Не изгладятся в памяти народов
чудовищные злодеяния ‘германского
фашизма на временно захваченных
территориях. Бабий Яр... Майданек...
Треблинка... Освенцим... Каждое из
этих названий — а их огромное ко-
личество — будит в сознании образы
замученных фашистами людей.

Зловещая паутина концентрацион-
ных лагерей опутывала страны, окку-
пированные гитлеровцами. Тот, ‘кто
видел такой лагерь на другой день
после бегства немцев, навсегда за-
помнит и стальные двери газовых
камер, и еще не остывшие топки кре-
матория, и горы ботинок, снятых со
смертников перед казнью, и немно-
гих случайно уцелевших  узников--
живые скелеты, обтянутые кожей.

..Освенцим. Через этот лагерь про-
шло свой последний, скорбный путь
много сотен тысяч людей разных
национальностей. Но больше всего
здесь погибло советских и польских
граждан.

_ Режим, установленный в лагере ге-
`стаповцами, был рассчитан на пол-
нсе подавление человеческого до-
стоинства заключенного, на истоше-
ние организма непосильной, каторж-
ной, бессмысленной - работой и, на-
конец, на «ликвидацию» людей. Гит-
леровцы нагромоздили в Освенциме
горы трупов, пролили море крови. Но
они не добились своей цели — ока-

зались’ не в состоянии вытравить в
людях дух сопротивления, ненависть
к фашизму, ‘веру в конечное торже-
ство правого дела. Советские люди,
невзирая на пытки, на бесконечные
страдания, сохраняли чувство гордо-
сти, превосходства над гитлеровца-
ми, которое дала им великая Родина.
Они возглавляли лагерные подполь-
	ные организации, вселяли бодрость в
товарищей. Советский человек шел
навстречу смерти с высоко поднятой
головой, и последними его словами
были слова любви и преданности От-
чизне, Придет время — и она суро-
во покарает фашистских палачей!
Нельзя не отдать должное студии
«Фильм Польски», решившей создать
кинопамятник жертвам Освенцима,
запечатлеть на экране дни недавнего
прошлого, когда над печами клубил-
ся дым и гестаповские . бухгалтера
подсчитывали, сколько килограммов
человеческих волос и сколько золо-
тых зубов отправлено в Германию.
Случилось так, что польский ре-
жиссер В. Якубовская была в числе
узников Освенцима. Она пережила
ужасы гитлеровского застенка, свои-
ми глазами видела то, что происхо-
дило за колючей проволокой лагеря.
Якубовская написала сценарий филь-
ма «Последний этап», посвященного
памяти погибших, но не склонивших
голову перед фашизмом, и осу-
ществила постановку фильма.
Оставаясь законченным и впечат-
ляющим художественным произведе-
нием, картина включает элементы
строгой, лаконичной документально-
сти. Иногда кажется, что на экране
не творчески обобщенный рассказ
художника, а иллюстрация к обви-
нительному акту против гитлеровских
палачей, творивших в Освенциме
	В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ
ГАЛЛЕРЕЕ
	В залах Государственной Третьяков-
ской галлереи в связи со 150-летием
со дня рождения А. С. Пушкина раз-
вернуты небольшие пушкинокие вы-
ставки произведений дореволюцион-
ных и советских художников.

В зале Кипренского (первая поло-
вина ХХ века) собраны многочислен-
ные рисунки, гравюры, на которых
запечатлены современники Пушкина
— Белинский, Чаадаев, Глинка, Де-
ние Давыдов, Сперанский и другие.

Здесь -же представлены рисунки,
изображающие виды’ Москвы и Пе-
тербурга пушкинских времен, навод-
нение в Петербурге и др. Все эти ра-
боты принадлежат художникам —
современникам Пушкина.

В залах, представляющих вторую
‘половину XIX Beka, экспонированы
рисунки художников  послепушкин-
ского периода — Перова, Репина,
Соколова и др.

В. зале. ХХ века собраны произведе-
вия на пушкинские темы Врубеля, Бе-
нуа и др. В советском отделе экспо-
нировавы портрет Пушкина работы
художника Троицкого, серия. рисунков
«Виды Михайловского» — Хижинско-
го, «Пушкин и Гончарова» — Улья-
нова, скульптура «Пушкин» — Домо-
ганкого и проект памятника Пушки-
ну работы Шадра.
	свои гнусные дела, против всего гит-
леровского разбойничьего строя.

Страшными призраками проходят
перед глазами зрителя гестаповцы —
лагерное начальство, создавшее, по
выражению поэта Броневского, «ад на
клочке польской земли». Пустые, хо-
лодные, ненавидящие глаза. Руки,
способные задушить младенца... Та-
ких вот человекоподобных не раз
приходилось видеть на процессах не-
мецко-фашистских преступников, об-
винявшихся в массовом уничтожении
мирного населения. Будучи наделены
неограниченной властью, — с каким
наслаждением они Калечили, убива-
ли людей...

Эпизод за эпизодом фильм воспе-
вает стойкость заключенных в лагере
воинов, мечтающих вырваться на во-
лю, вернуться в строй, чтобы нане-
сти удар гитлеровцам.

Вот в бараки лагеря проникла
весть о победе Советской Армии под
Сталинградом. Радостно бьются серд-
ца узников. И, не в силах улержать-
ся, русская девушка запела русскую
песню, польская девушка — поль-
скую.

Вот ведут на казнь женщину. За
	ее спиной немец-автоматчик. Но не
видно на ве лице страха. Весь  об-
лик женшины свидетельствует о
	непоколебимой преданности народу.
Она падет от руки убийцы, но не по-
корится фашистам. Сколько таких
безымянных героев и героинь сло-
жили голозы в Освенциме, в десят-
ках других лагерей смерти. Фильм
«Последний этап»  -— венок у под-
ножья памятника жертвам фашизма.
В создании фильма принимали уча-
стие наряду с польскими и совет-
ские мастера (Т. Гурецкая, М. Ви-
ноградова). Картина мастерски зас-
нята оператором Б. Монастырским.
Несмотря на некоторую рыхлость,
расплывчатость сценария, фильм в
целом заслуживает положительной
оценки. Нет сомнения, что, идя по
пути  социалистического реализма,
используя богатейший опыт совет-
ской кинематографии, польское кино
добьется новых творческих побед.
	Бор. Львов.
	На клубной
	сцене
	Польский художественный фильм
		Решения с езда
	БОМБЕЙ, 1. (ТАСС). В своих ре-
шениях с езд  Всеиндийского KOH-
гресса профсоюзов осудил лондоч-
ское соглашение о дальнейшем пре-
бывании Индии в составе Британ-
ской империи. «Лондонское согла-
шение, — говорится в резолюции, —
означает, что Индия вступила в союз
с империалистическими поджигателя-
ми войны и душителями освободи-
тельных движений народов Бирмы,
Малайи, Вьетнама и Индонезии. Пра-
вительства Индии, Пакистана и Цей-
лона втянуты в политический и воен-
вый союз, который, собственно, и яв-
ляется действительной целью  все-
возможных разговоров «об обороне»
Юго-Восточной Азии от так назы-
ваемой «опасности коммунизма».
	«Рабочий класс и трудящиеся мас-
сы Индии, — говорится далее в ре-
золюций, — никогда не согласятся с
этим предательством антиимпериали-
стической освободительной борьбы
индийского народа... С’езд призыва-
ет индийский рабочий класе активно
бороться за подлинную  независи-
мость страны против лондонского. со-
глашения».
	В резолюции о Северо-атлантиче-
ском пакте, принятой с‘езлом, гово-
рится: «С’езд осуждает Северо-атлан-
тический пакт, как агрессивный, рас-
считанный на установление мирового
господства англо-американских импе-
риалистов. Этот пакт направлен на
подавление пролетарских движений
во всех странах и развивающейся
освободительной борьбы  колониаль-
ных народов. Он создан для подго-
товки войны против Советсксто Сою-
за — страны мира и социализма.
Абсолютное большинство индийско-
го народа стоит за мир, свободу и
социализм. Они видят в Советском
Союзе оплот мира и социализма, кре-
пость в борьбе против войны и ка-
питализма».

С ’езд призвал рабочих вести борь-
бу за удовлетворение основных тре-
бований трудящихся во всеиндий-
ском масштабе и настаивал на уста-
вовлении минимума заработной платы
при соответствующей надбавке на
	увеличение стоимости жизни, обеспе-
чении права на труд, сокращении ра-
бочего дня, введении ежегодного оп-
	«Пак в худшие дни
немецной оккупации»
	ПРИЗНАНИЯ АФИНСКОЙ
ТАЗЕТЬТ
	АФИНЫ, 31. (ТАСС). Еженедель-
ная газета Запандреу «Эллас» вы-
нуждена признать ряд истин об эко-
номическом положении трудящихся в
Греции. В статье «Кошмар дороговиз-
ны» газета пишет*
	«Крестьяне и рабочие города, госу-
дарственные и частные служащие —
словом, все, кто живет своим трудом
и получает за труд драхмы, находят-
ся в ужасном, безвыходном положе-
нии. Товары первой необходимости
с каждым днем дорожают и стано-
вятся редкостью. Мясо, сыр, расти-
тельное масло, макароны, рис мож-
но достать только на черном рынке.
Создавшееся для семей трудящихся
	положение напоминает худшие
немецкой оккупации... Местные сель-
скохозяйственные продукты, как
	оливковое масло, пшеница, хлопок,
табак, благодаря правительству и
правящим партиям почти даром пе-
решли в руки крупных торговцев,
спекулянтов и контрабандистов. Кре-
стьяне лишены продуктов своего тру-
да, а наглая олигархия торжествует
и наживается на народном бедствии».
	Газета приводит данные о движе-
нии индекса розничных цен в Афи-
нах. Если в мае 1948 года цены в
308 раз превышали довоенные, то сей-
	цены превышают довоенные в
385 раз.
	РОСТ ЗНСПОРТА
ИЗ ФРАННКИСТСКОЙ ИСПАНИИ
	В АНГЛИЮ

ПАРИЖ, 1. (ТАСС). Как передает
мадридское радио, стоимость экспор-
та из франкистской Испании В
Англию в течение первого квартала
этого года увеличилась по сравне-
нию с тем же периодом прошлого
года на 3.250 тыс. фунтов стерлингов.
	ее от начала до конца, все более про-
никаешься мыслью: какая  истинно-
пушкинская легкость, окрыленность,
какая глубина, философская осмыс-
ленность происходящего чувствуются
в гениальной опере Глинки, вдохнов-
ленной всей поэзией Пушкина.

И еще: какая поразительная гар-

мония между реалистическим и ро-
мантическим в поэзии Пушкина и как
эта гармония соблюдена в Музыке
Глинки! Главное и основное в этой
музыке — это пушкинская идей-
ность, оптимизм, всепобеждающая ве-
ра в конечную победу добра, свобо-
ды, вера в стойкость и незыблемость
русского национального характера.

«Руслан» стал знаменем правды и
дерзания в русском музыкальном ис-
кусстве. Он был и итогом и отправ-
ной точкой для смелых опытов пе-
редовых композиторов, верно поняв-
ших в нем вечно-пушкинское, Kak
прогрессивное, более того, револю-
ционное для русского оперного ис-
кусства значение. Это был вызов ру-
тине, косности, бессодержательности
и вместе с тем призыв открывать в
изучении народного искусства новые
перспективы, новые возможности, обо-
гащающие художественную  фанта-
зию композитора.

Романсы Глинки на тексты Пуш-
кина «В крови горит...» и «Я помню
чудное мгновенье» сделали для это-
го жанра русской музыки то же, что
для оперной—<Руслан». Пластически
	совершенная, идеино глубокая, реа-
листически полноценная ‹ передача
поэтических образов, — настроений,
размышлений, осмысления  действи-
тельности — вот то — пушкинское
	в смысле метода его музыкального
воплощения, что завещал  совет-
ским композиторам великий пуш-
кинский современник — Глинка.
	А. Георгиев.
	Всеивдейского
	лачиваемого отпуска, предоставления
профсоюзам права вести свою работу
на предприятиях, немедленном освоч
бождении из тюрем всех рабочих;
крестьян, студентов и руководителей
коммунистической партии, отмене
всех репрессивных законов, запрез
шающих забастовки и ущемляющих
права профсоюзов.

По вопросу о борьбе с безработиз
цей сезд постановил организовать в
каждой провинции и районе особые
организации безработных и вести ре“
шительную борьбу в защиту их
прав.

В резолюции о правах профсоюзов
с’езд решительно осуждает гонения
и репрессии, осуществляемые индий-
ским правительством против Всеин-
 дийского конгресса профсоюзов. «Ре-
	прессии, лишающие профсоюзы их
элементарных прав, — говорится в
резолюции, — являются частью об-
	mero плана индийской буржуазии;
стремящейся подавить все демокра-
тические и прогрессивные движения
и создать условия для превращения
Индии в военную базу англо-америз
канских империалистов, борющихся
против освободительных движений в
азиатских странах и готовящих вой-
ну против, Советского Союза. С’езд
Всеиндийского конгресса профсоюзов
требует немедленного прекращения
этой политики репрессий: все аре-
стованные профсоюзные лидеры и
крестьянские руководители должны
быть освобождены немедленно и без
всяких условий; все запрещения и
ограничения митингов и демонстраций
должны быть немедленно отменены;
должно быть разрешено издание
профсоюзных и других газет и журз
налов рабочего класса; должно быть
признано неограниченное право создач
ния профсоюзов и право забастовок;
все законы, ограничивающие деятельз
ность профсоюзов и право забастовок,
должны быть отменены немедленно;
должно быть немедленно отменена
законодательство о принудительном
арбитраже».

С’езд принял особую резолюцию 4
железнодорожниках, в которой осужз
дает кровавую расправу над участа
никами всеобщей забастовки желез=
	нодорожников, проведенной 9 марта
текушего года.
	Суд над прогрессивным
	рецким мурналистом
	АНКАРА, 31. (ТАСС). 28 мая проз
должался процесс над редактором и
владельцем прогрессивной — газеты
«Зинджирли хюрриет» Мехмет Али
Айбаром. Подсудимый произнес 3a
щитительную речь.

Как пишут газеты, Айбар сказал:
«Меня отдали под суд за то, что я
выступил против системы управле-
ния государством и против амери-
канской помощи, к которой прибегли
в целях сохранения этой системы,
пожертвовав `независимостью страны,
а также за то, что я старался рас-
сказать об этом общественному мне“
НИЮ».

Айбар резко критиковал сущест“
вующий ‘в Турции антидемократиче-
ский режим, установленный наролно-
республиканской партией в сговоре с
демократической партией. Он осудил
далее правящие круги Турции за то,
что они «открыли двери для амери-
канского империализма». «Они хваз
лятся тем, — заявил Айбар, — что
представляют собой аванпост амери-
канского империализма. Они дают
иностранному капиталу такие приви-
легии, перед которыми бледнеет рез
жим капитуляций...».

Коснувшись вопроса турецко-аме-
риканских соглашений, Айбар cKa-
зал; «Подписанием соглашения в со-
ответствии с доктриной Трумэна Тур-
ция с военной точки зрения была по-
ставлена под влияние и контроль
США. Соглашение о турецко-амери-
канском сотрудничестве распростра-
нило американское влияние на нашу
торговлю, экономику и даже на на-
шу юстицию».

Изложив содержание этих. согла-
шений, Айбар продолжал: «Те, кто
поставил свою подпись под этими
двумя соглашениями, отныне не име-
ют права говорить о том, что они
защищают независимость Турции».
	Отовсюду
	*% КАК ПЕРЕДАЕТ — агентство
АНП, в Роттердам прибыли три
английских военных корабля, кото-
рые останутся ‘в порту на несколько
дней. Прибывшие недавно в Город
Девентер два английских подразде-
ления зенитной артиллерии приступи-
ли к обучению голландских артил-
леристов.

*ж КОРРЕСПОНДЕНТ — агентства
Юнайтед Пресс сообщает из Мекси-
ко, что переговоры межлу профсою-
зом нефтяников и нефтяными компа-
ниями об увеличении заработной пла-
ты окончились провалом. Профсоюз
нефтяников заявляет о намерении
об’явить забастовку сорока пяти ты-
сяч своих членов.

* АДМИНИСТРАЦИЯ — фордов-
ского завода в Дагенеме (графство
Эссекс, Англия) уволила тысячу ра-
бочих (одна шестнадцатая часть всех
рабочих завода), применивших така
тику замедленных темпов работы.
		AHEBHHK
ФИЗКУЛЬТУРНИКА
	{к ФУТБОЛ. Прошло три кален=
дарных дня розыгрыша первенства
Москвы. Наибольшее количество оч-
ков набрал коллектив «Мясокомби-
ната», впервые выступающий в пер-
вой группе, — 298. Футболисты «Мя-
сокомбината» одержали победы над
коллективом «Крыльев Советов»-П,
«Трудовыми резервами» и «Трудом».

ВОДНЫЙ СПОРТ. На водном
стадионе «Динамо» открыты лодоч-
ная пристань и пляж, вмещающий да
3000 человек.

к ГОРОДКИ. Продолжается ро-
зыгрыш приза газеты «Советский
спорт». В очередной день игр «Ме-
таллург» выиграл у «Локомотива»
первой, второй, четвертой и пятой
команлами. Динамовцы победили
вторую, четвертую и пятую команды
«Красного знамени», но проиграли
первой и третьей. «Торпедо» закон+
чило победами все игры с городош-
никами «Крыльев Советов».

а тли оо АЙ ть мил
	Ответственный редактор
		Пушкинские дни
	в Румынии
	БУХАРЕСТ, 1. (ТАСС). Румын-
ская общественность широко отмеча-
ет 150-летие со дня рождения А. С.
Пушкина. В домах культуры, рабо-
чих клубах, школах и театрах прово-
дятся вечера, на которых виднейшие
деятели румынской культуры высту-
пают с лекциями о жизни и творче-
стве великого русского поэта.
	Писатель Петре Иосиф прочел лек-
цию на тему «Пушкинские произве-
дения в музыке». После лекции со-
стоялея большой концерт из музы-
кальных произведений, написанных на
мотивы произведений Пушкина. В
Доме культуры Общества укрепле-
ния связи с СССР секретарь Союза
писателей Румынской Народной рес-
публики Михаил Бенюк прочел лек-
цию на тему «Жизнь и творчество
Пушкина», работник министерства
искусств и информации Николай Мо-
рару посвятил свою лекцию влиянию
Пушкина на румынскую литературу.

В министерстве искусств и инфор-
мации открылась выставка, отражаю-
щая жизнь и творчество Пушкина.

Вчера в Академии наук Румынской
Народной республики состоялось
торжественное юбилейное заседание,
посвященное 150-летию со дня рож-

дения А. С. Пушкина. С докладом
выступил академик А. Тома.
	Осалное положение
	в Боливии

НЬЮ-ЙОРК, 1. (ТАСС). По со5б-
щению корреспондента — агентства
	Юнайтед Пресс, боливийское прави-
тельство об’явило страну на осадном
положении после того, как рабочие
волнения, вызванные расстрелом ба-
стующих горняков на рудниках ком-
пании «Патиньо», распространилизь
по всей Боливии. По имеющимся
сведениям, все рудники закрыты. За-
бастовка горняков охватывает районы
Арамайо, Уануни и другие
	Фашистская пропаганда
в Западной Германии
	ПРАГА, 31. (ТАСС). Как передает
агентство Телепресс из Берлина, в
Западной Германии в тысячах экзем-
пляров расходится брошюра фашист-
ского генерала Гальдера, начальника
генерального штаба бывшей  гитле-
ровской армии, посвященная Гитлеру.

Брошюра Гальдера не обвиняет
Гитлера за то, что он начал войну, а
обвиняет его в том, что он проиграл
ее из-за своих ошибок.
	в Большом театре.
		. Сцена из первого
СОЛОВЬЕВ, Людми-
		конгресса профсоюзов
	Корвет «ВИТЯЗЬ»; в овале — С. 0. МАКАРОВ (1879 г.).

СВЕТА НА ВИТЯЗЕ“
	Подвиг русских моряков
	«Витязь» не имел на борту  уче-
	ных-специалистов. Но на нем нахо-
дились русские моряки, возглавляе-
мые выдающимся командиром, уже
составившим себе имя в науке. Все-
го во время плавания «Витязя» было
сделано более 3000 ценнейших  на-
блюлений.
	Выполнив — программу плавания,
	POSBDATILI-
	чРитязь»   июня 1889 г.
ся в Кронштадт.
		Ровно 60 лет назад, ! июня 1889
года, русский корвет «Витязь» бро-
сил якорь на рейде Кронштадта.
Окончилось замечательное  круго-
светное плавание, продолжавшееся
993 дня. Позади остались 59.268
миль, опасный Бискайский залив,
суровые скалы, возвышающиеся по
обе стороны Магелланова пролива,
бурные воды и пустынные острова
дальневосточных морей,

Спущенный на воду 4 ноября 1884
года в Петербурге корвет «Витязь»
был построен из стали и железа. Он
имел хорошее парусное вооружение
и паровую машину мощностью в
3000 сил. Окончив приемные испыта-
ния, «Витязь» 12 сентября 1886 года
вышел в кругосветное плавание под
командованием замечательного рус-
ского моряка Степана Осиповича
Макарова. Плавание «Витязя», кото-
рое начиналось как самое обычное
в те времена «дальнее» плавание
русского военного судна, преврати-
лось в выдающуюся по своим воен-
ным и научным результатам экспе-
дицию, стало самым замечательным
из всех дальних плаваний русских
судов этого периода.

Пройдя вдоль берегов Европы,
«Витязь» пересек Атлантический
океан, обогнул Южную Америку и
прошел Тихий океан. 25 апреля 1887
года корвет бросил якорь в Иокога-
ме, где находилась русская Тихо-
океанская эскадра, и вошел в соетав
этой эскадры.

В течение последующих 20 меся-
цев «Витязь» плавал в водах север-
ной части Тихого океана, в малоис-
следованных районах дальневосточ-
ных морей. Корвет избороздил Охот-
ское и Японское моря, побывал на
Камчатке, на Командорских и Фи-
липпинских островах, в пустынных
и неизвестных бухтах.

«Витязь» посетил и исследовал 30
портов русского дальневосточного
побережья, которые в случае войны
на Дальнем Востоке могли бы стать
пунктами базирования русского фло-
та.

Но плавание «Витязя» замечатель-
но не только в военном отношении.
Это плавание представило большой
интерес как экспедиция, составив-
шая эпоху в развитии русской науки
о море.
		Прошло’ три года. И 7 июня
1892 г. в Академию наук был’ пред-
	ставлен капитальный труд бывшего
командира корвета контр-адмирала
С. О. Макарова под названием «Bu-
тязь» и Тихий океан». В этой гран-
диозной работе Макаров впервые в
науке дал исчерпывающую картину
океанографических факторов, дей-
ствующих в северной части Тихого
океана, и изложил свою систему
взглядов на гидрологический режим
этого бассейна. Макаров разрешил
ряд важнейших проблем науки о мо-
ре, впервые разработал сводные кар-
ты и таблипы  океаногроафических
	ты и таблицы  океанографических
элементов для этой части океана,
создал специальные таблицы для
измерения удельного веса морской
ВОЛЫ.
	Научный подвиг Макарова тем
значительнее, что адмирал не уло-
вольствовался только своими наблю-
дениями, но дополнительно нашел,
обработал и обобщил материалы за-
бытых наукой плаваний 78 кораблей
(в том числе 64 русских военных
кораблей) в этой части океана и
учел в своей работе суммированные
данные всех этих плаваний. Этим он
утвердил неоспоримый приоритет
русских моряков в изучении и 0с-
воении этих вод.

Классический труд С. О. Макаро-
ва «Витязь» и Тихий океан» быстро
приобрел мировую известность, при-
знание и навсегда вошел в золотой
фонд лучших произведений научной
литературы. Недаром Академия на-
ук и Русское географическое обще-
ство удостоили Макарова своих
высших наград.

Плавание «Витязя» — незабывае-
мый подвиг русских моряков во имя
могущества родного флота и’ торже-
ства отечественной науки.
	Г. Богуславский.
	эх В КЛУБЕ имени Зуева состоял-
ся вечер, посвященный 150-летию со
дня рождения А. С. Пушкина. При-
сутствующие с большим вниманием
прослушали лекцию доцента Дзер-
жинской о мировом значении твор-
чества великого русского поэта. Чте-
цы и вокалисты исполнили отрывки
из произведений А. С. Пушкина.
	Опера «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
действия: Руслан — И. ПЕТРОВ,
ла — Г БЕЛОУСОВА-ШЕВЧЕНКО.
	театре. Возникла мысль создать кол-
лективный канон в честь гения рус-
ской музыки. Слова были написаны
экспромтом присутствовавшими Пунт-
	киным, AK YKOBCKHM, Вяземским И
Виельгорским. Музыку сочинили
В. Ф. Одоевский (замечательный му-
зыкальный писатель, мыслитель и
композитор, друг Глинки) и сам
Глинка. Четвертым в канон вступил
А. С. Пушкин, произнесший следую-
щие знаменательные слова:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь!

Сила гневного протеста против го-

нений, часто замаскированных, так
знакомых гениалькому поэту, которые
и Глинка испытывал неоднократно,
сила любви товарищеской, активной
— со страстью и непреклонностью,
типичными для поэта-борпа, поэта —
	патриота России народной, — огром-
на. Но раз упомянута попытка «за-
топтать в грязь», следовательно,
	она имела место, значит, нужен был
мощный голос протеста всех свобо-
долюбивых людей, и Пушкина в
первую очередь, чтобы наша нацио:
нальная гордость, первенец русской
классической оперы обрел все права
гражданства, именно как «Иван Су-
санин», а не как официальная дань
придворному этикету в навязанном
ему названии «Жизнь за царя»...
На двадцать лет пережил любимо-
го поэта М. И. Глинка. Потрясенный
трагической гибелью Пушкина, ком-
позитор годами собирал материал для
задуманной созместко оперы. В бесе-
дах с Глинкой Пушкин сам собирал-
ся, увлеченный мыслью создать либ-
ретто из юношеской своей поэмы,
кое-что переделать в ней согласно
музыкальным замыслам композитора.
Пуля Дантеса, направленная Нико-
лаем, прервала в зародыше планы
энтузиастов русского национального
оперного искусства. Глинка осиро-
	Шесть хоров на пушкинские слова
	пушкинскому творчеству, тем больше
находил в нем тем, созвучных духов-
ным запросам нашей молодежи. С ка-
кой чистотой, совершенством и жиз-
венной мудростью воплощена, напри-
мер, в его поэзии вечная, нестарею-
щая тема любви. Некоторые мотивы
любовной пушкинской лирики поло-
жены в основу хора Новикова «Лю-
бовь».

Пушкинские темы и образы муже-
ственного, патриотического характера
использованы композитором в хоро-
вом произзедении под названием «Мие
бой знаком». Хор на тему «Памят-
ник» задуман, как свозобразный гимв,
поющийся во славу народного поэта—
национальной гордости нашей страны.

Заключительная часть пушкинского
дикла — хор на текст послания «К
Чаадаеву». Его прекрасные строки —

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы
звучат призывом к нашей молодежи,
зовут ее к свершению великих дел
вю слазу Родины.
	В новой программе Государственно-
го хора русской песни недавно впер-
вые прозвучали два произведения
композитора А. Новикова на тексты
пушкинских стихотворений: «Любовь»
и «Веселый пир». Это — две части
цикла, написанного композитором к
150-й годовщине со дня рождения ве-
ликого русского поэта.

Как говорит сам автор, он давчо
ощущал огромное желание написать
жизнералостные хоровые песни на
пушкинские стихи, дать советской мо-
лодежи почувствовать неувядаемую
жизненную силу и прелесть пушкин-
ских образов.

Так родились вначале хоры «Весе-
лый пир» и «Пирующие студенты».
Для них были взяты строфы из «Вак-
хической песни», «Веселого пира» и
других стихолворений.

Чем более вдумчиво обращался со-
ветский музыкант к бесомертному
	ПОЛУФИНАЛЫ
ХУИ ШАХМАТНОГО
ЧЕМПИОНАТА СССР
	B MOCKBE

Вчера состоялся пятый тур москов-
ского полуфинала шахматного чем-
пионата СССР.

Фридштейн одержал победу над
Арониным, Кан выиграл у Моисеева,
Лысков не смог защититься от мно-
точисленных угроз и сдался Камы-
шову. Партия Алаторцева с Бейли-
ным закончилась победой мастера
после того, как Бейлин проиграл фи-
гуру. Люблинский пожертвовал” ка-
чество Черепкову и выиграл. Хасин
проиграл Поляку. Бонч-Осмоловский
завоевал очко во встрече с Хавиным.
Лишь одна партия Абрамов—Гольд-
беэг осталась неоконченной.

После пяти туров впереди Алатэр-
	цев — 4 очка из 5, Кан — 972 очка
из 4, Камышов — 29 очка из 3 и
т. д.
	вильнюсСЕ
	тел. Жизнь его складывалась крайне
неблагоприятно для творчества. И
все же идея создания пушкинской
оперы восторжествовала: «Руслан и
Людмила» увидела свет рампы ровно
шесть лет спустя после премьеры
«Ивана Сусанина». 27 ноября 1842
года русская музыка обогатилась
дивным шедевром,  побеждавшим
сердца слушателей новизной своих
идей, удивительной  красочностью
партитуры, чисто русским, полно-
звучным мелосом.

Есть нечто неразрывно соединяю-
щее в нашем представлении, в на-
шей благодарной памяти великие
имена Пушкина и Глинки. Оба они
воплотили национальное своеобразие
русского языка — литерагурного и
музыкального. Оба они гении глубо-
ко народные в смысле познания И
претворения типических черт народ-
ного характера в образах искусства.
Обоим им свойственны подлинно фи-
лософский оптимизм, непоколебимая
вера в победу светлого начала в при-
роде и жизни человека над темными
и злыми силами.

«Руслан» превосходит все написан-
ное Глинкой своей тонкостью, ро-
скошью красок, изобретательностью,
новизной. Русская сказочность, полет
фантазии, неистощимая игра музы-
кального воображения композитора-—
все это сродни гениальной пушкин-
ской поэме, а заложенная в «Иване
	Сусанине» идея высокого патриотиз-
ма, преданности идеалам правды и
справедливости получила в «Руслане»
дальнейшее развитие и углубление.

Чудесная юношеская поэма Пуш-
кина позествует в манере наших на-
родных сказок о доблести и верно-
сти русского витязя, истинного рыца-
ря без страха и упрека. Свойства ха-
рактера этого величавого богатыря
являются подлинными,  типическими
чертами нашего народа. Эти черты
	получили глубокое музыкальное во-
плошение в опере Глинки. Слушая
	Глинка и Пушкин
	С КАНУНОМ 150-летия со дня
рождения А. С. Пушкина совпа-
ла другая юбилейная дата — 145 лет
со дня рождения М. И. Глинки. Эти
имена, дорогие сердцу каждого рус-
ского человека, тесно связаны в их
творческой жизни.

1828 год... Вспоминая в своих
«Записках» о прошедшем, М. И. Глин-
ка записал: «Около этого же време-
ни я часто встречался с известней-
шим поэтом нашим Александром
Сергеевичем Пушкиным, который
хаживал и прежде того к нам в пан-
снон (Благородный пансион при Глав-
ном педагогическом институте. —
А. Г.), к брату своему, воолитывав-
шемуся со мною в пансионе, и поль-
зовался его знакомством до самой его
кончины». И дальше: ‹..провел около
целого дня с Грибоедовым (автором
комедии «Горе от ума»). Он был
очень хороший музыкант и сообщил
мне тему грузинской песни, на кото-
рую вскоре потом А. С. Пушкин
написал романс: «Не пой, волшеб-
ница, при мне».
	Пушкин — вечный спутник всего
истинно прекрасного в искусстве.
Пушкин, Чьи слова «прекрасное
должно быть величаво» так ярко ха-
рактеризуют самый творческий метод
Глинки, — был вдохновителем и на-
шей гордости, солнца русской  My-
зыки — Михаила Ивановича Глинки.

«Часто встречался» — скупые, но
так много значащие слова. Глинка и
Пушкин не просто встречались —
они были дружны, они гордились
друг другом, любя друг в друге
свой великий народ, величавость и
скромность, мудрость и стойкость,
терпение и доблесть его националь-
ного характера.

Зима с 1834 по 1835 год. «Я... по-
стоянно посешал вечера В. А. Жу-
	ковского. Он жил в Зимнем дворце,
и у него еженедельно собиралось
избранное общество, состоявшее из
поэтов, литераторов и вообще лю-
дей, доступных изяшному. Назову
здесь некоторых: А. С. Пушкин,
князь Вяземский (поэт, писатель,
приятель Пушкина. — А. Г.), Го-
голь, Плетнев. (литератор, приятель
Пушкина, ректор Петербургского
университета, издатель основанного
Пушкиным журнала «Современник». —
А. Г.). Гоголь при мне читал свою
«Женитьбу»... Снова — Пушкин,
друзья Пушкина. Ни слова о том,
что и Пушкин читал свои стихи,
но еще живы были рубцы от нане-
сенных в 1825 году ран — надо
уметь постигать сокровенный смысл
лаконических слов, замечаний, как
бы случайно оброненных Глинкой.
	Скажем с уверенностью: тесны бы-
ли дружеские узы,  связывавшие
Глинку и Пушкина. Многие догад-
ки и замечательные наблюдения Б. В.
Асафьева, величайшего знатока твор-
чества Глинки, подтверждают то, что
каждому пытлигому читателю! «За-
писок» Глинки и его переписки
кажется возможным и желаемым,
ибо нет иной параллели, столь жиз-
	ненной и близкой, как параллель
Пушкин — Глинка. Дружба — ак-
тивная, деятельная, творческая —
	вот что необходимо отметить в от-
ношениях Глинки и Пушкина. Пуш-
кин понимал огромное значение му-
зыки Глинки для русской культуры,
в частности, той оперы, которую в
придворных кругах презрительно на-
зывали «кучерской музыкой».
	На обеде 13 декабря 1356 года у
А. В. Всеволожского собрались
друзья автора оперы «Иван Сусанин»,
за две недели перед тем впервые по-
казанной в Императорском оперном
	ВИЛЬНЮС, 31. (По телефону. Наш
корр.). В седьмом туре Фурман вы-
играл у Арулайда, Микенас (черны-
ми) — у Ровнера, Ратнер — у Ваг-
никоза, Бастриков — у Дуз-Хотимир-
ского. Симагин подставил лалью и
проиграл Кириллову. Партия Копаев
— Сокольский закончилась ВВИЧЬО.
Остальные ‘партии отложены. У Че-
ховера преимущество против Виста-
нечкиса,

В восьмом туре партии Чеховер —
Фурман и Банник — Ратнер закон-
чились вничью. Кириллов выиграл У
Подольного, Ровнер — у Ватникова,
Аратовский — у Дуз-Хотимирского.
Остальные партии отложены.
		МЕНСКИЙ ШАХМАТНЫЙ
ЧЕМПИОНАТ МОСКВЫ
	В женском шахматном чемпионате
Москвы сыграно три тура. Впереди
идут чемпионка Москвы Бардина,
одержавшая победы над Луканиной
и Римской, и Крезберг, выигравшая
у Мельниковой и Подвойной. Сегод-
ня на чемпионате доигрываются от-
ложенные партии.