СЧАСТЬЕ напевала ему мать,

тихо баюкая сынишку в колы-
бели, о счастье мечтали все его род-
ные и друзья. Но он вскоре убе-
дился, что настоящее счастье мо-
жет быть только у богачей, для ко-
торых написаны все законы страны,
где он родился; у богачей, которые
сами для себя писали эти законы; у
богачей, которые могли, не загляды-
вая ни в какой закон, убить негра...
	И, когда молодому рабочему Ро-
берту Робинсону бросили вего смуг-
noe лицо отвратительное оскорбле-
ние, он не спустил этого обидчику,—
пришлось во избежание мести и
преследований уйти с места.
	И вот он услышал, что далеко за
океаном есть огромная страна, где
счастье может добыть каждый, вне
зависимости от цвета кожи, языка
и происхождения. Надо лишь хоро-
шо и честно работать. Нужно всем
своим сердцем и умением участво-
вать в великом труде народа — на-
рода, который сам стал хозяином
своей страны; народа, который впер-
вые в истории основал государство
трудящихся; народа, который  по-
строил жизнь, подчиненную новым
законам, продиктованным разумом и
справедливостью; народа,  доказав-
шего свою поразительную стойкость
и мужество в боях против инозем-
ных врагов, проявившего талант со-
зидателя в великих стройках с0-
пиализма.
	На одну из этих первых строек и
поехал Роберт Робинсон, девятнад-
цатилетний инструктор одного из
фордовских заводов.
	Он работал на строительстве
Сталинградского тракторного. Его
скружали дружные, работящие, тру-
долюбивые люди, хорошо знавшие,
что, строя один из гигантских заво-
дов сталинской пятилетки, они сво-
ими руками строят свое собствен-
ное счастье. Это широкое русское
чудесное слово вскоре узнал Ро-
бинсон. Да; люди строили свое
счастье — мощную отечественную
индустрию, культурную  колхозную
деревню, для просторных полей ко-
торой предназначались тракторы, ты-
сячи, сотни тысяч тракторов с мар-
кой «СТЗ». Вместе с русскими ра-
бочими, вместе с волжанами, рязан-
цами, сибиряками самоотверженно
трудились грузины, белорусы, укра-
инцы, видевшие в успехе строитель-
ства, в индустриализации свое кров-
ное счастье...
	С добрым любопытством, которое
постепенно сменяло остатки преж-
ней настороженности, приглядывал-
ся молодой негр к этой дружной
многоязыкой семье строителей. Ру-
сые, светлолицые товарищи по ра-
боте были приветливы с ним, вни-
мательно слушали его наставления
у станка и восхищенно следили за
длинными, тонкими смуглыми паль-
цами Робинсона, похожими на паль-
		черний машиностроительный  инсти?
тут. Он работает сейчас инженером
в инструментальном цехе. Отличный
конструктор, он умеет не толька
дать превосходный чертеж, но, ког“
да надо, сам становится к станку,
изготовляет новый инструмент, ис-
пытывает его, инструктирует  дру-
гих.
	На груди у Роберта Робинсона
медали. Он стал уже давно москви-
чом, сроднился с великим городом,
в котором нашел свое счастье, охра-
няемое мудрыми сталинскими зако-
нами, законами свободного и вели-
кого братства народов. У него мно-
го друзей на заводе. Он не теряет
связи с верными товарищами по ин-
ституту, с инженерами Хохлушиным,
Гиммельфарбом, Боксвым, конструк-
тором Ниной Филиновой, Е
	В огромном коллективе 1-го ГИЗ
бок о бок работают представители
многих братских народов Советско-
го Союза. Твердо, уверенно держит
в своих руках собственное счастье
мастер и председатель цехового ко-
митета роликового цеха грузин Гве-
тадзе. Вместе с мссеквичами, вместе
с русскими товарищами по работе
крепит здесь озаренное ровным све-
том Сталинской Конституции свое
собственное и всенародное счастье
украинец Петриенко, участник Ве-
ликой Отечественной войны, а ны-
не один из передовиков производст-
ва, штамповщик-рационализатор ша-
рикового цеха.
	1933 года работает в ремонтно+
механическом цехе, выполняя норму
на 350 процентов; Витольд Ишера-
довский из Западной Белоруссии.
Молодой татарин кузнец Вали Та-
зеев из-под Казани, бывший брига-
дир штамповщиков, а ‘ныне налад-
чик кузницы, скромно сообщает, что
у него «меныне 120 процентов He.
было». А его друзья подсказывают;
что у него «было и до 300»...
	Армянин Дадастанов тоже хоро-
шо знает, что он вместе с товари-
щами добывает себе и народу креп-
кое, прочное счастье. Он работает
старшим мастером участка, того са-
мого, где шлифовались крупногаба-
	ритные кольца для подшииников
Запорожстали.

Сплоченные прочной творческой
	дружбой, вдохновляемые единством
помыслов, обрашенных к близкому
коммунистическому будущему нашей
Родины, в одной великой  сталин-
ской семье, где нет деления по цве-
ту кожи, где место человека опре-
деляет его труд, творят, работают
советские люди. Их светлая друж-
ба, их могучее единство и трудовые
победы — великий оплот мира во
всем мире. И миллионы людей сла-
вят имя творца Советской Консти-
туции, имя, которое звучит одина-.
ково на всех языках, как символ
равенства народов, справедливости,
демократии и свободы.
	крыла широкие пути к образованию;
к знаниям.

Незабываемо мрачное  впечатле-
ние оставили встречи с английскими
учителями, их жалобы на тяжелые
условия работы. Запомнилось одча >
из требований, выдвинутых конфе-
ренцией: «Повысить заработную пла=
ту учителя, хотя бы до уровня заз
работка  полицейского...».  Англий-
ский блюститель порядка зарабаты-
вает почти вдвое больше, чем школь-
ный учитель! Профессия его более
почетна в Англии, чем профессия
учителя, заработная ‘плата, мате-
риальный уровень жизни которого
непрерывно снижаются.
	Ярко свидетельствуют о пренебре-
жении к нуждам просвещения и
самые здания английских школ.
Многие школы состоят из одной, ре-
же двух классных комнат. За годы,
прошедшие после войны, во всей
Англии построено... 57 школьных
зданий. В тяжелых условиях прихо-
дится заниматься детям. В ‘комна-
те, рассчитанной на двадцать пять
человек, часто занимается более ше-
стидесяти.
	Правящие круги, обещавшие в
ближайшее трехлетие вдвое увели:
чить расходы на вооружение, Bb
деляют на нужды народного образо-
вания микроскопические суммы. Анг-
лийские учителя и мечтать не могут
о том расцзете культуры и народно-
го образования, которого достигла
наша страна под солнцем Сталинской
	Конституции.
	исис в Монино
		>
цы пианиста, с непостижимой лег-
костьо демонстрировавшими самые
сложные операции - инструментально-
го дела.
	Но как-то раз Робинсон зашел в
столовую, где сидели белые люди,
родившиеся не на советской, а на
американской земле. И вот двое бе-
лых, в погоне за длинным рублем
прикатившие из-за океана на бере-
га Волги, увидев негра, пришли в
ярость: как смеет черный входить
туда, где вкушают пищу американ-
цы! Правда, вокруг них и за ок-
нами столовой простиралась широ-
кая вольная советская земля, где
давно уже даже самому отсталому
человеку дичайшим бредом показал-
ся бы такой вопрос. Однако янки
с детства вместе с правилами бэйз-
бола вколачивают в мозги, что там,
где ступила подошва американского
ботинка, все должно — подчинять-
ся американским законам и обыча-
ям... Словом, два белокожих  про-
хвоста потребовали, чтобы негр не-
	медленно убрался вон из столовой.
	Так они привыкли делать у себя в
штате Миссури или штате Луизиа-
на. Но негр, чувствуя под собой
советскую землю, берег русской ве-
ликой реки Волги, а не Миссисипи,
нарушил закон белых, установлен-
ный за океаном, и не повиновался.
Тогда один из американцев бросил-
са на него.
	Какое яростное и повсеместное
возмущение вызвала/ эта дикая и
гнусная выходка! Американцы были
ошарашены. Что за шум? В чем де-
ло, джентльмены? Неужели негра
уже нельзя ударить? Да ведь у нас
дома, в Штатах, это происходит по
сто pa3 Ha день!
	Но справедливые, суровые и че-
ловеколюбивые законы советской
страны призвали тупоголовых по-

следователей Линча к ответу. Ян-
ки судили и с позором выслали из
	СССР обратно в Америку.
	..Два года работал Робинсон на
строительстве Сталинградского трак-
торного завода. Затем он переехал
в Москву и начал работать на Го-
сударственном подшипниковом  за-
воде. Он стал полноправным граж-
данином страны, где обрел подлин-
ное, достойное человека высокое и
ясное счастье. Свободные законы
его нового отечества открывали ши-
рокую дорогу к жизни, о которой и
мечтать не мог молодой негр в
Америке. В 1934 году Робинсон был
избран депутатом Моссовета.
	Сколько новых друзей приобрел
он в Москве! Они помогали ему
учиться, занимались с ним русским
языком, и он сумел окончить ве-
		Е ГРАЖДАНЕ НАШЕЙ СТРАНЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ. Сотни тысяч людей, окончив среднюю школу, обычно ° продолжают
учиться дальше в высших ‘учебных заведениях. НА СНИМКЕ (в центре) - — член научно-студенческого общества Энергетического института имени

Ах п} а ава о а В С т а ЕР бт =” м pneu tee ое © wre nn

В. М. Молотова сталинский стипендиат И.
своих товарищей студентов Л. ЩЕРБАКОВУ,
	своих товарищей студентов Л.
прибором.
	ГИ Картов Алексей — Михайлович
Карпов — первый в крестьян-
ком роду Карповых образованный
человек. Его отец, погибший от ту-
рецкой пули в 1916 году, едва умел
читать. Два брата отца были «гра-
мотны» не больше его. А сестра не
знала даже того, что знали братья.
	Алексей Михайлович поступил под-
мастерьем в заготовочную = MacTep-
скую мужской и дамской обуви и
мечтал попасть на обувную фабрику
«Колумбус», что стояла на Немец-
ком рынке в Москве...
	_ Октябрьская революция сделала
Алексея хозяином его собственной
судьбы. Вернувшись с гражданской
войны, молодой Карпов захотел быть
автомобилестроителем. На — заводе
АМО ему не пришлось униженно
кланяться, как кланялся когда-то
его отец владельцу заготовочной ма-
стерской. Завод, управляемый таки-
ми же, как он, простыми людьми,
сразу принял  демобилизованного
красноармейца в свой коллектив. И
красноармеец стал. молотобойцем.

Партия пробудила в Алексее Ми-
хайловиче жажду знаний. С тех пор,
как он стал автомобилестроителем,
ему не раз пришлось пожалеть, что
в бедной крестьянской семье не наш-
лось денег на обучение сыновей. Там,
тде ему нехватало знаний, его выру-
чали жизненный опыт и книга.

Его жена Пелагея Гавриловна до
переезда в Москву. жила в подмосков-
ной деревне. В столице она решила
работать бок о бок с мужем. На
AMO ee взяли чернорабочей. Ее
влекло к профессии слесаря, и она
довольно скоро овладела этой специ-
альностью. А потом ей предложили
пройти техминимум  и занять место
автоэлектрика на главном конвейере.
Из нее вышел такой знаток этого де-
ла, что, когда Алексея Михайловича

Поезд приближался к Москве.
Промелькнули платформы при-
родных станций, дачные поселки,
	березовые рощи, позолоченные зало-
дящим солнцем.

Быстро стемнело. Когда проводник
об’явил: «До Москвы — ровно пол-
часа». за окном уже стоял вечер.
	Это обстоятельство, которому Ни-
кто из пассажиров не придал значе-
ния, испугало Лиду. Глядя в окно,
за которым были видны уже только
мерцающие в темноте огоньки, она
испытывала беспокойство.
	Вспомнилось ей, что говорил отец,
усаживая в вагон:

— Как выйдешь на Белорусском
вокзале, отойди в сторонку от поез-
па и стой на месте. Никуда не 5е-
ги. Пусть другие спешат к выходу. А
ты стой на месте. Не то Клава тебя
потеряет...

Когда человеку пятнадцать лет, и
он первый раз в своей жизни поки-
нул родную деревню, где родился и
вырос, никто не посмеется над тре-
вогами, охвативиими его в вагоне
цальнего поезда, замедляющего хэл
У перрона московского вокзала..,

Сестра встретила Лиду. Она оты-
скала ее в толпе пассажиров и по-
везла к себе на Красную Пресню.
	Это было 91 ноября 1939 года.
	*
21 ноября 1950 года под высокими
сводами “строящегося подземного
	дворца громко прозвучало имя де
вушки из смоленской деревни Горо-
лянка.
	Строители’ новой станции Моро
«Белорусская-кольцевая» назвали
своим кандидатом в депутаты Мо-
сковского городского Совета лучшую
чеканщицу  Метростроя Лидию Ники-
THEY.
	— Мы хорошо знаем иду, —
сказал слесарь Крутков. — Всей сво-
ей жизнью и творческим трудом она
заслужила наше дорерие и достойна
занять почетный пост депутата Мос-
совета.

Раздались аплодисменты,  ГУлКо
Прокатившиеся по трем тонкелям,
сходящимся к среднему залу ползем-
ной станции.

Все обернулись в ту сторону, где
стояла, прислонясь K TIOOHHTY, не-
высокого роста голубоглазая девуш-
ка в резиновых сапогах и кожаной
защитной каске. Наклонив голову,
	И. КОПЫЛОВ:; он уже имеет шесть авторских свидетельств на изобретения.
		ВОЛКОВА и Ю. ЯУНЗЕМ с

сконструированным им
	PoTto В. КУНОВА.
		завод узнал об этом от его соседей,
а узнав, выделил Карнову в завод-
ском поселке изолированную комна-
ту для занятий.
	— Учись, во всем поможем, — го-
ворили в парткоме. Помогая, автоза-
водцы непрестанно интересовались
успехами «своего студента», не раз
слушали «отчет об успеваемости
А. М. Карпова» на партийном бюро.
	Карпов никогда не забудет горяче-
го участия заводского коллектива в
его судьбе. Завод, где он ковал пер-
вые детали первых советских автомо-
билей, стал ему еще ближе, еще до-
роже. По окончании академии его
хотели направить на другое пред-
приятие, но он сказал: «Если я за-
служил награду за свой труд, вер-
ните меня к своим».
	Вот такой же проникновенной за-
ботой окружил завод и детей Алек-
сея Михайловича. Когда старшая
дочка Карповых Галя училась в ше-
стом классе, началась война. Завод,
эвакуировавшийся в тыл, взял ее с
собой, чтобы она могла продолжать
учение. Вернувшись в Москву, завод
принял ее на работу учетчицей в
производственный отдел, предсставил
ей возможность посещать вечернюю
школу рабочей молодежи, чтобы она
могла сдать экстерном за два учеб-
ных года, пропущенных в десяти-
летке. Галя работала не восемь, а
только тесть часов.
	И позже, уже сдав экстерном за
два класса десятилетки и решив по-
ступить в Московский юридический
институт, девушка еще раз иснытя-
ла на себе родительскую чуткость
		ЛЮДИ ТРЕХ ПОК
	>
Б. КРИНИЦКИЙ
>
		премировали «эмкой» и у «эмки>» вдруг
‚акапризничало зажигание Пелагея
	закапризничало зажигание, в:елагся
Гавриловна сразу же доказала сное
превосходство над мужем, получив-
шим права шофера-любителя.
	У них уже были дети, когда Алек-
сея Михайловича послали в Пром-
академию. Диплом мужа наполнил
сердце Пелагеи Гавриловны гордо-
стью за того молотобойца, который
много лет назад так хорошо говорил
ей о счастье грядущих времен, слов-
но уже видел это счастье за околи-
цей родной подмосковной деревни.
Тогда ей казалось все это несбыточ-
ным, а вот она дожила до дней, ког-
да в жизни стало больше счастья.
чем было в юношеских мечтах мужа.
	Итак, первый в роду Карповых
человек получил диплом. Это стоило
бывшему молотобойцу больших уси-
лий, и, возможно, они не дали бы
результатов, если бы партия и госу-
	дарство не поддерживали его все
годы учебы.

Партию и государство олицетво-
	рял его родной автомобильный за-
вод, уже носивший тогда имя вели-
чайшего человека. Первое время сти-
пендия слушателя Промакадемии еще
не была так высока, как заработок
Алексея Михайловича на производст-
ве, и в бюджете семьи Карповых об-
разовались прорехи. Завод выдавал
Карпову  безвозвратные ссуды —
«на перья», как шутили старые кад-
ровики. Потом стипендия возросла
чуть ли не втрое, и вопрос о ссудах
отпал. Зато появилось новое ослож-
нение: лекции требовали длительной
подготовки, а дома мешали ребята—
разве угомонишь детвору. Никому не
жаловался Алексей Михайлович, но
		ваводского коллектива. Несмотря на
очень большую нужду в кадрах, за-
вод не отнял ни одного учебного дня
у будущего юриста, а сразу же ос-
вободил Галю от работы. Даже не
просто освободил, — иди, мол, учись,
а дал заслуженную девушкой блестя-
шую характеристику, и эта характе-
ристика сыграла свою роль при при-
еме комсомолки Карповой в юриди-
ческий институт, где в тот год было
15 претендентов на каждое свободное
место.
	— Легко в наше время ставить д®-
тей на ноги, когда вокруг столько
дружеских рук,‚—говорит Алексей Муи-
хайлович. — И совсем не зря мечта-
ем мы с Пелагеей Гавриловной о
втором инженере в нашей семье.
	Он имеет в виду сына Володю,
который собирается поступить в стан-
костроительный институт. В любой
капиталистической  ’ стране рабочий,
достигший его положения, не смел
бы и думать о большем. Дело в том,
что  Володя уже имеет  `специаль-

что Болодя уже имеет’ ‘специаль-`
ность техника-техиблога по холодной
		обработке металла и руководит тех-
нологическим процессом в механо-
сборочном цехе автозавода. Эту спе-
циальность он приобрел при помощи
предприятия, ставшего его отцу да
и ему самому вторым домом.
	Можно не сомневаться в том, что
те, кто помог Володе получить дип-
лом техника-технолога, не оставят
его и на пути к диплому инженера-
станкостроителя. Можно не сомне-
ваться в том, что высшее образова-
ние ожидает и младшую сестру Во-
люди — МЛюду, которая учится в
седьмом классе и еще не выбрала
свою дорогу в жизнь,
	Светлую судьбу детей и внуков
неграмотного солдата Карпова, уби-
того турецкой пулей, охраняет вели-
кая Сталинская Конституция!
	патки уже уплотнился, сравнявшись
с краями кольца тюбинга. Лида от-
водит в сторону пневматический мо-
лоток, выключает подачу сжатого
воздуха и ощупывает пальцами це-
ментный шов. Он кажется ей недо-
статочно гладким. Где-то осталась
неприметная глазу шероховатость.
Ее надо немедленно удалить. Снова
чеканщица подводит к подозритель-
вому месту молоток и неторопливо
продолжает трамбовать цемент.

Становится понятным, почему бри-
гадир совсем не надолго останавли-
вается возле ‘участка, отведенного
Лиде. За него он спокоен. Можно
быть уверенным, что здесь работа
выполнена безукоризненно, с предель-
ной добросовестностью. Здесь трудит-
ся человек, который довел до со-
вершенства свое мастерство.

И видно, что всякий раз, проводя
	пальцем по отшлифованному, до бле-
	ска цементу, он испытывает ра-
дость: на-славу сделано!

*
	«Советская власть более всех дру-
гих, самых передовых стран осуще-
ствила демократию тем, что в своих
законах не’ оставила ни малейшего
намека на неравноправность женщи-
НЫ».
	Эти слова В. И. Ленина вспомни-
ли на предвыборном собрании В
строящемся дворце московского мет:
ро. Вспомнили потому, что жизнь и
труд девушки, о которой говорили
стройтели станции «Белорусская-
кольцевая», могли служить яркой ил-
люстрацией к этим ленинским CJIO-
ВАМ.
	Ничто не помешало и не могло
помешать Лидии Никитиной осуще-
ствить свое желание — строить под-
земные дворцы, еще в детстве пора-
зившие ее ‘своей красотой.
	Равная среди равных, вошла она
в коллектив таких же советских пат-
риотов, для которых труд стал де-
лом доблести и геройства.
	Почти на том же месте, где не так
давно, выйдя из вагона, растерянно
озиралась по сторонам, — строит она
теперь вместе с ними новый дворец
— такой же красивый, как и Te,
что уже построены с ее участием.
	ГО, ЧТО я ВИДЕЛ...
	>
И. ГРИБКОВ,
	председатель Центрального
комитета профсоюза работников
начальной и средней школы
		LJ APJIbS Диккенс посвятил бичу-
ющие страницы старой англий-
	ской школе. У кого не остались В
памяти  изображенкое в романе
«Жизнь и приключенья Николая
	Никльби» учебное заведение палача
детей мистера Сквирса, образы за-
битых ребят, для которых каждый
день школьных занятий — мученье?
	..B этом году я побывал в Анг-
лии. Больше ста лет прошло с тех
пор, как Диккенс писал свой ро-
ман. Но, когда я слушал выступле-
ния участников конференции анг-
лийских учителей, на которую был
приглашен, знакомился с положени-
ем английских школ, мне не раз
пришлось убедиться: нравы, обычаи,
против которых писатель направлял
острие своей сатиры, и по сей день
живут в школах Англии.
	Нам, советским людям, в особен-
ности учителям, трудно представить
себе, как нелепа и уродлива систе-
ма школьного воспитания в Англии,
в этой якобы «просвещенной» стра-
не.
	Ременная  плетка-треххвостка до
сих пор широко используется ван-
глийских школах как наиболее «дей-
ственный» педагогический метод. Де-
тей — мальчиков и девочек — бьют
в присутствии всего класса, бьют и
в кабинете директора. Характерно,
что выступления наиболее прогрес-
сивных участников конференции, по-
требовавших отмены телесных на-
казаний в школе, не нашли под-
держки у заправил лейбористского
	, Oy
	профсоюза учителей. Такая «рефор-
ма», очевидно, показалась им слиш-
ком опасным отступлением от бри-
танских традиций. .
Политику правящих классов в
области просвещения ярче всего ри-
сует прочно установившаяся в Шко-
ле система разделения детей на
«способных», «малоспособных» и «не-
способных». Это разделение, которое
производится после первых четырех
лет обучения, закрывает путь к даль-
нейшему образованию, к культуре
миллионам английских детей. Ученик,
на которого в результате преслову-
той проверки ложится клеймо «мя-
лоспособного», имеет право учиться
только в средней школе и только до
пятнадцати лет.. «Неспособный» ли-
шен даже права на среднее образо-
вание. Путь в высшие учебные заве-
дения детям, включенным в эти две
категории, закрыт навсегда. А их в
школах Англии оказывается, как
правило, 85 процентов. Не случайно,
что в огромном большинстве это де-
ти рабочих, развитие которых пра-
вители Англии стремятся ограничить
всеми возможными способами. Не
	раз вспоминал я в Англии счастли-
вых детей моей Родины, перед кото-
рыми Сталинская Конституция от-
	И. ОСИПОВ
>
	цементировать. Этим и заняты чекан-
щики. Они наполняют швы между
отдельными кольцами слегка смочен-
ным цементом, обладающим свойст-
вом расширяться, и крепко-накрепко
утрамбовывают его пневматическим
молотком.
	Дорого могут обойтись малейшая
небрежность, оплошность, недосмотр
чеканщика! Вода непременно вос-
пользуется самым крохотным отвер-
стием и перейдет в наступление.
Сперва появится едва . приметное
рыжее пятнышко на белом своде
тоннеля. Потом оно будет все боль-
ше разрастаться,  и настанет день,
когда эта капля, просочившаяся
сквозь микроскопическую щель, 3a-
ставит снять мраморные плиты, уб-
рать скульптурные украшения, обли-
повку и добраться до того места в
тюбинге, где чеканщик недостаточно
плотно утрамбовал цементную изоля-
ЦИЮ.
	M3 всех специальностей Лиде
	больше всего пришлась по душе эта
кропотливая работа чеканщика. Дви-
	гаясь по тоннелю велед за проход-
чиками, она как бы завершала дли-
тельную, напряженную борьбу с
подземными водами.
	Войдя в тоннель, сразу можно за-
метить, где уже поработали  чекан-
щики, а где еще не прикоснулись к
‘тюбингу их умелые руки. Там, где
прошла их бригада, можно уклады-
вать рельсы, облицовывать свод и
стены. Не видно ни одной капли во-
ды на чугунных кольцах тюбинга. А
рядом струятся целые потоки. Сюда
‘еше He лошли чекавшики,
	Часами можно смотреть, как рабо-
тает Лида. Сперва кажется, будто
ее движения чем-то замедлены, и
поражает неторопливость, с которой

она водит стальной лопаткой вдоль

шва, только что заполненного цемен-
том. Но присмотришься вниматель-
нее и видишь, что каждый ее жест,
каждый поворот лопатки, каждое
движение точно рассчитаны и посто-
янно подчинены плавному ритму.

Вот она провела чеканкой сверху
вниз по шву. Цемент заполнил щель
и под частыми ударами стальной ло-
	она сосредоточенно разглядывала че-
канку — маленькую металлическую
лопатку, при помощи которой мож-
но крепко утрамбовать цемент меж-
ду кольцами тюбинга. Казалось, все
внимание девушки поглощено тольке
этим нехитрым — инструментом, но
видно было по ее зардевшемуся ли-
Wy, как взволнована она словами,
внезапно прозвучавшими с трибуны
предвыборного собрания.

Великая радость — заслужить сво-
ей жизнью и трудом уважение и
доверие советских людей!

Девушка, приехавшая в Москву
из Смоленской деревни, провела
семь лет под сводами строящихся
подземных дворцов, и отсюда далеко
разнеслась слава о замечательном
мастерстве этой лучшей чеканщицы
Метростроя.

Впервые увидев метро, она спро-
сила у сестры:

— Когда-нибудь будут еще стро-
ить такие же дворцы?

Сестра ответила, что этой работы
хватит еще на многие годы. * Тогда
Лида серьезно, совсем не по-детски
сказала:

— Вот вырасту — непременно
стану строителем. И построю такие
же красивые дворцы...

В тот день, когда к новой станции
«Измайловская» подошел первый
поезд, среди пассажиров, удостоен-
ных чести открыть движение по нб-
вому радиусу, можно было увилеть
Лиду Никитину

Празднично одетая, в окружении
своих подруг — таких же молодых
чеканщин, откатчиц, гранитчиц — ос-
матривала она станцию, любовалась
ее лепными украшениями, MpaMOp-
ной облицовкой стен.

В тоннеле’ этой станции она свои-
ми руками зачеканила кольца тюбин-
га. Здесь она начала свой путь стро-
ителя метро. Г

Чеканка тюбинга — одна из са-
мых ответственных операций. Всей
своей чугунной громадой кольца тю-
бинга не только закрепляют свод и
стены, но и преграждают воде до-
ступ в тоннель.

Между кольцами тюбинга остают-
ся узкие щели’ Их надо плотно за-
	ГРАЖДАНЕ СССР ИМЕЮТ ПРАВО НА ОТДЫХ. НА СНИМКЕ; в тостиной санатория
	еси под Москвой; на переднем плане техник завода «Точизмеритель» имени Молотова А. ШАЛИМОВА, ЭКОНО-
высокое доверие советских людей,   мист отдела труда Министерства стройматериалов РСФСР Е. ТРАУСТЕЛЬ, ученик ремесленного училища № 23
	<>ото М. ОЛЕХНОВИЧ и Г. яБЛОНОВСКОГО.
	заслуженная награда за вдохновен- токарь В. СИМАКИН и инструктор-ревизор райпотребсоюза Н. ПИМЕНОВ.
ный труд.   . pot Фото м, ОЛ