№ 9 (11116)
	cows JT PA
	В. Деленн
	ел
		т культура к
	асцветае
		Очаг передовой
... культуры ^
	м. КУПРИЕНКО
	Заведующий клубом колхоза
им. Васильева
	Наша колхозная партийная организация
превратила колхозный клуб в центр всей
политической и масеовой работь. При клубе
организованы два, крулеха текущей  поли-
тики, драматический кружок, военный,
спортивный, хоровой. Организована боль-
Wad група шахматистов, четыре воч
лейбольных команды, культбригада, кото-
рая летом давала концерты на полевых CTA
нах не только у себя, но и в соседних кол-
хозах. В общей вложности в работе влубь
принимает участие больше ста активистов,

Регулярно, два раза’ в неделю, & иногда
я чаше идут сеансы в нашем стационарном
звуковом кино; Фильмы мы получаем ноч
вые, интересные. 32 последнее время демон-
стрироваливь такие картины: «Повесть ©
настоящем человеке», «Молодая гвардия»,
«Непокоренные». На сеансах присутство-
вало по 280—300 человек.

Перед киносеансами мы обычно демон
стрируем свою колхозную световую газету.
Для газеты используем старую кинопленку.

Наши дозматическай и хоровой кружки
поставили в э7т6м году два спектакля:
«В степях Украины» и оцеру «Наталка
Полтавка». Оперой дирижировала учитель-
нипа Варвара Семеновна Довженко.

Часто приезжают к нам и артисты из
Виева. В клубе выступали украинский госу-
даретвенный. народный хор п государствен-

ЧУ Але
	ON ee eee a >
ный симфонический оркес УССР. Нричем
выетупленяя ЭТИ транслировалиеь по радио ,
	для всей страны,

При клубе у нае мощный радиоузел. Он
обслуживает 150 трансляционных точек да,
кроме того, в селе больше полсотни радио-
приемников,

Среди колхозников много сильных шахма-
тистов, и число их все время увеличивается.
Мы провели два шахматных турнира
в начале и в конце года» В первом турнире
участвовало 11 игроков, & во втором —
	ое п ЗЫ Е.

число участников ‘удвоилось. В, шахматам
	колхозники относятся © большим интересом.
0ба раза на турнирах было много зрителей-
болельщиков.

В клубе Tamme часто организуются лек-
ции на политические и научные темы.
С лекциями выступают как местные лекто-
бы — врачи, агрономы, учителя, так и
Зекторы обкома, горкома и райкома партии.
Наибольшую аудиторию собрали лекции по
философии, которые прочел в нашем Bayée
лектор ЦК ВЕЦ(б) тов. Стенанян.
	ConHue Hag J непром
		( невиданной быстротой под руковод-
ством. большевиков отстраивалея и расцве-
	Холодный аимвий вечер. Тегкий ветер Павел КУЗНЕЦОВ, тал вновь Дымерский район, и, кажется, еще
забегает с Днепра и несет на своих мягких Евгений КИСЕЛЕВ враше и лучше становилась жизнь.
невидимых крыльях нуншстые серебринкя e806

Один, за другим 19 дхымерских Romxo30a

ws eee UTP ee

ee nn weer, nARANnTrTTth
	‚.За ярами древнего Фютежа, на мвогие
десятки верст раскинулись пышные полес-
ские дубравы. В зеленых поймах Ирпеня
гуляли шальные ветры. Недобрые сказы
разносила молва о приирпеньских плавнях,
непроходимых топях, глухих торфяниках,
где ‹...черный люд корчует пни и гарью
	дышат углежоги...»
	получили электрическую энергию. il?
‘‹ тракторов заработали на артельных полях.
Из 300 землянок, оставшихся после войны,
колхозные семьи. перешли, в новые. светлые
дома 0X череничными крышами. 1.500
новых домов построено в районе. В избах кол-
хозников. горит электричество, установлены
репродукторы и радиоприемники. Две ерел-
них школы, 10 семилеток и 30 начальных
школ восстановлено и отетроено вновь. В
школах района учатся 5.570 детей колхоз-
ников. ‘209 педагогов с высшим и средним
образованием обучают врестьянеких детей,

В пойме реки Ирпень, где были веко-
вые болота и торфяники, колхозники райб-
на, возглавляемые сельскими коммуниста-
ми, раскорчевали, распахали и подготовили
для обработки 2.250 гектаров новых пло-
‘дородных земель.
	Освоение поймы реки Ирпень — по-
истине героическая поэма самоотверженного
труда колхозного крестьянства: Люди изме-
нили русло реки, постройли десятки кило-
метров первокласеных дорог и ороситель-
ных сооружений.

Ирпеньские непроходимые болота и тор-
фяника превращены ‘3 золотую долину
плодородия. На новых освоенных землях
развернулось социалистическое  соревнова-
ние. Звеньевая Варвара Ивановна варпенко
впервые вырастила здесь урожай `‘картофе-
ляв 740 центнеров с гектара!
	Аи ©, № ©

В этом году Варвара Ивановна. и 65 ть
	зтчиков! В трех
одсвих школах
ой. Больницы —

ach наказаньем
ливым избавле-

gin, Ha 100 4e-
биралось пятеро
% Ha деревню за-
ия святых», CON-
овные поминаль-

советекого По-

менах только но

ской революции,
о строя, еталин-
жизни в корне
Полесья. Небы-

ев подруг получили за свой труд только до-
полнительной оплаты 52 тонны картофеля.

Никита Сергеевич Хрущев, по чьей ини-
циативе начиналось строительство Ириень-
ской поймы, посетил звено Варвары Ивз-
новны и выкопал на пробу несколько клуб-
ней. Клубни были необычных размеров.
Иные весили по полтора килограмма,

Знатная колхозница, улыбаясь, говорила:

— Мы теперь ученые, Нивита Сергее-
вич. Мы добъемся урожая с одного гектара
по 800 и 900 центнеров!

Не случайно сказала звеньевая эти ©1о-
ва: :

— Мы теперь ученые!

Богатый опыт накопили советские люди
в борьбе за урожай.

В колхозной деревне все больше и боль-
me стираются грани межлу физическим и
	умственным трудом.

Неодолимая тяга в знаниям, & культуре,
смелые дерзания в неуетанных” поисках но-
вого и упорная. учеба отличают труд и быт
советского крестьянина.

Достижения передовой науки лежат в 06-
нове этого труда. Травопольные севооборо-
ты, полезащитные лесонасаждения, освое-
ние новых земель, выращивание новых, вы-
сокоурожайных сортов растений, правиль-
ная обработка и удобрение почвы — вот о
чем думают сегодняшние украинские кол-
XO3HHEA,

Высокая культура колхозного земледэ-
лия, тесная связь колхозных практиков ©
учеными помогают достичь замечательных
результатов.

Испокон на землях Дымерекого района не
собирали больше 4 центнеров гречихи ©
гевтара. Колхозники обратились к академи-
ку Колеснику и пб его советам посеяли гре-
чиху пгирокорядным: способом ва специаль-
но подготовленных почвах. Чтобы обеспе-
чить хорошее опыление посевов, в районе
только за одно полутодие в три раза увели-

‘чили число пчелосемей. Пасеки стояли ua
гречишных плантациях.

В союзе е наукой колхозники впервые
	собрали в этом году небывалый на дымер-
eax землях урожай гречихи‘ по 14 и 15.
центнеров с гектара.

Огромна тяга крестьян к образованию,
В этом голу в агротехническях кружках в
школах Дымерского района изучают основы
Мичуринской науки 2.000 полеводов, бри-
гадиров, ездоводов, огородников и. рядовых
KOIXOSHEROE,

_ На землях Ирпеньской поймы, которые в
1949 году будут расширены до 6.000 гек-
таров,  проводиг замечательные  олылы
74-летний последователь Мичурина и Лы-
сенко агроном Павел Герасимович Деркам.

В 19-9 году он обязался вырастить на
новых землях по евоему. способу 1.600 цент-
неров помидоров с гектара и 400 центнеров
огурцов,
	В героических делах и творческих дерза-
ниях колхозных ‘труженаков Украины 0т-
ражаетея великое искусство большевистской
партии организовывать массы, направлять
могучую энергию народа-созидателя на осу*
ществление гениальных сталинских пред-
начертаний.
	Солнце нового, 1949 года поднялось над
Днепром. Солнце радостной социалистиче-
свой жизни! Уверенно смотрят в завтрашний
день колхозники Советской Украины. Этот
день несет им, как и всему советскому на-
ролт, новые великие победы!
	Дымерский район, Киевской области.
	построено 220 капитальных O6-
щественных зданий и 55 хозяй-
	«> В 1948 году в Дымерском
	районе телефонизированы все
	сельсоветы. В селе Дымер
установлена автоматическая те-
лефонная станция ва 150 або-
нентов.

«<> Школы района получили
в прошлом году 11.489 учебни-
ков и 100.000 тетрадей.

<> 60.700 рублей ассигновано
из бюджета и выделено колхо-
зами района’ на приобретение
литературы.
	снега. Они мягко ложатся на крыши Кол-

_ хозных хат, на узкие улички Демидова, ча
обнаженные ветви яблонь, на все село,
освещенное ровным молочным светом эдэк-
трических лампочек.

У дверей колхозного клуба толпится на-
род. Здесь шумно. /

— Маловат клуб. Поширить бы его! —
товорит дед © пышными шевченковекими
усами, поглядывая в оконце,

— Аты бы, батя, пораньше под’езжал,
наука аккуратности требует!

Окруженная хлопцами молодайка с лукз-
выми горячими глазами раскатилась зали-
вистым девичьим смехом. Старик круто ио-
вернул голову.

— Тьфу, прозелень огородная!-—сердито
ответил он и стал энергично протиски-
ваться в входу.

В этот вечер в Демидове открывался кол-
хозный Лекторий Общества по распростра-
нению политических и научных знаний.

‚ Запоздавшему Андрию Пзатоновичу Лу-
кашу едва нашлось место в переполненном
клубе. Триста человек ‘тесно сидели на
скамьях. Не было свободных мест и в про-
ходах, и на подоконниках, и там, где рас-
полагались обычно. колхозные музыканты,

Среди собравшихся Андрий Платонович
увидел знакомые лица бригадиров, полево-
дов, агрономов, учителей, окладистые боро-
ды полесских дедов, пветистые платки и
полушалки знатных жинок, добывших себе
добрую славу героев’ послевоенной пятилет-
ки.

_ Колхозный лекторий открыл президент

Академии наук Украинской ССР академик
Палладин.

_ Вместе с земляками-демидовдами слушал
Лукаш речь ученого, и незримыми нитями.
связывались слова академика © сокровен-
ными думами и мечтами старого» украин-

ского землероба. .

‚ = Советская наука -—т народизя наукл,
Мы, советекие ученые, считаем своим вели-
ким и почетным долгом нести научные вна-
ния в массы, всеми силами помогать пар-
тии и народу в осуществлении перехеда от
социализма в коммунизму!

Одобрительно рукоплещет зал. Сотни 4ю-
ей поднимаются во своих мест, когда пре»
	А Е TID ONE
валого расцвета и
зидент академии провозглашает здравицу ей
	в честь величайшего ученого мира, вождя
и учителя народов, товарища Сталина.

Лукаш не может сдержать горячего ду-
шевного чувства. Он хлопает своими тяж
лыми, сильными еще руками, кричит от
всего сердца: .

— Хай живе батько наш любий да рид-
ный Иосиф Виссарионович! :
_ До глубокой ночи не расходился из клу-
ба народ. Забыли про висеты и цыгарки.
Слушали внимательно и жадно, как будто в
жаркий день пили свежую воду из чистого,
хрустального родника.

Слушали первую лекцию академика Вла-
сюка о великом сыне русского народа Ива-
не Владимировиче Мичурине, о торжее:ве
лобеждающей мичуринской биологической
науки, о славных делах продолжателя ми-
чуринского дела академика Трофима Дени-
совича Лысенко.

: После многих вбпросов‘и речей. смотрели
демидовцы цветную кинокартину «Повесть
о жизни растений».

В многолюдном зале колхозного: клуба
академики и землеробы держали светлую
думу о завтрашнем дне своей великой Or-
чизны, о приумножении ее славы, силы и
богатства. }

9.
	Демидово — маленький уголок Дымерско
то района, а Андрий Платонович Лукаш —
‚простой украинский колхозник, избранный
недавно, накануне” своего семидесятилетия,
членом правления демидовского колхоза,

Лукаш — не штатный агитатор. Он кол-
хозный конюх и активный общеетвенник,
любознательный беседчик, страстный ра:
сказчик и ревностный почитатель всего нэ-
вого. Память и записи Андрия Лукаша,
старательно собранные им вырезки из гз-
зет показывают нового советского крестья-
— нина, лумающего не Только о своей избе,
Ho о всем евоём колхозе, о всем Дымер-
ском районе— частице великого советского
государства. .

Бак вырос OH AYZOBHO 38 TPHUaTb CO-
ветеких лет, этот простой колхозный тру
женик! В судьбе Анадрия Луваша, как @
в сульбах его демидовеких земляков и зем-
лячек, ярко отразились те величайшие из-
менения, которые внесла в жизнь миллио-
нов советеких крестьян могучая культура
сталинекого колхозного строя.

На беседе с академиками Лукаш ве cay-
чайно вепомнил, чем он был, чем он стал
и через какие грозы и бури прошел его
Лымерский район,
	Суровые места. И прошлое у них сурово.

Веками залыхалась Украина в цепкой по-
мещичьей кабале. Сколько раз пропивали,
проигрывали в карты, завладывали под дол-
товые расписки и продавали друг другу
крестьян вместе с их селами вельможные
паны Заборские, немецкие бароны Кристеры
и свси куркули-мироеды Синельниковы да
	Вовки.
	В безысходных песнях выливалось тяж-
кое горе полесских крестьян, голодных, 00-
		сых, темных и поротых;:
	Об ты лес. холодный, темный
	Нал Полесъьем воет ветер, гонит тучи.
02 ты реченька Ирпень, река родная!
От ты темная, в неволе, доля злая!..
	-— Накануне революции-— рассказывает
Туюш,—в двух волостях, из которых 00-
стоит ныне Дымерский район, было: 13 по-
мещиков, 85 попов, дьяконов и псаломщи-
ков, 20 урядников и стражников, 15 лавоч-
ников, 15 шинкарей и кабатчиков! `В трех
начальных ‘перковно-приходсвих школах
было всего лишь 7 учителей. Больницы —
	HH OJHOH.
	— Всякая хворь ечиталась нзказаньем
божьим, а. смерть — счастливым избавле-
нием от этого наказанья!

Газет в деревнях не читали, На 100 че-
ловек населения едва набиралось пятеро
грамотеев, Из «литературы» на деревню за-
носили коробейники «Жития святых», с0п-
ники, гадальники 2a церковные поминаль-
ники. Молодое поколение советевого По-
лесья знает 06 этих временах только по
	рассказам своих отцов,
	‚ Могучая сила. Октябрьской революции,
великие победы колхозного строя, сталин-
	ский устав колхозной
	изменили облик прежнего Полесья. Небы-
вапога паспвёта и невиданного Под’ема
	культуры достигли полесские колхозы 34
годы довоенных сталинских пятилеток,
Дети дымерских хлеборобов учились в тех-
никумах; институтах и университетах
Москвы. “Ленинграда. Киева. Пятьдесят
	тракторов работали
	района, и одна за другой вступали в строй
электрические станции, .

Заботой и любовью окружали партия и
советское государство скромных самоотвер-
	женных тружеников
	колхозной земли. 93-
	“

В клубе колхоза им. Васильева Украинским обществом по распространению

политических и научных знаний открыт колх

виднейших ученых сюда приходит много колхо

озный лекторий. Послушать лекции
зников и из соседних колхозов.

ee ee oo eean, ranrenraqHaallHl KOAXO34 HM. 2O-aeTaa Oxtu6pa tT. M1. Kop-
	календарным планом’ лектория.
Фото С. Рубинина,

ниенко: (слева). знакомит колхозников с
	Unmamenu нашей библиотеки
		Заведующая районной библиотекой
	«Скажи,
ET) ТЫ».
	Есть одна мудрая пословица.
‚’ тт читаешь. И Я скажу,
	что Ты ЧиТаШЬ в я 3, в
Справедливость этих слов легче всего про-
верить в библиотеке.
	Вот посмотрите на эти ящики. Б них мы
	храним абонементы читателей. Абонементов
‚много, больше тысячи, но В БаБдом ИЗ НИХ
есть что-то свое, 060бенное, отличающее
одного читателя от другого, Я называю
библиотечный абонемент зеркалом. души
человека. И это не пустая фраза. Если вду-
маться в екупые записи на этих кусочках
кармна, то по одним лишь именам авторов
и названиям книг можно отлично опреде-
лить: не только художественный вкус и Ду-
ховные запросы читателей, но и проследить
их культурный рост, увидеть, как расши-
ряетея общественный кругозор человека,
Rak формируется его сознание.
	Виблиотека наша районная. Огромное
	большинство читателей—колхозники, боль-
шая ‘группа сельекой интеллигенции, слу-
жашщие различных учреждений, работники
	МТС. По их абонементам можно судить
Не только 06 уровне культуры отдельных
люлей. но и о том, как повышается куль-
	турный уровень всего населения. Особенно
яркой и убедительной становится эта вар-
тина. когда сравнишь абонементы за не-
		Тит Никитович, когда берет BHHTY,
	ama -_-* ON
всегда ставит условие — расскажите, что
в ней написано. Но вот пришел он как-то,
с месяп тому назад, по-оеобому торжествен-
ный, серьезный и говорит:

— Сегодня, девушки;

Ва ЗЫ

a OS

книгу попросить — про Сталина. .
Дали мы ‘ему биографию И. В. Сталина.

А вчера Тит Никитович пришел © новым’

вы ‘мне ничего
не. советуйте, Хочу у вас самую дорогую.

Теперь вся лекционная пропаганда 60-
бредоточена в лектории, который открыло
при клубе Украинское общество по распро-
Ч политических и научных  зва-

3a три месяца колхозники прослу-
maw? 11 ’левций. “Нервую ‘лекцию 8a
тему «И. В. Мичурин — выдающийся
ученый — преобразователь природы» уже

‘почел акалемик тов. Власюк. Следующие
	А вчера Тит Никитович пришел © ВоВЫМ ‘поцел академик тов. Власюк. Следующие
заказом. Говорит, что слышал, будто наслу-   лекции будут о международном положении,
пил конец стай украинской поговорке про   уса Советекого Союза за сокращение
	то, что на вербе ‘груши не растут, и П9ПР9-   вооружений и запрещение атомной энергии,
сил почитать про Мичурина. Вот эту СТОПКУ  0 мичуринских методах труда советеких
	ваучво-популарных книг я для Него При   Зостьхников по выведению новых пород
	товила. Здесь доклад Т. Д. Лысенко —   сольекохозайственных животных, лезции
	«Q положении в биологической науке», т
р по вопросам ицин хо: етроя-
книга авадемика Келлерз — «Преобразова-   толтетва и т wa И
	тели природы растений», в ROTOPOH TORO    дуозники © ОоГоммым — вниманием
ритея 0`Тимирязеве, Мичурине, Лысенко,   уцеелись к организации лектория. Они при-
брошюра проф. Пропенко — «Мичурин И   обрели 200 абонементов, да, кроме того, пра-
Лысенко — творцы вовых форм растений».   вление колхоза предоставило 100 абоне-
Для нае, библиотекарей, особенно. ощу- ‘
, , ментов лучшим звеньевым. бригадирам, пе-
има забота нартии 0б образовании. народа.

да.   редовикам сельского хозяйства бесплатно.
С каждым годом веё больше и больше людей   “Наш клуб живет полнокровной жизнью:
	ОБЛИК НОВОЙ ДЕРЕВНИ.
	берут книги для учеовЕ:

В связи е началом учебного года в систе-
ме партироса особенно возрос’ спрос на про-
изведения классйков маркоизма-ленинизма,
	цвётали в Полесье’ новые, молодые сады.

Ho грянула война. Фашистекие орлы
вторглись в Полесье, В зареве пожарищ ис-
чезали сады и села. На месте МТС остались
груды развалин. В колхозных театрах Гу-
ты-Катюжанской и села Мануильского
ржали кони немецких полипаев. Ни одной
хаты не осталось там, где, в яблоневых
‘садах утопали богатые колхозные се-
ленья: Сычевка, Ясногородва, Бирки, Лю-
теж и другие. В золу и пепел превратились
светлые школы, библиотеки, электростан-
ции, больницы. Отрашным был итог хозяй-
пичанья фашиетов в Дымерском районе:
	195 колхозных активистов гитлеровпы э8-
мучили в застенках гестапо. Тесовые виче-
липы стояди в каждом селе, 4.409 колхоз-
ников Угнаны ‘на немецкую каторгу. Фа-
	шисты уничтожили
	й разграбили колхоз-
	Однако к нам’ идут не только слушатели
кружков, школ и заочники. Вот учитель
средней школы Иван Васильевич Мартынов:
Ga имеет высшее образование, но’ настой-
чиво работает нал повышением своей квали-   Для. меня, архитектора, прощедший rox
фикации. Иван Васильевич прислал письмо. особение дорог. Я увидел в натуре облик
EMy необходимы следующие книга: Теку-   Новых волхозных сел, которые мы строим.
qes — «Методика грамматического разбо- Когда-то любили. воспевать старую украз
ра», Ушаков —= «Методика правописания»   инскую’ хату-мазанку ©  поделеповатыми >
и другие. Много просьб достать специальную   оконцами, соломенной крышей и обязатель» .
литературу мы получаем также от агроно-   ным земляным полом. Но советский украин-

С. СЕВРЮК

Колхозный архитектор
	мов. врачей.
	Таких книг в нашей библиотеке нет, но   Хе. Ему нужен светлый, просторный дом
чтобы помочь читателям, мы ввели заочный   © электричеством, водопроводом, широкими
абонемент. Читатели делают заявки; а затем   HANH.

я евязываюсь 6 библиотеками Киева и ло-   Еели бы вы были в Демидове, Вирках, Гуте
	стаю необходимые книги.
	Наши читатели очень любят свою 0и0-
лиотеку. Да и как же ее не любить, если
	она создана их руками. Во время оккупации
немцы начисто еожгли весь книжный фонд.
В 1944 голу мы заново приступили к орга-
	Если бы вы были в Демидове, Бирках, Гуте
Межигорской и других велах нашего райо-
на, то увидели бы, как мы решаем эту
задачу. За минувший год здесь выросли
целые поселки из новых домов. Только в
одном колхозе им. Васильева их наечиты-
вается уже 85, & будет 185. На новом ме
сте растет село. Бирки, где воздвигаются
десятки прекравных жялых домов, школа,
клуб, стадион, чайная, контора правления
колхоза.

Особенно нагаядно виден облик нового
колхозного села в Демидове. Поселок зало-
жен на обширной теруитории фруктового
сада. Уже сейчас на каждый приусадебный
участок колхозника приходится по 3—4
	В окаймлении деревьев тянутся. новые
сельские улицы, мелькают яркие черепич-
ные крыши домов. Дома—двух-, трех- и
четырехкомнатные, © широкими верандами,
Часть домов имеет мансарды и балконы,

При отделке домов — резьбе, росписи—
мы стремились. использовать украинские
орнаменты. Это придает. поселку особый
колорит.

В новый поселок проведено электриче-
ство. Летом будет проложен — водопровол,

0г0бое внимание уделено зеленым наса-
жлениям. Озеленяются ‚ все улины, Каждая
усадьба ©0 всеми надворными постройками
окружена палисадником, в котором разбиты
цветники, ягодники, посажены декоратив-
ные деревья, ‘

Озеленяются дороги, ведущие от сёла в
селу, прригационные сооружения, границы
полей севооборота. Скоро всё ваши поселки
будут утолать в садах и наш район станет
дивным, пветущим уголком советской зем»
	низации библиотеки. Тысячу книг получили   (Те растет село. Бирки,
из литфонда, пятьсот — в подарок от тру-   десятки прекравных ж:
	дящихея Врасноярска, а потом организо-
вали ебор книг у населения. В колхозах
проводили беседы о значении библиотеки,
просили помочь нам. И люди горячо под-
держали наш призыв. Они сдали в библио-
теку свыше 3.000 собетвенных Ениг.
	Теперь мы получаем много книг из биб-
	Я очень люблю часы, которые можно
отдать изучению абонементов. Полистаешь
	карточки, поразмыелишь над записями, сде-
	ланными в них, и кажетея, что словно ©
дюльми поговорила. А на душе радость и
	гордость за то, как горячо любит наш народ
хорошую книгу, как жадно впитывает
		Вот карточка брагалира тракторной
	бригалы ЛДымерекой МТС Степана Ильича
	Грищенко. On один Из молодых читателей
	нашей библиотеки. Сначала человека влекла
только героическая литература. Вот что он
ЧИТАЛ
	«Партизанский край» Шияна, «М0ло-
сть» Войченко, «Чайку» Бирюкова; «Ра-
дугу» Ванды  Василевской. Потом взял
«Кюхлю» Тынянова. Й, видите, — еразу
	ге Степан Ильич заинтересовалея Пушки-
	ным. Вот он взял изоранные произведевия
	великого поэта. А дальше в его абонементе
появляются имена Толстом, Бопюбинекого.
Горького, Тараса Шевченко. Книга уже
	стала его лучшим другом.
	А вот другой читатель, пожалуй, один из
самых старых и по стажу, да и по возрасту.
Титу Никитовичу Гончаренко — колхозвику
сельхозартели им. 20-Й головщины Октя-
бря—уже 56 лет, во посмотрите, е какам
упоением он читает, Даже одной абонемент-
ной карточки нехватило. Пришлось завести
вторую. Вот что в них записано:

Шевченко-—< Избранные произведения»,
	Вюцюбинский-—< Избранные произведения»,
опять Шевченко. Вовиков-[рибой — «Цу-
	сима», Шолохов-—«Тихий Дон», Тоголь—
«Вечера на хуторе близ Диканьки», Гонча-
	рев-—«Избранные сочинения», еще Гоголь—
	«Ревизор». Сервантес — «Дон Кихот», Сал-
тыков-[ШЦедрин — «Сказки», произведения
Толетого, Ванды Василевской, Александра
Гончара, Бориса Полевого и много других
хороших вниг.
	ного добра на 411 миллионов рублей,

Забыть этого нельзя. И это вспомнил Ан-
дрий Лукаш в притихшем многолюдном 32>
16 БолхоЗного клуба,
	3.

Немпы сожгли и разграбили села. Но
не сломили. они богатырекого духа совет-
	ских людей. После
	изгнания оккупантов.
	возвращались к разоренным родным гне5-
дам украинские крестьяне. Из лесов, из
партизанских отрядов. из армии, из дале-
ких мест эвакуации.

Возвратилясь и встретились вновь знат-
ные земляки Мария Демченко, Андрий Лу-
каш, Ганна Бедненко, Павел Герасимович
Деркач и сотни других. .

На местах недавних пожарищ и жестоких
боев с врагом, на опустошенной земле, по-
росшей бурьяном и пыреем, вновь закипала
жизнь; восетанавдивались колхозы.

Прошло только: пять ‘лет со дня изгнания
фашистов, н0’ в эти героические годы
послевоенного становления особенно ярко
проявились замечательные черты харавтерз
советских людей. воспитанных болышевист-
	ской партией.
	лиотечного коллектора, но у читателей уже яблони и груши.
	вошло в привычку дарить ввиги своей 0иб-
лиотеке. -

Великий русский поэт Некрасов мечтал
о том времени, когда книга станет достоя-
нием крестьянина. Книга прочно вошла
в жизнь и быт ‹оветеком человека — будь
то колхозник, инженер, ученый, служащий.
Внигз помогает нашим. людям строить и
жить, помогает видеть CBOE светлое буду-
		(сегодня в Дымерском районе, Киевской области
	мерском районе составил в
1948 году 16 миллионов рублей,
	ственных помещении.

<> В дымерских колхозах и
	сельсоветах работают 52 агро-
нома, 25 ветеринарных врачей
п зоотехников.
	<> В 1948 году районной
лекторской труппой райкома
КП(6)У, состоящей из 40’ че-
ловек, прочитано в колхозах
420 лекций ва политические,
международные в научные те-
мы.
	<> Строительными. бригадами
колхозов за 5 последних лет
	<& В районе восстановлено
и построено заново 15 колхоз-
ных клубов, открыто 10 библио-
тек, в которых насчитывается
25.000 томов. Действуют 3 ста
ционарных кинотеатра в 3 ки-
нопередвижки.

<> В новой 52-коечной боль-
нине Дымерского района уста-
новлен рентген, оборудованы
кабинегы для электролечения,
На приобретение медицинского
оборудования только в 1948. го-
“ду израсходовано 100.000 руб-
лей. В колхозах района —
12 врачей, 6 постоянных меди-
минских пунктов, 20 акушерско
фельдшерских пунктов.

SP 28 PUA CUBE IL AVE Gey Fe
из крестьян Дымерского райо-
на вышли, 131 учитель, 32 тех»
ника, 14 агрономов, 11 врачей,
2 артиста, 4 Героя Советского
Союза, 4 инженера, `2 ‘генерала,
200 офицеров, ? депутата Вер-
ховного Совета УССР.

< В 1948 году колхозы
района получили ва строитель-
ство от государства 1,711,400
рублей кредита, 1.500 кубомет»

; ров леса, 24 тонны гвоздей.

° <> В селах района  — 4 круп-
  ных магазина, 58 лавок сельпо,
  4 чайных, Товарооборот в dle
	Район сплошной радиофикации
	В жизль и быт колхозников Дымерекого
района прочно вошло радио. В прошлом
году уже закончилась сплошная радиофи-
капия всех населенных пунктов. Организо-
ваны 9 радиоузлов и районный’ транеля-
	пповный центр. Сотни колхозников имеют.
	собственные радиоприемники,

В колхозных клубах часто организуются
вечера коллективного слушания радио. Вол-
хозники, прослушав радиопередачи, обеуж-
	дают их, обмениваютея мнениями, Обычно
такие «ралиовечера» собирают многочи=
сленную аудиторию.

Во многих колхозах радиоузлы иесполь-
зуютея неё только для транеляций различ-
ных радиопередач, но и служат средетвом
связи внутри колхоза. Это позволяет более
олеративно руководить веем  колхозным
производством и организовать повседневный
обмен передовым опытом.