`№3 ЯНВАРЯ 1949. г; № 13 (11120)
	omcon Ва еее
	Поезд идет на Восток... Предупреждаем: Потребность железнодорожного транспорта
это не искусственный кинопоезл, идущий в приводном ремне Министерство химиче-
ва фальшивый кино-Воеток. ской промышленности обеспечивает только

Речь идет о‘ настоящем побзде; ихущем наз   92.35 процентов.
подлинный Восток. ‚Во-первых, — мало, а во-вторых. — пло-
		Соревнование изобретателей
и рационализаторов

ГОРЬКИЙ, 12. (Корр. «Правды»). По ини-   новшествами рабочие технологя 2
	_-`Разгул. реакции в штате. Георгия
	HbIO-HOPR, 12 января. (ТАСС). Сулеб-
	we Е

ные органы штата Георгия снова фактически
	одобрили линчевание, освободив 11 января
после инсценировки «судебного процесса»
белого фермера. Хауэлла, которого несколько
очевихцев опознали как участника линче-
вания негра Джеймса Малларда в ноябре
прошлого года. Банда вооруженных людей в
	одеяниях, которые носят члены Ву-Влукс-
Влана, выстрелами из револьверов убила
Малларда, когда тот возвращалея домой из
церкви вместе со своей женой и друзьями.
Жена Малларда, & также несколько беспри-
страстных лиц, расследовавших дело, заяви-
ли, что куклуксклановцы убили Малларда
38 то, что летом прошлого. года он призывал
негров воспользоваться теоретически предо-
ставленным им правом голоса. В результате
проведенного затем «расследования»  вла-
сти штата Георгия почти полностью реаби-
литировали Ку-Клукс-Клан и подвергли г-жу
Маллард террористическим преследованиям.
Во время похорон Малларда представители
властей даже арестовали г-жу  Маллари,
утверждая, что она стреляла в своего мужз,
хотя позднее в результате иногочисленных
протестов они вынуждены были отказаться
от этого грубого вымыела.

Ввиду широкой гласности, которую полу-
чило это дело, губернатор штата Георгия
Толмедж, который, как утверждают, сам
тесно связан © Ву-Влукс-Кланом, об’явил,
что он’ гарантирует г-же Малларл защиту,
в случае если она опознает/ убийц своего
мужа. После того как г-жа Малларл пред-
стала перед судом присяжных, 5 белых, в
том числе фермеры Хауэлл и Влифтон. добро-
	вольню отдали себя в руки властей. Власти
передали Хауэлла и Ёлифтона судебным
		ря Азуэлл был оправдан судом присяжных
поеле. обсуждения, длившегося всего лишь
25. минут.

Сообщения агентств Ассошиэйтед Пресс
ий Юнайтед Нресе ясно показывают характер
	«суда», оправдавшего Азуэлла. В сообщении
корреспондента агентетва Аесошиэйтед Пресс
говорится, что. обвинение вызвало двух чле-
нов так называемого «беспристрастного»
суда‘ присяжных для дачи показаний 0 «доб-
pom нраве» Хауэлла. Присяжные заседатели
выполнили: 970 и заявили, что они не пове-
вят показаниям вдовы негра, даже данным
под присягой. Остальные присяжные засе-
датели придерживаются таких же расиет-
ских взглядов. так как они оправдали Хау-
элла, несмотря на то, что г-жа Маллард в
своем показании определенно подтвердила,
чо она опознает Хауэлла как участника
банлы, совершившей линчевание. Немедлен-
Но после того, как присяжные заседатели
вынеели свое решение, судья удовлетворил
просьбу прокурора ‘© снятии обвинений
© Влифтона.

Вливлендекий предприниматель Гопдвас=
сер, присутствовавший на суде и помогав=
mu г-же Маллард, заявил, что он 0брз-
тится к министерству юстиции © просьбой
защитить гражданские права в штате Геор-
гия. Голдвассер указал, что он получил THe
сячи предупреждений, в которых ему угро-
жают смертью за то, что он помог г-же
Малларл.
	Этот поезд только что оторвалея от мо-  0: Приводные ремни, как правило, низкого   +o. DAEM, 19. \Порр. «травды»). 10 ини-   вовшествами рабочие, технологи, конетрук-

cc TWwanmunaA” mAttanrmenm©neaA iwAnmwere пом алена. оба т И
	циативе коллектива участка мастера авто-
заводь имени Молотова тов. Клочкова в
г. Горьком. и области развернулось ‘соревно-
вание изобретателей и ранционализаторов.
На «Красном Сормове» имени А. А,
Ялданова, на автозаводе имени Молотова и
машиностроительном ‘заводе имени Сталина
намечены темы, над которыми будут рабо-
тать изобретатели и рационализаторы, уета-
новлен строгий’ контроль ‘за внедрением
предложений. В ходе соревнования рацио-
нализаторы завода «Красное Сормово» имени
A. A. Жданова внесли 1.100 предложений,
от внедрения которых предприятие получит
в наступившем году не менее 1 миллиона
рублей экономии,
В творческом содружестве работают над
	торы завода имени Орджоникидзе. Почти
полмиллиона экономят заводу предложения
конструкторов и технологов тт. Смирнова,
Слугина, Гамова и других.

Свыше 1.400 предложений внесли в ‘дни
соревнования рационализаторы ‘завода име-
ни Молотова. Эти. предложения позволят
сберечь заводу в 1949 году более 6 мил-
лионов рублей. с .

Новых творческих успехов в соревнова-
нии достигли рациопализаторы  дзержинских
и вывсунеких предприятий. Веего за два ме-
сяца соревнования на предприятиях Горь-
кого, Дзержинска, Выксы внесены и внедре-
ны тысячи предложений, которые сберегут
для государства 13,5 миллиона рублей в
Год.
	сковского вокзала и, привететвуемый зеле-   “3 Ч@СтТВа — че ладят с динамо-машинами и

к
	  быстро порывают с ними всякую связь,
	. BOT почему пассажир дальнего следова-
‘НИЯ зачастую обречен на. мрак в течение
многих вечеров.

Еще хуже обстоит это дело в новых цель-
нометаллических пассажирских вагонах.
Здесь из-за отсутствия электроэнергии во
многих случаях перестают. работать моторы
для циркуляции воды в трубах отопления,
прекращают свою полезную деятельность
вентиляторы.

Таким образом, новые прекрасные ваго-
НЫ ИЗ-за отсутствия приводного ремня пор-
тятея. А стоимость одного такого вагона не
шуточная — сотни тысяч рублей!

Но ремешок — это пустяк. Ремешок —
это мелочь. А у работников химической
промышленности болыншие дела! Стоят ли
им, обремененным такими ‘тяготами, уделять
свое драгоценное внимание каким-то не-
взрачным ремешкам?..
		выми огнями еветофоров, начал весело на-
бирать скорость. В ответ на манящий гудок
паровоза из-за тучки робко выглянула звез-
да,— первая звезда. на вечернем небе:

Вам предстоит длинная дорога — сутох
шесть, не менее. По непроверенным елухам,
бог за такой же отрезок временя создал мир.
Вы ставите перед ‘собой несколько меньшую
залачу: освоить последние четыре книжки
«Новото мира». Вечера сейчас зимние, дол-
гие, — приятно при свете лампы, под успо-
Боительный говор колее читать хороший
роман.

`Ваш сосед по купе` не ‘очень увлекается
художественной литературой. Тем более. что
даже в пути у него времени для этого нет.
Он за эти шесть дней должен успеть изу-
чить один очень важный строительный про-
CET п дать о нем развернутое заключение.
	Остальные два соседа по’ вупе сговоря-
лись сегодня же вечером начать в вагоне
шахматный турнир.

_ Рядом, в соседнем купе, идет подготовка
	Массовый выпуск новых машин
	универсальная. машина одновременно очи-
щает и сортирует зерно. различных культур.

На Копейском заводе: горнорудного обору-
дования имени Кирова организуется серий-
ное производство шагающих экскаваторов—
мощных машин, весящих по 180 тонн. Они
предназначены для добычи угля в откры-
THX разрезах Челябинского угольного бас-
сейна. Одна такая машина добывает до
350 тонн угля в час.

В наступившем году Усть-Катавский . ва-
гоностроительный завод имени Кирова рас-
ширяет производство комфортабельных
трамвайных вагонов для различных горолов.
	Благоустройство
столицы Эстонии
	ТАЛЛИН, 12. (Корр. «Правды»). В этом
тоду начинается выполнение обширной
программы работ по дальнейшему развитию
и благоустройству Таллина. Более 100 жи-
лых зданий закладывают исполком  город-
ского Совета депутатов трудящихся и круп-
ные промышленные предприятия. Завод
«Вольта» приступает к постройке жилого
городка в лучшем районе Таллина—Нымме.

В районе Аллеи Победы началось строи-
тельство большого жилого дома Академии
наук Эстонской ССР. Началась подготовка к
строительству крупнейшего в республике
стадиона на 50 тысяч зрителей.
	Б текущем году на курортах Украины,
не считая ведомственных санаториев, будут
отдыхать и лечиться до 105 тысяч чрудя-
щихся. На днях в Одессе созывается сове-
щание, посвященное итогам курортного ее-
зона нз Украине и вопросам дальнейшего
улучшения обслуживания курортников.
	<> Межобластные курсы повышения‘ ква-
лификации агрономов МТС и районных от-
делов сельского хозяйства открылись. в Са-
ратове при Научно-исследовательском  ин-
cruTyTe зернового хозяйства юго-востока
	<> На 890 тысяч рублей приобрели сель-
скохозяйственных машив в минувшем году
колхозы Львовщины.

<> Пятнадцать лет исполнилось со дня
основания Казахстанского ботанического. са-
да. В нем собрано около 2.500 видов де-
ревьев и кустарников.

<=> Строительство новой электростанции
началось в столице Литовской CCP—rop.
Вильнюсе. Электростанция будет работать
	‚1 на местном  торфе.
	ЗЕЛЯБИНСВ, 12. (Корр. «Правды»). Ма-
шиностроители Челябинска, Златоуета, Ко-
пейска сейчас переходят в серийному про-
изводству новых сложных машин и агрега-
тов, первые опытные образцы которых бы-
ли построены в минувшем году. На Злато-
YCTOBCKOM  машиностроительном заводе
имени Ленина заканчивается подготовка к
массовому выпуску самоходных комбайнов.

серийному выпуску сложных зерно-
очистительных машин, сконструированных
Всесоюзным научно-иселедовательским HH-
ститутом механизации и электрификации
сельского хозяйства, приступил Челябин-
ский автоматно-механический завод. Новая
	170 судов готовы
к навигации
	ВУЙБЫШЕВ, 12. (Корр. «Правды»). На
судоремонтных»заводах; в затонах Волжеко-
го грузового пароходства нарастающими
темпами идет ремонт флота. Установленный
график перевыполняется: 170 судов уже на-
ходатея в полной технической готовности.

Энергично готовятея к навягации работ-
ники берега. Ремонтируются механизмы,
пристанское хозяйство. В текущем году ме-
ханизация погрузочно-разгрузочных работ
расширяется. Для выгрузки зерна из ваго-
нов дополнительно. устанавливаются 12 ме-
ханических лопат и три новых пловучих
крана.
	HEB, 12. (Норр. «Правлы»). Более
31 миллиона рублей было израсходовано в
1948. году на восстановление и расширение
курортов Украины. Сейчас в 77 санаториях
Украинского ‘курортного управления насчи-
тывается более 14 тысяч мест.
	<> Повая крупная шахта «Чертинская
2 —3» треста «Беловуголь» (Кемеровская
область) вступила в пусковой период. Она
оснащена первоклассными механизмами —
врубовыми, углепогрузочными,  породопо-
грузочными машинами, мощными скребковы-
ми транспортерами.

<> Общегородская техническая конферен-
пия по скоростной обработке металла состоя-
лась в Петрозаводске. Она обсудила итоги
работы стахановцев предприятий по методу
токаря-новатора Г. Борткевича.

<> Массовый сбор семян сосны, ели и яе-
которых лиственных пород организован“ в
лесах Ярославской области. Этим делом за-
нято сейчас свыше 1.000. работников лесно-
го хозяйства.
	Путешествие благополучно  экончилось.
	о EEE GOO OE EEN EE ЗУНР УР ДРНИ О

в грандиозной битве в домино: «забивать   Обрадованный паровоз полным голосом про-

on. oe
	хозла» — тоже не последнее дело на жел-
дортранспорте! -

Пора уж приступить ко всем этим ве-
черним мероприятиям. Но света всё нет.
Тишь изредка в окна вагона заглянет рав-
нодушный станционный фонать. к
	Проводник заходит и уходит, & в купе
все еще. темно.

Постепенно из плацкартного пассажира
вы превращаетееь в плапкартного ворчуна,
Начинаете усиленно склонять слово «безо-
бразие». Требуете жалобную книгу — как
будто взволнованные страницы этого фо-
лианта способны излучать электрический
свет.

Но во? опять входит проводник. На сей
раз в его трепетных перстах—куцый евеч-
ной огарок, еле озаряющий сконфуженный
лик этого представителя Министеретва пу-
тей сообщения,

— Пока свечечка кончится,— говорит он
дружелюбным голосом,— успеете раздеться.
Света сегодня не будет. И завтра не будет.
H sew дорогу не будет. На динамо ремешок
протерся.

И, покидая вагон, добавляет:
	— Яелаю приятных снов, граждане
пассажиры!

Помрачневшие  траждане пассажиры
	спешно занимают места согласно билетам.

“Отдыхайте, граждане пассажиры. Сейчас
будет просмотр приятных снов, А пока вы
еще не заснули, мы вам кое-что расскажем,
Вам все равно`делать печего, так послутай-
те наше сообщение о том, почему вы по-
тружены во тьму. кромешную.

Под вагонами находится линамо-матина
	вагонного освещения. Эта машина ПрИВЫК-
	ла работать, ‘имея хороший‘ приводной pe-
мень.

Так вот, представьте себе огромный и
весьма шумливый паровоз. длинную цепь
	больших грохочущих вагонов и маленький.
	тихий, прорезиненный ремень где-то. в
Укромном местечке под вагонами.

Ну, само собой, все внимание — парово-
37 и вагонам. А к такому пустяку, к такой
мелочи, как ремешок, никто серьезно не
относится — ни Министерство путей в00б-
щения, ни Министерство химической про-
мышленности, которое выпускает в свет эти
ремешки.

м д
	пел «доброе утро» возникшему ва перроне
дежурному по станций:
	До гостиницы — километра два—три, &
	может, и все пять. Но это не страшно:
новенькая машина «Победа» за пятнадцать
минут домчит вае до местного гранд-отеля.
	Однако все оборачивается. по-другому.
	Дело в том, что ветру от нечего делать взду-
	малось поиграть в снежки. Полные пригорш-
	ни мокрого снега он бросает на маптину, за-
лепив все стекла.
	Шоферу ничего не вихно — ни згя. ни
	чего-нибудь другого. Того и гляди, угодить
	В придорожную канаву или попадешь в
	железные об’ятья. встречной пятитонки.
	Измученный метелиней, волатель тои де-
	10 останавливает машину, выскакивает на-
	ружу и, ругая на чем свет стоит погоду,
	тряпкой. стирает снег с перелнего стекла...
	~~ A te же у вашей машины «двор-
ник»? — спрашиваете шофера.
	— «Дворник» существует, во не рабо-
	тает. Аворает.
	Перед судом над лидерами компартии США
	НЬЮ-ЙОРВ, 12 января. (ТАСС). Секре-
тарь ЦК коммунистической партии США по
организационным вопросам Уинстон заявил
представителям печати, что на начинаю-
щемся 17 января судебном процессе 12, ли-
деров коммунистической партии, в том чи-
сле он сам, будут оспаривать законность
федерального суда присяжных, потому что в
его ‘состав систематически не допускаются
рабочие. Уинстон заявил, что круг людей,
из которого избираются присяжные заседа-
тели округа Нью-Йорк, является своеобраз-
ным «привилегированным клубом, в кото-
рый систематически не допускаются рабо-
чие, негры, евреи и члены политических

меньшинств. В него допускаются, главным
образом, люди, имеющие собственность, и
консерваторы. Такой выбор присяжных за
седателей полностью основывается на неде“
мократической системе, ‘нарушающей феде-
ральный закон. Вак бы то ни было, отказ
Верховного суда Соединенных Штатов рас-
смотреть этот вопро в настоящее время
не является ответом на наши обвинения:
Мы будем оспаривать всю юридическую си
стему этого округа».

Уинстон заявил, что будут представлены
неоспоримые доказательства того, что юри-
дическую систему в США контролярует
Уолл-стрит.
	о докладе Гофмана
	партамент должен потребовать от француз=
ского правительства, несущего всю ответ“
ственноесть за этот дефицит, принятия сроч=
ных мер для его покрытия.

Кроме того, Гофман предложил государ=
ственному департаменту обязать француз
ское правительство, ограничить вмешательз
ство французской администрации в руко-
водство экономикой своей зоны.

В докладе Гофмана указывается, что в
дальнейшем управление «экономического
сотрудничества» будет действовать-в с00т
ветствии с новыми директивами, предусмат-
ривающими поставки по «плану Маршалла»
французской зоне оккупации Германии- ч6-
рез посредство немецких властей в обход
французской администрации. —

Как указывают, государственный депар=
тамент благоприятно. отнесся к предложение
ям Гофмана.
	Газета «Република»
	РИМ, 12 января. (ТАСС). Газета «Репуб-
дика»  сообщает из Вашингтона, что, по
сведениям из дипломатического источника,
руководитель управления «экономического
сотрудничества» Гофман предетавил rocy-
Дарственному департаменту и об’единенной
вомиссий конгресса по осуществлению
«плана Маршалла» доклад, обвиняющий
франпузекое правительство в незаконном
присвоении сырья, различных товаров и
продовольствия, предназначенных по «пла-
ну Маршалла» французской зоне оккупации
Германии.

Как явствует из данных, имеющихся в
распоряжении управления «экономического
сотрудничества», дефицит французской 30-
ны продолжает расти, лишая тем самым
всякой эффективности экономическую «по-
мощь», предоставленную этой зоне по «пла-
ну Маршалла».

Гофман считает, что государственный де-
	— Ав чем дело?

— Ремешка ему нехватает. Вот такой
узенькой резинки.

— А 95, ве трудно делать?

— Не трудно. Да, видно, неохота. Ма-
ленькая это штукенция. За нее ни премии,
ни благодарности. А они привыкли к боль-
шим масштабам.

— Ero ona?

— Работники Министерства химической
промышленности, дай им бог...

Что должен им дать бог, он не успел
сказать, потому что в этот самый момент
машина встретилась в кирпичным забором.
	Результаты встречи: один — ноль в пользу
	38008.“

Количество выпускаемых автомашин в
стране растет с каждым месяцем. Растет и
качество выпускаемых машин. Нехватает
лишь одной мелочи — резинового ремешка.

Но многие забывают, что не всякая ме-
HOW — пустяк.

А может быть; и не забывают. Но спо-
койней без этих мелочей. Лучше взять ма-
шину в общем и целом, чем засорять голову
какими-то ремешками. Так оно вольгот-
ней, и — как в некрасовских. «Коробейни-
ках» — легка коробушка, плеч не режет
	POMENIOR...
Г. РЫКЛИН.
	РАСШИРЕНИЕ КУРОРТОВ. УКРАИНЫ
	ОТОВСЮДУ
	КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ © ТОПЛИВОМ В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ
	ПРАГА, 12 января. (ТАСС). Вак передает   ступлением темноты, а все промышленные
атентетво Телепресе из Берлина, в резуль-   предприятия в течение одного дня в неделю
тате аа а Угля ВО   совсем не будут получать электроэнергию.
всей Западной Германии будет сокращено

д р уд Paull Устанавливаются штрафы за использова=

WarAasIvWATAnh*eana rearArownnernah Torre есА
	железнодорожное пассажирское движение. EEE EEE IE А О
Для экономии электроэнергии магазины в  НИе электричества для освещения витрин в
Западной Германии будут закрываться ес на- Г магазинах и т. д.
	В Германии будут закрываться с на- 1 магазинах и т. д.

‚ Из произведений прозы выделяются но-
вый роман Михася Лынькова «Векапомныя
‚  дн», B котором воскрешается героическая
эпопея Великой Отечественной войны и
партизанского движения; повесть молодого
“  писателя-партизана Ивана Шемякина «Глу-
  бокое течение» — о партизанской борь-
бе белорусского народа; роман А. Стаховича
:  «Под мирным небом» и повесть Т. Ходкевича
«Веснянка», правдиво и сильно’ отображаю-
щие процесе ‘восстановления и пол’ема кол-
‚хозной жизни в.Белоруссии,

Начинают появляться интересные воспо-
минания активных. участников  партизан-
ского движения.

Советское искусство обогатилось новыми
театральными постановками: «Константин
Заслонов» А, Мовзона и «(С народом»
В. Крапивы, Эти спектакли были тепло
приняты московскими зрителями во время
гастролей тезтра им. Янки Купалы в ете-
лице и показали зрелость белорусского
искусства.

Eme более окрепло и развилось мастер-
ство выдающихся‘ деятелей белорусского
театра — лауреатов Оталинских премий:
народных артистов СССР Л. П. Александ-
ровской, Г. П. Глебова-Сорокина, Б. В. Пла-
тонова, П. (.. Молчанова, народных арти-
стов БССР И. Ф. Жданович, А. К. Ильин-
ского, Т. Н. Сергейчика, виднейших бело-
русских композиторов А. В. Богатырёва,
Е. В. Тикопкого, И. И. Любана и других.
Осуществляя решение Центрального Roux-
тета партии об опере «Великая дружба»,
белорусские композиторы создали. свыше

0 музыкальных. произведений. Старейший
белорусский композитор В. Золотарёв напи-
сал музыку для национального балетного
спектакля «Князь 0зеро».

Широкое развитие приобрела народная
художественная самодеятельность.

Возрождается белорусская кинематогра-
фия. Белорусская киностудия выпустила
в 1948 г. фильм «Советская Белоруссия»,
получивщий высокую оценку советской 06-
щественности. Ведутся с’емки фильма «Кон-
стантин Заелонов», готовится в постановке
фильм «Пятый удар» — об освобождении
Белоруссии Советской Армией.

Новыми работами обогатилось изобрази-
тельное искусство. На Всесоюзной худэже-
ственной выставке 1947 тода в Москве бы-
ло’ представлено свыше 40 р-бот хвадцати
белорусских художников:

Осуществляя ‘решения ЦЕ ВКП(б) по
вопросам идеологической работы, ЦЕ БП(б).
Белоруссии боролся против рецидивов
националистической ихеологии в отдельных
работах по истории и в литературоведении,

м 54° —
	векрывал ошибки идеологического харакм
тера в некоторых произведениях литерату=
ры и искусетва и разоблачал антимарксист-
ские националистические твории «единого
потока» в развитии: белорусской культуры,
‘лживые националистические утверждения о
том, что Белорусейя будто бы переживала
«золотой век» своего развития в ХИУ- ХУ
столетиях, т. е. в период владычества литов=
ских и польскйх феодалов в Белоруссии:
ЦЕ КП(б) Белоруевии разоблачал подлые
космополитические измышления национа-
Листов 0 том, что «евет`культуры» шел В
Белоруссию © запада и т. д.

Заметно ‘улучшаетея ‘научная ‘работа:
Академия наук БССР завершает восетанов=
ление своей материальной базы, полностью
разрушенной немецкими оккупантами, co-
бирает вокруг себя значительные кадры
ученых, организует ‘подготовку’ молодых
научных. кадров, разрабатывает жизненно
важные для Белоруссии проблемы осушения
й освоения Полесской низменновти, исполь-
‘зования торфа, повышения урожайности и
многие другие вопросы науки. Институт
механизации сельского хозяйства  екон-
струировал картофелеуборочный комбайн,
совершенствует болотные плуги ‘и другие
ценные орудия. Институт истории заканчи-
вает работу по составлению «Истории
БССР». Институт литературы и языка под-
готовил к печати историю белорусской ли-
тературы. Закончено составление русско-
белорусского словаря. Ученые делают все
более значительные вклады в сокровищницу
советской науки. }

Белорусская советская культура, каЕ
культура всех других народов СССР, нахо-
дится на новом под’еме.

Долг наш-—обеснечить непрерывный рост
уровня работы всех’ культурных учрежде-
ний республики, дальнейший под’ем нашей
культуры, литературы, искусства.

Огромные задачи стоят перед научными
учреждениями и учебными заведениями рес-
публики, Научные работники Белорусской
Советской республики призваны обогатить
советскую науку новыми трудами, нераз-
рывно связать свою теоретическую работу
с практикой социалистического хозяйства,
чтобы двинуть еще быстрее вперед нашу
‚промышленность и сельское хозяйство и
помочь белорусскому народу намного пре-
взойти довоенный уровень развития народ-
ного. хозяйства Белорусской Советской рес
публики, т

Белорусский народ преисполнен решимо-
сти добиться еще более высокого под’ема
своей национальной советской культуры,
внести новый свой вклад в дело борьбы с0-
ветекого народа за победу коммунизма.

iQ eM Se

cae ea EC.

III EEE ПРЧЕ

Культура Советской Белоруссии
	М. ИОВЧУК

Секретарь ЦК КП(б) Белоруссия
	11.500 школ, 26 высших и 110 средних
специальных учебных заведений, Академия
наук с большим количеством научно-иселе-
довательских институтов, 23 театра, свы-
ше 300 клубов и домов культуры, 2.300
изб-читален, 1.017 киноустановок, 18 wy-
sees. Ko времени вобсоединения белорусско-
го народа в едином государстве Советская
Белоруссия ‘была республикой сплошной
грамотности.
	Белорусская советская литература и
искусство прославили белорусский народ
своими замечательными творениями. Во
всю ширь развернулось творчество класси-
вов белорусской литературы Янки Купалы
и Якуба Коласа. Талантливые произведе-
ния были созданы писателями, выростими
в годы советской влаети,—Кондратом Ёра-
пивой, Кузьмой Черным, Михасём Лынько-
вым, Пятрусём Бровка, Пятро Глебка, Эду-
ардом Самуйленком и другими. Декада бело-
русекого искусства в Москве в 1940 году
ярко продемонстрировала, что’ белорусский
народ выдвинул из своей среды подлинные
таланты во всех областях искусства.

Йз среды рабочих и крестьян выроели
многотысячные кадры национальной интел-
лигенции, преданной партии denuna—
Сталина.

Одним из главных условий, ИИ

ших расцвет белорусской советской куль-

туры, явилась огромная культурная помощь
великого русского народа. Белорусский на-
род и его интеллигенция никогда не забу-
дут этой неоценимой помоши русского на-
рода.

Важнейшим условием, обеспечившим рас-
цвет белорусской советской культуры, яви-
лась непримиримая борьба трудящихся Бе-
лоруссии под руководством партии больше-
виков против врагов народа, против кула-
чества и его идеологов — белорусских на-
ционалистов. Проповедывавшиеся национа-
листами «селянская ограниченность» и от-
каз OT индустриализации, отчужденность
от русской культуры и ориентация на бур-
жуззную культуру Запада, если бы им. не
было дано сокрушительного отпора, стали
бы серьезным препятствием на пути‘ раз-
вития белорусской культуры. Разгромив
националистов и их антинародные «тео-
рии», партия большевиков обеспечила
	Трудолюбивый, мужественный и талант
ливый белорусский народ веками стремил-
ся Е свободе, знанию и культуре. Но руки
	народа, его мысль и творчество были ско-.
	ваны. На протяжении пяти веков его дер-
жали под своим гнетом литовские, & затем
польские магнаты, Нольские помещики и
католическое духовенство смотрели на Бе-
лоруссию, как на об’ект колонизации, тре-
тировали белорусский язык, как «хамский»,
насаждали в Белоруссии чуждую народу
католическую и польско-шовинистическую
идеологию. Царизм, помешики и капитали-
CTH превратили Белоруссию в колониаль-
ный придаток империи, умышленно задер-
живали её хозяйственное и культурное раз-
витие. До Великой Октябрьской социали-
стической революции около 30 проп. sace-
ления было неграмотным. Белорусский нз-
род был лишен права иметь школы, театры,
газеты на своем родном языке. До сопиали-
стической революции в Белорусеии почти
совсем не было своей напиональной интел-
лигенции;

В Х1Х—Х веках на развитии культуры
белорусского народа благотворно сказалось
влияние прогрессивной демократической
руеской культуры. Но паризм-мял и душил
белорусский народ, как душил он все наро-
ды нашей страны, не давал развиваться
белорусекой культуре, держал белорусский
народ в темноте и невежестве.

Столь же подлую колонизаторекую поли-
THEY проводила в течение двух десятилетий
помещичье-капиталистическая белопанская
Польша на захваченных ею в 1919—20 го-
дах территориях Запалной Белоруссии,

Великая Октябрьская социалистическая
революция, советский строй в корне изме-
нили исторические судьбы белорусского на-
рода, преобразили его жизнь, открыли ему
путь в культуре, в сияющим высотам
науки: и искусства.

Освобожденный от ‘социально и на-
ционального гнета, спасенный от немец-
EHX и польских захватчиков, белорусский
народ благодаря партии Денина— Сталина,
благодаря великому русскому народу впер-
вые в ‘истории получил право и реальную
возможность развивать свою, национальвую
по форме, социалистическую по содержа-
нию, культуру.

За 20 лет мирной жизни — с 1921 по
1941 год — белорусский народ пол руко-
водством коммунистической партии (боль-
шевиков) Белоруссии добился больших
успехов в области культурного строитель-
ства. В республике ‘было создано более
	быстрое развитие и преуспеяние’ белорус-
ской советской“ культуры:

Осуществляя по предначертаниям партии
большевиков, ‘лично ‘товарища’ ‘ Сталина
культурную революцию Bs Benopyccun,
Центральный комитет коммунистической
партии (большевиков) Белоруссии, в тече-
ние 10 лет возглавлявшийся тов. П. По-
номаренко, заботливо выращивал ученых,
писателей, деятелей искусства, воспитывал
их в духе коммунизма, в духе преданности
делу партии Ленина-—Сталина.

Партия Ленина — Сталина воспитала в
белорусском народе, так же как и во всех
советских народах, новые качества, кото-
рых не было и не могло быть у них в до-
советское время: высокую  социалиетиче-
скую сознательность и беззаветную‹ пре-
данность советской Родине, социадистиче-
<кое отношение в труду, организованность
и дисциплинированность, стойкость, готов-
вость мужественно преодолевать . все. труд-
ности и преграды, чувство дружбы и. брат-
ского сотрудничества со всеми народами
нашей‘ страны, чувство. пролетарекого ин-.
тернационализма.

Многолетняя работа партии по’ воспита-
Вию народа в духе советского патриотизма
и социалистической сознательности, по ©0-
зданию культурных, сознательных и поли-
‘тическл закаленных ‘кадров ‘дала свой пло-
дотворные результаты. Белоруссы-воины
Советской Армии и партизаны во время
Отечественной войны явили миру беспри-
мерную стойкость, мужество и волю в побе-
де. Выращенные &П(б) Белоруссии партий-
ные и советские кадры показали себя заме-
чательными организаторами партизанской
борьбы.

Враг разрушил культурные учреждения
на временно оккупированной территории
Белоруссии, но он не смог уничтожить бело-
русскую советскую культуру.

В послевоенный период белорусский на-
род проявил невиданное напряжение всех
своих сил и способностей в борьйе за бы-
стрейшее восстановление и развитие на-
родного хозяйства, за восстановление раз-
рушенных фашистскими оккупантами учре-
Жжлений культуры, науки и искусства.

В республике восстановлены и рабогают
существовавшие до войны. культурные и
научные учреждения. Только методами. на-
родной стройки в республике восстановлено
и построено. свыше семи тысяч школьных
	зданий.
В 1948 —49 yae6nou--rozy работают
	11.700 школ, в которых учится’ свыше
	1,5 миллиона учащихся — столько же,
	CKOIBRO до войны. Восстановлены довоен-
	ные и созданы новые высшие и средние
специальные учебные заведения, в которых
обучается студентов больше, чем до войны.
	Вновь работают 2.500 изб-читален. 308
	районных и сельских домов культуры, 465
сельских лекториев, 422 массовых би-
блиотеки.

В Академии наук БССР восстановлены
все старые” и создан ‘ряд новых научно-
исследовательских институтов. Организованы
музей Отечественной войны, литературный
музей Янки Купалы, восстановлены Дом-
музей 1-го с’езда партии и 15 других му-
sees республики. Восстановлена довоенная
и расптирена полиграфическая база. Выпу-
скается 207 газет общим разовым тиражом
более миллиона экземпляров. ‘За последние
три года в республике издано свыше 20
миллионов ‘экземпляров книг.

Значительно шагнуло’ вперед ‘в. деле
	под’ема культуры население западных обла-
	стей республики. В ближайшее время мы
	должны добиться. ‘ еплошной: грамотности“
	среди населения западных областей,

Шяроко развернулась подготовка кадров
по различным отраслям знания.

Решения Центрального Комитета ВЕП(б)
по вопросам: литературы и‘ искусства вдох-
новили белорусских писателей и ‘деятелей
искусства На создание высокоидейных ху-
пожественных произведений.

Народный поэт‘ Белоруссии Якуб Колас
завершил большую поэму «Рыбакова ха-
та», ярко отобразившую великое событие
в жизни белорусского народа — воссоеди-
нение его в едином COBETCEOM государстве.
Сталинских премий удостоены послевоен-
ные поэтические произведения Пятруся
Бровки («Хлеб», «Думы про Москву» и дру-
гие) и Максима Танка (сборник стихов
«Кабы ведали»).

1948 год обогатил белорусскую литера-
туру крупными художественными произве-
дениями. Аркадий Кулешов написал поэму
«Новое русло» и цикл стихов под общим
названием «Коммунисты», в которых про-
славил ведущую силу советского народа-—
героическую партию большевиков. Пятрусь
Бровкз создал поэму «Родные берега», B
которой ‘ярко показал могучие источники
развития и процветания колхозной дерев-
ни, роль сельской интеллигенции в жизни.
колхозного крестьянства. Пятро Глебка на-
писал большое драматическое произведение
в стихах «Свет с востока», в котором по-
казал, что ‘Октябрьская социалистическая
революция и братская помощь русского на»
рода положили начало‘ новой, счастливой
эре в жизни белорусекого народа.