ЮБИЛЕЙНЫЙ
НОНЦЕРТ
	30-ЛЕТИЕ ДЕТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
$РУНЗЕНСКОГО РАЙОНА
	На сцене делегация от 25 детских
музыкальных школ столицы — вось-
милетние малыши в белых празднич-
ных костюмах. Они вручают яркие бу-
кеты цветов педагогам детской музы-
кальной школы Фрунзенского района.

Торжественно отмечалея юбилей
	этой старейшей музыкальчой школы,
воспитавшей за 30 лет больше тыся-
чи человек. В Болышном зале консер-
ватории собрались представители пар-
тийной, советской и музыкальной об-
щественности. С докладом о творче-
ском пути школы выступила дирек-
тор Л. Коган.
	После торжественного заседания
состоялся концерт. В нем приняли
	танты — родоначальник советской
виолончельно6й школы профессор
С. Козолупов, лауреат Сталинской
премии М. Тэриан, бывшие воспитан-
ники школы и лучшие ее ученики.
Тепло принимали зрители шестилет-
него Витю  Легошина. Мальчик уве-
ренню исполнил на скрипке «восьмуш-
	ке» «Мазурку» Баклановой и танец из
оперы «Иван Сусанин». Блестяще вы-
	ступил ансамбль виолончелистов (ру-
ководитель И. Мортэнсэн). Хороший
класс игры продемонстрировали уче-
ницы фортепианного отделения Свет-
лана Воронцова, Mpa Нейштадт и
Нина Чистякова. Отлично исполнил
«Пассакалию» Генделя оркестр смыч-
ковых инструментов (дирижер-кон-
сультант проф. М. Тэриан).
	М. Рождественская.
			Телеграммы из-за
			#
	пемецкие фашисты
на службе у французских
нолонизаторов
	БУДАПЕШТ, 2. (ТАСС). Газета
«Сабад со» публикует письма немец-
	ких легионеров — бывших эсэсовцев
из Индо-Китая.
Передовое общественное мнение
	всего мира, пишет газета, все с боль-
шим возмущением протестует против
подлой войны французских империа-
листов в Индо-Китае. Правигельство
Кэя наряду с посылкой на бойню в
Ипдо-Китай французской молодежи
использует там бывших эсэсовцев,
немецких военнопленных против вьет-
намских борцов за свободу. По фран*
цузским данным, больше половины
иностранного легиона в Индо-Китае
составляют неменко-фашистекие сол-
даты, а офицерские кадры состоят
почти исключительно из немецких
военнопленных.
	Очень поучительны, отмечает газе-
Ta, письма этих легионеров своим
родственникам и’близким
	Так, например, Отто Лернер пишет
своей невесте: «В конце войны я
попал во французский плен, где я
должен был выбирать: или я умру с
голода в лагере, или же меня при-
мут в легион. Я выбрал послелнее.
Здесь, в Индо-Китае, меня на каж-
дом шагу подстерегает вражеская
пуля. Несмотря на то, что нас прель-
щают близкой победой, мы после
двухлетних боев не видим конца
войны.

Мы все немцы и пьем много вина»,

Ганс Штумпфель пишет своей зна-
комой, проживающей в Берлине: «В
нашем отряде все немцы. Командир
тоже немец. Наши потери очень ве-
лики. Мы беспощадно расправляемся
с теми мятежниками, которые попа-
дают нам в руки. Мы или снимаем
им головы, или увечим их, начиная с
пальцев рук и ног и кончая головой».
	Капрал Герман Штрихер пишет се-
стре в Берлин: «90 процентов фран-
цузского легиона составляют немцы.
Если в наши руки попадает желтый
человек, то ты даже не можешь се-
бе представить, какой смертью он
умирает. Мне доставляет наслажде-
ние снять голову у мятежника. Олин
раз наши легионеры поймали тяжело
раненого мятежника и увели на доп-
рос. Однако на лопросе он не дал
показаний, и наш офицер начал ло-
мать ему пальцы и отрезал уши.
Между прочим, мы хорошо ‘живем в
	перерывах между боями, я хорошо
питаюсь и пью много вина».

Tak, заклюзает газета, выглядит
	колониальная война французских им-
периалистов и крупных капиталистов.
	Окончание
забастовки рабочих
на заводах Форда
	НЬЮ-ЙОРК, 2. (ТАСС). Закончи-
лась 25-дневная забастовка шестиде-
сяти пяти тысяч рабочих двух авто-
мобильных заводов Форда в Детрой-
те, бастовавших против неприемле-
мых условий труда. Рабочие возвра-
шаются на работу в силу ‹соглаше-
	ния, заключенного председателем
профсоюза рабочих автомобильной
промышленности правым лидером
	Рейтером с компанией, предусматри-
вающего передачу конфликта на ар«
битраж.
	Английские
нравы
ЛОНДОН, 2 (ТАСС). Газета
	«Дейли мейл» опубликовала письмо,
присланное в газету г-жой Коллавэй
из Овер-Уоллопа (Гемпшир) под за-
головком «Временная работа в течез
ние 53 лет». Автор письма пишет:
«Мой муж Чарлз был почтальоном в
течение 53 лет. Оставив работу по
старости три года тому назад, он
пытался выхлопотать себе пенсию, но
почтовое ведомство отказало ему В
этом, заявив, что он относится к каз
тегории «временных» работников».
	Штаб Макартура
	В комиссии ФОН по вопрос
о правах человека,
	НЬЮ-ЙОРК, 1. (ТАСС). 31 мая  дами. Третий коренной недостаток —
комиссия ООН по вопросу о правах   в проекте содержится правило, со-
человека продолжала обсуждение   гласно которому права могут быть
проекта конвенции о правах челове-  распространены на население коло-
	ка. В ходе обшей дискуссии по это-
му проекту отчетливо выявились две
прямо противоположные тенденции.
	Делегаты Соединенных — Штатов,
Англии и некоторых поддерживающих
их стран не хотят записывать в кон-
венцию ничего такого, что на деле
обеспечило бы реализацию прав и
свобод человека и связало бы пра-
вительства этих стран какими-либо
конкретными обязательствами. Изве-
	стно. что эти делегации всего чол-
года назад с болышим шумом высту-
пали на Генеральной Ассамблее в
Париже по поводу принятой тогда
широковещательной, но формальной и
урезанной по существу «декларации
прав челозека». Теперь, когда речь
идет о том, чтобы придать положе-
ниям «декларации прав человека»
какую-то юридическую силу, делега-
пин Соединенных Штатов и Англии
	HHH лишь с согласия метрополии, что
несовместимо с принципами ООН. Ес-
ли второй и третий коренные недо-
статки или пороки характерны как
для проекта конвенции, так и для
«декларации», то первый из этих не-
достатков или пороков присущ толь-
ко проекту конвенции.
	Советская делегация оставляет за
собой право внести в проект конвен-
ции такие новые статьи, поправки и
	дополнения, которые послужат цели
исправления этих недостатков.
	Касаясь вопроса о внесенных огра-
ничительных поправках, советский
представитель подверг критике прел-
ставителей стран англо-американско-
го блока, которые пытались поста-
вить второстепенную проблему огра-
ничений на первое место, а проблему
	ЗАСЕДАНИЕ
В АКАДЕМИЙ
НАУК СССР
	Два дня продолжалось об’единен-
ное заседание отделений литературы
и языка, истории и Философии, а
	также Института мировой литерату-
ры им. А. М. Горького Академии
наук CCCP, посвященное памяти
А. С. Пушкина. Ученые — филологи,
историки, философы, искусствоведы
в своих выступлениях привели новые
интересные данные о Пушкине и
его эпохе.

Открывая заседание, академик
Б. Д. Грекоз особо подчеркнул идей-
ную глубину творчества А. С. Пуш-
	кина. Поэт намного опередил своих
современников-историков в MOHHMa-
нии закономерностей исторического
процесса. Известны отзывы о Пуш-
кине Маркса и Энгельса, Белинско-
го и Чернышевского. Пушкин всег-
да проявлял глубокий интерес к ис-
тории Родины. .

Доктору исторических наук М. В.
Нечкиной удалось обнаружить HO-
вые, доселе неизвестные материалы
о «Свяшенной артели» и о близости
к ней юного Пушкина. Эти сведе-
ния были приведены М. В. Нечкиной
в докладе о формировании прогрес-
сивной идеологии молодого поэта.

О Пушкине — певце свободы рас-
сказал локтор филологических наук
И. Н. Розанов. Величайший гений
русского народа сражался в своих
стихах за независимость народов от
чужеземного ига и религиозных
предрассудков, за свободу личности
и творчества. Нам, советским лЮ-
asm, Tost особенно близок и дорог
‘как певец политической свободы.
Характерно, что именно лирика по-
служила Пушкину могучим оружи-
ем в его борьбе против самодер-
жавия. Некоторые стихотворения,
распространявшиеся в тысячах спи-
сков при жизни Пушкина и после
его трагической смерти, увидели
свет только в годы первой револю-
ции, а опубликование полного тек-
ста всех произведений поэта стало
возможным лишь в советское время.

Доктор филологических наук
Н. П. Степанов посвятил свой док-
лад Пушкину и Радищеву.

Советских художников волнует
вопрос о возможности воссоздания
внешнего облика А. С. Пушкина.
По этому поводу выступил акаде-
мик И. Э. Грабаоь. Академик  счи-
тает, что облик Пушкина можно вос-
произвести, изучив портреты поэта,
написанные при его жизни, а также
используя мемуарные источники.

Интересные доклады сделали плок-
тор филологических наук Д. Д. Бла-
	‘гой — «Пушкин в 1526 году». кан-
лидат филологических наук С. М.
Петров — «Проблема историзма в
мировоззрении и творчестве Пушки-
pas. локтопв Филолотуческих наук
Л. И. Тимофеев — «Пушкин — ре-
форматор русского стиха».

Пушкинские
вечера

В скором времени Московская
	филармоння заканчивает зимний сим-
фонический сезон. Последний  кон-,
церт Государственного симфоническо-,
го оркестра СССР под управлением
К. Иванова состоится 4 июня B
Большом зале консерватории. Про-\
грамма почти целиком посвящена
произведениям, написанным насюже-
ты А. С. Пушкина. Будут исполнены.
отрывки из оперы Глинки «Руслан и.
Людмила», симфоническая баллада.
Чайковского «Воевода», полонез Ля-
дова, посвященный Пушкину, и. т. д.

Государственный симфонический ‹
оркестр примет также участие в юби-
лейном пушкинском вечере, который.
состоится 6 июня в зале имени Чай-
ковского. Затем, после выступлений
в летних садах и парках культуры
и отдыха, коллектив оркестра выедет
на гастроли в Сочи. В течение двух
месяцев он даст здесь больше 30
концертов.

Камерные пушкинские вечера фи-
лармония организует также в Малом
зале консерватории. 5 июня с про-
граммой, составленной из написанных
на пушкинские тексты романсов, вы-
ступит лауреат Сталинской премии
В. Борисенко. 13 июня — концерт
	лауреата Сталинской премии
М. Александровича, который испол-
нит произведения русских классиков
и советских композиторов на пуш-
		делают все от них зависящее, чтобы   прав — на второе, подчиненное Me-
затормозить претворение в жизнь   сто в конвенции
столь торжественно провозглашенной Представитель Украинской ССР
	ими «декларации» прав и свобод че-
ловека. Делегация Соединенных Шта-
тов, например, пытается добиться
внесения в конвенцию специальной
статьи, которая под предлогом забо-
Ты 0 «всеобщем благосостоянии» по-
зволяла бы правительству Соединен-
ных Штатов ограничить и свести на-
нет все записанные в «конвенции»
права и свободы человека.
	Англииская делегация пытается
дополнить каждую статью проекта
конвенции длинными списками огра-
ничений и из’ятий, которые также
ничего не оставляют от прав и сво-
бол человека.
	К некоторым статьям конвенции,
например, о праве на жизнь, на сво-
боду, на личную неприкосновенность
и т. д. внесено по нескольку десят-
ков ограничительных поправок.
	Делегация Советского Союза вы-
ступает против стремления делега-
ций Соединенных Штатов и Англии
превратить конвенцию о правах че-
ловека в конвенцию об ограниче-
нии прав человека.
	Сравнение текстов показывает, ука-
зал советский делегат т. А. Павлов,
что проект конвенции хуже, что он
является более формальным, чем уже
принятая декларация прав человека.
В нем не содержится таких положе-
ний, как право на труд, на образо-
вание, на отдых, на социальное обес-
печение и т. д., которые хотя и в
недостаточном и неполном виде, но
содержатся в декларации. Это пер-
вый коренной недостаток проекта
конвенции. Второй коренной недоста-
ток — отсутствие в нем положений,
указывающих на обязанность госу-
дарства содействовать осуществлению
прав и принимать все меры, включая
законодательные, для обеспечения
пользования этими правами и свобо-
	Коваленко также выступил с крити-
кой проекта конвенции и указал, что
в ней лолжны найти месло положе-
ния, призывающие к борьбе против
фашизма и пронаганды новой войны,
к послеловательному проведению
принципов равенства людей без. раз-
личия расы, пола, языка или рели-
гии, К равноправию болыших и ма-
лых наций и обеспечению прав наро-
дов на самоопределение. В проекте
не только должны быть провозгла-
шены права, но и выработаны меро-
приятия, гарантирующие претворение
в жизнь прав отдельных людей и на-
родов. Основные положения конвен-
ции должны быть распространены на
зависимые и колониальные народы.
	В итоге общей дискуссии комиссия
приняла предложение делегации Ли-
вана о том, чтобы проект конвен-
ции о правах человека был подготов-
лен на нынешней сессии комиссии и
затем направлен правительствам го-
сударств-—членов Организации Об’е-
диненных наций для получения их
замечаний с таким расчетом, чтобы
после получения этих замечаний
проект можно было бы представить
на рассмотрение пятой сессии Гене-
ральной Ассамблеи.
		СЛУЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ АНГЛИИ ССУЖДАЮТ
ПОЛИТИКУ ЛЕЙБОРИСТСНОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА
	ЛОНДОН, 2. (ТАСС). На ежегод-
ной профсоюзной конференции об еди-
нения специалистов, находящихся на
государственной службе, в Лондоне
было принято решение потребовать от
правительства увеличения заработной
платы ввиду растущей дороговизны.

Делегаты конференции потребовали
также прекращения проводимого вла-
стями увольнения из государствен-
ного аппарата коммунистов и лиц,
подозреваемых в симпатиях к KOM-
мунистам.

Конференция потребовала от прави-
тельства проведения политики рав-
ной оплаты за равный труд.
	Англия поставляет
самолеты афинскому
правительству
	ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Как переда-
ет агентство Рейтер, в ответ на за-
прос в палате общин заместитель ми-
нистра иностранных дел Мэйхью за-
явил 1 июня, что за последние две-
надцать месяцев Англия послала в
Грецию 74 истребителя-бомбардиров-
игика. Новые заказы на 24 учебных и
12 транспортных самолетов, сказал
Мэйхью, будут, повидимому, выпол-
нены в августе этого гола.
	Эйслера
	РИСУНКИ А. С. ПУН
ками 14 июня 1829 года,
		Mwah eine Вверху — эпизод из схватки с тур-
когда Пушкин, схватив пику убитого дон.
	ского казака, стремглав поскакал на неприятеля и чуть не был взят
	POCKOB, сделанный пример.
	Е ДСТВО
	в плен; внизу — один из пейзажных наб
но в конце 1828 года.

ГРАФИЧЕСНОЕ НАСЛ
ПОЭТА
	Вот альбом Евгения Онегина:

Опрятно по краям окован,
Позолоченным серебром,
Он был исписан, изрисован,
Рукой Онегина кругом.
Меж непонятного маранья,
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена,

Да буквы, тайны письмена.

Так выглядят рукописи самого Пушкина. Со всех листов его
черновиков, со страниц альбома девиц Ушаковых глядят на нас бес-
численные карандашные и чернильные рисунки — шаржированные
ин реалистические женские головки, мужские профили, группы,
сельские пейзажи, скачущие кони, изображения чертей и ведьм,
иллюстрации к сказкам и поэмам, изяшные виньетки и заставки
к стихам.

С особенной любовью рисовал поэт образы революционных дея-
телей и мыслителей своего времени. Мы видим в его рукописях за-
мечательные портреты Вольтера, Робеспьера, Марата, Мирабо, Лу-
веля — убийцы герцога Карла Фердинанда Беррийского, вождя
	pela — убийцы герцога Карла Фердинанда Беррийского, вождя
греческого восстания Александра Ипсиланти. Потрясающее впечат-
ление производят зарисовки повешенных. Это — отзвук казни де-

кабристов. Вот изображение человека с выразительным, одухотво-
ренным лицом. Волосы падают на лоб, нижняя губа слегка выдви-
нута вперед. Это — Кондратий Федорович Рылеев. Богатейшее
графическое наследие Пушкина сохранило нам блестящие портре-
ты его литературных современников — Карамзина, Гоголя, Чаада-
ева, Грибоедова, Бенедиктова, Вяземского.

Особое место в графическом наследии Пушкина занимают пей-
зажи — лесные чаши, горы, волжские виды. Свободно и легко, в
самых различных ракурсах изображает Пушкин скачущих коней.
Блестящие автоиллюстрании сделал поэт к своим произведениям
«Сказка о попе и работнике его Балде», «Гробовщик» (чаепитие у
гробовшика и похоронная процессия), «Домик в Коломне» (<«Мав-
руша» бреется). :

Пушкин легко и уверенно рисовал самого себя. Он превосход-
но знал свои черты и не щадил себя в этих беглых виртуозных за-
рисовках, изображая то лысым стариком, то французским пети-
метром ХУПТ века, то наголо обритым, то с роскошными баками.

Огромное графическое наследство Пушкина превышает несколь-
ко сот рисунков. Графика поэта является своеобразной второй ли-
нией его творчества. Поэт нередко дорисовывает карандашом то, о
чем ему приходилось по цензурным соображениям умалчивать в
свой жестокий Bek. Графика Пушкина — родная сестра_ его прав-
дивой, реалистической поэзии, которая, по словам Белинского,
«..чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрач-
но-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью;
она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в
ее естественной. истинной красоте...».
	С. Гревский.
	КРАСНЫЕ
	ВСХОДЬ!, Издательство иност
ной литературы. 1949 г. 460 стр.
	Автор романа «Красные всходы»—
популярный писатель и неутомимый
деятель демократического лагеря
Бразилии, один из руководителей
коммунистической партии этой стра-
НЫ.

В «Красных всходах» ярко и прав-
диво показаны крестьяне, задыхаю-
щиеся в тисках феодалов-помещи-
ков. С большой силой описывается
трагический поход разоренных кре-
стьян через «колючую пустыню», на
юг страны, который казался бедня-
кам обетованной землей. Но и на
юге им было не слаще...

Единственно правильный путь для
бедняка-крестьянина, делает вывод
писатель, это путь, указанный ком-
партией, стремящейся к политическо-
му и экономическому раскрелощению
народа.

С интересом читаются страницы
романа, рассказывающие о бразиль-
ских коммунистах — людях, кото-
рые самоотверженно борются против
реакции, против гнета помещиков и
	капиталистоз, против американского
монополистического капитала,  хо-
зяйничаюшего в Бразилии.
		Пушкин в народвом творчестве
	В выставочных залах оргкомите-
	произведений, исполненные мастера-
	2 до ЕееКУ 28—04 eee

та союза советских художников   ми Палеха,  Федоскина, Мстеры. Экс-
СССР в ближайшие дни откроется   понируются миниатюры С. Соломина
юбилейная выставка «Творчество   по мотивам «Каменного гостя», Д.

АИС Ни = ee А eee certs.
	Турина на темы повести «Барышня-
кроестьянка», И. Зубкова на сюжет
	крестьянка?,
«Русалки» и др.
	А. С. Пушкина в произведениях На-
родных мастеров РСФСР».
Посетители увидят  художествен-
ные изделия из папье-маше, роспись
по дереву и кости, чернение по се-
ребру и др. Большой интерес пред-
ставляют художественные лаки: Ми-
	ниатюры по мотивам пушкинских
		НЬЮ-ИОРК, 2..(ТАСС). Как со-
общает вашингтонский корреспондент
агентства Юнайтед Пресс, министр
	юстиции США Кларк об’явил, что он
	< 156-летию со дня рождения ^. С. Нушьина открывается дом-музей его
имечи в селе Боллино, Горьковской области. Любимое место отдыха по-
	зта — парк и роша «Лучинник» об’явлены государственным заповедни-
	ком. НА СНИМЕЕ; березовая аллея в парке Болдина.
	отказался от попыток добиться воз- преследует демократическую
вращения Эйслера в США после то- .
го, как узнал о прибытии его в Че- печать в Японии
	ПХЕНЬЯН, 2. (ТАСС). Согласно
сообщениям японской печати, штаб
Макартура издал директиву о сокра-
щении на 75 процентов отпуска га-
зетной бумаги органу японской KOM-
партии газете «Акахата». В то же
время штаб Макартура распорядился
увеличить отпуск бумаги газетам
других политических партий.
	Представитель японской компартии
охарактеризовал эту директиву Мак-
артура, как «мероприятие, нанося-
щее удар по демократическим силам
Японии и нарушающее Потедамскую
декларанию».
	Omoscwady
	жж КОРРЕСПОНДЕНТ агентства
Юнайтед Пресс передает из Барсе
лоны, что через несколько часов
после прибытия туда Франко В
центре города взорвалась бомба.
	*\ж ПО СООБЩЕНИЯМ из Гокио;
администрация Токийского универси-
тета исключила двадцать студентов,
обвинив их в «организации студен“
ческих aabAaCTOROK».
	ХУ ШАХМАТНЫЙ
ЧЕМПИОНАТ СССР
	московскии
ПОЛУФИНАЛ
	Широко будут представлены ^у-
дожественные шкатулки,  исполнен-
ные мастерами С. Тарасовым, И. Ба-
	лакиным, П. Максимовым и др.
	HECEHCKOTC (ТАСС),

хословакию.
	Ее:

об’ясняется всем строем самодержав-
но-помещичьего государства. И
Пушкин обращается к восстанию де-
кабристов, пишет десятую главу «Ев-
гения Онегина». Она не дошла до
нас в полном виде. Пушкин сжег ее
19 октября в Болдине, сохранилась
только Часть главы, зашифрованная
Пушкиным и расшифрованная лишь в
1910 году. Но и дошедшие до нас
куски свидетельствуют о величии за-
мысла Пушкина, о революционной
направленности всей главы.
	Еще до Болдина Пушкин замыс-
лил эту главу, в которой он хотел
реабилитировать Евгения, оправдать
его реальными действиями, борьбой,
	сделать своего героя участником де-.
	кабрьского восстания. Этот замысел
он начал осуществлять в Болдине.
Десятая глава, очевидно, должна
была представить ‘собою  политиче-
скую хронику, начинавшуюся Отече-
ственной войной 1812 года и кончав-
шуюся подготовкой — декабрьского
восстания, а, может быть, и самим
восстанием. В сохранившихся  стро-
фах десятой главы проходят перед
читателем Александр — «власти-
тель слабый и олукавый, плешивый
щеголь, враг труда», картины «грозы
двенадцатого года», разгрома рус-
ским народом наполеоновских пол-
чищ, вступления‘ русской армии в
Париж. Разгром иноземных захватчи-
ков показал одновременно силу рус-
ского народа и слабость, шаткссть
царского самодержавия. И хотя после
славных событий двенадцатого года

Россия присмирела снова,

И пуще царь. пошел кутить,

Но искра пламени иного

Уже излавна, может быть...
	Строфа осталась неоконченкой, но’
	смысл ее ясен, да к тому же он еще
раскрывается последующими уцелев-
шими строфами поэмы, в которых
говорится © тайных обществах, о
собраниях будуших декабристов «у
беспокойного Никиты, у осторожного
Ильи» (Пушкин говорит о декабри-
стах Музавьеве и Долгорукове), где
	«Моя родословная» пропитана горя-
чим патриотизмом, гордостью русско-
го человека, чей род на протяжении
всего сушествования нашей страны
отдавал все свои силы служению
Родине. С гордостью говоря, что
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В кчязья не прыгал из хохлов, —
	Пушкин отмечает заслуги своего ро-
ла перед народом, перед страной:
Мой предок Рача мышцей

бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями; °
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин...
	ка для творчества весьма неблаго-
приятная. А уже через два месяца
после приезда сюда Пушкин шутливо
сообщал своему другу-=пюэту А. А.
Дельвигу: «Доношу тебе, моему вла-
дельцу, что нынешняя ‘осень была
детородна, и что коли твой смирен-
ный вассал не околеет от сарацич-
ского падежа, холерой именуемого...
то в замке твоем, Литературной Га-
зете, песни трубадуров не умолкнут
круглый год».
	_ Да, это была необыкновенная
осень. Став владельцем бедной дере-
веньки, Пушкин заинтересовался
	крестьянским житьем-бытьем, вплот-
ную ознакомился со страшным кресть-
янским бытом крепостной России и
написал «Историю села Горюхина», в
которой под видом пародии на рабо-
ту ученых историков лал потрясаю-
щую картину бесправного, безотрад-
ного быта крепостных, удручающего
положения народа в николаевской
	России. Дикий произвол помещиков,
разорение крестьян  бурмистрами,
«бедные, тощие и малорослые» кре-
стьяне и их «гордые владельцы»,
преданные «воинственному . упражне-
нию зайчей охоты»... Вот помещик,
в «летописи» которого изо дня В
день записываются страшные факты:
«4 мая. Снег. Тришка за грубость
бит. 6 — корова бурая пала. Сенька
за пьянство бит. 8 — погода ясная.
9 — дождь и бнег. Тришка бит за
пъянство...». Вот приказчик, у KOTO-
рого своя «политическая система» в
обращении с крестьянами, главным
основанием которой «была слелую-
щая аксиома: чем мужик богаче, тем
он избалованнее — чем беднее, тем
смирнее». И, наконец, результат:
«Горюхино приуныло, базар запустел,
песни Архипа-Лысого умолкли... По-
ловина мужиков была на пашне, а
другая служила в батраках; и день
храмового праздника сделался, по
выражению летописца, не днем ра-
дости и ликования, но годовщиною
печали и поминания горестного».
Но дело не в помещиках, не в
приказчиках, страшная жизнь народа
	«Лунин дерзко предлагал свои реши-
тельные меры», «читал свои ноэли
Пушкин». Мы видим имена Пестеля,
Якушкина, Н. И. Тургенева...

Война двенадцатого года никогда
не переставала волновать Пушкина
как: событие, раскрывшее во всем ве-
личии силу, ум, талант русского на-
рода, — и на протяжении всей своей
творческой жизни поэт постоянно об-
ращался к этой теме. Так и в Бол-
дине, поставив тему Отечественной
войны в десятой главе «Евгения Оне-
гина», Пушкин и в других произве-
дениях обращается к ней. В повести
«Метель» он дает превосходные
строки, рисующие апофеоз событий
1812—1813 годов:

«Между тем война со славою бы-
ла кончена. Полки наши  возвраща-
лись из-за границы. Народ бежал
им навстречу. Музыка играла завое-

БОЛДИНСКАЯ «
	стает — а я должен хлопотать 9
приданом, да о свадьбе, которую сы-
граем бог весть когда. Все это не
очень утешно. Еду в деревню, бог
весть буду ли там иметь время зани-
маться, и душевное спокойствие без
которого ничего не произведешь кро
ме эпиграмм на Каченовского». Но
уже через несколько дней он писал
из Болдина Плетневу: «Ах, мой ми-
лый! что за прелесть здешняя дерев-
ня! вообрази: степь да степь; сосе-
дей ни души; езди верхом сколько
душе угодно, пиши дома сколько
вздумается, никто не помешает. Уж
я тебе наготовлю всячины, и прозы
и стихов».

«Прелестью» село Болдино на-
звать было трудно. Вокруг — степ-
ная, безлесная ширь, лишь изредка
оживлявшаяся небольшими рощица-
ми из дубняка и осинника. Крестьян-
ские избы, крытые соломой, одна
беднее другой. Барский дом предета-
влял собою небольшое одноэтажное
`строеньице с деревянной крышей;
кругом — пустырь: ни пветников, ни
сада. В сравнении с любимым Пуш-
`киным Михайловским, с его глубо-
`кими озерами, высокими холмами,
`лесом, живописным парком, зеркаль-
‘ной лентой реки Соротн, бедное Бол-
`дино являло собою далеко не при-
влекательный BUT:

избушек ряд убогой,
	За ними чернозем, равнины скат
отлогой,

Над ними серых туч густая
полоса.

Где нивы светлые? где темные
леса,
	Где речка?..

А к тому же с Волги надвигалась
грозная холера, на всех дорогах, в
особенности ведуших в Москву,
устраивались карантины, выехать из

р ee 4. me

О РЖ Ы _
Боллина было невозможно. Обстаноз-
	В ТВОРЧЕСКОЙ жизни Пушкина
самым значительным, самым ки-
пучим по характеру и самым бога-
тым по результатам был период, про-
званный «боллинской осенью». То
была осень 1830 года, проведенная
поэтом в Болдине. На протяжении
едва трех месяцев, будучи к тому
же занят делами по вводу в имение,
подаренное отцом, Пушкин создал
здесь огромное количество поэтиче-
ских и прозаических произведений,
среди которых такие шедевры, как
восьмая и девятая главы «Евгения
Онегина», великолепные «Повести
Белкина» («Гробовшик», «Выстрел»,
«Станционный смотритель»,  «Ме-
тель», «Барышня-крестьянка»), цикл
«маленьких трагедий» («Моцарт и
Сальери», «Скупой рыцарь», «Камен-_
ный гость», «Пир во время чумы»),
повесть в стихах «Домик в Колом-
не», «Сказка о попе и работнике его
Балде» и, наконец, такие глубоко-
политические произведения, Как де“
сятая глава «Евгения Онегина» И
хроника «История села Горюхина».
кроме того болдинская осень дала
русской литературе около тридцати
стихотворений, среди которых «Бе-
сы», «Поэту», «Мадонна», «Моя ро-
дословная». Если бы Пушкин оста-
вил нам в наследство только то, что
им написано было в Болдине осенью
1830 года, то и тогда его имя вошло
бы в историю нашей Родины как
имя ее гениального поэта и велико“
го гражданина.

Пушкин выехал в село Болдино
(бывшей Нижегородской губернии) в
конце августа — начале сентября
1330 года принять подаренное ему
стиом имение. В день от’езда он пи
сал П. А. Плетневу: «Осень подхо-
дит. Это любимое мое время — 340°
ровье мое обыкновенно крепнет —
пора моих литературных трудов на-

ванные песни... Офицеры, ушедшие в Пушкин предполагал пробыть в
поход почти ‘отроками, возвраща-  Болдине недолго, но KapaHTHHHOe
лись, возмужав на бранном воздухе, окружение, созданное вследствие
	вспышки эпидемии, задержало era.
Не раз предпринимал поэт попытки
пробраться в Москву и’ возвращался,
не пропущенный заставами. Он вер-
нулся в Москву лишь пятого декаб-
ря и сейчас же радостно сообщил
Плетневу: «..Скажу тебе (за тайну)
что я в Болдине писал, как давно
уже не писал. Вот что я привез сю-
да: 2 последние главы Онегина, 8-ую
и 9-ую, совсем готовые в печать.
Повесть, ‘писанную октавами (стихов
400)... Несколько драматических
сцен, или маленьких трагедий...
Сверх того, написал около 30 мелких
стихотворений. Хорошо? Еще не все:
(Весьма секретное). Написал я про-
зою 5 повестей, от которых Баратын-
ский ржет и бьется...».
	Болдинская осень, составляющая
одну из самых примечательных вех
биографии великого русского поэта,
вошла в историю русской литерату-
ры, русской культуры как ярчай-
ший период раснвета всех сильней-
ших сторон пушкинского гения.
	Сергей Иванов.
	обвешанные крестами. Солдаты весе-
ло разговаривали между собою, вме-
птивая поминутно в речь немецкие и
французские слова. Время незабвен-`
ное! Время славы и восторга! Как
сильно билось русское сердце при
слове Отечество! Как сладки были
слезы свилания!».

Многообразно творчество Пушкина
в болдинскую осень и по содержа-
нию и по форме. Реалистические по-
вести и лирические стихи, роман в
стихах и повесть в стихах, хроника
и драма, сказка и политические сти-
хи. Огромна тематика, охваченная
поэтом за этот короткий  <рок.
Жизнь крепостных крестьян и де-
кабрьское восстание, Отечественная
война 1812 года и тема «маленького
человека» («Повести Белкина»), сред-
невековье и русская народная сказ-
ка...
Завершением болдинского творче-
ства является «Моя родословная» —
гордый отвёт великого русского поз-
та провокатору и агенту Ш отделе-
ния Фаддею Булгарину, осмеливше-
муся написать пасквиль на поэта.
	Вчера доигрывались неоконченные
партии. Моисеев хоропю использо
вал лучшее расположение своих фич
гур и добился победы над Абрамоч
вым. Хасин выиграл, у Черепкова
Камышов — у Бонч-Осмоловскогоя
Остальные отложенные партии He
игрались.

После пяти туров и дня доигрьме
вания впереди Алаторцев — 4 очка
из 5 возможных, Камышов и Кан =
по 31/2 очка из 4.
	Сегодня свободный от игры лены
Завтра играется шестой тур.