6 ОЕЗРАЛЯ 1349 г., № 37 (11144)

ВА ый ЗВ ПА ie Fe: i СС РН

Ченное начинание Коломенского
и Сормовского заволов
		Воллектив нашего завода энергично
борется за улучшение всех показателей про-
изводства. В прошлом году завод досрочно
выполнил программу, выпустил сверх пла-
на паровозы, тюбинги и ряд других изде-
	ЛИЙ. 93 ОДИН ГОД ВЫПУСК товарной продук-.
	ции поднялея на 40 процентов. Воломен-
цы в прошлом году дали свыше 16 миллио-
нов сверхплановой экономии.

Эти успехи — результат возросшей про-
изводственной активности рабочих, инже-
неров, техников и служащих, результат
партийно-массовой работы, проводимой
парторганизацией, результат массового со-
циалистического соревнования, охвативше-
го вее цехи и участки.

Перейти всем заводом в еще более высо-
кий класс работы— такую пель поставил
коллектив коломенпев в 1949 году. Нам
предстоит в значительных размерах увели-
Чить выпуск продукции и поднять каче-
ственные показатели. Эти задачи могут
быть с успехом решены только на основе
наибольшего использования внутренних ре-
зервов производства. На этот путь и встали
со всей решительностью работники завода.

В письме на имя товарища Сталина наш
коллектив взялея сэкономить еверх уста-
новленных норм 1.800 тонн металла,
2.500 тонн топлива и 1,5 миллиона кило-
ватт-часов электроэнергии. Коломенцы да-
дут стране 12 магистральных паровозоз ее-
рии «Л» сверх годового плана. Они будут
изготовлены из сэкономленного металла, за
счет сэкономленного топлива, электроэнер-
гии и других материалов. Кроме того, ре-
шено получить не менее 5 миллионов руб-
лей сверхплановой прибыли.

Обязательства приняты ответственные и
серьезные. Никогда еще в прежние годы
завод не брался за решение подобной зала-
чи. Но выполнение принятых  обяза-
тельств — дело вполне реальное. Перед тем
как коломенцы единодушно утвердили их
на цеховых собраниях, они тщательно под-
считали все свои резервы и возможности.
Хотя на нынешний год завод получил от
государства новые, более жесткие нормы
расхода материала на единицу продукции,
	Коллектив завода «Красное Сормово»
имени А. А; Жданова с чувством высокой
ответственности перед Родиной и великим
Сталиным взял на себя почетное обязатель-
ство; обеспечить досрочное выполнение
плана 1949 года ко Дню Сталинской Кон-
ституции. Мы решили также за счет эко-
номии материалов выпустить еверх годового
плана в нынешнем году один сухогрузный
теплоход, два буксирных теплохода и пять
пассажирских паровозов, сэкономить тыся-
чи тонн металла, топлива.

Успехи прошлого года наглядно y6e-
ждают нас в том, что только смелая и ре-
шительная мобилизация наших ресурсов,
коренная ломка устаревших методов про-
изводства, дальнейшая механизация трухо-
емких процессов, внедрение передовой тех-
нологии ‘дадут возможность значительно
увеличить выпуск продукции.

Перед нашим заводом стоят большие и
ответственные задачи. Мы должны удвоить
выпуск речных судов, увеличить выпуск
пассажирских паровозов, значительно по-
высить’ ‘выплавку стали, проката, сталь-
ного ляета.

По примеру прошлого года мы разрайо-
тали новый заводской план механизации
трудоемких работ. Этот план включает
	187 комплексных мероприятий.

Наряду е заводским планом начато осу-
ществление и цеховых планов механиза-
WAH силами самих цехов. Намечено расши-
	металла на паровоз на 1,1 тонны. Оеобен-
но успешно поработали в этом направле-
нии технологи тт. Шелаганов и Гайсинский.

нынешнем году мы будем проводить
хальнейшее внедрение карт раскроя метал-
ла и намечаем получить только таким пу-
тем экономию еше около 800 килограммов
металла, идущего на изготовление паровоза.

Технологами совместно с конструкторами
были пересмотрены профили и марки. метал-
ла, используемого в цехах. В результате —
количество профилей и марок металла со-
крашено. на 200 наименований. А это по-
зволило уменьшить расход металла на 170
килограммов: на каждый паровоз. В. нынеш-
нем году количество сортов проката, упо-
требляемого в производстве, со 130 наиме-
нований будет нами сокращено до 80.

Серьезным мероприятием в области эко-
помий металла явится создание специаль-
ного цеха раскроя: В нем будет соередоточе-
Но изготовление заготовок, из листовой стали,

Заводской коллектив наметил провести
целый ряд мерэприятий по серьезному ени-
жению расходования топлива.

Нам необходимо навеети не просто стро-
гий, а самый строжайший порядок на завод-
ских складах. В нынешним дням склады
уже очищены от ненужного оборудования,
разного хлама, накопившегося там за многие
годы. Склады разбиты на участки для х03-
нения определенной группы материалов.
Введена маркировка всех металлов, ноступа-
ющих на завод. Приведено в порядок весо-
вое хозяйство. Металл, поступающий на за-
вод в вагонах и автомашинах, проходит
взвешивание. Отпуск металла цехам проис-
ходит строго по лимитным картам. В течение
года будет произведена дальнейшая большая
работа по реконструкции складекого. хозяй-
ства, приведению его в образцовое состояние.

Социалистическое соревнование в цехах
развертывается с новой силой, еще выше
растет трудовой под’ем и патриотическое
воолушевление.
	Работники Коломенского завода имени
Куйбышева не пожалеют сил и труда, чтобы
с честью выполнить свое слово, данное ими
товарищу Сталину!
	и стандартности поетавляемых  материа-
лов —— важное условие сокращения потерь
материалов.

По примеру москвичей сормовичи взялись
резко ускорить оборачиваемость оборотных
средств. Второй год по единому заводскому
плану мы ведем механизацию трудоемких
процессов. В нынешнем году это даст нам
возможность еще более сократить произвол-
ственный цикл, ускорить оборачиваемость
оборотных средств na 10 дней и ‘выбвобо-
дить для государства около 15 миллионов
рублей. .

Хозяйственники и партийная организация
завода работают сейчас над тем, чтобы до-
вести до каждого станочника, металлурга,
судоетроителя, паровозостроителя его ин-
дивидуальное задание по борьбе 3% эконо:
мию, за рентабельную работу. С каждым
днем у нас увеличиваются на заводе участ-
ки и бригады, работающие на хозрасчете.

Наши инженеры и техники, еледуя пат-
риотическому призыву инженеров Кузнецова
и Чадулина, организовали шефство над ра-
бочими, передают им научно-технические
знания, повышают их квалификацию. 9т0—
важное подепорье в борьбе за экономию.
	(ейчае завод готовится к своему 100-лет-.
	нему юбилею. Вобдушевленные горячей лю-
бовью к нашей великой партии, к нашему
другу, вождю и учителю товарищу Сталину,
сормовичи с честью выполнят принятые на
себя обазательетва.

Резолюция политбюро французской
коммунистической портии
	Политбюро отмечает, что СООР, поставив
вопрос о воздушных и военно-морских ба-
зах, создаваемых империалистами против
СССР, и разоблачая подготовку антидемо-
кратического лагеря к войне, подчеркивает
необходимость об`единения и борьбы народ-
ных масс. Это об’единение народных масс
благодаря своим масштабам и силе ‘может
сорвать и сорвет планы поджигателей
войны.

Политбюро усматривает в последних за-
явлениях Сталина новое яркое выражение
воли великой страны социализма к миру.
(ни являются еще одним доказательетвом,
что Советекий Союз тотов обсудить вее
международные проблемы для того, чтобы
обеспечить ‘ прочный мир, основанный. на
уважении национальной ° независимости
каждой страны.

Политбюро убеждено, что вее сторонника
мира считают, что предложение главы со-
ветекого правительства о встрече с прези-
дентом США создает возможность положить
начало политике. мира. Велика будет в гла-
зах народов ответственность американеких
руководителей, если они откажутся от этих
возможных и желательных переговоров, по-
тому что это воспрепятствовало бы исполне-
нию их планов войны, которые следует
разоблачать со всё большей бдительностью».
	ПАРИЖ, 4 февраля. (ТАСС). Политбюро
французекой коммунистической партии на
своем заседании 3 февраля, ‘состоявшемся
под председательством генерального секре-
таря партии Мориса Тореза, приняло следую-
щую резолюцию:

«Политбюро приветствует опубликование
заявления Министерства иностранных дел
СССР, советской ноты Норвегии и заявле-
ний Тенералиссимуса Сталина, как вклад
величайшего . значения в дело защиты
мира.

Заявление Министерства иностранных
дел СССР показывает сторонникам мира во
всем мире: во-первых, что Западный союз
является орудием подготовки к войне иро-
тив’ страны социализма и ‘против стран на-
родной демократии; во-вторых, что Атлан-
тический пакт, направляемый англо-аме-
риканскими империалиетами под эгидой
США, имеет целью установление мирового
господства; в-третьих, что. эти группировки
государств, подготовляющих войну, прово-
ANT политику подавления рабочего’ движе-
ния и освободительного движения колони-
альных и зависимых народов; в-четвертых,
316 политика империалистов основана на
нарушении принятых в Ялте и Потедаме
международных обязательств, на отказе от
устава, 06’единенных Наций и от договоров,
связывающих Англию и Франдию © СССР.
	С’езд компартии.
Норвегии
OCIO, 5 февраля. (ТАСС). 4 февраля
	в Осло открылся седьмой © езд_ коммуни“
етической партии Норвегии. В работе с’езда
принимают участие 220 делегатов, комму-
	нисты — депутаты стортинга и члены центм
рального правления партии.
На с’езде присутствуют гости от компар=
	тий других стран: от английской комнар=
	тии — Гарри Поллит; от Социалистической
единой партии Германии — Аккерман; от
датской компартии-—Аксель Ларсен и Bopre
Хауман; от финской компартии — Микаэль
Ромберг и Айли Мякинен: от швелекой ком-
	‘партий — Гуннар Эман, Эрик Варлеон в
	Готфред Густавеон.
С’езд` открыл председатель воммунистиче-
ской партии Норвегии Эмиль Левлиен; °°
о а
	Сообщение порвежскоо-

телезрафноо бюро.
	СТОВТОЛЬБУ, 5 февраля. (ТАСС). Норз
вежское телеграфное бюро сообщает, что
норвежекий министр иностранных дел Лан
ге выедет в Вашингтон «для получения
информации» по вопросу о Северо-атлантия
ческом пакте.

Ланге будут сопровождать: noppexcka
посол в США Моргенстьерне, депутат стор-
тинга Оскар Тори, статс- -совретарь Har Брюн
и директор Арне Гунненг. Са

12 паровозов за счет экономии материалов
	Беседа с директором Коломенского
завода имени Куйбышева
			участниками социалистического соревнова-
ния найдены способы и методы еще боль-
шей, сверхплановой экономии металла, топ-
лива и других материалов.

Борьба за наведение порядка в расходо-
вании материалов и денежных средетв
была начата коллективом завода еще в
прошлом году. Решающим здесь было вне-
дрение хозрасчета. В результате себестои-
мость паровоза снизилась на 28,5 пропен-
та по сравнению с 1947 годом.

Мысль о выпуске сверхилановых паро-
возов и другой продукции за счет экономии
металла, топлива и электроэнергии роди-
лась в среде новаторов производства, пере-
довых. стахановцев. Инициаторами выету-
пили стахановцы паровозо-механического
цеха тт. Свердюк и Аксенов. Они первыми
завели лицевые счета, в которые вносят-
ся индивидуальные обязательства по эко-
номии и результат их выполнения.
	Теперь все большее число рабочих при-
нимает такие личные обязательства. Так,
испытатели машин бригады мастера тов.
Дудкина приняли обязательство сократить
расход смазочных материалов и топлива не
менее чем на 20 процентов. Начальник
плавильного отделения  чугунолитейного
цеха тов. Мухтаров со своим коллективом
взялея экономить по 120 тонн чугуна в
месяц. Кузнец тов. Карандеев путем ис-
пользования кузнечных отходов обязался
экономить по 3 тонны металла в месяц, &
разливщик стали тов. Лонутин-— экономить
по 7 тонн стали.

Снижение расхода металла й других м8-
териалов во многом зависит от технологов
и конструкторов. Технологи решают зада-
чу введения наиболее рационального и
правильного раскроя металла. В прошлом
году у нас были введены 606 карт pac-
кроя металла, идущего на детали паровоза.
Это позволило в целом уменьшить раскрой
	Сверхплановые теплоходы и локомотивы
	Беседа с директором завода
«Красное Сормово»
		рение производственных площадей за счет
постройки наружных крановых эстакад.
Значительно расширяется применение ав-
томатической сварки. Силами завода будет
изготовлене много нестандартного ‚оборуде-
вания.

Путем дальнейшего внедрения передовой
технологии и передовых методов работы на-
мечено сократить время постройки судов. в
115 ‘раза по сравнению: с прошлым годом.

В этом году конструкторы и технологи до-
биваются дальнейшего сокращения расхода
металла. Проводится лальнейшая модерниза-
	ция конструкций корпусов и совершенство-
вание технологии, что должно дать экономии‘
на каждой бензоналивной баржке по 10 тонн.
	металла. Вонструкторы изменили ‘конструк
цию пароперегревательных деталей нарового
котла, что тоже позволит сберечь до 100
метров труб на каждом пЗровозе.

Все наши цехи разработали планы орга-
низационно-технических мероприятий по
экономии металла, сырья, электроэнергии,
В составлении таких планов приняли уча-
стие тысячи рабочих.

Мы одновременно пред’являем требования
нашим поставщикам. Соблюдение сортности

Обращение исполкома и фракции ДСНФ
	ХЕЛЬСИНВЙ, 4 февраля. (ТАСС). Опуб-
ликовано обращение исполкома и парла-
ментекой фракции Демократического союза
народа Финляндии. (ДСНФ).

«Правительство Фагерхольма,— ropoput-
ся в. обращении, — пытаясь включить нашу
страну в сферу влияния западного блока,
подтотавливающего ‘войну, завело Финлян-
дню в тупик. Оно на практике нарушает
дух договора е Советским Союзом о’ дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи и ухуд-
шило отношения нашей страны c Совет-
ckum (0ю30м.
	Бо внутренней политике оно оказалось
столь же реакционным, как и любое бур-
жуазноее — правительство. Реорганизация
охранки и политика нагаек, проводимые
министром внутренних. дел Симоненом, но-
сят явно антидемократический характер,
Увольнения демократических чиновников,
защита. обществ, продолжающих «стрелко-
вую» и прочую деятельность шюцкора, до-
казывают, что наша правая буржуазия и ее
зтенты готовы восстановить террористиче-
ский режим военного и довоенного времени,
вели бы они были на это способны.
	Шишенная плановоети, экономическая по-
литика нынешнего правительства, `неемот-
ря на ‘громоглаеные обещания насчет «ре-
шения в целом» ‘и «стабилизации», приве-
ла страну к еще большим трудностям, вы-
звала безработицу и снижение жизненного
уровня трулящегося нарола в городах и
сельских местностях. 0б’ем промышленного
производетва уже начал снижаться, внеш-
		мышаленные товары поднялись, ухудшилось
положение сельского хозяйства и в 0собен-
ности мелкого земледелия; налоги, неемот-
	лищный кризис не только не ослаб, а, на-
оборот, обостряется изо дня в день...

Демократически мыслящие граждане,
представляющие все общественные слои,
для которых дороги интересы страны и
народа, обязаны вмешаться в ход событий,
когда события начинают’ принимать непра-
вильное направление. 0б’единим все силы
для деятельности и борьбы за спасение на-
шего народа от бедствий и опасности, за
выполнение следующих основных требова-
ний:

1. Отказаться от опасной внешней поли-
тики. Восстановить‘ основанные на доверии
отношения © Советским Союзом.

2. Во внутренней политике осуществить
демократическое направление. Попытки
возвратиться к прежнему шюпкоровскому и
террористическому режиму должны быть
сорваны.

3. Покончить с экономическим хаосом и
внести плановость во все отрасли народного
хозяйства.

4. Поставить внешнюю торговлю нз пра-
вальные рельсы.

5. Снизить налоги © доходов малоиму-
щих.

6. Установить заработную плату в пра-
РИЛЬНОМ соотношении ©0 стоимостью Жизни.

7. Помочь мелкому земледелию, оказав-
шемуся в бедственном положении.

8. Оказывать поддержку переселенцам,
иенытывающим жилищные затруднения.

9. Предоставить работу безработным.
10. Дать землю нуждающимся в ней.

11. Предоставить жилиша не имеющим
таковых.

Ни шагу вправо! Необходимо повернуть
	ВЕЧЕР В БУХАРЕСТЕ В ЧЕСТЬ ПЕРВОЙ
ГОДОВЩИНЫ СОВЕТОНО-РУМЫНСКОГО
  ДОГОВОРА
	БУХАРЕСТ, 5 февраля. (ТАСС). Вчера. в
Доме советеко- румынской дружбы. состоялся
вечер, посвященный первой годовщине со.
дня подписания ‘советеко-румынекого  до-.
говора о дружбе, сотрудничестве и `взаим=
ной помощи. С докладом выетупих saMecrit=
тель министра иностранных aed Tpatop
Преотяеа.

Докладчик подчеркнул, что aaroxaps
этому договору Румынекая народная. рес-.
публика стала союзником страны социализ-

ма — руководящей силы в борьбе за проч=
ный мир, мир, который обеспечивает благо
приятные внешнеполитические условия ая
построения социализма’ в Румынии. `-

Цод бурные овации присутствовавших
Преотяса указал на огромную роль; ‘которая:
принадлежит в борьбе сил демократии и .с0+
циализма за прочный мир и безопасность
народов Генералиссимусу И. В. Сталину —
гениальному вождю советских народов,
учителю рабочего класса всего мира.
		Сепаратные действия.
` западных оккупационных
властей в Берлине
	БЕРАИН, 5 февраля. (ТАСС): По сообщез
нию агентства АДН, английская и американа
ская военные администрации” в Берлине
официально заявили, что-с 24 часов. 6 фев
Pada запрещается проезд по шоссейным.до-
рогам из советской зоны оккупации в Бич
зонию и обратно, даже в том случае, ебли
речь идет о транзитных грузах в другие
страны. Это запрещение распространяется
как на провоз всех товаров, направляемых
из советской зоны оккупации или: через со=
ветскую зону из других стран в Бизонию;
так и на железнодорожный транспорт. Толь-
во легковые машины без груза имеют праз
во на проезд через Бизонию.

Вак замечает далее агентство АЛИ pace
поряжение англо-американцев показывает,
что они не намерены считатьея ни с0-страч
вами Бенилюкса, ни со Швейцарией, Данич.
ей или Францией.

Сталиным. Партия и правительство высоко
оценили заслуги писателей и деятелей ис-
кусетв, наградив более тридцати ‘писателей
и евыше ста работников искусств республиа
ки  правительственными наградами, Эти
щедрые награды вдохновили наших писатез
лей, артистов, художников и музыкантон
на новые творческие дерзания.
	Во время декады белорусской литературы
в Москве наши писатели и артисты имели
восемнадцать ветреч с трудящимиеся столи<
цы; Эти волнующие встречи, & также обсу-
ждения произведений наших писателей в
Союзе советских писателей СССР окажут
большую помощь творческим кадрам. —
	Цекада показала также высокое мастерз
ство деятелей искусств Белоруссии — наз
родной артистки СССР Л. Александровской,
народных артистов БОСР Р. Млодек,. И. Бо-
лотина, М. Денисова, В. Мальковой, А; 06у+4
хович, заслуженного артиста БОСР—модо=
дого солиста Н. Ворвулева, гоеударственя
‘ного ансамбля песни и танца БОСР пох
руководством ° народного ‘артиста БССР
Г. Ширмы, пимбалистов 0. Hosaunoro к
Х. Шмелькина.
	Энаменательно, что наряду с лучшими
произведениями белорусского народного ме-
лоса, превосходно исполненными вовремя
декады артистами республики, ‘преобладаю=
щее место в их репертуаре заняла советская
тематика, мотивы героической борьбы совета
ского народа в годы войны и послевоенного
мирного труда. Е
	Усзжая из столицы великой нашей Родич
ны, белорусские советские писатели и дея=
тели искусств приносят глубокую, благодар=
ность Центральному Комитету Всесоюзной
Коммунистической партий (большевиков) и
Советскому правительству, трудящимся сто=
лицы, русским советским писателям за то
огромное внимание и помощь, которые они
постоянно оказывают белорусскому народу
й его культуре.
	Ь предстоящему ХГХ с’езду Воммунисти-
ческой партии (большевиков) Белоруевии
творческие кадры республики приходят
идейно сплоченнымя, готовыми под руовод
ством партии неустанно трудиться над през
одолением всех недостатков в своей работе,
над. созданием высокоценных художествен-
ных произведений, социалистических по
содержанию и национальных по форме.
	ОВЧУК.

Секретарь ЦК КП(б т

П. БРОВКА.

Главный cexperaps Союза советских
писателей БССР.
	ря на обещания о снижении, возросли, жи-   на путь демократии!»
	Падение биржевых курсов и оптовых цен в США
	Согласно индексу агентства Ассошиэйтед
Пресе, 4 февраля оптовые цены на 35 ви-
дов товаров составляли 168,46, что пред-
ставляет собой падение на 3 пункта в срав-
нении с прошлой неделей и более чем на
26 пунктов в сравнении е февралем про-
лого года, Курсы ценных бумаг на нью-
Йоркской бирже также значительно упали
4 февраля, причем стоимость некоторых
акций снизилась на пять долларов.

П. Глебки и М. Влимковича об Октябрьской
революции и другие. Удачно впервые вы-
ступили в драматургии молодые писатели
В. Витка («Луч грядущий»), В. Полесский
(«Песнь наших сердец») и другие.

Глубокое изображение героическая борь-
ба белорусских патриотов за свободу и
независимость социалистической отчизны
получила в романе Михася Тынькова «Ве-
капомные дн!», в повести «Глубокое тече-
ние» И. Шемякина, в повестях и рассказах
В. Кравченко, И. Мележа, И. Громовича, в
стихах М. Танка, П. Нанченко, А. Зариц-
кого, М, Засимы и других.

Значительное место. в современной бело-
русской литературе занимают ‘произведе-
ния, посвященные возрождению народного
хозяйства, доблестному послевоенному тру-
Ay советских ‘людей. Такие произведения,
как повесть «Веснянка» Т. Холкевича, ро-
ман А. Стаховича «Под мирным небом»,
поэма 9. Отнецвет «Дорога в будущее»; рас-
сказы и повести `М. Последовича, А. Кула-
ковекого и других прозаиков о строительстве
индустриальных гигантов Белоруссии, сви-
детельствуют о том, что идеи строительства
коммунизма все более владеют сознанием
наших. писателей.
	Но, несмотря на значительные достижения
послевоенного периода, наши писатели и
деятели искусств далеки от самообольщения.
Большим из’яном белорусской литературы,
особенно прозы и драматургии, являетея
недостаточно глубокое отображение после-
военной жизни советского народа. В нашей
литературе не нашли еще достойного вопло-
щения процессы дальнейшей индустриали-
зации Белоруссии в послевоенный. период,
неуклонный рост ее духовной и материаль-
Ной культуры. Еще слабо и схематически
показываются в ряде произведений образы
большевиков —— организаторов  строитель-
ства коммунизма. Не отражена еще должным
образом борьба партии большевиков и 60-
ветекого народа против пережитков буржу-
	  азной идеологии ий ве носителей. в частности
	в Заладной Белоруссии. Очень слаба наша
литературная и театральная критика. Здесь
допускалось много серьезных ошибок.

Сознавая недостатки в своем творчестве,
белорусские писатели преисполнены жела-
ния быстрее их преодолеть, они стремятся
равняться по братской русской советской
литературе.

Первого января 1949 года народы ‚ СССР
с большим под’емом праздновали 30-летие
Белорусской Советекой Социалистической
Республики, основанной Лениным и
	HbIO-HOPR, 5 февраля. (ТАСС). Бирже-
вые курсы и оптовые цены в СНА резко
упали 4 февраля, что свидетельствует о
слабости экономического положения США и
опасениях перед будущим. Агентство Acco-
шиэйтед Пресе сообщает, что в Чикаго цены
на кукурузу упали на 5,5—7,75 цента ва
бушель, & цены на пшеницу-—более чем на
3 цента за бушель. В Нью-Йорке цены на
хлопок упали на 1 доллар 25 центов за
КИПУ.
	шихея на оккупированной немецкими фа-
шистами территории, доходили До сердец
белорусских патриотов. В их числу отно-
сятся бессмертные поэтические призывы Е
белорусскому народу Янки Бупалы, гневные
стихи и поэмы Якуба Коласа, рассказы
Михася Лынькова, поэмы «Знамя бригады»
й «Цимбалы» Аркадия Кулешова, стихи
М. Танка, П. Бровки, П.. Глебки, П. Пзн-
ченко, антифантистекие басни К. Крапивы
и многие другие. На протяжении всей Вели-
кой Отечественной войны белорусская ли-
тература находилась на вооружении Совет-
ской Армии и всенародного партизанского
движения в Белорусейи.
	Цосле освобождения родной земли от
немецких извергов белорусский народ ак-
тивно принялея за восстановление народ-
ного хозяйства. Благодаря отеческой заботе
великого Сталина, партии большевиков, со-
ветского правительства белорусский народ
успешно залечивает раны, нанесенные вой-
ной, строит невиданные еше в республике
промышленные гиганты: Минский трактор-
ный завод, Минский автомобильный завод
И многие другие крупные. предприятия.
	Белорусская советская литература с пер-
вых же дней освобождения родной земли
от ненавистного врага поставила в центр
своего внимания ратные и трудовые под-
виги трудящихея республики. После поста-
новления ЦЕ ВКП(б) ч доклада тов. А. А.
Жланова о журналах «Звезда» и «Ленин-
град», вооруживших советскую литературу
й искусство передовой советской идеоло-
гией и моралью, белорусская литература и
искусство обогатились многими произведе-
ниями, проникнутыми идеями больышевист-
ской партийноети, идеями советского па-
триотизма. Поэму о воссоединении белоруе-
	ского народа в едином советском государстве.
«Рыбакова хата» созлал. Якуб Rozac.
	«Рыбакова хата» создал куб волас.
Сталинских премий удостоены цикл стихов
Максима Танка «Кабы ведали», поэма
«Хлеб» и стихи «Думы про Москву» Петру-
ея Бровки и др. 3& последнее время появи-
лись такие выдающиеся произведения, как
поэма «Новое русло» и цикл стихов о пар-
тии большевиков под общим названием
«Коммунисты» Аркадия Куленюва, Во вре-
мя декады с болыпим успехом выступили
молодые поэтические силы, взявитиеся за
перо в последине годы, — Анатоль Велюгин,
Кастусь Киреенко, Михась Валачинский,
Василь Витка и другие.
	Белорусская драматургия обогатилась в
последние годы такими произведениями, как
«С народом» № Крапивы, пьеса «Вонстан-
Tad Заслонов» А. Мовзона, как пьесы
	релорусская литература на
	К итогам декады
в Москве
	Белорусские советские писатели и дея-
тели искусств воспитывались и развивали
свое творчество на оенове научной идеоло-
гии ленинизма, следовали в своей работе
замечательному примеру советской литера-
туры и советского искусства братекого
русского народа.
	Вот почему все. потуги буржуазных на-
ционалистов свернуть белорусскую литера-
туру и искусство с единственно верного
социалистического пути в сторону империа-
листического Запада кончились позорным
крахом. Белорусекая советская литература
и искусство < презрением отбросили куль-
тивировавшуюся националистами идеализа-
цию патриархального феодального прошло-
го, восхваление сельской . ограниченности,
боязнь индустриализации. Белоруеская ли-
тература и искусетво решительно отбросили
также все националистические ухищрения,
направленные на отрыв белорусской куль-
туры от культуры великого русского наро-
да. Нартия большевиков разгромила бело-
русских буржуазных националистов и дру-
гих врагов социализма, идейно ‘закалила и
возглавила многочисленные кадры совет-
ской интеллигенции республики. Писатели
и работники искусств БССР, выращенные и
воспитанные коммунистической  партаей
большевиков Белоруссии, отдали свой та-
ланты на служение народу, социалистиче-
скому обществу. Янка Купала и Якуб Ко-
лас, являющиеся классиками белорусской
советской литературы, а также выросшие
уже в первые годы советекой власти та-
лантливые писатели — Михась Лынь-
ков, Кондрат Крапива, Кузьма  Чорный,
Петро Глебка, Эдуарл Самуйлёнок и дру-
гие — ярко отобразили в своем творчестве
борьбу советского народа за построение ‹о-
циализма, зажигали умы и сердиа  трудя-
щихся Белоруссии пафосом социалиетиче-
ского строительства, вдохновляли их пла-
менными илеями советского патриотизма.
	В годы сталинеких о пятилеток достигло
наиболее высокого развития творчество Ян-
ки Купалы и Якуба’ Коласа. В их произве-
лхениях были воспеты и прославлены вели-
	Закончилась декала белорусской литера-
туры, проведенная в Москве в ознаменова-
ние 30-летия Белорусской Советской Сопи-
злистической Республики.
	Декада, в которой приняли участие 30
	писателей и 10 артистов Советской Бело-
руссии, а также Государственный ансамбль
песни и танца БССР, прошла с выдающимся
успехом. Она еще раз наглядно доказала,
что белорубский народ, освобожденный Ве-
ликой Октябрьской ‘сопиалистической рево-
люцией от цепей социального и националь-
ного гнета, благодаря советскому строю,
благодаря партии большевиков, благодаря
великому вождю и другу народов товарищу
Сталину поднимается на высоты социали-
стической культуры и уже создал замеча-
тельные художественные ценноети.
	Декала еще более укрепила неразрывные
узы содружества, соединяющие литературу
и искусство белорусского народа с литера-
турой и искусством великого русского на-
рода, еще раз продемонстрировала неруши-
мую дружбу народов нашей страны.

Творческие выступления перед трудя-
щимися столицы глубоко взволновали и
вдохновили наших писателей и артистов.
Москва, являющаяся знаменосцем новой
сталинской эпохи, безгранично любима бе-
лорусским народом. С Москвой связаны
творческие биографии крупнейших писате-
лей нашей республики. Здесь жил и учился
один из основоположников белорусской co-
ветекой литературы Янка Купала. Благо-
творное влияние оказала Москва на творче-
ство народного поэта Белоруссии Якуба Ко-
ласа. Многие из молодого поколения писа-
телей и деятелей искусств БОСР окончили
московские учебные заведения.

Лучшим другом и наставником белорус-
ской литературы всегда была великая рус-
ская литература. Наши писатели учились
и учатея на произведениях Пушкина, Чер-
монтова, Гоголя, Белинского, Чернышевско-
го, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Typre-
нева, Толстого, Чехова. Исключительное
влияние на белорусскую советскую литера-
туру имел великий русский пролетарский
писатель А. М. Горькай. Еще захолго до ре-
волюции он выбоко оценил творчество за-
мечательных  писателей-демократов Янки
Купалы и Якуба Коласа. Он же впоелед-
ствии помог им в овладении методом социа-
лиетического. реализма.
	RHO завоевания  социзлизма, доетигнутые
под руководетвом партии Ленина— Сталина.
Янка Купала писал в эти годы;

Ленина орден на сердие, -

Аенина — в еёрдце заветы,

Думы, как символ беесмертья,

В песне витают по свету.

Песпями славлю своими.

Счаетье страны молодое.

Сталина близкое имя

Веюлу, веечасно ©6 мною.
	В годы довоенного социалистического
строительства появились такие значитель-
ные произведения белорусской советской ли-
тературы, как пьесы «Партизаны» и «Ёто
смеется последний» Кондрата Ёрапивы, ро-
ман «Отечество» Кузьмы Чорного, «Над
Бугом» Михаея Дынькова, пьесы «Над ре-
	кой Березой» и «Мужество». Петро Глебки,
	«В зеленой дубраве» и «Василий Баранов»
  Аркадия Кулешова, поэмы и стихи Павлю-
ка Труса, роман «Булущность» и пьеса
«Гибель волка» Эдуарда Самуйлёнка и мно-
гие другие.

В еентябрьские дни 1939 года белорус-
ский народ воссоединилея в едином совет-
ском государстве. В Яглорусекую советскую
  литературу влились поэты и писатели За-
падной Белоруссии. боровшиеся в годы
пилеудчины против гнета польских поме-
щиков и капиталистов и отражавшие в
своем творчестве мысли и чаяния исстра-
давшихея под панским ярмом трудящихся
Западной Белоруссия. Среди них—Максим
	Танк. Филипо ПШестрак, Валентив Тавлай.
	и другие.
Ba годы мирного  социалистического
строительства благодаря усилиям партии
большевиков впервые в истории белорус-
ского народа были созданы национальная
белорусская драматургия и национальный
белорусский театр, напиональное оперное
искусство, кинематография и другие виды
белорусского советского искусства.

В суровые годы Велякой Отечественной
войны белорусская литература и искусство
оказались достойными своего’ народа —
народа-воина. В дни грозных испытаний
писатели и деятели пекусств Белоруссии
пламенным художественным словом, обра-
щенным к народным массам, помогали делу
Тазгрома ненавистных немецких захватчи-
ков. Произведения белорусских писателей в
сотнях газет и тысяччх листовок. излавав-