SOBWHATCHEHMA aKt

лавной оо ‘ 3
по делу Трайчо Kocropa 1 и его сооб

На этом зажончилиеь евкеинограловие
	встречи и переговоры Постова с Тито и
Ранновичем.
	Тито выполнил просьбу, высказанную
Ностовым при их переговорах в Белграде.
В конце 1947 года состоялась  вотреча
между Ностовым и вновь назначенным в.
Болгарию американским послом Дональдом
Рийд Хийтом..
 Костов относительно этой встречи пока-
зывает:

«..Рийд Хийт вначале официально пред-
ставился мне как исполнявшему обязанно-
сти премьер-министра.

При первом визите Рийд Хийт выразил
пожелание основа встретиться co мной в
недалеком будущем, ввиду необходимости
обоудить некоторые интересующие нае 0бо0-
их вопросы. Я дал евое согласие.

Спустя несколько дней Рийд Хийт по-
просил принять его. Прием cocrosica в
моем служебном кабинете в Совете Мини-
стров.

После короткого разговора относительно
внечатлений о Софии разговор велся Ha
французеком языке) Рийд Хийт сказал
мне, что знает о моих личных пружест-
венных отнонениях е югославами, ° уста-
новившихеся за последние два-три. гола,
ий это его весьма радует. Он высказал на-
дежду, что я буду доброжелателен и каме-
риканцам.

Из сказанного я понял. что Рийд Хийт
явился ко мне в результате моей догово-
ренности с Тито, обещавитим оказать в0-
действие в установлении мною связи ©
американцаяи.

Американцу я ответил, что согласен вы-
полнить его пожелание. Тогла Рийд Хийт
заявил, что он не будет обременять меня
излишними затруднениями и не требует
отдельной связи со мной. То. о чем амери-
канцы захотят вам сообщить, оказал Рийд
Хийт, булет предварительно согласовано ©
югославами и передано вам через них.
Рийд Хийт подчеркнул, что советы, кото-
рые я буду получать ог Тито и его бли-
жайнтих сотрудников, я должен воепри-
нимать как и советы американцев и что
в этом отношении между ними и Титосу-
шествует полная договоренность...»

В январе 1948 года Ностов поставил в
известность обвиняемых Павлова и Стефа-
Hoga о ето договоренности е Тито и Ран-
	ковичем в Нвксинограде, & также о наме-
рении Тито и остальных югославских ру-
ководителей порвать в ближайшем буду-
шем © СССР.

Кроме того, Нёстов сообщил Павлову и
Стефанову, что ютославы настаивают на
том, чтобы его группа провела необходи-
мую полготовку и У <ебя в стране с тем,
чтобы Болгария как можно скорее пошла
по TOMY же пути, ‘пою какому ведет Юто-
елавию Тито. ,

«..Я раз’яснил им ‘смысл и значение
того. что предпринимает Тито в Югосла-
вии, а’также необходимость организован-
ной работы с нашей стороны; если мы хо-
тим рассчитывать на лучшие результаты.

Павлов (и Стебанов, выслушав мои
об’яонения, каждый в отдельности. дали
свое согласие на совместную о мной ра-
боту по выполнепию плана. о котором бы-
ло логоворено < Тито. Таким образом, я
и мон ближайшие еотрудникя — Павлов
и Стефанов — составили своего рода
центр, возглавивший вражескую работу...».

Обвиняемый Павлов, подтвердив это 0б-
стоятельство. показал:

<..Вак сообщил мне Костов, после его
встречи < Тито в Евкоиноградеком дворце,
Тито его уБедомил о прелетоящем оконча-
тельном разрыве е СССР. рекомендовал
этот путь проделать и в Болгарии и чем
скорее. тем лучше.

Па заявил мне Ностов в разговоре.
	Тичными признаниями обвиняемых, пэ-
казаниями свидетелей и другими материз-
лами дела установлено, что преступные
труппы‘ Тито и Hoctosa, действуя заодно,
по заралее намеченным планам и, в 1о-
стоянно полдерживаемом контакте. — ис-
пользовали дружеские чуветва, питаемые
болгарским народом к его славянским
братьям — ютославским трудящимея, и
популярную идею федерации южных ¢13-
вян обратили в средство для достижения
своих подлых целей, чтобы лишить бол-
тарское демократическое государство его
национального суверенитета, превратить в
придаток титовокой Югославии и в новую
колонию американокото и английского им-
периализма.

Обвиняемый Ностов, по договоренности

с его белградекими единомышленниками,
злоупотребляя евоим служебным положе-
нием, принял зависящие от него меры,
чтобы обеспечить свободное проникновение
ютославских агентов в болгарские  rocy-
‘дарственные учрежления.
° Югославскому военному атташе поднол-
кознику Воеславу Ристичу, а впоследет
вий его преемнику — полковнику Драго-
тину Филипповичу был обеспечен доступ
в материалам военного Министерства и
возможность устанавливать и поддержи-
валь каждодневную связь с руководящи-
ми работниками в армии. °

Югославекие шпионы получили доступ
в охраняемым законом сведениям, состав»
ляющим государственную тайну, под пред-
логом необходимости изучить состояние
болгарской армии для создания  единооб-
  Pasnol структуры и системы обучения па
образцу ютославской армии, се учетом-ле
пролетоящего образования Федеращии.

Широкий доступ был обеспечен чинов-

никам ютославского посольства в Софии и
	в остальные болгаревие учреждения, вклю-
чая Государственную плановую комиссию и
Главную дирекцию статистики, где они
также получили возможность устанавли-
вать шннонские связи и добывать секрет-
ные материалы.

В течение двух с лишним лет, по май
1948 года, в Министерстве внутренних
дел подвизался специальный представитель
полицейско-шиионской службы  Раннови-
ца — Иован Божевич. Официальный шаи-
он получил доступ к наиболее секретным
сведениям и насаждал свою атентуру.

Подтвердив на еледствии это обсточ-
тельство, Костов далее показал:

имевшем место в его кабинете в ЦА, Ти-
т0 прямо поставил перед ним вошие. что
необходимо всеми способами добиваться
овладения руководством партии и управ-
лением государством. назначая своих на-
дежных людей на ответственные посты.
Нужно быть решительными. советовал Но-
стову Тито, только в этом случае успех
будет обеспечен, а. ели понадобится,
Югославия готова оказать всяческую  по-
мощь, в том числе и военную.

Наряду < этим, по заявлению Ностова,
Тите поставил вопрос о том. что надо y6-
рать о пути Георгия Димитрова е его по-
литикой дружбы и сотрудничества c CCCP,
и, если понадобится, ликвилировать этого
старика...».

Павлоз также подтвердил, что в 1948
году Ностовым, согласно договоренноети с
Tuto и Ранковичем, был созлан в Boara-
рии руководящий центр заговора © его —
Павлоза — участием. Он показал:

«..Ло мнению Костова, нам необходимо
оформить езмостоятельные, друг от друга
независятие линии деятельности, которые
бы возглавил центр с тем. чтобы поета-
вить конечной целью подготовку захвата
государственного аппарата и овладения ру-
KOBOICTBOM партии. имея в вилу последу-
ющий отрыв Болгарии от СССР и перевод
ее на рельсы англо-американского блока,
единственно способного обеспечить хозяй-
ственный под’ем в Болгарии и устамовле-
ние внутри страны режима. полобного за-
падным демократиям.

Костов, Стефанов и я должны были ©0-
ставить тот центр, в руках которого co-
средоточились бы вое нити заговорщиче-
ской работы. Ностов далее подчеркнул ре-
шаюнтее значение нашего контакта © юго-
славами, которые, по его словам, уже име-
ли «развязанные руки» для оказания нам
эффективного содействия и обешаля такое
содействие,

Я согласился как © тем, что необходи-
мо более активно вести нелегальную рабо-
ту, так и с предложением Ностова войти
в состав центральной тройки заговора...».

Обвиняемый Стефанов, как и Павлов,
на следствии полностью подтвердил, что
он был уведомлен Костовым о результа-
тах, достигнутых в переговорах © Тито в
Евкеинограде.

Стезанов по этому поводу показал:
«...B той же беседе Ностов поставил»
меня в известность о том, что он имел
личный разговор © Тито, во время которо-
го они рассмотрели весь круг вопросов на-
шей совместной работы в Болгарии.
’— Костов проинформировал меня. что Тито
вновь подтвердил их согласие е нашей
общей линией работы и обещал помочь во
всем, в Чем только мы будем нуждаться.
Тито, как заявил мне Нестов, прямо
поетавил вопрос, что важное значение
имеет вопрос 06 устранении Георгия Ди-
митрова. Всякая медлительность, нереши-
тельноеть, непринятие мер в отношении
непримиримых руководителей, сказал Но-
стову ‘Тито, могут оказаться роковыми для
всего дела. Вместе с тем Тито обещал Но-
стову помощь с югославской етороны, не
исключая и военной. на влучай прихода к
власти < тем, чтобы была немедленно 0б?-
явлена федерация, и рекомендовал поско-
рее переходить к действиям. Нестев, по
его словам, принял к сведению и руко-
волетву советы и наставления Тито...»
Стеванов тахже признал, что и он, с0-
вместно г Павловым, принял участие в
деятельноети пентральной тройки антито-
сударственного заговора во главе ¢ Ho-
CTOBbIM.
	«...В октябре i948 года имела места
	встреча, нас троих: Ностова, меня и Пав-
лова в кабине у Ностова. Это и была,
собственно. центральная тройка  загово-
		AO СИЗО ERE EEE SES OM это уже будет, сказал он, помощь в рам-

‚ «Вечернюю Москву» ках федерации, внутреннее дело самой фе-
за 1 декабря) дерации, и никто не сможет ее расценить
как акт агрессии...»

Тито одобрил намеченные совместно   Таким образом, в результате перегово-
его ближайшими сотрудниками Карделем и   203 < Тито в Евксинограде в ноябре 1947
Дмиласом мероприятия, направленные к Г0д& была достигнута тайная логоворен-
созданию «сильного государства, которое   НОСТЬ © том, что преступный антитосудав-
	‚будет диктовать евою волю на Балканах   СТВенный заговор в Болгарии. созланный
	и явится серьезным фактором в междуна- Н Возглавленный Иостовым, получит под-
родной политике». держку вооруженными силами извне, ©о
Костов © дальнейших  переговопах с   Тороны Югославии.
	м би

Тито показывает:

«..Тито рекомендовал усилить привле-
чение нашгих сторонников в Болгарии из
числа руководящих лиц в партии и госу-
дарственном аппарале, которые бы прово-
дили нужную политику.

да я спросил Тито о внешнеполити-
ческой орнентировке ‚Югославии. он выра-
зил свое пренебрежение к англичанам. ко-
торые, по его словам, уже спели свою пе-
сенку, сыграли свою роль п сейчае долж-
вы будут освободить дорогу преуспеваю-
щему американекому капитализму. Тито
дал мне понять, что ориентация югослав-
ской внешней политики принимает все бо-
169 проамериканекое направление, в отли-
чие от прежнего проантлийского. Он cope-
товал и нам, болгарам, установить полез-
ные связи © американцами. Я просил Тито,
ели возможно, оказать мне содействие в
этои направлении, что он обещал сде-
лать...»

Ностов спросил Тито, почему он не на-
правит своим посланником в Болгарию бо-
лее деятельного человека на место больного
и ничего не делающего Новачевича.

Тито ответил: :

«...Ютославское правительетво репило,
и, при первой возможности, направит в
Болгарию одного из наиболее активных
его людей в Министерстве иностранных
дел — Цицмила, который работает в Вен-
трни и успешно проявил себя, но теперь
вгу уже пора выбираться оттуда».

Тито рекомендовал мне Цицмила как
человека, с которым я сумею без труда
найти общий язык,

В дальнейшем разговоре я заверил Тито,
что, когда он приедет в Болгарию по слу-
чаю предстоящего подписания еотюзного до-
говора или по другому какому-либо пово-
Лу. мы устроим ему такую встречу. какой

Костев предупредил Тито © неизбежно-
CTH противодействия осуществлению поли-
тики отрыва от CCCP co стороны главы
правительств» Димитрова, Упоминание
имени Димитрова выззало взрыв ненави-
сти у Тито.

Костов по этому поводу показывает:

«...Тито не смог сдержать своей нена-
висти к Димитрову. «До каких пор этот
старик будет стоять на моем пути», — со
злобой воскликнул Тите. Было очевидным,
что Димитров мешал Тито, как кость, за-
стрявшая в горле, как заноза в глазу.

сказал Тито, что наш план заклю-
чается в том, чтобы дождаться естеетвен-
ного хода событий, имея в виду плохое
здоровье Димитрова и его вероятную близ-
кую смерть, которая слелает меня его 33-
местителем в ролн главного секретаря
партии и председателя Совета Министров.

Тогда передо мной и моими единомыт-
ленниками, продолжал я, откроются боль-
шие возможности для изменения состава
правительства и партийного руководотва,
что обеспечит безболезненное присоздине-
ние Болгарии в Югославии...»

В ответ Тито развил свой гнусный план
ареста и физического уничтожения това-
рища- Димитрова.

«..Тито сказал, что этот план будет хо-
рош, если Димитров умрет скоро, но так
как такой гарантии нет, заявил он, вы
должны быть готовыми действовать ренги-
тельно, арестовать и, если понадобится,
ликвидировать Димитрова, рассчитывая
при этом и на нашу помощь.

Я возразил, что такое развитие ©обы-
тий будет иметь плохое отражение в иал-
тин и в народе и оттолкнет людей от нас,
потому что Димитров пользуется авторите-
том народного вождя, и поэтому мы стоим
за нали болгарский вариант.
	Ре _ Ш ПА

БОИ И a MF

он нитде ло этого не видел. Эта ветреча,
сказал я Тито, чтобы польстить ему, ибо
знал, как он падок на пышные церемонии
и шумные излияния чувотв, убедит вас в
том, какой популярностью пользуетесь вы
среди болгар. Я подчеркнул, что в этом
скажется и результат проделанной нами
работы...» .

Костов, как было обещано им в Бел-
траде. лично принял меры, чтобы возмож-
0 более торжественно и помезно ветре-
тять Тито, прибывшего во второй половине
ноября 1947 года для заключения договора
между Югославией и Болгарией.

Кестов о приезде Тито показывает:

«...На протяжении веего пути от Софии
ло Варны, через Северную Болгарию, и от
Варны ло Софии, через Южную Болгарию,
е липа Тито не сходил»  самодовольная
улыбка.

Он считал, что теплые чувства собрав-
шегося встретить его болгарекого населе-
ния относятся лично к нему, а не к юм-
славскому народу, и чувствовал себя уже
хозяином положения и в Болтарии...»

Во дворце в Евксинограде, в отведенном
Тито помещении, имел место второй раз-
говор между ним и Ностовым.

«..Моя беседа с Тите на этот раз но-
сила еще более откровенный характер:

Тито сказал. что он уже решил в бли-
хжайшем будущем повернуть курсе  ©в0ей
политики в отношении СССР, а равно и
внести ясность в отношения Югославии со
странами народной демократии.

По уверению Тите, внутри Югославия
он располагал уже достаточными силами
и хорошей организацией, чтобы выполнить
свой план © успехом. А Болгария отстает,
что является серьезной помехой в деле
осуществления последующего  одновремен-
ного отрыва Балкан от СССР.

Тито в резких выражениях высказал
свое несоглаюне < политикой СССР в отно-
шении плана Маршалла. Он подчеркнул,
что такие экономически отеталые в своем
развитии  госудалетва, как Ютославия и
Болгария, не смогут обойтись без амери-
ханской помощи. Но, прежде чем оказать
‘такую помощь, сказал Тито, американцы
ставят условием наш отрыв от CCCP...»

Тито далее изложил американсвай план,
согласно которому он и действует:

«...Тито подчеркну что американский
план предусматривает увеличение антисо-
ветских сил не только в Югославии и В
Болгарии, но и во всех других странах
народной демократии и осуществление все-
стороннего нажима на них — эЭвономЕ-
ческого, политического и военного, чтобы
оторвать их от СССР и добиться присоеди-
нения их Ев западному блоку. По словам
Тито, эта работа велась не только в Бол-
тарии и Югославии, но и в APYTHX странах
Восточной и Юго-Восточной Европы.

Тито о апломбом заявил, что в странах
‘народной демократии он лично пользуется
достаточно высоким авторитетом, и, TOABEO
опираяеь на его авторитет и авторитет
новой Югославии, можно будет осущест-
вить в странах Восточной Европы поли-
тикл отрыва от СССР и сближения с США
и Англией. Сами американцы, как уверял
меня Тито, признают, что лишь через него

они смогут привлечь на свою сторону го-

сударства народной демократии...»
Тито в ходе дальнейших переговоров по-
требовал от Hesrasa более решительных
“‹ действий, чтобы добиться лучнгих резуль-
татов.
<..Вам и вашим людям пора готовиться
к самостоятельным действиям, указал Тито,
организовать внутренние силы в партии и
в стране для прозедения такой политики
п постараться занать командные места в
государственном и партийном дипаратах,
чтобы суметь нанести первый удар, ©0-
ставить новое правительство и провозгла-
сить немедленное присоединение Болгареи
в Югославии. расолитывая после этого и
на нашу активную помощь.
Мут готовы. заявил Тито,

помочь вам В

Вопреки этому Тито настаивал, что мы
должны воспринять политику решитель-
ных действий, иметь своих людей на всех
командных высотах и раеполагать доста-
точно организованной силой, которая бы
сумела парализовать в момент первого же
удара противников нашей политики.

Вогда наступит момент. сказал Тито, и
вы етанете преемником Димитрова, нужно
суметь быстро овладеть партией и правя-
тельством и провозглаеить присоединение
Болгарии к Югославии. После этого будет
уже легко, заверил меня Тито, и ютослав-
ская помощь доделает все остальное.

Тито 060б0 подчеркнул, что план подоб-
ного репшительного способа действия яв-
ляется не только его планом, но что этот.
нлан согласован и одобрен американцами,
которые со своей стороны обещали под-
держку.

В заключение разговора Тито еше раз
рекомендовал поскорее переходить в реши-
тельным действиям, ибо дело зашло дале-
ко, и возврата назах уже нет...»

Тито в последующем разговоре предлю-
жил Ностову воспринять и повторить в
Болгарии его опыт, усыпляя бдительность
Maco и своих противников методом дву-
личия, испыланным уже им — Тито — и
дававивим до сих пор хорошие результаты.

«...Дело. У нас повелено Так, заявил
Тито, что отход от СССР и его союзников
будет поставлен как вопрос национальной
чести и достоинства, ссылаясь на то, что,
мол, не считаются с национальным досто-
инством югославов, отрицат их участие
в. освободительной войне против немцев,
вмептиваются во внутренние дела страны,
третируют Югославию, как неравноправно-
го союзника и т. д.

Тито пояснил, что. играя на надиона-
пистических чувствах и не снимая пока
лозунга о социализме, продолжая еще пер-
вое время славословить СССР и; вместе
с тем, отворачиваясь на деле от СССР и
поощряя капиталистические элементы в
стране, он — Тито, использует неизбежную
реакцию, которую вызовет в этой связи
его поведение у и стран народной
демократии, и в результате сумеет посте-
пенно перевести Югославяю Ha рельсы
антло-американского блока.

Но вину за это перел маесами, сказал он
  с усмешкой, мы возложим на страны на-
родной демократии во главе © ‚ ко-
торые якобы отказывают нам в-помощи и
сотрудничестве и принуждают нас искать
эту помощь и сотрудничество там, где нам
в них не отказывают. Что же касается тех
людей внутри Югославии и ютославской
компартии, которые попытаютея восстать
против такой нашей ориентации, добавил
Тито, мы достаточно подготовлены, чтобы
расправиться © ними вамым решительным
образом, но это уже будет делом рук Ран-
ковича.

Прошаясь co мной, Тито рекомендовал
тюбеседовать и © Ранновичем..,»

Встреча Костова < Ранковичем состоя-
лась в тот же вечер, во время их совмест-
ной прогулкн по парку Евксиноградсвого
дворца.

<..Раниович‘ мне заявил, что, говоря
откровенно, он считает одной изо наших
слабостей то обетоятельетво, что, по его
данным, мы не имеем единого руковод-
ства, и работа протекает несколько паф-
тизански и неорганизованно. А следовало
бы, подчеркнул он, подобрать небольшую
группу наиболее доверенных людей и < их
помошью направаять и руководить всей
работой.

Ранкович указал также, что следует
усилить свое влияние в армии и органах
МВД. чтобы создать реальную силу заго-
вора, на которую и опереться в случае
необходимости.

Затем Ранкович подчеркнул. что нало
ориентироваться на более решительные
  способы действия, не останавливаясь перед
тем. чтобы в елучае необходимости obe3-
врелить и уничтожить силой своих против-

таком случае и вооруженными силами, Н01 виков...®
	комитет проник ютославский агент, обви-
няемый по настоящему делу Васил Ива-
новский.
	Ивановский, подтвердив на следствии,
	что правительством Полишевского, © вел9-

ма и санкции югославских руководителей,
в ноябре 1945 года он был заслан со епе-
циальными заданиями для подрывной и
разведывательной работы в Болгарии, a0-
казал:

«...Передо мной была поставлена зада-
ча — опираясь ня группу македонцев —
приверженцев Скопле, начать фракпионную
работу в македонском напиональпом коми-
тете и усилить борьбу против ЦЕ БАЦ
и его линии, распространив свое влияние
на население Пиринского края.

Чтобы замаскировать  тействительные
пели моего от‘езла в Болгарию, было ре-
шено инсеценировать некие разногласия У
меня с Колишевским и руковолителями
МЕП. что я позже и сделал...»

По приезде в Софию Ивановский вету-
пил в преступный контакт © секретарем
ютославского посольства Зафировским, a4
затем И се созданными последним двумя
шпионекими  резилентурами во главе ©
Ниисловым и Диневым.

Спрошенный 06 этом Ивановский покз-
зал:

«...Связавииеь с Зафирсвским, я полу-
чил 9т него следующие инструкции: дис-
крелитировать македонский национальный
комитет и его верхушку с тем, чтобы за-
менить ее сторонниками из Скопле и 9в-
ладеть руководством  мажедонских  эми-
гранаеких организаций. оторвав последние
от влияния БЕ и поставив ях на служ-
бу буржуазно-националистической политя-
ке скопленеких и белградеких руководи-
телей.

Конечная цель группы. которую мне
предстояло возглавить, по словам Зафиров-
ского, определялась необходимоетью отры-
ва Пиринского края от Болгарии и захва*
та его Югославией.

В основу идеологической обработки на-
селения Пиринекого края был положен до-
клад на тему: «Актуальные вопросы Ма-
кедонии». сделанный мною в 1946 году
перед собранием мажелонских эмигрантов
в Софли и размноженный на ротаторе.
Мой локлал по существу являлся  по-
пагандой установок Тито на отторжение
Пиринекой Макелонии и присоединение ee
в Югославии...»

Ивановский, не ограничиваясь подрыв-=
ной деятельностью в македонских общест-
вах. которые ему удалось возглавить. ре-
гулярно снабжал также  Зафировсного, &
затем и его преемника, первого секретаря
югославского посольства Павла Момчило-
вича секретными материалами о важней-
ших решениях Политбюро и ЦЕ БЕП, о
положении в промышленности и сельском
хозяйстве Болгарии.

Ютославское посольство в Софии, по
признанию бывшего советника  Хаджи-
Панзова, вело развелывалельную деятель-
ность по ряду линий, но важнейшую таб
называемую македонскую линию возглав-
aaa om — Хаджи-Панзов.

Одновременно, по требованию из Бел-
града, Хаджи-Панзов занялся и военным
шлионажем, собирая через Динева, Хри-
стова и других агентов секретные свеле-
ния о состоянии охраны болгаро-югоелав-
ской границы, передвижении воинеких ча-
стей. & также 9 положении  болгалекой
промышленности, экспорте и импорте.

В свою очередь, связанный непоередет-
венню с Ностовым обвиняемый Борис Хри-
стев, воспользовалишиеь своим служебным
положением торгового представителя Бол-
тарии в СССР, регулярно снабжал секрет-
ными материалами о болгаро-советеких ©т-
номениях находившегося вместе с ним В
Москве советника по торговым вопросам
югославского посольства Виктора Жибер-
на,

Признав на следствии преступную
связь с Шиберна, Христов показал:

«..Жиберна запросил у меня подробные
сведения © товарах, вывозимых из СССР,
& также о товарах, предназначенных для
СССР: их акеортимент, количество, каче-
ство, цены и поочее. Особый интерес про-
явял Жиберна к ценам на следующие то-
вары: авиационный и автомобильный бен-
зин, горючее для тражторов, маптинное
масло, чугун, COPTOBOe железо, медь, хло-
пок, кальцинированная сода, каучук, та-
бак. спирт, рула и свинцово-пинковые
концентраты».

бвиняемый Костов, по договоренности
в Тито, полдерживал тайные сношения ©
Велградом через югославских посланников
Николу Ковачевича, известного ему по
совместному пребыванию в эмиграции ©
1934 тола. и Обрала Цицмила.

Цинмила пазвал Костову Тито, а Сте-
thanopy — Happens. —

Стетанов, находяеь е болгарской прави-
тельственной делегацией на конференции
в Блеле (Югославия), в пюне 1947 года
имел встречу наедине с Карделем.

«..Нардель рекомендовал тажтику  ре-
шительных и смелых лействий. 060бо под-
черкнув, что необхолимо  скомпрометиро-
вать, & в случае. если власть будет пол-
ностью сосредоточена в руках у Нестова и
его люлей, и убрать Димитрова, как не-
сомненяото и наиболее последовательного
противника политики отрыва от СССР. В
этом BOTTOGCS не лолжно быть колебаний,
да и вообще колебания и нерепительность
патубны в нашем деле. заявил Нардель.

Во время проволов болгарской делегации
на Люблянском вокзале Нарпель полошел
ко мне вместе е Циимилом и. обращаясь
к Цицмилу, сказал, что он будет в нашем
распоряжении по всем вопросам, требую-
шим совета или разрешения B Beanpane.

Кардель сказал Цицмилу, чтобы, по
приезде в Софию, он явился к Костову я
предложил свои услути...»

Hoctos, имевитий неоднократные всте-
чи с Циимилом, от которого получал ©0>
веты и указания из Белграла, известил об
этом Павлова, который показал:

«Ноетов заявил, что он попрежнему
продолжает связь ¢ югославовими  пред-
ставителями и... регулярно встречался €
посланником Цицмилом...».

Тичную связь се Цицмилом поддерживая
и обвиняемый Стешанов. Он показал:
	(Окончание на 4-й стр.)
	отторжения Пиринского края и присоздя-
нения его к Югославии.

Обвиняемый Благой Хаджи-Панзов, при-
бывший в декабре 19477 года на должность
советника югославского посольства в С0-
фий с0 спепиальными разведывательными
заданиями из Белграда. показал:

«...Векоре после освобожденяя Македо-
нии и Югославии руководители из Скопае
и Белграда развернули широкую развелы-
вательную и пропагандистскую  деятель-
ность в Болгарии. Ее пентром являлось по-
сольство ФНРЮ в Софии.

В начале 1945 года в Софию приехал
подполковник ОЗНА Вирилл Мильовский.
Ero сопровождала Цвета Чальовская—се-
стра жены премьер-министра Македонской
республики Колишевсного, известная гот-
рулница ОЗНА.

Первым делом, которым занялись Миль-
овский и Чальовская, был подбор людей.
Первыми, кого они привлекли к сотрудни-
честву © югославской разведкой, являлись:
Ангел Динев и Атанае Митрев.

В 1946 году в югославекое посольетво.
в Софии прибыли; Перо Манговский —
советник посольства, Митко Зафировский—
первый секретарь посольства и Антон Но-
лендич — советник посольства по культур-
ным вопросам. С их приездом деятельность
по македонской линии расширилась. Ona
привлекли к сотрудничеетву новых людей:
Димитра Христова, братьев Боялцализвых
Илью и Георгия — в Софии и Кирилла
Николова — в  Невроконе...»

Обвиняемый Илья Боялцалиев, подтвер-
див преступную связь © Хаджи-Панзовым,
показал:

«...Ооветы Хавджи-Панзова заключались
в том, что мне следовало компрометировать
БАЙ и попрежнему выступать в пользу
присоединения Ниринской Македонии.
	Необходимо также, говорил мне Хаджи-
Панзов, проводить работу и с македониз-
ми — членами БАШ. убеждая их в п7а-
	BHAbHOCTH политики Тито...»

Допрошенные по делу Георгий Боялцапи-
ев-—бывший торговец, Димитр Христов —
бывший чиновник дирекиии  «Экспортиро-
дукт» и Кирилл Николов — бывший про-
курор города Невроков показали на следет-
вии, что по заданию югославского посоль-
ства в Софии они вели подрывную и шии-
онскую деятельность в Пиричеком крае, 2
последние два состояли на платной елуж-
бе у югославской разведки.

Югославский шпион Христов по этому
вопросу показал:

«...За выполнение шпионских заданий
ютославекого посольства в Софии советник
посольетва Неро Манговский выплатил мне
разновременно денежное вознаграждение в
размере 30 тысяч левов, а советник п9-
сольства Хаджи-Панзов — 10 тысяч левов
ий 2 тысячи. динар, что в переводе на бол-
гарские деньги еоетавляет 11 тызяч левов.
	Кроме того, первый секретарь югославеко-
го посольства в Болгарии офицер ОЗНА
Марко Byauns выплатил мне 20 тысяч
левов..

ие также cocrossmntt на содержа-
нии у югославской шпионской службы, по-
казал:

«...Веетго за проведенную мною работу в
пользу югославской разведки я получал
денежное вознаграждение в размере 160
тысяч левов...»

Обвиняемый Хаджи-Панзов и два других
высших служащих югославского посольет-
ва в Софии Зафировекий и Манговский,
пользуясь дипломатической неприкосновен-
ностью, нахально развернули подрывную
работу против болгарского правительства в
Пиринском крае.

Разложенческая деятельность,  проводи-
мая по инструкциям правительства Tura
через его дипломатических представителей
в Болгарии, особенно усилилась после пре-
доставления македонскому населению Пи-
ринского края культурной автономии, в
связи с чем учителя из Югославекой Маке-
донии были приглашены для прелодавания
в школах края литературного македонского
языка.

Дружественные отношения 60 стороны
Болгарии и мероприятия ее правятельства,
направленные к под’ему и расцвету на-
пиональной культуры македонского насе-
	ления, аппарат Ранковича коварно и подло
использовал для внедрения противоболгар-
ской, титовской агентуры в Пиринскую Ма-
кедонию.

Засланные в Пиринский край под видом
«учителей» шпионы Ранковича настолько
распоясалиеь, что даже стали снимать в
училищах портреты Димитрова и заменять
их портретами Титс, а также требовать,
чтобы сентябрята лавали ему клятву вер-
ности.

«Учителя», прибывшие из Скопле, не
считаясь с законами Народной Республяки
Болгарии, самозванно присваивали себе
функции местных органов власти в селах
Пиринекого края.

В 1947 году в городе Горный Джумай
македонский театр возглавил агент Тито и
Колишевского — Илья Милчинов,  прик-
рывишийся ролью директора и главного ре-
жиссера, а во вновь открытых  македон-
ских книжных магазинах появились много-
численные продавцы из Скопле, в боль-
шинетве своем — агенты УДБ, дейетвэ-
вавшие под руководством специально зас-
ланных эмиссаров югославской разведки
Перо Норобара и Перо Влиоловского.

Весь этот аппарат потионской  служды
Ранновича в составе 100 «учителей», не-
	скольких десятков «продавцов книг» в в-
вокупности е «артистами» и «режиссерами»
из Белграда и Скопле вел разведыватель
ную и иную преступную деятельность в
пользу Тито.

Однако, как только предательство Тито
было разоблачено Информационным Бюрс в
известном решении о положении я югослав-
ской компартии, провалившиеея  югослав-
ские шпионы Коробар, Олиоловский и Мил-
чинов, опасаясь возмездия за совершеняые
преступления, поспешили регироваться и
в сопровождении всей банды так называе-
мых учителей, артистов и других «кужь-
турных деятелей» бежали в Югославию

В преступных целях. для борьбы против
болгарского правительства в существовав-
ший в Софии македонский национальный

nny
			hater
		Щи
ЛОВИ
				«...Началось чуть ли не своего рода идо-
лопоклонничество перед Югославией и
Тито. Ото всех болгарских учреждений и
организаций посылались, одна 3a другой,
целегапии для изучения государственного
и общественного устройства   Ютоелавии,
чтобы потом копировать их у нас, & также
завязывать связи с соответствующими юго-
славскими организациями.

Этот ярко определивитийся уклон в ето-
pony Югославни насаждалея и поошрялся
с целью затушевать в глазах нашей обще-
ственности историческую роль СССР и Со-
ветской Армии в освобождении Болгарии
от немецких оккупантов и в строительстве
новой Болгарии.

Югославия Тито выдвигалась как новый
образец для подражания, более близкий Е
болгарским условиям и более доступный
для Болгарии...»
	Павлов 06 этом показал: в

«...Дело дошло до того, что мы почти
официально сумели протащить мнение, что
болгары отстали от ютгославов, что поелед-
ние более смело и радикально решают во-
просы хозяйственного и политического не-
реустройства страны, что мы должны
учиться у них и перенимать их формы и
методы ‘работы. При этом на все лады пре-
возносился Тито как наиболее - выдающийся
политический деятель на Балканах...»

После провала плана образования федера-
ции, как ее. замышляли Тито и Ностов в
ущерб коренным национальным интересам
болгарского народа, на передний нлан была
выдвинута задача отторжения Ниринского
края и присоединения его к Югославской
Македонии.

Во. исполнение договоренности е Джила-
сом, достигнутой в марте 1945 года, Но-
стов оказал содействие югославским аген-
там Лазо Келишевсному и Димитру Влахо-
ву в их нациопалистической работе среди
македонцев _Бозгарии.

Начиная от официальных  представите-
лей македонского правительства Нолишев-
ского, которого Костов знал по совмеетному
	нахождению в 1943—1944 гг. в заклю-
чении в Плевенской тюрьме, и Bnaxosa,
известного ему еще с 1933 года uo эми-
	грации, и кончая советниками югославеово-
ro посольства Перо Манговсним и Благоем
Хаджи-Панзовым, веем этим тайным и яв-
ным агентам и эмиссарам Тито, при  под-
держке Ностова, была обеспечена возмож-
ность действовать в открытую в пользу