ТРУДЫ ВЫДАЮЩИХСЯ
РУССКИХ ГЕОГРАФОВ
	Государственное вздательство гео-
графической литературы в текущем
году вынускает ряд книг по геогра-
фвя СССР и зарубежных стран. Из-
даются также труды выдающихся
русских географов и путепественни-
ков. Болышой интерес представляет
книга Ф. Ф. Беллингсгаузена, от-
юрывшего вместе с М. П. Лазаревым
Антарктику, — «Двукратные изыска-
ния в Южном Ледовитом океане н
плавание вокруг света 1819—1821 гг.».

Разнообразен план изданий Teo-
графгиза на 1950 год. Продолжится
издание работ Г. Н. Потанина и
М. В. Певцовза. повествующих 06
	М. Б. Певцова, повествующих
одной самых славных страниц в
истории русской географии — пер-
	истории русскои географии ——- Hep-
воисслелования Центральной Азии.
	Быйдут «Путешествия по Малой
Азии» П А Чихачева — самого
	крупного исследователя Малой
Азии в ХХ веке.
	Путешествия русских мореплава-
телей представлены в плане 1950 го-

да работами И. Ф. Крузенштерна
	«лавание вокруг света» (описание
первого русского кругосветного пла-
вания) и С. О. Макарова «Витязь» и
Тихий ‘океан». Будут переизданы
книги «В дебрях Уссурийского края»
и «Сквозь тайгу» Б. Арсеньева. В

плане изданий — книги А. П. Фед-
ченко, известного исследователя
Средней Азии.

В раздел «Научно-теоретическая
литература» входят преимуществен-
но оритинальные научные работы со-
ветских географов. В числе их сле-
дует отметить работу Б. Н. Семев-
	ского «Преобразование пустынь»,
академика Л. С. Берга «Природа
СССР» — второе, переработанное
	издание труда, опубликованного под
тем же названием в 1938 году.

Особый интерес представляют из-
бранные географические работы В. Н.
Татищева — одного из крупнейших
русских ученых XVIII столетия.
Избранные географические труды Та-
тищева, включающие ряд впервые
публикуемых работ, будут изданы в
связи с 200-летием со дня ето смер-
ти, исполняющимся в 1950 году.

В кние ОД. Н. Анучина «Люди
русской науки и культуры» собраны
многочисленные статьи автора,
создателя русской географической
школы, о выдающихся русских гео-
графах и некоторых представителях
	смежных © географией отраслей на-
	ук. Статьи написаны Д. Н. Анучи-
ным преимущественно на основе лич-
ных воспоминаний. К трудам, со-
	ставляющим классическое наследство
русской географии и географии наро-
дов СССР, относится и работа К. И.
Арсеньева «Статистические очерки
России». -
Раздел «Научно-популярная лите-
	ратура»з по своему об’ему является
	самым значительным. В него входит
	43 Tt!

ваемы

A
	около половины BCOA
Географгизом книг.
	Телеграммы из-за границы
	Гриумф советского искусства в Аветрии
	ВЕНА, 7. (ТАСС). «Месячник со-
	ветского. искусства», проводимый
сейчас в Австрии, стал настоящим

триумфом актеров, музыкантов 4H
	певцов страны социализма. Хотя в
Австрии часто гастролируют наибо-
лее сильные художественные ан-
самбли и солисты из стран Sauan-
ной Европы, общественность и кри-
тика единодушно отмечают, что со-
ветские концерты и спектакли явля-
ются крупнейшим событием в ав-
стрийской `культурной жизни за
последнее десятилетие.

Группа музыкантов и артистов, в
которую входили певец Павел Ли-
сициан, пианистка Татьяна Никола-
ева, солисты балета Алла Шелест и
Борис Брегвадзе и концертмейстер
Александр Ерохин, была восторжен-
но встречена как в рабочих районах,
так и в венских концертных залах.
	Прогрессивные органы австрий-
ской печати указывают в своих от-
зывах, что «посланцы мира и друж-
бы народов» (так называют  совет-
ских артистов в Австрии) покорили
самую широкую аудиторию.
	Но даже крайне правые газеты
вынуждены были признать этот
факт. Так, газета «Винер  курир»,
	которую никак нельзя заподозрить в
каких-либо симпатиях к советской
культуре, отмечает, что «концерт
советских мастеров искусства в си-
лу их необыкновенного мастерства
произвел сильнейшее впечатление».

Неизгладимое впечатление произ-
вел спектакль «Учитель танцев»,
показанный ‘артистами Центрального
театра Красной Армии.

В многочисленных рецензиях газе-
ты единодушно отмечают верность
советского театра принципу жизнен-
ной правды в искусстве, силу его
реалистических художественных
средств.
	«Если бы на венской сцене поча-
ще играли ‘так, как исполняли свои
роли Алексеева, Добржанская и,
особенно, Островская, как Перцов-
ский, Зельдин, Благообразов, Хо-
дурский, Майоров и другие  совет-
ские артисты,— пишет газета «Ней-
ес Эстеррейх», — то вскоре у нас
не было бы нынешнего театрального
кризиса».
	Газета «Вельтпрессе» пишет: «Это
спектакль невиданного мастерства.
Абсолютно совершенное художест-
венное произведение. Картина, вы-
зывающая ощущение полной гармо-
нии своей композицией, соотноше-
нием красок, распределением света
и тени. Режиссура постановки умна
в самом высоком смысле этого сло-
ва».
	Другая буржуазная венская газе-
та констатирует: «Аплодисменты на-
растали от одной сцены к другой и
перешли в овацию, какой еще He
слыхали стены венского театра».
	Сейчас в Вене с болышим успе-
хом проходит неделя советского
фильма. На экранах демонстрируют-
ся «Суд чести», «Повесть о настоя-
щем человеке», «Встреча на Эльбе»
и другие произведения советского
киноискусства.

Начались также выступления Ан-
самбля народного танца Грузинской
ССР под руководством лауреатов
Сталинской премии Илико Сухишви-
ли и Нино Рамишвили. Концерты
проходят в переполненных залах.
Каждый номер программы ансамбля
вызывает восхищение зрителей,  ко-
торые требуют его повторения. Пос-
ле концертов публика подолгу не
расходится, вновь и вновь вызывая
талантливых грузинских танцоров и
певцов на сцену.
	Агентство Телепресе
о подготовке к созданию
	армии в Австрии
	ПРАГА, 7. (ТАСС). Корреспондент
агентства Телепресс передает ИЗ
Вены, что в Австрии ведется откры-
тая подготовка к восстановлению
австрийской армии, что запрещено
до ратификации государственного
договора. По словам газеты «Дер
абенд», в различных австрийских
городах уже созданы организация,
задачей которых является принять
конкретные меры для формирования
новой армии. В Граце такая орга-
низация уже закупила тысячу лег-
ковых автомобилей и несколько де-
сятитонных дизельных грузовиков.

Местные власти в Граце уже раз-
работали планы строительства бара-
ков и аэродромов в Штирии, и opt.
перу бывшей гитлеровской армии
Бергеру поручено руководство «Уп-
равлением аэродромами». Директо-
ром всей этой организации являет-
ся Пауль Пирхер, который получил
из «неустановленных источников»
10 тысяч шиллингов на’ ремонт сво-
ей виллы.

Бывние казармы кавалерийских
частей в. Граце перестроены под
офицерские квартиры, и для этой
цели выделено 260 тысяч шиллингов,
в то время как недостаток квартир
остается острой проблемой в Граце.
	Американские войска
в Тироле
	ВЕНА, 7. (ТАСС). По сообщениям
из Тироля (французская оккупацион-
ная зона Австрия), прибывшие туда
американские воинские части занима-
ются строительством военных укреп-
лений и складов боеприпасов. Это
возбуждает у местного населения за-
конную тревогу, которая усугубляет-
ся слухами о том, что американские
войска останутся во французской зо-
не вплоть до окончания  предетоя-
щих парламентских выборов.

Как передает служба печати ком-
партии Австрии, делегация «Союза
демократических женщин» заявила
главе тирольского областного правя-
тельства Вейсгаттереру протест
против пребывания американских
войск в Тироле. Женщины указали,
что конфискация земельных участков,
произведенная американцами, наносит
ущерб продовольственному  снабже-
нию населения. Тот факт, что аме-
риканцы сооружают крупные воен-
ные склады поблизости от Иннебру-
ка и других населенных пунктов,
также вызывает беспокойство среди
окрестных жителей. Делегация по-
требовала, чтобы австрийские власти
приняли меры к прекращению aMe-
риканского военного строительства в
Тироле. :

Вейсгаттерер обещал довести про-
тест «Демократического союза жен-
шин» до сведения австрийского фе-
дерального правительства.
	Omoescrwoy
	% КОРРЕСПОНДЕНТ агентства
Юнайтед Пресс сообщает, что пра-
	вительство Коста-Рики об явило
«незаконной» забастовку 6.000 ра-
бочих банановых плантаций, рабо-
	тающих на американскую компанию
«Юнайтед фрут компани». Одновре-
менно (повидимому, под давлением
широких масс) министр труда
Нуньес заявил, что у компании нет
законного права повышать цены в
магазинах, принадлежащих этой ком-
пании, так как это лишает рабочих
тех экономических преимуществ, ко-
торые зафиксированы в трудовых до-
говорах.

*% ПО СООБЩЕНИЮ —австрий-
ского агентства печати, в Австрии
насчитывается 4856.56? лица, поль-
зующихся ‚ избирательным правом,
против 3.449.605 в 1945 году. В
связи с этим «избирательная квота»
(число голосов, необходимых для
получения одного парламентского
мандата), составлявшая в 1945 году
от 14 до 18 тысяч голосов, Ha
прелстоящих парламентских выборах
повысится до 18—24 тысяч голосов.

xe БОЛЬШОЙ пожар в ночь на
6 сентября уничтожил здание штаба
военно-морской базы в Тринкомали,
на восточном берегу острова Цей-
лон. Один человек погиб в огне и
несколько человек отправлено в
госпиталь. Серьезный ущерб был на-
несен оборудованию и складам.
Причины пожара пока не выяснены.

\\ РАБОЧИЕ трамвайной Komna-
нии Карачи 5 сентября прекратили
на два часа работу в знак протеста
против плохого обращения админи-
страции компании с рабочими.‘
	поражаешься многообразию  творче-
ских устремлений русских техников.
Вот «паровой слон» — паровой авз
томобиль, созданный Аммосом Чере-
пановым, племянником знаменитых
паровозостроителей. Этот первый ав-
томобиль курсировал на Урале. Фе-
дор Блинов в 1878 году получил па-
тент на первый‘в мире «вагон с бес-
конечными рельсами» — прообраз и
предтечу современных трактеров и
танков. Инженер В. Г. Шухов по-
строил первую в мире гиперболлои-
дальную раднобашню. Американцы
использовали это изобретение для
возведения мачт на военных кораб-
лях. Такие мачты сохраняют устой-
чивость даже после многократных
попаданий снарядов.

Лишь немногим русским  техниче-
ским талантам удавалось пробить
путь к осуществлению своих творче-
ских вамыслов. По вине правящих
классов царской России огромная
часть усилий русских новаторов ра-
сточалась бессмысленно. «Каждый
из них, — указывает автор, — со-
вершил бы неизмеримо больше по-
лезных дел, если бы о нем позаботи-
лись, помогли и направили его уси-
лия в должную сторону. Но вместо
помощи и, поддержки их ждало порз-
бошение крепостниками и капитали-
стами, безжалостно душившими та-
ланты из народа». И только в стране
Советов OHH получили признание,
поддержку и любовную сеталинскую
заботу.

Во втором издании своего труда
В. В. Данилевский учел пожелания
н замечания, высказанные в печати
и во время двух дискуссий в Акаде-
мии наук СССР. Замечательный пат-
риотический труд ученого, раскрыва-
ющий бесспорный приоритет русской
техники, поднимающий у советских
людей чувство национальной горло-
сти, вдохновляющий их на дальней-
шие победы техники по пути к ком-
мунизму, достоин самого широкого
распространения и изучения.
	С. Гревский.
	Болгарский народ
новыми производственными
успехами встречает свой
национальный праздник
	СОФИЯ, 7. (ТАСС). Новыми про-
изводственными успехами отмечают
трудящиеся Болгарии пятую годов-
щину установления народной власти
в стране.

Коллективы  софийских ‘фабрик
«Чайка» и «Петко Енев» обязались
выполнить годовой производственный
план в течение 10 месяцев. Но уже
сейчас они рапортуют о досрочном
выполнении своих обязательств.
	Домохозяйки Варны решили в
честь национального праздника от-
работать на предприятиях города
1000 трудодней. Свое слово они с
честью сдержали и отработали
1199 трудодней.

В районе Казанлыка на работах
по сооружению водохранилища име-
ни Георгия Димитрова молодежь
бригады имени Василя Левкого обя-
залась завершить производственное
задание к 15 октября. Бригада всту-
пила в социалистическое соревнова-
ние ос молодежью ряда : других
бригад. На всех предприятиях стра-
ны рабочие и служащие с аще боль-
шей силой развертывают  социали-
стическое соревнование за достой-
ную встречу национального праздни-
ка болгарского народа. :
	ИКВИДАЦИЯ
HETPAMOTHOCTH
		ВАРШАВА, 7. (ТАСС), По сооб-
щению радио Варшавы, в текущем
месяце на всей территории Польской
республики организовано 18 тысяч
курсов по ликвидации неграмотности.
В октябре эта цифра возрастет до
30 тысяч, а число слушателей курсов
достигнет полумиллиона человек.
	Последствия
«плана Маршалла»
	в Бельгии

К 125-летию МАЛОГО ТЕАТРА
	ПАРОВНАЯ АРТИСТКА СССР
В. H. PbDKOBA
	Это было на спектакле «Власть тьмы» в Малом театре. В зри-
тельном зале присутствовал автор пьесы Л. Н. Толстой. Великий пи-
сатель принимал самое деятельное участне в ее постановке, сам чи-
тал ее труппе, присутствовал на репетициях, беседовал с актерами.
Лев Николаевич был очень доволен игрой артистов — корифеев
русского театра — О. О. Садовской, Н, А. Никулиной, М. П. Са-
довского, Н. И. Музиля. Об исполнении роли Акулины писатель
сказал: «Эта девушка как будто взята из нашей` Ясной Поляны».

Молодой актрисой, игравшей Акулину и так понравившейся Тол-
стому, была ныне народная артистка СССР, лауреат Сталинской
премии Варвара Николаевна Рыжова. Четыре поколения артистов
Бороздиных — Музилей — Рыжовых вот уже сто лет связаны со
старейшим русским театром — академическим Малым, который в
этом году отмечает свое славное 125-летие. Бабушка, мать, отец,
сестра, брат, муж В. Н. Рыжовой отдали свою жизнь и труд «дому
Островского». Сейчас мы видим на сцене Малого тсатра очень часто
играющих в одном спектакле Bappapy Николаевну с ее сыном,
заслуженным артистом РСФСР Н И Рныжовнм.
	вару Николаевну с ее сыном.

И. Рыжовым.

атмосфере искусства. В доме ее
бывали: Островский, Чехов,
	яграющих в одном спектакле Ба
заслуженным артистом РСФСР Н.

С детских лет жила актриса в
отна в Криво-Арбатском ‘переулк
	отца в Криво-Арбатском переулке бывали; Островский, Чехов,
Ермолова, Ленский, Садовские. Здесь читал свои пьесы тогда еше
молодой драматург Вл. И. Немирович-Данченко. Рыжова воспиты-
валась в среде талантливых артистов конна ХГХ века, учась у них
	искусству сценического реализма.
	НОВЫЕ РАСКОЛЬНИЧЕСКИЕ ДЕИСТВИЯ
ПРАВОГО РУКОВОДСТВА ФИНСКОГО
	ДИНЕНИЯ
		БРЮССЕЛЬ, 7. (ТАСС). Новые
факты свидетельствуют о том, что
«план Маршалла» наносит большой
ущерб экономике Бельгии. Руководи-
тели предприятий по производству
найлоновых чулок заявили, что в
результате американской конкурен-
ции они вынуждены будут закрыть
предприятия. Бельгийское правитель-
ство ранее обещало охранять моло-
дую найлоновую промышленность
Бельгии, пишет газета «Пепль», огра-
ничив ввоз в Бельгию найлоновых
чулок 3 миллионами пар в 1949 г.
Однако только за первую четверть
1949 года количество ввезенных из
Соединенных Штатов в Бельгию чу-
лок значительно превышает эту
	цифру.
	Опровержение министра
финансов Финляндии
	ХЕЛЬСИНКИ, 6. (ТАСС). Министр
финансов Финляндии Хилтунен опро-
верг сегодня слухи о том, что Фин-
ляндии якобы предложен новый аме-
риканский заем в сумме 25 миллио-
нов долларов. >
	Художник М. Волкова работает
ки: М. ВОЛКОВА за работой.
	ХЕЛЬСИНКИ, 6. (ТАСС). Совет
правления Центрального об’единения
профсоюзов Финляндии (ЦОПФ) на
своем заседании голосами правого
большинства нанес последний удар
единству финского профсоюзного
движения, исключив из состава
ЦОПХ 7 крупных профсоюзов Фин-
ляндии. В числе этих профсоюзов
находятся: профсоюз рабочих, заня-
лых на заготовках и сплаве леса,
профсоюз транспортных рабочих,
профсоюз строительных рабочих,
профсоюз рабочих пищевой промыш-
ленности, профсоюз водолазов, проф-
союз каменщиков и профсоюз рабо-
чих деревообрабатывающей промыш-
ленности.

Для того, чтобы несколько смяг-
чить то ошеломляющее впечатление,
которое, несомненно, произведет на
трудящихся страны это чреватое
большими последствиями решение,
правое. большинство заявило, что
оно «оставляет открытой дверь в
ЦОПФ» для возвращения туда ис-
ключенных профсоюзов в случае, если
		последние обязуются вести там
«лойяльную» политику и поддержи-
вать линию правого большинства.

Левое меньшинство совета прав-
ления ЦОПФ заявило резкий про-
тест против подобного раскольниче-
ского решения, которое, как говорит-
ся в протесте, является преступле-
нием против рабочего класса.

На этом же заседании совет прав-
ления ЦОПФ 68 голосами против
40 исключил из состава исполкома
ЦОПФ второго председателя ЦОПФ,
известного прогрессивного деятеля
Финляндии Вяйне Таттари. Левое
меньшинство заявило протест также
и против этого реакционного реше-
ния.

Совет правления ПОПФ рассмат-
ривает теперь вопрос о взаимоотно-
шениях ЦОПФ со Всемирной феде-
рацией профсоюзов.
	Крестьянская конференция
в Лахоре
	КАРАЧИ, 7. (ТАСС). Газета «Па-
кистан таймс» сообщила, что на со-
стоявшейся недавно в Лахоре кре-
стьянской конференции‘ выступил с
доклалом секретарь «Крестьянского
комитета Западного Пенджаба» Фе-
розуддин Мансур, который призвал
участников конференции принять ре-
золюцию O06 отмене помещичьего
землевладения. Он заявил, что кре-
стьяне Пакистана, руководимые кре-
стьянскими комитетами, борются за
землю и уничтожение феодального
землевладения без. всякой компенса-
ции.

Секретарь ассоциации журналистов
Западного Пенджаба Мухаммед Ша-
фи, приветствуя крестьянскую конфе-
ренцию, заверил крестьян в том, что
журналисты поддержат требования

крестьян.

Конференция приняла также резо-
люцию, «приветствующую крестьян
Индия, борющихся против жестоких
репрессий». .
	века в Петербург приехая нушечный
король Фридрих Крупп, владелец
фирмы, обеспечившей свой расцвет
введением клиновой системы пушеч-
ного затвора. Осматривая Артилле-
рийский исторический музей, Крупп
внезапно остановился у железной
пищали ХУП века, изготовленной, по
преданию, пушечным мастером Ан-
дреем Чоховым. Больше часа, слов-
но в столбняке, простоял Крупп у
старинной русской пищали. Она име-
ла клиновый затвор со специальным
приводящим его в действие механиз-
мом. По существу это была первая
в мире скорострельная казнозарял-
ная пугика.
	Выдающиеся изобретения  принад-
лежат русским в конструировании
тончайших прецизионных  механиз-
мов. Таковы, например, знаменитые
«яичные часы» гениального Кулиби-
на. Эти‘ чудо-часы, величиной меж-
ду гусиным и утиным яйцом, отбива-
ли Часы, половины и четверти часа.
Кроме того изобретатель поместил
в корпус крохотный театр-автомат.
На исходе каждого часа раздвига-
	JKRCb створчатые дверцы, открывая
	«златой чертог», в котором происхо-
дило Целое театральное предсетав-
ление. В полдень часы исполняли
гимн, а во второй половине суток
играли новую музыкальную пьесу.
Интересна глава «Овеществленная
мечта», посвященная деяниям вели-
кого русского механика Ползунова.
В какой только области не трудился
с успехом этот выдающийся пред-
ставитель русской технической мыс-
ли, человек широкого кругозора и
великих дерзаний! Изобретатель и
конструктор, технолог и  машино-
строитель, опытный горняк и метал-
лург, механик и математик, физик и
метеоролог, мастер тонких опытов и
	‘искусник в приборостроении, он рРу-
	ководствовался в своей ученой дея-
тельности высокой, благородной
целью: «Облегчить труд по нас гря-
дущим».
	Изучая книгу В. В. Данилевского,
	Творческий путь Варвары Николаевны начался в Малом театре
более 55 лет назад, после окончания драматических курсов. Ее учи-
телем был выдающийся русский театральный деятель А. П. Ленский.
С тех пор Рыжова ни на один день не покидает родной сцены.

На сцене «дома Островского» ею сыграно более 250 ролей. Ее
любимый драматург—А. Н. Островский. Артистка видела его в повсе-
дневной жизни, слышала, как он читал свои пьесы, переиграла поч-
ти весь его репертуар, причем в некоторых пьесах исполняла по не-
скольку ролей. Так, например, в «Грозе» она выходила на сцену в
ролях Варвары, Феклуши и, наконец, Кабанихи. В пьесах Остров-
ского во всей полноте раскрылся многогранный талант актрисы.

Неустанные поиски сценической правды, огромная любовь к теат-
ру — вот что отличает творчество В. Н. Рыжовой. Ее игра всегда
искренна и трогательна. Актриса неподражаемо владеет русской
речью. Разве можно забыть изумительные образы, созданные Рыжо-
вой в пьесах «Правда хорошо, а счастье лучше», «Бедность не HO-
рок», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», «Лес» и др.

С большой любовью играет Рыжова и в современных советских
пьесах. Еще в довоенные годы Варвара Николаевна создала замеча-
тельный образ Мотыльковой в пьесе Гусева «Слава» — образ рус-
ской женщины-матери, глубоко любящей свою великую Родину.
А через несколько лет мы увидели Рыжову в пьесе Л. Леонова
«Нашествие», в которой она талантливо воспроизвела тот же нацио-
нальный характер простой русской женщины-патриотки, ‘старухи Де-
	Варваре Николаевне 78 лет,
	но, несмотря на свой преклонный
	В 1950 году будут продолжены
	начатая ранее серия «Русские путе-
пественники» и выпуск книг совет-
ских  путапественников — теогра-
	ских путешественников — rearpar
фов и альпинистов. _Издательством
также начата серия «Биографии рус-
ских географов».
	Из книг советских путешественни-
	кое следует выделить работу A. A.
Кирпичникова «В морских просторах
	Антарктики». Автор книги — участ-
ник советской экспедиции в Антарк-
тику. В серии «Альпинистская и ту-
	ристская литература» издается рабо-
та заслуженного мастера спорта
	 Е М. Абалакова — «Путь к верши-
	нам», Крупнейнтий советский альпи-
нист рассказывает в ней о восхожде-
ниях на высочайшие вершины СССР.
Раздел «Популярно-массовая лите-
ратура» включает 13 книг. В увлека-
тельной художественной форме они
должны познакомить самые широкие
круги советских читателей с темами,
о значении которых легко судить по
самым названиям: «Как изменилась
физическая карта СССР», «Как рус-
ские географы открыли и изучили
Центральную Азию», «Как человек
управляет климатом», «Как русские
люди открыли Антарктику», «Лес и
что он дает человеку» и другие-
Интересно отметить, что Географ-
гиз в 1946 году выпустил ‚ всего
только пять наименований книг, в
1947 году — 28, в 1948 — 56, в
1949 году выпустит 58. В 1950 го-
ду будет выпущено в свет 88 назва-
ний книг. Эти пифры — показатель
шего спроса советских читате-
лей на географическую литературу.
	возраст, она полна творческих сил. Каждый спектакль, в котором
занята артистка. пользуется у зрителей особенным успехом благо-
		даря блестящей игре Варвары Николаевны Рыжовой.
г
	НА СНБИМКЕг лауреат
СССР В. Н. РЬОЖОВА,
	Сталинской премии народная артистка
	фото К ВДОВ:

иной.
	Перед открытием сезона в Московском цирке
	И севтября состоится открытие
нового сезона в Московском цирке.
Пойдет программа «Здравствуй, сто-
лица», в которую входят номера,
преимущественно впервые показы-
ваемые в Москве.
	Зрители увидят новый воздушный
полет артистов Бредо, Скуковского
п Донато; впервые покажет новую
конюшню донских  лошадей-трехле-
ток один из старейших русских дрес-
сировщиков М. Анисимов. Номер на
переходной лестнице с першами под-
готовили артисты  Золототрубовы.
Старейший цирковой артист
	левский выступит © группой наезд-
	ников-жокеев.

В представления участвуют воЗ-
душные гимнастки Морозовы, пар
тедные  окробаты братья Яловые,
	чуные дорожать, Рае о
физкультурно-акробатическая труппа
под руководством Ловырева. Разго-

жанр представлен и
Рашковским и Скаловым, клоунами
Любимовым и Гурским. В программу
включены также два номера выпуск-
ников циркового училища.

Весь вечер на манеже будет вы-
етупать коверный Константин Бер-
ман. Режиссеры первой программы
— Арнольд и Местечкин, оформле-
ние — художника Арутчана.

В этом сезоне Московский цирк
покажет «пе несколько новых про-

_ K 32-4 годовщине Великой
Октябрьской социалистической ре
волюции он подготовит. представле
ние «Три поколения мастеров совет”
ского цирка». Следующая программа
	_ ГАСТРОЛИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОРКЕСТРА В СОЧИ
	В Москву из гастрольной поездки
возвратился коллектив Государствен-
ного симфонического оркестра СССР.
В течение двух летних месяцев ор
кестр выступал перед курортника-
ми, отдыхающими в Сочи. Програм-
мы концертов в OCHOBHOM были по-
освящены пропаганде русской сим-
фонической классики, лучитих про’
изведений советских композиторов.
летнем театре парка имени Фрунзе,
в Сочинском государственном TeaT-
	ре, в Хосте было дано более
концертов.
Солистами выступали с оркестром
	видные певцы и инструменталист”.
Дирижировали К. Иванов, К. я
HOB, . Гинзбурт, О. Дмитриади,
В. Дударова и другие.

После возвращения из очередного
отпуска коллектив приступит к Ре

В: г жа
	петициям. В первой программе, © ^^”

anmnt али omvarm™) в рачале
	торой выступит офркестр
		[дазунова. Дирижер — К. Изанов-
	— «Фронтовые друзья». В ней при-
мут участие артисты цирка — участ-
	ники Великой Отечественной BOH-

ны. Среди них — наездники конного
казачьего ансамбля под  руководст-
BOM Туганова, акробаты Мо-

ренковы, в прошлом моряки-черно-
морцы, бывший танкист гимнаст Рез-
ников, рекордсмены-прыгуны, быв-
шие  летчики-бомбардировщики, ‹ До-
вейко и другие.

Четвертая программа  вазывается
«Женшины — мастера советского
цирка». Зрители увидят ‘наездниц,
дрессировшии, воздупных гимнасток.
		аи
aK)
AONE:

Удо
ке Г
тори

НОА

п;
		ком
AOS.

над картиной «Футбол». НА СНИМ-
Фото К. ВДЛОВИНОЙ.
	Soe
	сибирской тайге, ва рудном Алтае,
по обоим склонам Урала и в других
местах он разыскал и изучил сохра-
нившиеся и полуразрушенные инже-
нерные сооружения техников-новато-
ров прошлых веков. Так родилась
эта книга, охватывающая громадный
период от древией Руси до ХХ ве-
ка, увенчанного ‘славными именами
творцов машиностроения и механи-
ки — Чебышева и Крылова, метал-
лургов Чернова и Багратиона, хи-
миков Бутлерова и Менделеева,
электротехников Петрова, Лодыгина,
Доливо-Добровольского и Попова,
теоретиков и практиков воздухопла-
вания и авиации Жуковского и Чап-
лыгина, пионера звездоплавания Ци-
олковского, избретателя первого в
мире самолета Можайского.
	В книге В. В. Данилевского рас-
сказано о трудах. более 1.500 тех-
ников-новаторов. Эти люди внесли
неоценимый вклад в историю мифо-
	вой техники и предвосхитили —
иногла на целые десятилетия —
«изобретения» зарубежных инжене-
	ров, которые нередко «заимствовали»
у русских их великие технические
идеи. И одновременно автор приво-
дит сотни имен гениальных техни-
ков-самоучек из народа, умиравших
в нищете и уносивших с собой в
могилу незавершенные из-за KOCHO-
	CTH царского. правительства выдаю-
	щиеся технические проекты.
Большая глава книги увлекатель-
но рассказывает о ломоносовском
вкладе в историю русской техники.
Великий русский ученый был, в Ча-
стности, творцом новой оригиналь-
ной теории движения воздуха и газа
в рудниках и плавильных печах.
Ломоносов опередил этой теорией
других исследователей на целое сто-
летие. Только исходя из этой тео-
рии, стало возможным строить на
строго научной основе все пламен-
ные печи. начиная от сталеплавиль-
	ных,
Куда бы ни устремлялся пытливый
	русских  технивБов,
	везде они твориля подлинные чуде
са. Это сказывается и в малых и в
больших делах. Выдающийся  рус-
ский металлург первой половины
ХХ века П. Аносов прославил свое
имя исследованиями и изобретениями
в области производства стали. Ero
клинки легко перерезали в воздухе
тончайптий газовый платок, в то вре-
мя как лучшие английские клинки
перерезали только тяжелую шелко-
вую ткань: Булаты Аносова рубили
кость и металл, и после удара лез-
вием аносовского булата можно бы-
ло бриться.

Русские были непревзойденными
мастерами скоростного строительст-
ва. Кельнский собор начали строить
в 1248 году, а кончили в 1880 ro-
ду, то есть через 7 столетий. Стро-
ительство Миланского собора нача-
лось в, 1386 году, а кончилось в
1805 году. А у русских строителей
лишь в самом худшем случае счет
шел на немногие десятки лет. Храм
Василия Блаженного — эта вдохно-
венная песня, запечатленная, в кам-
не, — был сооружен за пять!) лет
(с 1555 no 1560 ron).

Перечитывая эту глубоко патрио-
тическую книгу, поражаешься коли-
честву творческих подвигов русско-
го народа, приоритету русской тех-
нической мысли во всех решительно
областях техники. «Изобретено 8
России» — эти слова можно напи-
сать, как указывает В. В. Данилев-
ский, на большем числе мировых
технических открытий.  Первая в
мире паровая заводская ‘ мантина,
электровоз, теплоход, самолет, элек-
трический телеграф,  радиопередат-
чик — это лишь немногое из того,
‚что впервые создано на нашей Ро-
дине.

Больше трехсот лет назад  «пи`
шальные художники» — творцы ар-
тиллерийского оружия решили зада-
чу, которая оказалась посильной для
Западной Европы только в ХХ ве-
ке. В. В Ланилевский приводит лю-
	бопытный эпизод. В конце прошлого
	Творцы русской техники
	гателя устранило затруднения и OT-
крыло пути к введению передачи
энергии в больших размерах и на
большие расстояния».

А имени автора этого выдающего-
ся изобретения «Большая энциклопе-
nase не приводит. И это чрезвычай-
но характерно для официальной рус-
ской исторической науки дореволю-
пионного времени, которая,  низко-
поклонствуя перед  капиталистичес-
ким Западом, сознательно замалчи-
вала приоритет русских в науке и
технике, стремилась похоронить име-
на славных русских новаторов. Та-
кая участь постигла и автора ‘ла-
уфен-франкфуртской  электропереда-
чи. Творном ее был русский инже-
нер. Это был политический эмигрант
Михаил Осипович  Доливо-Добро-

вольский, вынужденный бежать из
России после казни революционе-
рами Александра II.

Правдивая история русекой тех-
ники, воскрешающая имена талант-
ливых русских ученых и изобрета-
телей, начала создаваться только по-
сле Великой Октябрьской социали-
стической революции. ИМ первое ме-
сто среди трудов, показывающих на-
циональный характер нашей  твор-
ческой мысли, рисующих историю

развития отечественной инженерии,

вскрывающих ее огромную роль в
развитии мировой культуры, несом-
ненно принадлежит книге лауреата
Сталинской премии профессора В. В.
Данилевского «Русская техника».
Монументальный труд В. В. Да-
нилевского посвящен техническому
творчеству великого русского наро-
ла. Книга является результатом
95-летней огромной научно-исследова-
тельской работы, которую автор вел
в архивах, книгохранилищах и му-
genx. Ученый-патриот организовал
первые в нашей стране специальные
историко-технические экспедиции. В
	1891 году открылась новая эпо-
ха в исторни электротехники.
На электрической выставке BO
Франкфурте-на-Майне начала рабо-
тать первая в мире мощная электро-
передача переменного тока. В го-
родке Лауфен на реке Неккар, в 175
километрах от Франкфурта, акцио-
нерное общество «Альгемейне элек-
трицитетс гезельшафт» установило
водяную турбину. Она приводила в
движение генератор трехфазного то-
ка. Энергия передавалась по прово-
дам на выставку и приводила в дви-

жение электромоторы.
Инженер, который отважился при-
	менить переменный ток и построил

pe
	Франкфурт, он бросил вызов <
о om абласти техники. Kak
	Мы и,

Элисон, который пытался провести
CITA закон. запрещающий поль-
	О АНА BR

зоваться переменным TOKOM. Эди-
	утве ждал, что прокладка под“
сон os ржд: = „дву 2Uoreo тока
	земных кабелей трехфазного
опаснее закладки в землю в

того вещества.
Американский изобретател

посрамлен:- Трехфазный ток
	Кто же был автором этого смело-
го изобретения? В поисках этого це-
ловека мы обратились К 20-томной
«Большой энциклопедии», выхолив-
тей в Петербурге в конце ХГХ ве-
ка. В ХХ томе, на странице 563, мы
нашли правильную оценку «лауфен-
ского чуда». «Передача электричес-
кой энергии на расстояние, — гово-
рилось в статье, — Стала на пра-
вильный путь и сделала гигантский

шаг вперед, когда прибегли к по-
О Tokar. ABTOD

й   Hee

BCApI
разве

Стал
Дану
Mc
ниле
твор’
да.
25-ле
тель,
B 4]
  зеях:
	урл +558 OS

статьи подчеркивает, что . «изобрете-
ние специального трехфазного дви-