Ломоносова
	С. ВАВИЛОВ:
 Президевт Академив наух СССР
o@ 69

атомных ядер также падо ваучиться их «34а
жигать». Первые шаги в этом направлении
в атомамя урана я тория, Бак известно, сде-

‚ ЯаНЫ, Они увенчались несомненным тёхни-

nae {tTarnan AMVPRLITAD ттт
	масса не меняется. Так впервые в истори
химии был доказан факт сохранения Mace:
	при химаческях превращениях, ставший В
XIX веке основным законом химии и при-
писывазшийся обычно. французскому хими-
ку А. Лавуазье. Gam Лавуазье никогда
не претендовал на открытие этого закона.
Честь его открытия принадлежит М, В. Ло-
NOHOCeBY.
	Следующим важнейшим этапом в расврыт
	тии смысла общего начала сохранения ма-
терни была полная конкретизация завона
сохранения энергии в середине Х[Х века,
‘связанная в особенности с именами Р. Майе-
ра и. Г. Гельмгольна. Значительный вклад
в подкрепление пового принцииа внес-
ли  иселелования русского  академиеа
9. Jenna. Ero «правила» эаектроматнатной
пплукции и закон нагревания при прохожде-
нии электрического тока 0с0бо ярко вопл0-
тили понятие о сохранении энергии и 66
преврашениях: :
		законы сохранения массы
	`неским успехом, Новое открытие ‘было
стории   Использовано в капиталистическом мире для
массы   создания атомных Gom6, которыми сей-
‘ий в ‘час американский вапитал старается за-

О
	пугать и терроризировать весь мир. Но мож-
но быть уверенным, что новые необ’ятные
	НС ая
‚ никогда   запасы энергии, открытые гением человека,

“9 закона,   пойдут в свое время на благо освобожден-
	ных людей.
Предвидение Ломоносова о существовании
	общего начала сохранения материи в широ-
ком смысле выполнялось не только в заме-
чательном слиянии законов сохранения мас-
вы п энергии. Вее е большей отчетливостью
выясняется еще один завон сохранения,
имеющий фундаментельное значение в с0-
временной физике, — это закон сохранения
электраческого заряда, При любых превра-
щениях вещества алгебраическая сумма
элементарных электрических зарядов остает-
ся постоянной. При достаточно высокой ча-
стоте световых колебаний из фотона (све-

‘тового кванта) вблизи атомного ядра могут

образозаться сразу два электрона — один
положительный, другой отрицательный.
Сумма их зарядов равна нулю. Этот за-
	мечательный . процесс превращения света
	в вещество широко и всесторонне изучен
советскими физиками Алихановыми, Гроше-
вым й Франком, Существует и обратный
процесс: отрицательный положительный
электроны, ветретизшись, исчезают вместе
CO своими зарядами, превращаясь в незаря-
женные фотоны (снова алгебраическая су\у-
ма зарядов равна нулю).
	От рабочих, инженерно-технических работников и служащих Камского бассейна
МОСКВА, КРЕМЛЬ.
	Председателю

товаришу СТАЛ
	Совета Министров СССР
	taunn p 9.200 тысяч рублей и дать, Kpo-
	ме того, накоплений по пароходетву 750 ты-
	вяч рублей, по управлению пути 2.200 ты-
сяч рублей. Свое слово мы сдержали. По
данным 38 девять месяцев, сверхилановые
накопления составили. по  пароходетву
3.894 тыс. рублей, по упраслению пути
2.147 тысяч рублей.

Луаших результатов добились коллекти-
вы пароходов: «Капитан Пирожков», «Ев-
патория», «Ростов», «Маршал Ворошилов»,
«Виссарион Белинский», «Память Окуло-
ва», «Академик Карпинский»; земмашин:
«Камская 15», «Камская 18», «Вам-
ская 19»; портов: Молотов, Камбарка; при-
станей: Левшино, Сарапул, Гюлькино и Чи-
стополь.

На достигнутых успехах мы не остано-
вимся. Мы хорошо сознаем, что Родина ждет
от нас неутомимой, большевистской работы
над развитием речных перевозок.

(ейчае мы вступиля в зимний период
работы, развернули ремонт флота и меха-
низмов.

Мы обязуемся, дорогой Иосиф Виссарио-
нович, провести все зимние работы так,
чтобы обеспечить большой рост перевозок
по Каме в 1949 году, чего требуют интере-
вы быстро развивающегося по Вашим ука-
заниям хозяйства Западного Урала.

На своих собраниях работники пароход-
ства и пути взяли из себя такие обяза-
тельства по подготовке в навигации 1949
гола:
	1. Закончить текущий и средний ремонт
	флота по технической готовности к 10 ап-
реля 1949 года — на пять дней раньше
установленного срока.

2. Снизить стоимость ремонтных работ
на 2 процента против стоимости, установ-
ленной планом.

3. Повысить производительность труда ра-
бочих. занятых на судоремонте, на 3 про-
	цента против нлана.
	на 3 процента против стоимости, устано-
влённой планом.

7. Повысить ‘производительноеть труда
рабочих, занятых на ремонтных работах в
портах-пристанях, на 5 процентов против
плана; СА

8. Закончить план зимних путевых ра-
бот 15 апреля — на 15 дней раньше уста-
новленного срока.

9. К 1 января 1949 года мы обязались
Дать такие показатели выполнения плана:

По текущему и среднему ремонту флота
выполнить‘ 32 пронеата об’вма работ, в том
чи6л6: Г

по самоходному флоту — 34 процента

по несамоходному » —28 процентов

По капитальному ‘ремонту Флота за-
кончить работы Ha следующих судах:
баржи №№ 2501, 2677, 0274. 3703 и
пароход «Уральск», а Также закончить
строительство понтона № 9 и пебара-
дера № 6.

Сдать в технической готовности самоход-
ных судов—9, несамоходных—10 единиц.

По ремонту механизмов выполнить
40 процентов 0б’ема “работ, а по Те-
MOHTY портово-пристанского хозяйства —
	0 процента.
	10. Все работы по ремонту Флота и ме-
ханизмов выполнить © высоким качеством.

Выполнение принятых обязательетв по-
требует от нас большого напряжения в труде
ий максимального использования всех наших
возможностей и резервов. Сознавая это, мы
приложим вее силы, чтобы с’ Честью вы-
полнить принятые обязательства.
’ Заверяем Bac, наш дорогой товарам
Сталин, что под руководством большевист-
ской партий мы будем, не жалея сил, 00-
	  роться За досрочное завершение послевоенной
	сталинекой пятилетки, чтобы ускорить
движение нашей Родины вперед, к комму-
НИЗМУ.

Or seero сердца желаем Взм, дорогой
Носиф Виссарионович, доброго здоровья и
многих лет жизни на благо нашей любимой
отчизны.

Да здравствует наша могучая Родина!

Да здравствует великая партия больше-
виков, партия Ленина—Сталина—вдохно-
витель и организатор побед советского
народа!

Да злраветвует любимый вождь совет-
ского народа великий Сталин!
	В эти дня, когла Академия bays cccPr
проводит в Ленинграде сессию; посвящен-
ную истории отечественной науки, нельзя
‘не вономнить о знаменательном событии,
которое произошло двести лет назад в Пе-
тербурге, на Васильевском острове, Молодой,
триднатисемилетний ° русский ‘академик
	~<.- ie ть (ЧИ

М. В. Ломоносов в пространном письме иате-
мативу и физику Л, Эйлеру, тоже чаену
	Петербургской академии, написал следую-
	шие замечательные строки; «bcs перемены
в Натуре случающиеся такого. суть ‘состоя-
ния, что сколько чего у одного тела отни-
метея, столько присовокупится к другому.
	`Тав. ежели где убудет несколько материи, 10
	умножится в другом месте; сколько часов
положит кто на бдение, столько же сну от-
нимет. Сей всеобщей естественной закон
простирается п в самые правила движения:
ибо тело, движущее своею силою другое,
столько 26 оныя у себя теряет, сколько CO-
общает другому, Боторое от него двяжение
получает». .

К этому выводу, чрезвычайно общему по
своей широте и значению, Ломоносов. пря-
мел в начале своей научной деятельности.
Ero ще он повторил почти дословно в 1760
году в <«Рассуждении о твердости и жид-
вости тел», прочитанном в Академии наук.
И не приходится сомневаться, что вывод
этот оставался незыблемым для Ломоносова
Bo веей его работе по естествознанию, тех-
нике и философии до конца’ дней,

Значение и особенность начала, провоз-
глашенного Ломоносовым, состояли не толь-
ко в том, что этим пачалом утверждалиеь
законы сохранения я неуничтожаемости ма-
терии, движения и силы в отдельности. Не-
которые из этих петин издавна, еще в древ-
ности, угадывалиев передовыми умами. 0
сохранений материи и движения учили древ-
	ние атомисты Демокрит и Эпикур, 00 этом
писал Лукреций в своей поэме «0 приро-
де вещей». В более узкой, математической
форме, отвечающей механическим движени-
	ям, Законы  сохраневия анализировалиесь
B XVI веке Декартом, Ньютоном и Лейбни-
eM,

В отличие от своих предшестве о нников
Ломоносов говорит о любых «переменах в
Натуре случающихся», об ‘их общем сохра-
нении, п только в качестве примеров он пе-
речисляет отдельно взятые сохранение ма-
терии, сохранение времени, сохранение силы.
Можно предполагать, что перед умотвевным
взором Ломоносова, когда он наносил на бу-
магу приведенные строки, выряеовывалось
несравнимо более широкое и глубокое поня-
тие материи, чем тот ограниченный, специа-
лизированный ^’ образ,  характеризуемый
только массой и «непронинаемостью», ко-
торый имели в виду физики ХУШ века, го-
воря о материи. (06 этой «материи», как о
частном прямере своэго общего начала, упо-
минает и Ломоносов. Другая материя в 00-
щем смысле, охватывающая «все перемены
в Натуре случающиеся» и сохраняющаяся
в целом, о которой думал Ломоносов, близка
в пониманию материи в ленинском диалек-
тико-материалиетическом, философеком зна-
чении. По определению Ленина, «материя
есть философская категория для обозваче-
вия сб’евтивной реальности, которая дана
	человеку в ошущениях его, которая воня-
	pyetca, фотографируется, отображается на-
	тшими ощущениями, существул независимо
0т них». Начало сохранения, выдвинутое
	07 них». Начало сохранения, выдвинутое
Ломоносовым, простирается именно на ма-
терию в этом смысле. Это начало есть закон
вевобщий, об’емлющий всю `‘об’ективную
реальность с пространетвом, временем, ве-
ществом и прочими ее свойствами и прояв-
лениями.

Ломоносов на века вперед как бы взал
в общие скобки все виды сохранения свойств
материи. Глубочайшее содержание великого
начала природы. усмотренного Ломоносовым,
	раскрывалось постепенно и продолжает рас-
	врываться в прогрессивном историческом
процессе: развития науки о природе.

Сам Ломоносов в 1756 году на опыте
показал вонкретную сущность и огромное
практическое значение закона сохранения
вещества в химии. Два века назад, в конце
1748 года, Акалемией наук, по предложению
и по планам Ломоносова, была построена
первая химическая лаборатория. Проведен-
ными в ней количественными весовыми
измерениями Ломоносов доказал, что вопре-
ки мнению знаменитого Бойля вес запаян-
ной химической реторты, в которой происхо-
дило окисление свинца при нагревании,
остаетея после реакции неизменным, то-есть
	Энергия света, подводимая в секунду
	Скорость света
	Дорогой Иосиф Виссарионович!
	Мы, рабочие, инженерно-технические ра-
ботники и служащие Камекого бассейна,
шлем Вам, великому и мудрому вождю и
	учителю партии ий народа, CBOE. сердечный.
	привет.

Год тому назад партия и правительство
высоко оценили труд нашего коллектива в
деле развития отечественного речного судо-
ходетва. Вамекое пароходство в связи 0
столетием, со дня его организации было на-
траждено орденом Яенина. Принимая вы69-
кую награду, мы тогда в Писвме к Вам,
дорогой. товариш Сталин, дали слово, что
не пожалеем сил и энергии, чтобы оправ-
дать доверие партии и правительства само-
отверженным трудом Ha благо любимой
Родины.

Pais доложить Вам, что благодаря по-

иощи партии и правительства и лично Ва-
шей, Иосиф Виесарнонович, отеческой заб0-.
те о тружениках речного транспорта, мы в
1948 году добились новых производетвен-
вых успехов. Вместо 25 октября по приня-
тому обязательству мы завершили 22 сен-
тября навигационный план по общим грузо-
перевозкам и перевозкам большинотва важ-
нейших грузов. & концу навигации переве-
зено грузов в тоннах 112 процентов и в
тонно-километрах 107,2 процента к плану.
По обоим показателям довоенный ‘уровень
перевозок превышен. Досрочно выполнен
навигационный план также работниками
пути.
Работники берега и флота широко развер-
нули социалистическое соревнование 38
наиболее производительное использование
транспортных средств и механизмов.

Производительность транейпортного флота
по сравнению с 1947 годом повысилась по
плотовой тяге на 54` процента, по сухо-
rpysHo тяге на 66 процентов, по. тоннажу
на 18 процентов.

Большинство судов транспортного и тех-
нического флота достигло технико-экономи-
ческих показателей, запланированных на
1950 год.

Простой флота под грузовыми операция-
ми по сравнению © 1947 годом были намно-
го сокращены. В ведущих портах применя-
лись скоростные методы ‘обработки флота.
Производительность труда грузчиков <оета-
вила 123 процента по сравнению © планом.

Поддерживая патриотический почин мо-
	сквичей. мы, подечитав свои возможности,  .
	решили отказаться от государственной до-
	удерживая свою универсальную роль в Upo-
rpeece науки о природе, одновременно при-
обретали все большее и большее значение
в разнообразных областях техники, обобен-
но в теплотехнике, строительной механике,
электротехнике, химической технологии,
этих разделах техники закон, сохранения
энергии сделался основой расчетов и про-
ектирования. Он дал опору и тому громадл-
ному крылу народного хозяйства, которое
теперь называется энергетикой,
	Вхлый новый важный шаг в развитии
		физики, химии и любой другой отрасли
естествознания неукоснительно сопровож-
дался новыми победами закона сохранения
энергия. Начиная с 1896 года была откры-
та радиоактивность урана, радия и других
элементов, отдававших свою, на первый
взгляд. неисчерпаемую энергию в виде
лучей альфа, бета и гамма. Сначала каза-
лось, что энергия создается из ничего, что
найден случай резком нарушения закона
сохранения энергии. Ho 3a этой временной
угрозой закону незамедлительно последо-
вала его победа. Энергия, излучаемая радио-
активными элементами, оказалась неболь-
пой частью реальных огромных запасов
энергии, сосредоточенных в из атомных
Ядрах. При подходящих условиях эта энер-
гия принципиально холжна превращаться,

да, RAK W вое ве Зои Зо тео
ском заряде вещества, стоит в Физике до
сих пор еще особняком. Но, несомненно, мож-
но предвидеть органическое присоединение
и его к общему учению о вошестве и в 06-
щему началу сохранения материи.

Этапы раскрытия широчайшего начала,
замеченного Ломоносовым, несомненно, еще
не исчерпаны, и дальнейшая история науки
встретится в новыми частными законами
сохранения и с новым, еще более широким
синтезом и об’единением.

Начало сохранения материи всегда имело
й будет иметь значение не только для есте-
ствознания и техники, но и для всего на-
шего мировоззрения. Это — одна из основ-
ных предпосылок философии диалектиче-
ского материализма. Сохранение, неразру-

И А Бои а Зал отче МХ,
	как и реякая другая, в тепло, в свет, в
	энергию электрического тока.
	В эпоху открытия радиоактивности физика
полошла к совершенно новой стуцени в рас-
	шего’ мировоззрения. Это — одна из основ-
ных предпосылок философии дизлектиче-
шимость материи, как об’ективной реально-
сти, — одно из необходимых условий ве мате-
ризльности и ее об’ектявности.

Поэтому враги материализма, явные и
скоытые представители разных идеалисти-
	зрытии общего начала сохранения материи.
‚В отдельных облаетях физики при сличения
электронных явлений и световых процессов
стали обнаруживаться факты, настойчиво
указывающие на существование коренной,

неразделимой связи между массой и энер-

гией. Два закона сохранения. переставали
быть раздельными, не имеющими ‘ничего

скрытые представители разных MAvadnLIn”
ческих направлений и школ, веетда искали
й с радостью приветствовали якобы слабые
места в законах сохранения, надеясь на
опровержение этих законов. В середине
ХХ в. спиритами и спирятствующими уче-
ными делались попытки прорвать Фронт
законов сохранения будто бы доказанными
	общего. Предвидение Ломонозова о некото-
	на опыте проявлениями «психической энер -
	ром более общем начале сохранения стало  тии», явно нарушающей законы сохране-
осуществляться, С особой простотой и`яс-  ния. Такям людям, Как Д. И. Менделеев,
	приходилось садиться за’ спиритический
стол, чтобы поймать обманщиков © полич-
ным. Выше пришлось уже упоминать 0. по-
пытках использовать открытие радия для
опровержения сохранения энергии. Попыт-
ка кончилаеь вовым блестящим торжеством
начала сохранения, за которым последовало
открытие энергии атомного ядра. Радостный
шум в лагере идвалистов поднялся в начале
нашего века в связи в открытием эквива-
лентностл массы и энергии и, в частности,
по поводу обнаружения зависимости вели-
чины массы от скорости ев движения. Этя
законы и процессы трактовались как «де-
материализация материи». Материя, как
основа бытия, казалось, теряла почву. Бес-
пощадный и уничтожающий удар. идеали-
стическим крикунам и невеждам нанес
В. И. Левии. Он дал блестящий анализ
диалектического понимания материи: и по-
казал, что развитие новой физики идет в
полном соответствии с крушением механи-
ческого метафизического материализма и
заменой его материализмом диалектическим.
	Новый повод. к возрождению идезлисти-
ческих надежд на крушение начала сохра“
нения лало развитие квантовой механики,
	В 1924 году Бор, Слэтор и Врамерс выска-‹
	зали предположение, что законы сохране-
ния выполняются в атомах только стати-
стически, нарушаясь в ту и другую сторо-
ну в отлельных случаях. Под давлением
фактов от этого, впрочем, пришлось откз-
затьея самим авторам. Позднее, в 1936 году,
американский физик Шенкланд утверждал,
якобы. доказав на’ опыте, что при рассеянии
света высокой частоты на электронах про-
исходит Нарушение законов сохранения
Энергии и момента. Эти заключения Шенк-
ланда были опровергнуты, в частности, опы-
тами советских физиков Алихановых.
	Сейчас и физик, и химик, и каждый
естествоиспыталель при решении самых
тонких и сложных вопросов, связанных,
например, с распадом атомного ядра и с
действием космических лучей, неизменно
пользуется законами сохранения, как глав-
ным и решающим критерием. Больше, чем
когда-либо, начало сохранения материи
служит надежнейшим путеводителем при
раскрытии тайн природы.

Но, как всегда, враждебная мысль не уни-
мается. Недавно, в 1946 году, известный
фашистский физик-теоретик Иордан высту-
пил с новой теорией вселенной, преднола-
гая, в частности, что новые звезды рожда-
TCA из ничего, освобождая при своем
рождении огромные количества энергии,
	Борьба 33 ломоносовское начало сохранез
ния материи еще не кончилась. От поры до
времени его еще приходится зашишать от
идеалистов и невежд, Но вместе с тем его
надо развивать дальше, ибо содержание его
цеисчерпаемо и непобелимо.
	ПОДГОТОВКА К ВЕСЕННИМ
ПОСАДКАМ ЛЕСА
	ДНЕПРОПЕТРОВСК, 4. (По телефону).

колхозах области началась подготовка к
весенним посадкам леса. Создается 2.200
лесопосадочных звеньев. В Синельников-
ском п Апостоловеком районах начали р8бо-
Ty З-месячные курсы агролесомелиорато=
ров, на которых обучается 120 человек, Во
многих районах проводятся семинары руко-
	ностью необходимость связи между массой и   приходилось садитьея
	энергией обнаружилась в факте светового
	плавления, открытого и измеренного профес-
	сором Московского университета 1. Н. Ле-.
бедевым.

Свет, падая на встречные тела, — твер-
дые, жидкие, газообразные;—давит на них,
П. Н; Лебедев на опыте доказал, что вели-
чина этого давления на совершенно черную
поверхность, полностью поглощающую да-
вящий свет, равна энергии света, поглоща-
емой в секунду и разделенной па скорость
света. С другой стороны, из механики хоро-
шо. известно, что всякое давление равно
произведению массы давящего тела на из-
менение его: скорости в процессе давления,
Ивыми словами, самый факт лавления, све-
та обязывает нае видеть в свете, т. е, в
«лучистой овергии», наличие некоторой
иассы точно так же, как мы знаем наличие
в. ней скорости. Нритом это столь же неиз-
бежно, кав неизбежно наличие массы и
скорости у пули, ударяющейся о препят-
ствие.

Свет, как указывалось, полностью погло-
шается черной пластинкой, следовательно,
скорость его становится равной нулю, ины-
ми словами, изменяется на ее полное зна-

чение. На этом основании мы обязаны со-
_етавить равенство:
	— Масса света Х Скорость света
	челетий назад, люди сделали великое от-
крытие: в инертных обрубках деревьев, в
камнеобразных вусках угля они обнаружи-
ли скрытую энергию) ороявляющуюся при
горении; Так людя получили искусственное
тепло, искусственный свет. Так в конце
вонцов они дошли до использования «дви-
жущей силы огня», т; е. механической энер=
гии, сопрываршейся в «инертном» дереве п
угле. Но открытие наших отдаленных пред-
вов приподняло только начтожно малый уго-
лок занавеса — инертной. массы, екрывав-
шей от людей нзоб`ятные. запасы энергии,
сосредоточенные в прироле.

Принцио: эквивалентности мажсы и энер-
тии указывает точное количественное. зва-
чение энергии, отвечающей данной массе.
Для вычисления этого количеетва следует
только помножить массу тела на квадрат
скорости света. Таким образом. найдем, на-
пример, что В теле, весащем 1 килограмм,
сосредоточена энергия, которую можно бы-
ло бы получить, ожигая, примерно 3 мил-
лиона тонн угля.

Для освобождения химической энергии,
скрытюй! в дереве и угле, людям в‘ свое вре-
мя потребовалоеь научиться ‘зажигать дерево
и уголь, т, е. вызывать в них химическую
реакцию, поддерживающую и ускоряющую
себя самоё, Для использования более осно-
вательно и глубоко запрятанной энергий
	лась паучно-метолическая конференция, (6-
	суждены первые итоги перестройки учеб-
ной деятельности в соответетвии с реше-
ниями августовской сессии  Веесоюзной
академии сольскохозяйственных наук име-
ни В. И. Ленина. В конференция приняли
участие академики И. В. Якушкин и Е. Ф.
Тискун:
	4. Закончить ремонт перегрузочных ме-
ханизмов по всем портам и пристаням паро-
ходства к 1 апреля 1949 года — на 20 дней
раньше установленного срока.

‘5. Закончить ремонт портово-пристанско-
го хозяйства к 15 апреля 1949. года — на
5 дней раныйе установленного срока.

6. Снизить стоимость ремонтных работ
	Обсуждено и принято на общих собраниях рабочих, инженерно-
технических работников и служащих Камского ордена Ленина
речного пароходства и Камского бассейнового управления пути.
	Еще три шахты
дают Уголь
	МАКЕЕВКА, 4. (Корр. «Правды»).
Строитеди Сталинского треста по восстано-
влению шахт закончили восстановление
первой очереди старейшей в Донецком бас-
сейне шахты «София». Из шахты откачано
более 5 миллионов кубометров воды. Под
землей восстановлены сотни потонных мет-
ров горных выработок. На пластах «Бере-
стовка» и «Владимир» нарезаны три новые
лавы, оснашенные новейшими механизмами
й освещенные лампами дневного света. Дей-
ствуют врубовые машины и электровозы.

ХАНЖЕНЕОВО (Сталинская область), 4.
(Корр. «Правлы»), В Донецкой степи в ко-
роткий срок выросла вовая шахта — «Ки-
ровекзя-Западная». Строительство ее Re-
лось скоростными методами,

Построены надшахтное здание, бытовой
комбинат, сортировка, эстакады. № шахте
проложена железнодорожная ветка. Возник
новый рабочий поселок.

Правительственная комиссия, принимав-
Maa шахту от строителей, дала выполнен-
ным ими работам отличную оценку.

СТАЛИНО, 4. (Керр. «Правды»). В. тре-
стё «Макеевуголь» восстановлена  хозяй-
ственным 61060б0ом шахта «Грузская-На-
клонная»,

Шахта уже дает в сутки столько угля,
сколько давала ло войны.
	. —O—
Новые предприятия
	МОЗЫРЬ, 4. (Ковр. «Правгы»). Вету-
пила в строй первая очередь мебельной фаб-
рики «Красный Профинтерн». К 30-летию
Белоруссии фабрика выпустила первую пар-
тию мебели. Вее проиесеы производства на
предприятии изханизированы,

ТЮМЕНЬ, 4. (По телефону). В селе Бе-
резово, Ханты-Мансийского национального
округа, закончено етроительство первого в

ибири мощного завода стеклянной тары
для пишевой промышленности.
	КИЕВ, 4. (По телефону). Бетупил в строй
действующих предприятий восстановленный
Иванковский. сахарный завод Киевской
области. Вынушены первые тонны сахара.
		О СОВЕТСКОМУ С

Областное совещание женского актива
	важнейшие вопросы, как повышение Бва-
лификации женщин, улучшение их жи-
	лишщно-бытовых условий. В ряде мест за
	последнее время. воличество женщин. вы-
двинутых на руководящую работу, не толь-
ко: не увеличилось, Но даже уменьшилось.
Председателями колхозов в области работает
всего пять женщин.

На комбинате «Карагандауголь» в 00-
ставе начальников шахт и их заместителей
нет ни одной женщины, хотя в бассейне
немало женщин инженеров и техников.
Очень мало женшин и на партийной работе.
	На совещании отмечалось, что в области
недостаточно ведется борьба с пережитками
феодально-байского отнощения к жепщиюе,
следственные органы ве всегда привле-
кают к суровой ответственности тех. кто
попирает честь и достоинство советской
женщины, Указывалось Также и на 19,
то в селах и аулах слабо поставлена куль-
турно-просветительная работа” среди жен-
ШИН.
	КАРАГАНДА, 4. (Корр. «Правды»),
Здесь состоялось областное совещание жен-
ского актива. Совещание обеудило вопрос о
состоянии  масбово-политической работы
среди женщин и выдвижении их на руко-
водящую работу.

Десятки тысяч женщин, работающих на
предприятиях, шахтах, в колхозах и совхо-
зах области, активно участвуют во всена-
родном социалистическом соревновании 33
досрочное выполнение послевоенной пяти».
летки.

За последнее время партийные организа-
nau области стали больше уделять внимз-
ния воспитательной работе среди женщин.
Они созывают совещания передовых произ-
водственниц, обобщают и распространяют
их опыт. На предприятиях и в колхозах
для женщин читаются лекции и доклады.

Однако многие партийные организация
проводят еще недостаточную политическую
работу среди женщин, особенно среди кол-
хозниц, Из поля зрения партийных й x0~
зяйственных руководителей выпаля такие
		И СТАХАНОВЦЫ ВСКРЫВАЮТ
НОВЫЕ РЕЗЕРВЫ
	Решено не менее 75 проп. всех металло-
режущих станков перевеети на скоростные
режимы обработки металла. Кадровые рабо-
чие дали ценные советы © том, как улуч-
шить производственную подготовку и во0с-
питание молодежи. Идет подготовка в пар-
тийно-техничеекой конференция.

В эти дни большую работу проводят за-
водские пропагандиеты и агитаторы. Они
выступают © докладами и беседами на темы:
«План завода на 1949 год», «Будем 60-
роться за честь заводской марки», «Честь
советского рабочего», «Работать ритмично
6 первых дней нового года»,  «Экономить
металл, энергию, инструмент».
	чен в артели имени Сталина, Маньковского
района.

Областные организации разработали про-
ект дальнейшего развития садоводства в
пригородной зоне Киева; В ближайшие годы
в колхозах, совхозах и’ на приусадебных
участках намечено создать новые плодовые
сады нз площади 10.300 гектаров, ягодни-
кина площади 2.400 гектаров, виноград-
ники — на 1.275 гектарах.
	Сады вокруг Киева
		СВЕРДЛОВСВ, 4. (Hopp. «Правды»).
В минувшем 1948 году Свердловский завод
транспортного машиностроения увеличил
выпуск машин для погрузки угля в два
раза и для погрузки породы — в четыре
раза. Отказавшись от государственной до-
тации, он получил свыше 9,5 миллиона
рублей прибыли.

Сейчао коллектив завода настойчиво изы-
скивает новые резервы для дальнейшего
под’ема производства, улучшения качества
и снижения себестоимоети продукции. Ё
этой работе дирекция и парторганизация
широко привлекают стахановцев, мастеров,
инженеров.
	КИЕВ, 4. (Корр. «Правды»). Волхозная
Киевщина славится своими садами и ягод-
никами. Они занимают сейчас около 10 ты-
сяч гектаров. Высокий урожай вырастили
°в истекщем году колхозы Киево*Святошин-
ского района, собравшие около 165 тысяч
пудов фруктов. В шцитковской артели
«Большевик» получено по 185 пудов пло-
дов е каждого гектара сада. От реализация
фруктов колхоз выручил 800 тысяч руб-
лей Большой урожай яблок и груш полу-
	Отсюда следует частный случай знамени-
того равенства, получившего огромное зна-
чение в современной науке:

Энергия света == Масса света Ж Скорость
света в квадрате.

Из опытов П, Н. Лебедева вытекала
вполне определенная и удивительная связь
между энергией света и ero массой.
Io свет — только частный вид энергии,
Может быть, эта формула имеет только спе-
циальное, частное значение, тем более, что
в ней фигурирует екорость света?

Потребовалась непривычная абетракция
теории относительности Эйнштейна, чтобы
от частного вывода перейти в общему прин-

‘Ципу эквивалентности массы и энергии в
‘любом случае. Воличественное выражение
‚этого принципа то же самое, как и для елу-
чая световой энергии, но мазса теперь озна-
чает массу, отвечающую любой форуе suep-
	THA, ——~ механической. тепловой. электриче-
	CROW AT. BL

Значение открытия эквивалентности мас-
вы и энергии необычайчо велико. Масеа, ко-
торая еще недавно в учении о природе ха-
рактеризовалась единственным свойством
инерции, косности, стала внезапно для нас
эквиваленмюм совершенно противоположно-
го, максимально активного  onofiersa — энер.
rug.
	Когда-то, вероятно много десятков тыся-
	Во Всесоюзном сельскохозяйственном ин-
ституте заочного образования закончилась
экзаменационная сессия. Институт овончи-
40 75 студентов-заочников. Большинство
из них —— агрономы, зоотехники и механи-
ки, работающие в различных областях и
краях страны. Экзаменующиеся обнаружи-
	Munacrepersa   ли глубокие знания.
+ Вовязи е выпуском в институте состоя-
	ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ХАРЬКОВСКОГО ДОМА
ПРОЕКТОВ
	XAPBROB, 4. (Hopp. «Правды»). Приня-
TO решение о восстановлении и передаче
Харьковекому государственному  универси-
тету Дома проектов. ^

Немецко-фашистские захватчики нанесли
огромный ущерб университету — одному
из старейших вузов нашей страны: Оеобев-
но острую нужду испытывает университет
в основном учебном здании, Дом проектов,
расположенный на площади имени Дзер-
EHHCKONO, является одним из крупнейших
зханий во всей Украинской республике.
0б’ем и полезная площадь его позволяют
разместить здесь все факультеты, научно-
исследовательские институты и учреждения,
принадлежащие ‘университету:

Все строительные работы проводит Харь-
вовекий строительный трест Министерства
высшего образования СССР.
	Скоростное строительство домов в Москве
	Скоростные методы и новейшие механиз-
мы, применяемые на строительстве, дают

возможность в 31 — 4 месяца выстроить
многоквартирный дом,

На строительной площадке уже выросли
	‘четыре корпуса. Сейчас в них ведутся внут-
	ренние отделочные работы, Тем временем
подготавливается несколько фундаментов для
возведения других домов и роются котлова-
ны для закладки остальных зданий. В домам
подведена газовая магистраль.

В ближайшее время строители передадут
четыре здания под заселение. Это — первые
жилые дома из тех, которые скоро образуют
новую улицу на окраине Москвы.
	Издалека видны ажурные стрелы ве-
скольких башенных кранов, установленных
на Песчаной улице в Москве. Здесь поточ-
нд-скоростным методом сооружается 14
больших четырехэтажных домов. Каждый
из нах будет иметв от 35 до 44 благоустро-
венных квартир. Здания отличаются друг OT
друга формой Фасадов, по все вместе’ они
создалут единый архитектурный ансамбль.

`То и дело в ворота площадки в’езжают
трузовики. Они доставляют сюда готовые
детали будущих зданий — облицовочные
плиты, окна и двери в собранном виде,
лестничные ступени. Bee это изготовлено
на заводах треста «Мосжилетрой»,
	ВЫПУСН СПЕЦИАЛИСТОВ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
	о окончившими институт провел беседу   водителей лесопосадочных звеньев.
	акахемик Т. Д. Лысенко.
	АИ РИ НЗ

Создано 35 новых лесопитомников.