипат-
рнотическое отношение к родной
культуре.

Примером такого отнощения может
служить «деятельность» последышей
буржуазвого эстетства, орудовавших
до последнего времени в областё
ьашей театральной критики. Именно
здесь сложилась антипатриотическая
труппа космополитов, об’единившая
таких врагов всего нового и передо-
во в советском искусстве, как
Ю. Юзовский, А. Гурвич, И. Альт-
ман, А. Борщаговский, Г. Бояджиев,-
Л. Малюгин, Я. Варшавский, Е. Хо-
плодов.

Эти гнилые мещанские эстеты, око-
павшиеся во многих художественных
организациях и искусствоведческих
изданиях, в частности в органах Ко-
митета по делам искусств при Сове-
ле Министров СССР — газете «Со-
ветское искусство» и журнале «Те-
атр», долгое время отравляли здоро-
вую атмосферу советского искусства
тлетворным духом буржуазной идео-
логии.

Юзовский был членом президиума
Всероссийского театрального  обще-
ства, ответственным редактором це-
лого ряда его изданий. Борщаговский
заведывал литературной частью Цен-
трального театра Красной Армии. Ма-
люгин орудовал в качестве замести-
теля председателя комиссии по дра-
матургии союза писателей, вел вмес-
тес Бояджиевым преподавательскую
работу в Государственвом институте
театрального искусства. Варшавский
возглавлял отдел театра в газете
«Советское искусство». И все они
бок-0-бок с Альтманом и Гурвичем
заседали в бюро так называемого об -
единения театральных критиков при
ВТО, откуда под командой своего
председателя Бояджиева вели цинич-
ную и разнузданную травлю лучших
уроизведлений советской драматургии
и советского театрального искусства.

Не было буквально ни одной совет-
ской пьесы, поставленной за послед-
ние два года в московских театрах,
которая не подверглась бы атакам со
стороны этой антипатриотической
труппы. Не было буквально ни од-
ного театра в Москве, работа кото-
рого с советскими драматургами не
была бы охаяна критиками-космопо-
литами.

Постановка пьесы Б. Чирскова «По-
бедители» в Московском Художест-
венном театре, правдиво и ярко рас-
крывающая тему победы советского
зарода в Великой Отечественной вой-
не, была удостоена Сталинской пре-
мии, стала одним из любимых спек-
таклей москвичей. Однако критик
Бояджиев нашел в этом патриотиче-
ском спектакле полное «отсутствие
того большого образа к которому
стремился режиссер». Злопыхатель-
ствуя, Бояджиев уверял, Что это,
Мол, не искусство, а лишь фотогра-
фическое изображение жизни, и тре-
бовал от театра «более крупной (?)
манеры исполнения».

Бояджиеву вторил Малюгин, из-
девательски отнесший «Победителей»
к разряду «так называемых произ-
водственных пьес», в которых харак-
теры героев «теряют многогранность»,
становятся будто бы «менее интерес-
ными, чем проблемы, за которые этв
терои борются». Так, прикрываясь
личиной радетелей за высокие худо-
жественные качества советской дра-
матургии, эти последыши буржуазно-
го эстетства пытались опорочить од-
ну из лучших советских пьес.

‚ Постановка «Зеленой улицы»
А. Сурова в том же Художествен-
ном театре еще до премьеры подверг-
лась об’елиненным атакам Юзовско-

Г

ne

eee eg lt OU Ulli he CO ot Mn ad ee OO
	‚ Го, снискавшего себе печальную сла-
	ву врага советской драматургии, и его
достойных соратников Альтмана и
Борщаговского. Ораторствуя в вто
ив «кулуарах», эстетствующие сплет-
ники всячески старались опорочить
пьесу и ее постановку, предсказывая
провал и требуя отмены премьеры.
«Должен был произойти печальный
случай с автором пьесы «Зеленая
улица», — цинично заявил Альтман
на заседании в ВТО, — чтобы мы
оказались впервые об’единенными».
Но печальный случай произошел не
с драматургом, создавшим партийную,
патриотическую пьесу, а с группой
обанкротившихся злопыхателей, пы-
тавшихся ее опорочить.
	Х! ШАШЕЧНЫЙ
ЧЕМПИОНАТ СССР
	ДВЕНАДЦАТЬИ
тур
	Малюгин. Он тоже считает, что в на-
пгих пьесах «нет мыслей», что «мысли
наших ‘героев оказываются несовер-
шенными». Опубликовано это в прош-
лом году, когда на сценах наших те-
атров. шли пьесы «Великая ^ сила».
«Победители», «В одном городе»,
«Большая судьба» и многие другие, в
которых с большой глубиной и ярко-
стью раскрывался интеллектуальный
облик передового советского челове-
ка, борца за новое, строителя комму-
низма. Нужно ли комментировать
после этого дурно пахнущие «тезисы»
Малюгина: они принадлежат вырод-
ку, отщепенцу советского общества,
с ненавистью относящемуся к успе-
хам нашего родного искусства.

О политическом облике Гурвича
уже много написано, Он давно уже
избрал. своей профессией последо-
вательное избиение лучших произве-
дений советской драматургии, приме-
няя в качестве обуха то Шекспира,
то Бальзака, то Тургенева. Трудно
назвать здесь пьесу советского авто-
ра, когорую’ ‘бы от души похвалил
Гурвич: вся советская драматургия
была -для него «ленивой и хворой».

‚ Какие же позитивные тезисы выд-
вигали обанкротившиеся космополи-
ты в своей борьбе против советского
‘искусства? Что защищали? Что под-
 держивали?

’ Юзовский’ например, наперекор
всей советской театральной и лите-
ратурной общественности с пеной у
рта поддерживал порочную пьесу
А. Гладкова `«Новогодняя ночь»;
Альтман в своей книжке о Лессинге
открыто восхищался его космополи-
тизмом; Борщаговский’ пропел дифи-
рамбы вредной пьеске американского
драматурга Миллера «Все MOH сы-
новья», социальная проблематика ко-
торой рассматривается автором ©
чуждых нам позиций буржуазной мо-
рали; Малюгин и Бояджиев взяли
под защиту ошибочную книгу ре-
жиссера Сахновского «Мысти © ре-
жиссуре», в которой нашло яркое вы-
ражение низкопоклонство перед бур-
жуазной театральной культурой.

Тот же Бояджиев в своей порочной
книжке . «Театральность и правда»,
всячески маскируясь, пытался прота-
шить формализм как творческий ме-
тод советского театра. Оперируя
терминами «условные приемы» И
«условный театр», Бояджиев совето-
вал режиссерам не опасаться «обви-
нений в формализме» и не заполнять
сцену «тусклыми картинами правдо-
подобия». Так этот эстет расправлял-
ся с социалистическим реализмом
на сцене.

Так говорить и писать могли толь-
ко люди, глубоко враждебные ин-
тересам народа, его творчеству и его
идеалам. И эти люди, без всякого
основания называвшие себя театраль-
ными критиками, эстетствующие фор-
малисты, холуйски преклоняющиеся
перед «всем заграничным», претендо-
вали на то, чтобы навязывать свое
мнение советской общественности,
учить актеров и режиссеров, гото-
вить кадры молодых критиков и те-
атроведов, прививать -им свои бур-
жуазно-эстетские, космополитические
взглямы и вкусы. Юзовский и его
труппа, окопавшаяся в ВТО, открыто
противопоставили себя общественно-
сти, поставили свои мелкие группо-
вые интересы выше интересов Совет-
ского государства, интересов народа.

Эти люди без роду, без племени
пытались помешать развитию совет-
ской драматургии, принизить значе-
ние ее побед, засорить атмосферу со-
виалистического искусства духом
растленной реакционной идеологии.

eee

rw
	Не вышло! Проповедники буржуаз-
ного космополитизма, антипатриоти-
ческие обыватели, не имеющие ниче-
го за душой, кроме наглости и само-
довольства, пойманы с поличным. Их
книги, их статьи, их высказывания
разоблачаются и будут разоблачены
до конца. На ниве советского социа-
листического искусства не должно
быть сорняков чуждых нам буржуаз-
ных влияний. И, освободившись от
них, советский театр и драматургия,
онлодотворенвые передовыми идеями
современности, вдохновляемые марк-
систско-ленинской идеологией, уве-
ренно двинутся вперед к вершинам
искусства коммунистического обще-
ства.
		GANIONETOCTPONTENL
A. POWANCHTIT

it ПОСЛЕДНИХ лет считали,
что изобретателями самолета бы-
ли американцы братья Райт. Но ис-
тория непоколебимо говорит о том,
что строителем первого в мире са-
молета был наш соотечественник —
Александр Федорович Можайский.
Сконструированная им машина под-
нялась в воздух на двадцать один
год раньше аэроплана братьев Райт.

Сегодня на заседании комиссии по
истории техники отделения техниче-
ских наук Академии наук СССР
будет заслушан доклад подполковни-
ка И. Ф. Шипилова и инженер-под-
полковника Н. А. Черемных о прио-
ритете нашей страны в области са-
молетостроения, о работах А. Ф.
Можайского.

Тт. Шипилов и Черемных в тече-
ние двух лет кропотливо собирали
документы о выдающемся соотече-
ственнике. До последнего времени
они были мало известны и разрозне-
ны. Изучались материалы различных
архивов, фонды библиотек, периоди-
ческая печать того времени. Тт. Ши-
пилов и Черемных беседовали с оче-
_видцами полета Можайского, с род-
ственниками авиатора. .

Работы тт. Шипилова и Черемных
— лишь первые попытки собрать и
исследовать материалы об этом вы-
дающемся русском человеке, но и
они со всей очевидностью  показы-
вают, что Александр Федорович Мо-
жайский был не только изобретате-
лем первого самолета, но и большим
ученым.

‚А. Ф. Можайский — потомственный
моряк. Он родился 9 марта 1825 ro-
да в одной из прибалтийских Kpe-
постей, где служил его отец. Алек-
сендр Федорович плавал на различ-
ных военных кораблях. Он увлекал-
ся воздухоплаванием. В этой обла-
сти Можайский показал себя талант-
ливым ученым, предпринял много
опытов, исследуя форму крыла пти-
цы. Им впервые были составлены
	„Политика правительства Голландии! Деятельность

затягивает страну В трясину  и
— pane
	ТЕГЕРАН, 10. (ТАСС). По сооб+
щению газеты «Журналь де Теге-
ран», некоторые из многочисленных
американских экспертов, недавно
прибывших в Иран для «изучения
семилетнего плана», после  несколь-
ких дней пребывания в Тегеране от-
правляются на север и на юг страны,
rhe они будут продолжать свой
«изыскания», в частности на террито-
риях кочевых племен.
	На заседании
парламентской группы
японской компартии
ТОКИО. 11. (ТАСС). Как сообща-
	ет газета «Акахата», / февраля CO-
стоялось первое заседание парла-
ментской группы коммунистической
партии. На заседании присутствовали
члены палаты советников и нижней
палаты парламента. Был решен воп-
	рос о взаимоотношениях парламент-
ской группы компартии с централь-
ным комитетом партии. Создана ру-
ководящая группа парламентской
	фракции, в которую вошли члены и
	кандидаты центрального комитета
КПЯ—Токуда, Носака, Сига, Кеници,
Ито, Касуга, Камияма и Сунама.
Председателем руководящей группы
избран Сандзо Носака.
	РЕПРЕССИИ ПРОТИВ
ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕМОНСТРАЦИИ
МЛАДШИХ СЛУЖАЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
		Прения в голландском. парламенте по вопросу об Индонезии
	сколько в интересах США, и «что
фактически голландские войска та-
скают сейчас каштаны из огня для
Соединенных Штатов». Да [poor
указал, что комиссия «добрых услуг»
фактически действует по указаниям
американцев. В Индонезию noc
лаются новые американские наблю-
датели. «Политика правительства
Дрейса все глубже затягивает Гол-
	ландию в трясину»,—сказал де 1 роот..
Он потребовал, чтобы кабинет’ Дрей-
са дал об‘`яснение парламенту. по по-
воду того, какие новые уступки
сделало правительство американско-
му представителю в комиссии «доб-
рых услуг» Кохрэну, посетившему.
на-днях Гаагу.

Де Гроот подверг резкой критике
руководство партии труда и ее ми-
нистров.

«Среди голландского народа, —
сказал де Гроот, — растет возмуще-
ние политикой правительства, особен-
но по вопросу об Индонезии. Поло-
жение с каждым днем обостряется.
Поэтому голландские ‘трудящиеся
требуют немедленно возвратить вой-
ска из Индонезии и предоставить
свободу индонезийскому народу».

Депутат Хортзак поддержал это
требование. ..

Дебаты будут продолжены на сле-
дующей неделе.
	ГААГА, 10. (ТАСС). По сообще-
ниям голландских газет, между Гол-
ландией и США продолжаются пере-
говоры по вопросу о создании Так
называемого федерального прави-
тельства Индонезии.

В последние два дня в голланд-
ском парламенте вновь происходили
дебаты по индонезийскому вопросу.
Представители партии труда — быв-
	ший премьер Схермерхорн и Худгарл.
призывали к укреплению дружбы с
США. «Американские интересы в об-
щем политическом аспекте являются
нашими ‘интересами», — заявил Схер-
мерхорн. Худгард требовал ориенти-
роваться на США при ликвидации
национально-освободительного — дви-
жения в Индонезии.

От имени коммунистической фрак-
ции выступил генеральный  секре-
тарь коммунистической партии Пауль
де Гроот. Он разоблачил планы аме-
риканско-голландских империалистов,
стремящихся задушить свободу ин-
донезийского народа, и заявил, что
«единственным способом ликвидации
конфликта в Индонезии в данный
момент может быть только немед-
ленное возвращение всех голланд-
ских войск из Индонезии». Де Гроот
сказал, что США все больше вмеши-
ваются в дела Индонезии, что коло-
ниальная война начата в Индонезии
не столько в интересах Голландии,
	Газета „Либерасьон“” о положении
в Иране
	тщательно подготовить почву для
подобного рода операций: чтобы по-
лучить некоторые ‚гарантии в этом
отношении, он совершил поездку В
Лондон».

«Большую роль в деятельности ре-
акции в Иране, — по словам  газе-
ты, — играет генерал Размара, на-
чальник генерального штаба. Есть
основания полагать, что последнее
«покушение» ‘не обошлось без его
участия. .

«Убийцей» является журналист.
Таким образом, есть предлог для
того, чтобы надеть намордник на пе-
чать. И этим предлогом правитель-
ство не преминуло воспользоваться.
	Полиция под предлогом борьбы
против «всех элементов, вызывающих
беспорядки», начала действовать од-
новременно против правой и левой
	оппозиции: против реакционного дви-
жения «Мусульманское действие» и
против прогрессивной партии  «Ту-
дех».
	Этот «двойной удар» никого не об-
манет. Репрессии против правых ре-
	лигиозных элементов являются лищь
	ширмой, прикрывающей действия, на-
птарпеннкта ПРОТИВ левых элемен-
		Забастовка лондонских
докеров
	ЛОНДОН, Ш. (ТАСС). Вчера об’
явили забастовку две тысячи лондон-
ских докеров, работающих на товар-
ных пристанях между мостом Тауэр
и Лондонским мостом. В их число
входят забастовавшие еще 7 февра-
ля четыреста докеров товарных при-
станей Батлерс и Экстеншн, принад-
лежащих одной и той же компании.

Обозреватель по вопросам промыш-
ленности газеты «Стар» сообщает,
что в результате распространения за-
бастовки задержалась разгрузка 8
судов, на борту которых находятся
продовольственные товары.
	Предстоящее массовое
увольнение рабочих фабрик
готового платья в Англии
	ЛОНДОН, ПИ. (ТАСС). Газеты со-
общают, что из-за конфликта, BO03-
никшего между предпринимателями в
промышленности готового платья, от
пятнадцати до двадцати тысяч рабо-
чих соответствующих предприятий,
находящихся главным образом в Лон-
доне и соседних с ним графствах,
будут уволены с уведомлением за
неделю.
	пает к разработке второго, улучшен-
	ного аэроплана с более мощными
двигателями и более совершенной
конструкции. Все работы он вел при
	трудных материальных — УСЛОВИЯ.
Изобретатель не получал должной
помощи от царского правительства,
а в ассигнованиях для постройки вто-
юго самолета было вовсе отказано.
ожайский обращался за содействи-
ем в императорское русское техниче-
ское общество, откуда его направи-
	ли в министерство двора. Ho ми-
	нистр двора заявил изобретателю,
что дальнейшее финансирование его
	работ поручено техническому обще-
ству. А. Ф. Можайский скончался
зв 1890 году, в б5-летнем возрасте,
так и не построив свой второй само-
лет. .

Можайскому не было известно, что
в финансировании постройки первых
русских самолетов было отказано
умышленно, по указаниям генераль-
ных штабов иностранных государств.
Документально доказано, что агенты
иностранных государств принимали
все меры к тому, чтобы помешать
Можайскому довести работы до кон-
ца, а когда это не удалось, — пре-
дать изобретение забвению. Для этой
цели были пущены все средства при
дворе. Несмотря на то, что военное
министерство не разглашало MaTe-
риалов о работах Можайского, о пер-
вом в мире русском самолете знали
штабы иностранных государств. Ино-
странные журналы (например, англий-
ский журнал «Инженеринг») публи-
ковали статьи о работах Можайско-
го. В архивах имеются документы,
которые подтверждают, что русские
проекты воздухоплавательных снаря-
дов таинственно исчезали, а позднее
обнаруживались во Франции.

Сын изобретателя — Александр
Александрович Можайский в статье
«О первом русском моноплане» сооб-
щал: ‹«..По жестокой иронии судь-
бы, самое имя первого изобретателя
аэроплана А. Ф. Можайского не по-
пало в ряды имен завоевателей воз-
духа». Это почетное имя А. Ф. Мо-
жайскому заслуженно присвоено со-
ветским народом, который по досто-
инству оценил научный подвиг вы-
дающегося русского человека —
	дающегося русского человека —
строителя первого в мире самолета. в
	ПАРИЖ, 10. (ТАСС). Газета «Ли-
берасьон» в статье, посвященной по-
ложению в Иране, пишет:  «Стано-
вится все более ясно, что «покуше-
ние», жертвой которого явился шах
Ирана Мохамед Реза Пехлеви, яв-
ляется с начала и до конца махина-
цией, направленной на установление
полицейской и военной диктатуры».
Газета сопоставляет это событие с
репрессиями против прогрессивных
элементов Ирана, которые в широких
масштабах начались еще в 1946 го-
ду. «По всей стране преследовали
рабочих-активистов, их руководите-
лей сажали в тюрьмы, — пишет га-
зета «Либерасьон».—Одновременно ©
этим на юге Ирана царил произвол
Англо-Иранской нефтяной компании.
Лишь в самом Тегеране терпели еще
партию оппозиции «Тудех» (народ-
ная партия. — Ред.) в целях маски-
ровки антидемократических действий
иранских феодалов».

«Несмотря на преследования, пар-
тия «Тудех», так же как и ее пе-
чать, завоевывала все большее и
большее влияние в широких кругах
населения. Тогда, — продолжает
«Либерасьон», — находящиеся у вла-
сти реакционеры решили избавиться
от мешавших им лиц. Шах хотел
	Призыв организации
«Борцы за свободу и мир»
	ПАРИЖ, 11. (ТАСС). Иозтоянная
комиссия организации «Борцы за
свободу и мир» опубликовала вчера
обращение, в котором выступает про-
тив присоединения Франции к Атлан-
тическому пакту.

Комиссия решила созвать 27 фев-
раля в Париже заседание Националь-
ного совета организации. Французы,
говорится в обращении, должны за-
явить, что они намерены сами ре-
шать свою судьбу и определять свою
политику без давления со стороны
правительства Вашингтона.
	Уоллес пригласил Ненни,
Пьера Кот и Зиллиакуса
посетить США
	РИМ, 10. (ТАСС). Газета «Репуб-
	лика» сообщает, что лидер парла-
ментской фракции социалистической
партии Италии Пьетро Ненни полу-
чил от Генри Уоллеса приглашение
посетить США для пропагандистской
поездки по стране. Одновременно
Уоллес пригласил для участия в этой
поездке Пьера Кот и члена англий-
ского парламента Зиллиакуса.
		ЛОНДОН, 1. (ТАСС). Уборщицы
государственных РМ. требу-
ющие увеличения заработной платы,
недавно организовали демонстрацию
с тем, чтобы привлечь внимание К
своим требованиям.

9 февраля профсоюз государствен
ных служащих об’явил, что один из
организаторов демонстрации в ре-
зультате чистки снят с работы (он
был рассыльным в военном министер-
стве). Это некий Кинг, работавший в
военном министерстве в течение 6
лет. Он потерял руку, сражаясь в
составе Интернациональной бригады
в Испании.
	Omo6cwoy
	%& ВЫХОДЯЩАЯ в Карачи газе-
та «Доон» опубликовала сообщение
своего корреспондента из Дакки ©
том, что правительство Восточного
Пакистана закрыло границу с Бир-
мой. Корреспондент пишет, что это
сделано для’ того, чтобы прекратить
переход границы беженцами из рай-
онов Аракана (Бирма), где проис-
ходит восстание.

к ГОЛЛАНДСКИЕ газеты сооб-
щают, что от эпидемии гриппа в
Голландии умерло девяносто чело“
	вов.

\Ж В БУДАПЕШТ прибыла албан-
ская торговая делегация, возглавля-
емая заместителем премьер-министра
Народной Республики Албании Тук
Иакова.
	ХХУЙ Московский
шахматный
чемпионат
	ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ
итоги
	`Вчера были доиграны последние
девять партий ХХУП Московского
шахматного чемпионата. Из них пять
партий доигрывал мастер Константи-
нопольский. `У Константинопольского
выиграли Абрамов, Бонч-Осмоловский
и Равинский. Встречи Константино-
польского с Пановым и Юдовичем
закончились вничью. Загорянский бы-
стро принудил к сдаче Бонч-Осмо-
ловского. Острая партия Чистякова с
Юдовичем закончилась победой Юдо-
вича. Терпугов реализовал свое пре-
имущество против Равинского 4
одержал победу. Панов и Штейнса-
пир согласились на ничью.

Окончательные результаты чемпи+
оната таковы: Авербах — 12 очков,
Лилиенталь — 11, Эстрин — 9, Си-
магин — 8%, Бонч-Осмоловский и
Юдович — по 8, Загорянский и Па-
нов — по 73, Терпугов, Штейнса-

и Чистяков—по 7, Фридштейн—
634, Константинопольский — 6, Аб-
рамов — 53, Трупан — 5 и Равин-
ский — 4% очка.

Три приза завоевали: чемпион
Москвы мастер Авербах («Зенит»),
гроссмейстер Лилиенталь («Энергия»)
и кандидат в мастера Эстрин («Нау-
ка»). Кроме того будут присуждены
три специальных приза — за лучший
результат в последних пяти турах
{для непризеров), за теоретически
наиболее ценную партию и за кра-
сивейшую партию турнира. Первые
два приза присуждает главный судья
чемпионата заслуженный мастер
спорта Романовский. Гроссмейстер
Бронштейн установит наиболее кра-
сивую партию.

Торжественное закрытие ХХУП
Московского шахматного чемпионата
состоится завтра, в 12 часов дня, в
Городском комитете по делам физи-
ческой культуры и спорта. Победи-
телям будут вручены призы.
	ШАХМАТНЫЕ
ЧЕМПИОНАТ
РСФСР
	В первом туре шахматного чемпио-
ната Российской Федерации, начавше-
гося в Ярославле, кандидат в масте-
ра’ Крогиус (Ленинград) выиграл У,
мастера Гречкина (Сталинград). Мас-
тер Камышов (Москва) одержал
победу над Константиновым (Крас-
нодар). Московский мастер Люблин-
ский выиграл у мастера Загоровско=
го (Ленинград). Встреча Кнышенко
(Ростов-на-Дону) — Аратовский (Са
ратов) закончилась победой Кнышен+
ко. ‚Партия мастеров Иливицкий
(Свердловск) — Аронин (Московская
область) закончилась вничью. Пар-
тия Бастриков (Московская область)
— Нежметдинов (Татарская АССР)
и Сопков (Ярославль) — Новотель-,

нов (Грозный) отложены. \
	Ответственный редактор
Г. А. МЕЩЕРЯКОВ.
	Это произошло неожиданно He
только для зрителей, но и для уча-
стников матча ‹Динамо» — ВВС на
	первенство СОСР по хоккею. На пос-
ледних минутах, когдагуже должен
был прозвучать колокол; возвещаю-
	щий о конце встречи, ‘динамовский
вратарь  Ставровский; выбрасывая
шайбу в поле, попал в свои ворота.
Счет сравнялся. Команда ВВС, про-
игрывая встречу со счетом 3:4, уш-
ла от поражения.

Закончив первый период<о счетом
1:1 и второй период с результатом
3:2, динамовцы в заключительном
тайме вбрасывают еще одну шайбу в
ворота команды ВВС. Однако, за не-
сколько минут до конца игры с по-
ля удаляется на две минуты один из
сильнейших игроков «Динамо»—Тро-
фимов. Это дало возможность хокке-
истам ВВС усилить атаки. В ворота
«Динамо» последовала третья шайба,
а затем непростительно ошибся вра-
тарь.

Таким образом один из централь-
ных матчей календаря закончился
вничью со счетом 4:4.
	Вчера же в Таллине встретились
рижское и таллинское «Динамо».
Матч закончился вничью со счетом
0:0.
	х
Завтра матч ЦДКА — «Спартак».
	Аэроплан А. ХФ. МОЖАЙСКОГО в
	элементарные расчеты, выражающие
зависимость между под’емной силой
и лобовым сопротивлением при раз-
личных углах атаки. Сейчас досто-
верно известно, что русский ученый
сделал это за семнадцать лет до не-
менкого исследователя Лилиенталя.
	После изучения полета птиц Мо-
жайский приступает к постройке
змея — прототипа планера. Сам изо-
бретатель впервые в мире поднимает-
ся на змее в воздух. Только десять
лет спустя подобные опыты повто-
рили французы и англичане.
	Александр Федорович строил мо-
дели аэроплана и проводил большие
опыты над ними. Модели свободно
летали даже с нагрузкой. Этим бы-
ла практически доказана возмож-
ность полета аппарата тяжелее воз-
духа. Подробно разработанный про-
ект летательного аппарата Можай-
ский представил на рассмотрение в
комиссию Главного инженерного уп-
равления, назначенную военным ми-
нистром. Комиссия одобрила проект
и предложила изобретателю соста-
вить программу дальнейших опытов
над моделями, что и было им сде-
лано. Разработанная Александром Фе-
доровичем программа имеет огромное
научное значение. До Можайского
никто не выступал с подобной про-
граммой научных работ в области
авиации. В этой программе изобре-

татель предлагал «...испытать также
при полете движение маленьких пло-
щадей на задней части крыльев...»,
иначе говоря, первых в мире элеро-
нов, которые ныне имеет каждый са-
monet. Можайский устроил и испы-
тал элероны, которые тридцать лет
спустя «изобрел» Фарман во Фран-
ции.

После долгих опытов и исследова-
ний Можайским был построен аэро-
план, который представлял собой
моноплан, имеющий фюзеляж, крыло,
шасси, силовую установку, горизон-
тальное и вертикальное управления,
то-есть все пять элементов, прису-
ших современным самолетам.
	3: ноября 1881 года Можайский за-
патентовал свое изобретение. Депар-
тамент торговли и мануфактур вы-
дал ему привилегию на воздухопла-
вательный снаряд.
	Пробный полет первого в мире са-
молета состоялся 20 июля 1882 года
в Красном селе, на окраине Петер-
бурга. Очевидец этого выдающегося
сабытия воздухоплаватель-москвич
Д. Печковский писал в те дни: «Ле-
тунья Можайского катится по земле
на своих колесах и затем уже взле-
тает, как птица». Аэроплан проле-
тел по прямой над полем и, накре-
нившись, стал опускаться.
	После испытания первого летатель-
ного аппарата Можайский присту-
	Вчера на ХГ шашечном чемпионате
ОССР состоялся двенадцатый ТУР.
В партии Коган — Городецкий парт”
неры разыграли острый вариант «бе-
зымянного дебюта». В. мигтельшпи-
ле Коган тонкой игрой перехватил
инициативу. В цейтноте черные до-
пустили ошибку и через несколько
ходов сложили оружие.

Романов (Рига) избрал белыми 3а-
бракованный теорией дебют, и Ци-
рик без труда добился победы. «

Косогов черными в остром дебюте
«обратная игра Бодянского» одержал
важную для себя победу над Ива-
новым. Сретенский в «отыгрыше» пе-
реиграл Спанцирети и также добил-
ся победы.

Остальные партии закончились
ВНИЧЬЮ,
	Сегодня — тринадцатый туР.