4 ЯНВАРЯ 1949 г., №4 (11111)

По страницам местных газет
	НОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ—
МОЩНОЕ СРЕДСТВО АГИТАЦИИ
а а iad
	Редакция газеты «Красный Крым» созва-
71а совещание художников, писателей, ра-
ботников областного издательства, типогра-
фин п представителей Союзпечати. Участни-
ки совещания обсудили постановление ЦЕ
ВЕП(б) «0 недостатках и мерах улучшения
издания политических плакатов».

Отчет о совещании и отдельные выступ-
ления его участников помещены в газете
под заглавием «Политический плакат —
мощное средство большевистской агитации».

Художние тов. Щеглов сказал:

«Что представляют собой крымские пла-
каты? Они, как правило, невыразительны,
шаблонны, наскоро слеланы, Они никак не
отвечают требованиям сегодняшнего дня».
Художник тов. Грабовепкий подверг кри-

Take работу Крымского областного издатель-
ства и областного отдела по делам искусств.

«Плакаты издаются стихийно, — заявил
он. — Не продумывается их тематика. У
нас делается так: за несколько дней ao
какого-либо праздника вызывается худож-
HHK, ему дается «спешное задание», в
спешке оригинал посылается в типогра-
фню... В результате — плакат низкого. ка-
чества». : >
‚ Художник тов. Авсиян говорил, что надо

поощрять творческие поездки зудожников
на места.

«Работая над плакатом, — сказал он, —
нашя художники обязаны всегда иметь
перед собой образ передового. советского
человека, лучших людей промышленности
и сельского хозяйства».
		Предприятия и стройка Вузбасса получа-
ют большое количество древёсины, (собен-
но много ее требуется для угольных шахт
бассейна. Кемеровская газета «Нузбасс» от-
мечает, что

«на большинстве шахт } Кузбасса, не-

смотря: на неоднократные указания мини-

стерства, леса расходуется значительно
больше нормы».

Комбинат «Кемеровуголь». за шесть ме-
сяцев только на угледобычу перерасходовал
леса на 152 тысячи рублей: По другим ви-
дам работ перерасходовано еще больше. Меж-
AY TeM опыт отдельных трестов показал,
что, правильно используя материалы, мож-
но добиться большой экономии. Так, напри-
мер, в тресте «Анжероуголь» сберегли по
6,6 кубометра крепежа на каждой тысяче
тонн добытого угля.

Есть много Способов экономить лес,
пишет газета. Нужно, чтобы крепёж постав-
лялся шахтам строго по спецификациям. Это
сократит расход его. на 10 процентов.

Сотни кубометров крепежа можно сэко-
номить, евли весь подаваемый в шахту лес
разделывать етрого по размерам. Тем самым
будут устранены потери от вынужденных
обтезков’ в шахте,
	МАСЛИНА — ВЕДУЩАЯ КУЛЬТУРА
НА АПШЕРОНЕ
	Но решению правительства в ближай-
тис голы на Апшеронском полуострове
должна быть высажена маслина на илоша-
an 8 3 тысячи гектаров. _

Газета «Бакинский рабочий» сообщает,
что недавно исполком Бакинского тородеко-
го совета обсуждал вопрос о том, как вы-
полняется это важнейшее задание,
	«На столе президиума были разложены
ветки маслины с плодами, банки с кон-
серзированными оливками, бутылки с
оливковым маслом, мыло, изготовленное
из отходов, наконец, жмых, который со-
держит до 10 проц. масла и является весь-
ма ценным кормом для скота. Эта экс-
понаты — продукция оливковой планта-
ции Дзержинского района — были нагляд-
ным показом того, какое зкачение имеет
культура маслины и что она может дать
колхозам Апшерона»,

Выступивигий на заседании исполкома’
садовод оливковой плантации Дзержинского
района тов. Беликов заявил:

«Маслина преобразит сельское. хозяй-
ство Апшерона. Три тысячи гектаров
оливковых садов — это огромное богатство.
Колхозы могут и должны быстро И
его».

Исполком Бакинского совета принял’ по-
становление, согласно которому маслина
займет не менее 90 процентов лесопарковых
насаждений вокруг Баку. В трех Болхозах
создаются питомники.

Маслина станет ведущей т на
Аншероне.
	НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ `ОЧЕРКИСТ
	Есть в Мордовской автономной республи-
Re замечательный опытник Георгий Василь-
евич Сизов. Газета «Нвасная Мердовия» ре-
шила познакомить читателей о его работа-
ми. Она напечатала очерк Мих. Дымного
«Искатель». Читая. этот. очерк, нельзя.
не вспомнить слова великого русского бас-
нописца: «Бела, коль пироги начнет печи
сапожник...». Применительно к Дымному
можно сказать: беда, если невежда взялся за
перо. чтобы. писать о вещах, в которых он
ничего ве смыслит. Вот как Дымный опи-
сывает процессе скрещивания двух сортов
картофеля:

«Сизов разрезал ‘на две половинки кар-
тофель «Синий великан» й каждую из них
скрестил с кореневским сортом картофеля.

Плотно скрестив их, посадил в землю».
	°В этих строках автор обнаружил полное
невежество.

Далее Дымный © ученым видом знатока
пишет:
	«Сизов... углублял грядки, производя
глубокое окучивание... Прошло несколько
дней. Буйно вырастала новая поросль.
Ona  пробивалась через землю, давая
дружные всходы».
	одесь, что ни слово — то перл. Глубоко-
	го окучивания, как известно; не бывает,
	применяется высокое окучивание. Окучива-
OT не грядки, a Растения. Не бывает также
у картофеля и поросли. Ё тому же поросль
не может давать вехолов.

Дымный выдумал несуществующий сорт
картофеля — «Ость бото». Тут же таин-
ственный «Ость бото» превращен в «0ето-
бото». По словам Дымного, «урожай потряс
сознание колхозников».

«Каждая картофелина по величине рав-
нялась голове ребенка»,

Очерк, помещенный в «Красной Мордо-
вии», вызвал возмущение читателей. Агро-
ном тов. Буков пишет в «Правду»: «Кол:
хозник Сизов много лет работает ‘по сорто-
испытанию картофеля. Имеет хорошие пока-
затели, но они извращены Дымным в его
очерке «Искатель».

Редакция «Красной Мордовии» не сочла
нужным посоветоваться © авторитетными
специалистами. Она пренебрегла элементар-
ным правилом и потому попала впросак.
	ПО СЛЕДАМ МАТЕРИАЛОВ“ «ПРАВДЫ»
	«ПЕПАРТИИНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КРИТИКЕ»
	Бюро Вэрошиловградекого обкома партии
признало факты, изложенные в корреспов-
хенции, правильными и наложило HA
тов. Игнатова строгое партийное взыекание.

Попаснянскому райкому партий указано
на беспринципное отношение к проступку
тов. Игнатова.
	Цод таким заголовком в «Правде» 3a
9- декабря 1348 г. была напечатана коррес-
понденция, в Боторой указывалось на
напартийное отношение к критике секретаря
Попаснянского райкома ЕП(б)У Ворошилов-
градекой области тов. Игнатова на отчетно-
выборном собрании коммунистов паровозного
депо станции Попасная.

‘оакрытие сессии
французского парламента
	ПАРИЖ, 3 января. (ТАСС). В ночь. на
3 анваря закрылась сессия  Французекого
парламента, которая возобновится №1 янва-
pa. Послелние заседания Напионального
	ря. носледние заседания пационального
собрания и Совета республики были поевя-
щены затянувшемуся обсуждению бюлжета.
	Партии правительственного большинства
приложили все силы Е тому, чтобы лобить-
	ся утверждения палламентом коедитов на
	военные цели, скрыв по.различным, етатьам
	часть огромных сумм, которыз Франция
	вынуждена тратить в связи ©0 своим уча-
стием в западном. военном: блоке.  Офици-
зльно общая сумма военных расходов была
утверждена в 350 миллиардов Франков.
Олнако многие депутаты разоблачали в
	своих выступлениях на заселании Нацио-
	нального собрания маневр правительства;
Так, генерал Жуанвиль (коммунист) за-
явил, что по меньшей мере 150 миллиардов
франков, предназначенных на военные рае
ходы, скрыто в бюджетах различных граж-
данеких ведомств. Однако, несмотря. на
эти огромные кредиты, сказал он, мы яв-
ляемея свидетелями упадка французской
авиации и флота, фактической ликвидации
французских оружейных заводов, в то вре-
мя как в Америку направляютея заявки на
американское ‚ вооружение. Одновременно
увеличиваются расходы на ведение колони-
альной войны,

Депутат Мандес-Фране (радикал-социа-
лист) заявил: «Утверждение о том, что во-
енный. бюджет равен 350. миллиардам
франков, является мошенничеством. Факти-
ческие расходы превысят сумму в 500 мил-
лиарлов франков». р

«Мы разоблачаем ваш военный бюд-
Жжет,—<сказал, обращаясь к правительству,
депутат Шарль Тийон (коммунист), — как
бюджет, направленный на подготовку аг-
рессивной войны, к которой вы присоедини-
лись. За этот военный бюджет вы ответите
перед нацией, которая вас’ осудила».

Окончание сессии парламента ознамено-
валось также крупным скандалом, который
был вызван докладами Счетной палаты
(высший орган государственного финансо-
вого контроля), проверявшей исполнение
бюджета и состояние финансов в различ-
ных министерствах. Доклады Счетной. па-
латы, опубликованные в газете «Журналь
оффисьель» и представленные финансовой
комиссии Национального собрания, вызва-
Ли много шуму, так как из них яветвуст,
что имеют место хищения государственных
средств и государетвенного имущества, ео-
вершаемые государственными чиновниками.
	Факты, обнаруженные Счетной палатой,
явились предметом обсуждения в  Нацио-
нальном собрании. Член финансовой комис-
сии Национального собрания Тетжен (член
МРП — «Народно-республиканское движе-
ние») довел ло сведения Национального с0-
брания, что, согласно докладу Счетной па-
латы, имеются факты, говорящие о наличия
широкой системы мошенничества, касаю-
щегося государственных финансов и госу-
дарственного имущества.

Депутат Жак sso (коммунист) na
примерах показал, что высшие  государ-
ственные чиновники, булучи связаны oC
частными линами и фирмами, устраивали
выгодные для этих лиц и фирм сделки 3a
государственный счет. В мае 1940 года,
сообщил Дюкло, 742 килограмма золота
были переданы через итальянский банк
фирме, которая имела связи е итальянеки-
ми фашистами и подлерживала их. Дюкло
заявил, что. дорогостоящее оборудование
кабинетов министерства национальной
обороны, купленное в свое время за госу-
дарственный счет, исчезло е уходом де Гол-
ля из правительства. В частности, исчезли
художественные проазведёния, оцененные
в миллионы франков, исчезли дорогие коз-
ры и мебель, оцененные также в миллионы
франков:

Далее Дюкло подчеркнул, что в мини-
стерстве продовольственного снабжения ис
чезают значительные количества продоволь-
CTBHA, и до сих пор не найдены. лица, He-
сущие ответственноеть за это исчезнове-
ние. Дюкло упомянул также о деятельности
так называемого ‘акционерного общества
«Скапи», которое непрерывно. увеличивает
свои барыши и имеет связи с высшими
правительственвыми . чиновниками,

Национальное собраные приняло решение
обсудить вопрос о злоупотреблениях, векры-
тых Счетной палатой, 1 февраля после то-
го, как специальная комиссия проведет
соответствующее расследование.

Парижекие газеты свгодня выражают
свое возмущение тем фактом, что среди
расхитителей государственного имущества
и средств имеются некоторые высшие пра-
вительственные чиновники. Ходят слухи,
что в некоторых. весьма неблаговидных
сделках замешаны министры. Так, в част=
ности, газета «Фран-тирер» подчеркивает,
что многие ораторы в Национальном 60-
брании говорили 06 ‘ответственности минич
CTDOB.
	ГОРЬКОВСКИЙ СПЕКТАКЛЬ
В ЛЕНИНГРАДЕ
	Ньеса Горького «Враги» создана в
1906 году. Русская классическая драма-
тургия не знает другого произвёдения, в
котором с такой реалистической силой был
бы раскрыт подлинный смыел борьбы двух
социальных миров и столь убежденно’ воз-
вещалась неизбежность грядущего торже-
ства социалистической революции. Вместе
© почти одновременно написанной повестью
«Мать» пьеса «Враги» осталась замеча-
тельным образцом подлинно партийной ли-
тературы.

арская, цензура категорически запрети-
Ла в постановке этот шедевр  горьковекой
драматургии. Он обрел жизнь лишь на е0-
ветекой сцене, прочно заняв одно из пер-
вых мест в горьковеком репертуаре наших
театров. _

Ченинградекий Большой драматический
театр им. М. Горького показал ленинград-
скому зрителю спектакль, который можно
причислить к ряду удачнейших сцениче-
ских воплощений горьковеких образов.

Пьеса «Враги» представляет собою весь-
Ma сложное художественное целое, тре-
бующее от ‘театра высокого мастерства.
Широк в ней охват социальной дейетви-
тельности того времени, документальная
точность изображения одного из многих
эпизодов революционно-стачечной борьбы
русского пролетариата накануне баррикад-
ных боев 1905 гота обогащается глубоким
историческим анализом дальнейших путей
революционного движения. А в обрисовке
лагеря врагов революции дана не только
блестящая портретная галлерея сил рёак-
ции, но и прозорливо  предугаданы поеле-
дующие судьбы российекого — и не толь-
Ko российского — капитализма.

впектакле (постановщик И. Рашев-
ская) творчески воохушевленно раскрыта
основная тема пьесы — тема неизбежноети
победы социалистической революции. Театр
подошел к событиям прошлого © живой
мыслью и живым чувством нашей вовре-
менности. Основное внимание отдано отобра-
жению непреоборимой силы революционного
ДБИижЖения, возглавляемого большевистской
партией, :

Внечатляюще, реалистически правдиво
показал театр всю группу рабочих — героев
пьесы, тщательно разработав их сиениче-
ские образы. Роли Синцова, Левшина, Гре-
кова (актер В. Стржельчик),  Рябнова
(В. Бузнецов), Акимова (Л. Ковытив),
Ягодина (Б. Рыжухин) предстали gan ce-
PUA точно очерченных индивидуальных
психологических портретов и как портрет
0б’единенного революционной большевист-
ской мыслью коллектива.

Значительность мысли, глубокая задущев-
ность и чисто горьковский размах в обри-
совке типичных черт старого русского ра-
бочего, его моральной чистоты ‘и социаль-
ной мудрости делают образ Левшина в ис-
полнении А. Ларикова идейной и художе-
ственной сердцевиной спектакля. Молодой
актер В, Иллич в роли Синцова с большой
силой раскрывает образ. партийного органи-
затора рабочей массы. Именно в этих двух
образах правливо и убедительно воплощен
	один из основных  плейных = мотивов
пьесы — идея организующей роли боль-
шевистовой партии в-русском рабочем дви-
жений. :
	В. Софронов в роли Захара Бардина тон-
		создана в, Ко и беспощадно разоблачает российский
	либерализм, под благообразной «европёй-
свой» маской которого скрывалось не менее
алчное хищничество, ‘чем то, которое от-
вровенно проявляли в своем грабительском
цинизме торгаши и эксплоататоры типа
Михаила Скроботова.

Великоленным  достижением Е. Гранов-
ской является роль Полины Бардиной —
олицетворение обывательской полости и
интеллигентного мещанства,

00 злым юмором изобразил тупого и вы-
зивающего из ума Печенегова A. Borza-
новский, В остром, памфлетно-подчеркну-
TOM изображении характера . Клеопатры
Скроботовой А. Никритина хорошо переда-
ла то гнерное презрение, с которым Горь-
кий заклеймил наиболее отвратительные
черты морального растления, хищнического
цинизма.

‚Три роли занимают особое место в идей-
ном содержании пьесы. Яков Бардин,
Татьяна и племянница Бардиных — юная
Надя стоят между двумя основными вра-
ждебными силами и, как это нередко
встречается в драматургии Горького, отра-
жают настроения части русской интелли-
генции, которая в ту: пору осознала или
осознавала принципиальную враждебноеть
тогдашних хозяев жизни культуре, чело-
вечности и элементарной социальной спра-
велливости. Н. Корн с большой внутренней
напряженностью ведет трудную роль Яко-
ва Бардина, человека с больной, тревожной
совестью и трагическими разладами мыс-
ли. Наряду с образами Левшина, Захара
Бардина, Полины этот образ следует отнес-
‘та к основным. актерским удачам спек-
такля. Тонко векрывает психологические
противоречия своей героини актриса 0. Ка-
зико (Татьяна). Роль Нади тездтр доверил
молохой одаренной актрисе Н. Ольхиной.
Ее игра привлекает к себе не только нено-
средетвенной искренностью, но и проница-
тельным анализом внутреннего мира д6-
вушки, всем существом своим устремлен-
Holl к ‘поискам новой, большой правхы
ЖИЗНИ.
	Интересное и остро-характерное вопло-
щение получил в спектакле ряд эпизоли-
ческих фигур пьееы — подлого в своем
пресмыкательетве и шиионстве конторщи-
ка Пологого (В. Чайников). самовлюблен-
ного жандарма Бобоедова (Н. Семилетов),
НЕ скептика Коня (Н. Дмит-
риев

С чуткостью и вниманием донес театр
до зрителя интонационное богатство чудее-
ного горьковекого языка.
	06060 ‘следует отметить  достигнутую
постановшиком и коллективом актеров ди-
намику и напряженность сценического
ритма слектакла. Выразительны декорации
художника А. Рыкова.

Большой Драматичеекий театр насчиты-
вает уже почти тридцать лет ‚творческой
жизни. Он пользуетея широкой популяр-
ностью у ленингралеких зрителей. Новая
его работа — спектакль серьезной со-
циально-политической значимости и зрело-
го, полноценного реалистического мастер-
ства, спектакль,  свидетельствующий о
хальнейшем творческом росте создавшего
	его коллектива.
К. ДЕРЖАВИН.
Ленинград.
	КНИГИ
		Очередная провокашия деголлевеких молелчиков во Фпаники
	помещение библиотеки «Французское в0зро-
ждение» в Гавре и подожгли находившиеся
там книги. Среди сгоревших произведений
находились книги Шатобриана, Виктора Гюго
й многих других авторов. Лишь благодаря
прохожему, своевременно сумевшему поста-
вить в известность 0 пожаре пожарную
команду, удалось отстоять библиотеку 07
полного уничтожения... Однако убытки, приз
чиненные библиотеке, превышают 200 ты-
сяч франков».
	ПАРИЖ, 3 января. (ТАСС). Газета «Юма-
ните» сообщает. сегодня о нападении в Гавре
вооруженной группы РИФ (леголлевекая пзр-
тия) на помещение библиотеки коммуниети-
ческой партии.

«Kak во времена власти гитлеровцев в
Германии, — пишет газета, — гитлеровекие
орды ежигали книги, так и теперь вооружен-
ная группа РИФ начала свой новый год тер-
рористическим актом. Вооруженные громилы
из РИФ ворвались в ночь с 1 на 2 января в
	ЗАЯВЛЕНИЕ МАРЖОЛЕНА_-
	ПАРИЖ, 3 января. (ТАСС). Как перелает конгрессе вопроса об очередных аеспгноваз
	ниях на план’ «помощи Европе». Общая
	агентетво Франс Пресс; в связи е опубля-
	кованием доклада так называемой «органи-  сумма «американской помощи» на елелую-
	щий бюджетный год (е 1 июля 1949 года
по 30 июня 1950 года) будет известна
не ранее весны, после утверждения ассиг-
нований конгрессом США. Маржолен ука-
зал, что национальные программы, Ha
основе которых составлен доклад, преду-
сматривают общий дефицит стран, охваты-
вавмых «планом Маршалла», в 4.657 млн,
долларов, в результате того, что экспорт
европейских стран в зону доллара ниже
импорта из зоны доллара.

могают развитию хоровой культуры в- нашей
стране и создают песни главным образом
одноголосного склада.

Вомпозиторы должны в полной мере выз
нолнить указания ЦЕ ВЁН(б) о сохранении
и развитии  многоголосного песенного
строя, свойственного нашему народу, долж-
ны создать мощную професенональную х0-
POBYIO культуру, достойную великой рус-
ской народно-песенной культуры.

Значительное место в работе пленума за-
Няли вопросы состояния воветекого музыко-
знания и музыкальной критики,

В постановлении ЦЕ ВЕП(б) было ека-
зано, что ЦВ «констатирует совершенно
нетерпимое состояние созетской музыкаль-
ной критики». Н лалее: «Музыкальная кри-
тика перестала выражать мнение советской
общественности, мнение народа и преврати-
лась в рупор отдельных композиторов».
	Нленум признал, что и теперь музыкаль-
ная. критика, отстает от требований жизни,
OT процессов развития музыкального твор-
чества. Музыкальная критика за это время
почти не выступала с разбором новых нро-
изведений, с серьезными ‘теоретяческими
статьями 00 вопросам развития соцнали-
стического реализма в музыке.

Музыкальная наука попрежнему не в ла-
дах с публицистикой. Многие советские
музыковеды так же, как и некоторые ком-
позиторы, не умеют писать о музыке про-
CTHM, понятным языком.

Резкой критике подверглась на пленуме
газета «Советское искусство», поверхност-
HO, от случая в случаю освешающая во-
просы музыкального творчества. Газета не
сумела об’единить вокруг себя кадры музы-
коведов и критиков, направить их работу
в духе партийного отношения к музыкаль-
ному искусству.

Плохо руководит работой музыковедов и
критиков музыковедческая комиссия (01038
советских композиторов.

Работа пленума прошла под знаком
принципиальной критики и самокритики,
Композиторы будут продолжать борьбу
против идейно враждебных советскому ис-
Кусству течений, опираясь на опыт вели-
ких классиков русской и западной музыки,
питаясь ненсчернаемыми источниками на-
родного музыкального творчества. Вдохнов-
ленные идеями и образами нашей героиче-
ской советской современности, они сумеют
оправдать доверие партии и народа и 603+
дадут новые, прекрасные произведения,
воспевающис нашу великую сталинскую
зпоху.
	зации европейского экономического сотруд-
ничества» о программе на 1949—1950 гг.,
генеральный секретарь этой «организации»
Робер Маржолен ‘усгройл пресс-конферен-
ЦИЮ.

Маржолен подчеркнул, что этот доклал
«является лишь предварительной програм-
	  Мой» и прежде всего предназначен для
	того, чтобы «осведомить» администрацию
«плана Марталла» и американский кон-
гросс ввиду предстоящего ‘обсуждения в
	А. Нурский, За досрочное выполнение
послевоенной  пятилетни, — Госпланиздат,
1948 г., тираж 60.000 экз.

Академин В.Р. Вильямс. Оснозы земле-
делия. Учебник для школ а курсов полго-
ТОВЕИ бельскохозяйственных кадров. массо-
вой квалификапии. Шестое излание. `Саль-
х0згиз, 1948 г.. тираж 150.000 экз.

Агротехника сахарной свеклы на Нубани.
Сольхозгиз. 1948 г. тираж 5.000 экз.
	В. Ноемнева. _Опыт политичесной аги-
тании она предприятии. о Госполитиздат,
1948 г.. тираж 500.000 экз.
	В. Неротеев. За экономию, против pac-
	точительнасти. Издательство «Мололая гвар-
		Л. Альтер. Буржуазные зкономисты США
	на службе империалистической реакции.
	Госпланиздат, 1948 г., тираж 15.000 ORS.

фрагмент из музыки А; Хачатуряна в ки-
нофильму о Ленине, симфония на русекие
темы Н. Мясковского, 7-й квартет В. Шеба-
лина, Однако пленум признал, что творче-
ская перестройка этих композиторов пройс-
ходит еще медленно, и указал на наличие в
некоторых произведениях неизжитых фор-
малистических элементов.

‚Будучи идейно раэгромленным, форма-
лизм еще проявляется в музыке COBETCREX
комнозиторов. 06 этом свидетельствует HO-
вая опера С. Прокофьева «Повесть 0 на-
стоящем человеке». B  модерниетской,
 антимелохичной музыке оперы, в трактов-
	ке образов советских людей композитоь
	остается на своих прежних позициях, 0еу-
жленных партией и всей советекой 0бше-
	ственностью. Душевный мир советекого че-
	ловека, совершающего во имя любви к Ро-
дине чудеса мужества и героязма, не-при-
влекает внимания композитора. Попрежне-
му он увлечен лишь внешней остротой спе-
нических ситуаций, характеристикой нату-
ралистических деталей.
	Учитывая, что формализмы еще суше-
ствует в творчестве некоторых композито-
ров, о чем свидетельствуют опера Про-
	кофьева, & также отдельные непреодолен-
	ные влияния формализма в симфонии
«Юность» Ю. Левитина и в ряде других
произведений, пленум призвал всех ком-
позиторов и музыковедов к самой реши-
тельной, непримиримой борьбе против фор-
малистического направления и предостерег
их от опасности преувеличения успехов,
достигнутых советской музыкой.

Многие участники пленума подчеркива-
ли в своих выступлениях, что довольно
большое число новых произведений, хотя и
He содержит в‘ себе резких признаков фор-
мализма (острая диссонантность, атональ-
ность й т. п.). в 10 же время свидетель-
	  ствует о равнодушии некоторых компози-
	торов в музыкальному воплощению тем на-
шей действительности.
	Авторы этих произведений нередко со-
здают музыку, тематически обращенную в
прошлое, написанную в  стилизаторекой
манере, в духе эстетского любования явле-
ниями старины (например, «Картины ста-
рого Времля» Ю. Бирюкова). Поверхностно
подошел в разрешению в музыке современ-
ной темы композитор 0..Чишко в своей
оратории «Флаг нал сельсоветом» по одно-
	етская музыка на
	Тихон ХРЕННИКОВ

Генеральный секретарь Союза советских
композиторов СССР

69°

высокоразвитого народного музыкального
искусства:

Жизнеутверждающей силой, чувством pa-
HocTHOTO, свободного труда . проникнута
«Симфониетта» М. Вайнберга.

Несомненными достоинствами обладают
Вторая симфония В. Бунина и симфония
Алескерова, произведения талантливых ком-
позиторов, которым нвобходимо, однако, до-
биться большей художественной цельности
в воплощении своих замыслов.
	Пленум отметил успехи реалистического
направления в творчестве ряда композито-
ров старшего поколения. Значительным,
глубоким произведением является «Кантата
о Сталине» эстонского композитора 9. Выр-
ка, Наряду е «Кантатой о Сталине» литов-
ского композитора И. Таллат-Велиша, отме-
ченной Сталинской премией в 1948 году,
новое произведение 9. Вырка свидетель-
ствует о серьезных достижениях композя-
торов молодых ‘советских . прибалтийских
республик. -

Отличное впечатление произвел скрипич-
чый концерт. Б. Дварионаса, основанный ‘на
народных литовских темах. Этот. концерт,
Tak же, как и скрипичный концерт Д. Ёа-
балевекого, написанный для молодых испол-
нителей, юношески светлый по настроению,
отличается ясностью и законченностью
мыели, обогащает наш концертный репер-
Tyap.

Положительную оценку получили квар-
тет А; Филиппенко, «Негритянекие песни
протеста» Л. Шварца, «Монолог. 0’ Тане»
В. Данькевича, фортепианный концерт
Г. Гаванова — первое крупное произведе-
‘ние дагестанской музыки.
	Творчество композиторов, отмеченных в
постановлении ПК ВКШСб), как представи-
телей формалистического направления в
музыке, естественно, привлекло внимание
пленума. Из новых произведений этих ком-
позиторов. наиболее удачными были призна-
ны музыка J, Шостаковича к бильму
«Молодая гвардия» и ряд хоровых ‘произ-
ведений. В. Мурадели, 0 стремлении стать
на путь реалистического творчества и 0
частичных удачах авторов свидетельствует

ет
	именной поэме А; Недогонова. В ряде эпи-
зодов автор достигает единства между со-
	доржанием поэмы и музыкальным язывЕом,
но гораздо чаще музыкальные характери-
стики передовых людей советской деревни
	искусственны, ложны.

Романсы Н. Ракова, некоторые романсы
Ю. Шапорина на советские темы являются
просто полражанием романсам ХХ века.
	Определяя главные творческие задачи на
	ближайшее время, пленум отметил, что до
тех пор, пока не будут достигнуты, реши-
тельные сдвиги в оперном творчестве, ком-
позиторы не вправе считать, что они ус-
пешно выполняют указания партии, свой
долг перед народом. Союз композиторов и
Комитет по делам искусств не емогли еше
по-настоящему создать условия для плодо:
творной, напряженной работы композито-
ров. и  либреттистов над новыми произведе-
ниями в этой области творчества. _
Развитие советского оперного искусства
зависит от того, насколько быетро и глубо-
ко сумеют композиторы преодолеть форма-
листическое «наследие». -особенно разруши-
	тельно сказавшееся в этой области. Надо
	полностью восстановить преемственность В
развитии советской оперной культуры OT
великих традиций русского оперного искус-
ства, ‚нарушенную композиторами-формали-
стами. : . ‘

Несколько лучше положение ¢ советской
опереттой. Появившиеся за последнее время
оперетты И. Дунаевского «Вольный ветер»,
Ю. Милютина  «Беспокойное счастье»,
0. Фельцмана «Воздушный замок» следует
в основе оценить положительно: оперетта
наполняется злободневным содержанием,
обновляется ее музыкальный язык благо-
даря использованию в музыке оперетты
современной массовой и народной песни.
Однако существенным недостатком этих
оперетт является то, что их авторы не су-
мели найти яркий с точки зрения требова-
ний жанра и вместе с тем реалистически
правдивый музыкальный языв для обрисов-
ки образов положительных: героев.

Пленум признал слабой работу компози-
торов в области программной симфониче-
ской музыки, которой постановление ЦЕ
ВКП(б) придает такое большое значение.

Вроме «Картин старого Кремля» Ю. Би-
рюкова, на пленуме было исполнено лишь
одно произведение программного характе-
ра — сюита «Солдатские песни» 1. Книп-
пера; этот. небольшой цикл симфонических
минизтюр-— удачное, отлично. оркестрован-
Нов произведение. Но в целом значитель-
ных успехов пока еще нет.
	Сяхфоническое творчество должно быть
отзывчивым K темам современности, на-
AO создать ‘программно-героические  эпо-
HEH, посвященные незабываемым событиям
Великой Отечественной войны, ‘послевоен-
ному мирному созидательному труду совет-
ского народа. Программно-спифоническое
творчество, этот демократический жанр
симфонической музыки, должное сытрать
бельшую роль в воспитании  коммунистиче-
ского сознания советских людей;

Пленум внимательно обсудил работу ком-
позиторов в области массовых о жанров:
М. Блантером, Ю. Милютиным и другими
созданы новые хорошие пеени, посвящен-
ные комсомолу, Москве, лирические. песни.
Однако участники пленума, справедливо
критиковали недостатки нашего несенного
творчества. До сих пор нет хороших песен,
посвященных образам народных героев:
Многие композиторы забывают традиции
героической, эпической советской песни.
Иные ограничиваются отображением в пос-
нах малозначительных событий.

Прослушивание произведений легкой му-
зЫки выявило серьезнейшие недостатки в
этой важной области музыкального творяче-
ства; За небольшим исключением, срели по-
казанных произведений преобладают pemec-
ленничество, перепевы стандартов западного
образца. Богатейшие. песенные и танцоваль-
ные мелодия народов ООСР, которые могли
бы обогатить нашу инструментальную эет-
радную музыку, используются крайне мало.

Композиторы обязаны добиться того,
чтобы произведения этого массового жанра
приобрели красоту, благородство и изяще-
ство, которые являются непременными при-
знаками нашего искусства.

Большая группа композиторов с успе-
хом работала за последнее время над
произведениями для оркестра народных
русских инетрументов. Некоторые из этих
композиторов, как, например, Н. Будаш-.
кин, стали подлинными мастерами этого
жанра. Однако многие новые произведения
свидетельствуют 0 том, что не всё компози-
торы достаточно широко используют богатые
возможности, предоставляемые оркестром
русских народных инструментов. ;

Несмотря на ряд новых удачных хоровых
произведений Д. Васильева-Буглая, Г. Тоба-
чева, В. Мурадели, детских хоров И: Неймар-
ка, хоровая музыка все еще отстает, Форма-
листическое влияние, проявившевся в пе-
небрежении в вокальным жанрам, неумений
пользоваться естественными средствами во-
кальной выразительности, до сих пор дает
себя чувствовать. Вомпозиторы еще мало по-

Почти год прошел после известного по-
	становления ЦВ ВЬШб) «0б опере «Вели-
‘кая хружба» В. Мурадели». Это постановле-
ние вдохновило советских композиторов Ha
	плодотворную работу. В своем творчестве -
	они стремились воплотить указания партии
0 вбобходимости создания высокоидейных,
реалистических музыкальных произведе-
ний, правдиво отображающих образы нашей
советской действительности, тесно связан-
ных © народной музыкой и основанных
на глубоком освоении лучших традиций
тениального  классическвото музыкального
наследства.

Постановление ПЕ ВЕП(б), замечатель-
ные выступления А. А. Жданова по вопро-
CaM музыки призвали композиторов” реши-
тельно покончить © влиянием буржуазной
идеологии в искусстве. Формалистическое
направление искажало развитие советской
музыки, уводило ее в сторону от жизни,
угрожало бамому существованию музыки
как искусства,
	Второй пленум правления Союза совет-
ских композиторов СССР, происходивший в
Москве 21—29 декабря 1948 года, подвел
первые итоги творческой работы компози-
торов после постановления ЦК ВЁЦ(б) от
10 февраля 1948 года. В течение шести
дней участники пленума прослушали в ис-
полнении лучших OPKECTPOBHIX, хоровых
коллективов и солистов свыше 100 пройз-
ведений различных музыкальных жанров,
которые затем стали предметом творческого
обсуждения.

Постановление ЦЕ ВЁП(б) открыло путь
широкому развитию творческих  даро-
ваний композиторов многонационального (0-
ветекого Союза. Ярко сказалось благотвор-
ное влияние постановления ЦВ ВКП(б) на
творчестве молодых композиторов, создав-
ших за последнее время ряд талантливых
пройзведений.
	Высокую оценку получила на’ пленуме
«Вантата о Родине» А. .Арутюнана — про-
изведение: глубоко-патриотическое по свое-
му содержанию, стройное и цельное 10
форме, написанное выразительным и све-
жим музыкальным языком.

Большой интерес вызвали два «Симфо-
нических мугама» ©. Амирова. Молодой
ззербайджанский композитор © незаурядным
мастерством воспроизвел богатыми  сред-
ствами симфонического оркестра образцы