ТРАТЗИКИ
— ИХ
- ПОКРОВИТЕЛН
	Торговый союз артелей инвалидной
кооперации был организован для за.
купки в сельских местностях мяса,
молока, яиц и, других продуктов и
их переработки; Однако с самого ва.
“вла многие артели взяли иной курс,
	Для покупки продуктов создали
итат заготовителей; Но при подборе
сотрудников обращалось прежде все-
го внимание на то, насколько они
ловко умеют обходить законы. Хотя
артели были обязаны — принимать
только инвалидов Отечественной вой-
ны, на деле этому меньше всего при.
давалось значения.

Заготовители раз’ехались, имея на
руках крупные денежные суммы. В

отлельных случаях HM выдавалось
	до 300 тысяч рублей.

Так была ‘создана обстановка для
злоупотреблений и хищений.

Растраты и хищения составили в
общей сложности около полутора
миллионов рублей. Образовалась бо-
лее чем двухмиллионная безнадежная
дебиторская задолженность. С кого
взыскивать эти деньги, — не пред.
ставлялось возможным точно устано-
вить. Одна лишь  заготовительная
контора в Дзауджикау дала’ убыток
в несколько сот тысяч рублей.
	Неизвестно, до чего довели бы за.
готовители свои артели, если бы не
последовало запрещение произво.
дить закупки за наличный расчет,
После этого у дельцов пропал вся.
кий интерес к делу, и закупки пре-
кратились.

Артели начали искать другие ис
точники дохода. Стали скупать в го:
сударственных учреждениях иму.
щество, признанное негодным. Ар.
тель «Знамя победы» — раздобыла
спальные мешки, По документам
значилось, что их было пять тысяч,
Какое количество мешков имелось на
самом деле, — пока еще установить
нельзя, есть только некоторые доку.
менты, судя по которым для перера:
ботки было роздано — надомникам
около 8 тысяч спальных мешков.
	Главный бухгалтер артели Там
поставил союз в известность о’ тем.
ной истории со спальными мешками,
Одновременно он указал на творящи.
еся в артели злоупотребления с са.
харином, на подлоги и уничтожение
документов.
	Были ли приняты меры для про:
	  верки заявления Тамма, для раскры:
	тия преступления? Ничуть не быва:
ло. Заявление, изобличавшее жули.
ков’ положили под сукно. Но так
как Тамм продолжал требовать от
президиума союза расследования,
пришлось извлечь его заявление в
дать ему ход. Долго судили да ря.
дили члены президиума и вынесли
решение: председателю артели Ero
рову об’явить выговор, а главного
бухгалтера Тамма... уволить.

‚Когда об этом стало известно ис
полкому Московского совета, был
вынесено специальное решение: ви
новных привлечь к уголовной отвем
ственности, немедленно навести по:
рядок в работе торгового союза TH
валидной кооперации, а несколько
артелей, в том числе «Коопинзагот
торг», ликвидировать.

Однако «Коопинзаготторг» продол:
жает существовать. Под флагом этой
артели попрежнему орудуют нечест.
ные люди. Убытки артели, состав
лявшие ранее 100 тысяч рублей, те.
перь удвоились. Суммы  растрачен
ных средств увеличиваются.

Председатель ‘правления артели
Глухов и главный бухгалтер Филатоз
покрывают растратчиков. У замести:
теля заведующего магазином № {
Захарова в сентябре была обнаруже-
на растрата 13 тысяч рублей. РЁ
скрыли. В октябре в артели был
повторная ревизия. Нехватало уже [5
тысяч рублей. Однако и на этот раз
растрату скрыли.

Если раньше шла речь о ликвиде
ции «Коопинзаготторга», то тепер»
этого уже недостаточно. Onnospe
менно с ликвидацией артели органы
прокуратуры должны тщательно про
верить ее деятельность.
	А. Лассе,
	ВОСПИТАННИКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА—
		Болыше тысячи студентов Москов-
ского’ юридического института —
участники Великой Отечественной
войны. Это золотой фонд института,
его лучшие кадры, его гордость,

Защитники’ Родины — отличники
учебы. Имена многих занесены на До-
ску почета института. Их самостоя-
тельные работы отличаются большой
вдумчивостью. Студент И. Попов —
кавалер орденов Александра Невско-
го и Отечественной войны  Н* степени
— в одной из своих работ обрисо-
вывает облик советского судьи. Он
пишет: «Советский судья—это преж-
де всего большевик, партийный или
	‘непартийны!й,^ строитель социализма.
	Советский судья вершит правосудие
от`имени народа и по законам, издан-
ным самим народом».

-Такими- судьями готовятся стать
и. Попов и его товарищи — выпуск-
ники Московского юридического ин-
ститута. Коллектив  машинострои-
тельного завода Министерства путей
сообщения выдвинул И. Попова кан-
дидатом в народные судьи. Он будет
баллотироваться по 8-му округу
	Краснопресненского района.
	В 1941 году добровольцем вступил
в Советскую Армию Николай Котов.
Юноша’ бесстрашно сражался с вра-
гом. 18 июня 1944 года армейская га-
зета «За штурм» напечатала корре-
спонденцию. Она начиналась .слова-
ми: «Недавно в нашем’ подразделе-
нии неожиданно встретились’ отец и
сын Котовы. У отца — рядового и
сына —  офицера-танкиста скрести-
лись дороги». И дальше рассказыва-
	СПУСТЯ
	лось о славных боевых подвигах мо-
лодого танкиста Николая Котова.

Получив тяжелое ранение, Котов
вынужден был демобилизоваться, В
1941 году в армию вступил юноша,
едва успевший получить аттестат
зрелости. С фронта вернулся закален-
ный в боях командир. Он продолжал
борьбу. Только теперь это была борь-
ба за знания. Прошли годы. Юриди-
ческое образование участника Вели-
кой Отечественной войны закончено:
Коллектив фабрики «Свобода» выд-
винул кандидатуру Котова в народ-
ные судьи 5-го участка Октябрьского
района.

Около пятисот студентов института,
получит в этом году Звание юристов.
Институт воспитывает квалифициро-
ванных специалистов, которые еще на
студенческой скамье готовятся к раз-
носторонней общественной — деятель-
ности. Ем?

Свыше“ четырехсот студентов’ вхо-
дит в агитколлектив. Большинство из
них работало агитаторами в дни вы-
боров в. местные Советы депутатов
трудящихся. Они поддерживают по-
стоянную связь с избирателями,

Группа студентов часто посещает
Тестовский поселок. При ‘агитпункте
сни организовали юридическую кон-
‘сультацию...Избирательнина Сергеева
рассказала студенту В. Ершову, что
ее выселяют. из квартиры. Познако-
мившись с делом, В.. Ершов решил
выступить на суде в качестве защит-
ника. Будущий юрист убедительно
доказал права Сергеевой на занимае-
мую ею жилилошадь,
	МЕСЯЦ
	«Большевик»
	Молодежь кондитерской Фабрики
	встрече мт е’ёзда комсомола. В ‘цехе печенья ‘смонтирована и TYRES
ход новая заверточная машина, фасующая стотраммовые пачки. BBO!
пойртаыь .orarg этретата позволил Уменьшить количество рабочих ©
	меньшить количество рабочих с И
 .. НОЛЕВЩИКОВА и А. БЕЛЯЕВА,
@moro B. KYHOBA.
	до трех. НА СНИМКЕ: стахановки Т
	обслуживающие машину.
	ОНИ ПОВЕДУТ ТРАМВАЙ
	°_В кабинетах производственно-технического комбината
		дителя трамвая. Тот же контроллер,
те же рукоятки управления, тот же
тормоз, педаль звонка. Но перед ка-
биной — не широкие московские ма-
гистрали, а стены аудитории © образ-
цами и схемами различного трамвай-
ного оборудования. У стены стоит
миниатюрная действующая модель
участка’ пути с  звтоматическими
стрелками и движущимися вагончи-
ками. а

Мы в одном из кабинетов производ-
ственно-технического комбината, где
на лекциях, у стэндов н схем готовят
водителей, кондукторов, нутейцев для
столичного трамвая. :

За четыре года работы через эти
аудитории прошло несколько тысяч
тружеников городского транспорта,
KoTopHe сейчас обслуживают москвй-
чей, .

Только за прошлый год комбинат
полготовил больше пятисот -водите-
лей, свыше тысячи кондукторов,
много линейных. рабочих. - Помимо
этого, болев двух тысяч ‚человек но-
высили здесь свою квалификацию,

Водитель — освовная профессия на
трамвае. Шесть месяцев изучают кур-
санты механическое, электрическое и
другое оборудование вагонов, техни-
ку управления ими, правила уличного
движения.

Теоретические знания закрепляются
производственной “практикой в спе-
циальном учебном вагоне и в’ дело
под наблюдением опытных настав-
НИКОВ.

„Водитель должен отлично . знать
	устройство мотора, действие тормо-
	зов, перевод автострелок, правила
технической эксплоатации и улично-
го движения. Болышое внимание уде-
ляется изучению широкой маршрут-
ной сети города. :

На все это рассчитана учебная про-
грамма, по которой ведут занятия
около двадцати преподавателей. Сре-
ди них много специалистов, работаю-
щих “на московском трамвае. Умело
передают. свои знания инженеры
П. Викторов, В. Васюков, И. Бело-
стоцкий и другие.

Но качество обучения надо неустан-
но повышать. В январе был очеред-
ной выпуск водителей. В одной груп-
пе девять человек из одиннадцати
сдали экзамены по устройству ваго-
	на только на «тройку». „Некоторые
выпускники слабо знали правила
уличного движения,

Кондуктор столичного трамвая еже-
дневно соприкасается с тысячами пас-
сажиров, Как досадно бывает слы-
шать окрики грубого кондуктора! Не-
которые из них не знают точного на-
звания остановок, ‘улиц и площадей.
А эти люди ‘должны хорошо знать
географию Москвы, толково и веж-
	MBO отвечать на вопросы пассажи-.
	a o

Ba последнее время в среду води-
телей и кондукторов пришло немало
людей во средним образованием. Но
это не должно успокаивать. Нужно
настойчиво повышать культуру pa-
ботников трамвая.

К сожалению, до сих пор нет хо-
рбтего учебного пособия для Под-
готовки водителей и Кондукторов.
Такой учебник написан и готовится к
нечати издательством «Московский
рабочий»/ Надо ускорить выпуск его
в” свет.

Управлению трамвая следует поду-
мать о расширении помещения своего
учебного комбината, о. пополнении
кабинетов‘ наглядными пособиями по
новейшим достижениям городского
транспорта. Назрела необходимость
выделить учебный вагон новой марки
— MTB-82. .

Нужно. шире проводить начату
комбинатом техническую пропаганду
новых достижений городского элект-
рического транспорта: Доктор техни-
ческих наук П. Дурново, кандидаты
Б. Петров и Ю. Галонен прочитали
ряд интересных лекций. Сейчас, на-
кануне  пятидесятилетнего юбилея
московского трамвая, такие лекции
надо устраивать чаще. Это поможет
улучшить  фаботу столичного трам-
		В. Алексеев.
———[—Щ[—-[-—-[
	Для ускорения
ремонта
	В ТРЕТЬЕМ АВТОБУСНОМ
ПАРКЕ
	В электроцехе третьего автобусно-
го парка можно увидеть несколько
стэндов и своеобразного вида стан-
ков. Они предназначаются для ремон-_
та электрооборудования автобусов и
сконструированы руководителем цеха
А. Кальненковым.

Большой интересе представляет
установка по намотке тончайшей про-
волоки на катушки автомобильных
электрических приборов. Применение
ее повысило производительность на-
мотчиков в 30 раз.

Раньше  прорезку слюды между
коллекторными пластинками в яко-
ре динамо делали вручную. Опера-
ция занимала более сорока минут.
Сейчас весь процессе длится три ми-
нуты. Для этого приспособлена кро-
хотная фреза, совершающая 6.000
оборотов в минуту.

Создан специальный станок для
изготовления конденсаторов и раз-
работан универсальный стэнд для
испытания и наладки автомобильных
реле — регуляторов всех существую-
ших систем.
	Шефство над местной промышленностью
	де уже произведено гальваническое
покрытие нескольких тысяч деталей
для изделий электромеханического
завода.

Коллектив государственной обув-
ной фабрики «Парижская Коммуна»
шефствует ‘над  ббувной фабрикой
райпромтреста. Он помогает ей в
разработке технологии пошива спор-
тивной обуви. На фабрике «Париж-
ская Коммуна» изготовлены для под-
шефного предприятия четыре закрой-
ных стола. Тысяча пар детской по-
дошвы и пять тысяч пар детских
заготовок переданы фабрике рай-
промтреста. А для того, чтобы об-
легчить подшефному предприятию
разработку новых моделей обуви, к.
нему прикреплен от- «Парижской
Коммуны» опытный модельер.

Добросовестно помогают своим
подшефвым 1-я Образцовая типогра-
фия имени А. А. Жданова и завод
«Пласткож». С помошью шефов на
полиграфической фабрике райпром-
треста создается литографский цех,
а на фабрике «Пластмасс» — цех
резиновой обуви.
	К сожалению, не все. шефы проя-
вили такую оперативность. Руково-
дители Дербеневского химзавода и
Краснохолмского камвольного комби-
ната, подписав очень хорошие шеф-
ские договоры с фабриками «Шнр-
потреб» и первой швейной, до сих
пор ничего не сделали для осуще-
ствления своих обязательств. Дирек-
	тор химзавода тов. Г. Смирнов в те-
	чение месяца даже не мог уделить
времени для знакомства с директором
подшефного предприятия. А руково-
дители Краснохолмского комбината
оправдываются тем, что они «сильно
загружены текущими делами».

В. Мишин.
	13 января на. пленуме Кировского
райкома ВКП\{6б) представители круп-
ных предприятий района’ приня-
ли шефство над заводами и фабри-
ками Кировского — райпромтреста.
Вскоре  носле этого ‘были  разрабо-
таны и подписаны ‘договоры. Затем
	началась практическая работа по
осуществлению принятых  обяза-
тельств.
	Инженеры и техники 1-H ситцена-
бивной фабрики хорошо помогают
работникам швейно-галантерейной
фабрики райпромтреста. При их не-
посредственном участии оборудуется
новый цех разрисовки тканей по
способу фотопечатания. Он должен
	быть пущен в феврале. Бригада
монтажников, . присланная  шефами,
оборудует в этом цехе специальную
установку — зрельник для закреп-
	ления окраски тканей, Шефы разра-
батывают также метод окраски CH-
нели — полуфабриката, из которого
вырабатывается искусственный кара-
куль. Фабрике переданы на 2.500
рублей химикатов и болышное коли-
чество лоскута для выработки из-
делий широкого потребления.
Электромеханический завод Киров-
ского райпромтреста начал выпускать
	в ПРОШЛОМ ГОДУ настольные репро-
	дукторы — динамики «Малютка».
Их можно использовать и на радио-
трансляционных линиях и в сетях
диспетчерской связи.

Завод уже выпустил несколько
сот этих репродукторов. С. помощью
шефа — Московского радиозавода —
он.в несколько раз увеличивает про-
изводство. Шефы улучшают кон-
струкцию регулятора громкости,
оказывают заводу помощь инструмен-
том и чугунными блоками для
штампов, разрабатывают более совер-
шенную технологию. На радиозаво-

Конвейер сборки насосов для металлургической и угольной промьищленно-
сти на заводе им. М. И. Калинина, Слева -- начальник цеха В. ЛЕВА-
		ОВ и мастер первой категории С. ДЕРЕВЯГИН.
	ЗАВЕРШИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО
СТАНЦИИ НИДКОГО ГАЗА
	существующий корпус. Гам надо бы-
ло лишь сделать пристройки, ошту-
катурить и побелить стевы,  выпол-
нить санитарно-технические работы.
Все это задерживается. `

Плохо выполняют свой обязатель-
ства заводы-поставщики.

Завод «Гидропривод» Главстанко-
смежпрома Министерства  станко-
строения СОСР обязан был изгото-
вить в середине прошлого года на-
сосы для перекачки жидкого . газа,
Они не получены до сих пор. Пред-
ставители станции несколько раз об-
ращались в главк и на завод, но. их
просьбы не возымели действия.

Завод «Искра» треста «Мосгор-
местпром» должен был к осени 1948
года сдать наполнительные шланги
и специальные клапаны. Этот заказ
также не выполнен.

Сорвала график поставки оборудо-
вания и артель «Котлотопстрой»
{председатель тов. Лосяков). Пред-
приятие это, входящее в Мосгоржил-
компромсоюз, обязано было давно
сдать 15 цистерн для установок кол-
лективного пользования жидким га-
30M. Получено же всего три цистер-
вы. А`’ведь в дальнейшем они по-
надобятся десятками!

Кроме того артель должна была
сдать в ноябре важную часть обо-
рудования станций — паросепаратор.
Но и его до сих пор. нет.

Московский газовый завод (дирек-
тор тов. С. Чукаев) много помогает
станции. На строительную. площадку
завод послал две бригады. Одна из
них участвует в монтаже оборудова-
ния наполвительного цеха, другая
занята на установке’ газгольдеров.
В отделе главного механика завода
изготовлены щиты для установки из-
мерительной аппаратуры и крепеж-
вые детали.

На станции имеются опытные кад-
ры мастеров по использованию жид-
кого газа. Это — монтажники Ca-
винков и Юрцев, механик Древичев
и другие. Сейчас обучаются машини-
сты и работники других профессий,
которым предстоит управлять вовым
сооружением.

Долг строителей — быстрев сдать
в эксплоатацию новое предприятие
газового хозяйства столицы.
	А. Санин.
	Все болыше растет популярность
нового вида топлива — жидкого га-
за. Он появился в домах-коттеджах
Ленинградского района столицы, в
корпусах рабочего поселка в Co-
кольниках. С каждым днем увели-
чивается количество ‘квартир, поль-
зующихся установками жидкого газа.

Спрос на новое горючее велик, а
удовлетворяется он пока в гораздо
меньшей мере, чем это возможно.

Почему?

Еще в марте минувшего года при-
ступили к постройке газораздаточной
станции, создаваемой по решению
исполкома Моссовета.

Станция состоит из двух основных
пехов: наполнительного и ремонтно-
го. В первом—жидкий газ должен пе-
рекачиваться в баллоны и цистерны
для отправки потребителям, во вто-
ром цехе — производияься техниче-
ский осмотр и ремонт баллонов:

_ Срок ввода в эксилоатацию мино-
вал в ноябре, а станция еще не от-
крыта. Приходится пользоваться ‘не-
большой опытной установкой.

Строительные работы в наполни-
тельном цехе почти завершены, но
	монтаж оборудования очень  затя-
нулея. Строители из 5-го треста
«Мосгазстроя» ведут дело крайне
	медленно. Эксплоатационникам при-
шлось самим взяться за монтаж.
Ови установили наполнительную рам-
пу, компрессоры, — вентиляционные
устройства.

Пуску цеха мешают недоделки.
Не опробованы компрессоры и BeH-
	тиляционные уставовки из-за того,
что нехватает небольшого количе-
ства  электросилового кабеля п
	освинцованного провода. Не получево
также 150 метров  цельнотянутых
труб, которые необходимы для при-
соединевия наполнительного цеха к
газгольдерам, где хранятся запасы
жидкого газа.

Строители ухитрились целый ме-
сяц не оплачивать счета на краны
для газовых линий...

Для ремонтного цеха. используется
	ГАЗОВАЯ СТИРАЛЬНАЯ
МАПТИНА
	ЛЕНИНГРАД, 14. (ТАСС). Завод
«Ленгазапнарат» № 3 выпустил опыт-
ный образец газовой автоматической
стиральной машины. Стирка 15 кило-
граммов белья производится ‘ва
20—25 минут.

Заводские испытания машины дали
хорошие результаты.
	l_ 74 февраля —
	ЧЕРА` состоялись выборы нарол-

ных судов во всех шестнадцати
областях Казахстана, в шести обла-
стях Белоруссии, в Кара-Калпакекой
автономной республике и в Мурман-
ской области. Как сообщают коррес-
понденты «Правды», выборы повсе:
местно прошли - организованно, при
высокой политической активности
трудящихся,
	ЧЕРА исполнилось 180 лет со

дня рождения великого русского
баснописца Ивана Андреевича Кры-
лова. Имя великого писателя окру-
жено в нашей стране всенародной
любовью. Его бессмертные басни, со-
ставляющие гордость русской” лите-
ратуры, стали достоянием миллион-
ных масс трудящихся. За ‘годы со-
ветской власти, сообщает «Правда»,
басни Крылова’ издавались более 300
раз. Общий тираж их превышает 14
миллионов экземпляров. Произведе-
ния Крылова читают на родном язы-
ке украинцы, белоруссы, киргизы,
марийцы, коряки, татары, чуваши и
другие народы Советского Союза.
Накануне 180-летия со дня рождения
И. А. Крылова на многих предприя-
тиях и в школах состоялись беседы
о его жизни и творчестве. Крылов-
ские басни читались на вечерах в
клубах, дворцах культуры, в кон-
пертных залах. Миллионы советских
людей прослушали в эти дни радио-
передачи, посвященные — великому
баснописцу.
	О. речной порт
получил из Москвы первую пар-
чию 150-сильных ‘теплоходов новой
конструкции. Суда доставлены в со-
бранном виде на железнодорожных
платформах. Весной, с открытием на-
	вигации, теплоходы начнут рейсы по
	Оби. _

клубов, детали приборов, машин &
наконец, посуду. Известно, что 10
суда до сих пор изготовляется #
дорогого «пищевого» — алюминий
Между тем анодирование! даже ber
цветное; дает возможность изгот»
лять чайники, кастрюли, миски В,
того же металла второго сорта. 34
щитная пленка’ оберегает пищу ot
привкусов, которые выделяет вт
ричный алюминий. Она служит в
дежным покрытием посуды, не бог
ся огня, исключает возможность пр!
горания пищи, не принимает копоть

нейшее развитие производетн
изделий из декоративного алюмии
требует более высокой организаши
научно-исследовательских работ. Ht
зрела необходимость в создании се
циальной лаборатории при Академ!
архитектуры для опытов по дальней
шему  совершенствованию — метод?
анодирования.

Исключительно большую роль (8
грала бы передача опыта коллект
вов, работающих в области анод“
рования, коллективам других пе“
приятий, особенно заводам мест
промышленности и артелям про”
операции,

С таким предложением обратили?
мы к главному инженеру 32802
«Электроарматура» тов. Кравец.
сожалению, он не дал ясного от“
та. Еще более холодный ответ №
получили OT художника-консульт“
та того же завода тов. Коротке
ча. По странным и маловразумите”
ным мотивам тов. Короткевич #
только уклонился от публичного 8% ^
ступления по этому вопросу, HO
категорически  запротестовал про
того, чтобы его имя было 223820
в газете, как имя человека, HNC
щего отношение к анодированн”
изделиям, Не вдаваясь в прич
столь ревностно оберегаемого «Hike
гнито» тов, Короткевича, мы 8 *
сочли возможным назвать его a
Пусть ов извинит нас за напоми
ние о Том, что в нашей соцналисй
ческой стране каждый честный №
	бочий, мастер, специалист 0%0
передает свой опыт другим.

В. Апресяе
	металл. Этот эффект был достигнут
благодаря сочетанию удачно подо-
	бранных
пленки.
		прозрачности
	_ Металл _
‘меняет.
цвет
	Ве станции метро «Пло-
mans Революции» украшают два
гигантских торшера. Они привлека-
ют внимание великолепием форм,
роскошной орнаментовкой, блеском
бронзы.

Вы видите бронзовые люстры, бра
и другие украшения на станции
метро. «Измайловская», в зданиях
Центрального универмага, Министер-
ства финансов, Ленинградского BOK-
зала. Бронза появилась в тоннеле
Курского вокзала, на воротах Поли-
технического музея, в новых зда-
НИЯХ. .
	Мысль не хочет мириться с тем,
что этот относительно дорогой и. де-
фицитный металл расходуется так
расточительно. Своим ‘соображением
мы поделились с инженером экепе-
риментальных мастерских Академии
архитектуры Д. В. Рифтиным. Ин-
женер улыбнулся и извлек, из кар-
мана портсигар червонного золота с
тисненным. изображением Кремля на
крышке:
	— Как вы думаете, из чего. это
сделано?

Мы взяли в руки ярко блестев-
ший при свете лампы портсигар и...
были поражены ‘его. ‘легкостью.

— Неужели алюминий?!

— Да, это из отходов, из так на-
зываемого вторичного алюминия,

А вот другие изделия. Можно по-
думать, что они сделаны из крас-
ной меди, бронзы, чистой латуни.
Розетка люстры, отливающая перла-
мутром, тоже из алюминия. Торше-
ры, люстры, бра, украшения на во-
ротах, которые мы привяли за брон-
зу, оказывается, изготовлены из от-
ходов алюминия.
	Оказалось, что таким же способом
можно имитировать цветные камни,
щенную древесину для мебели, окра-
шивать пластинки металла в разные
	това для мозаики и т. д.
	Декоративные качества анодирован-
ного алюминия выше качеств брон-
зы. Ведь бронза со временем окис-
ляется, темнеет, особенно на откры-
том воздухе. Первоначальный же
цвет анодированного алюминия неиз-
менен.. Ярким примером этому слу-
Mat бронзовые и анодированные в0-
рота Политехнического музея, уста-
новленные одновременно. Первые по-
темнели, утратили свой  декоратив-
ный вид, а вторые сверкают и по-
		Завод электроарматуры организовал массовое производство люстр из анодированного алюминия, имитирующего
бронзу. НА СНИМКЕ: сборщица Т. ЗАХАРОВА, бригадир Д. CAMCOHOB, инженер-изобретатель Д. РИФТИН,
мастер цеха анодирования Г. ФОГЛЕР у готовой продукции. . eer M БПЛЕУНОЗА
	Так мы были ‹обмануты» искусной
имитацией металла. С помощью не-
сложного  электрохимического про-
цесса — анодирования — алюминий
	«обращается» в любой цветной. ме-
	талл.

Анодирование известно у нас и ва
границей свыше. двадцати ‘лет. Оно
избавляет алюминий от коррозии, де-
	лает его долговечным и стойким в.
	любых атмосферных условиях. Изо-
бретателями многих стран взято
свыше пятидесяти патентов на. раз-
личные способы ‘анодирования. Ав-
торское свидетельство выдано так-
же и Д. В. Рифтину. За ним при:
знан приоритет более совершенного
«способа анодирования алюминия и
его сплавов».

Многие специалисты, работающие
в этой области, ставили перед со-
бой задачу лишь увеличения анти-
коррозийной стойкости алюминия.
Qua производили бесцветное, точ-
нее о бледноголубоватое ° анодировя-
ние. Инженер Рифтин пошел дальше
и кроме повышения стойкости лег-
чайшего и дешевого’ металла ‘решил
придать ему и ценные декоративные
свойства. Над этой проблемой ов
начал работать’ в 1932 году.

В синий, зеленый, желтый, В. лю-
бой чистый тон или полутов окра-
сить алюминий было нетрудно, на
полной имитации под какой-либо
другой металл не получалось. Эта
был просто окрашенный алюминий,
Получить же цвета и. характерный
блеск бронзы, меди, золота каза:
	лось невозможным. Нужно было!
	раскрыть тайны нюансов тех желто-
ватых оттенков, которые восприни-
мает наш глаз как бронзу или как
SOJIOTO. -
	Палитра не всякого живописца мо-
жет передать с большой точностью
цвет металла. Но живописну sto ий
не нужно. Он’ свободен от натура-
листического подражания предмету.
Он создает на полотне впечатление
реального соотношения тонов пред-
	мета и окружающего его мира иг-
	рой рефлексов, светотевью.
	Инженер Рифтин был лишен этих
	творческих «вольностей» художника.
Он создавал ne изображение, а
предмет, поэтому должен был до-
биться = предельно натурального
подражания оттенкам бронзы и дру-
гих металлов. Чтобы решить эту
нелегкую задачу, изобретатель спе-
циально изучил теорию цвета; зако-
ны зрительного восприятия тонов,
усовершенствовал процессы анодиро-
вания. °Он без конца производил
опыты, терпел множество неудач, И
каждый раз, когда горечь этих не-
удач грозила перерасти в. разочаро-
вание, Рифтина поддерживала твер-
дая вера в большое будущее деко-
ративного алюминия.
	BOT, Когда после многих лет
трудов и поисков был ‘найден’ ра-
циональный способ цветного аноди-
рования, оказалось, что дело это не
такое уж трудное, что оно под силу
любому предприятию, любой артели,
	Производится  анодирование так:
из алюминия, чаще всего из деше-
вых вторичных сплавов отливается
‘нужная деталь. Она обтачивается,
полируется, очищается от прилип-
ших частиц машинного масла. Затем
металл погружают в деревянную
ванну, в которой находится особый
раствор, и включают ток. После 1Ю—
15 минут пребывания в ванне на по-
верхности детали образуется мине-
ральная пленка толщиной в панирос-
ную бумагу. Этот тончайший слой
своеобразной  прозрачно-голубоватой
эмали обладает изумительными свой-
ствами: прочностью, высокой тепло-
стойкостью, гибкостью,  коррозиеус-
тойчивостью, не пропускает электри-
ческого тока и имеет мириады мик-
роскопических пор. Эти поры, кото-
рые совсем не видны невооруженным
глазом, и помогли решить трудную
залачу имитации алюминия поп
	задачу имитации алюминия под
цветные металлы.

Если под микроскопом тысяче-
кратно увеличить анодированную
	пленку, она будет пориста, как губ-
ка, но прозрачна. Что если вапи-
тать поры этой «губки» красителем?
Ведь тогда частицы краски прида-
дут всей «губке» желаемый цвет,
Так и поступил изобретатель. Из
ванны он извлек анодированную де-
таль и погрузил в сосуд © анили-
новым, красителем. Результат пре-
взощел ожидания. Обычная матовая
анилиновая краска, которой красят
шелковые ткани, блестела, как брон-
3a как идеально отполированный
	Об огромных выгодах, которые мо-
жет извлечь государство от имита-
ции металлов, свидетельствует‘ сле-
дующий пример. Бронзовая основа
настольной лампы весит три кило-
грамма, такая же алюминиевая ос-
нова’ -— один килограмм. Бронза. —
дефицитный металл. Она дороже
вторичного алюминия почти в три
раза. Отливка и механическая обра-
ботка ее требуют затрат на 70—80
процентов болыше, чем ее замени-
тель. Таким образом себестоимость
анодированных изделий в 10—12 раз
	м ле: анодиро=
ванных изделий для архитектуры и
ширпотреба налажено на заводах
Метростроя № 8, «Электроарматура»
Ленинского райпромкомбината,  ме-
таллоизделий, ремонтно-механическом
и механическом заводах  Сверд-
ловского, Коминтерновского и Дзер-
жинского райпромтрестов. Их рабо-
ты, разумеется, не удовлетворяют
	А ведь чего только нельзя изго-
товить из анодированного алюминия:
архитектурные украшения,  комнат-
ные люстры, бра, настольные лам-

пы, пепельницы, чернильные прибо-
	статуй для
	ры, статуэтки, бюсты,