MECHA
СТАЛИНЕ
	Слышу я, Отчизна дорогая,

По твоим просторам проходя,
1Енроко, всем сердцем. запезая,
Славят люди друга и Вожля.
	Сталин — Мир и воля всех

народов,
Солнна луч, сверкающий во мгле,
Сталин — наша гордость и

свобода.
	Знамя светлой правды ва земле.
И в далеких подневольных странах
Презирая пытки и тюрьму,
Обрашают люди неустанно
Благодарные сердца к нему.

Это имя в сердие своем носят
Те, кто светом правды озарен,
Это имя гордо произносят

Люди всех наречий и племен.
	Сталин — мир и воля всех
народов,

Солнца луч, сверкающий во мгле,

Сталин — наша гордость и
свобода,
	Знамя светлой правды на земле.
	Александр Чуркин.
	В музеях
MOCHBbI
	Тысячи москвичей и приезжих
ежедневно заполняют просторные за-
лы Центрального музея В. И. Ленина.
	Po

`В эти дни, когда советский народ

готовится отметить знаменательчую
	и дорогую дату — ТО-летие вели-
кого вождя народов Товарища
м. В. Сталина, в музее особенно.

MPOrTOJIIO AHO.
	Вчера, 11 декабря, музеи посетили
около 6 тысяч человек. Рабочие и
служащие, колхозники, ученые, сту“
денты и школьники, солдаты и офи-
перы Советской Армии с огромным
интересом знакомились с материала-
ми, освещающими жизнь и револю-
ционную деятельность В. И. Ленана,
боевое и идейное содружество вели-
ких освователей и создателей боль
евистской партии и первого в мире
социалистического государства
В. И. Лелина и И. В. Сталина.

Сотни заявок на посещение музея
на ближайшее время поступили от
коллективов предприятий и учрежде-
ний Москвы.
	Пять с половиной тысяч человек

побывали вчера, 11 декабря, в Музее
Реколюции СССР. Такого количест-
ва посетителей не было ни в один
из дней за время существования му-
зея. .
Посетители с огромным интересом
осматривали исторические документы
и материалы о жизни и деятельно-
сти основателей большевистской пар“
тии и первого в мире социалистиче-
ского государства В. И. Ленина и
И. В. Сталина.

Особенно многолюдно. было в 3а-
лах подарков товарищу И. В. Сталину.
	Учитывая большюй наплыв посетите-
лей, Центральный музей В. И. Ленина
и Музей Революции СССР увеличи-

вают время своей работы на 2 чага
в длевь.
	[_ 12 декабря —
	В СЕ ‘шире ‘и ‘тнире’ ‘разгорается Cor: .
`ревнование ‘на’ предприятиях ›
столицы Украины `В’ честь 70-летия

со дня’ рождения великого вождя

советского народа И. В. Сталина,

Коллективы заводов и фабрик от-

мечают знаменательную дату новые

ми сопиалистическими обязательст-

вами и борьбой за их выполнение,

Около 250 предприятий Киева, пи-

зет «Правда», досрочно завершило

годовую программу.
	ЕСЯТКИ предприятий — города

Горького и области закончили
выполнение годового плана. Коллек-
тивы заводов автокузовного, «Неф-
тегаз» еше в ноябре перевыполнили
годовую программу. Много продук-
ции сверх годового плана уже вы“
пустили рабочие льнокомбината, чу-
	лочной фабрики, обувной фабрики.

* .

B Курган-Тюбинском районе за-
кончено строительство крупной

межколхозной электростанции. Она

дала свет И сельскохозяйственным

артелям. Сорок колхозов, сообщает

«Правда», электрифицировано В
	этом году в других районах Ta‘:
жикистана.
	клубов, свыше 20 библиотек,
красных уголков и Т. д.
	Имени
Сталина
	вяков, и бывших cepenHAKoB,—ELle
выше. Он состоит в том, чтобы сде-
лать всех колхозников зажитозными»-

К концу 1934 года колхозы ста-
ли прочной, непободимой силой. Они
об’елинили к этому . времени уже
около трех четвертей всех крестьян-
ских хозяйств Но. всему СССР и
около девяноста процентов всех по-
севных площадей.

В докладе на ХУН с’езде партии
товарин, Сталин подчеркнул, Что
колхозы победили окончательно и
бесповоротно, дал раззернутую про-
грамму дальнейшего укрепления кол-
хозного строя. определил ближайшие
задачи колхозов в Повышенин уро-

жайности, в ‘разрешении проблемы.

животноводства.

В феврале 1935 °года состоялся
П Всесоюзный ©с’езд  колхозников-
ударчиков. Под непосредственным ру-
ководством товарища Сталина был
разработан и принят с’ездом пример-

Е» АА ant ОД
	ПИ М
ный устав сельскохозяйственной ар-

Де Е ©
	тели. Колхозники справедливо Heehe”
ene Е Е ааа Veta
	`сельскохозяйственной артели стал ос-
	новным законом колхозной жизни,
могучим орудием укрепления KOJIXO3-
	ного строя.
	РАНДИОЗНЫ победы, достигну-

тые нашим сельским хозяйством.
Иеузнаваема стала советская  це-
ревнл. Опираясь на указание Леннна
о необходимости перехода от мел-
ких крестьянских хозяйств к круп-
ному артельному, коллективному хо-
зяйству в земледелии, опираясь на
кооперативный план Ленича, товариш
Сталин разработал и претворил В
жизнь теорию коллективизации сель-
ского хозяйства.
	Нод руководетвом товарища
Сталина большевистская партия в На-
пряженной международной и внут-
ренней обстановке, в непримиримой
борьбе с врагами советского народа
— презренными троцкистами, правы-
ми оппортунистами — подготовила
все необходкмые условия для мае-
сового вступления крестьянства В
колхозы. Великая заслуга товарища
Сталина состоит в том, что он, ге-
ниально определяя на каждом эта-
пе социалистической революции за-
дачи по отношению к крестьяяству,
твердо вел нашу партию по пути
коллективизании сельского хозяйства.
		К концу 1927 года определились
решающие успехи политики социали-
стической индустриализации страны.
Особенно больших успехов добилась
наша крупная промышленность. Од-
нако не все отрасли народного хо-
зяйства развивались одинаково бы-
стрыми  темпами. Отставало в своем.
развитии сельское хозяйство и 050
бенно основная отрасль его — 3зе2-
новое хозяйство. Мелкое, раздроб-
ленное крестьянское хозяйство  не-
способно было обеспечить страну то-
варным зерном. Отставание сельско-
го хозяйства об’яснялось его раз-
дробленностью, низкой, примитивной
техникой. Создавшееся резкое несо-
ответствие между быстрым ростом
промышленности и отставанием сель-
ского хозяйства становилось величай-
шим тормозом на пути дальнейшего
сопиалистического развития всего
народного хозяйства страны.

Чтобы выйти из такого положения,
необходимо было перейти в сельском
хозяйстве на крупное производство,
способное пустить в ход тракторы и
сельскохозяйственные машины и
поднять в несколько раз товарность
зернового хозяйства. Перед страной
стояли две возможности: либо перей-
ти на крупное  капиталистическое
производство, что означало бы разо-
рение крестьянских масс, гибель со-
юза рабочего класса и крестьянства,
усиление кулачества и поражение со-
пиализма в деревне, либо стать на
путь об’единения мелких крестьян-
ских ‘хозяйств в крупные социали-
стические хозяйства, в Колхозы, спо-
собные использовать тракторы `#
другие современные машины для бы-
строго под’ема зернового хозяйства
и его товарной продукции.

Понятно, что партия большевиков
и Советское государство могли стать
лишь на второй путь, на колхозный
путь развития сельского хозяйства.
	Товаринр Сталин в своем докладе
на ХУ сезде ВКП(б), отмечая успе-
хи индустриализации и быстрый рост
сопиалистической промышленности, в
то же время обратил серьезное . вни-
мание .на отставание сельского хо-
зяйства. Выход из создавшегося п0-
ложения, как говорил товарищ
Сталин, был «..в переходе мелких и
распыленных крестьянских хозяйств
Ha крупные и об’единенные хозяйст-
ва на основе общественной обработ-
ки земли, в переходе на коллектив-
ную обработку земли на базе но-
вой, высшей техники. Выход в Том,
чтобы мелкие и мельчайшие кресть-
янские хозяйства ностепенно, но не-
уклонно, не в порядке нажима, а B
порядке показа и убеждения, об’еди-
нять в крупные хозяйства на .основе
общественной, товарищеской,  KON-
лективной обработки земли, с приме-
нением сельскохозяйственных машин
и тракторов, < применением научных
приемов интенсификации земледелия.
Другого выхода нет».
	Руководствуясь мудрыми указания-
ми`товарища Сталина, ХУ с’езд пар-
тии вынес решение о всемерном раз-
витни коллективизации = сельского
хозяйства. С’езд наметил план рас-
зпирения и укрепления сети колхозов
и совхозов, дал четкие указания о
способах и методах борьбы за про-
ведение коллективизации.

Большевистская партия под руко-
волством товарища Сталина развер-
	В результате победы колхозного
строя сельское — хозяйство нашей
страны из отеталого, раздробленного
превратилось в самое крупное в ми-
ре передовое, механизированное сель-
ское хозяйстго.
	Преимущества колхозного  CTpN™
особенно ярко проявились в годы
Реликой Отечественной войны: Не-
смотря на трудности военного време-
ни, наши колхозы и совхозы беспе-
ребсйно снабжали Советскую Армию
и население страны продовольстви-
ем, а промышленность — сырьем.
	Сила и жизненность колхозного
строя. с новой силой раскрываются
ныне в послевоенный период разви-
тия народного хозяйства нашей стра-
НЫ.
Еще в 1948 году валовой урожай
зерновых культур без малого до-
стиг уровня 1940 года. Урожай же
текушего тода превысил уровень
1940 года. Зерновая проблема в на-
шей стране уже решена, и дальней-
‘шие успехи в этой области стоят
на поочной основе.
	Принятое год назад постановление
партии и правительства о плане по-
лезащитных лесонасаждений, внед-
рении травопольных севооборотов,
строительстве прудов и водоемов для
обеспечения высоких устойчивых уро-
жаев осушествляется успешно. Уже
произведены посадки защитных ле-
сонасаждений на площади более 500
тысяч гектаров. Еще большая пло
шадь подготовлена для лесопосалок
в 1950 году.

Быстрыми темпами растет техня-
ческая вооруженность сельского хо-
зяйства. Социалистическая промыш-
ленность с каждым годом поставля-
ет сельскому хозяйству все больше
и больше разнообразных сельскохо-
зяйственных машин.

Под’ем зернового хозяйства обес-
печил возможность приступить К
ликвидации отставания  ЖиИвВоТновод-
ства — важнейшей отрасли сельско-
го хозяйства. Задача под’ема и все-
мерного ` развития:>› животноводства
стала центральной задачей партии и
государства в сельском хозяйстве.
	Творец колхозного строя товари
Сталин проявляет величайшую забо-
ту о дальнейшем росте и укреплении
колхозного строя. Замечательные до-
стижания советской ‘`агробиологиче-
ской науки непрерывно обогащают
колхозную практику.

Победа колхозного строя в СССР
имеет огромное международное зна-
чение. Все страны народной демокра-
тии, вступившие ныне на путь со-
пиалистического строительства, HC:
пользуют богатый опыт Советского
Союза по переустройству сельского
хозяйства на основе социализма.
	Под руководством великого
Сталина — вдохновителя, организа-
тора и руководителя колхозного
	строительства наша партия обеспечи-
ла нобеду социализма в деревне,
резко подняв жизненный уровень
колхозного крестьянства. Под водн-
тельством своего вождя и учителя
советский народ уверенно идет впе-
ред, к победе коммунизма.
	Т. Зеленов,
кандидат исторических наук.
	те укреплена танковая башня, ору-
дие которой направлено в сторону
бывших немецких позиций. Такие па-
мятники можно видеть в Сталингра-
де на многих площадях и улицах
города. Они обозначают бывший пе-
редний край, стальным пунктиром на-
несли среди кварталов города линию
фронта, какой она была в дни Ста-
линградокой битвы.
	Доблесть
труда
	а”
			Л

-,
	Картина художника Д. БАЛБАНДЯНА.
Всесоюзная художественная выставка 1949 года.
			ность сочетать личные интересы крс-
стьян с их общественными интереса-
MH.

Претворяя в жизнь указания
товарища Сталина, большевистская
партия ликвидировала «левацкие» пе-
регибы в колхозном ‚ строительстве,
создала прочную основу для нового
	под’ема колхозного движения. К КОН-
цу первой сталинской пятилетки
коллективизация мелких  крестьян-
	ских хозяйств в CCCP B OCHOBHOM
	была завершена.
	«ЛЛЯ СЧАСТЬЯ НАРОДА». Заседание Политбюро ЦК ВКП(б).
	Переход к сплошной  коллективи-
зации неразрывно связывался с 3а-

дачей ликвидации кулачества как
класса.
	«Новое и решающее в нынешнем
колхозном движении, — говорил
И. В. Схталин‚—состоит в том, что
в колхозы идут крестьяне не отдель-
ными группами, как это имело место
раньше, а целыми селами, волостя:
ми, районами, даже округами. А что
это значит? Это значит, что в кол-
хозы пошел середняк. В этом основа
того коренного перелома в развитии
сельского хозяйства, который состав-
ляет важнейшее достижение Совет-
ской власти...»
	‘На основе сплошной коллективиза-
пии был ликвидирован последний
	эксплоататорский классе в деревне —
кулачество.
	Отстаивая и дальше развивая Ji€-
нинекую теорию по аграрному во-
просу, товарищ Сталин в, своих про-
изведениях и выступлениях азобла-
чил реакционную сущность буржуаз-
ных ‘антимарксистских теорий, про-
поведывавщихся ‚правыми. оппортуни-
стами, = теории «врастания» капи-
талистических элементов в <оциа-
лизм, теории «равновесия» секторов
		нула огромную работу по осуществ-
лению принятого сездом историче-
ского решения. Она провела важней-
шие мероприятия по укреплению уже
имевшихся колхозов, распространке-
нию их опыта среди единоличного
крестьянства. Были созданы машинно-
тракторные станции и совхозы, но-
могавшие крестьянам перестраивать
хозяйство на новой, социалистиче-
ской основе.
	1929 год был годом великого He-
‘релома на всех фронтах социалисти-
ческого строительства. В сельском
хозяйстве этот год ознаменовался
началом массовой коллективизации.
`В своей статье «Год великого пере-
лома» товариш Сталин писал, что
<..нам удалось повернуть. основные
массы крестьянства в Целом ряде
районов от старого, капиталистиче-
ского пути развития, от которого вы-
игрывает лишь кучка богатеев-капи-
талистов, а громадное большинство
крестьян вынуждено прозябать в ни-
шете, — к новому,  сощиалистиче-
скому пути развития, который вы-
тесняет богатеев-капиталистов, а се-
редняков и бедноту перевооружает
по-новому, вооружает новыми оруди-
ями, вооружает тракторами и сель”
скохозяйственными машинами, для
того, чтобы дать им выбраться из
нишеты и кулацкой кабалы на Ши-
	рокий путь товарищеской, коллектив-
	ной обработки земли».
	в системе советскогс народного X0-
зяйства, теории «самотека» в COLH-
алистическом строительстве, теории
«устойчивости» мелкого крестьянско-
го хозяйства. Товарищ Сталин пока-
зал, что все эти фальшивые теории
проповедывались для того, чтобы
дать врагам социализма «теоретиче-
ское» оружие в борьбе против КоЛ-
хозного движения.
	Под руководством товарища
Сталина партия разгромила правых
капитулянтов, открыто выступивших
против колхозного движения.
	По поручению ЦК ВКП(б) товари
Сталин опубликовал в 1930 году две
	статьи: «Головокружение от успе-
хов» и «Ответ товарищам колхозни-
кам». В этих статьях товарищ
	Сталин глубоко векрыл ошибки в
колхозном ‘движении, указал  КоН-
кретные пути исправления этих оши-
бок, подчеркнув необходимость
соблюдения принцина добровольности
при вступлении крестьян в колхозы
как основного принципа колхозного
строительства. Товарищ Сталин ука-
зывал, что основным звеном колхоз-
	ного движения является CEAbCKOAGe
зяйственная артель» как наиболее
правильная и понятная для крестьян
	форма об’единения, даюшая возмож-
	Болышевистсокая партия под руко
водством товариша Сталина paspe-
шила труднейшую после завоевания
власти задачу пролетарской револю-
ции в деревее, задачу перевода мел-
ких, единоличных крестьянских XO-
зяйств на рельсы социализма, зада-
чу ликвидации кулачества как само-
го многочисленного эксплоататореко-
го класса в стране.

Товарищ Сталин поставил перед
партией задачу повседневного руко-
водства колхозами. Он обратил осо-
бое внимание на необходимость
беспощадной борьбы с врагами кол-
хозов, на необходимость повысить
бдительность, чтобы ‘во-время ‘срывать
маску с врага. В целях планомерной
работы по укреплению колхозов,
борьбы ‹ против вредительства реше”
нием ЦК ВКП(б) по предложению
товариша Сталина при МТС были со-
зланы политические отделы.
	В феврале 1955 года по инициати-
ве И. В. Сталина был созван Г Все-
союзный = ce3 колхозников-удар-
ников. На с’езде товарищ Сталин,
подводя итоги колхозного строитель-
ства, указывал, что партия доби-
лась того, что не менее двадцати
миллионов крестьянского населения,
не менее двадцати миллионов бедня-
ков были спасены от нищеты и ра-
зорения, от кулацкой кабалы и пре-
врашены благодаря колхозам в обес-
печенных людей.
	Но это только первый наш шаг,
говорил товарищ Сталин, первое на-
	ше движение на пути колхозного
строительства. «Чтобы двинуться
лальше и окончательно укрепить
	колхозы, мы должны сделать второй
шаг, мы должны добиться нового до-
стижения. В чем. состоит этот второй
шаг? Он состоит в том, чтобы под-
нать колхозников, — и бывших бед-
	Почти на 60 километров вытянул-
ся Сталинград вдоль берега Волги
узкой полосой. Мамаев курган рас-
положен почти на равном расстоя-
нии от северной и южной границ го-
рода и вплотную пододвинулея K
Волге. Необ’ятная. панорама откры-
вается с вершины Мамаева кургана.
Видишь весь город, от рабочих по-
селков тракторного завода на севере
до Бекетовки на южной — окраине.
На вершине. кургана стоит немецкий
бронетранспортер. Он похож на чер-
ного вз’ерошенного пса, готового
прыгнуть на свою добычу. Советский
снаряд настиг бронетранспортер на
краю обрыва в то мгновение, когда
он собирался ринуться вниз, в UpH-
брежную. долину, на кварталы горо-
да. Рядом с бронетранспортером сто-
ит застывший навеки фашистский
танк с пушкой, словно обрубленной
ударом меча. Тут и там рассыпаны
стреляные гильзы, побитые каски,
хвосты мин. Болотной ржавчиной от-
ливает вершина кургана. Подсчита-
но, что квадратный метр земли Ма-
маева кургана содержит от 500 до
1250 осколков бомб, снарядов, мин
и. гранат.
	«Высота 102» являлась как бы сре-
доточием усилий немецкого командо-
вания. Оно не жалело ни солдат, ни
техники, чтобы овладеть позициями,
господствовавшими над городом, су-
лившими неоспоримые преимущества.
Но здесь, на знаменитом кургане,
гитлеровцы столкнулись с нечто 60-
лее твердым, чем металл пушек и
танков, — с невиданной стойкостью
советских воинов, вдохновленных ге-
нием Сталина.
	Мамаев курган стал памятником
славы -сталинградского солдата. Ря-
дом с сожженным немецким танком
и бронетранспортером возвышаются
белые обелиски на могилах воинов
Советской Армии, павших в боях за
город. На одном из обелисков выби-
ты слова, простые и скромные, как
доблесть героев Сталинграда: «Веч-
ная слава Вам, бессмертные герои».

По соседству с обелисками МЫ ви-
дим и другой памятник, почетный
Знак Сталинградской битвы. На не-
высоком мощном каменном постамен-
	Великое значение этого коренного
перелома состояло в TOM, что‘ пар-
тии удалось организовать его в HEA-
рах самого крестьянства. Опираясь
прочно на бедноту и укрепляя союз
с середняком, партия повела реши-
тельную борьбу против кулачества.
Мошная волна колхозного движения
разбила вдребезги  меньшевистскую
«теорию» троцкизма о неспособности
рабочего класса повести за собой ос-
новные массы крестьянства в социа-
листическом строительстве. Рухнула
последняя надежда империалистов на
сеставрацию капитализма в СССР.
	Сталин, всесторонне конкретизиро-
вав марксистско-ленинскую теорию о
социализме, показал, что переход к
коллективизации возможен не в по-
рядке простого и мирного вступления
крестьян в колхозы, а в порядке
массовой борьбы крестьян против
кулачества. Необходимо было раз
бить кулачество в открытом бою.
	В e ре р «+ АЕ ГИ Зы

В ГОРОДЕ-Г. ЕРОЕ
	_ Камни
Сталинграда

ФЕВРАЛЯ 1943 года над Волгой
прогремел последний выстрел
	Сталинградской битвы. Спустя три
месяца среди развалин героического
города появился крупный американ-
ский деятель, один из нетерпеливых
туристов, жаждущих острых ошуще-
ний и сильных зрелиш. Он прошел-
ся по: полузасынанным улицам, по-
гулял по’ площадям, изрытым OKO-
пами и воронками, послушал песню
волжского ветра, гудевшего среди
повисших балок и исковерканного OT-
нём кровельного железа, взглядом
знатоха оценил бесконечную верени-
цу полуразрушенных каменных стен,
облизанных черным языком пожара.
Снисходительно улыбаясь, тут же,
на улице Сталинграда, заокеанский
путешественник заявил, что город
росстановить невозможно.
	Не стоит удивляться этим словам
янки. Точно так же многие его сооте-
чественники были убеждены в побе-
де Гитлера и обешали «падение
Сталинграда». в тот самый день,
когда немцы подойдут к воротам го-
рода, Заокеанские пророки на все
голоса предсказывали поражение Со-
ветской Армии на берегу Волги.
Они не видели силы, которая могла
бы остановить 50 дивизий Гитлера и
его союзников. Мы’ знаем их судь-
бу. В Сталинградском сражении нем-
цы. потеряли убитыми и ранеными
396 тысяч солдат и офицеров.
	Немцы сбросили на Сталинград
110 тысяч тонн авиабомб. Они вы-
пустили по его стенам миллноны
снарядов. В землю Сталинграда бы-
ло заложено 1.100.000 мин. Гит-
леровцы превратили в груду разва-
лин почти 42 тысячи жилых домов,
56 крупных ‘фабрик и заводов, 115
школ, 86 детских садов, 24 вуза и
техникума, 35 клубов, 60 библиотек,
40 больниц, поликлиник и амбула-
торий, разрушили ‘водопровод, трам-
	вай, бани, прачечные, железную до-
рогу.

Людей, которые пришли на Ули-
цы Сталинграда, как только замолк
гул сражения не могла остановить
страшная картина разрушений. Ре-
шив восстановить город-герой, они
охотно мирились с землянкой, пере-
оборудованной из бывшего дзота, с
нарами в два этажа. Они не рас-
считывали на трамвай или автобус,
ходили пешком по тропинкам, изви-
вавшимся среди каменных завалов
Этих людей вдохновляла великая лю-
бовь к Ролпине.
	Страницы
	.  KCTOpPHH
	ma ad
У каждого города свои драгоцен-
ные реликвии, свято хранимые, со-
ставляющие его гордость и славу.
Попав в Сталинград, нельзя не. по-
бывать в Музее обороны Царицына—
Сталинграда имени И. В. Сталина.
Музей занимает особняк, возвышаю-
щийся на привокзальной площади. В
годы гражданской войны в этом
особняке помещался штаб обороны,
а’ затем созданная товарищем
Сталиным комендатура. В его стенах
	не раз бывал и работал великий
вождь советской страны.
Во время Сталинградской битвы
	здание музея было превращено В
развалины, но экспонаты,  своевре-
менно вывезенные в безопасное ме-
сто, не пострадали. После победы
над врагом сталинградцы возродили
историческое здание, и в его залах
снова разместился музей, теперь зна-
чительно расширенный и посвящен-
ный не только царицынской эпопее,
но и Сталинградской битве. Немно-
гословно, строгим языком докумен-
тов и цифр экспозиция рассказывает
о палеких событиях 1918 года.
Перед посетителем музея предста-
ет то трудное время, когда едва на-
чавшее свою иФорию государство
трудящихся оказалось окруженным
со всех сторон врагами.
Интервенция и блокада породили
	Несколько месяцев назад в Ста
линграде открылся новый. кинотеатр.
Сталинградны дали ему прекрасное
название «Победа». Кинотеатр впол-
не достоин этого названия. Краси-
во, прочно, на многие века строят
свой город сталинградны. Создается
новый проспект — имени Сталина. Он
протянется почти на 60 километров
параллельно Волге. По обеим сторо-
нам магистрали поднимутся самые
большие и самые красивые дома.
Проспект пройдет и у подножья Ма-
маева кургана, на вершине которого
поднимется здание панорамы, посвя-
щенной Сталинградской битве.
	В центре города проспект пересе-
чет знаменитую Площадь обороны ©
прославленным домом Павлова в цен-
тре. В этом доме небольшая группа
советских воинов во главе с сержан-
том Павловым 58 дней отражала 6е-
шеные атаки гитлеровцев. Рядом ©
домом Павлова будет сооружен ве
личественный монумент с лаконичной
надписью: «Солдатам Сталинграда OT
граждан города».

Проспект имени Сталина стано®
вится действительностью сегодняшне?
го города. Сотни и тысячи строите
лей работают на центральной трассе
Сталинграда. Рядом со строителями“
профессиогалами мы ‘видим  добро-
вольцев. Сталинград не только дал
неувядаемый в веках O6pa3 воин
ской доблести, но и пример соцна-
листического труда.

Строители выходят на работу ¢
песней. Так могут работать лишь
люди, знающие, что они отдают свою
‘энергию для Родины, люди, вооду“
шевленные светлыми идеями, вдох-
новляемые великим Сталиным. Этого
не понял янки, приезжавший в Го
род-герой. Этого не понять королям
биржи, гангстерам Уолл-стрита, Ко“
торым золото заменяет родину.
	В. Антонов.

СТАЛИНГРАД. Декабрь.
	НА СНИМКАХ: вверху — улица Ленина в TAM pa;
вновь выстроенный Дворец культуры в рабочем поселке
	ского тракторного завода.
	в стране голод. Рабочий не мог
твердо рассчитывать даже на ось-
мушку хлеба, которая ему полага-
лась по карточке. А захват Царицы-
на врагом лишил бы население стрз-
ны даже этого голодного пайка. В
грозный год, когда решалась судь-
ба республики, партия, Ленин на-
правили в Царицын Сталина с зада-
нием отстоять город от белых, спа-
сти страну от голода. Телеграммы,
фотографии, картины, различные до-
кументы воссоздают атмосферу на-
пряженной борьбы с врагом, возглав-
ленной товаришем Сталиным. Ero
неутомимая энергия, могучий  та-
‘лант организатора масс, бесстрашие
оказали решающее влияние на поло-
жение ‘фронта и тыла.   ,
	Твердой, беспощадной рукой
товарищ Сталин очищал штабы и уч-
реждения Царицына от агентов бур-
жуазии, от ставленников презренного
изменника революции Троцкого. Хлеб
из тайников и ям кулаков и спеку-
лянтов двинулся непрерывным пото-
ком в осажденные голодом города
Советского государства. Товарищ
Сталин поднял на защиту города ра-
бочих, трудовое крестьянство. Из
разрозненных отрядов он создал ар-
мию, нанесшую сокрушительный удар
белогвардейским войскам.

Под водительством Сталина у стен
Царицына сражались и конники Бу-
денного, и партизаны Ставрополья, и
шахтеры Донбасса. В рядах защит-
ников Царицына были и москвичи.
В музее Сталинграда хранится теле-
грамма товарища Ворошилова, рас-
сказывающая об успехах солдат сто-
лицы: «Вчера впервые прибывший из
	Фото Б. БЕЛОКОПЫТОВА.

Москвы 38 Рогожско-Симоновский
Советский полк был пущен в бой. С
радостью могу констатировать, что,
наблюдая за действиями полка, Я
видел умелое руководство начальни-
ков, бесстрашие молодых солдат и
сознательность всего полка вообще.
Надеюсь, что новый московский 38
Рогожско-Симоновский Советский
полк будет с каждым днем крепнуть
и закаляться в боях и в ближайшие
дни покроет себя славой, которая
будет и славой матушки Москвы».
Другая половина Сталинградского
музея посвящена великой битве, ре-
шившей судьбу второй мировой вой-
ны. В иных условиях сражались за-
щитники Сталинграда, другое оружие
было у них в руках, иной враг рвал-
ся к берегам Волги. Но тот, кто вни-
мательно всмотрится в документы
этих двух героических эпох, не мо-
жет не заметить характерное, общее.
Воинов Царицына. и Сталинграда
вдохновлял великий Сталин. С име-
нем Сталина сражалнсь солдаты Ца-
рицына и солдаты Сталинграда.
Партия большевиков, Сталин воспи-
тали в советских людях великую
любовь к ‘отчизне, чувство горячего
патриотизма, самоотверженности.
	На Мамаевом
кургане
	Гость города, который захочет по-
знакомиться с его славным прошлым
и настоящим, побывав в музее, обя-
зательно поднимется потом Ha Ma-
маев курган. На языке военных сво-
док он назывался «высотой 102». Это
самая высокая точка Сталинграда.
	С вершины Мамаева кургана осо-
бенно прекрасной выглядит Волга.
Дым волжских пароходов смепивает-
ся с дымом сталинградских заводов.
Все заводы и фабрики города, разру-
шенные немцами, теперь восстановле-
ны. Снова Сталинград шлет .во все
концы страны свои тракторы, высо-
кокачественный металл, экскаваторы,
буксирные пароходы, буровые вышки.
	У подножья кургана пролегла же-
лезная дорога, а несколько ниже, —
асфальтовая магистраль. С веселым
свистом мчатся паровозы, таща за
собой вереницы вагонов. Бесконечной
лентой тянутся по шюссе автомаши-
ны. Город живет большой, яркой, на-
пряженной жизнью,
	Созетское правительство щедрой
рукой отпускает средства на вос-
становление города-героя. Co дня
Победы Сталинград уже израсходо-
вал на строительство больше двух с
половиной миллиардов рублей. Ста-
линградцы получили свыше миллио-
Ha квадратных метров жилой пло-
щади. Двадцать тысяч домов возве-
ли с помощью государства индивн-
дуальные застройщики. Сегодняшний
Сталинграл имеет шесть трамвайных
линий общей протяженностью 55ки-
лометров, на которых курсирует бо-
лее 100 вагонов. 40 многоместными
машинами обслуживаются  автобус-
вые линии. Водопровод уже достиг
трех четвертей довоенной мощности,
По примеру москвичей сталинградцы
украшают свой город многолетними
деревьями. На улицах высаживаются
еше 10.000 взрослых деревьев. Сей-
час в городе работают 90 школ, 25