КПИУКГТАЯ
ПОЛКА
	ПЕСНИ О СТАЛИНЕ. Издательст-
во «Москозский рабочий». 19349 г.
96 стр. Цена 3 руб.

В сборник, изданный к семидеся-
тилетию товарища И. В. Сталина,
включено 50 произведений советских
поэтов-песенников.

ЛЮДИ «ТРЕХГОРКИ». Очерки.
Издательство «Московский рабочий».

1949 г. 108 стр. Цена 2 руб. 50 коп.

Книга издана к 150-летию комби-
ната «Трехгорная мануфактура» име-
ни Дзержинского. Авторы очерков
«Люди «Трехгорки» рассказывают о
влохновенном труде передовиков
предприятия-юбиляра — новаторов
производства, партийных и непартий-
ных большевиков.
	ЗА СБЕРХПЛАНОВЫЕ ССЦИА-
ЛИСТИЧЕСКИЕ НАКОПЛЕНИЯ.
Издательство «Московский рабочий»,

1949 г. 76 стр. Цена 1 руб. 35 коп.
	В статьях, помещенных в сборни-
ке, рассказывается с том, как пере-
довые предприятня столины борются
за высокую культуру производства и
труда, улучшение экономических по-
казателей, рентабельность, за новые
сверхплановые накопления.
		лнткружок. Издательство «Москов-
ский рабочий». 1949 г. 112 стр.
Цена 2 руб.
	Книга передает опыт работы ком-
сомольских пропагандистов Москвы и
Московской области.
	П. А. МОРОЗОВ. Мастер — пол-
ноправный руководитель участка.
1949 г. 112 стр. Цена 2 руб. 50 коп.
	Книга П. А. Морозова показывает
на наглядных примерах опыт пере-
стройки и работы по-новому передо-
вых мастеров — новаторов производ-
ства.

М. ФРОЛОВ. Наша сталь. Изда-
тельство «Московский — рабочий».
1949 г. 48 стр. Цена 1 руб.

В книге «Наша сталь» сталевар-
скоростник М. Фролов рассказывает
об опыте своей работы, о том, как
сталевары Советского Союза борют-
ся за 60 миллионов тонн стали в
год.

В ПОМОШЬ —ПРОПАГАНДИ-
СТАМ ПОЛИТШКОЛ. Как провести
занятия по теме: «Построение социа-
листического общества в СССР». Из-
дательство «Московский рабочий».
20 стр. Цена 50 коп.

В. СОСЕДОВ. Советская торговля
и ее роль в развитии народного хо-
зяйства СССР. Издательство «Мос-
ковский рабочий». 36 стр. Цена 75
кап.
	КОМПОЗИ ГОРЫ —
ДЕТЯМ
	в дни школьных
КАНИКБУЛ
	Московские композиторы — авторы
произведений для детей устанавлива-
ют тесную творческую связь с
школьной аудиторией, с детскими `хо-
ровыми коллективами. Творческие
	встречи композиторов с детьми
устраиваются в Центральном доме
композиторов, в домах пионеров, в
московских школах. Советские музы-
канты знакомят детей с новыми пес-
ями, слушают свои произведения в
детском исполнении.

«Сталин — друг советских детей»—
такой теме был посвящен детский
утренник, состоявшийся на днях в
Доме композиторов. После вступи-
тельной беседы с исполнением песен
с великом вожде (авторы В. Заха-
ров, Д. Кабалевский, Е. Тиличеева,
Т. Попатенко, А. Островский и др.)
выступили детские хоровые коллек-
тивы.

С одним из них — хором Дома
пионеров Октябрьского района (ру-
ководитель Е. Гембицкая) композито-
ры встречаются не в первый раз. В
этом Доме пионеров в дни школьных
каникул состоится выездной концерт
московских композиторов, которые
выступят перед детской аудиторией с
исполнением новых песен.

8 января композиторы приедут в
тости к школьникам Таганского рай-
оза.
	«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
ПО РАДИО
	Программы центрального музыкаль-
ного радиовещания систематически
знакомят слушателей с новыми опер-
ными произведениями композиторов
союзных и автономных республик.
	О сзастливой жизни,  созидатель-
ном труде народа Бурят-Монголии
повествует в музыкальных образах
опера С. Ряузова «Медекмаша». Мон-
таж отрывков передавался по радио
в исполнении солистов и музыкаль-
ных коллективов Комитета радиоин-
формации (фрагменты из оперы про-
слушал пленум правления союза со-
ветских композиторов). С участием
солистов ансамбля советской оперы
Всероссийского театрального общест-
ва, хора и солистов центрального ра-
дио исполнялась «Богатая невеста»
Б. Трошина и В. Энке (из колхозной
жизни).

На днях по радио впервые прозву-
чал монтаж оперы украинского ком-
позитора Ю. Мейтуса «Молодая гвар-
дия». В основу этого произведения
легли героические образы красно-
донцев, запечатленные в одноимен-
вом романе А. Фадеева. В новую ра-
диопостановку вошли сцены из опе-
ры Мейтуса и фрагменты из романа.
В составе исполнителей — артисты
московских оперных театров,  соли-
сты и коллективы Радиокомитета.

Несомненный интерес представит
ралкопередача новой узбекской опе-
ры «Улугбек» А. Козловского. В
основу оперы легла история жизни
астрокюма и просветителя Мирзы
Улугбека. 500 лет назад этого вы-
дающегося ученого-гуманиста, боров-
шегося против средневекового мрако-
бесия, убили сторонники реакции.

Среди дальнейших радиопередач—
монтажи отрывков из опер: «Камен-
ный цветок» К. Молчанова (по моти-
вам сказов П. Бажова), «Берег
бурь» лауреата Сталинской премии
Г. Эрнесакса (на сюжет из истории
эстонского народа), казахской оперы
«Биржан и Сара» М. Тулебаева
		В Министерстве
Иностранных Лел СССР
	лиц передается Финляндскому Пра-
вительству дополнительно.
	В распоряжении советских влЛа-
стей имеются также сведения, что
некоторых из указанных преступни-
ков финские власти снабжают под-
ложными документами с вымышлев-
ными фамилиями, что помогает пре-
ступникам скрываться и продолжать
враждебную Советскому Союзу лде-
ятельность.
	Советское Правительство хотело
бы знать, почему Финляндское Пра-
вительство не передает до сих пор
указанных военных преступников в
распоряжение- советских властей в
нарушение Мирного Договора и
Советско-Финляндского Договора о
дружбе, сотрудничестве и взаимо-
помощи, заключенного в апреле
1948 года, согласно которому Фин-
ляндское Правительство подтверди-
ло свою решимость действовать в
духе сотрудничества и дружбы.
	(ТАСС).
	31 декабря. 1949 года Заместитель
Munuetpa Иностранных Дел СССР
ромыко принял Посланника
Финляндской Республики г-на
К. Сундстрема и заявил ему о том,
что, по имеющимся у советских вла-
стей достоверным данным, на тер-
ритории Финляндии до сих пор на-
ходится свыше 300 военных преступ-
ников из числа советских граждан,
что притиворечит Мирному Догово-
ру, согласно которому Финляндское
Правительство обязалось принять
все необходимые меры для обеспе-
чения выдачи всех находящихся на
ее тепоитории советских граждан
для суда за совершенные ими на-
рушения законов Союза ССР изме-
ной или сотрудничеством с врагом
во время войны. В этом числе на-
ходится также группа в 56 чел. во-
енных преступников, совершивших
наиболее тяжкие преступления про-
тив Советского Союза. Эти лина из-
вестны Финляндскому Правительст-
ву. В настоящее время список этих

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА. Улица в Шанхае.
	coro В. ПИТРОНА (TACC)
	Экономика Польши на пути
	успсхаш
		Новогодняя речь президента Б. Берута
	одолеть трудностей и противоречий.
	раздираюнхих их экономику, не мо-
гут остановить нарастающий эконо-
мический кризис, который сопровож-
дается ростом безработицы, пониже-
нием жизненного уровня трудящихся
масс этих стран.

Быстрый рост промышленной 4
сельскохозяйственной продукции В
Полыше из года в год повышает уро-
вень материальной и культурной
жизни польского трудящегося наро-
да городов и сел. Быстрая индустри-
ализация страны будет оказывать ре-
шительное влияние на дальнейший
рост культурного и материальнога
уровня жизни трудящихся масс, ко-
торые составляют подавляющее боль-
шинство нашего народа.
	конца 1946 года до середины
1949 года число живущих на зара-
ботную плату рабочих в городах воз-
росло на 1.100 тысяч, то-есть на 40
процентов. Все большее число фабо-
чей и крестьянской молодежи полу-
чает возможность учиться в средних
и профессиональных школах, а так-
же в высших учебных заведениях,
пользуясь помощью государства, са-
моуправлений и общественных орга-
низаций.
	Самой большой ценностью народа
в условиях народной демократии, го-
ворит далее президент Берут, явля-
ются политически развитые и про-
фессионально квалифицированные
культурные люди — выходцы из ра-
бочего класса и крестьянства. Вме-
сте с трудящейся интеллигенцией,
которая получила образование еще в
довоенных условиях, кадры новой ин-
теллигенции, выросшей из рабоче-
крестьянской молодежи, обогащают
своими талантами и энтузиазмом на-
шу жизнь и экономическое развитие.
Поэтому важной задачей. является
ускорение численного роста этих ква-
лифицированных кадров, а также по-
вышение уровня их политической со-
знательности и идеологической зре-
ЛОСТИ.
	Большая почетная роль принадле-
жит в этой области передовикам
труда, новаторам и рационализато-
рам нашей промышленности и сёль-
ского хозяйства, которые дают пре-
красные образцы труда, ускоряюще-
го экономический и культурный рас-
цвет нашей родины.
	Сегодня, сказал Берут, когда Поль-
ша благодаря братской помощи со-
ветских народов получила свободу,
когда она ликвидировала эксплоата-
цию и помещичье-капиталистических
паразитов, когда она строит но-
вый, социалистический общественный
строй, сотни тысяч передавиков тру-
да своими усилиями и с‹амоотвер-
женностью ускоряют создание этого
нового строя.

Чем шире и многочисленнее будут
их ряды, тем быстрее будет расти
сила польского народа, тем лучше и
богаче будет жизнь всех и жизнь
кажпого человека.
	Новый, 1950 год открывает новый
решающий для будущего нашего на-
рода период великой индустриализа-
ции Польши. Он будет первым годом
шестилетнего ‘плана — плана социла-
листического преобразования  стра-
НЫ.

Быстрая и широкая индустриали-
зация является основным условием
для ликвидации нашей  экономиче-
ской отсталости и трудностей, выте=
каюших из этой отсталости.
	Ясно, что выполнение этой огром-
ной программы перестройки потребу:
ет огромных усилий и самоотвержен-
ности со стороны трудящихся масс.
Выполнение шестилетнего плана при-
ведет к значительному росту общего
материального благосостояния, а
также просвещения и культуры поль-
ского трудящегося народа. Средний
жизненный уровень трудящихся масе
в период окончания шестилетнего
плана будет почти в два раза выше
по сравнению © довоенным. Возрастет
возможность для наших трудящихся
масс пользоваться достижениями
культуры, науки и искусства.

Все наши достижения, сказал в за-
ключение Берут, свидетельствуют 9
правильности избранного нами раз и
навсегла пути, благодаря которому
мы упрочили наше место в лагере
мира и социализма, в лагере, кото-
рым руководит великий Советский
Союз. Не случайно, что празднова-
ние 70-летия И. Сталина явилось в
Польше массовой демонстрацией
польско-советской дружбы и горячих
чувств польского народа к величай-
шему человеку и борцу нашей эпо-
хи.
	Omoscnwoo0y
	А КАК СООБЩАЕТ Чехословац-
кое телеграфное агентство, в Праге
между Чехословацкой республикой и
Пакистаном подписано торговое сог-
лашение на 1950 год. По новому
соглашению Чехословакия будет по-
ставлять Пакистану тракторы, бума-
гу, текстильные товары, спички и
химикалии. Пакистан будет постав-
лять Чехословакии главным образом
джут и хлопок.

ж ПО СООБЩЕНИЮ корреспон-
дента агентства Ассошиэйтед Пресс
из Бузнос-Айреса, компания «Пан-
Америкэн Эйруэйс» отменила все по-
леты из Аргентины и в Аргентину
вследствие забастовки рабочих аэро-
портов, требующих повышения зара-
ботной платы.
	Газета „Либр Бельжик“ 0б англо-
	американских
	NOOTHBODCYHAX
	ВАРШАВА, 2. (ТАСС). В своем
выступлении по радио по случаю
нового года президент Польской ре-
спублики Болеслав Берут отметил,
что польский народ с подлинным
удовлетворением подводит итоги сво-
его труда в истекшем году. Успеш-
но. на два месяца раньше срока, он
закончил свой первый великий и
творческий. трехлетний план эконо-
мического восстановления страны.
Это, сказал Берут, был смелый 4
трудный план, требовавший не толь-
ко огромных усилий, но и большой
закалки. Для его успешного выпол-
нения нужны были не только твер-
дая воля руководства, но и глубо-
кая уверенность, сплоченность, соз
нательность, энтузиазм, патриотизм
выполняющих этот план трудящих-
ся масс.

В неслыханно тяжелых условиях
разрушений. причиненных войной, ко-
торая поглотила миллионы человече-
ских жизней и около 40 процентов
всех национальных богатств, нача:
лось плановое экономическое вос-
становление Польши.
	В период разработки плана эконо-
мического восстановления, отметил
Б. Берут, многим этот план казался
слишком смелым и невыполнимым.
Но рабочий класс и трудящиеся мас-
сы в огромном большинстве своем
верили народной власти, они пове-
рили в реальность плана и победонос-
но выполнили его на два месяца
раньше срока.
	В 1949 году общая стоимость про-
мышленной продукции была на 75
процентов выше, чем в последние го-
ды перед войной, а на душу населе-
ния сегодня приходится промышлен-
ной продукции в 2,5 раза больше,
чем перед войной (по стоимости в
довоенных ценах).

Сельское хозяйство также, хотя
оно и развивается медленнее, чем
промышленность, дает уже, в рас-
чете на душу населения, на 12 про-
	центов больше продукции, чем да
ВОЙНЫ.

О чем свидетельствуют эти циф-
ры?
	Они свидетельствуют, во-первых, о
превосходстве обобществленной и
плановой экономики над капиталисти-
ческой экономикой. Благодаря чему
Польша добилась так быстро и так
успешно результатов в восстановле-
нии своей страны? Благодаря строю
народной демократии, благодаря лик-
видации класса помещиков и капи-
талистов, благодаря аграрной рефор-
ме и национализации основных от-
раслей промышленности, транспорта,
торговли и банков. .

Они свидетельствуют, во-вторых,
об огромных творческих способно-
стях и трудолюбии нашего народа. В
течение нескольких лет плановых
усилий наш народ сумел не только
восстановить разрушенные предприя-
тня и средства производства, но и
расширить их, технически усовершен-
ствовать и построить новые предпри-
ятия и средства производства, увели-
чив на три четверти продукцию всей
промышленности и продвинув вперед
сельское хозяйство.

Ни одна из более богатых, чем мы,
менее разрушенных  капиталистиче-
ских стран не смогла достигнуть
таких темпов восстановления и эко-
номического развития, как Советский
Союз и страны народной демократии.
Капиталистические страны, несмотря
на так называемую помощь по пла-
ну Маршалла, которая ложится на
них тяжким бременем, не могут пре
			БРЮССЕЛЬ, 2. (ТАСС). Коммен-
тируя план американской «военной
помощи» Англии, газета «Либр
Бельжик» указывает, что в отноше-
нии условий применения этого плана
между Англией и США возникли
серьезные разногласия. Эти разкогла-
сия, пишет газета, более глубоки,
чем можно было бы предполагать.
Они касаются общих политических
проблем.

В основном разногласия между Ан-
глией и США, по словам газеты, ка-
саются степени независимости поло-
жения Англии. С одной стороны,
Англия не желает брать на себя Ни-
какого нового политического обяза-
тельства, которое могло бы ограни-
чить ее влияние на международной
арене. С другой стороны, Англия .не
хочет, чтобы американская «военная
помощь» повлекла за собой для нее
новые расходы или «заставила ее
признать формулы, которые угрожали
бы осуществлению ее’ собственной
программы вооружения».

Англия, указывает газета, не толь-
ко сама готова поставлять военные
материалы из некоторых своих до-
минионов странам Ближнего и Даль-
него Востока, как, например, Бирме
и Сиаму, но она делает это уже сей-
час. С другой стороны Англия fo-
ставляет военные материалы некото-
рым европейским странам. В числе
их следует назвать Италию, Фран-
цию, Грецию, Турцию, страны Бени-
люкса и Скандинавские государства.

В американских планах особое ме-
сто отводится Турции, Египту, Ин-
дии, Пакистану и Индо-Китаю. В
этих странах, пишет газета США
особенно хотели бы иметь возмож-
ность проводить свою деятельность
без необходимости советоваться со
своими союзниками, имеющими инте-
	ресы в этой части мира. Впрочем,
США уже приступили к действиям в
указанных заморских странах. Эти
действия выражаются, в частности, в
поездке на Дальний Восток личного
представителя президента Трумэна
Джессепа, а также многочисленных
представителей американских 6aH-
ков, контролируемых правительством
США. Некоторые пункты этой дея-
тельности предусмотрены программой
Трумэна о так наз. «технической по-
мощи» отсталым районам, но в дей-
ствительности речь идет о новой
программе, отправной точкой которой
являются причины экономического и
стратегического порядка.

США, пишет газета, намерены
прочно установить свое влияние В
Африке ив Азии. В этой связи нуж-
но рассматривать нынешние перегово-
ры о предоставлении Соединенными
Штатами франкистской Испании кре-
дитов для вооружения. США прида-
	ют Испании и Марокко больиюе во-
	енно-стратегическое значение, как
американской военной базе в буду-
шей войне против СССР и стран на-
родной демократии,

Точно такой же политики придер-
живались США в отношении Инлдо-
незии, где экономическое влияние
Голландии отныне практически вы-
тесненю и заменено американским.
США намерены предоставить круп-
ный заем правительству Хатта.

Все это, указывает газета, серьез-
но беспокоит Англию и усложняет
заключение — двустороннего англо-
американского соглашения по вопро-
су о плане военной помощи.

Разногласия между США и Англи-
ей в этом вопросе газета считает не
простым противоречием между двумя
великими державами, а борьбой за
раздел сфер влияния.
	Сцена из четвертого действия:
ст С. ЗАЙЦЕВ.
Moro В МАСТЮКОВА (ТАСС).
		На сессии отделения литературы и языка
	Академии
		тературы и языка Академии наук
СССР, посвященная семидесятилетию
со дня рождения товарища И. В.
Сталина. Доклады участников сес-
сии широко осветили роль И. В.
Сталина в развитии советской мате-
риалистической науки о литературе
и языке.

Во вступительном слове акалемик-
секретарь отделения И. И. Меща-
‘нинов указал, что своими до-
стижениями и методологической пе-
рестройкой советское литературове-
` дение всецело обязано товарищу
И. В. Сталину.

Член-корреспондент Академии на-
ук СССР А. М. Еголин в докладе
«И. В. Сталин и вопросы литерату-
ры» охарактеризовал значение  тео-
ретических работ товарища И. В.
Сталина в развитии художествен-
ной литературы и советской литера-
турной науки. Изучение трудов
товарища И. В. Сталина способству-

Закончилась сессия отделения JIK-

ет поднятию на новую высшую сту-
пень деятельности советских писате-
лей, критиков, историков литерату-
ры. Товарищ Сталин дал гениальное
определение метода ‹оветского ис-
кусства — социалистического  реа-
лизма и развил ленинское положение
о партийности литературы.

С докладом «И. В. Сталин и oc-
новные задачи изучения славянской
филологии» выступил академик Н. С.
Державин. Докладчик рассказал ©
многообразных задачах, стоящих пе-
ред советскими славяноведами-фило-
логами. Единственным правильным
путем для решения всего многооб-
разного комплекса вопросов славян
ской филологии, сказал академик
Н С Державин, является путь ис-
		НОВОГОДНИИ
ПРОПЛЫВ
	В новогоднюю ночь, без пятнад-
‘цати двенадцать, на баржу, Стояв-
шую на Москве-реке между Моск-
порецким и Устьинским мостами,
против здания МОГЭС, пришел
спортсмен-водолаз Осман Кумуков
вместе с работниками спортивного
общества «Водник».
  Bes mata минут двенадцать пло-
вец в одних плавках спустился ©
баржи по трапу в воду и поплыл
по реке. Пять минут первого Осман
Кумуков вышел из воды и поднял-
ся на баржу по трапу.

После проплыва спортсмен растер-
ся мохнатым полотенцем и выпил
стакан горячего чая.

В беседе с корреспондентом «Ве-
черней Москвы» тов. Кумуков ска-
зал:

— Проплывом в новогоднюю ночь
я хотел еще раз показать, что, хо-
рошо закалившись в результате
долголетней тренировки, плавать
можно круглый год. Чувствовал я
‘себя в воде и после проплыва от-
` Лично.
		  ИЕ, людей с радостным вол-
нением поднимаются по белой
мраморной лестнице навстречу мону-
ментальной скульптурной фигуре
` товарища И. В. Сталина. Этой скуль-
птурой работы Н. Томского  начи:
нается выставка, открытая в залах
`’Третьяковской галлереи на тему
«Иосиф Виссарионович Сталин В
изобразительном искусстве».
	Вдохновенный труд художников
почти трех десятилетий об’единен в
этих залах, чтобы зрители могли уви-
деть в живописи, графике и скульп-
туре образ того, чье имя стало сим-
волом счастья и свободы трудящихся
всего мира, — образ И. В. Сталина.

Вот солнечный Гори, где 70 лет
назад родился товарищ Сталин; вот
его детские годы на картине 3.
Волковинской: в бедной и тесной
комнате мальчик с живым лицом: уВ-
леченно об’ясняет прочитанное BHH-
мательно слушающим его’ товари-
шам; вот он юноша — в скульшту-

рах С. Какабадзе и Я. Николадзе:

окрыленный мыслью лоб, воля И
энергия в чертах юношеского лица.

Начинаются трудные годы подполь-
  ной революционной борьбы в За-
ES Основные этапы ее увле-

кают творческое воображение ху-
дожников. Образ Сталина — руко-
водителя рабочего кружка в Тиф-
лисе в эмоциональном рисунке дает
П. Мальков. Суровую решимость И
революционную твердость сумел во-
плотить в фигуре вождя Е. Захаров.
Привлекает полная революционного
романтизма картина «Беседа
товарища Сталина с крестьянами-
аджарцами в 1902 году» (А. Кута-
теладзе).

Интересная работа П. Малькова
запечатлела встречу Сталина С
  Лениным на 1 Всероссийской конфе-
`ренции большевиков в Таммерфорсе в
1905 году. В картине А. Моравова мы
	торического подхода к изучаемой
действительности, путь исследования
всех общественных явлений и их от-
ражения в языке, литературе, фоль-
клоре сквозь призму марксистско-ле-
нинско-сталинской диалектики.
Участники сессии заслушали да-
лее доклалы доктора филологиче-
ских наук Г. П. Сердюченко «И. В.
Сталин и советское языкознание»,
доктора филологических наук Н. П.
Гринковой о языке. колхозной дерев-
ни, члена-корреспондента Академии
наук СССР Е. 9. Бертельса «И. В.
Сталин и литературное наследство
народов советского Востока».

Кандидат филологических наук
К. Л. Зелинский посвятил свой до-
клад огромным успехам литературы
народов СССР, развившейся на осно-
ве сталинской национальной полити-
ки.

Расцвет литератур народов и на-
цщиональных групп СССР — явление
беспримерное в истории мировой
культуры. В СССР издаются книги
на 119 языках. За одно только двад-
цатилетие издано почти два милли-
арда книг на языках братских на-
родов Советского Союза.
	В этих успехах нашла отражение
победа подлинно народной культуры,
точную формулу которой впервые от-
крыл гений великого Сталина, —
культуры национальной по форме и
социалистической по содержанию.

Премьера пьесы А. Глобы «ПУШКИН» в театре имени М. Н. Ермоловой. Сце!
ипкин —= заслуженный артист РСФСР В. ЯКБУТ. Никита Зотов — артист С.
		видим их за редактированием резо-
люции Таммерфорсской конференции.
О глубоком взаимном понимании, о
единстве мыслей и чувств двух гениев
человечества рассказывает нам кар-
тина И. Серебряного «Ha V (Лон-
донском) с’езде РСДРП».

О революционной работе товарища
Сталина в Закавказье в 1905 году
говорит картина М. Абегяна «Вы-
ступление И. В. Сталина на рабочем
собрании в Тифлисе 18 октября 1905
года»; волевой образ непреклонного
борца-революционера правдиво ото-
бражен в скульптурном бюсте рабо-
ты К. Мерабишвили. Никакие ужасы
царской ссылки в годы реакции не
смогли поколебать революционного
мужества большевика-ленинца. Таким
показывает И. В. Сталина в турухан-
ской ссылке картина П. Соколова-
Скаля — смелым и гордым взглядом
встречает товарищ Сталин, работаю-
щий за столом в низкой избе,
пришедшего за ним жандарма.

Ленин и Сталин — вожди Великой
Октябрьской социалистической peBo-
люции, начавшей новую эру в исто-
рии человечества. Тема эта вдохнов-
ляет многих советских художников на
создание выдающихся по силе
образов произведений. В карти-
нах В. Серова, С. Дудника, Н. Осе-
нева, Н. Бабасюка, в рисунках Е.
Кибрика и П. Васильева перед нами
встают героические дни Октября,
Ленин и Сталин — вожди партии,
народных масс, вожди революции.

В период гражданской войны ЦК
партии, В. И. Ленин направляли
товарища Сталина на самые опасные
для революции фронты. По инициати-
ве И. В. Сталина была создана Пер-
вая Конная армия во главе с Буден-
ным. Ворошиловым, Щаденко. При-
езд И. В. Сталина в Первую Конную
армию, Новый Оскол, в 1919 году
	изображает в своей известной карти-
не М. Авилов — горячо приветству-
		счастья народа». Ярким завершением
живописных полотен на выставке яв-
ляется получившая всенародное при-
знание картина Ф. Шурпина «Утро
нашей Родины», где художник выра-
зил с эпической силой в образе
И. В. Сталина гениальный ум, боль-
шое сердце и счастливое удовлетво-
рение могучим расцветом нашей Ро-
ДИНЫ.

Большое впечатление производит
зал скульптуры, об’единенный еди-
ной темой: «В. И. МЛенин 4

И. В. Сталин — основатели и ру-
ководители Советского государ-
ства». Грандиозная работа, со-

стоящая из десяти сложных темати-
ческих рельефов, многих  портре-
тов и фигур, выполнена под руко-
водством Н. В. Томского коллекти-
вом скульпторов: М. Бабуриным, П.
Бондаренко, Л. Кербелем, Г. Мотови-
ловым, А. Файдыш-Крандиевским, В.
Цигалем. Д. Шварцем (архитектур-
ное оформление Л. Голубовского).
Впервые в скульптурном рельефе ре-
шаются такие композиционно-слож-
ные темы, как «Провозглашение со-
ветской власти», «Выступление
И. В. Сталина на Красной площади»,
«Речь на параде Красной Армии
7 ноября 1941 года» и ряд других-
Тематический многофигурный рельеф
— несомненно новый шаг в развитии
монументальной скульптуры, которой
как выразительнице ведущих идей
своего времени для самых широких
масс предстоит в социалистическом
обществе большое будущее.
	Выставка, открытая в Третьяков-
ской галлерее, представляет выдаю-
щийся интерес для зрителя. В ее
живых, эмоциональных произведениях
— народных, партийных, созданных
животворным методом социалистиче-
ского реализма, раскрываются жизнь
и леятельность самого великого че-
	ловека нашей эпохи — товарища.
И. В. Сталина.
К. Кравченко.
	ют конноармейпы бесстратиного пол-
ководца революции.

После смерти великого Ленина на
траурном заседании П Всесоюзного
с’езда Советов товарищ Сталин от
имени партии дает великую клятву
продолжать дело Ленина. «Великая
клятва» называет свою последнюю
картину Ф. Решетников. В выраже-
нии лица И. В. Сталина художнику
удалось передать глубокую скорбь и
пламенную веру в будущее, в: гряду-
шую победу коммунизма. Е. Вучетич
с ‘бригадой  скульпторов-соавторов
раскрывает эту же тему в монумен-
тальном  многопланном  горельефе,
изображая товарища Сталина на
Красной площади, окруженного наро-
дом, сплоченным вокруг большевист-
ской партии и её вождя.

Эпоха сталинских пятилеток под-
няла на небывалую высоту трудовую
творческую энергию масс. «Вождь,
учитель и друг» называется картина
Г. Шегаля, на которойон изображает
И. В. Сталина и президиум П с’езда
колхозников-ударников в 1935 году.
Жизненно и ярко написаны художни-
ком портрет товариша Сталина и лн-
па делегатов и делегаток с’езда.
Побелой советской жанровой живо-
писи является известная картина В.
Ефанова «Незабываемое», изобража-
ющая руководителей партии и пра-
вительства в президиуме совещания
жен хозяйственников и инженерно-
технических работников тяжелой про-
мышленности в Кремле (1936 год).

Последняя работа А. Герасимова
«Есть метро» также раскрывает тему
единства советского правительства И
народа. На картине — выступление
И. В. Сталина в Колонном зале Дома
союзов на торжественном заседания,
посвященном открытию московского
метрополитена. А. Герасимов  запе-
чатлел на многих полотнах дорогой
образ вождя, стремясь найти такое
его воплошение, каким его любит
И знает народ. Среди этих произ-
	ведений — картина «И. В. Сталин
на ХУ! с’езде ВКП(б) (1930 г.)»,
два прекрасных, — психологически
	тонких акварельных портрета. SpH-
тель сможет увидеть на выставке
также и хороню известные картины
«И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в
Кремле» и «Гимн Октябрю».

И. В. Сталин — организатор и
вдохновитель социалистического стро-
ительства, И. В. Сталин с народом,
И. В. Сталин со своими ближайшими
‘соратниками — вот темы, воплощен-
ные во многих рисунках и полотнах.
Особенной жизненной правдивостью
характеристик выделяется картина
А. Яр-Кравченко «А. М. Горький чи-
тает И. В. Сталину, В. М. Молото-
ву и К. Е. Ворошилову свою сказ-
ку «Девушка и смерть».

Когда фашистские полчища вторг-
лись в священные пределы советской
земли, образ И. В. Сталина — гени-
‘ального стратега и полководца Вели-
кой Отечественной войны, приведшего
советский народ к победе, становится
главной темой советских художни-
ков. Ф. Решетников пишет портрет
Генералиссимуса Советского Союза
И. В. Сталина в его кремлевском ка-
бинете над картой военных действий.
Глубоко волнуют серия рисунков К.
Финогенова «И. В. Сталин в годы
Великой Отечественной войны», кар-
тина И. Тоидзе «Выступление
И. В. Сталина на торжественном со-
брании, посвященном ХХГУ ronos-
щине Великой Октябрьской социали-
стической революции», портреты ве-
	ликого вождя. написанные Д. Нал-
бандяном.
Народное ‘ торжество и радость
	Победы сумел передать М. Амелько
в картине «За великий русский на-
род» — И. В. Сталин провозглашает
здравину в честь русского народа
на приеме в Кремле 24 мая 1945 го-
да в честь командующих войсками
Красной Армии. Товарища Сталина с
его соратниками — членами Полит-
‚ бюро ЦК ВКП(5), склонившимися
над гениальным планом преобразова-
ния природы, изображает Д. Нал-
бандян в картине, название Которой
характерно для всей жизни и лея-
тельности великого вождя, — «Для