НАРОДНОЙ °
РЕСПУБЛИКИ КИТАЯ
	ЗЫСТАВКА ПЛАКАТОВ
И ГРАФИКИ В МУЗЕЕ
восточных КУЛЬТУР

В Государственном музее восточ-
ных культур идет подготовка к от-
крытию выставки «Плакаты и гра-
фика Народной республики Китая».

На выставке будет представлено
до двухсот экспонатов: графика,
плакаты, цветные литографии, на-
родные лубки, политические кари-
катуры, а также книги и брошюры.

всех этих произведениях худож-
ники Народной республики Китая
отражают новую жизнь и события,
происходящие в освобожденных рай-
онах.

Внимание посетителей привлекут
работы известных графиков Гу Юз-
ня, Ван Шу-и, Янь Ханя и других.

Среди работ Гу Юаня особенно
интересна серия гравюр, показываю-
Mad тяжелое прошлое китайского
крестьянина и его новую, счастли-
вую жизнь в Народной республике.
Многие произведения графики — по-
священы теме ликвидации неграмот-
ности.

Останавливает внимание серия пвет-
ных литографий, над которыми ра-
ботали популярные китайские ху-
дожники — Чжан Дин, Дэн Шу,
Гу Цюнь и другие. Ярко и разно-
сторонне показана в них жизнь тру-
дящихся Народной республики Ки-
тая. На одной из литографий изо-
бражено вручение крестьянам доку-
ментов на владение землей, на дру-
гой — дети приготовляют посылки
с подарками бойцам  Народно-осво-
бодительной армии, на третьей —
Народно-освободительная армия фэр-
сирует реку Хуанхо.

Будут экспонированы работы  xa-
рикатуристов Чжан Дина, Дин Цу-
на, Чжу Даня. Карикатуры насыше-
ны острой сатирой, разоблачающей
Чан Кай-ши и его приспешников.

Работы предоставленных на BH-
ставке художников являются пер-
выми ростками реалистического из-
кусства нового Китая. Творчефтво
мастеров изобразительного искусст-
ва возрожденной страны ставит
своей главной задачей служение це-
лям борьбы китайского ‘народа за
независимость, за мир во всем мире.

Выставка откроется в двадцатых
числах октября.
	AHEBUHUK UCKYCCMNE
	МУЗЫКАЛЬНЫЕ учреждения
и. организации столицы готовятся
отметить 100-летие со дня › смерти
Шопена. 15 октября в Доме ком-
позитора состоится вечер памяти ве-
ликого польского композитора. По-
сле вступительного слова о его твор-
честве будет дан концерт.
	Вильгельм Пик—
президент Германской
демократической
республики
	БЕРЛИН, 1. (ТАСС). Сегодня в
Берлине состоялось совместное засе-
дание Временной народной палаты и
Временной палаты земель  Герман-
ской демократической республики.

Президент Временной народной па-
латы Иоганнес Дикман огласил текст
своего письма, которое он направил
8 октября на имя главноначальству-
	ющего Советской военной админист-
	рации в lepMaHHH генерала армии
Чуйкова, а также текст заявления
генерала армии Чуйкова, сделанного
им по поручению Советского прари-
тельства 10 октября президиуму
Временной народной палаты, о пере-
даче Временному правительству Гер-
манской демократической республики
функций управления,  принадлежав-
ших до сего времени Советской воен-
ной администрации. Е

3 связи с тем, что по решению
Советского правительства функции
управления в восточной зоне пере-
шли в немецкие руки, Временный
парламент Германской  демократиче-
ской республики принял закон о пе-
редаче власти Временному  прави-
тельству Германской — демократиче-
ской республики.

Затем парламент приступил к вы-
борам президента Германской демо-
кратической республики. По поруче-
нию всех фракций парламента Отто
Нушке предложил избрать прези-
дентом республики Вильгельма Пи-
ка. Это предложение было встрече-
но депутатами и гостями бурными
аплодисментами; Вильгельм Пик был
единогласно избран президентом
Германской демократической респуб-
лики.

После своего избрания президент
Вильгельм Пик. выступил с большей
речью, обращенной к немецкому ва-
роду.

Вечером в столице Германии Бер-
лине в честь избрания’ Вильгельма
Пика президентом Германской демо-
кратической республики состоялась
миллионная демонстрация. Демонст-
ранты несли портреты вождя наро-
дов И. В. Сталина и президента Гер-
манской демократической республи-
ки Вильгельма Пика.
		БУХАРЕСТ. Демонстрация
родному дню борьбы за мир.
	рапионализаторекое
движение в Болгарии
	СОФИЯ, 12. (ТАСС). В этом ro-
ду от болгарских рационализаторов
и изобретателей поступило 450 пред-
ложений, четвертая часть которых
уже реализована. Это даст эконо-
мию около 4 млрд. левов.

Большую ценность представляет
предложенная инженером Яни Киш
новая конструкция машины для пе-
реработки кукурузы. Главному уп-
равлению мантиностроительной  про-
мышленности Болгарии сейчас дан
заказ на изготовление для сельско-
го хозяйства страны 1000 таких ма-
шин. Годовая экономия от внедрения
этой машины составит 350 миллио-
нов левов.

В сельском хозяйстве также ши-
роко развиты рационализация и но-
ваторство.

Болышой творческий под’ем на-
блюдается и в среде научных рабёт-
HHKOB.

Коллектив работников института
технологических исследований при
министерстве рудных и природных
богатств сконструировал топки ©
оригинальной системой расположе-
ния KOJIOCHHKOB, рассчитанные на
сжигание угольной пыли и низко-
сортных пород угля.
	Герасимовны — наролвая аотистка
		трудявцихся столицы Народной республикы Румынии, посвященная Межлуна-
	«ото ТАСС.
	К ПРЕБЫВАНИЮ ДЕЛЕГАЦИИ
ДЕЯТЕЛЕЙ СОВЕТСКОЙ НАУКИ
И КУЛЬТУРЫ В КИТАЕ
	$5 октября советские ученые —члены
делегации выступали на собрании
работников сельского хозяйства. На
собрании выступили директор Сель-
скохозяйственной академии имени
К. А. Тимирязева Столетов и вице-
президент Грузинской Академии
наук Агладзе. . Е

Во время пребывания в Пекине де-
легация деятелей советской культу-
ры посетила дом, где проживал из-
вестный китайский писатель-револю-
ционер Лу Синь, и Пекинскую биб-
лиотеку — крупнейшую библиотеку
Китая.

На собрании работников просвеще-
ния Китайской Народной республики
выступила член делегации деятелей
советской культуры Л. В. Дуброви-
Ha, рассказавшая о постановке дела
народного образования в Советском
Союзе и © методах преподавания в
советских школах.
	1Ю октября министр иностранных
дел Китайской Народной республики
Чжоу Энь-лай и мэр Пекина Не
Жун-чжэнь устроили в честь совет-
ской делегации деятелей культуры
прощальный прием. На приеме при-
сутствовали 400 человек, в том чис-
ле: Лю Шао-ци, Ли Цзи-шень, Pad
Ган, Чень И, Хо Сян-нин, Г> Мо-жо
и поверенный в делах СССР в На-
родной республике Китая С. Л. Тих-

PTT ORT.
	1Ю октября, после 1Ю-дневного пре-
бывания в столице Народной респуб-
лики Китая — Пекине, делегация
деятелей советской культуры выеха-
ла специальным поездом в Шанхай.
На вокзале делегацию провожали
представители Общества  китайско-

советской дружбы, писатели, пред-
	ставители народных организации и
другие.
	ПЕКИН, 12. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Синьхуа, в последние
дни члены делегации деятелей co-
ветской науки и культуры, возглав-
ляемой А, Фадеевым и К. Симоно-
вым, неоднократно выступали на мно-
голюдных собраниях в Пекане, неиз-
менно встречая самый восторженный
и радушный прием.

Выступления грутты артистов-тан-
поров ансамбля песни и пляски Со-
ветской Армии происходили в пере-
толненных залах. Зрители неизменно
	приветствовали выступле”ия  арти-
стов бурными аплодисментами.
8 октября в бывшем — император-
	ском дворце тю инициативе Всеки-
тайской ассоциащии работников ли-
тературы и искусства состоялась
встреча < членами делегации. Bo
дворце присутствовало около тысячи
китайских писателей, артистов и ра-
ботников культуры. Появление чле-
нов делегации деятелей советской
культуры ‘было встречено восторжен-
ными, долго не смолкающими апло-
дисментами.

Выступая на этом собрании, К. Си-
монов подчеркнул ту роль, которую
советские писатели сыграли в деле
строительства страны социализма.
Речь А. А. Фадеева на тему «Социа-
листический реализм» была зачитана
китайским поэтом Эми Сяо.

9 октября во время студенческой
демонстрации на плошади Демокра-
тии студенты пронесли на руках
членов советской делегации. Участ-
ники 20-тысячного митинга студентов
выкрикивали лозунги: «Да здравст-
вует китайско-советская дружба!».

А. А. Фадеев обратился к молоде-
жи с речью, посвященной культурно-
му строительству в Советском Союзе.

К. Симонов посвятил свою речь
литературе и писателям Советского
Союза.
	5 Институте прикладного и декоративного искусства многие студен-
ты работают над произведениями, отображающими эпизоды из истории
	нашей Родины. Студент-отличник 5-го курса скульптурного факульте-
та комсомолец А. Конников заканчивает скульнтурную группу, посвя-
пзенкую событиям 1905 года на Красной Пресне. НА СНИМКЕ: студент
А. КОННИКОВ за работой над скульптурной группой.
	oro C. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО (Aco.
		ситета, затем Медико-хирургическая
	академия и, наконец, лаборатория
при клинике известного русского
врача Сергея Боткина -- таковы
	первоначальные вехи того пути, ко-
торый прошел молодой ученый. Изу-
чение физиологии кровообращения и
пищеварения привело Павлова к
созданию гениального учения об
условных и безусловных рефлексах.
Скупым, но ярким языком фактов и
документов, иснользуя мультиплика-
цию, повествует фильм о научном
подвиге Ивана Петровича Павлова,
вводит нас в его лаборатории, зна-
комит с его творческими исканиями
и экспериментами.

Очень хороню показывает фильм,
какую поддержку встретили работы
Павлова в советские годы. Ленив и
Сталин предоставляют Павлову и
его сотрудникам все возможности
для творческой научной деятельности
на благо народа. Как в сказке, выра-
стает под Ленинградом научный го-
родок Колтуши, ставший в наши
дни «столицей мировой физиологии».
	С огромным интересом смотрятся
кадры, запечатлевшие Павлова при
его жизни. Мы видим ученого в ла-
боратории, беседующим с ученика-
ми на прогулке. Сколько неукроти-
мой энергии и молодости духа в
образе этого великого труженика,
отдавшего весь свой гений, все си-
лы благородному делу служения
народу!..

Незабываемое впезатление проаз-
водит выступление Павлова на
Международном конгрессе физиоло-
гов в Ленинграде в 1935 году. Стра-
стно и гневно, с юношеским пафо-
сом произносит он слова, обличаю-
щие войну, — этот «звериный  сно-
соб решения жизненных трудностей,
недостойный человеческого ума».
Во весь свой гигантский рост встает
перед нами образ великого русского
ученого-материалиста с его непоко-
лебимой верой в могущество и тор-
жество человеческого разума, с его
огромной любовью к человеку.

Фильм «Иван Петрович Павлов»
— новая, несомненная удача совет-
ской документальной  кинематогра-
	фии.
Ник. Кривенко.
				«Что ни делаю, постоянно думаю,
что служу этим, сколько позволяют
мне мои силы, прежде всего моему
отечеству..» Эти слова И. П. Пав-
лова, сказанные им незадолго до
смерти, как нельзя лучше об’ясняют
	все то огромное и творчески сме-
лое, что принес в науку замечатель-
ный русский ученый. И очень  хо-
polio HW правильно, что именво эти
	слова — знаменательные, подводя-
щие итог долгой и плодотворной
жизни, — звучат в первых кадрах
нового документального — фильма
	«Иван Петрович Павлов»*). Раскры-
вая основной замысел картнны —
показать Павлова не только как
гениального экспериментатора в нау-
Ke, создателя  материалистического
учения о высшей нервной деятель-
ности, носи как страстного патриста
своей Родины, как ученого-гражда-
нина, — эти слова вместе с тем
определяют и сценарное построение
фильма, придают ему ощутимую
идейную направленность.

Детские, и отроческие годы Пав-
лова прошли в Рязани. Мы видим
	нагэкране высокие берега Оки, уто-
	пающие в зелени улицы, отягощен-
ные плодами ветви фруктовых де-
ревьев. Всё это окружало юного
	Павлова, и именно здесь, в этом
искони русском городе и его скре-
стностях, проснулось и окрепло в
	нем большое и нежное чувство к
родной земле.

Подробно рассказывает фильм о
том громадном влиянии, которое
оказали на формирование мировоз-
зрения Павлова труды Герцена и
Чернышевского и известного побор-
ника естествознания Писарева. Сам
Павлов вспоминал впоследствии:
«Под влиянием литературы 60-х го-
дов, в особенности Писарева, наши
умственные интересы обратились в
сторону естествознания, и многие из
нас, в том числе и я, решили изу-
чать в университете естественные
науки».

Факультет Петербургского универ-
	% «Иван Петрович Павлов», сцена-
рий В. Попова, режиссер—В. Николаи,
главный оператор—М. Васильев.
	MOM ТВОВ

РЕДИ  верхневолжских/ городов

Кинешма более другиХ сохрани-
ла отпечаток века минувшего, века,
который с такой яркостью красок,
жизненной правдой и сатирическим
ядом рисовал Александр Николае-
вич Островский. Разумеется, отпеча-
ток «века Островского» теперь не в
людях, не в укладе жизни; все ста-
ло другим в нашу эпоху, но иные
уголки Кинешмы предстают перед
нами как превосходно выполненная
декорация к пьесе Островского. Сто-
ишь на высоком берегу Волги в
ожидании парома, оглянешься на на-
бережную, на зелень бульвара — и
вспомнится декорация первого дей-
‘ствия «Бесприданницы»:

«налево — деревья; в глубине
низкая чугунная решетка, за ней вид
на Волгу -- на большое простран-
ство: леса, села...».

Подходит паром, на паром, пыхтя,
вкатываются колхозный грузовик,
затем автобус, мотоцикл и верени-
ца телег. С веселым гамом врывает-
ся молодежь, не торопясь, распола-
гается солидная публика. Наконец
гудит буксирный катер, и паром мед-
ленно отделяется от пристани. Он
движется тихо, и за это время ус-
певаешь прочитать газету. Но вот
паром уже прижался к отлогому G6e-
‘регу Волги. Шлепая тю воде, зали-
‘вающей мостки, выйдешь на берег
и немного залержишься, пока выбе-
рется из влажных песков автобус.
Затем предстоит недолгий путь —
всего двадцать километров. Только
в конце пути начинается лесная, жи-
вописная дорога. По обеим сторонам
зеленая чаща, столетние ели, глубо-
кие овраги, бурелом, тихие полянки.
А по дороге катят в район велоси-
педисты, тарахтят грузовики, высо-
ко в небе гудит самолет. Это уже
век паш, наи сегодняшний, трудо-
вой, вешний день.

Лет восемьдесят назад по ЭТОЙ до-
роге не раз проезжал плотный, ши-
фокоплечий, стриженый по-русски
	Новый документальный фильм
	Рост безработицы
в Англии
	ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Промыш-
	готовятся   Ленный обозреватель Тазеты «Ньюс
	кроникл» сообщает, что число рабо-
чих, занятых в судоремонтной  про-
мышленности Южного Уэльса, умень-
пится с 6 тыс. человек в январе до
4 тыс. человек к концу этого года.
	уд над руководителями американской компартии
	стами является «частью общей ис
терии», которую создают монополи-
CTH с целью облегчить свои попыт-
ки подготовить новую мировую вой-
ну. Он высмеял попытки обвините-
лей заключить в тюрьму его подза-
щитных по той причине, что они кри-
тикуют внутреннюю и внешиюю по-
литику правительства.
	Монополисты желают запретить
компартию, — сказал Глэдстейн, —
ибо коммунистические руководители
сознают необходимость создания «са-
мого широкого об’единения американ-
ского народа с нелью оказать со-
противление наступлению на’ граж-
данские права и попыткам  устано-
вить в Соединенных Штатах фа-
шизм».

Затем Глэдстейн остановился на
свидетельствах, представленных за-
‘щитой на предыдущих заседаниях
суда, подчеркнув тот факт, что эти
свидетельства показывают, что ком-
мунистические руководители боль-
шую часть своей деятельности по-
свящают борьбе за улучшение поло-
жения рабочего класса и кампаниям
с целью заставить правительство
принять законопроекты 0б улучше-
нии жилищных условий, просвеще-
ния, помощи ветеранам войны, а
также борьбе против антинегритян-
ской дискриминации и террора в
Соединенных Штатах.

Обвинение утверждает, продолжал
Глэдетейн, что данный суд над KOM-
мунистами необходим ввиду «опас-
ных времен». Но эти времена опас-
ны только потому, что поставлены
под угрозу свободы народа. Все лю-
ди в нашей стране живут, испыты-
вая чувство страха.

После Глэдстейна выступил за-
шитник Сейкер.
	Отметив тот факт, что правитель-
ству не удалось представить сколь-
ко-нибудь  правдоподобных  евиде-
тельств против руководителей ком-
партии, Сейкер заявил, что это ра-
зоблачает политический характер дан-
ного суда и указывает на то, что
этот судебный процесс диктуется
непосредственно Белым Домом. «Су-
дебное преследование началось по
политическим соображениям. Обвини-
тельный акт против, коммунистов был
опубликован только за два дня до
учредительного с’езда  пропрессив-
ной партии, состоявшегося 22 июля
1948 года в Филадельфии». После
того как обвинительный акт, про-
должал Сейкер, сослужил свою слу-
жбу во время предвыборной кампа-
нии Трумэна, «это преследование
стало орудкем холодной войны. Вме-
сто того, чтобы разработать програм-
му всеобщего мира, Соединенные
Штаты стали полагаться на монопо-
лию атомной бомбы. Американский
народ должен немедленно возвысить
свой голос в зашиту мира. Ничто в
наше время не может так катастро-
фически помешать усилиям, направ=
ленным На обеспеченве Мира, как
принуждение к молчанию текого ето-
ро=ннка мира, как компартия».

На.этом заседание суда было за=
крыто.
	НЬЮ-ИОРК, 12. {ТАСС). 10 ок-
тября защитник Глэдстейн выступил
с заключительной речью от имени
	председателя компартии штата Пью-
	Иорк Томпсона и председателя ком-
партии итата Огайо Холла. Обра-
щаясь к присяжным, Глэдстейн зая-
вил, что, хотя формально обвиняют-
ся только 11 руководителей компар-
тии, присутствующих в зале заседа-
ний суда, фактически обвинительный
акт направлен против 70 тыс. членов
компартии во всех Соединенных
Штатах.

Подробно остановившись на раз-
личных юридических вопросах, за-
тронутых на суде, Глэдстейн, отме-
THA, что данный суд над коммуни-
	старые ели достигают веф-
пинами края оврага, минуепть тюля,
и возникают колокольня и ограда
кладбища. Меж двух белых могиль-
	вых памятников поднимается крест
из черного мрамора, и на нем вы-
сечено:
	Александр Николаевиюя
		Даты рождения и смерти. Ни пыш-
ных славословий,®ни надгробных из-
речений. Значительна и трогательна
эта скупая надпись.

Могила не забыта. Летом у под-
ножья памятника лежат венки по-
левых цветов. Приходят школьники
сельских школ, приходят актеры то-
го театра, который называют у нас
«Домом Островского». Кажется, нет
вокруг ни одного человека, который
не сознавал значения места, где жил,
работал, умер и похоронен великий
русский драматический писатель.
	За кладбищем тропинка ведет нас
в колхозные поля, затем круто, че-
рез лесную чащу, спускается к ти-
хой, протекающей в лесных берегах
`реке. Шумит вода у плотины, но са-
мой мельницы нет, она стала ненуж-
ной там, где работают паровые мель-
ницы. Высокие деревья отражаются
в зеркале тихо струящейся лесной
реки.

И нисколько не странно, что здесь,

под шум векового леса люди так

много говорят об искусстве, нисколь-
ко не странно, что сюда по крутой
тропинке легкой, молодой походкой
спускался Остужев, Что это люби-
мые места стариков и артистической
молодежи Малого театра.

Теперь Шелыково — дом отдыха
актеров этого театра, но отдых для
художника—уединенные мысли о ие-
лях искусства, образах, которые не-
отступно тревожат актера. Здесь, в
этих местах, отдых и творчество не-
отделимы. И можно ли найти дру-
гое, более достойное Место для
творчества, чем край, где рождалось
видение Снегурочки, Ярилы, спуска-
юшегося к берзнлеям в «виде моло-
дого парня в бзлой одежде, в пра-
вой руке’ светящаяся голова чело-
вечья, в левой — ржаной сноп».
	Спектакль Малого театра «ДОХОДНОЕ МЕСТО». В роли <3Фелисаты
СССР Е. ТУРЧАНИНОВА, в ролк Нолины — артистка О. ХОРЬКОВА,
	В местах, связанных © жизнью и
творчеством великих писателей, всё
неотделимо от духовного, творческо-
го их труда. Так и в Шелыкове:
нельзя отвлечься от мысли, что имен-
но здесь, в аллеях парка, на лесных
тропинках ия у обрыва, глядя в си-
неющие лесные дали, Островский
пока епе в мыслях видел образ Ла-
рисы и Юлии ‘Тугиной, пока еще
в мыслях, не на. бумаге, строил дей-
ствие, которое так властно захваты-
вает внимание зрителей и до сих пор
непреодлолимо пленяет нас.
	Щелыково — He заповедник, но
всё здесь, точно в заповедном лесу.
Стоит только уйти за пределы пар-
ка, побродить по берегам реки, ко-
торая носит странное название Ку-
экша, спуститься в глубокий овраг,
из которого глядят верхушки веко-
вых елей, углубиться в лес — и
вдруг тебя осеняет: так вот откуда
явилась «Снегурочка», сказка, вдох-
новившая двух величайших русских
композиторов — Чайковского и. Рим-
ского-Корсакова.

В памятные июльские дни грозно-
го 1941 года шли мы здесь с ныне
покойным П. М. Садовским, народ-
ным артистом СССР, и Прев Михай-
лович, остановившись на поляне, по-
глядел вокруг и с глубоким убежде-
нием сказал: «Поляна берендеев...».
Нам сначала показалось, что эти
слова были просто напоминанием о
творении Островского. Но он повто-
рил эти слова, и когда мы перели-
стали «Снегурочку», то прочитали:
	«Просторная поляна в лесу, спра-
ва и слева сплошной лес стеной,
перед ним по обе стороны невысо-
кие кусты. Вдали, меж кустами, вид-
ны богатые шатры. Вфчерняя заря
догорает».

Это было точное описание поляны,
которая так недавно была у нас пе-
ред глазами... Так же догорала ве-
черняя заря, только не было бога-
тых шатров меж кустами. И стало
нам понятно, почему именно в этом
месте Пров Михайлович прочел на-

Разросся тенистый старый парк,
стройные молодые березы стали сто-
летними деревьями, но всё тот же
деревянный двухэтажный дом и ка-
бинет, где работал Островский. Из
окна глядишь вниз и видишь об-
ветшалую кирпичную лестницу, она
ведет под гору, в тенистые, тихие
аллеи парка.

Конец семидесятых годов был для
великого драматического писателя
порой расцвета ето таланта. В 1876
— 1878 годах здесь, в Шелыкове,
он Писал «Правда хоропю, а счастье
лучше», «Бесприданницу» и «По-
следнюю жертву». Из года в год по-
являлись на сцене Малого театра в
Москве и Александринского — в
Петербурге творения Островского.
31 августа 1876 года из Шелыкова
Александр Николаевич писал В. И.
Родиславскому, литератору, своему
соратнику по организации Общества
праматических писателей: «Я теперь
серьезно принимаюсь за работу, мно-
гое начинал, да все бросал»*. Пло-
дами этой серьезной работы были
три названные пьесы — они До сих
пор украшают нашу сцену. Кому
довелось видеть рукописи Островско-
го, его наброски, планы пьес, нако-
нец, самую пьесу, ‘испещренную по-
правками, дополнениями, тот по-
нимает, что означают слова драма-
турга: <«..серьезно принимаюсь за ра-
	боту». По были у него среди тру-
	довых будней празднества, семейные
радости.
	25 мая 1877 года он пишет из то-
го же Шелыкова Родиславскому:
	«Многоуважаемый Владимир Ива-.
нович, извините, что замедлил, а, Мо-
жет быть, и не складно сделал, —
у меня в некотором роде прибавле-
ние семейства. Появился на свет но-
вый Островский Николай, молодой
человек, подающий большие надеж-
ДыЫ...». .
	« Выдержки из писем А. Н. Ост-
ровекого печатаются впервые..
	звучанием, глубоко вдыхая запах нве-
тов и трав поляны беренлеев.
Возвращаясь после долгой прогул-
ки, мы шли через селение и видели
старинные, сложенные в лапу из ве-
кового леса избы. Иные из них сто-
яли здесь со времен наполеоновского
нашествия. И снова вспомнилась
«Заречная слобода Берендеевка».

Знал и любил эти места Остров-
ский, знал и любил народ, с кото-
рого в те давние времена писал бе-
рендеев. Заходил в крестьянские из-
бы, толковал с крестьянами. В «Пу-
тешествии по Волге от истоков до
Нижнего-Новогорода» он оставил ин-
тереснейнее описание Поволжья на-
кануне отмены крепостного права.
Заботился о просвещении земляков.
Любопытно, что по случаю `2-летия
литературной деятельности Алексан-
Apa Николаевича предполагали от-
крыть народную школу в селе Ще-
‘лыково. Собранных денег нехватило,
а властям был безразличен юбилей
великого русского драматурга.

28 мая 1886 года Островский поки-
дал Москву, измученный заботами о
Малом театре, служебными неприят-
ностями, неладами Cc чиновниками
конторы императорских театров. Для
них он был только служащий —
«заведующий репертуарной частью».
Он ‘выехал с почтовым по Нижего-
редской дороге в Кинешму, оттуда—в
Шелыково. Ехал он в открытом эки-
faxe. Был ‘холодный,  ветреный,
дождливый день. Двадцать верст по
дурной, разбитой дороге ивмучили
и обессилили его. Он вошел в. ми-
лый ему старый дом, о котором меч-
тал в Москве среди трудов и забот.
В комнате, в рабочем его кабине-
те, где он провел столько часов У
стола, он почувствовал себя дурно
и здесь под сенью старого щелы-
ковского дома скончался 2 июня
1886 гола.

Его похоронили вблизи Шелыкова,
в Бережках. Каждый раз, когда по
дальней тропинке направляешься в
селение Бережки, невольно думаешь
о том, ЧТо по этой тропе несли гроб
Островского. Был солнечный день, и
вечной красой сияла природа, гус-  .
той, темнозеленый сумрак был в!
глубоком, поросиием тогда Молодым
лесом овраге. Идель сейчас вдоль  ’

человек с окладистой бородой и ум-
ным, как будто суровым взглядом.
Ехал он сюда всегда с радостным
чувством. Москва была позади, во-
круг была лесная, заволжская Тишть,
свое, родное, близкое, связанное C
дорогими воспоминаниями. Путь ле-
жал в сельцо Щелыково, в усадьбу,
приобретенную отном еще во време-
на крепостного права. Отец завещал
усадьбу мачехе, у мачехи имение
было куплено Александром Никола-
евичем Островоким и его братом.

В ту пору Островский был уже
признанным русским драматическим
писателем. В эту эпоху великой рус-
ской литературы жили Алексей Кон-
стантинович Толстой и Сухово-Ко-
былин, жил Тургенёв и в расцвете
сил был Лев Толстой, Казалось, не
было в русской литературе писате-
ля, а в русском театре артиста, ко-
`торый не почитал бы таланта Ост-
ровского. На самом деле было не
так. Литературные завистники, импе-
раторские чиновники, неудачливые
артисты, не стесняясь, позволяли се-
бе пренебрежительно судить об Ост-
ровском. Драматург Невежин пишет
в своих воспоминаниях, что неслу-
чайно утомленный борьбой с чинов-
никами Островский «затворился в
своей квартире и по нескольку лет
не лосещал театров, которым посвя-
тил всю свою жизнь».

Оттого, надо думать, Островский
охотно покидал Москву ради Ше-
лыкова. Здесь он жил, работал и
здесь кончил свои дни.

И. потому, под’езжая к Шелыко-

ву, ждешь, когда покажутся в’ зеле-
ной чаще парка знакомые очертания
	старого дома, в стенах которого на-
писаны «Бесприданница», «Последняя
	жертва», лучшее из всего, что Cu
здано Островским.

Смотри, дитя, какое сочетанье
Цветов и трав, какие переливы
Цветной игры...

Он. читал эти стихи, упиваясь их