НА ПУШКИНСКОЙ
ВЫСТАВКЕ
	ЭКСКУРСИЯ МОСКОБС
TIKOJBHUKOB
	К трем часам дня на улице Кро-
	поткина, у старинного особняка, по-
строенного архитектором Григорье-
вым в 1814—1316 годах, собрались ре-
бята. Великолепное ампирное здание.
украшенное барельефами, изумитель-
но расписанное внутри, произвело
сильное впечатление на детей и сра-
	зу как бы перенесло их в эпоху
Пушкина.
Участники экскурсии осмотрели
	восемь залов выставки. В первом они
увидели множество советских изда-
ний произведений Пушкина, перево-
ды стихов поэта на другие языки.
Во втором зале внимание ребят при-
влек большой стенд. посвященный
восстанию декабристов. Злесь вокруг
портрета Пушкина работы  Кипрен-
ского расположены уникальные эк-
спонаты — подлинные портреты ле-
кабристов, сделанные в ссылке уча-
стником восстания Николаем Бесту-
жевым и снабженные собственноруч-
ными подписями портретируемых.

следующем зале экспонируется при-
	сиедующем зале экспонируется при-
надлежавниее Пуликину бюро — ста-
	ринныи письменный столик с покатой
крышкой. В зале где расположены
	экспонаты,
	ВБ зале, где расположены
повествукицие о гибели
юэта. участникам экскур-
	великого поэта, участникам экскур-
сим показали последнее письмо Пуш-
	кина к А. О. Ишимовой (детской
писательнице), написанное за два
часа до дуэли, и гипсовую маску,
снятую скульнтором  Гальбергом с
лица поэта сразу после смерти.
Дальше посетители увидели мно-
	гочисленные картины советских  .
		чулака-ученого < прак тияесжкой
жизнью. В «Современной истории»
рамки социальной сатиры Франса
разлвигаютэя горазлю wape. Четыре
	романа, входящие в эту серизо («Юя
	придорожным вязом», «Ивовый ма:
некен», «Аметистовый перстень»,
«Господин Бержере в Париже»), —
это развернутый памфлет на Третью
республику конца девяностых годов.
Первоначально Франс главу за гла-
вою опубликовывал «Современную
историю» в газетах. Эти главы буду-
щих своих романов Франс называл
тогда газетными  хрониками и, на-
до признать, с полным основанием:
они отличались животрененущей
злоболневностью. Поведение различ-
ных партий, смена министерств, меж-
дународные отношения Франции, цер-
ковные дела, судебные процессы то-
го времени — вся политическая и
общественная. жизнь налету зарисо-
вывалась Франсом в маленьких глав-
ках. В этом отношении «Остров пинг-
винов» (1908) и «Восстание ангелов»
	(1914) продолжают «Современную
историю», захватывая уже и начаяо
ХХ вежа.
	Теперь многие события и Люди,
изображенные Франсом, совсем поза-
быты или нашли себе приют где-ни-
будь в подстрочных „примечаниях
исторических трудов, а злоба дня,
на которую откликался Франс, уже
стала далеким прошлым. Но ero
произведения, как это ни парадок-
сально звучит, стали кое в чем еше
более злоболневными, чем были де-
сятки. лет назад. Об’ясняется это тем,
что Франс, как это и подобало на-
стоящему, большому сатирику, умел
в событиях, людях, порядках и нра-
вах современной ему буржуазной
Франиии улавливать существенные
	черты всего международного —иИмне-
риализма, а никогда еще эти чер-
ты не проявлялись с таким наглым
бесстыдством, как в настоящее время.

Вот почему но-новому злободневен
франсовский Жан Кок, излагающий
основы своей «мирной  политижи»:
«Я мирояюбив, господин Бержеое.
Но, хвала господу, я миролюбив не
по-вашему. Мир, которого я хочу, —
не ваш мир... Мы заключим мир не-
умолимый и яростный, мир угрожаю-
щий, устрашающий, горящий  пожа-
ром и достойный нас, полный грохо-
та, ослепляющий, мечущий громы и
молнии, мир, более страшный, чем са-
мая страшная война, мир, от которо-
го весь свет будет охвачен леденя-
им ужасом». Passe, несмотря Ha
французское имя этого персонажа,
не обнаруживают с ним сходства со-
временные «миротворцы» с атомной
бомбой в кармане?!

В одной из глав «Острова пингви-
нов» Франс рассказывает о заокеан-
ской стране, правители. которой сла-
щаво именуют ее страной мирной
промышленности и, чтобы найти сбыт
для этой «мирной промышленности»,
перебивают в Третьей Зеландии две
трети населения. Франс называет эту
заокеанскую страну Новой Атлантя-
дой, — но в наши дни читатель го-
раздо легче, чем во времена Франеа,
расшифрует вымышленное название,
безотиибочно назовет не только часть
снета, гле находится этот «промын-
ленный рай», но и точный адрес его
заправил — вплоть до улицы: Уюоля-
стрит.

В Австрии, разыгрывая прелвыбор-
ную буффонаду, антинародная партня
космополитов, партия помещиков и
капиталистов, пролающая свою стра-
	‚ву американским импервалестам, во
	Г. Ильин. Актеры Малого театра   сатириком своей современности и в
оказывают повседневную творческую   так называемых «исторических»  Ро-
помошь художественной самодеятель-   манах: прошлое бывало нередко у
	ности завода. Кинорежиссер, лауреат
Сталинской премии И. Копалин рас-
сказал о работах фронтового и coB-
хозно-колхозного филиалов театра. О
творческих достижениях актерского
молодняка и о его связи с рабочей и
учашейся молодежью столицы гово-
рил_ секретарь Коминтерновского рай-
ко’ ВЛКСМ В. Тайлаков.

cf теплым CAOBOMK akTepaM TeaTpa-
юбиляра обратился президент Акаде-
мии артиллерийских наук, лауреат
Сталинской премии  генерал-лейте-
want А. Благонравов. Вспоминая
свои гимназические годы и первые
посещения спектаклей в ролном
всем москвичам старинном здании
на бывшей Театральной плозцали, он
сравнил Малый театр с увлекатель-
ной книгой, которую не. устаешть пе-
релистывать и с возрастающим ин-
fepecom читаешь каждую новую
страницу. ‘
	него лишь удобным разбегом для
того, чтобы атаковать современный
ему империалистический мир. Tak,
«Харчевня королевы Педок» и «Убеж-
дения аббата Куаньяра» — две книги
Франса, посвященные приключениям
и беселам броляги-аббата ХУПТ ве-
ка, в сущности, не что изюе, как
памфлет на Третью республику, на-
писанный эзоповским языком. В 1893
году, когда вышли обе эти книги,
читатели без труда узнали в «деле
Миссисипи» пресловутое «дело о П2-
намё» — только что закончившийся
сканлальный судебный процесс, ко-
торый обнаружил массовую продаж:
насть заправил Третьей  республи-
	ки — депутатов, министров и ряда
видных «реслубликанских» деятелей.
Ядовитое  въинучивание аббатом
Ктаньяром королевской Франции
	ХУПТ века, королевского суда, Ко
ролевской военной политики читате-