5 ЯНВАРЯ. 1949 г., №5 (11112)

Письма в
	0 перегрузке учащихся
	Даже не педагогу бросается в глаза, что,
начиная с 5—6 классов. большинство учи-
телей, повидимому, совершенно не считается
с возможностями детей, когда задает им
уроки на дом. Даже кое-где и в методиче-
ской литературе такие учителя находят себе
поддержку. Так, один автор, как особое: свое
достижение, рекомендует всю работу, какая
может быть выполнена дома, переносить на
домашние задания.

Идя в этом направлении, можно вообще
превратить юных учашихея в своего рода
заочников. Повилимому, таким учителям
не приходит в голову простая мыель, что
если ребенок пробыл 5—6 часов в школе,
то недопустимо заставлять его’ работать
дома более трех часов. А следовательно,
пря наличия каждый день 5—6 предметов
домашнее задание 00 каждому предмету не
должно требовать для своего выполнения
болве 30 минут.

При нынешнем положении дела ученик-
отличник должен просиживать над домаи-
ними уроками 6—7 часов!

Если же он веледствие нездоровья или
по другим домашним обстоятельствам не
мог как следует приготовить урок, — учи-
тель спешит поставить двойку. Другой
учитель грозит наставить на экзамене
двоек. Залает он «отсюда — лосюда»
	Принудительн

на Дунае ЗАМЕТКИ

Точно tar we вызывала недовольство
	открыт реакционная ‘политика Миндеенти
в школьном вопросе, ©

Школа издавна находилась в Венгрии
под руководством церкви. Священники при-
	свойли себе монополию воспитания молоде-
	ки. Церковь назначала диреклоров гимна-
зий, она же подготовляла учителей. «Закон
божий» был, конечно, обязательным и
главным предметом преподавания, .-

Народная демократия положила  конен
этой монополии церкви. законом. проведено
отделение в школе церкви от государства.
«Закон божий». остался. предметом препо-
давания, о в основном школе придан
светский характер. Руководители школ и
учителя назначаются министерством народ-
ного образования.

Реформатекая церковь приняла эту pe~
‘форму, чувствуя её неизбежность. Католи-
ческая по указанию кардинала должна была
ветретить реформу в штыки. Народ всюду
принял‘ переход школ в ведение демократи-
ческого государства с величайшим удовле-
творением. Князья венгерской католической
церкви выступили, таким образом. против
правительства, против народа, даже против
значительной части священников.

Эстергом без счета сыпал своими пись=
мами, угрожавшими карой, отлучением тем
попам, которые согласятся преподавать’ в
светских школах. На этой почве усилилось
оппозиционное: движение, внутри самой ка-
толической перкви. ‘На’ архипастырские
послания недовольные священники, счита-
ющие необходимым приспособление к но-
вым временам, отвечали своими посланиями.
Вардинала ero собственные подчиненные,
`В! TOM числе: некоторые. епископы, `обви-
пяли в отсутствли необходимой  гибко-
сти. Популярность среди паствы можно 3а-
	  воевать только демократической ‘окраской.
	Это и делали сельские‘ священники, выра-
жавшие свое сочувствие и земельной и
чикольной реформе. А Миндеенти срывал. эту
политику. Требуя: от попов бойкотировать
светекие школы,‘ он оказывал ‘поистине
мелвежью услугу своей же. церкви. Взаим-
‚ная полемика разгоралась в церковной сре-
дэ, и вокруг Эстергома начинала образовы=
ваться: пустота;

Эстергом получал протестующие письма 0т
‘видных общественных деятелей — католи-
ков. Учашаяея молодежь покидала католи-
ческие организации. В самом Эбтергоме бы-
ла устроена демонстрация протеста на пло-
щали перед дворцом Миндсенти. Собравшие-
ся требовалятего ухода с поста примаса.

Разоблачение кардинала Миндеенти как
врага венгерского. народа, агента ‘иностран-
ного шпионажа, главы монархического за-
говора против: народной республики не по-
кажется пеожиланным. в.Венгрии. Его по-
литический облик был известен народу.
Эстергом стал ‘поистине черным гиезхом
реакции, очагом ‹ фашистской агитации.
Народная демократия обнаружила изуми-
тельное долготерпение: негодование против
рясофорных сторонников Хорти накоплялось
давно. Ныне кардинал схвачен с MOIHWHEM.
Ero apect—ato удар по всей венгерской ре-
акции, прячущейся в щелях государства.

Перед венгерским народом впервые ши-
роко открылись пути культурного разви-
тия. Школы стали школами, а ке церков-
ными пристройками, Рабочая молодежь во-
шла в университет и в институты, прежде
лля них недоступные. В городах юноши и
девушки создают «народные. коллегии» —
Это содружества и ‘землячества, налаживаю-
щие совместную жизнь Ha время учебы. В
‚Этих «народных коллегиях» расцвела худо-
  жественная самодеятельность и уже выде-
лились талантливые коллективы.

Черные вороны из Эестергома пытались
задержать движение народа’ к своей нацио-
нальной культуре, к знанию, к искусству.
Эстергом потерпел ‘неизбежное крушение.

Черное гнездо
	Вы. ЗАВ ЛЕВ ве >

редакцию:
	помашними заданиями
	и «знать все, 0ез пропуекон»: страницы
полторы-—две убориетого шрифта.

Хороший учитель стараетея как можно
больше знаний дать ученику на уроке,
не перегружая домашними ` заданиями. Но
дело не только в учителях. Как видно, и
учебные программы нуждаются в улучше-
ниях.

Начиная c 1930 года, мне пришлось
инепектировать множество уроков по ино-
странным языкам. как в высшей, так и в
средней школе в качестве преподавателя
педагогического института и в качестве за-
ведующего кафедрой. Я наблюдал, что не-
которым учителям, не приходит в голову,
например, что во время урока должно быть
	чередование общекласеной работы с инди-.
	видуальной самостоятельной работой, ког-
да учащийся может на минуту остановить-
ея, задуматься над тем, что он только что
слышал, осмыслить слышанное; может
бЫТЬ, даже заглянуть в книгу, уяснить
6306. веё дн ему повятно и ясно. й
	Учащиеся утомляются на уроках, поэто-
му перегрузка домашними заданиями может
принести только вред.

И. ПОЗДЮНИН.
Преподаватель английского языка.
г. Феодосия, Крымской обл.
	ый абонемент

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	ттлохая
	популяризация
	Л. Р. ЗИНДЕР. Вопросы фоне-
‘тики, Издательство Ленянград-
ского Государственного ордена
Ленина университета, 1348 г., ти-
раж 10.000 экз., 56 стр., цена 2 руб.
	Издавоя популярный очерк 41. Р.
Зиндер, Денинградекий университет имел,
конечно, самые благие намерения, но им не
суждено было сбытьея: книжка эта может
	служить печальным образцом запутанней-
шего и скучнейшего изложения увлекатель-
ной науки.
	Требования, прел являемые к популярной
научной литературе, известны: высота на-
учного уровня должна сочетатьея с яено-
	слью и простотой изложения.
	Ежего AHMK MX AT Дорога из Будапешта прямо на север

идет по. правому ‘берегу Дуная. Выражаясь
ВЖЕГОДНИК Московского   ФИГУРально, она ведет в далекое прошлое
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТБАТРА.   Венгрии, Уж при самом выезде из города

1946 г. Гос: издательство «Искус-  ВЫ попадаете на развалины античного го

ство» и МХАТ им. М. Горького,   рода Авинкума. Над раскопками, обна-
Москва, 1948 г. ружившими древние стены Города, стоит

№ 50-летию МХАТ вышел в свет новый   Музей, п в нем —= обломки статуй, черепки
	‘олом, в нем — 650. страниц.

Материалы богаты и. содержательны.
Пять статей п воспоминаний посвящены
И. М. Москвину (Н. Д. Волков-—<И. М. Мо-
сквин-— великий русский актер», В. Г. Саз-
новский — «И. М. Москвин», Д. Заслав-
ский — «Москвин-Опискин», А. Д. Полов—
«Природа сценического юмора у И. М. Мо-
сквина», А. А. Туганов-—«Воспоминания о

М. Москвине»). Большое место в «Ёже-
годнике» занимают статьи и воспоминания о
В. В. Лужеком (Н. М. Горчакова, Вл. И. \Че-
мировича-Данченко, К. С. Станиславского,
И. М. Москвина, 0. Л. Книнпер-Чеховой,
В. Г. Озхновекого, В. С. Телешовой): Эти
статьи и воспоминания рисуют обаятельные
образы замечательных актеров, показывая
их тРорческей путь и работу над ролями.

Наиболее значительны большие отрывки
из произведений №. С. Станиелавекого п
Ва. И. Немпровича-Данченко.

«Работа актер’ над собой»
ского раскрывает часть его знаменитой
«еистемы». В художественной форме   Ста-
ниславекий рассказывает о той сложной
актерской технике, при помощи которой. он
добивался овладения тайной правдивости,
естественности, жизненности на сцене.

Ba И Немяровяч-Танченко показано в

Станиелав-

гда дунайсвая равнина именовалась рим-
‹кой провинцией Пачнонией,

Вы едете дальше по превоеходной. дороге
вдоль Дуная, и на крутых холмах OTEDH-
вается перед вами городок с именем Вышше-
град. Это значит, что в незапамятные вре-
мена проживали здесь славяне.

Еще ¢ десяток. километров; : и. дорога,

идущая вдоль Дуна®, круто, почти пэд
прямым углом, сворачивает” налево. В
излучине среди густой зелени  нахо-

дитвя живописный. городов Эстергом. Это
тоже, старый город. 5 него ло сих пор
были два достопримечалельных здания: вс-
личественный собор на выебкой горе и

‘дворен у полножея горы. Собор стоит, как

й стоял. Дворбн опустел. Его недавний оби
татоль, кардинал Мннадеенти, ‘арестован за
государственную измену, шпионаж и сте-
вуляцию иностранной валютой.

Жардинал Миндеенти был главой реакция
в Венгрии. 9ч веего меньше был служите-
лем церкви. Он был прежде всего служите-
лем. иностранного” капитала. Из Эстергома
пПримае католической церкви вел неприми-
римую борьбу не в защиту религии, кото-
рой в Венгрии никто не угрожал и кото-
Ras пользуется полной свободой ‹ культа.

н вел яростную борьбу в защиту‘ помещи-
	‘Ba. И. Немирович-Данченко показан в
этом томе не только Kak талантливейший
режиссер и образцовый педагог, но и BAK
выдающийся организатор идейного театраль-
ного предприятия.

В 1898 году Немировичем-Данченко бы-
ла опубликована докладная записка, начр-
навшаяся со слов: «Мель театра...». «Мо-

сква, кав центр театральной WEN России,

Москва, обладающая миллионным населе-
нием, из которого огромнейший процент 0-
стоит из людей рабочего класса, более, чем
какой-нибудь из других городов, нуждается
в общедостунных театрах». Из этого нб
следует, что репертуар нового театра дот-
жен приснособляться к вкусам и навыкам
наименее развитого зрителя. Напротив!
Именно рабочая аудитория пред’являет
высокие хухожественные требования. Неми-
рович-Данченко писал: «Все, что не носит
на себе печать лжи или извращенного вку-
ca, ele привлекающее известную часть
публики в дорогих театрах экзотического
репертуара, все, что проникнуто здоро-
вым чувством жизненной правды комедий
и драм Островского, Гоголя, Грибоедова, Пи-
семского; трагедии Пушкина na rp. A.

Толетого; трагёдии и комедий Шекепира a
фаре Мольера, наконец, некоторые совре-
менные: пес как русского, так и запад-

UH Боя АИ UUPDUY Б защиту UUM EN
ков, у которых была ‘отнята: земля, и в 3а-
щиту капиталистов, у которых были нацио-.
нализированы крупные промышленные
предприятия,

Это и не удивительно, Мандеенти сам
был крупнейшим помещиком и  капитали-

‘етом, Он никак не мог’ примиряться с тем

обстоятельством, что’ беднейшие крестьяне
Венгрия получили землю, принадлежавшую
монастырям.

Миндсенти ‘открыто проповедывал мятеж
против законного правительства. Он рассы-
лал «пастыревие послания», которые были
наглыми. контрреволюционными проклама-
циями. Мы знаем, до чего дошел этот измен-
ник в рясе: он стал агентом иностранных
разведок, организатором заговора против
республики, главарем монархистов, предета-
вителем немецкой династия Габебургов.

Миндеенти рассчитывал” на 10, что высо-
кий церковный сан создаст ему неприкосно-
венноеть. Эстергом. приззан был стать’ вен-
тореким Ватиканом. Там сосредоточены ру-
Боводящие учреждения католической церк-
ви, живут священники различного ранга,
находится семинария. Маленький город на-
воднен монахами и монахинями.

Воинствующий кардинал, однако, пе обла-
дал популярностью среди своей собственной
	ного репертуара, — все это такон обитир-
	вый и свежий материал дла сцевичесвого
	воспроизведения, их идеи так ясны, глубо-
ки и‘жизненны, что нет ни малейшей на-
лобности ни @ какой побочной, антихудоже-
	паствы. Католицизм силен в Венгрии, но его.
	глава не создал себе авторятета. Напротив,
он все больше терял То уважение, которое
ему полагалось по его‘ званию. Он шваб,
пемен по происхождению. А венгры всегда
пелолюбливали швабов. Й эта неприязнь
	Эту задачу автор решил по-своему:
	он усложнил до предела изложение предмета,
умудрившись HOBECTBOBaTh 0 простейших
положениях вауки витиеватым, тяжелым,
квази-ученым языком.
	Вели читатель й сумеет с трудом про-
	браться сквозь чашу непонятных и лишних
терминов. он наталкивается вдруг на пря-
мую бессмыелинцу. В самом деле, что. хотел
сказать автор следующим: «Интонация так
ве необходима для речи как средства ком-
муникации, как и все другие ее аспекты»?!
(стр. 45). «Коммуникация» и «аспекты»
нужны здесь только для того, чтобы пустить
пыль в тлаза иностранным еловцом;. Ав
чем смысл следующей фразы, изложенной.
сугубо философекям языком: «Фонема и ее.
варианты, не будучи тождеством, представ-
ляют лиалектическове езинство»? (стр. 14).
	Так же трудно разобраться в’длиннейших
периодах авторских об’яснений. От. совет
	ского ученого читатель вправе требовать
	свободного владения предметом, ясности,
четкости в решении проблем науки. Язык
классаков марксизма может служить всегда
примером благородной простоты изложения
тлубочайших, сложнейших мыслей.

Автор забыл, что ‘принципи партийно-
сти так же необходим в языкознании, каки
во всех других науках. Вот почему он 3a-
мзлчивает точку зрения марксистекого язы-
коведения на теили иные проблемы фонети-
ки. Он вообще не говорит о советском язы-
	коведении. употребляя термин «бвовременная
	фонетика» в весьма неопределенном значе-
нии и не называя имен современных совет-
ских лингвистов. Автор считает возможным
обойти молчанием высказывания Маркса и
Энгельса о языке,

Ни слова автор не говорит я о В. Я. Мар-
ре, явно итнорируя его’ решения проблем
фонетики, базирующиеся на положениях
марксизма-ленинизма.

Л. Зандер не устанавливает принципи-
ального отличия метода марксистского
языковедения от. методов буржуазного язы-
кознавия, Это неизбежно  дезориентирует
широкого читателя.

Свое запутанное, расплывчатое повест-
вование автор сдабривает излишним количе-
ством примеров немецких, английских И
французских слов.

0т автора популярной КНИЖКИ по фоне-
тике читатель впоаве требовать любви Е
	русскому языку. По мудрому слову Typre-
	нева: «Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием; в руках умелых
	 оно в состоянии совершать чудеса!»
	Книга Л. Зиндер — пример неуважения
ик читателю, и к науке.
Н. КУЗНЕЦОВА.
		УДРАБКАЛН ‘ Цвети,
	Прекрасна ты в цвету кленовом,
Латвиа!
	Ручей, смеясь, беседует с листвою,
В струю ручья цвет клена упадает,
И пахарь с непокрытой головою,
Горсть влажного суглинка подымая,
Промолвит; землю в пальцах
разминая:
«Дождусь колосьев счабтья твоего
Над бороздами плуга моего».
	построено около 300 тысяч Ев. «метров
жилой площади, Но этого недостаточно.
В 1949 году в самых глухих уголках се-
верных и воеточных лесных районов лесо-
заготовительными  организацияхи должаы
быть построены сотни вовых благоустроен-
ных рабочих поселков © ‘электричеством,
радио, кино, школами и больницами. Это
даст нам возможность создать постоянные
кадры рабочих, инженеров и техников В
лесу.

В течение последнего времени советские
лесные инженеры совместно с машино-
бтроителями ‘создали хоротие ‘образцы 60-
временной  лесозаготовительной техники.
Продолжается ° напряженная ‘творческая
конструкторская работа над созданием дру-
гих, еше более совершенных впенциализиро-
ванных лесных машин (высокочастотных
электрических пил облегченного типа, газо-
генераторов, работающих на сыром топливе,
паросиловых” передвижных электростанций,
работающих на доовах, и специальных тя-
говых/ механизмов). Вся эта сложная, боль
шая техника ве может вормально использо
ваться без высокоразвитой ремонтной базы.
В этом деле лесная промышленность бока
серьезно отстает.

Важнейшая задача министерства и ‘его
организаций нз’ местах COCTORT B TOM, что-
бы в течение ближайших 2—3. лет ио-
стродть в каждом   леспромхозе ‘ремонтные
избтерские простейшего tuna ua 7-10
станков; з в каждом заготовительном тре-
лв — центральные мастерские AAA капи-
тального ремонта механизмов. В наиболее
крупных лесных районах нахо ‘создать 3a-
воды ‘для производетва 0с0бб сложного ре-
монта и для изготовления запасных частей,

В наступившем году многое пределойт
сделать для лальнейшего улучшения разра-
ботки лесосек. Несмотря на значительное
увеличение выхода деловой древесины (по
сравнению с лдовоенным временем), в лес-
ной промьиленности ваблюдаются случаи,
когла лесосеки разрабатываются неправиль-
но. Не велется надлежащей борьбы 34
	В декабре 1988 г., когда на. вашем пред-
приятии производилась очередная выдача
зарплаты рабочим. и служащих, © меня
удержали 100 рублей за абонемент в су-
хумский городской театр. Я спросил касеи-
ра: на каком основании без. моего согласия
вы навязываете мне абонемент? Кассир
достает бумажку е резолюцией директора
т. Аволяни 0б удержании по 100 рублей.
Я обратилея к директору за раз’яенением
и получил такой ответ: <«Гульрипиский
райком партии распределил. театральные
абонементы по производствам. Я здесь
не при чем».

Действительно, подобные абонементы. да-
ли на многие предприятия и учреждения.

Например, в Гульриншах есть средняя
школа. В ней насчитывается 42 учителя.
Директору дали абонементов на 4.000 руб-
лей. Однако учителя отказались взять их.
Тогда директор школы. свез абонементы
обратно в райком партии. Там спросили:

— Сколько дали вам?

— Copor!
	Нередко готовый жилой дом или служеб-
ное помещение строители не могут слать
в эксплоалацию лишь потому, что нет врез-
ных дверных замков, оконных залвижек, пе-
тель, печных приборов. Между тем в
продаже эти предметы есть, и каждый
гражданин их может купить в магазине,
А вот государственная. строительная орга-
низация лишена этой возможности.

Дело в том. что все эти изделия выра
батываются местной промышленностью ий
цены на нах утверждают исполкомы мест-
	ОТОБ
	— A CROIBKO учителей?
— Сорок два!

— Ну вот вам еще два недоданных abo-
немента

Итак; хочешь или не хочешь — бери
абенемент.

Почему же я ‘не хочу брать абонемент?
И не только я, но и многие другие. Я живу
в 17 километрах от г. Сухуми, где чахо-
ANTCA театр: ‘к тому же ‘вечером нет авто-
буеного сообщения между горохом и нашим
районом. Й кроме того, в театр по абоне-
менту могу итти только я один, для жены
надо приобретать apyroii билет: места могут
быть разные,

, конечно, понимаю. что ‘зватр — дело хо-
	рошее, ‘но почему я должен ходить в театр
в обязательном порядка? Разве так нато
	приобщать зрителей к театру?
Вультурой от этого «культурного начи-
нания» и не пахнет!
Механик В. РОМАНОВСКИЙ.
Абхазская АССР,
с. Гульрипши. ‘
	ных советов, ‚4 Промбанк. признает, закон-
ными лишь цены, YTBCPRACHHDIE централь-
ными органами.
	№ тому же пены. уетановленные на Me-
	сетах. превышают сметные.
	6 ценах законных и «незаконных»
	Tanna образом, из-за разнобоя в ценах
союзные И республиканские предприятия не
	могут. приобретать. изделия. местной ..пр00-
	мышленности, необходимые для жилищного

‘строительства.
М. ГИСИН.
	г. д1енинград.
	CIONY
	ственной целью прибегать к бульварной ме- PCB Ио Oe fb FtG eee
стала сильной враждой во время немецкой

лодраме, ‘крикливой феерии или тенден-
пиозной бытовой картине». оккупации и после войны. Венгерское дуто-
	Ne NN EOE BE EEE

Новый театр искал поддержки прежде
всего у демократической публики, у рабо-

чего класса, У. народа. И народ поддер-
жал его.
«Ежегодник» хорошо оформлен, в нем

много иллюстраций, печатаемых впервые.
Н, ВАСИЛЬЕВ.

BCHCTBO совсем не расположено в тому, что-
бы служить Габебургам.

Миндеенти своей грубой, ультра-реакии-
онной политикой вызвал недовольство сре-
ди сельского католического клира, вынуж-
денного  ечитаться © крестьянскими на-
строениями. Кардинал резко и непримиримо
выступил против земельной реформы. В
	отчизна молодая:

В багровой мглеисчезли дни страданий,
Дни радости народу предвещая.
В грядущее летит орел мечтаний,
Трудом живую славу созидая,
Пвети, как клен, отчизна молодая!
Пусть ветви мира — в радостной

судьбе —
Наветречу наклоняются тебе:
Латвия!

С латьтиского перевел

Владимир ДЕРЖАВИН.
	«пастыреких посланиях» он громил He
	только правительство, я0 и крестьян; полу-
чивших землю. Это ставило сельских свя-
щенников в неудобное положение. Некото-
рые отказывались повиноваться, и на
непокорных из Эстергома  обрушивались
кары ий грубая брань.
	Макарвтур снял ограничения с
	НЬЮ-ИОРЕ, 4 января. (ТАС). Raz co-
общает токийский корреспондент агентетва
Ассошиэйтед Пресс, штаб Макартура опуб-
ликовал пересмотренный снисок ‘японских
	концернов, ЕЕ или вонтроли-

<> Строительство Дворца техники нефтя-
	ников началось в городе Октябрьском, Баш-`
	KHpckoh ACCP. Красивое четырехэтажное
здание будет сооружено в центре города.
	<> Аэроклуб в Алма-Ате срганизован рес-.
	публиканским Добровольным обществом со-
действия авиации. Он будет готовить без
отрыва от ‘производства летчиков и плане-
ристов. .

<> Пошивку одежды к’ весенне-летнему
сезону, 1949 года. начали швейные фабрики
	Ленинграда. В ассортименте фабрик 233 но-
	вых фасона мужского и дамского платья.

<> Производство винтовых буксирных
пароходов освоено на Шербаковской суло-
верфи имени Володарского. Со стапелей
спущены первые ‘два ‘парохода этой серии:
«Академик Чаплыгин»« и  <Акалемик
Вильямс».
	3a дальнейший нодем лесной
и бумажной промышленности
	oo 9°
Г. ОРЛОВ
	Министр лесной и бумажной
промышленности СССР
		<> На девяти станках работает знатный
мастер скоростного фрезерования Бузулук-
ского завода тяжелого машиностроения
А. Я. Максимов. Сначала пятилетки он
выработал 55 годовых норм, Методам своей
работы стахановец научил  2 молодых фре-
зеровщиков:

<> Первая цветная кинокартина «Празд-
ник песни Советской Латвни» производства
Латвийской студии хроникальных и художе-
ственных фильмов вышла на экраны респуб-
лики. На предприятиях Риги организуются
коллективные просмотры фильма.
	<®> `Миллионные доходы получили в истек-
шем году свыше 30 колхозов Джалал-Абад-
ской области (Киргизская ССР). В прошлом
году таких колхозов в области было всего
восемь.
	Лесная промышленность успешно завер-
‚ шила план 1948 года по заготовке и вы-
возке леса. За год вывезено древесины по-
ити в полтора раза больше, чем в 1947 году.
Довоенный уровень по вывозке древесины
в целом превзойден на 7 проц., а по деловой
древесине — на 28,6 проп.

Министерством лесной и бумажной про-
мышленности СССР досрочно выполнен так-
же план по производству бумаги и другой
продуЕдии.

1948 год войдет в историю лесозаготовя-
тельной промышленности как год серьезного
перелома и коренной технической рекон-
струкции этой важнейшей отрасли народ-
ного хозяйства.

Партией, правительством 8 лично
товарищем ‚ Сталиным лесной промыштаен-
ноети оказана огромная помощь. Крупней-
шие заводы страны =— Кировский (в Ленин-
граде), Ижевский; Уральский автомобиль-
ный и ряд других — производят оборудо-
вание для механизации трудоемких работ
на лесозаготовках. В самых отдаленных
районах Советского Союза, в не тронутых
раньше крупнейших ‘массивах Севера ий
Востока, в бассейнах рек Северной Двины,
Иечоры. ‘Камы, 0би, Енисея, Амура рабо-
тает много новых, совершенных,’ лесных
машин. 81948 году построены сотни кило-
метров механизированных лесовозных дорог.

В 1948 году на лесозаготовки впервые
поступили трелевочные тракторы, ВТ-12,
трелевочные ‘и погрузочные лебедки, Kpa-
ны. новые типы тягового и подвижного
состава для лесовозных дорог. На сплав»
ных реках работали мощные сплоточные
машины, элеваторы, новые типы катеров
лесосплавного флота. В новых, необжитых
лееных районах страны появились тысячи
	квалифицированных ‘рабочих — трактори-
стов,  машиниетов, MOTOPHCTOB,  вранов-
ШиИкКов,
	На строительстве новых лесозаготови-
тельных предприятий впервые применялись
сотни дорожностроительных машин — буль-
дозеры, трейдеры, скреперы.
	крупных. японских концернов
	‘ровавшихся ранее дзаибацу (торгово-финан-
совые монополия). Носле этого нового пе-
ресмотра 73 концерна были из’яты из епи-
сда и освобождены от ограничений, нало-
‚женных на них ‘ранее штабом Макартура.

ций строительных работ. Для этой пели в
1949 году в лес направляются дополни-
тельно сотни машин и прежде всего буль-
`дозеров. Задача лесозаготовательных трестов
И леспромхозов   заключается в том, чтобы
правильно ` использовать эту  технаку.
Успенгное выполнение плана капитального
‘строительства 1949 года обеспечит дальней-
шее развитие лесозаготовок,

Серьезные задачи в 1949 году  постав-
лены и. перед ` нашей. фабрачно-заводской
промьииленностью. Мы должны значительно
увеличить производство бумаги, целлюлозы.
пиломатериалов, ‘фанеры, спичек» гидролиз
ного. спирта, строго выполнять план по
‘ассортименту и повыеить качество про-
`дукции.

0собые задачи стоят перед нашей бумаж-
ной приышленноетью. Советское  государ-
ство занимает первое место в мире по коли-
честву издаваемых книг, журналов и газет,
Культурные запросы нашего народа все б0-
лее‘ возрасталот. Работники бумажной про-
мышленности  должны ‘удовлетворять п9-
требноеть стравы в бумаге, Веббходимо
не только увеличить пронзволетво бумаги,
но и резко улучшить ее качество, всемерно
расширить её ассортимент, имея в виду ¢a-
NOS разнообразное применение бумаги как
дая вультурных. тав и технических целей.

Успешное: выполнение’ плана 1949. года
по’ всем отраслям промышленности ‘мини
стерствао в. перзую ‘очередь зависит от
успешного‘ проведения. заготовок и вывозки
леса. Работники лесной ‘шомьшленности,
колхозники и колхозницы многое‘ сделали в
1948 году для выполнения государетвенно-
го плана лесозаготовок. Сотни тысяч. рабо-
чих и работниц, колхозников п колхозниц,
инженерно-технических работников и слу-
жащих лесной проиышленноети дали слово
великому вождю и учителю товарищу
(Сталину, что они досрочно выполнят план
осенне-зимних лесозаготовок 1948—1949
годов и вывезут сверх плана миллионы ку-
бюметров. древесины.
	Работники лесной и. бумажной промыш-
ленности считают делом своей чести услеш-
Но закончить план осенне-зимних лесозаго-
TOBOR, досрочно ‘выполнить. задания 1949
года по веем видам продукции и обеспечить
высокорентабельную, безубыточную рабо-
ту сволх предприятий.

соблюдение стандартов, за выход из. каж-

хого срубленного хлыста максимального ко-
личества деловой древесины. Борьба за ка-
чество, за выполнение плана строго по
ассортименту, за увеличение выхода цен-
ных сортиментов из лесосеки должна быть
в центре внимания всех бригадиров, масте-
ров, руководителей предприятий и трестов
лесной промышленности.

Мы имеем еше много крупных недостат-
ков в организации производства. Нет crpo-
гого соблюдения технологической дисципли-
вы. Некоторые руководители трестов и лес-
промхозов забыли указания ХУШ Всесоюз-
ной партийной конференции о том, что в
условиях современного производства, при
применении сложных машин, нельзя 0860-
тать 063 строжайшего соблюдения техноло-
гии, нельзя работать по-старинке, враз-
валку, коё-как, на глазок. У нас же еще
есть тресты и леспромхозы, где не при-
знают установленного технологического про-
цееса, работают как придется.

Специальной проверкой министерства
установлено; что на лесоучастках Рычаж-
ное, Шадриха. Малиновка 6 Борисовекий
Шестаковского леспромхоз треста «Вир-
лес» заготовка древесины проводится без
предварительной разрубки магистральных
волоков И 6е3 тшательной их подготовки.
Не производится также предварительная
разрубка и подготовка’ пасечных воловов.
В: результате  ‘заготовляемая древесина
складывается ‘беспорядочно, Ges учета
транспортных путей. К каждой куче древе-
‘вины приходится под’езжать: по целине, по
`валежникху и пням.

Такого рода грубые нарушения пройзвод-
ственного процесеа приводят в массовым

погрузочно-разгрузочных механизмов — 00-
легчает осуществление этой задачи.

Поточный метод требует организации
комплекеных сквозных бригад в составе
20—40 человек, В их обязанность Входит
выполнение всего комплекса лесозаготови-
тельных операций — заготовка леса, обруб-.
ка сучьев и их сжигание, подготовка воло-
вов, подвозка древесины, разделка на Ccop-
тименты и погрузка на подвижной состав,

Примером работы комплексных бригад по
поточному методу могут служить бригады
тл. Луференко, Афонина, Яковлева в Ар-
хангельской области, т. Тебенкова в Roun
АССР, тт. Феоктистовой и Биричева в Во-
логодекой области. Опыт работы этих
бригад, увеличивших  производительноств
труда в полтора — два pasa, необходимо
шире и смелее внедрять во всех наших
лесозаготовительных предприятиях.

В дальнейшем необходимо’ емелее перехо-
дить на более совершенные ‘методы органи-
зации производства, вывозя . неразделанные
древесные хлысты на нижний склад. Это.
\озволит все операции по разделке древеси-
ны сосредоточить на постоянно  действую-
щих нижних селадах, где процессы раздел-
ви и погрузки могут быть полностью меха-
низированы,.

В 1949 году план лесозаготовок ‘значи-
тельно увеличивается, в особенности Во ме-
ханизированным работам В`этом` году долж-
но ‘быть заготовлено механизмами в четыре
раза больше, чем в 1948 году. 0б’ем меха-
низированной вывозки’. увеличивается Ha
63 процента. Решение этой задачи может
быть обеспечено при условия безусловного
выполнения плана. подвозки — трелевки
древесины, № сожалению, этой решающей
	‘простоям машин и механизмов, невыполне-   фазе производетва во многих наших лесоза-
	нию. производетвенного плана, резкому сни-
жению произвохительности трула и боль-
шим убыткам. _

Руководители  лесозаготовительных ‘тре-
CTOB и леспромхозов должны в ближайшее
время изжить эти недостатки.

Главнейшей. задачей лесозаготовительных
трестов и леснромхозов в 1949 году являет-
ся массовое внедрение новых передовых ме-
толов организации производства и прежде
веего перевод предприятий на поточный ме-

тол работы. Масеовое поступление в лес.

современной техники — электропил, треле-
вочных тракторов, трелевочных лебедок,

тотовительных трестах и лесиромхозах

AD
сх пор ие уделялось лолжного BHLMAHAA.
В 1949 году с этим должно быть решитель-
по покончено. Все поступающие. трелевоч-
ные тракторы и трелевочные лебедки дола:-
ны. немедленно включаться в работу, а <0б-
ственный гужевой тоанелорт должен! преж-
ло всего использоваться на подвозке. древе-.
CHAE.

Нам предетоит вести птарокое строитель-
ство новых лесозахотовительных предприя-
тий в богатых ‘лесных массивах страны.

Намечаемые 06’емы строительства невоз-

можно выполнить. без серьезной  механиза-
	Все это свидетельствует 0 TOM, Rak много
в минувшем году было сделано ‘для осуще-
ствления поставленной пятилетним планом
задачи: «превратить заготовку и BBIBOSEY:
леса из отрасли, в которой преобладает руч+
Ной труд, в развитую ‘механизированную
промышленность е постоянными и кзали-
фицированными кадрами рабочих».

Но, несмотря на достигнутые ‚успехи, в

работе лесной промышленноети имеются
еще крупные недостатки. :
‘- Если такие тресты, как. «Горьклес»,
«Комилес», «Омсклес», «Алтайлес», «Нов-
сиблес»; «Якутлес», «Бурмонголлее», «Чит
дес»; успешно: борются за внедрение меха-
низации п перевыполнили план, 1948. года
0, механизированной вывозке, то все еще
резко. отстают в этом, отношении тресты
«Двинолес», «Котласлее», «Уралзападолес»,
Министерство лесной и бумажной промыш-
ленноети Карело-Финской: ССР. и некоторые
другие органязации,

`Руководители этих организаций и pal
директоров леспромхозов до сих пор’ прояв-
ляют косность в деле: внедрения механиза-
ции, медленно осваивают новую технику и
допубкают массовые простои механизиро
ванных средств ‘производства, особенно
элеклропил, электростанцай и ‘транепорте
ных средств. ан

Преобладающее ‘количество. механизмов
поступило на ‘лесозаготовки. впервые, Это
потребовало массовой подготовки высоко-
квалифицированных ‘кадров. Между тем в
ряде’ мест кадры готовятся наспех. и усло-
вий для их закрепления не создается,

Особенно важно обеспечить рабочих, ин-
женерно-технических работников и служа-
щих благоустроенным, культурным жильем
с приусадебными участками. В 1948 году