САМОЗАТАЧИВАЮЩИЕСЯ
ИНСТРУМЕНТЫ
	Удачные опыты
	по бокам твердые слои. Проработав
полностью ‘свою норму времени —
280 часов, штрипсовая пила изнаши-
валась равномерно, не теряя высту-
пов по краям.
	Работники Всесоюзного инструмен-
тального института Е. Я. Улицкий
и Ю. К. Кузьминых нанесли слой
твердого сплава на лезвия круглых
ножей для вырубки кожи. Было ‹о-
здано лезвие из мягкого и твердого
слоя, которое, по мысли изобретате-
ля Игнатьева, должно  самозатачи-
ваться во время работы. Свыше двух
десятков лет назад изобретатель до-
казал, что у таких лезвий ‘мягкий
слой в работе снашивается легче,
чем твердый. Таким образом послед-
ний все время обнажается. Ножи
для вырубки кожи еще раз блестя-
ще подтвердили возможность само-
затачивания. В процессе своей ра-
боты инструменты долгое время со-
храняли первоначальный угол реза-
НИЯ.
	Был произведен даже такой любо-
пытный опыт. Один из ножей слегка
затупили на камне и вновь поставили
на станок. После нескольких часов
работы инструмент сам заострился.
	Удачные опыты с культиваторны-
ми лапами, штрипсовыми пилами и
ножами для кожи заслуживают са-
мого серьезного внимания. Дальней-
шее экспериментирование откроет
пути широкого использования в на-
родном хозяйстве не только назван-
ных инструментов, но и многих дру-
гих, которые должны быть созданы.
Широкое применение ‚самозатачиваю-
щихся инструментов принесет огром-
ные выгоды нашему народному хо-
зяйству.
	В. Апресян.
	За последнее время в инженерно-
технических и научных кругах сто-
лицы повысился интерес к наследст-
ву изобретателя самозатачивающихся
инструментов А. М. Игнатьева. Как
сообщалось в нашей газете, опыты
по созданию инструментов системы
Игнатьева в лаборатории его имени
прекратились еще до войны. Однако
отдельные энтузиасты и группы на-
учных работников, инженеров и тех-
ников проводят сейчас интересные
эксперименты, создают новые виды
незатупляющихся инструментов.

Работники Станкоинструментально-
го института имени Сталина профес-
сор В. С. Владиславлев, доцент
Н. П. Аристов, кандидат техниче-
ских наук Л. А. Анагорекий и ин-
женер Л. С. Фуфаев изготовили но-
жи для культиваторов. Они были
испытаны в колхозе «Ленинский
путь», Новокубанского района, Кра-
снодарского края, осенью прошло-
го года. Перед нами — акт, под-
писанный старшим агрономом Ново-
кубанской МТС Мироничевым, пред-
седателем колхоза «Ленинский путь»
Бредихиным, бригадирами Руденко
и Худенко и представителем Всесо-
юзного института сельскохозяйствен-
ного машиностроения инженером Ша-
фаряном. Они пишут, что двенадцать
экспериментальных  культиваторных
лап, наплавленных тонким слоем
твердого сплава, прокультивировали
180 гектаров земли и все время са-
мозатачивались. Они проработали в
три раза больше, чем обычные сталь-
ные лапы, и не затупились. _
	Та же группа специалистов изго-
товила штрипсовые пилы для распи-
ловки мрамора. Этот инструмент
трехслойный — в середине мягкий, а
	Бригады ткацкого цеха № 3 комбината «Браеная Роза» вкл
лись в социалистическое соревнование за культуру на производ
НА СНИМКЕ: помошник мастера 32-й бригалы АНАТОЛИЙ ТУГИН,
		ним из первых подхвативший почин
			ПЕРВЫЕ
УСПЕХИ
	На фабрике «Освобожденный труд»
проходил очередной «день мастера».
Когда занятия окончились, слово по-
просил главный инженер предприятия
И. Львович. Он подробно рассказал
собравшимся о значении почина Вла-
димира Ворошина и привел факты,
характеризующие состояние культуры
производства на предприятии. Глав-
ный инженер подчеркнул, например,
что в ткацком цехе уже достигнуто в
этом отношении заметное улучшение:
возле станков стало гораздо чище,
многие помощники мастера навели по-
рядок в своем инструментальном хо-
зяйстве. Однако эти улучшения на-
блюдались не везде. В прядильном
и отделочном цехах пряжа иногда
хранилась небрежно, отчего увеличи-
валось количество отходов и загряз-
нялось сырье.

— Мы должны, — закончил свое
выступление тов. Львович, — начать
решительную борьбу за наведение
безукоризненного ‘° порядка во всех
звеньях производства.

Вслед за ним слово попросили по-
мощники мастера Ф. Никифоров и
П. Сергеев. Они горячо поддержа-
ли главного инженера и предложили
начать социалистическое соревнование
за культуру на производстве. Тут же,
на собрании, помощники мастера взя-
ли обязательства по наведению по-
рядка возле рабочих мест. Выступив-
ний затем начальник ремонтно-меха-
нического отдела К. Новожилов обе-
щал оказывать бригадирам система-
тическую помощь в ремонте оборудо-
BOHHA.

С этого дня на фабрике началась
упорная борьба за наведение порядка
на всех производственных участках.

Прежде всего было решено 3ame-
нить некоторые ручные операции ме-
ханическими. Раньше, например, при
транспортировке шерсти от Одной ма-
шины к другой работницы вынужде-
ны были набивать ее в мешки рука-
ми. Сейчас эта операция механизиро-
вана.

Долгое время существовал ручной
способ промасливания сырья. Опера-
ция производилась при помощи обык-
новенных леек, отчего страдали не
только производительность, но и ка-
чество самого сырья. Теперь применя-
ются специальные точно дозирующие
форсунки, что во много раз облегчает
труд работниц и создает благоприят-
ные условия для выпуска высокосорт-
ной продукции. Закончена механиза-
пия трудоемких процессов и на мно-
гих других операциях.

Разрабатывается проект транспор-
терной установки для механизирован-
ной подачи ровницы из аппаратного
цеха в прядильный. В ткацком цехе
пополняется запас инструментов У
всех бригадиров, переоборудуются
верстаки. В мотальном цехе законче-
на перепланировка машин, установле-
но новое оборудование.
				ВСЕГДА
ВПЕРЕДИ _
	Трикотажная фабрика Пролетар-
ского райпромтреста уже несколько
лет является фабрикой-лабораторией.
Злесь создаются новые модели верх-
него трикотажа и разрабатываются
технологические процессы. На этом
же предприятни быстро подхватыва-
ются начинания новаторов промыш-
ленности, двигающих вперед культу-
ру производства.

Поддержав почин знатного помощ-
ника мастера Краснохолмского кам-
вольного комбината тов. Александра
Чутких, трикотажники за два меся-
ца увеличили выпуск первосортного
товара с 65 до 91,5 процента. К_пер-
вому мая здесь было девять бригад
отличного качества. Прошел еще ме-
сяц, и число бригад, завоевавитих по-
зетное звание, увеличилось до двад-
цати.

Коллектив фабрики раньше других
в местной промышленности отклик-
нулся на призыв купавинских масте-
рип Марии Рожневой и Лидии Ко-
ноненко экономить сырье, материа-
лы, энергию. На собрании партийно-
хозяйственного актива фабрики были
разработаны многочисленные  меро-
приятия, позволившие сберечь за ме-
сяц болышое количество красителей,
пряжи, трикотажного полотна, н\-
TOK, застежек «молния», резинки и
других материалов. Борьба за высо-
кое качество изделий тесно связана
теперь с борьбой за экономию.

Призыв знатного стахановца Трех-
горной мануфактуры Владимира Во-
рошина вызвал в коллективе трико-
тажной фабрики новый под’ем хозяй-
ственной инициативы. Снова было со-
звано собрание партийно-хозяйствен-
вого актива, а в цехах проведены
собрания работниц. Предложение
поднять культуру производства, на-
чиная с борьбы за чистоту рабоче-
го места до освоения новой высо-
кой техники, вызвало среди работ-
ниц и специалистов горячий отклик.
Весь коллектив с энтузиазмом при-
нялся за реализацию намеченных
мер.

Сейчас в каждом цехе несколько
раз в день производится уборка. На
полу не найти ни одного обрывка
пряжи. Сами работницы поддержива-
ют свои рабочие места в образцовом
порядке.

Осуществив простейшие мероприя-
тия первой очереди, коллектив раз-
рабатывает более широкие планы
повышения культуры производства.
Намечается перестановка оборудова-
ния. Это должно не только облег-
чить солержание в чистоте рабочих
мест, но и содействовать общему
улучшению производственного  про-
цесса, новому повынению производи-
тельности труда, увеличению мощ-
ности цехов.

В ближайшее время на предприя-
тии начнутся асфальтирование двора,
	побелка всех производственных по-
мещений ит. п.
		СТАНИИЯ „ТАГАНСКАЯ“
	т станции «Таганская» раз-
работан архитекторами К. Рыж-
ковым и А. Медведевым при участии
Л. Грепачевской. Вот что рассказы-
вают азторы:

— Наземный вестибюль строится
между Таганской площадью и Боль-
нюй и Малой Радищевскими улица-
ми. Главный его фасад обращен в
сторону площади.

Пройдя вестибюль, пассажир по-
падает в зал, по обеим сторонам ко-
торого будут находиться билетные
кассы. Стены и колонны зала обли-
цовываются светлым мрамором. Над
арками — роспись на тему: «Герои-
ческий труд в СССР». Проемы арок
кассового и эскалаторного залов бу-
дут заполнены витражами, облицо-
ванными светлыми породами дерева.

Станция имеет два эскалатора.
Спустившись по первому, пассажир
	ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР
РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ
	Вчера в Цехах кожевенно-обувного’
	комбината закончился общественный
смотр работы оборудования. В со-
ставе комиссий — стахановцы, Ma-
стера, инженерно-технические работ-
ники, лучшие рационализаторы. Они
проверили техническое состояние аг-
регатов и станков, выявили недоче-
ты в их работе, собрали предложе-
ния, осушествление которых будет
способствовать повышению произво-
дительности труда, улучшению каче-
ства изделий.

По предложению помощника меха-
ника кожевенного завода комбината
тов. Михайлова в юфтовом цехе сде-
лана установка для механического
под’ема кож из чанов. Это значи-
	тельно облегчило труд. Бсего. за
время смотра поступило более 50
рационализаторских предложений.
	Многие из них осуществлены.
Комбинат достиг серьезных произ-
	водсувенных успехов. Из месяца в
месяц перевыполняя программу, обув-
шики и кожевники улучшили каче-
ство продукции. Коллективы рабочих
обувного ‘и хромового производств
уже достигли довоенной производи-
тельности оборудования.
	тоБ. ЛИНБОВБ-
‚ ЗАЛЕССКОЙ.
	справа — рулевой
Фото Е.
	ка. 96 больших красочных панн@
(размер каждого 10 квадратных мет
	ров} и художественная керамика
украсят станцию. По форме панно
напоминают треугольник. На голуд
бом фоне каждого — орнамент, рас
писанный золотом. В центре панно —
медальоны, на которых изображены
летчик, танкист, артиллерист, пехо+
тинен, представители других родон
BOHCK.
	Замыкающая средний зал стена
оформляется большой скульптурной
композицией из керамики. Тема ее-
народ-победитель, приветствующий
своего великого вождя Иосифа
Виссарионовича Сталина.

В разработке этих панно участвоя
вали скульпторы тт. Кожин, Блиноз
ва, Сотников, Соколова, Бржезицкая
и Гислинг. Все панно изготовляют“

ся на заводе имени Булганина.
	попадает в промежуточный подземный
вестибюль.

Стены подземного вестибюля по-
крываются светлым мрамором, пиля-
стры — белым. В наземном и подзем-
ном вестибюлях — бронзовые люст-
ры. Для усиления освещения за кар-
низами устанавливаются специальные
подсветы.

Второй эскалатор доставит пасса-
жира из промежуточного подземного
вестибюля на станцию. Средний зал
ее имеет оригинальную архитектур-
ную форму. Здесь нет обычной для
станции глубокого заложения. схемы
пилонов и проходов между ними. Пи-
лоны заменены невысоким мрамор-
ным цоколем, на который опирается
свод. Опустив опору свода на более
низкий уровень, удалось открыть
большую часть свода и тем самым
значительно расширить зал.

Для архитектурного оформления
свода применена богатая орнаменти-
				Подмосковные бахч
	Арбузы и дыни на полях подсобных хозяйств
	Высаживали их с южной стороны не-
высокого насыпного гребня на рас-
стоянии 50—60 сантиметров лруг от
друга и метра полтора ряд от ряда.
Рассаду при этом раскладывали так,
чтобы стебель лыни был расположен

внизу, а стебель тыквы — сверху. В
дальнейшем стебель дыни был на-
правлен на юг, а тыквы — на се-
вер.

Чтобы создать наиболее благопри-
ятные условия для развития расте-
ний и в особенности оградить их
от сильных ветров; вокруг участка в
три ряда был высеян подсолнух.

Сейчас арбузы и дыни цветут. На
овощной станции Сельскохозяйствен-
ной академии имени Тимирязева у
С. П. Лебедевой на дынях, выса-
женных в открытый грунт, уже 25
мая появились завязи.

Опытные данные показали, что в
результате многократных прививок
дынь на Тыкву и ‘отбора на семена
лучших плодов морозостойкость,
скороспелость и урожайность дынь
и ‘арбузов значительно повышаются.
Поэтому в нынешнем году подсоб-
	‘ные хозяиства управления наряду <
	высадкой дынь, привитых на тыкву,
сажают непривитые дыни сорта «под-
московные лебедевские» и высевают
их семенами в грунт.
	Агроном В. Золотарев.
	Бахчеводство под Москвой стано-
вится обычным делом. Прошлогодний
опыт сотен колхозов и совхозов убе-
дительно показал полную возмож-
ность выращивать у нас арбузы и
дыни.

В текущем году площадь под бах-
чами значительно увеличилась. Рас-
ширили участки, занимаемые арбуза-
ми и дынями, и подсобные хозяйст-
ва Городского управления водопро-
водно-канализанионного хозяйства.

Здесь успешно применили мичу-
ринский способ С. П. Лебедевой —
прививку теплолюбивых узбекских
дынь на тыкву. Тыква имеет более
мощный корень, чем дыня, она луч-
ше приспособлена к нашему клима-
ту. Арбузы и дыни, привитые на
тыкву, хорошо развиваются, плодо-
носят раньше и обильнее, чем вы-
ращиваемые на собственном корню.
	Наиболее трудоемкой при этом
способе‘ выращивания бахчевых ‘яв-
ляется сама прививка. Но на прак-
тике она не так сложна, как это
кажется вначале. Бригадиры и звень-
евые подсобных хозяйств побывали
в  (Сельскохозяйственной академии
имени Тимирязева, где под руковод-
ством С. П. Лебедевой освоили при-
емы прививки.
	К пересадке привитых дынь в от-
крытый грунт мы приступили 925 мая.
	Лектории, библиотеки, клубы
	Куйбышевский район справедливо
считается одним из наиболее богатых
культурными силами. Здесь располо-
жены Министерство просвещения
РСФСР и Всесоюзное общество по
распространению политических и на-
учных знаний, Академия педагогичес-
ких наук и Всесоюзная академия
сельскохозяйственных наук имени
В. И. Ленина, научно-исследователь-
ские институты. Шесть массовых и
72 ведомственных библиотеки распо-
лагают книжным фондом в несколь-
ко миллионов томов, — цифра, кото-
рая показалась бы до революции
фантастической.
	Как же используется это богатст-
во? Каково состояние культурно-про-
светительной работы. в районе? Этим
вопросам была посвящена состояв-
шаяся недавно сессия Куйбышевеко-
го райсовета.

С удовлетворением отмечали де-
путаты немалые успехи. Если год
назад в районе ежемесячно читалось
в среднем 30—35 лекций, то те-
перь эта цифра возросла до 95. Еже-
дневно массовые библиотеки посе-
щает до 1300 человек.

Содержательнее стала работа клу-
бов. В этом убежлают сотни прове-
денных ими лекций и докладов,
спектаклей и концертов, литератур-
пых вечеров, экскурсий, детских ут-
ренников. В кружках художествен-
	Картотека обмена
производственным
опытом
	Местная промышленность столицы
с каждым годом улучшает свое тех-
ническое оснащение, осваивает вы-
пуск все более сложных изделий. На
фабриках и заводах накапливается
положительный опыт.
	Новаторы производства непрерыв-
но обогащают технику предприятий
ценными нововведениями, усоверитен-
ствованиями, Однако нередко нов-
шества, давшие большой экономнчес-
кий эффект на одном предприятии,
неизвестны на другом. Много сил и
средств затрачивается порой на
«изобретение» того, что уже изобре-
тено другими.
	Чтобы обеспечить распространение
передового организационно-техничес-
кого опыта, Отдел местной промыш-
ленности Мосгорисполкома создает
по образцу картотеки