ПОБЕДИТЕЛИ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ИОЧНУРСА СИРИПАЧЕЙ
	Недавно в Праге закончился
Международный конкурсе скрипачей
имени Яна Кубелика. Конкурс принес
блистательную победу советским му-
зыкантам. Из пяти премий че-
тыре получили наши молодые скри-
пачи: Игорь Безродный удостоен
первой премии, Виктор Пикайзен —
второй, Маринэ Яшвили и Михаил
Вайман поделили четвертую и пятую.
	Конкурс в Праге представлял со-
бою ответственное международное
соревнование. Он состоял из трех
туров. В первом туре участвовало
более тридцати скрипачей из двенад-
цати стран мира: Чехословакии,
СССР, США, Англии, Франции, Бол-
гарни, Венгрии, Румынии и пр.
программе были труднейшие CKpH-
пичные произведения Баха, Брамса,
Паганини, Чайковского, Сметаны и
т. п. Из девяти скрипачей, допу-
щенных на второй тур, право участ-
вовать в третьем завоевалн пять му-
зыкантов, из них четверо — совет-
ские. Пятый участник — английский
музыкант Ловедей.
	5 третьем туре участники конкурса
выступали в крупнейшем концертном
зале Праги «Рудольфинум» в сонро-
вождении чехословацкого симфони-
ческого оркестра «Фок». Пикайзен и
Вайман играли концерт для скрипки
с оркестром Чайковского, Безрод-
ный — концерт Брамса, Яшвили —
концерт Глазунова.
	Воспитанник детской музыкальной
школы при Московской консервато-
рии, ученик профессора А. Ямполь-
ского девятнадцатилетний Игорь Без-
родный получил первую премию и
звание лауреата Международного
конкурса имени Яна Кубелика. Глу-
бина исполнения, блестящая техника,
темперамент — вот отличительное
свойство игры молодого музыканта.

Вторую премию получил самый
молодой участник конкурса, воспи-
танник музыкальной школы-десяти-
летки при Государственном музы-
кальном институте имени Гнесиных
— шестнадцатилетний Виктор Пикай-
зен. Юный музыкант обладает по-
истине виртуозной техникой, позво-
ляющей ему играть с блеском труд-
нейшие скрипичные произведения.
	Семнадцатилетняя Маринэ Яшвили
— воспитанница Тбилисской консер-
ватории; Михаил Вайман учится в
Ленинградской консерватории. Побе-
дители международного конкурса на-
ходятся сейчас в Москве.
	СПЕКТАКЛЬ «ДАЗНИВИ» ВБ TEAL
А. ИГНАТЬЕВ, Басов — Л. ГАЛЛИС,
Е КОНОНЕНКО.
	и другие пути русской интеллиген-
ции, идущей к пролетариату, к уча-
стию в его борьбе и постепенно осво-
бождающейся от мелкобуржуазных
иллюзий, от пут консерватизма, за-
стоя, идейной и моральной ограничен-
ности мещанства. Один из таких пу-
тей — путь Рарвары Михайловны
Басовой, которая после мучительных
колебаний все же порывает с миром
«дачников». Открыто и смело вос-
стают против этого обывательского,
затхлого мирка юноша/Влас и полю-
бившая его Мария Львовна. Именно
им отдал Горький все свои симпатии,
как прообразам тех русских интелли-
гентов, которые найдут подлинный
смысл жизни в борьбе за ее обновле-
ние, в единении с народом, от кото-
рого оторвались «дачники».
Интересно вспомнить историю пер-
вых представлений пьесы. На премье-
ре в театре Комиссаржевской востор-
женные овации сливались со свистом
и улюлюканием. / Рецензент «С.-Пе-
тербургских ведомостей» прямо гово-
рил о расколе публики на два враж-
дебных лагеря. Столь же резко рас-
кололась и критика в своем отноше-
нии к пьесе. Все это говорило о том,
что острейший вопрос о судьбах рус-
ской интеллигенции, о ее путях и за-
дачах Горький ставил с беспощад-
ной, жестокой правдивостью, с чисто
горьковской партийной полемической
заостренностью, отличавшей все его
произведения. Вот почему для театра
так важно верно прочесть пьесу, не
допустить иного, не  горьковского
толкования образов. Надо понять, что
Варвара Михайловна с ее тоской по
настоящей, чистой и справедливой
жизни — это совсем не чеховский
персонаж, хотя и напоминает OHA
Машу из «Трех сестер», а дядя Сус-
лова, миллиопщик и фабрикант, слу-
чайный гость в мире «дачников» —
не купчина Островского, не Ахов и
лаже ие Флор Федулыч Прибытков.
В театре имени Ермоловой это отлич-
но поняли, и спектакль (постановка
А. Лобанова, художник Б. Волков)
	ПОЛУФИНАЛЫ
ХУП ШАХМАТНОГО
ЧЕМПИОНАТА СССР
				ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДА
В ПРАГЕ ЧЕХОСЛОВАЦИИМ
ПРЕДАТЕЛЯМ
	ПРАГА, 190. (ТАСС). Как сообщает
Чехословацкое телеграфное агентст-
во, государственный суд в Праге вы-
нес приговор по делу 15 членов груп-
пы заговорщиков, обвиняемых в под-
готовке государственного переворота
против республики и в связях с быв-
шим английским вице-консулом в Пра-
ге капитаном Уилдешом.

Все обвиняемые были признаны ви-
новными в государственной измене и
болешинство еше в ипионаже:

М. Эбавы, Б. Губалек, В. Сок, К.
Сабела и И. Гониц приговорены к
смертной казни. Ю Вовес, В. Шимак,
Ф. Репа, В. Струска, Я. Сейферт, Я.
Краткий, Ф. Шлайс и А. Винш пои-
говорены к пожизненному заключе-
нию, Ф. Оуржада и С. Кернер приго-
ворены к 25 годам каторжных работ.

В официаленом сообщении говорит-
ся. что эти 15 человек представляли
собой руковолящую группу врагов
народно-демократической республики.
Они составили н деятельно подготов-
ляли план государетвенного перево-
рота, имеющего целью свержение на-
родно-демскратического строя, уста-
новление всенной диктатуры, уничто-
жение достижений народно-демокра-
тического режима и реставрацию ка-
питализма в Чехословакии.

В сообщении указывается — далее,
что «в процессе подготовки путча об-
виняемый М. Эбавы установил в мар-
те 1949 года связь с высланным из
Чехословакии бывшим английским ви-
це-консулом в Праге капитаном Уил-
дешом, по инициативе которого прои-
зошло об’единение подрывных групп,
Эбавы передавал Уилденту секретные
	сведения, полученные HM OT своих
единомышленников».

Отовсюду
	\Ж БУДАПЕШТСКАЯ газета «Са+
бад неп» отмечает сегодня 12-ю го-
довщину со дня гибели венгерского
писателя и борца за свободу Мате
Залка. Мате Залка, пишет газета,
был коммунистом, преисполненным
пламенной любви к трудовому на-
роду и свободе. Для всех нас жизнь
Мате Залка является бессмертным
примером.

\ В БУХАРЕСТЕ состоялось за-
седание румынского комитета в 3а-
щиту мира. На заседании были из-
браны исполнительное бюро и редак-
ционная группа, которая примет уча-
	стие в редактировании бюллетеня,
издаваемого постоянным комитетом
Всемирного конгресса сторонников
	мира. Председателем исполнительно-
го бюро избран Михаил Садовяну.
	Дневник фенолога
	Середина
лета
	Если судить по годовому ходу
среднемесячных температур воздуха,
то середина лета в Москве прихо-
дится на июль. В этом самом теплом
месяце года наиболее высокой тем-
пературой отличается вторая декада.

Однако, судя по этому метеороло-
гическому признаку, середина лета в
отдельные годы может приходиться
и на другие месяцы. Хотя по много-
летним наблюдениям наиболее теп-
лым месяцем чаще всего бывал в
Москве действительно июль, но в не-
которые годы им оказывался июнь, а
иногда и август. Еше более неустой-
чива в отдельные годы самая теплая
декада. Ею может быть последняя
декада мая или даже конец августа.

По другим признакам середина ле-
та наступает раньше. Так, напримеэ,
если считать ею самые длинные дни,
когда до нас доходит наибольшее
количество тепла и света от солнца,
то оно наступает у нас в северном
полушарии земли в конце июня.

В июне же в Подмосковье (да и во-
обще в центральной полосе европей-
ской части СССР) зацветает накболь-
шее число растений. Судя по поелед-
нему фенологическому признаку, сей-
час в Подмосковье уже середина ле-
та. Цветут на полях озимая рожь, на
лугах — ценные злаки  сенокосных
угодий—мятлик, ежа и овсянина, хо-
рошие медоносы—лонник и коросгав-
НИК.
	В. Лолгошов.
	Ди Витторио о
		РИМ, 10. (ТАСС). Газета «Унита»
	опубликовала статью генерального
секретаря Всеобщей — итальянской
конфедерации труда (ВИКТ) Ди
	Витторио. Ди Витторио называет не-
давний откол республиканцев и ча-
сти сарагатовцев от ВИКТ, а также
создание ими «Итальянской федера-
ции труда» по приказу Антонинви,
Дубинского и государственного де-
партамента США постыдным  преда-
тельством. «Уход Канини и Парри
из ВИКТ и их самоназначение на
пост руководителей мертворожденно-
го детища, — говорится в статье, —
не уменьшают ни на иоту силу, пре-
	стиж и единство ВИКГ, которая
лишь освободилась от бесполезного
бремени.
	Всем известно, что республикан-
ское и сарагатовское течения в
ВИКТ об’единяли не более 4 про-
центов членов конфедерации. По-
скольку подавляющее большинство
сторонников этих двух течений осу-
дило раскол и осталось в рядах
ВИКТ, ясно, что Канини и Парри
стали попросту очередными генера-
лами без армии. Их поддерживает
жалкая группа интриганов, заранее
осужденных на полное бездействие.
	раскольниках
профдвижении
	Влияние маршаллизированных ли-
деров, и без того ничтожное, еще
более сократится и сведется к ну-
лю в результате их последнего рас-
кольннческого маневра. ВИКТ была
й остается великой единой организа-
пией трудящихся.

По приказу Антонини и Дубинско-
го (т. е. государственного департа-
мента США) «Итальянская федера-
ция труда» создана исключительно
для борьбы с коммунистами... Соз-
давать организацию, направленную
против коммунистов, значит созда-
вать орудие борьбы против трудя-
щихся, во всяком случае против
большей части трудящихся. Другими
словами, пытаться разделить трудя-
щихся и посеять рознь в их рядах.
Именно такой всегда была и остает-
ся основная цель предпринимателей
и реакщии».

«Столь же бесполезно опровергать
лицемерные претензии вожаков HO-
вой «Итальянской федерации Tpy-
да», утверждающих, что их профсо-
юзная организация якобы независима
от партий. Всем известно, что эти
вожаки состоят на службе партий,
которые могут быть названы He
столько итальянскими, сколько ино-
странными партиями».
	Вчера на московском полуфинале
доигрывались неоконченные партии.
Поляк одержал победы над Камы-
шовым и Хавиным и проиграл Гольд-
бергу. Второе поражение Камышову
нанес вчера Фридштейн. Пропущен-
ная партия из третьего тура Абра-
мов—Люблинский быстро  закончи-
лась вничью. - Партия Кан-—Батуев
вновь отложена.
	Таким образом после десяти туров
впереди Люблинский, имеющий 6%
очков из 9 возможных и одну отло-
женную партию, у Алаторцева 6 оч-
ков из 7 и две отложенных партии,
у Кана — 6 очков из 8 и две не:
оконченных партии. Далее следуют
Моисеев и Гольдберг, имеющие по
	5% очков из 9, Аронин — 51/5 из
10, Поляк и А — no 5 #3
10.

В ВИЛЬНЮСЕ
	ВИЛЬНЮС, 9. (По телеграфу. Наш
корр.). Тринадцатый тур вильнюсско-
го полуфинала был «сенсационным»
по своим результатам. Микенас в ни-
чейной позиции «зевнул» мат в олин
ход и проиграл Кириллову. Фурман
попал под сильную атаку и проиграл
Дуз-Хотимирскому. Чеховер в острой
схватке с Бывшевым потерпел пора-
жение. Копаев выиграл у Подольно-
го. Бурно финиширует Симагин, до-
бившийся победы над Вистанецкисом.
Аратовский выиграл у Арулайлда.
Партия Ратнер—Бастриков закончи-
лась вничью. Остальные отложены.
У Сокольского преимущество против
Ровнера.
	В день доигрывания Симагин вы-
	играл у Копаева, Фурман — у Ви-
станецкиса, Сокольский — у Ровне-
	ра. Партии Банник—Микенас, Ват-
ников—Банник и Симагин—Бастри-
КОВ НИЧЬИ.

После тринадцати туров впереди
Банник и Микенас — по 9 очков,
Сокольский — 8% очков, Фурман и
Бастриков — по 8 очков, Чеховер —
71 /› очков, Симагин — 7 очков.
			БОЕНРЫЙ ПРЕСТУРНИН ТАННЕР ПРОБРАЛСЯ НА ПОСТ
ПРЕЛСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ПРАЗЛЕНИЯ КООПЕРАТИВА «ЭЛАНТО»
	ХЕЛЬСИНКИ, 19. (ТАСС). Вчера
состоялось заседание совета правле-
ния кобператива «Эланто». На этом
заседании военный преступник Тан-
нер, недавно помилованный президен-
TOM республики, был «избран», по
предложению сощиал-демократов,
председателем совета правления.

При голосовании Таннер был «из-
бран» 5 голосами против 4, причем
член шведской народной нартии Моо-
ден воздержался от голосования. За
Таннера голосовали три социал-демо-
крата,‚ член коалиционной партии
	KK экономическому
	НЬЮ-ИОРК, 10. (ТАСС). В связи
со все нарастающими признаками эко-
номического кризиса в газетах все
чаще мелькают ссылки на экономиче-
ские индексы, т. е. показатели актив-
ности в той или иной области эко-
номики. Среди индексов, показываю-
щих состояние фондового и товарного
рынков, немалой известностью пользу-
ются индексы Доу-Джонса — изда-
тельской компании, обслуживающей
финансовой информацией американ-
	Ялас и прогрессист Рюдман. Мооден,
воздержавшийся от голосования, на-
звал голосование незаконным и про-
тиворечащим уставу.

Газета ‹Тюэкансан саномат», KOM-
ментируя избрание Таннера на пост
председателя совета правления коо-
ператива «Эланто», подчеркивает, что
этот факт служит новым доказатель-
ством реакционных стремлений со-
циал-демократической верхушки, го-
товой в любое время поддерживать
контакт с правобуржуазными круга-
ры Финляндии.
	положению СИШТА
	ский «деловой мир». Кстати сказать,
эта же компания издает ультраконсер-
вативную газету «Уолл-стрит джор-
нэл», отражающую взгляды верху-
шечных слоев американского капита-
ла Индекс, называемый «Средняя
Доу-Джонса», отражает состояние
курсов акций. Для исчисления этого
индекса используются текущие курсы
(цены) на акции 65 основных компа-
	ний из различных областей экономики,
в том числе 30 промышленных, 20 же-
лезнодорожных и 15 — в области
коммунального обслуживания. Среди
этих корпораций и компаний: «Юнай-
тед стэйте стил», «Стандард ойл оф
Нью-Джерси», «Дженерал моторс»,
«Дюпон», «Дженерал электрик», «Гу-
дир тайр энд раббер», «Интернейшнл
харвестер», «Бетлихем стил», «Пен-
сильвания рейлроуд», «Нью-Йорк сен-
трал рейлроуд», «Америкэн гэз энд
электрик», «Америкэн Телеграф энд
Телефон», «Коммонуэле Эдисон»
ит. д. Прежде этот индекс представ-
лял собой среднюю цену акций, но в
связи с тем, что многие компании ук-
рупнили или раздробили свои акции,
в исчисление индекса были введены
условные поправочные коэфициенты,
и теперь индекс имеет чисто сравни-
тельное значение, отражая состояние
рынка капиталов в отраслях хозяйст-
ва, охватываемых индексом. Индекс
исчисляется как по группам, так и
для всех корпораций в целом.
	  Второй индекс Доу-Джонса — то-
варный — отражает состояние рынка
основных товаров первой необходимо-
сти. Этот индекс представляет собой
сравнение с ценами 1924—1926 гг.
  средней условной цены следующих
товаров: пшеница, кукуруза, овес,
Pork, хлопок, кофе, сахар, необрабо-
танные кожи, какао, каучук и шелк.
Этот индекс считается барометром то-
варного рынка.
6 июня оба индекса упали до само-
‘ro низкого уровня за последние два
  roma.
	страшен в своем примирении с погло-
тившим его болотом.

Страшен и Суслов в своей живот-
ной обнаженности. «Я — обыватель—
и больше ничего-с! — цинично про-
возглашает он. — Bot мой план
жизни. ‘Мне нравится ‘быть обывате-
лем». В. Лекарев, на наш взгляд, со-
вершенно правильно понял и подчерк-
нул это звериное обывательское бес-
стыдетво. Когда в третьем акте
пьяный Суслов ползет на четверень-
ках, оно приобретает почти закончен-
ное пластическое выражение, и унич-
тожающий сарказм Горького cTaHo-
вится как бы еше более гневным й
беспощадным.

Этот сарказм исчезает, уступает ме-
сто симпатии, сочувствию, когда B
общий драматический строй пьесы
вступает образ Варвары Михайловны.
Она — чужая в мире «дачников», и
артистка М. Волкова очень тонко
оттеняет ее одиночество, ее жадное
стремление найти здесь живую чело-
веческую душу. Когда-то она пове-
рила Рюмину, потом потянулась к
Шалимову и оба раза испытала гор-
чайшее разочарование. Она видит
пошлость и духовную нишету своего
мужа, видит бессмысленность и пу-
стоту существования «дачников»:
<«..Мне кажется, что скоро, завтра
придут какие-то другие, сильные,
смелые люди и сметут нас с земли,
как сор...». Но сил порвать с этим ми-
ром, вырваться из болота у нее нет.
Все же она в конце концов находит
и силы и мужество, порывая и с му-
жем  и с окружающим их человече-
ским шлаком. и понимаешь тогда, что
это вовсе не чеховская, а именно
горьковская героиня. Такой ее и рас-
крывает актриса.

И уже совсем горьковская — Ма-
	рия Львовна в исполнении Э. Кирил-
ловой, Это один из самых ярких и,
конечно, самый обаятельный образ в
спектакле, окрыленный верой в буду-
щее, любовью к народу, стремлением
отлать все силы народному лелу. Р
тексте роли есть местами чисто пуб-
лицистическая  заостренность, есть
реплики, звучащие, как призыв,
как голос с трибуны. — Актри-
са произносит их с трогательной
	Лауреаты международного конкурса скрипачей в Праге МИХАИЛ ВАЙ-
МАН, ИГОРЬ БЕЗРОДНЫЙ, МАРИНЭ яшвили и ВИЕТОР ПИКАЙ-
				КНИГИ О ПРИРОДЕ

НАШЕЙ СТРАНЫ
	Московское общество испытателей
природы в течение последних двух
лет выпустило в серии «Среди при-
роды» ряд хороших книг, расечитан-
ных на широкие круги читателей, ин-
тересующихся вопросами естество-
знания и особенно биологии. Недав-
но вышло пять новых книг: проф.
Н. А. Бобринского—«Животный мир и
природа СССР» (215 стр.), проф.
С. С. Турова — «Перелеты птиц»
(132 стр.), проф. Ю. М. Ралль — «В
мире песков» (105 стр.), акад. А. П.
Павлова — «Вулканы, землетрясения,
моря и реки» (215 стр.), проф. Г. В.
Никольского — «Река Амур и ее
рыбы» (96 стр.). Первые четыре кни-
ги изданы тиражом в 20 тысяч эк-
земпляров каждая, пятая — в 7.000.
	Проф. Н. А. Бобринский написал
книгу для чтения по географии жи-
вотных нашей страны. В серии по-
следовательных очерков автор дает
яркие картины животного мира оке-
анических берегов, тундры, тайги,
Дальнего Востока, средней полосы,
стелей,  лесостепей, — полупустынь,
пустынь. Отдельные главы посвяще-
ны животному миру Крыма, Кавказа
и Средней Азии. Книга является
ценным пособием для учащихся, пре-
подавателей и для самообразования,
	Ю. М. Ралль рассказывает о свое-
образной, увлекательной, полной при-
ключений работе зоологов в песках
юго-востока нашей обширной стра-
ны, где бродят стада удивительной

горбоносой антилопы — сайги, где
обитает множество интересных зверь-
ков, в том числе грызунов — пере-

носчиков опасных болезней. Песча-
ные «пустыни» изменяются на наших
глазах и начинают впервые в исто-
рии служить социалистическому хо-
зяйству. Создание грандиозных лес-
ных полос, развитие земледелия и
скотоводства, уничтожение вредных
грызунов — все эти задачи успешно
разрешаются советскими учеными,
вдохновленными большевистской пар-
тией. Книга проф. Ралль умело ил-
люстрирована. К сожалению, она на-
печатана на плохой, серой бумаге.
	Книга проф. С. С. Турова «Пере-
леты птиц» выходит уже вторым
изданием. Она освещает один из наи-
более сложных и интересных вопро-
сов науки — о жизни пернатых. Из-
	дана книга на прекрасной бумаге, с
хорошими рисунками. Недостатки ее
заключаются в том, что в ней нет
специальной главы и вообще мало
материала о перелетах охотничье-
промысловых птиц с приведением
данных о наиболее важных и распро-
страненных видах, которыми особен-
но интересуются — многочисленные
промысловики и спортсмены нашей
страны.

Книга акад. А. П. Павлова «Вул-
каны, землетрясения, моря и реки»
представляет собой первый том со-
брания сочинений покойного выдаю-
щегося ученого-геолога. Она содер-
жит научно-популярные статьи авто-
ра, являвшегося не только класси-
ком естествознания, но и большим
мастером слова,

Написанная глубоким  специали-
стом, одним из творцов геологиче-
ской науки, книга насыщена интерес-
ным содержанием. Она представляет
как бы общее введение в науку о
Земле и происходящих на ней явле-
ниях. Рассчитана книга на широкие
круги читателей со средним образо-
ванием. Особенно велика ценность
книги для учащихся старших клас-
сов и преподавателей естествозна-
HHA.

Издана книга очень хорошо, с
цветными рисунками, однако качест-
во текстовых иллюстраций невысо-
кое.

Несколько особняком среди рас-
смотренных книг стоит работа проф.
Г. В. Никольского «Река Амур и ее
рыбы». Написанная крупным спе-
циалистом, книга рассчитана на
сравнительно узкий круг  чита-
телей и при наличии  несомнен-
ных достоинств представляет собой
скорее учебное краеведческое посо-
бие, нежели научно-популярное про-
изведение.

Выпуская научно-популярные кни-
ги, старейшее в союзе научное об-
щество осуществляет большое и по-
лезное дело. Тем самым оно способ-
ствует повышению культурного уров-
ня советской интеллигенции, распро-
странению естественно-научных зна-
ний и материалистического мировоз-
зрения, прививает читателям любовь
к родной природе и интерес к ее
изучению.

Ю. Миленушкин.
		МОЛОТОВ, 10. (ТАСС). Колхозни-
ца тов. Жданова из Редикорского
сельсовета, Чердынского района, ©б-
наружила на поле клад — 160 се-
ребряных монет. Есть предлоложе-
ние, что монеты относятся к Саса-
нидской династии, царствовавшей в
Иране в Ш—УИП веках,

Находка передана в Чердынский
краеведческий музей.
	В ТЕАТРЕ ИМЕНИ ЕРМОЛОВОЙ. Сневна из четвертого действия: Влас — артист
		KOBA,
	доносит до зрителя самое главное —
горьковскую природу сценических
образов, острую  полемичность их,
окрашивающий их горьковский сар-
казм, негодование, гнев.

Что самое характерное в портрете
писателя Шалимова, что больше все-
го возмущает в нем Горького? Откро-
венное ренегатство Шалимова, его
потаенное наслаждение своим сытым
благополучием. Разве только перед
Еарварой Михайловной он еще актер-
ствует, пытаясь вспомнить прежнюю
роль человека дерзающего, но самому
себе и близкому другу свсему, Ба-
сову, откровенно готов признаться в
том, что он — обыватель: «Я устал
быть серьезным... я не хочу филосо-
фии — сыт. Дайте мне пожить расти-
тельной жизнью». Вот это основное
в Шалимове — плоды его либераль-
ного ренегатства — артист Ф. Корча-
гин передает превосходно. Перед на-
ми — поживший, немолодой человек,
но явно молодящийся и даже фато-
ватый. Вид усталый и равнодушный;
лишь в присутствии интересной жен-
щины равнодушие сменяется позой
разочарованного или попросту нагло-
ватого соблазнителя. Артист очень
тонко раскрывает внутреннюю пусто-
	ту и ничтожество Шалимова. «Чего
он хочет? — спрашивает Мария
Львовна. — чего ищет? Где его нена-
	висть? Его любовь? Его правда? Кто
он: друг мой? враг? Я этого не пони-
маю». Но мы отлично понимаем, видя
Шалимова-Корчагина, что нет у
него ни любви, ни ненависти, что ни-
чего он не хочет и не ищет, кроме
«жизни с удобствами». Даже свою
писательскую миссию он расценивает
чрезвычайно просто, в чисто гастро-
номическом духе: «Надо кушать, зна-
чит надо писать»,

В интимных беседах Шалимова- с
Басовым, в которых оба приятеля, не
стесняясь, оголяются друг перед дру-
гом, Корчагин нахолит достойного
партнера в лине Л. Галлиса, также
очень верно почувствовавшего  горь-
ковскую природу образа. Басов —
преуспевающий адвокат, благодуш-
ный, благожелательный  эпикуреен.
Именно — благожелательный. «К
жизни надо относиться, господа,
	НИКОЛАЕВА; сидит Валерия —
Фото К ВПОВИНОЯ,
	жески, — говорит он, — доверчи-
во... благожелательно». Это’ и под-
черкивает артист всем своим вилом,
каждой своей интонацией — пош-
ленькую философию сытости, само-
довольства, либеральной всеядности.
Мы видим как бы отчетливое зри-
тельное выражение щедринского ли-
берала, который сначала орудовал «по
возможности», потом согласился на
«хоть что-нибудь», а затем дошел и
до «применительно к подлости». . В
спектакле, правда, раскрывается
лишь первый этап такой эволюции
буржуазного либерализма, но в 0с-
тальных этапах, видя и слыша Васо-
ва-Галлиса, нисколько не COMHe-
ваешься. Это прообраз будущего вра-
Ta, и жестокого врага всего перело-
вого и прогрессивного.
	И Рюмин, и Дудаков, и Суслов —
тоже ренегаты. Каждый из них отдал
в свое время дань «благородным меч-
таниям» и каждый барахтается сейчас
в мещанском болоте. Образы эти ре-
шены в спектакле в общем верно, по-
горьковски, но с разной силой нюан-
сировки. Отлично играющий Н. Ши-
пов, нам кажется, все же несколько
упрощает Рюмина. Рюмин — позер,
конечно, но очень искренний в своей
позе, в своем стремлении «украшать
жизнь», видеть ее в розовом свете.
Артист же сразу, с первых же инто-
наций, начинает «разоблачать» своего
героя так, что от красивой позы чи-
	чего не остается, — только  непри-
глядное зрелище оголенной,  дрян-
ненькой душюнки.

Доктор Дудаков в исполнении
	С. Гушанского даже более ничтожен
и жалок, чем в пьесе. В материале
роли есть комедийный оттенок: Ду-
даков рассеян, смешно путается, го-
ворит невпопад, сует по забывчивости
в карман чайные ложки. У актера
есть, таким образом, опасность утра-
тить чувство меры, соблазниться ко-
мическим нажимом, шаржем. Гушан-
ский не делает этой ошибки, по-сво-
ему расцвечивая образ. То, что Дуда-
ков У него заикается, сообщает обра-
зу оттенок какой-то почти трагиче-
ской беспомощности, бессилия, ник-
чемности. Он совсем не смешон, он
	простотой и естественностью и вме-
сте с тем с большой патетической си-
лой. Так и все в этом образе пленяет
сочетанием трогательной привлека-
тельности и внутренней силы, про-
зрачной чистоты чувств и подлинного
душевного благородства.
	Цельность и выразительность ак-
терского рисунка отличают вообще
каждый образ в спектакле. Черты ти-
пичных горьковских бунгарей обнару-
живает в себе смелый, порывистый
юноша Влас в исполнении А. Игнать-
ева — образ, выписанный актером
тщательно и любовно. Сочно, смело,
по-горьковски написан и сценический
портрет Юлии Филипповны, жены
Суслова, морально — исковерканной
жертвы обывательского болота: ее
просто трудно представить себе иной,
чем показала нам артистка О. Нико-
лаева. Запомнятся в спектакле и пре-
успевающий рвач Замыслов (И. Бес-
палов), и растерянная неудачница Ду-
дакова (В. Полонская), и траРикоми-
ческая Калерия, ищущая спасения от
окружающей пошлости в декадент-
ских стихах (Е. Кононенко). Ивтерес-
ный пд замыслу и мягкий по рисунку
образ создал И. Прокофьев в роли
дяди Суслова со смешной фамилией
Двоеточие. У некоторых горьковских
купцов есть свои, присущие им чер-
ты — широта русской натуры, жаж-
ла дела и, пожалуй, разочарованность
в том, что делал всю жизнь, Имен-
но это почувствовал и раскрыл В
своем герое И. Прокофьев.
	Ермоловцы показали превосходный
спектакль. По глубине понимания
горьковских характеров и по красоч-
ности их сценического воплощения
его можно поставить рядом с лучши-
ми горьковскими спектаклями Худо-
жественного и Малого театров. В нем
есть и страстность, и гнев, и сила, и
та боевая партийная направленность,
какая пронизывает все творчестве
великого русского писателя.
	Ал. Абрамов.
	 ОРЬКОВСКИЯ СПЕКТАХЛ
			ОЛЬШАЯ, с комфортом  обстав-

ленная комната на богатой даче.
За окнами — терраса; возле нее,
должно быть, шумят на ветру березы
и ели. Густые сумерки летнего вече-
ра, в которых смутно различаешь фи-
гуры мужчины и женщины. Женщина
бесшумно проходит по комнате, она
в длинном платье с затянутой талией
и в прическе, каких не носят уже
полстолетия. Мужчина, сытый, до-
родный, с холеными усами, лениво
оборачивается. Слышится разговор —
скучный, пустой, томительный, как
томительна вся эта картина BOSHHK-
шей из прошлого и давно позабытой
жизни: «Это кто?» «Я». «Ты взял
свечу?» «Нет». «Влас приехал?». «Не
знаю». Словно что-то чеховское во3-
никает в атмосфере этой большой
скучной комнаты, в тихих, глухова-
тых репликах этих далеких друг дру-
ту людей. Так и кажется, что Услы-
шишь сейчас со сцены нотки знако-
мой чеховской иронии, полной грусти
и горечи...
	Но иронии не слышишь. Со сцен»
звучит сарказм, гневный, суровый,
обличительный горьковский сарказм.
Это Горький рассказывает с ПОЛ-
мостков ‘театра имени  Ермоло-
вой свою сценическую повесть 0
«лишних людях», о «дачниках», засо-
ряющих землю, как ненужный,  М@-
шающий человеку хлам. Однако с9-
всем неслучайно возникают перед
нами хотя бы внешне похожие Ha Te
ховских интеллигентов образы героев
	пьесы. Горький обращается К НИМ
сознательно, пытаясь политически,
марксистски осмыслить роль бур:

в ма Ал
	жуазной интеллигенции накануне ре
волюции 1905 года, раскрыть те про-
пессы, какие произошли в ее co3Ha-
нии и впоследствии получили CBOE
выражение в знаменитом сборнике
«Вехи», охарактеризозанном Лениным
как «энциклопедия либерального ре”
негатства»х.
	«Дачники» — это рассказ о таком
ренегатстве Чеховские мечтатели,
	«ДАЧНИКИ» В ТЕАТРЕ
ИМЕНИ ЕРМОЛОВОЙ
<>
	полные благородных порывов И вдоА-
новенных стремлений к какой-то не-
осознанной и не вполне понятной им.
«правде» и «справедливости», пред-
стают перед нами, когда эти мечта-
ния и стремления остались далеко
позади, а впереди нет ничего, кроме
сытого и гнетущего благополучия.
Писатель Шалимов, зажигавший ког-
да-то сердца молодежи, человек с
«буйными волосами» и «вдохновенны-
ми глазами», облысел и физически и
морально. Он исписался, потерял чи-
тателей: «Не нужен я им... как Ла-
тинский язык... стар для HUX.. И
все мои мысли — стары». Адвокат
Басов, тоже «мечтатель» в прошлом,
превратился в откровенного пошля-
ка. «Свободомыслящий» интеллигент
Рюмин хочет спрятаться от жизни,
проповедует «возвышающий обман»,
а когда этот обман разоблачен, как
приукрашивание его пошленькой, ни-
кому не нужной жизни, ищет спасе-
ния в неудавшемся самоубийстве. И
Калерия, сестра Басова, ищет спасе-
ния в бегстве от действительности и
терпит крах, как и Рюмин. А доктор
Дудаков давно уже сознает этот
крах, и ничего у него не осталось от
«мечтаний», кроме горькой тоски. Все
они маскируются, актерствуют, при’
крывая свое духовное ренегатство.
«Обманывают друг дружку, —- гово-
рит о них сторож Пустобайка. —
Один представляется — я, дескать,
честный, другой — ая умный, илн
там — я-ле несчаствый..». Только
инженер Суслов не прелставляется,
со злобой защищая свое право быть
обывателем.

Но Горький отнюдь не отождеств:
ляет всю интеллигенцию его времени
с миром «дачников», погрязтих в бур-
жуазно-мещанском болоте. Он видит
	ль Ogg нии Нь ль ct aN OIG
Ответственный редактой