м бобротные Oe
	Столице—красивые
				строительных Материалов, конструк-
ций, деталей, оборудования.

На недавно состоявшемся совмест-
ном совещании строителей и предста-
вителей заводов-поставшиков послед-
ним пришлось выслушать много спра-
ведливых упреков за плохое качество
кирпича и ‘других строительных ма-
териалов. Создается впечатление, что
заводы отделочных материалов Мн-
нистерства строительных материалов
и ‘местной промышленности больше
заботятся о количестве продукции.
Их изделия, поступающие на строи-
тельство, подчас невысокого  каче-
ства и некомплектны.
	Министерство промышленности
строительных материалов выпустило
в 1949 году роскошный каталог ар-
матурных изделий. В нем помещено
много хороших, красивых образцов
изделий. Но попробуйте их приобре-
сти. На строительство мы получили
умывальники с очень низким кра-
ном-смесителем. Я просил, чтобы бы-
ли установлены более удобные вы-
сокие краны. Тогда меня попросили...
изготовить чертежи этих кранов. Чу-
гунные эмалированные ванны, изго-
товленные на Кировском и Вороши-
ловградском заводах, очень низкого
качества. У них неприглядный цвет,
неровная поверхность. Борты ванны
искривлены. Чтобы вода из ванны
шла самотеком, ее приходится уста-
навливать со значительным накло-
ном. И эти изделия выдаются ва
«первый сорт». Устаревшие ныне
технические условия как раз допу-
скают такое низкое качество продук-
ции, лучшего они не предусматри-
вают. На основании этих условий и
	строительный государственный KOH.
	троль принимает работы с хорошей и
отличной оценкой, тогда как в дей-
ствительности качество их оставляет
желать много лучшего.
	Не приходится спорить © том
огромном значении, которое имеет
авторский ‘надзор. Однако с молча-
ливого согласия Министерства город-
ского строительства СССР архитек-
торы отстранены от площадок. Все
просьбы архитекторов разрешить
этот вопрос остаются без ответа.
Пора министерству на деле позабо-
титься о судьбе и качестве нашего
городского строительства.
	Совещание архитекторов, инженеров и конструкторов-строите
				24—25 августа в МГК. ВКП(б) состоялось `сове-
щание архитекторов, инженеров и нконструкторов—
строителей столицы вместе с руководителями мини-
стерств, ведомств, проектных и строительных орга-
	низаций.
	тельный член Академии архитектуры СССР, прези-
дент академии лауреат Сталинской премии А. МОР-
		ин Городского управления жилищ-
		Hy, AOBENKO,
		Темпы и размах жилищного строи-
тельства во многом зависят от pat
боты архитектора. Он обязан рас-
смотреть предложенный проект не
только с точки зрения ‘архитектуры,
формы, конструкции, но и продумать
технологию процесса, индустриализа-
цию постройки. Без этого-невозмож-
но жилищное строительство в совре-
менных условиях.

К сожалению, некоторые архитек-
торы еще нз поняли этого. Как
пример можно привести застройку
ансамбля Горного института (архи-
тектор Варшавер). Этот проект раз-
рабатывается архитектором с 1945
года, но он до сих пор не утвер-
жден, так как осуществить его в та-
ком виде невозможно. Архитектор
хочет высказать в этом сооружении
все, что он знает в области архи-
тектуры. Там множество мотивов,
деталей. Чего только там нет! Мне
кажется, что там отсутствует глав-
ное: добросовестное отношение архи-
тектора к порученному делу.

Застройка отдельных магистралей
и кварталов ведется все еще по-ста-
ринке, Нередко в одном квартале
возводятся несколько домов разными
ведомствами. Здания проектируют
различными методами различные
архитекторы, разные организации.
Это ведет к перерасходу  государ-
ственных средств и снижению тем-
пов строительства. Существующую
до сих пор противоречашую государ-
ственным интересам практику надо
решительно изменить.

Необходимо, чтобы на магистра-
лях, где ведется большое строитель-
ство, участки отводились бы не в
виде отдельных «зубьев»,. разбросан-
ных по всей магистрали, а компакхт-
но. Сооружение всех ведомственных
домов следует поручить одной
проектной организации. Тогда будет
выдержан общий архитектурный ме-
ron, Beé это дакт вовможность
строить быстрее, шире использовать
индустриальные методы.

Архитектор, которому поручено
проектирование ‘квартала, должен
принять. непосредственное участие в
строительстве, считать государствен-
ные средства, отпущенные на эти
цели, следить за освоением и произ-
водством строительных деталей на
заводе за ‘культурой, качеством
	ного строительства В. СВЕТЛИЧНЫЙ, заместитель
	министра городского строительства СССР Г. СИМО-
	ный член Академии архитектуры
	ПРОЕКТИРОВЩИКОВ И СТРОИТЕЛЕЙ
		архитектурного ПОВ, действитель
	строи- щий ‘трестом «м

СКИЙ, начальник
	Собрание обсудило проблемы
	СССР лауреат Сталинской премии С. ЧЕРНЫШЕВ,
действительный член Академии архитектуры СССР
лауреат Сталинской премии Л. РУДНЕВ, управляю-
щий ‘трестом «Мосгорпроект» архитектор А. ЗЕМ-
	архитектурной мастерской Мини-
	оформления зданий, вопросы проектирования жилых
домов и культурно-бытовых учреждений, принципы
застройки Москвы, методы индустриализации сТрои-
тельных работ, способы применения новых  строи-
	архитектор г. Мо-
	тельных материалов и деталей.
С докладом выступил главный
	начальник Управления жилищноге строительства Моссовета
	Эта мысль смущает ‹ некоторых
товарищей своей новизной. Однако
у нас уже есть проектировщики,
	которые идут по новому пути. Гре-
буется только тщательнее изучать
возможности творческого  использо-
вания типовых деталей, и’ тогда,
несомненно, получатся хорошие ар-
хитектурные решения.
	Мастерство архитектора должно
проявиться в умении создавать кра-
сивые дома из типовых деталей. Это
сулит нашей стране большие выго-
ды. Крупнейшие мастера столицы
должны помочь нам создать дома
из типовых деталей и изделий, до-
ма, полностью изготовленные на за-
воде. Сборность от начала и до
конца — вот основной принцип ин-
дустриального домостроения. Этот
	принции может и должен быть acy-
		Одним из основных условий  ус-
пешной индустриализации жЖилищ-
ного строительства является творче-
ское сотрудничество архитекторов,
конструкторов, строителей и работ-
ников промышленности . строитель-
ных материалов.
	Деловые отношения установились
между нашими производственниками
и коллективом мастерской типового
проектирования («Мосгорпроект»)
на сооружении домов по Песчанюй.
Архитектор тов. Розенфельд, инже-
неры тт. Дорохов, Лагутенко и дру-
гие считают для себя обязательным
советоваться с производственниками,
а строители охотно делятся своим
опытом C проектировщиками. Это
содружество принесло нам болыную
пользу.

Некоторые думают, что  совмест-
ная работа со строителями снижает
роль архитектора и конструктора.
Практика свидетельствует об обрат-
ном. Там, где архитектор не дружит
с работниками площадки, — дело
страдает. Примером может служить
хотя бы практика сооружения дома
№ 28—34 по Можайскому шоссе
(автор проекта тов. Чечулин) и до-
ма № 25 па ‘улице Горького (автор
тов. Буров). Если бы эти архитек-
торы встречались с производствен-
никами, то, несомненно, им удалось
бы избежать такого проектирования,
которое предусматривало -800 типов
деталей облицовки и десятки типов
ступеней. я
	Такие авторы сторонятся общения
с исполнителями по простой причи-
не: они боятся” `критики ‘производст-
венников.
	Архитекторы и конструктора обя-
взаны считаться с экономикой —
проектировать дома менее трудоем-
кие, наиболее выгодные: Необходи-
мо шире применять типовые детали.
Индивидуальное не всегда лучше
типового... Чем, например, плохи
стандартные ступени, оконные прое-
мы, дверные переплеты и т. п.?
	В ближайшее время нужно издать
каталоги и прейскуранты › блоков и
деталей, которые давали бы воз-
можность проектировщикам —созда-
	вать красивые, прочные и удобные
жилища.
	стерства промышленности строительных материалов
Л. ЛОПОВОК, главный инженер мастерской типового
проектирования треста «Мосгорпроект» Г. ЛЬВОВ.
	подняли ряд важных вопросов
	енвы действительный член‘ академий архитектуры
		хитентор лауреат
главный инженер
НКО, руководи-
ирования треста

Выступавшие
комплексной за:
лицы, создания
унификации ст
	управления про- Большое внима
	руповоди  [— цварталов города...
института Ряд выступави:
	‚’ Пролетарского  шает важнейших
Государственного ний, плохо помог
оля г. Моснвы — работе.

Гипроавиапрома Критике была
	В прениях приняли участие архитектор лауреат
	Сталинсной премии М. ПОСОХИН,
	треста «Мосгорпроект». В. ЛАГУТЕННО,
	тель мастерской типового проект
	комплексной застройки магистралей и районов сто-
лицы, создания проёктов типовых жилых секций,
унификации строительных деталей и элементов ар-
хитектурного оформления зданий.
	ние было Уделено индустриализа-
	«Мосгорпроект» лауреат Сталинсной премии 3. РО-
	ЕНФЕЛЬД, начальник Главного
	мышленности строительной керамики Министерства
промышленности строительных материалов К. ША-
РОНОВ, директор Научно-исследовательского инсти-
тута архитектуры жилищ член-корреспондент Ака-
демии архитектуры СССР П. БЛОХИН, архитектор
И. ЛОВЕЙНО, управляющий трестом  «Мосгоргео-
трест» Я. ШЕРДЮНОВ, и. 0. директора Научно-
исследовательсного института строительной техники
кандидат техничесних наук И. ИВАНОВ, руноводи-
тель сектора Научно-исследовательского института
архитектуры общественных и промышленных соору-
жений А. ЧАЛДЫМОВ, архитектор Пролетарского
		нений А. ЧАЛДЫМОВ, архитен
района В. НУТУНОВ, начальник
архитектурно-строительного KO!
	А. ГАЛАГУР, главный инженер
	ции строительных работ путем изготовления на за-
водах всех частей и деталей зданий с тем, чтобы
на стройплощадках производить иснлючительно мон-
таж и сборну готовых конструкций и элементов.
На совещании были подняты вопросы снижения
стоимости сооружений, создания новых мощных
предприятий, производящих строительные материа-
лы и детали, благоустройства и озеленения жилых
	Ряд выступавших подверг острой критике работу
Академии архитектуры СССР, которая годами не ре-.
		Строители просят Академию архи-
тектуры ССОСР и научно-исследова-
тельские институты установить с ни-
ми более тесное содружество, быть
ближе к жизни. К сожалению, до
сих пор академия очень медленно
откликается на наши нужды, с кото-
рыми мы обращаемся к ней за по-
мощью. Например, при сооружении
корпуса № 53 на Песчаной мы про-
сили академию проверить керамиче-
ские блоки и дать свое заключение.
Есть опасения, что пока научно-ис-
следовательские институты найдут
решение этого вопроса, дом уже бу-
дет выстроен и сдан в эксплоатацию.
А эту проблему нужно решать как
можно быстрее,
	Мы просим академию, чтобы она
занялась вопросами звукоизоляции
зданий. Эта задача не терпит отла-
гательства.
	Академия архитектуры СССР и
научные организации и учреждения,
к сожалению, очень неохотно и не-
полно отзываются на наши нужды.
Научные работники обязаны выйти
из кабинетов и как можно чаще бы-
вать на стройках. Мы ждем от них
деловой и своевременной помощи в
решении насущных и неотложных
вопросов, связанных с индустриали-
зацией строительства.
	ний, плохо помогает строителям в их практической
	Критике была подвергнута и работа Министерства
городского строительства СССР, которое не’ разре-
		проблем типового проектирования
	А. КОРОТКОВ, действительный член Академии ар-
хитентуры СССР Н. КОЛЛИ, главный инженер заво-
	да шлакобетонных изделий треста «Мосжилгор- и индустриализа
строй» Л. НОТРОВА, действительный член Академии На совещании
архитектуры СССР лауреат Сталинской премии равшимися сек]
Б. ИОФАН, главный инженер Центральной архи- Н.  С. ХРУЩЕВ.
тектурной мастерской _. треста  «Союзтранспроект» Сегодня мы п
	РОДИН, действи-
	Министерства путей сообщения Ю.
	и индустриализации строительных работ.
На совещании выступил тепло встрече
равшимися секретарь ЦК и МН ВК
	Сегодня мы публикуем сокращенные тексты вы-
ступлений. участников совещания.
	НОВЫЕ ЗАДАЧИ-—НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
	«о

и
	ших конструктивную часть стены.
Наилучшими являются керамические
блоки; обладающие большой прочно-
стью и красивой поверхностью. С
успехом можно использовать кера-
мические изделия и для устройства
балок, плит, межэтажных перекры-
тий.

Предстоит широко внедрять кера-
мику в практику московского строи-
тельства, развернуть массовое произ-
водство блоков и плит. Широкое
применение в строительстве должны
найти облегченный и многодырчатый
кирпич, пеносиликаты, гипсовые пли-
тыитд
	Поле деятельности  строителей-но-
ваторов весьма велико. На той же
Песчаной улице удачным оказался
опыт укладки на железобетонные
плиты паркета из простых пород де-
рева. Он сделан в виде обычных
плиток, остроумно соединенных ме-
таллическими связями. Если такой
паркет «армировать» прокладками из
дерева твердых пород, можно полу-
чить дешевый, красивый и прочный
пол.
	После перевода проектных органи-
заций на государственный бюджет
архитектурный надзор был исключен
из титула. Это осложнило деятель-
ность строительных, проектных орга-
низаций и авторов проектов. Мини-
стерству городского строительства
СССР предстоит без промедления
решить вопрос об авторском надзо-
ре. Нужно установить такое положе-
ние, при котором ‘архитектор и ин-
женер, практически участвующие в
строительстве, имели бы полную
возможность считать работу на пе-
сах строек основой своей профессии.
Авторское руководство  строитель-
ством должно стать залогом его вы-
сокого качества, экономичности.
	К Управлению по делам архитек-
туры можно пред’явить очень много
требований. В нашей работе есть
	большое количество недостатков.
Они хорошо известны не только
	нам, но и застройщикам, -авторам-
архитекторам и строителям. На
своем собственном, иногда горьком
опыте они знают, как трудно полу-
Чить земельные участки, оформить
документацию.

Отмечая плохую работу управле-
ния, хочется сказать о смежных ор-
ганизациях, в частности © «Moc-
энерго». На согещании строителей в
его адрес было сделано много упре-
ков. Если внимательно посмотреть,
то окажется, что там нет четкого
плана работы. Оно изолировано от
строителей Москвы. И неудивитель-
но, что подчас не совсем правильно
и хорошо решаются теплоэнергети-
ческие вопросы.

Перед коллективом управления
стоят болыние задачи. Это — пред-
стоящая детальная разработка  де-
сятилетнего плана реконструкции Мо-
сквы И ‘составление проекта плани-
ровки прилегающей к столице зоны
в радиусе 50—100 километров. Для
этого нужно осуществить коренную
перестройку проектных организаций
управления, укрупнить их, пополнить
кадрами.

Мы не должны забывать, что
строительством Москвы интересуется
и руководит товарищ Сталин — ини-
щиатор создания генерального плана
реконструкции столицы. С тем боль-
шей требовательностью обязаны мы
относиться к своей работе. Нужно
поднять на большой  принципиаль-
ный уровень роль общественной
	‘критики. Особенно после войны Ta-
	кой критики было мало и в стенах
отдельных архитектурных организа-
ций и в союзе советских архитекто-
ров. Мы должны добиться, чтобы
коллектив каждой проектной орга-
низации умел критиковать ‘ свою
работу, чтобы союз советских архи-
текторов прислушивался к справед-
ливой критике, перестроил свою ра-
боту.

Каждый архитектор, каждый ин-
женер, каждый строитель должен
быть подлинным патриотом Москвы.
Я уверен, что под руководством
Московской партийной организация,
которая оказывает архитекторам н
строителям постоянную помощь, мы
справимся с этой почетной и отве-
ственной задачей, создадим в столн
це нашей Родины — Москве краси-
вые и добротные жилища.
	Проведенная МГК ВКП(б) провер-
ка работы строительных и проектных
организаций показала, что план жЖи-
лищного строительства в. первом по-
лугодии не выполнен во многих слу-
чаях по вине проектных организа-
ций, которые не обеспечили строи-
тельство технической документацией.

Такое положение об’ясняется не-
удовлетворительной, а подчас пороч-
вой организацией проектного дела.
В Москве проектированием  строи-
тельств занимаются свыше 360 орга-
низаций. Большинство их принадле-
жит министерствам и ведомствам.
Как же эти организации справляют-
ся со своей ответственной задачей?

Для примера возьмем Гипроавиа-
пром. Здесь проектированием жи-
лых домов занимаются молодые ар-
хитекторы тт. Криппа, Фролов, Юди-
на и другие. В мастерской отсут-`
ствует квалифицированное архитек-
турное руководство, не создано не-
обходимых условий для плодотвор-
ной творческой работы.

В мае  Гипроавиапром  предста-
вил на утверждение эскизный проект
жилого дома. Архитектор тов. Фро-
лов запроектировал для четырех
трехкомнатных квартир две лестни-
цы и четыре лифта, т. е. по одному
лифту на квартиру. В то же время
он не предусмотрел мусорокамер,
подсобных помещений, магазинов.

Допущены были и другие грубые
ошибки. Архитектурный совет дал
тов. Фролову ряд указаний, как
устранить недостатки, снизить стои-
мость строительства. Автор не по-
считался с зтими указаниями и че-
рез два месяца вновь представил
проект с прежними недоделками и
излишествами. Вновь пришлось воз-
вращать проект на переработку, а
это’‘ сказалось на темпах и сроках
строительства.

Примером безответственного OTHO-
шения к делу может служить и та-
кой факт. Архитектору тов. Криппа
поручено ‘разработать одновременно
проекты двух многоэтажных домов и
нескольких зданий для периферии.
Его проекты уже браковались He-
сколько раз. Это. не творчество, а
делячество, которое приводит к сры-
ву государственного “плана.

О чем говорят эти факты? Дирек-
тор Гипроавиапрома тов. Орлов рав-
нодушно относится к качеству про-
ектирсвания, не дорожит честью и
авторитетом своей организации. К
сожалению, подобные примеры по-
рочного проектирования не еди-

- НИЧНЫ.

Заслуги академика А. В. Щусева
перед советской архитектурой неоце-
нимы. Одна из них — это создание
мощного — проектного коллектива
«Академпроект». Мы помним, сколь-
ко труда, творческого энтузиазма
вложил в свое время А. В. Щусев
в проект главного здания Академии
наук СССР. Он показал, как должен
трудиться советский зодчий.

Сейчас эта проектная  организа-
ция, возглавляемая архитектором
А. М Горбачевым, утратила былую
славу. Вызывает сомнение, сможет ли
«Академпроэкт» выполнить проекты
застройки нового, юго-западного рай-
она столицы.

Полное отсутствие руководства ве-
дет к неудачам проектирования, К
срыву строительства первоочередных
проектов. Например, проект Инсти-
тута горного дела несколько раз пе-
реходил от одного архитектора к
другому. Он три раза рассматривал-
ся в Архитектурном совете и столь-
ко. же раз браковался. Это можно
сб’яснить только пренебрежением К
интересам ансамблевой застройки го-
рода, неумением творчески организо-
вать работу. Поражает упорство ру-
ководителей «Академпроекта», кото-
рые не желают укреплять кадрами
свою проектную организацию.

Подобное отношение к делу имеет
место и в «Гипровузе». В течение
двух лет он ведет проектирование
Нефтяного института имени Губкина.
Автор проекта тов. Ткаченко не в
состоянии ‘обеспечить должного каче-
ства проектирования. Управление
категорически настаивало, чтобы к
этой работе были привлечены луч-
шие мастера. Однако ни замести-
тель министра высшего образования
	тов. Лазуков, ни руководитель «Гип:   лико.
	ровуза» тов. Сергеев не делают из.
	Из доклада главного
архитектора Москвы
	А. ВЛАСОВА
<
	Не все обстоит благополучно в
проектных организациях Министер-
ства путей сообщения СССР, Мини-
стерства строительства предприятий
тяжелого машиностроения СССР, Ми-
нистерства промышленности строи-
тельных материалов СССР. Не редки
случаи, когда проектирование домов
поручается мастерским, крайне дале-
ким от жилищно-гражданского строи-
тельства. ыы

Все эти факты говорят © бескон-
трольности в столичных проектных
организациях, о равнодушии к это-
му ответственному делу руководите-
лей многих министерств и ведомств,
в первую очередь Министерства . Го-

родского строительства СССР. Как.

известно, на него возложен контроль
за проектной деятельностью. Однако
он этому делу ‘уделяет крайне мало
внимания.

Нужно отметить, что такая веду-
щая ‘’ проектная офганизация, как
«Мосгорпроект», недостаточно уком-
плектована хорошими, опытными ар-
	хитектурными и инженерными Кад-
рами.
Проектные организации Москвы
	необходимо реорганизовать. В самое
ближайшее время следует ликвиди-
ровать маломощные мастерские, а в
оставшихся укрепить руководство. В
столице имеется много крупных спе:
циалистов, надо только умело их ис-
пользовать.

Болыним недостатком является
неорганизованность типового проек-
тирования. Министерство городского
строительства СССР не вооружило
архитекторов определенными метода-
	ми и средствами типового проекти-
рования.
Опыт проектирования застройки
	Песчаной улицы сеичас уже не от:
вечает требованиям типовой застрой-
ки. Индустриализация строительства
выдвигает новые требования He
только к планировке, но и к кон:
струкции жилых домов. . Строитель-
ство каркасных крупноблочных до-
мов уже начато на Песчаной улице.
В ближайшее время сооружение их
выйдет из стадии эксперимента и
станет массовым.
	Надо пересмотреть нормативы для
подсобных помещений: кухонь, сани-
тарных узлов, лестничных клеток,
лифтов. Архитекторы внесли немало
ценных предложений, подсказызаю-
щих, за счет чего можно удешевить
строительство, увеличить жилую пло-
щадь. Однако еще не использованы
многие возможности для размещения
подсобных помещений.

Все эти вопросы неразрывно свя-
заны с выбором рационального типа
конструкций, которые бы обеспечи-
вали индустриальное изготовление
сборки. Нам предстоит разрешить
ряд интересных задач, например,
устройство первых этажей на глав-
ных магистралях и на второстепен-
ных проездах.
	Темпы и качество строительства в
значительной мере зависят от того,
какие материалы будут взяты за ос-
нову автором проекта. В частности,
надо широко применять сборные же-
лезобетонные конструкции, которые
обеспечивают индустриализацию ра-
бот на строительных площадках.

Известно, что до последнего вре-
мени керамика на московских строй-
ках не применялась. Архитекторы не
уделяли внимания этому дешевому,
прочному и красивому материалу.
Попытки’ отделать керамикой фаса-
ды корпусов «А» и «Б» на улице
Горького были лишь полумерами,
так как противоречили конструктив-
ным решениям. Можно иногда на-
блюдать, как на кирпичную стену с
помошью проволоки  навешивается
декоративная плита. Но ведь прово-
лока подвергается коррозии и фа-
садные плиты разрушаются. К со-
жалению, подобный способ отделки
фасадов довольно распространен в
Москве, причем количество‘ типоз
облицовочных плит чрезвычайно ве-
	облииповочный
	Нужно „применять
	К индустриальным методам
		Создать небольшие, но удобные
квартиры
		ектор
	Жизнь требуе? пересмотреть мно-
гие издавна установившиеся тради-
ции в архитектуре ‘и строительстве.
Она выдвигает новые творческие 34-
	дачи. Индустриальный метод строи-
	ьства, ‚соответствующее ему уде-
шевление не должны вступать в кон-
фликт с архитектурой, как искусст-
вом, не должны снижать общего
уровня архитектуры. Задача совет-
ских зодчих— создать не только удоб-
ные, но и дешевые, красивые зда-
BHA,

Многие архитекторы поступают со-
вершенно неправильно, когда начи-
нают снижать стоимость строитель-
ства за счет ухудшения качества.
Некоторые из них занимаются упро
щенчеством, стали заменять облицо-
вочную плитку ‘штукатуркой.

Надо ли доказывать; что переход
на скоростное строительство являет-
ся более экономным и целесообраз:
ным. Московские архитекторы и ин-
женеры много сделали, чтобы соз-
дать удобные ячейки из четырех
квартир на лестничной ° площадке.
Такая планировка -1 дает хорошее,
удобное жилище» Эти секции необхо-
димо разработать применительно к
новому . индустриально-конструктивно-
му строительству:  ‘ >

Сейчас следует создать жилье ко-
ридорного типа с двухкомнатными и
однокомнатными . квартирами от 20
до 30 квадратных метров. Этот прин-
цип планировки домаоне является
новым. Но его- нужно решать по-но-
BOMY: повысить жизненные удобства
в этих домах, создать кухни и са-
нитарно-технические службы индиви-
дуального пользования. Подобная
планировка даст весьма простую кон-
	структивную схему и более полное
	использование лестницы и лифта, где
можно будет разместить максималь-
но целесообразное количество квар-
	Архитекторы недостаточно проя-
	вили инициативы, мало улеляют вни
мания этой важной проблеме. Мы
обязаны как можно скорее ликвиди-
ровать это отставание. В большом
долгу перед москвичами находятся
Академия архитектуры СССР, Управ-
ление по делам архитектуры и союз
советских архитекторов. Все эти ор-
ганизации призваны быстрыми .тем-
пами разработать новую планиров-
ку жилья. Научно-исследовательские
организации должны создать обяза-
тельный стандарт конструктивных и
архитектурных элементов домов для
производства их промышленным спо-
собом.

Одновременно с разработкой жи-
лой секцхи следует решить вопрос и
о планировке первых этажей домов.
В них надо разместить магазины,
	HHA надо разместить магазины,
детские учреждения, механические
прачечные, склады, камеры мусоро-
	удаления ит. д.

Особое внимание надо обратить и
на качество  санитарно-технических
устройств. Вместе с типовым проек-
тированием. которое сейчас являет-
ся основной задачей архитекторов,
нужно искать пути для создания
сборных индустриальных зданий.

Архитекторы должны — изменить
способ строительства домов. Трудо-
емкие процессы необходимо перене-
сти со строительной площадки на
заводы. В связи с этим архитекторы
и планировщики должны по-новому
подойти к технологии производства и
к архитекторному надзору. Мы обя-
заны изменить роль архитектора: он
должен участвовать во всех произ-
водственных процессах не только на
заводе, но и на строительной пло-
щадке.

Одним из методов скоростного
строительства является каркасно-па-
нельный. Сборка многоэтажных до-
мов на Хорошевском wocce — это
школа точности для строителей и
конструкторов.
	руководитель мастерской

типового

проектирования треста «Мосгорпроект»
	С решением этой задачи откры-
ваются широкие пути для массового
жилищного строительства в столице.

Применение каркасных конструк:
ций выдвигает перед архитекторами
	комплекс новых вопросов. Наиболее“
	сложным остается создание соответ-
ствующего архитектурного облика
этих новых зданий. Несомненно, что
новая техника диктует и свои архи-
тектурные решения.

Необходимо смелее эксперименти-
ровать, искать такие формы, кото-
	рые не только не противоречили бы.
	индустриальным методам,
ностью и логически вытек:
из НИХ.
	При типовом строительстве надо
создать наиболее выгодные  тчпы
балконов, карнизов, конструкций, ар-
хитектурных деталей. Требуется де-
ловое и творческое содружество ар-
хитекторов, инженеров и работников
предприятий.

Существовавшая у некоторых това-
рищей точка зрения, будто apxu-
тектура жилого здания, особенно
массов-я, типовая, «не настоящая»
архитектура, не только ошибочна, но
и вредна. :

Строить жилые дома з нашей
любимой Москве — почетно и от-

ветственное дело. В нем должны
	участвовать все передовые архитек-
торы <столицы.
	Перед строителями столицы стоит
большая задача — быстрыми темпа-
ми ввести в эксплоатацию ‘миллио-
ны квадратных метров жилой пло-
щади. Выполнить эту работу стары:
ми способами нельзя. Нужен реши-
тельный переход на индустриальные
методы.

Ведущую фоль в индустриальном
домостроении призван сыграть сбэр-
ный железобетонный каркас. Дома
такого типа сооружаются на Хоро-
шевском шоссе, восьмиэтажное жи-
лое здание строится на Песчаной.
	Здесь нам удалось практически
осуществить сборный железобетон-
ный каркас многоэтажного здания, в
котором просто и экономично реше-
ны соединения и стыки. Эта. кон-
струкция разработана инженерами
тт. Лагутенко и Дороховым.

В процессе строительства каркас-
ного дома на Песчаной выявляются
большие резервы для ускорения тем-
пов. Восьмиэтажное здание, включая
все работы по благоустройству, дол-
жно быть построено за пять с по-
ловиной месяцев.
	В ближайшее время мы сможем
наглядно доказать, что сооружение
многоэтажных жилых домов со сбор-
ным железобетонным каркасом осу-
ществимо и не требует особых тех-
нических приспособлений, что оно
вполне доступно нашим  строитель-
ным организациям.
	Больше керамических блоков
	К. ШАРОНОВ
	материалов
	промышленности строительной
промышленности строительных
	в ее производстве еще много недо
статков.

Прежде всего стоимость этого ма-
териала чрезмерно высока. Правда,
в текушем году удалось снизить це-
ну на 34 процента ‘по сравнению с
прошлым годом. Но этого мало. Не:
обходимо, чтобы стоимость керами-
ческого блока не превышала 30 и
даже 25 рублей.
	‘Чтобы решить эту задачу, надо
усовершенствовать производство. Ке-
рамика должна изготовляться на хо-
	POILIO механизированных заводах,
имеющих тоннельные печи. Мокрые
процессы следует заменить сухим
	прессованием. ‘Это значительно уско-
PHT процесс изготовления керамиче-
ских блоков. снизит их стоимость.
	1949 году строители получили
около б тысяч квадратных метров
керамических блоков, в этом году
уже 60 тысяч квадратных метров, а
в 1951 году промышленность строи-
тельных материалов изготовит для
Москвы 400 тысяч квадратных MeT-
ров. Задача вполне реальная. Не-
обходимо только ‘ускорить  строи-
тельство Двух заводов, которые будут
выпускать такой материал. Один из
этих заводов — Кучинский — пред-
полагали пустить 15 августа. Он не
сдан в эксплоатацию до сих пор.

Архитекторы дают заказы на изго-
товление большого количества типов
деталей из керамики, что осложняет
их производство. Необходимо про-
вести типизацию. Проектировшикам
вместе с работниками предприятий
предстоит разработать список типо-
вых блоков, которые пригодились бы
для строительства не одного-двух, а
песятков зланий.
	Осуществление всех этих меро-
	приятий позволнт работникам промы-
	шленности дать Москве в 195] году
больше декоративных керамических
блоков.
	начальник Главного управления

керамики Министерства
	На. высотных зданиях Московско-
го университета и на Смоленской
площади москвичи впервые увидели
новый, красивый облиповочный ма-
гериал — керамические плиты.
	Строительная керамика бесспорно
имеет большое будущее. Но сейчас
					Проект жилого дома на Смоленской набережной.
Авторы проекта архитекторы
	ee eee OE
ro ee = г, 3 т

этого никаких п
рактических выводов.   материал в виде блоков, составл
яЮ-