38 дальними, холодными горами,

За синью вод закатный луч угас...

Здесь он ходил, гонимый палачами,

Под шум морской, в прощанья
скорбный час.
	 ений русской литературы
	ВЕЛИКИЙ поэт великого народа   его общественное положение, его ду-
нашего Александр Сергеевич   ховный облик — вот неизменный
Пушкин обогатил человечество бес-   предмет размышлений и источник
	вдохновений Пушкина. Никто из ми-
ровых художников, в том числе и
Шекспир, не подымался на ту высо-
ту мудрого и плодотворного пуш-
кинского взгляда на роль масс, ко-
торая поражает в «Борисе Годуно-
ве», «Истории Пугачева» и «Капи-
танской дочке».
	Русский поэт верил, что Moryme-
ственный народ России найдет свой
путь борьбы за свободу. Изумитель-
но по своей прозорливости  замеча-
ние Пушкина о том, что европейские
конституции его времени хотя и яви-
лись крупным шагом вперед, но «ша-
гом, который не будет  единствен-
ным». В этом Пушкина убеждали
вся героическая история русского на-
рода, его международная роль в
борьбе < монгольским нашествием и
ваполеоновским-владычеством. Отече-
ственная война 1812 года, которую
Пушкин назвал «величайшим собы-
тием новейшей истории», показала
гигантское национальное и «абщеев-
ропейское значение русского народа
и обнажила его жалкое положение
внутри страны. Именно из опыта
Отечественной войны вырастает идей-
ное могущество реализма Пушкина:
патриотизм, как основа мировоззре-
ния поэта, и пафос его творчества;
служение политическому освобожде-
нию народа; гуманизм, непримиримый
к врагам народа; чувство уважения
ко всем народам.
	Благодаря Пушкину русская лите-
ратура вступила на путь того един-
ственно плодотворного для творчест-
ва сближения с народом, которое
подняло деятельность русских писа-
телей Ha высоту, недоступную для
представителей зарубежного буржу-
азного искусства.

Гениальный русский писатель пер-
вый в мировой литературе провозгла-
шает вепикий реалистический прин-
цип, согласно которому действитель-
ность нельзя делить на «прекрас-
ную», достойную искусства, и «низ-
кую», чуждую ему. Признание важ-
ности для поэзии этого реалистиче-
ского принципа было  неотразимым
ударом по европейскому и русскому
романтизму и классицизму, идеали-
стической эстетике Запада, поворот-
ным пунктом в истории мировой ли-
тературы, новым шагом в ее разви-
тии: благодаря Пушкину Россия ста-
ла родиной критического реализма,
оказавшегося вершиной мировой ли-
тературы прошлого и наиболее близ-
ким к социалистическому реализму.

В «Евгении Онегине» Пушкин
явился не только «великим реформа-
тором» (Белинский) русской лите-
ратуры, но и создателем реализма в
мировом искусстве. Первые реали-
стические произведения Бальзака,
ровесника Пушкина, появились де-
сять лет спустя, в начале 30-х годов,
когда русский писатель He только

завершил «Евгения Онегина» — пер-
вый реалистический роман в мировой
литературе, — но и написал . свой

реалистические шедевры в прозе —
«Повести Белкина», а также реали-
стические поэмы «Граф Нулин» и
«Ломик в Коломне»,
	В «Борисе Годунове» и «малень-
ких трагедиях» Пушкин разрушил
рационалистическую эстетику фран-
цузских классицистов и создал дра-
матургию, равной которой не было в
мировом искусстве. В художествен-
ной прозе на исторические сюжеты
(«Арап Петра Великого», «Рослав-
лев» и «Капитанская дочка») Пушкин
оставил далеко позади исторический
роман Вальтер Скотта.
	В основе пушкинской эстетики
	реализма лежит материалистическое
представление о действительности.
Творчество Пушкина идет под зна-
ком реабилитации жизни, уяснения
ее законов. Пушкин не только по-
ложил конец делению действитель-
ности на идеальную и пошлую, но и
уничтожил схоластическое, мертвен-
ное ее изображение, выдвинув прин-
цип развития как определяющий за-
кон художественного изображения
жизни, позволяющий уловить смысл
прошедшего, настоящего и будуще-
то. «Евгений Онегин», «Капитанская
дочка» и «Борис Годунов» проникну-
ты идеей развития, конкретным, на-
ционально-историческим пониманием
жизни целых народов и отдельного
человека. Пушкина волновали «веч-
ные противоречия существенности» и
захватывали эпохи политических пе-
реворотов, смена исторических эпох,
история народных движений, борьбы
за политическую свободу и нацио-
нальную независимость. Произведе-
ния Пушкина отличаются стремлени-
ем понять «ход вещей» и вывести
«из оного глубокие предположения,
часто оправданные временем».

смертными творениями, являющими-
ся образцом реалистического, народ-
ного, глубокого по смыслу, совер-
шенного по мастерству и доступно-
сти искусства.

Мировое значение идейно-художе-
ственного наследства Пушкина опре-
деляется той всемирно-исторической
эпохой в жизни русского народа, ко-
торая наступила в первые десятиле-
тия ХХ века’ Мир феодальный в
Европе уже кончил свое существо-
вание. Буржуазная действительность
вступила в свои права. Наполеонов-
ские войны, еще более укрепившие
буржуазный строй в странах Запад-
ной Европы, принесли зарубежным
современникам Пушкина — Бальза-
ку, Стендалю, Гюго и Байрону —
глубокое разочарование. Но в отли-
чие от европейских писателей Пуш-
кин перед лицом новой буржуазной
эпохи не впал в идеализацию старой
феодально-патриархальной жизни, не
ушел в мир романтической мечты.
Пессимистический пафос поэзии Бай-
рона был органически чужд Пушки-
ну. По свидетельству А. Мицкеви-
ча, не мог он принять и ариетократи-
ческого равнодушия Гете. В модном
скептицизме и идеализме, охвативших
европейское искусство и философию,
	‘Пушкин видел выражение упадка

«дностороннего отношения К жизни,

Новая западная цивилизация,  по-
рожденная буржуазным строем, не
могла создать образ цельного и гар-
монического человека в искусстве.
Как отмечает Герцен, Пушкин «знал
все страдания цивилизованного чело-
века, но у него была вера в буду-
щее, которой Человек Запада лишил-
ся». : )

Пушкин осуждает разочарованность
в жизни, оторванность от действи-
тельности, он отвергает  «равноду-
шие к жизяи и ее наслаждениям,
эту преждевременную старость ду-
ши», воспетую поэтами-романтиками,
«властитёлями дум» европейского об-
щества 20-х годов. Весь так назы-
ваемый «романтический» цикл поэм
Пушкина  развенчивает  байрониче-
скую пессимистическую философию
жизни,

Не пошел Пушкин и по другому,
столь же характерному для европей-
ской культуры, пути — в отличие
от представителей этой культуры он
без восторга, а с мужественной, не-
годующей критикой встретил буржу-
азную демократию. Великий русский
писатель-мыслитель  предугадал ее
антинародный характер: с язвитель-
ностью заметилсон в статье «Что та-
кое дворянство», что английское пра-
вительство GOHTCH о показаться Ha
глаза народу, а_французское — вы»
ставляет против’‘народа пушки. Враг
российского деспотизма и поборник
политической свободы народов Рос-
сии, Пушкин с неменьшим негодова-
нием клеймит виновников рабства че-
ловека в буржуазную эпоху, насту-
пившую в Европе и Америке. В
статье «Джон Теннер» поэт c OT-
вращением говорит об американской
демократии с «ее отвратительным
пинизмом», «жестокими предрассуд-
ками» и «нетерпимым тиранством».

Пушкина ужасала судьба челове-
ка в крепостнической России. Но
Пушкина страшило положение наро-
да и при господстве буржуазии.
«Прочтите жалобы английских фаб-
ричных работников: волосы встают
дыбом от ужаса», — писал поэт в
статье «Путешествие из Москвы в
Петербург».

Для Пушкина, творца «Русалки»,
«маленьких трагедий» и «Пиковой
ламы», нетерпимы эгоизм и корысто-
любие, мелкие “чувства и расчеты,
инливидуализм, безразличие к судь-

бам народа и Рседины. В «Скупом
	рыцаре» он осуждает и с потрясае-
шей силой показывает безвыходную
трагедию человека,  подчинившего
свою жизнь личному обогащению за
счет страданий  народа. Идеалы Пуш-
кина враждебны не только феодаль-
но-крепостническому строю, но и
буржуазно-капиталистическому миру,
его человеконенавистнической мора-
ли. В незаконченных «Сценах из ры-
царских времен» для Пушжина в
одинаковой мере неприемлем и ухо-
дящий Ффеодально-рыцарский и воз-
никающий буржуазный мир,
Торжество буржуазии и закат де-
мократических движений на Западе
после 1830 года, разгром  декабри-
стов в России и наступление полити-
ческой реакции не разочаровали
Пушкина: с надеждой на будущее
обратился он к русскому народу.
Все величие Пушкина и его мировое
значение связаны прежде всего с тем,
что он признал решающую роль на-
рода в судьбах отечества и культу-
ры. Русский. народ, его националь-
ный характер, его история и борьба,

Своим творчеством Пушкин утвер-
ждал огромную познавательную роль
искусства, основывающуюся на силе
ума, на передовых идеях. Вместе с
тем Пушкин неизменно указывает и
на преобразующую роль искусства в
общественной жизни. Он презирал
авторов, пишущих бесцельно, и был
врагом формализма, эстетства, легко-
мысленного отношения к творчест-
ву. «Вечный работник» и «взыска-
тельный художник», Пушкин посвя-
тил свое творчество обличению  не-
разумности крепостнической и бур-
жуазной действительности, просве-
шению и воспитанию народа в духе
высоких идеалов патриотизма, чело-
веческого достоинства, свободы, от-
вращения к Феодально-крепостниче-
скому и буржуазному миру.

Только при социализме во всем
величии раскрылся гений Пушкина.
Поэт дорог советским людям своей
любовью к отчизне, своими стихами
о ее величии и славе. Пушкинская
поэзия близка нам своим своболо-
любием, составляющим  коренную
национальную черту русского, совет-
ского народа. Пушкин любим нами
за свой оптимизм, жизнерадостность,
за свое уважение к личности челове-
ка, за свою веру в творческие силы
русского народа, в могучую силу
его разума. Постоянное стремление
поэта к совершенствованию, его го-
рение и страсть в творческой работе,
мужественные искания и трудолюбие
памятны и близки советским лю-
дям, новаторам культуры и науки,
творцам новой жизни. В борьбе с
пережитками прошлого Пушкин дал
советским людям острое, действен-
ное и могучее оружие — свою обла-
гораживающую человека поэзию, от-
личающуюся глубокой идейностью,
целеустремленностью, высоким нрав-
ственным чувством. Нет в мире та-
кого поэта, который создал бы столь
прекрасно чистые стихи о дружбе,
любви и красоте.

Пушкин — враг предрассудков, за-
стоя, пережитков старины. Во всем
Пушкин поражает прозрачной устрем-
ленностью в будущее, светлым, про-
зорливым взглядом на жизнь. Самой
смерти он бросает дерзкий вызов и
славит торжество жизни над, смертью,
разума над тьмой: «так ложная муд-
рость мерцает и тлеет пред солн-
	цем бессмертным ума», —
поэт в своей великой «Вакхической
			- Как он завидовал той голубой стихии,
Любил непокоренную красу
Тех гордых волн, великий сын
	России, —
И тот песок впитал его слезу...
	Слезу 0 том, что край его любимый
Неволей скован был, что в пагубном
ярме
Стонал народ его страны родимой,
Что был закон к тем стонам глух и
		Й звал поэт всем гением крылатым
Другую жизнь, что видел он вдали,
Когда падут темницы в час расплаты
И засияет день для всей родной земли,
	0, Пушкин мой! Твой светлый лик
бессмертен,
Он предо мною в мареве встает..,
3 Твой гений огненный переживет
столетья,
В нем бъется сердце русское твое,
	Любовь горячую к поборникам
свободы
И ненависть к врагам друзей твоих
Донес до нас сквозь ветры, непогоды
Твой пламенный, неповторимый стих,
	И я, поэт свободной Украины,

Твой ученик от самых детских лет
Душе твоей бессмертной и орлиной
От всей души горячий шлю привет.
	Ты, как живой, стоишь передо мною,
В сияньи весь, как острие меча,

И я велую край того плаща,

Что оросил ты горькою слезою,
	Владимир Сосюра,
лауреат Сталинской премии.
Перевод с украинского

Ив. Левишкина.
	НАРОДНЫЕ
ГУЛЯНЬЯ
	КАНУН ЮБИЛЕЯ
В ПАРКАХ СТОЛИЦЫ
	В парках культуры и отдыха сто-
лицы завтра состоятся большие на-
родные гулянья, посвященные 150-ле-
тию со дня рождения А. С. Пушкина.
Днем в детских городках начнутся
гулянья для школьников. В парк
культуры и отдыха «Сокольники»
приглашены восемь тысяч учащихся
Сокольнического района. На сцене
Зеленого театра с оперой «Сказка о
мертвой царевне» выступят учащиеся
музыкальной школы города Пушкино.

Интересные гулянья для детей н1-
мечаются` в Ментральном парке куль-
туры и отдыха имени Горького, Из-
майловском парке ‘ имени Сталина,
парке культуры и отдыха имени
Дзержинского и других.

Центральный парк культуры и от-
	дыха имени Горького готовитея К
большому гулянью на тему «Наш
Пушкин». Здесь будет проведено
	16 тематических вечеров: «Пушкин —
драматург», «Творчество Пушкина в
музыке русских композиторов», кон-
церты-загадки по произведениям поэ-
та, заключительные концерты участ-
ников пушкинского конкурса. На На-
родной площади состоится три вечера
пушкинских сказок, Посетители парка
примут участие в массфвой литера-
турной игре «Знаете ли вы произве-
дения Пушкина?».

На Массовом поле в шесть часов
вечера — торжественное открытие
праздника. Вечер в Зеленом театре
откроется вступительным словом про-
фессора Гросемана на тему «Великий
усский национальный поэт А. С.

ушкин».

Третьяковская галлерея и Цент-
альный театральный музей имени

ахрушина оборудуют на территории
парка фотовыставки 18 оркестров
духовой музыки будут исполнять
произведения на пушкинские сюже-
TH.

В Зеленом театре парка культуры
и отдыха «Сокольники» состоится
большой литературно-художественный
вечер. В лектории начнется устный
альманах «Нани: Пушкин». Коллекти-
вы художественной самодеятельности
предприятий столицы выступят CO
специальными программами,  посвя-
щенными юбилею. Государственная
библиотека СССР имени В. И. Ленина
откроет в парке книжную выставку.

Большой вечер, посвященный A. C.
Пушкину, состоится в Зеленом TeaT-
ре Измайловского парка имени
	у Сталина.
—_——————
	Новые издания
	*% ГОСЛИТИЗДАТ выпустил В
свет 150-тысячным тиражом однотом-
ник, куда вошли все основные произ-
ведения А. С. Пушкина—стихи, поэ-
мы, сказки, драматические произведе-
ния, критические и публицистические
статьи. Издание иллюстрировано ри”
сунками лучших художников страны.
	%& ТИРАЖОМ в 500 тысяч экзем-
пляров издан OAHOTOMHAK широко
известных советскому читателю про-
изведений поэта. Содержание книги
‚ составляют «Евгений Онегин», «Ру-
`слан и Людмила», «Полтава», «Mea-
ный всадник», «Борис Годунов»,
«Скупой рыцарь», «Капитанская доч-
ка», «Станционный смотритель»,
«Дубровский», сказки и 50 лириче-
ских стихотворений. Однотомник хо-
рошо иллюстрирован.

% ОТДЕЛЬНЫМИ книгами вы”
ли 250-тысячными тиражами художе-
ственные издания «Дубровского»,
«Бориса Годунова», «Позестей Бел-
кина». маленьких трагедий и ДР.
	На Пушкинской площади вечером.
	% 112 раз на 44 языках тиражом
2.134 тысячи выходила повесть «Капи-
танская дочка». Роман в стихах ¢Es-
гений Онегин» издавался 49 раз тич
ражом свыше 2 миллионов экземпля-
ров на одиннадцати языках. Тиражом
более 6 миллионов экземпляров вы-.
пускались 210 раз на 48 языках
сказки Пушкина. Повесть «Дубровз
ский» издавалась 89 раз на 42 языкаху
«Повести Белкина» — 47 раз на
90 языках.
	Останкинский дворец-музей в Пушм

KHACKOM.
	К К 150-летнему юбилею со дня
рождения А. С. Пушкина намечено
выпустить на русском языке 134 из-
дания тиражом в 1Ю миллионов эк-
земпляоов.

и. Айвазовского и И. Репи-
	ПУШКИН У МОРЯ. С картины художников
на «Прощай, свободная стихия».
		ВЕЛИЧАИШАЯ
ГОРДОСТЬ НАША
	Горький о Пушкине

первый поднял звание литератора на
высоту до него недосягаемую: в его
глазах поэт — выразитель всех чувств
и дум народа, он призван понять и
изобразить все явления жизни».

Величайшая заслуга Пушкина в
оценке Горького состояла в том, что
он первый «обратил внимание на’ на-
родное творчество», понял веобходи-
мость обращения писателя к народу,
стремился строить национальную пе-
редовую культуру на народной осну-
ве. Горький подчеркивает, что Пуш-
кина народ «уважал и о силе его
догадывался чутьем», указывает, что
гениальный Пушкин охотно учился у
народа, что его творчество вырастало,
с одной стороны, опираясь на дости-
жения русской литературы ХУШ ве-
ка, а с другой — на народную муд-
рость и опыт.

Горький считал Пушкина основопо-
ложником реализма в русской лите-
ратуре. Оспаривая Достоевского,
утверждавшего, что русский реализм
начат рассказом Гоголя «Шинель»,
Горький писал: «..мы с большим осно-
ванием можем сказать, что реализм в
русской литературе начат Пушкиным,
именно его «Станционным семотрите-
лем» и вообще им». Анализируя реа»
лизм Пушкина, Горький, великий
основоположник  социалистического
реализма, с восхищением писал о зор-
кости Пушкина, его умении быстро
распознать новые нарождающиеся яв-
ления действительности,  почувство-
вать тенденцию исторического развя-
THA.
	«Онегин, как тип, только что РЯ:
	гался в 20-х годах, но поэт тотчас

же усмотрел эту психику, изучил ее,
понял и написал первый русский ре-
алистический роман...». Горький от-
мечает в реализме Пушкина глубо-
кое знание жизни, правдивое воспро-
изведение ее, что делает творения
Пушкина «гениальными иллюстраци-
ями к русской истории», придает им
громадное познавательное значение.
У Пушкина учились Гоголь, Турге-
нев, ‘Гончаров, Толстой. «Он у
нас начало всех начал—в Том числе
и Герцена», — писал Г орький, уста-
навливая историческую связь револю-
пионно-демократической русской ли-
тературы < Пушкиным. Величайшее
достоинство Пушкина-художника ов
видел в простоте, ясности, гармонич-
ности и в то же время необычайно
широком охвате действительности.
Пушкину равно доступны «русская
сказка и «Скупой рыцарь», «Борис
Годунов» и работник Балда-вот как
нужно брать жизнь», — учил Горький,
обращаясь к молодым писателям.
Писатель призывал учиться у
Пушкина, считая его поэзию «здоро-

вой и оздоровляющей» и противопо-

ставляя влияние Пушкина вредному
воздействию декадентской буржуаз-
ной поэзии. «Читайте почаще Пушки-
на. это — основоположник поэзии на-
шей и всем нам навсегда учитель», —
писал Горький.

В том, что творчество Пушкина

могло стать оружием в руках Горь-
кого в его борьбе за новую, социали-

стическую культуру, проявились
` величайшая историческая жизнеспо-

собность русской литературы ХХ ве-
ка, неисчерпаемое идейное богатство

творчества великого основоположника

Александра Пушкина,
С. Терехов,

русской классической литературы —
	 TBOPHECTBO Пушкина, его жизнь
и личность всегда привлекали
внимание А. М. Горького. Им написа-
но много проникновенных слов о ве-
ликом русском поэте.

В 1908—1909 году Горький напи-
сал конспект лекции о Пушкине.
1925 году им готовилось предисловие
к изданию сочинений А. С. Пушкина
на английском языке. Многочислен-
ные замечания о Пушкине разбросаны
в письмах Горького, в его публици-
стических и критических статьях, а
также вложены в уста героев его
художественных произведений.

Советская литература в своем раз-
витии опиралась на революционные й
демократические традиции русской
литературы ХХ века. Поэтому Пуш-
кин для Горького был не только
славным историческим прошлым рус-
ской литературы, но и живым, настоя-
шим оружием в борьбе за новое, со-
циалистическое искусство.

В отношении к Пушкину у Горько-
го прежде всего выступают патриоти-
ческая гордость, радостное изумление
перед богатством духовных сил рус-
ского народа, воплощенных в личности
Пушкина. Горький как бы говорит
нам: смотрите, каким может быть рус-
ский человек, как он широко талант-
лив и многообразен, как неисчернае-
мы его возможности.

«В творчестве Пушкина, — пишет
Горький, — чувствуется нечто вулка-
ническое, чудесное сочетание страет-
ности и мудрости, чарующей любви К
жизни и резкого осуждения ее пош-
лости, его трогательная нежность не

боялась сатирической улыбки, и весь
он — чудо».

«Гигант Пушкин, величайшая гор-
дость наша и самое полное зыраже-
ние духовных сил России...», == Пи-
шет Горький в другой статье.

В «Истории русской литературы»
он рассматривал Пушкина прежде
всего как великого революционного
поэта, поэта-трибуна, вдохновитёля
декабристов, тесно связанного с пе-
редовым политическим движением его
времени. Горькому близок револю-
ционный патриотизм Пушкина, звав-
шего на Подвиг во ИМЯ свободы OT-
чизны и проклинавшего тиранию. Осо-
бенно большое значение Горький при-
давал политической лирике Пушкина,
«Пушкин любил свободу искренно и
жарко, — писал Горький. — то
время не один он ждал, когда же, на-
конец, вспыхнет над родиной заря
«свободы просвещенной», но только
он ожидал ее с тоской и страстью до
него еще никем не испытанными».

Такие стихотворения Пушкина, как
«Кинжал», «Вольность», «Деревня»,
«К Чаадаеву», воспитывали ненависть
к самодержавию, звали на Подвиг во
имя высоких идей освобождения На-
рода. Горлое мужество поэта, его
умение сохранить независимость пе“
ред лицом жестокой власти самодер-
жавия глубоко восхищали Горького.

Он видел в Пушкине  писа-
теля-новатора, строителя великой
русской передовой культуры, писа-
теля, впервые поставившего перед.
литературой общественные и полити*.
ческие проблемы всенародного значе”
HUA.

«Пушкин первый почувствовал, —
писал Горький, — что. литература —
национальное дело первостепенной
важности, что она выше работы в кан-
  целяриях И службы во дворце, он

Имя Пушкина всегда жило, живет
и будет жить в сердцах борцов за
политическую свободу и националь-
ную независимость народов. На поэ-
зии Пушкина воспитывались не толь-
ко представители русской прогрес-.
сивной культуры, но и лучшие дея-
тели литературы и искусства много-
численных народов Советского Сою-
за. Пушкину поклонялся классик ла-
тышсекой литературы, поборник Ha-
циональной независимости  прибал-
тийских народов, Райние. Народный
еврейский писатель Шолом Алейхем
учился у Пушкина русскому языку
и реализму. Грузинские и армянские
шестидесятники восприняли пушкин-
ское свободолюбие. Иван Куратов,
основоположник литературы народа
Коми, познакомился с русской лите-
ратурой по произведениям Пупкина.
Они же были образцом и для вели-
кого украинского поэта Тараса Шев-
ченко.

Во время борьбы с фашизмом для
представителей антифашистской ли-
‘тературы Пушкин был символом ра-
зума, культуры и свободы. Выходив-
шая в Праге антифашистская «Не-
мецкая народная газета» указывала
на заслуги Пушкина перед русским
народом и всем прогрессивным че-
ловечеством: «Пушкин создал поэзию
и облагородил русский язык... В го-
ды безграничного угнетения и позор-
ной эксплоатации русского народа
Пушкин привил ему сознание своего
достоинства и творческих сил: бла-
годаря Пушкину русский народ уз-
нал, как сильно биение его пульса.
Он был одним из борцов за челове-
ческие права...».
	Великий пролетарский художник
А. М. Горький мечтал о том, чтобы
современное человечество пошло бы

за жизнеутверждающим — гением
Пушкина. «Я предпочел бы, — пи-
сал Горький в 1930 году, — чтобы

«культурный мир»  об’единился не
Достоевским, а Пушкиным, ибо ко-
лоссальный и универсальный талант
Пушкина — талант психически здо-
ровый и оздоравливающий».
	Эти надежды Горького сбылись В
наши дни. В борьбе против совре-
менной упадочной реакционной аг-
рессивной культуры светлый гений
Пушкина на стороне передовых сил
мира, борющихся за свободу и сча-
стье народов.
		школа Nz 33d !
	Бенская средняя школа
имени А, С, Пунтгвкина,
	ЭК 106 изданий в честь пушкина
ского юбилея выйдут на языках брата
ских народов тиражом в 1 миллион
300 тысяч экземпляров. На Украине
сочинения великого фусского поэта
будут изданы тиражом в 225 тысяч
экземпляров, в Казахской CCP -—
тиражом в 145 тысяч экземпляров.

Из песен твоих
не забыть ни одной...
	Горишь ты алмазом, цветешь, как рубин,
	Поэзии русской могучий акын,
	Лемчужины песен ты миру создал,

Из черного века твой гений сверкал...
Читают тебя с упоеньем в глазах
_ Башкир и туркмен, белорусс и казах.

Из песен твоих не забыть ни одной.

Ты, Пушкин, народному сердцу родной!

Ты в век наш врываешься музыкой слов,
Сияньем зари, ароматом цветов.

Живем мы все лучше и все веселей,

Греми же, бессмертный, как жизнь, Соловей!
	Детская библиотека имени А. С.

Пушкина в доме № 42 на Нижней
Красносельской улице,

Фото Б. БОРИСОВА

и Н СЕМЕНОВА.