зо ВНИГ
В МИНУТУ
	ПОТОЧНАЯ ЛИНИЯ
В ГИ ОБРАЗЦОВОЙ

ТИПОГРАФИИ ИМЕНИ
А. А. ЖДАНОВА
	Восемь месяцев назад в 1-й Об-
разцовой типографии имени А. А.
Жданова была введена опытная по-
точная линия. Производственный
цикл охватывает процессы от шитья
книжных блоков до упаковки книг.
Линия имеет около десяти участков.
На одном из них книга сшивается,
на: следующем заклеиваются кореш-
ки. Затем при помощи термоизлуче-
ния производится просушка. На по-
	следующих участках процесс обра-
ботки заваршается. :

На линий установлены высокопро-
изводительные машины. Четыре лен-
точных транспортера, рольганг для
подачи блоков, цепная дорожка ©
каретками,—все это значительно со-
кращает путь полуфабриката.

На поточной линии ритмически
производитея 25 книг в минуту. Вне-
дрение ее дало замечательные ре-
зультаты. Заметно улучшено качест-
во продукции. Раньше  производст-
венный цикл прохождения книги
занимал (в зависимости от её об’ема)
четыре—пятнадцать дней. Сейчас он
сокращен до пяти часов. Производи-
тельность труда повысилась. на 10—
15 процентов, а цеховая себестои-
мость снижена на 10,5 процента. За
период действия линии типография
получила 200 тысяч рублей эконо-
мии,

Проект поточной линии был разра-
ботан Всесоюзным научно-исследова-’
тельским институтом полиграфиче-
ской и издательской техники, науч-
но-иселедовательским институтом
Главного управления полиграфиче-
ского машиностроения и типографи-
ей:

На днях коллегия Главного уп-
равления по делам полиграфической
промышленности, издательств и кни-
жной торговли при Совете Минист-
ров СССР заслушала доклад главно-
го инженера 1-й Образцовой типо-
графии имени А. А. Жданова ‘тов..
	Мишустина. Он сообщил о результа-
тах внедрения поточного метода ор-
ганизации производства в переплет-
но-бронтировочных цехах.
	Ф. Кафтанов:
	40.000 _
ЧИТАТЕЛЕЙ
	Городская публичная библиотека
имени Н. А. Некрасова (улица Во-
ровского, 1/2) пользуется большюй
популярностью среди населения сто-
	лицы. У нее 40 тысяч постоянных
читателей,

На днях библиотека открылась
после ремонта. Нарядно выглядят
	ее залы, пополнился книжный фонд.

Ежедневно абонементный и читаль-
ный залы посешают около двух
тысяч человек. Библиотека готовит-
ся в этом году отметить 30-летие
своего существования.
	‚ ЕЩЕ РАЗ _
-О НИРНЕ
И ЛОПАТЕ:
	ПОЧЕМУ СРЫВАЕТСЯ
ГРАФИК РЕКОНСТРУКЦИИ
ТРАМВАЙНЬТХ ПУТЕЙ
	15 июля коллектив 5-Й дистанции
пути московского трамвая приступил
к реконструкции трамвайных линий в
районе Астахова моста. Согласно
проекту, здесь нало было на про-
тяжении 1,3 километра взамен пес-
чано-шпального основания уложить
в районе моста — бетонное, на под-
ходах к нему — плито-бетонное со
щебнем; а по Яузской, Верхне-Ради-
щевской и Ульяновской улицам —
шпально-щебеночное основание. Же-
лезнодорожные рельсы предстояло
заменить трамвайными, тяжелого ти-
па.

Все работы надо завершить к 15
августа. Однако уже сейчас можно
сказать; что к этому ‘сроку рекон-
струкция. не закончится. Причины
срыва графика — в неумелой орга-
низации дела.

На участке вчера было 120 чело-
век. Все они работают «скопом»:
одни кое-что делают, другие стоят.
Механизации нет, основными орудия-
ми производства попрежнему явля-
ются лопата, лом и кирка.

Когда вскрыли верхнее строение
трассы, ниже оказался насыщенный
водой насыпной грунт. На протяже-
нии четырехсот метров выкопали
между путями глубокую дренажную
канаву. В ней нужно выложить из
кирпича колодцы, соединить их с
дренажными трубами. Проектом эти
работы не предусматривались. Их
вьиюлняли вручную. Было бы проще
временно передвинуть рельсовые
пути. Это дало бы возможность
на сооружении дренажной канавы
ни выемки грунта из котлована
использовать экскаватор, © помощью
которого можно грузить землю пря-
мо на автомашины. Этого не сделали.
Грунт перекидывают лопатами: из
котлована на трассу и только потом
на транспорт.

На мосту необходимо было убрать
старый бетон. Это также пришлось
сделать вручную. Руководители мо-
CKOBCKOTO трамвая тт. Хориков и
Новиков обещали дать компрессор,
но не прислали его. Отсутствие ком-
прессора намного задержало работу.

Железнодорожная передвижная
электростанция прибывает  нерегу-
лярно. Когда ее нет — отверстия в

шпалах и рельсах просверливают
не механическим, а ручным способом.

— Чтобы закончить работу в
срок, — говорит главный инженер
5-й дистанции пути тов. Дмитриев,
— нужно, чтобы работало не менее
ста шестидесяти человек. На пло-
щадке только сто двадцать рабочих.
Но распоряжению Управления трам-
вая часть их ежедневно приходится
посылать на другие об’екты. Все это
распыляет силы, средства и мате-
риалы, срывает своевременное окон-
чание реконструкции путей у Аста-
хова моста.
	НЯ. Александров.
	КРАСНОГО ЗНАМЕНИ.
	ЛУЧШЕЙ ФАБРИКЕ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
	качества и роста выпуска продукциы
за перевыполнение плана и образцо.
вую культуру производства испол.
ком Московского городского Совета
депутатов трудящихся и Город^”\
совет профессиональных союзов
присудили фабрике «Заря» первое
место в социалистическом соревно-
вании предприятий местной промыш:
ленности во втором квартале.
вручению переходящего красного
знамени И было посвящено состояв-
шееся вчера собрание коллективов
всех цехов. Во дворе фабрики, среди
зелени и цветочных клумб, размести
лись рабочие, работницы, инженеры,
техники и служащие. Заместитель
председателя Московского городско
го Совета депутатов трудящихся тов,
И. Процеров поздравил коллектив с
выдающимся успехом.  Остановив-
шись на достижениях, тов. Проце:
ров отметил, что фабрика все же еще
дает 14 процентов продукции второ-
го сорта. Ближайшая. задача — да
	Коллектив фабрики «Заря» М0с-
горместпрома прославился своими
новаторами. По инициативе директо-
ра А. Тарасова, главного инженера
Р. Шальмана, заместителя директора
М. Старосельского и начальника
целлулоидного цеха Н. Макарова
предприятие начало перерабатывать
старую кинопленку, создав таким
образом собственную сырьевую ба-
зу для изготовления целлулоида.

Большие запасы старой кино-
пленки явились стимулом для со-
вершенствования ‘технологии произ-
водства. Силами новаторов фабрики
были сконструированы и изготовле-
ны высоколроизводительные мешате-
ли, шприн-прессы и другое оборудо-
вание. Они позволили резко увели-
чить выпуск дамских гребней, рас-
чесок и других изделий из целлуло-
ида.

В январе коллектив предприятия
начал работать лучше, чем в прошлом
году. Казалось, что близится «пото-
	На Большом кольце метро досрочно завершено строительство первой из шести станций - «Павелецкая».
НЕА СНИМКЕ; последние отделочные работы на станции метро «Павелецкая».

1 ервая
	Фото I, лавины к (ТАСС
	СТИ

чил технические курсы, накопил 60-
гатый опыт и теперь справляется ©
любым сложным заданием. Инженеры
рассказывают, что за работой брига-
ды Пенкина им не нужно следить:
все будет сделано точно по чертежам.

Орден Ленина блестит на груди
Петра Федоровича, Кочкина. Бригади-
ра чеканщиков, старого метростроев-
ца, недавно выдвинули начальником
смены.

— Отличный организатор, = гово-
рят о нем специалисты и рабочие.

На строительстве «Павелецкой»
проявили себя десятки стахановцев,
люди различных строительных спе-
циальностей, которых по праву мож-
но назвать гвардейцами трудового
фронта, передовиками послевоенной
пятилетки. Замечательных успехов
добился и весь коллектив  строите-
лей: он с честью выполняет свои со-
циалистические обязательства, пока-
зывает, что пусковой график можно
не только аккуратно выполнять, но и
опережать.

Недалек день, когда с участка на
углу Новокузнецкой и Зацепского
вала снимут ограду, над новым пре-
красным сооружением появится зна-
комая москвичам буква «М» и двери
станции откроются для пассажиров.
Строители «Павелецкой»  постара-
лись, чтобы этот день наступил бы-
стрее, чтобы решение конференции
московских большевиков о пуске
участка в третьем квартале было
претворено в жизнь, р
	о досчатого забора, ‘ ограж-

дающего участок на углу Ново-
Кузнецкой улицы и Зацепского вала,
слышен неумолчный шум большого
строительства. Здесь сооружается
станция «Павелецкая» Большого
кольца метро.

Куполообразное сооружение, кото-
рое видят прохожие, — будущий ве-
стибюль станции. Пока он стоит обо-
собленно, но через некоторое время
здесь возведут многоэтажный дом, и
вестибюль станет частью нового зда-
ния.

Входим в покрытое лесами соору-
жение. В нем трудятся сейчас штука-
туры и мраморщики. Панели одевают-
	ся мрамором, штукатурится свод. Ар-.
	хитектурное оформление зала будет
посвящено великому Сталинскому
плану преобразования природы. В
„Ленинграде, в мастерских Академин
художеств СССР заканчивают изго-
товление мозаичного фриза. Широкой
метровой полосой он ляжет на стену
круглого зала.

Отделкой вестибюля завершат свой
труд строители станции «Павелец-
кая». Сама станция— подземный вок-
зал — ‘уже готова. Метростроевцы
закончили его досрочно, к Сталин-
скому Дню железнодорожника. Пер-
вый из шести дворцов готовящегося
к пуску участка Большого кольца
метро полностью одет в мрамор.

Словзо посеребренные, вытянулись
розными линиями металлические сту-
пени трех эскалаторов. Монтаж их
закончен, предстоит обкатка. Эти ле-
стницы приводят к порогу станции.

Москвичи привыкли и считают обы-
ленным великолепное убранство пол-
земных дворцов городской железной
дороги. Но наряд новой станции, не-
сомненно, будет выделяться среди
других. Эта станция — одна из кра-
сивейших на столичном метро.

Центральный зал подземного вок-
зала вытянулся на десятки‘ метров.
Ему не вместиться поперек самой ши-
рокой московской магистрали. С обе-
их сторон зал украшают массивные
мраморные колонны. Они вырублены
из цельных блоков. Колонный зал
год землей производит неотразимое
впечатление Стены новой станции
покрыты белоснежным уральским мра-
мором «коелга» с инкрустированными
полосками красного грузинского
«салиети». Интересно, что впервые на
московском метрополитене мраморные
колонны сделаны с резными капите-
лями — украшениями, увенчивающи-
ми колонну. Это лишнее  свидетель-
ство высокого художественного вку-
са строителей, их заботы не только
о прочности, но и о красоте сооруже-
НИЯ.

Авторы проекта станции — архи-
текторы Н. Колли и И. Кастель до-
вольны мастерами,  отделывавшими
станцию. Мраморщики хорошо вопло-
тили в жизнь замысел зодчих. Архи-
тектор Кастель рассказывает, что
всю отделку станций ведет участок,
руководимый Л. Бородиным. Здесь
	.... _1n waoarena
— 10 августа—
	У выпустил книгу
— «28 августа — День шахте-
ра». В ней содержатся материалы
для докладчиков о развитии совет-
ской угольной промышленности за
годы предвоенных сталинских пяти-
леток и в послевоенный период. Спе-
циальная глава книги посвящена ста-
линской заботе о людях, добываю-
нтих уголь. В ней показан рост куль-
туры и материального благосостоя-
ния советских горняков («Труд»).

*
Г ОРНЯКИ треста «Сталиногорск-
уголь» досрочно завершили вчера
восьмимесячный план добычи угля.
По сравнению с соответствующим
пернодом 1948 года, пишет «Москов-
ский большевик», среднесуточная
добыча по тресту возросла на 17,6
процента, производительность труда
повысилась на 21,4 процента.

*

C КАЖДЫМ днем возрастает. при-
4 ток хлебных обозов на государ-
ственные ссыпные пункты. Сотни
колхозов Белоруссии, сообщает
«Правда», уже завершили выполне-
ние планов хлебопоставок. 2 августа
первым в Белоруссии отрапортовал о
выполнении государственного ‘плана
хлебопоставок Добрушский район,
Гомельской области. Колхозы этого
райова сдали государству на 96 с
	лишним тысяч пудов зерна больше,
чем в прошлом году.
	х
В ПОСПЕЛИХИНСКОМ = совхозе
«l2 лет Октября», сообщает
корреспондент «Комсомольской прав-
лы» из Барнаула, началась уборка
яровых. Первые обмолоты дают 100
—150—206 пудов пшеницы с гектара.
Несмотря на неблагоприятные усло-
вия, коллектив рабочих совхоза су-
мел вырастить‘ стопудовый урожай
на 13.000 гектаров. Особенно хоро-
ши хлеба на полях второго отделе-
ния, где работает агроном-комсомолка
Евдокия Есина. Здесь выращивают
на одиннадцати гектарах ветвистую
пшеницу, По предварительным под-
счетам, она даст по 960 пудов зер-
на с гектара.
	ПУДАЛОВ

©

опытнейшие мастера юблицовки
	А. Максимов, С. Штомполь и др.
Подстать мастерам и молодежь.

В канун праздника ‘советских же-
лезнодорожников в глубине централь-
ного пассажирского зала строители
установили произведение известного
скульптора Манизера — большой
бронзовый барельеф Ленина и
Сталина. Так было закончено оформ-
ление станции «Павелецкая». Первая
из шести станций готова! Эту весть
с радостью воспринимает каждый
москвич.
	Строители «Павелецкой» накопили
богатый опыт. Поточно-скоростные
методы помогли им досрочно завер-
ишить задание. Если прежде отделку
принято было начинать лишь после
полного окончания общестроительных
работ, то здесь’эту устаревшую трз-
дицию сломали. Был разработан и
ссуществлен так называемый совме-
щенный график. Следом за проходчи-
ками двигались чеканщики и бетон-
щики, рядом со строителями труди-
лись мастера отделки. Такая органи-
зация усложняла дело. Трудно вести
параллельно отличные друг от друга
работы — выемку грунта и облицов-
ку стен мрамором. При облицовке
	важно, чтобы вокруг было чисто,
чтобы поддерживались определенная
температура и влажность воздуха
-овместив работы, строители показа-
ли образец высокой культуры труда.
Инженеры подсчитали, что совмещен-
ный график дал ощутимый выигрыш
времени, окончание работ ускорилось
на несколько месяцев.
	На «Павелецкой» нашли примене-
ние интересные технические новше-
	ства, облегчившие труд, упростившие
процесс строительства. Одно из них
было предложено начальником шах-
ты тов. Данелиа и инженером тов.
Пирожковой. Прежде станционные
помещения сооружались так: после
установки тюбингов к ним приклады-
вали железобетонные арки, а уж по-
верх крепили асбоцементные листы,
так называемые «зонты», предохра-
няющие от проникновения вод. Дане-
лиа и Пирожкова нашли, что, не при-
чиняя ущерба качеству, можно обой-
тись без железобетона. По их пред-
ложению зонты начали крепить не-
посредственно к тюбингам. Строители
«Павелецкой» первыми осуществили
рациснализаторскую инициативу, за
тем она пошла и на другие станции.
Только на первом участке Большого
кольца экономия от этого предложе-
вия достигает 3.000.000 рублей.
	Много замечательных людей в
коллективе строителей Никто не
может сказать, какая профессия У
Ивана Дмитриевича Пенкина.

— Пенкин — мастер-универсал, —
говорит инженер.
	Требовалось монтировать опытную
	конструкцию зонта — поручили Пен:
	кину. Он ведет сейчас все арматур-
ные заботы Бнвттий прохолчик окон-
	т Г ем и: < 972 5-<

лок» мощности производства. Одна- ‘вать все сто процентов только пер:
KO работники «Зари» не останови- восортной продукции.

лись на достигнутом . уровне. Они Принимая переходящее pacts
демонтировали старые машины HHO-. знамя, директор тов. А, Тарасов
	поблагодарил от имени всего коллек-
тива Московский Совет депутатов
трудящихся и Московский совет
профессиональных союзов за высокую
награду и дал слово бороться за
качественные и количественные пока-
зателия с тем, чтобы и в третьем
квартале удержать знамя.
Работники фабрики «Заря» едино:
душно заверили Московский совет и
Шербаковский районный комитет
ВКП(б), что годовой план выполнят
к 7 ноября.
	НА СНИМКЕ: заместитель пред-
седателя Московского Совета
И. ПРОЦЕРОВ вручает краеное
знамя директору Фабрики «Заря»
А ТАРАСОВУ.
	ото М. ОЛЕХНОВИЧ.

странных марок и на тех же площа-
дях установили новые высокопроиз-
водительные машины собственной
конструкции. Это дало возможность
увеличить выпуск продукции завода
еще на 30 процентов. Но и сейчас
резервы далеко не исчерпаны. В це-
хах неустанно идет процесс улучше-
ния техники.

Коллектив фабрики выполнил свой.

пятилетний план по об’ему произ-
водства 23 мая, а полугодовой план
— 14 июня. Следуя почину Вороши-
на, работники «Зари» навели образ-
цовый порядок у рабочих мест. Рабо-
чие отремонтировали все оборудова-
ние, обновили станки. :

За выдающиеся успехи в деле
внедрения новой техники, улучшения
	Патриотический почин купавинских
текстильщинц Марии  Рожневой и
Лидии Кононенко, начавитих борьбу
за экономное расходование сырья и
материалов, нашел горячую поддер-
жку среди рабочих кондитерской
фабрики «Красный Октябрь».

Газета «Вечерняя Москва» в за-
метке «Шоколад под ногами», опуб-
ликованной в марте, писала о недопу-
стимо высоких производственных от-
ходах в шоколадном цехе «Красного
Октября». Выступление газеты моби-
лизовало коллектив фабрики на уси-
ление борьбы с потерями.

Особого внимания заслуживает
инициатива стахановцев ‘бригады ка-
рамельного агрегата Виктора Семе-
нова. Он всесторонне изучил каждую
операцию, выяснил причины отходов.

К бригаде прикрепили вакуум-аппа-
рат, обеспечивающий равномерность
температуры при варке карамельной
массы. Это значительно улучшило
качество продукции. В. Семенов
строго контролирует качество начин-
ки, которую приготовляют рабочие
другого производственного участка.

Продуманный и тшательно ‘осуще-
ствленный технологический план обе-
спечил такие’ успехи в сокращении
производственных отходов, = каких
еще не достигала ни одна бригада
карамельного цеха.

В июне отходы были снижены до
	убеждались, что машина, казавитаяся
такой неповоротливой, двигается ку-
	да быстрее самых лучших бегунов.

Первый паровоз Черепановых де-
лал 15 километров в час. Он отличал-
ся очень остроумной конструкцией
паровой машины, по своим ‘качествам
значительно  превосходившей  уста-
новленные на тогдашних английских
паровозах, носивших пышные имена —
«Лев», «Слон», «Гигант»...

Меньше чем через год Черепановы
выпустили новый паровоз, еще более
усовершенствованный, более мощный,
перевозивший до 17 тонн. Паровозы
Черепановых успешно работали на
рудниках, перевозя тяжелые грузы
на болышие расстояния. ‘

Но мечты Черепановых не сбылись.
Для их сухопутного парохода не от-
крылись просторы родины. Сыновья
Николая Демидова, наследовавшие
богатства отца, хотя и пользовались
трудами Ефима и Мирона Черепано-
вых, но презирали этих «мужиков»
и ничуть не заботились о том, чтобы
их славные дела стали широко из-
вестны. Даже на выставку в Пе-
тербург, где их экспонаты должны
были прославить демидовские заво-
ды, Демидовы отправили не велико-
лепную модель черепановского па-

ровоза, а «чугунных жеребца ‘и ко-
былу»...
	Почин Виктора Семенова
	0,4 процента — более чем в пять
раз против средних по цеху, в июле
процент отходов снизилея до 0,2,
Бригада вырабатывает за смену пол:
торы нормы — около шести тонн
карамели отличного качества,

Применение в кондитерской про
мышленности мероприятий,  разрабо-
танных В. Семеновым, даст более
двух с половиной миллионов рублей
зкономии, значительно улучшит каче.
ство продукции и повысит культуру
производства.

Замечательный почин  новаторов
был обсужден на расширенном засе-
дании президиума ЦК профсоюза ра.
бочих пищевой промышленности 6
	участием  стахановцев, инженерно:
технических работников и профео
юзного актива пищевых  предприя:
	тии столицы. Все выступавшие го:
рячо поддержали инициативу В. Се.
менова.

Президиум ЦК профсоюза обязал
профорганизации предприятий пище
вой промышленности вовлечь в CO
ревнование за всемерное снижение
отходов всех рабочих и служащих,
эрганизовать се помощью инженеров
и техников разработку  технологиче-
ских планов, обеспечивающих сок:
	каких   ращение потерь на каждом произ.
	водственном участке.

В. Семенов выступил с докладом
на заседании коллегии Министерства
пищевой — промышленности СССР,
Коллегия предложила хозяйственным
руководителям широко внедрить его
метод в пищевой промышленности,

Нет сомнения, что московские пи.
щевики горячо поддержат почин пе.
редовой бригады,
	А. Шахмагон,
	Перевозка руды на Нижне-Тагильском заводе первым паровозом России, построенным в 1834 году ме-
		художника

и.
	ханиками Е. А, и М. Е. Чгерепановыми.
	(Центральный дом техники железнодорожного транспорта).
	какое можно только придумать для
преобразования государства». Проезд
в одном вагоне барина и крепостного
мужика граф Толь считал. подрывом
всех основ государства.

Планы Черепановых ни в ком не
встречали поддержки. И все же та-
лантливые механики мечтали создать
сухопутный пароход, который так
нужен в безграничных просторах род-
ных полей и степей. Изобретатели
мечтали о том времени, когда тон-
кие жилки <«колесопроводов» cBA-
жут Урал с Москвой, с Петербургом,
когда их «пароход» будет дни и ночи
«плыть» среди лесов и гор, минуя
деревни, города. .

Паровоз Черепановых был закон-
чен в августе 1834 года. Сто пят-
надцать лет назад в ясное августов-
ское утро множество народа собра-
лось, чтобы присутствовать на нео-
бычайном событии. Ефим Черепанов
утверждал, что его удивительная
повозка с тонкой длинной трубой,
жалко вздымавшейся над цилиндри-
ческим коротким телом парового
котла, сама потащит груз, который
не под силу и десятку лошадей.

Черный густой дым зловеше под-
нялся над паровозом. Знатные зри-
тели, устроившиеся в первых рядах,
чтобы поближе разглядеть чудесную
новинку, торопливо бросились по-
дальше — они были уверены, что
вся затея окончится оглушительным
взрывом, после которого не удастся
найти остатков ни сухопутного паро-
хода, ни самих чудаков-изобретателей.
Но, подчиняясь повороту рукоятки,
«пароход» плавно двинулся вперед,
как будто насмешливо фыркая над
изумлением толпы. Несколько минут
все молча смотрели, как вертятся ко-
леса машины, как она уходит все
дальше и далыше. Потом радостные
крики заглушили и стук колес, и
свист пара, и звуки колокола, требо-
вавшего очищения пути. Толпа 6po-
силась догонять, сухопутный пароход,
	соревнуясь с ним в беге. Люди, за-
дыхаясь, бежали и с изумлением
	паровую машину, превосходившую
все западноевропейские образцы.
Николай Демидов 6 недоверием ог-
лядел машину. Она показалась ему
слишком маленькой, слишком  жид-
кой. Не такие он видел в Лондоне...
— И ты говоришь, в этой коробке
	сила тридцати лошадей? Не верю,—
	угрюмо сказал Демидов Ефиму Че-
репанову.

Но на его глазах мощные мутные
потоки воды, поднятые из рудника
силой «коробки» Черепановых, сли-
вались в целую реку.

Паровая машина Черепановых, ус-
танозленная на Медном руднике,
спасла его от постоянной угрозы гза-
топления. Она работала так исправно
и надежно, что обрадовавный Деми-
дов приказал немедленно строить но-
вые паровые мантины для своих руд-
НИКОВ.

Можно было спокойно копировать
первую машину, вызвавшую восторги
и благодарность хоззина, но творче-
ская мысль Черепановых в сущности
работала не на него: они всеми си-
лами стремились поднять на высшую
ступень технику в родной стране. И
каждая новая паровая машина Чере-
пановых была совершенней, мощней
предыдущих.
	черепавовы превратились в насто-
ящих инженеров. Не было работы,
которой они не могли.бы выполнить.
Они изготовляли ‘воздуходувные ус-
тановки,  лесопильные = мельницы,
кричные молоты, прокатные станы,
Но вся кипучая деятельность талант-
ливых машиностроителей была как
бы подготовкой к главному делу их
жизни — созданию первого русского
паровоза, постройке первой в России
железной дороги с паровой тягой.
	Затея была очень дерзкой по тем
временам. Даже значительно позже
граф Толь, в канестве главы  ве-
домства путей сообщения боровший-
ся с введением в России железных
дорог, утверждал, что «перевозка
	пассажиров по железной дороге есть
	сциальныс самородки
	К 115-летию со дня постройки
первого русского паровоза
2?
	H 44 рудником неслись захлебыва-

ющиеся удары колокола. Сколь-
зя по размытым глинистым дорогам,
на этот тревожный звон сбегались
люди, чтобы помочь товарищам в
	беде.
— Вода! Вода! — кричали  маль-
чишки. — Рудник залило!
	Оборванные, грязные рабочие тол-
пились у входа в залитую шахту.
Один за другим они поснимали шап-
ки. Все усилия спасти оставшихся
внизу были бесполезны. Колокол
смолк. Только через несколько дней,
	когда удастся откачать воду, он
снова зазвучит, но уже медленно,
размеренно, провожая на кладбище
	жертвы подземной воды.

Горняки угрюмо смотрели на чер-
невший вход в шахту. Может быть
завтра их самих ждет такая же
участь. На Медном руднике Демидо-
ва вода то и дело заливала людей,
работавших под землей. Седой, с
сердитым бледным лицом Николай
Демидов кусал губы: опять лучший
из его богатейших рудников прине-
сет убыток!

— Позвать Ефима, — сказал он
тихо, ни к кому не обращаясь, при-
выкнув, что его приказы выполня-
ются тотчас, словно по мановению
волшебной палочки.

Через минуту, не глядя в лицо че-
ловека, возникшего перед, ним, Де-
мидов продолжал:

— Готовься, Ефим, ставить маши-
ну, чтобы откачивала воду. Спра-
вишься сам или искать мастеров?

— Слравимся сами, Николай Ники-
	тич, — ответил Ефим Черепанов.
	  Он говорил за себя и за Мирона,

своего сына и незаменимого помощ-
ника во всех начинаниях.

Мощная паровая машина для от-
качки воды из Медного: рудника бы-
ла давнишней мечтою обоих Чере-
пановых. Она должна была избавить
рабочих от вечного страха  захлеб-
нуться в желтой стремительной воде,
врывающейся в рудник. На Урале
уже работало несколько паровых
машин, но Демидов считал, что чело-
веку положено трудиться «в поте
лица» ивсякая попытка заменить его
труд работой машин — от лукавого.
Да и зачем возиться с машинами,
когда стоит мигнуть, и тысячи людей
бросятся на борьбу с водой?

И только боязнь лишиться Медно-
го рудника заставила Демидова сог-
ласиться на уговоры Ефима. Не до-
пуская мысли, что простой русский
человек сможет сделать машину не
хуже, ‘чем прославленные иностран-
ные мастера, Демидов отправил Че-
репановых за границу. Едва скрывая
лукавые улыбки, английские и швед-
ские инженеры водилн «мужиков» по
своим заводам, рассчитывая ошело-
мить их мельканием множества ко-
лес,. грохотом паровых  молотоз,
прокатных станов, сложностью  но-
вых установок. Заводчики были
твердо уверены, что «сибирские
гости» дома виновато заявят хозяи-
ну: «Куда нам тягаться с англичана-
ми и шведами! Надо покупать Ma-
шину у них».

Надежды эти не оправдались. У
Ефима и Мирона Черепановых были
свои собственные идеи относительно
конструирования паровых машин.
Вернувшись на рудник, они создали
	заместитель заведующего отделом
заработной платы ЦК профсоюз
рабочих пищевой промышленности,
	ЪШЕ
НОРМЫ
	Московский руберойдный завод
Министерства промышленности строй’
тельных материалов СССР с каждым
месяцем увеличивает выпуск продук
ции. Семимесячную программу завод
выполнил досрочно, высвободив и?
оборота 600 тысяч рублей.

Сейчас здесь налажен выпуск HO
вых высококачественных марок рубе
ройда, полновтью ‘освоено массовое
производство нового гидроизоляциой”
ного материала — борулина. Этого
успеха коллектив добился благодаря.
мобилизации внутренних ресурсов,
правильному использованию оборудо“
вания и производственных площадей

Большую роль в увеличении вы“.
пуска и улучшении качества продук»
ции сыграла новая технология, разра.

10 имена замечательных
инженеров Ефима и Мирона
новых, создавших первую в

И ЕЕ

nen
русских   ботанная на предприятии. Е ан
Черепа-   Ствование процесса приготовлени

России   Пропиточной мастики дало возмож.
	железную дорову,
забыты.
	никогда не будут
	ность значительно повысить вырабо “
ку материалов.

Введение новой технологии способе
ствовало увеличению  с’ема технич
ского картона. Отличных. результатов
на картоноделочной машине добилась
бригада тов. Тамбовцевой. Значителе
ных успехов в ускорении пропитки
пергамина и руберойда — достигла
бригала депутата Московского (08
та тов. Десятовой,

Коллектив Московского руберойл
ного завода обязался завершить пб”
грамму 1949 года ко Дню Сталинской
Конституции,
	Маленький сухопутный пароход
начал в нашей стране историю поко-
рения пространства. В августовский
день сто пятнадцать лет назад тро-
нулся он в дорогу со скоростью 15

чае 50—60 км, для тех поездов, ко-
торые в ближайшее время

мчаться со скоростью до 100 км. ‘а

ram eA lel Cl!
	зое-где и со скоростью 150—180 КМ.
в час.
	А. Морозов.
				самое демократическое учреждение,   дыхаясь, бежали