13 ФЕВРАЛЯ 1949 г., № 44 (11151)

о семенах трав
	чет

На Полтавщине
	Выступление. Акселя Ларсена
	риксдаге
	в датском
	Тодовщина
освобождения Будапешта
Советской Армией
	БУДАПЕШТ, 12. фэвраля; (ТАСС). Sane
тра исполняется четвертая годовщина со дня
освобождения Будапешта Советской Ариней
от немецких войск.

Этот день цироко отмечается населением
венгерской столицы. Сегодня, на Площали.
свободы состоялось торжественное BO3T0-
жение венков На памятник советским. вои-,
нам, павшим в боях за освобождение Буда-
nema.

‚На митинте, проведенном в ‘связи. с. ‘poe
довщиной. CO дня . освобождения столицы, .
присутствовали бургомистр города Bornap,
председатель муниципального. совета Буда-.
nema Rader, ‚ представителя партийных. и,
общественных организаций столицы, & так-.
же советник. посольства  СООР в `Вентрии-
А. В. Тяашков.

‚ Празднование. B ‘Tixenpane
перзой годовщины Корейской
народной армии...
	ПХЕНЬЯН, 12 февраля, (ТАФС). Лав
передает: пхеньянское ‘радио, 7’ февраля co--
стоялось. торжественное. заседание: ихенъяны
ского городского’ народного комитета, совме»”
стно © представителями‘ партийных и обще-*
ственных организаций, посвященное первой“
годовщине‘ со дня создания Корейской на-
родной армии. На торжественном заседании
присутствовали председатель кабинета. ми-.
	  нистров Вим Ир Сен, председатель. прези-,
	диума Верховного народного собрания Ким.
Ду Бон, заместитель председателя. ‘кабинета:
министров и министр иностранных дет Пак’
Хен Ен, министры, члены президиума Вер-`
XOBHOTO народного собрания. На заседании”
присутствовал также советский` Ид в Во-
pee Т.Ф. Штыков: Е а

докладом о годовщине народной . армии:
выступил заместитель министра Националь“:
‘ной. обороны Вим Ир. Участники торжез
	  ственного заседания послали приветствен-.
	ные‘: письма Вим Ир ‘Ceny, H Ир

И. В. Сталину. я

—_O-

Вступление социалистов в японскую
‹ коммунистическую партию
	- TORHO, 12 февраля; (ТАФС). Вак пере“
дает агентство Киодо Цусин; после совеша=
НИЯ представителей социалистической, ком-.
мунистической и рабоче-крестьянской пар-
тий в Ванадзава. в префектуре Исикава, в
	японскую коммунистическую партию офи-
	циально вступило 11 социалистов — лиде-.
DOB местных организаций профсоюзов ра-
	 ‘ ботников правительственных железных до-
	рог,’ работников связи, железнодорожников»

работников электропромышленности, япов»,

ского крестьянского. союза: ~ я

. SvaeHKayap - — главный военный
советник Трумэна

ЭВАШИНГТОН: 12 февраня: СТАбб); Без
meri Дом сообщил, ‘что Трумэн договорился
0 TOM; что «генерал Эйзенхауэр временно
назначается на пост главного военного 60-
ветника при главнокомандующем ‘(Tpywone)
ий министре. обороны. В` этой. должности он
будет присутствовать на заседаниях об’еди-
ненной группы начальников штабов. и выч
полнять обязанности председателя».

ПОЛОЖЕНИЕ В ИРАКЕ.

БЕЙРУТ, 12. февраля. (ТАСС). Сирийч
‘ская газета «Аль-Инша» сообщает; что-офи=
цер иракской армии, прибывший в Дамаск,
заявил, что. в настоящее время в Ираке, и
B: особенности в. е№ столице Багдаде, про-
‘исходят кровавые события, В течение трех
последних дней во врёмя столкновений с

полицией было убий ‘более 200: человек и
ранено 150 чёловек,

Фолхоз выходит вперед, уже зреют ши-
рокие планы ‘мелиоративных работ. «Om
хия... мы ев одолеть должны».

Писатель показал талантливую работу
пропагандиста и агитатора. «Мала. речунг-,
ка Безымянка, & и она для Амура важ-
на»,— говорит Афремов  колхозникам, —
«Каждый человек для пятилетки Ра
важен».

И сквозь всю повесть проходит образ ком-
мунивта — скромного рядового партийного
работника, неутомимого труженика на на-
родной ниве, труд которого дает столь бога=
тые веходы. «Вот падает по весне в землю
RPOXOTHOe, еле заметное зерньнико... Вак
велика... заложенная в зернышке сила. По-
жалуй, ‘не сравнишь ни с какой взрывчат-
Кой». Известно, что не’ всякое зерно ‘дает
хороший урожай: «И так же, как Приходько
‘предлагает’ вручную“ отбирать  семена, тер-
неливо отбирает партия людей, — зерно к
зерну, и. чт0бы каждое дало’ колос В
четверть. Зато и веходы какие — сила!»

Работая ‘над созданием-в литературе 06-
разов. коммунистов: наших дней, дальне=
восточные писатели не забывают и револю-
ционного прошлого советской Родины;
`Взволнованную. горячую поэму. посвятил
`Теоргий Халилецкий светлому   obpasy больз
‘шевика Сергея ]а30. — -
		мало заботятся
	Подготовка к севу многолетних трав про-
	ходит неуловлетворительно. Очистка семян
и проверка их посевных качеств не закон-
чены большинством колхозов. Многие райо-
ны составляют планы весеннего сева с
учетом использования больших площадей
пох травы. Это’ очень хорошо. Однако только
передовые районы -— Кобелякский, Ново-
Сенжарский, Нехворощанский, Тадячекий—
обеспечены семенами’
	В Полтавском районе относительно бла-
	гополучно обстоит дело с семенами 0000вых
трав и очень плохо co злаковыми. В про-
шлом году этот район, как и другие районы
области, получил семена злаковых трав для
размножения, но не использовал их; Еще
весной 1948 года научный сотрудник ин-
ститута кормов тов: Терехов завез в колхоз
«Известия», Полтавского района, 34 кило-
грамма семян злаковых трав. Эти семена
не были посеяны ни весной, ни осенью, и
по сей день они лежат. в амбаре: Такое же
положение и в других колхозах. района.
	Селекционная работа по травам начата
	сравнительно недавно. Она требует само-
го пристального внимания со стороны ‘пар-
тийных и советских органов. Особого вни-
мания заслуживает вопросе быстрейшего
размножения семян трав местных сортов, В
западных районах Полтавщины еще’ до вой-
ны получил распространение гадячекий,
клевер. В годы оккупации большие, площа-
ди его погибли. Руководители района, не
задумываясь, решили, что клевером мест-
ного сорта заниматься не стоит. Главный
агроном сельхозотдела тов. Залужный также
ратовал за отказ от кряжевого клевера. Его
отстоял Украинский филиал института кор-
мов, которому в.значительной мере помогали
спецеемхоз имени Кирова и звеньевой арте-
ли имени Шевченко ros. A. Ц. Сопленко.
	ли имени Шевченко тов. И. Ш, Сопленко.
Они доказали, что местный клевер дает
обильные урожаи на больших площадях,
Блатодаря их работе пренебрежение к га-
дячекому клеверу было преодолено. Теперь
этот клевер культивируется в западных.
районах Полтавшины лучше, чем любой
другой сорт.

Выведенная недавно путем зади
селекции и размножения синяя украинская
люцерна районируется теперь во-многих 0б-
ластях УССР и РОФОР. Она получила рас-
пространение на огромной территории.
сорт люцерны показал себя более урожай-
ным и зимостойким, чем все заграничные
сорта, высевавшиеся: здесь; В ‘Украинеком
филиале Всесоюзного научно-исследователь-
ского института кормов имени „Вильямса
в среднем за 16 ‘лет синяя украинская
люцерна дала урожай сена 46 центнеров
с гектара, а за 1948 год — 78 центнеров.
Урожайность семян этого сорта тоже
хорошая:

’ Приведенные. примеры подтверждают не-
обходимость скорейшего размножения семян
трав отечественных вортов. Партийные и
советские ортаны должны усилить  конт-
роль за развитием сортового семеноводства,
создать все условия для нормальной рабо-
ты спецеемхозов по. papas в важдом рай-
оне, . a

Ключом к освоению травопольных сево-
оборотов является увеличение производства
	семян многолетних трав, коренное улучше-
	ние семеноводства: Решив эту задачу, Пол-
тавшина может и хлолжна быстро стать’ ие-
	редовой областью  травосеяния, ‘областью
	высоких, устойчивых -урожаев.
, B. PHBOJIDCKAG.
	__ Декларация
мексиканской
коммунистической партии
	НЬЮ-ЙОРК, 11 февраля. (ТАСС). Выхо-
хящая в Мексико газета «Ла вос де Мехико»
опубликовала на днях декларацию мекси-
канской коммунистической партии; в: кото-
рой она призывает ‘все прогрессивные силы
присоединиться к ее борьбе _ против опаско-
сти фаптизма в. Мексике.

В декларации товоритея, ‘что ‘синарки-
сты и’ «партия национального ‘ действия»
стремятся установить фаптистекую террори-
стическую диктатуру и действуют как аген-
ты. «мексиканских банкиров, связанных c
монополиями янки». у
	Васаясь недавних реакционных переворо-
тов в Датянской Америке, компартия заяв-
ляет: «Опыт Перу, Венецуэлы, Парагвая ‘и
других стран показывает, что реакционные
силы, связанные с империалистами. Соеди-
ненных Штатов, подрывают патриотические
силы, вначале нападая на независимое ра-
бочее движение с тем, чтобы уничтожить
демократические завоевания, & затем устраи-
вая государственные перевороты». .

Декларация, обращенная, в частности, к
проправительственной «конституционно-ре-
волюционной партии» и К народной партии,
призывает: к совместным действиям по 0б’-
	единению всех патриотических сил в борьбе  .
	за национальное освобождение; к проведе-
нию национальной экономической политики,
направленной к индустриализации Мексики,
к усовершенствованию транспорта и средств
связи и механизации сельского хозяйства;
к б0рьбе за повышение заработной платы и
за лучшие условия труда; к борьбе за рас-
ширение аграрной реформы, за распределе-
ние земли ереди беднейших крестьян; к
борьбе: за снижение ценна предметы первой
необходимости; к борьбе-за демократизацию
национальной жизни, 38: мир во всём мире и
против поджигателей. войны.
	«Лидова демокрацие» `
© создании Соединенными.
„Штатами разведывательного

штаба в Нариже
	РАГА, 12 февраля. (ТАСС). Газета «Ли-
дова демокрацие» сообщает, что США с03-
дали в Париже. информационно-разведыва-
тельный штаб, который возглавляет один
из видных американских дипломатов. Од-
новременно. в столицах западноевропей-
ских стран созданы так называемые инфор-
мационные центры, подчиненные париж-
скому штабу. Каждый такой центр имеет
ироко разветвленную сеть отделений во
всех частях страны. В некоторых европей-
	ских столицах «информационные центры» !
	следят за - деятельностью политических
партий, профсоюзов и  парламентевих
фракций. Наблюдение за деятельностью
правительственных органов осуществляется
путем прямой Задыльи: атентов в эти 07-
таны. .
‚ Но. сообщению огазеты, руководители
«информационных центров». во Франции и в
Италии поддерживают личную связь с пар-
тиями де. Голля -и- де Гаспери, а также с
Ватиканом.

` Задачей. «информационных центров» яв-
ляется собирание и ‘обработка. информации
политического и экономического характера,
которая направляется штабу в Париже, 3
также центральному разведывательному
органу в Вашингтоне. В их задачу входит
также ведение подрывной деятельности
против левых партий, профсоюзных орга-
	низаций, вех так называемых. «антиаме-
	риканских» организаций, дискредитация
руководителей левых партий и вышеукз-
занных организаций и оказание финанео-
вой и другой поддержки тем партиям, ор-
ганизациям и отдельным их представите-
лям. которые выступают в защиту «запад-
	ноевропейского образа жизни и мышления».

&

Or корреспондента «Правды» по Полтавской области
	До войны Полтавщина была передовой
областью травосеяния. За время оккупации
посевы ‘траз и особенно семеноводство ‘их
были уничтожены, почти полностью.
Решая задачу под’ема культуры земле-
дедия, партийные и советские органы многое
сделали для восстановления травосеяния.
За последние три года укосная площадь
под. травами возросла в четыре раза,
&в Ново-Сенжарском, Кобелякском и неко-
торых других районах в 7—8 раз. Но тра-
восеяние всё же не получило такого разма-
ха, ‘который диктуется интересами развития
сельского хозяйства. Травонольные сево-
обороты введены лишь в незначительном
холичестве колхозов.

Почему освоение  севооборотов прохо-
дит медленно? Руководители районов и
области об’ясняют это недостатком семян
трав, ссылаются на трудности  семеновод-
ства. Олнако праклика передовых колхо-
зов; бригад и звеньев опровергает эти неос-
новательные доводы. Передовики доказы-
зают, что в течение 1—2 лет даже из не-
скольких килограммов можно вырастить
центнеры семян трав.

‚ Колхоз имени 20-рччя. Жовтня, Ко-
белякского района, в течение трех лет обес-
печил себя семенами трав на два поля. А
начал он с небольшого. В 1946 голу колхоз
получил от Украинского филиала, Всесоюз-
ного. научно-исследовательского института
кормов 30 килограммов семян  люцерны,
высеял их широкорядным способом на трех
гектарах. И уже в гол посева снял 3,75
центнера семян. Собранные в 1946 году се-
мена были использованы для летнего посе-
ва на 3,5 гектара и под покров на 7 гек-
тарах. От летнего посева в 1947 году кол-
х0з взял 15 центнеров семян, & с пожо-
кровного посева — 17,9 центнера. Таким.
образом, колхоз развил. образцовое семено-
водетво трав. В прошлом году он имел. под
семенниками люцерны 18 гектаров. Уро-
жай семян составил в среднем 4,2 центнера
© тета = = —t

Пример. артели им. 20-pivaa Жовтня —
яркое свидетельство того, что каждый кол-
X03 может обеспечить себя собственными
семенами трав в короткий период.

Дело вовсе не в трудности семеноводства,
® в том, что многие местные руководители
недооценивают производетво семян трав. 4.

Агротехника семенников трав во многих
районах стоит на низком уровне. Уход за
семенниками ‘часто  обезличен, уборка и
обмолот HX затягиваются. Jro приво-
дит к большим потерям уже выращенных
драгоценных семян трав. (0бком партии и
	.- облисполком ни разу не заслушивали отчета
	руководителей какого-либо района или. МТС
специально по вопросам травосеяния и. 060-
бенно семеноводства трав; хотя эти. войро-
сы имеют первостепенное значение в повы-
шении культуры земледелия:

Большую ‘роль в восстановлении H pas-
витии травосейния должны ‘итграль МТС.
Между тём областные организации не 06-
ращают внимания на то, что МТО не вы-
полняют договоров: в ‘колхозами” ‘по BOUpO-
‘CaM ‘Tpapéeénnus: © ;

- B mpomaom roxy: то аи полу-
чили из области. линть одни инструкции по
переоборудованию комбайнов для уборки
семенников. трав. Но. ведь одними ин-
‚струкдиями комбайны не переделаются. 00-
‘ластное управление сельского хозяйства
еще и сейчас йе сделало’ заказа  промыш-
ленности на необходимые детали для пере-
бборудования машин.
	ВОПЕНГАГЕН, 11 февраля. ХТАСС). Пю-
исхохившие ‘в датском риксдаге прения по
вопросам.-внешней политики имели, судя по’
Всему, одну цель: подготовить обществен-
	‘Hoe мнение к вступлению Дании в скавли-
	навский или атлантический: блок. Выетуп-
дения министра иностранных дел Расмуссе-
н» и представителей некоторых ‘датских.
партий ясно показали, что ‘они ‚отдали бы.
предпочтение скандинавекому блоку, исхо-”
дя, повидимому, из того, что агрессивные:
тенденции ‘этого блока легче скрыть. .
Чтобы оправдать в ‘глазах народа эту.
CBO политику, выступавшие в прениях.
депутаты оперировали странными довода-
ми, в частности. чни пытались утверждать.
что Дании и всему Северу якобы угрожает.
	опасность со стороны Советского Союза.
	Резким контрастом. этим выступлениям.
явилась‘ речь депутата-коммуниета Акселя
Ларсена.

«0 скандинавском оборонительном союзе,
вообще не стоит говорить, — сказал Аксель
Дарсен.—- Здесь не этого добиваются. Даже
в нынешних хебатах это ясно было выра-
	жено. Депутат Арабт раз’яснил, что. «Бон-
	серваторы © самого начала представляли
себе скандинавский блок в. качестве состав-
ной ‚части атлантического блока».
«Я могу также сослаться, — сказал Ane
сель Чарсен, — на статью в правитель-
ственной газете «Сосиал-лемократен» от
20 января. В ней говорят западным держа-
вам, что создание скандинавекого союза’ в
их же интересах. Я хотел бы, чтобы пра-
вительство или его представители заявили
	здесь, ‘действительно ли. они. считают Co-
ветский (Союз врагом Дании. № министру
иностранных дел у меня имеются три кон-
кретных вопроса:

Чем правительство мотивирует свою т0ч-
Ry зрения, чт Дании грозит, военная опас-
ность с Востока?

Почему необходимо, по `мнению прави:
	  тельства, просить разрешения СТА на co-
	здание якобы нейтрального скандинавского
оборонительного’ союза? ВЕ

Какие вопросы должны выяснить наши
послы в Лондоне и Вашингтоне от имени
правительства? os

По моему мнению, нет ‘ничего, что могло
бы подкрепить утверждения, будто суще-
ствует вобточная или русская угроза. Здесь
творили о «восточном блоке»: Но ведь из-
вестно, что такого блока’ не существует,
Имеежся только ряд договоров 0 взаимопо-
	мощи; находящихся в полном соответствии

с уставом: Организации 0б’единенных Ha-
ций и предусматривающих ситуацию; нри
которой эти страны могут вновь подверг-
нуться немецкому нападению. Ничего дру-
гого эти договоры не предусматривают. ‚

Насколько мне известно, с Вобтока дат-
CROMY суверенитету не угрожали и ни в
коей мере не вмешивались в наши внутрен-
ние дела. Только США нарушают ный ©у-
веренитет. Это’они имеют: базы в’ Гренлан-
дии, ‘и’ мы знаем, то они. сохраняют BX C.
согласия: нашего правительства,

Я. хотел бы ‘напомнить 9: последователь-
ной. мирной политике Советского; Союза,
выразившейся, в частности, в предложении
о сокращении вооружений великими держа-
вами и о запрещении атомного оружия. эти
презложения были отклонены, и Дания, в
частности,  тае голосовала против них.
Я хотел бы также наломнить ‘о согласии”
Сталина. встретиться с -Трумэном, ‘чтобы
решить имеющиеся споры. Это- предложение
тоже, отклонили.

Советский Союз стоит твердо. и неуклонно
‚на позиции принципов, принятых на Ялтин-
ской и Потедамской конференциях, в то вре
мя как Западные державы ‘игнорируют их.

Соединённые Штаты “Америки  рабтола-
гают базами почти на всем земном: шаре:
У Америки имеются базы у. самых траниц’
Советского Союза, на многие и многие ты-
зячи километров от. США. Нет, если откуда
H грозит опасность. войны, _ ‚то ct Запада, а
нес Востока». ,

«Если согласиться на какую-либо форму
западного блока, — сказал дальше Аксель
Ларсен, — a скандинавский. 0103; 0 котором
здесь так красиво товорят; и’ иыслится кзк
anena западного блока, то’ этим’ будет толь-

ко усилен военный потенциал западных
держав, а это‘ будет. в свою очередь ‚озна-
чаль большую онасность войны»,

‘Отвечая; на вопросы Акееля Ларсена, ми-
нистр ‘иностранных’ дел. Густав. Раемусеен
сказал: «Правительство. не считает ‚
ский (ююз своим. врагом. Наши взаимоотно-
шения: с боветским Союзом безупречны и
были давно такими. Дания не чувствует
угрозы: со стороны Советского Союза». Вме-
сте. с тем Расмуссен харавтеризовал скан-
динавский союз-как «самый желательный».

На вопрос: Акселя Ларсена, почему: необ-
хохимо. просить. разрешения. США. на. созда-:
ние. скандинавского. оборонительного: союза,
Густав Расмуссен. не ответиле

“Выполнение народнохозяйственного
плана 1948. г. в Болгарии:
	успепеное развитие общественного сектора.
Число; трудовых. ‘земледельческих. коопера-.
THBOB увеличилось: за год более. чем : на
500 хозяйств. и в концу 1948 года уже
‚достигло 4.163. B течение ‘года создана
41. новая машинно-тракторная станция до-
‘полнительно к тем 30, которые были орга-
низованы в 1947 году.

Капиталовложения: 1948 года превышают
на.25 процентов общую. сумму капитало-
вложений: 1947 ола; Во второй ‘половине

‘минувшего ‘года закончено строительство
956 различных об’ектов.

Выработка промвийлениой продукции на
одного рабочего в’1948 тоду превысила на
18. процентов выработку в’ 1939 году и на
26 процентов в 1947 году: Такой рост про-
	изрохительности труда рабочих о0’ясняется
	главным  0бразом национализацией про-
мышленности, ‘плановой организацией х0-
зяйства- и. внедрением `ационазизаторсвих
предложений: рабочих. ‹

06’ем  промышленной * зи ‘сельскохозяй-
ственной продувщии на душу. населения в
1948 году. увеличилея по’ сравнению ©
1939. годом на 14 процентов, а по сравне-
нию с 1947 годом — на ‘39 процентов.

Семена Бымвом. и других. Сильно выра-
жены чувства советского патриотизма в хо-
	рошей поэм6 молодого ‘поэта Анатолия Ры-
	бочкина; он пишет о том, что:

wes „большей чести, чем. служить Отчизне,

На свете не было инет.

Любить советскую Родину — это зна-
чит прежде всего любить самое драгоцен-
Hoe, самое. могучее в. ней, то, чему обязан
	наш народ всеми. своими -завоеваниями,—”
	любить великую партию Ленина—Оталина,
вдохновителя. и организатора всех наших
	ПО TE a
В’ -авангарде -борьбы народа за новую
жизнь идут коммунисты; 0бразу партийного
	организатора в дальневосточном: колхозе T-
свяшена повесть Андрея Пришвина «На
	священа повесть` ABRDOR MPBUIBEHS « «па:
берегу Зви».

” В скромных. делах. небольшого колхоза
автор раскрыл величие духа ‘советеного’ че-
ловёка, могучую силу’ руководства партии
массами: Парторг Павел Афремов — душа
свого колхоза. Он глубоко. изучает людей,
умеет пробудить-в каждом лучшие его си-
лы, разжечь дух социалистического ‘сорев-
нования, бороться с теми; кто «без мечты
живет», кто живет «пешим ходом»; и с т6-
ми, кто личные интересы ставит вышие
общественных. Он такой же «беспокойный»,
«дотошный». в работе, как Wapropr Jorwa-
ров в повести П. Двоерядкина.

Парторг Афремов заботливо ‘выращивает
ростки нового в родном колхозе — нова-
торство ‘звеньевой  Настасви‘ Залетовой,
горячую пропагандистекую работу учитель-
ницы Лидии” Сергеевны;   замечательную
творческую ‘инициативу кКолхозника При
ходько. «Вперед, коммунисты!» = всегда
внушает он своим товарищам. Он учит боль-
шевикбв вести за собой остальных и сове-
том и личным примером.
	Павел Афремов никогда не забывает, что
передовой человек должен владеть знания-
ми. Он непрестанно учится сам, помогает
учиться другим. 06 этом тбворит ему и се-
кретарь райкома Волков: «Без ний
нет коммуниста». у

Высока ответственность коммуниста 38
общенародное дело. Павел Афремов пред-
ставляет себе всегда свою колхозную парт-
организацию в виде боевого ‚ отряда, выдви-
нутого на этот таежный  зейский берег.
«Они обязаны. делать здесь все то, ято
делает и вся великая армия, имя которой—
партия». Здесь, на. этом зейском рубеже,
они «несут армейское знамя». Они должны
беречь ‘х никогда не склонять его. Так и
поступают Павел Афремов и руководимые
им коммунисты.
		СОФИЯ, 12 февраля. (ТАСС). Тосудар-
ственная плановая комиссия опубликовала
официальные данные о выполнении народ-
нохозяйственного ° плана Болгарии’ за
1948 год. Г -

Согласно этим данным, промышленность
Болгарии выполнила годовое задание ‘на
106 процентов. Из отдельных отраслей mpo-
мышленности лучших результатов доби-
лись: кожевенная, выполнившая план на
134 процента, химическая — 128 процен-
‘тов, кзучуковая — 118 процентов, электро-
промышленность — 110 процентов, маши-
ностроение — 106 процентов и ряд других.
Общий of’em промышленной продукции
1948 года превышает на 40 процентов
0б*ем продукции 1947 года. о

Несмотря на неблагоприятные климати-
ческие условия, урожай 1948 года почти
равен урожаю 1939 года, & по отдельным
культурам значительно превышает его.
Так, например, в минувшем году собрано
пшеницы на 74 процента больше, чем в
1939 году, ячменя —- на 89 процентов,
картофеля — на 26 процентов, сахарной
свеклы —— в 4 раза больше ит. п.
	В сельском хозяйстве продолжается

Ban
rao

К
ета
	ТЗ:
					120 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ БЕЗ ПОД’ЕМОЧНОГО. РЕМОНТА
	вести беспод’емочный пробег своего локо-
мотива до 120 тысяч километров вместо
	60 тысяч километров по норме. Свое обяза-
	тельство она уже выполнила. оа это время
ее бригада сэкономила. 20 тысяч рублей.

UBSH
	`` ДУЦЬ, 12. (По телефону). Машинисты
Киверцовского депо соревнуются за уве-
‘личение пробега паровозов без под’емочно-
го ремонта. 2
	rN ee eee

Машинист тов. Кириллова обязалась до-

КРИТИКА _
И БИБЛИОГРАФИЯ
	ные темы.
	бесчисленные приметы, поверья. Их грабили
китайские купцы, японские концессионеры,
местные кулаки и князья. Писатель расска-
зывает о нынешней колхознице; которая в
детстве была продана’ за двадцать соболей;
Но вот в образе зарева над лесами, зарева
тражданской войны, освободительной войны
против: японских интервентов, встает и для
народа удэге заря новой жизни.. =

Поэтическая образность повести Жимонко
возникла на основе‘ народного художествен=
ного творчества. В своих обработках «Амур-
ских сказок» Дм. Нагишкин также раскры-
вает нам богатства фольклора удэгейцев,
ульчей и других народностей Дальнего Bo-
стока.

Новая жизнь чукотского. народа показана
в записках учителя-комсомольца Ниволая
Шундика «На. краю земли’ советской». Уже
возникла новая индустриальная Чукотка, и
в самых отдаленных селениях, работают про-
мысловые артели; внедряющие ‘механиза-
цию в труд рыбаков. Движение передови-
ков сопиалистического строительства воз-
главляют коммуниеты, комсомольцы. Тако-
вы большевик Гемалькот, комсомольцы Ты-
имнэтын. Аймет.и другие. Навеёгда ушла в
	прошлое власть кулаков, шаманов. Рабо-
	тают школы, больницы. «Вочевой учитель»
едет в, стойбища кочевников-оленеводов, В
годы Великой Отечественной войны чукот-
ские охотники и рыболовы, движимые жи-
вотворным советским патриотизмом, не жа-
дели сил для помощи фронту..Их судьба
неразрывна с судьбой всей социалистиче-
ской страны.   Lo me
Темной, безрадостной, нищей была 10-
Дина чукотского народа, ограниченная у3-
ким миром нескольких стойбищ. «Велика
же та сила, которая подняла этот народ,
показала ему новый, великолепный мир, ко-
порый, оказывается, безгранично. велик...
Москва! Вот где родилась правда. Значит
Москва — это их родина, Значит Москва—
это их жизнь». Советская жизнь спасла и
возродила чукотский народ, прогнала мест-
ных и американских эксплоататоров, сосав-
ших кровь народа, дала ему счастье сво-
бодного труда, неуклонно ведет его к новому
noreuy: dyamue люди Чукотки идут в
партию большевиков —- строителей новой
ЖИЗНИ. °
_O том, как расцветает великая братская
дружба народов нашей страны, как, приез-
maa Ha Дальний Восток, жители централь-
ных. западных. южных областей Советско-
	го Союза оседают здесь, увлеченные ‘могу-
чим похемом сониалистического строитель-
ства, полюбив. величественный. и своеобраз-
НЫЙ край, EBA общей судьбой со всей со-
ветекой землей, рассказывают в своих про-
изведениях Павел Двоерядкин, Р. Недосе-
кин, Е. Скибина. Поэт Стеназ. Смоляков
призывает; «Сб этими родимыхи просторами
навсегда судьбу свою свяжи!»

Советский патриотизм неразрывно свя-
зан с братской дружбой народов, с участием
в общенародном деле, в B conuaancTiyHecnoM
труде. .

С Е о труд

Этой жизненно важной для нашего наро-
да, для советской литературы теме посвя-
щен широко известный читателям роман
Василия`Ажаева «Далеко от Москвы», опуб-
ликованный в начальном варианте журна-
лом «Дальний Восток». Автор: показывает
самоотверженный труд. советских людей в
толы Великой Отечественной войны, един-
ство фронта и тыла в нашей стране.
` Внутренний рост человека в социалисти-
ческом соревновании, успехи, которые He-
сет современная механизация трудовых про-
цессов, верно отображены в ряде произве-
дений, напечатанных в журнале.

_ «На прииске Ягодном» Навла Двоерядки-
‘НА — повесть о стахановцах. Она показы“
	вает патриотизм, новаторскую мысль совет.
CRUX людей. ту революцию, которую ‘внесла.
	в труд приискателей механизация. «С. лот-
ком да кайлой, кроме, как на ‘фарт, наде-
яться было не На что, а © Такими маши-
нами, как) у’ нас — дело верное». Люди ‘ста-
ли хозяевами тайги; «полностью сознаю-
шими свою’ силу». Автор заставляет чита-
	теля полюбить героев повести —-= двух с0-

ревнующихея инженеров-прорабов Степа-
на Озерова и Михаила Сорочинекого,; ста-
‘ого приискателя Егора Озерова, советскую
девушку Татьяну Косипыну. Повесть про-
никнута той идеей, о которой говорит с
тероями произведения ‘парторг Догмаров:
«Догмаров говорил 0 пятилетке, о том, что
их небольшой тавжный прииск. тоже неот’-
емлемая часть этого. огромного. пятилетнего
плана. и они обязаны итти в ногу со всей
страной». a
Тероической романтикой жизни, пафосом
социалистического труда, преображающего
  природу и человека, самоотверженным слу-
жением, советскому народу, рождающим
подвиги героев, вдохновлены отличные сти-
хи Herpa Комарова, творчество погибшего
на войне поэта Вячеслава Афанасьева, сти-
хи Николая Петроченкова, Бориса Трухина,
	ветов, впервые в истории построивитей: со-
циализм и уверенно идущей к коммунизму,
готовность отдать вее свои силы; а если по-
налобится и жизнь социалистической Роз
дине, защите и укреплению завоеваний
советокого строя. В братеком содружестве
	сталинской семьи народов расцветает самая
	передовая в мире культура нашего обще-
ства.
Товарищ Сталин указывал: сила совет-
	ского патриотизма <остоит в том, что он
	имеет своей основой «глубокую преданность
и верность нарола своей: Советской Родине,
	братсекое содружество трудящихся всех Har.
	ций нашей страны, В советском патриотиз-
ме Гармонически сочетаются национальные
традиции народов и общие жизненные инт6-
	ресы всех трудящихся Советского Союза».
	Дела’ мысли, чуветва советских патрио-
	тов находят. яркое отображение в литера-
	туре. Журнал «Дальний Восток» опублико-
вал в 1948 году несколько произведений
местных писателей, где показаны замеча-
тельные победы ленинеко-сталинской на-
циональной политики.

Среди этих произведений обрашает на
себя 9с0б0е внимание повесть первого ‘удэ-
	гейского писателя Джанси Вимонко «оаре-
	во над лесами». Глубоко примечателен са-
мый факт возникновения этой повести.
	«Первый из удэге» — так можно сказать
‘о появлении в литературе нового писателя.
В’ условиях царской Россий ‘народ удэге
был обречен на’ вымирание. Такова же
была судьба чукчей, нанайнев, нивхов, 0р0-
чей, эскимосов, коряков, ульчей и других
народностей Дальнего Востока. Великие з8-
воевания Октябрьской революции, нацио-
нальная политика советской власти, брат-
ская помощь русского народа обеснечили
‘возрождение и’ расцвет сил. этих народно-
стей. :

Джанси Батович Кимонко — автор ети-
хов_и песен, любимых удэгейской моло-
дежью. Он председатель сельсовета в. удэ-
`тейском селении Гвасюги. Образование по-
лучил в ленинградском Институте народов
Севера и на центральных курсах советеко-
го строительства. те

Его автобиографическая повесть расска-
зывает любовно и поэтично о народе удэге.
С детства входили в сознание юного Кимон-
ко навыки труда и быта смелых и умелых
охотников, рыболовов, стремления ‘трудо-
любивого, чистого сердцем народа. Но умами
удэгейцев властвовали темные верования,
	‚ Могучий рост социалистической культу-
‘ры вызывает к жизни; к творчеству все
большее. и большее чиело талантов. Бога-
тая наша литература слатается из множе-
ства ярких, правдивых произведений, воз-
викающих всюду, где живет и работает с0-
зетский человек, — от славной столицы Мо-
сквы, центра передовой культуры человече-
ства, до самых отдаленных краев и уголков
нашей великой Родины.

Литературная: критика мало и нередко
плохо освещает работу журналов не столич-
ных. А ведь писатель, критик, по-настоя-
щему. любящий ‘родную литературу, дол-
жен обладать широким кругозором, активно
вмешиваться ‘в процессы ее развития, ни
одно значительное явление в ней не может
пройти мимо его внимания: Литературные
журналы, выходящие на периферии, особен-.
HO нуждаются в” поддержке, в совете, в
‘принципиальной, товарищеской. критике.

Они выполняют очень важное дело в строй-
пельстве новой культуры.

Один из ‘наиболее плодотворно работав-
ших. в минувшем году периферийных
журналов — литературно-художественный
журнал «Дальний Восток», орган Хабаров-
ского отделения Союза советских писате-
‘дей СССР.

_ На его страницах появился ряд хороних
произведений художественной прозы и п9э-
BHU, незаслуженно обойденных столичными
‘критиками. Важнейшей чертой, которая
роднит между собой эти произведения даль-
невосточных писателей, является то, что
составляет. характерную особенность всей
“нашей литературы, — показ созидательной,
творческой деятельности и внутреннего ми-
ра советского человека — передового чело-
века нашего времени, пропаганда в художе-
стевяных образах великих идей советского
		_ Великое братство народов
	Понятие советского патриотизма вЕлю-
чает в себя огромное идейно-психологиче-
ское содержание. В него входит любовь к
родной земле, природе, к городу или селе-
нию, где родился человек, к славному исто-
рическому, революционному прошлому ©во-
его народа, лучшим его исторически сло-
‘жившимся традициям. Но главное, принци-
`пиально новое в нем — великая предан-
ность коммунистическим идеалам, «патрио-
тическая тогдость гражданина страны Co-
	Есть, разумеется, недостатки в ‘творче-
стве’ авторов журнала. Надуманным пред
ставляется кратковременный конфликт: ме-
жду Афремовым и его женой в’ повести
Пришвина. Не. все образы удается писате-
лям выписать © достаточной силой, Почти
не показывают они еще работу представи-
телей народностей Дальнего Востока в. с0=
циалистической индустрии. Не всегда самоч
стоятелен Н. Шундик в создании образов
своих героев из обрисовке их взаимоотно-
шений; перегружает он свое повествование
«экзотическими» мветнымй словами, Можно
назвать и ‚другие недостатки произведений,
0 которых шла здесь речь. Писателям ие
дакции следует повысить требовательность
K cede,

Но надо прежде всего поддержать хоро
мую, инициативную работу журнала, опу-
бликовавшего на своих страницах ряд’ цен=
ных произведений. Художественная проза’.
и поэзия в журнале «Дальний Восток» дает
читателю понять и‘ почувствовать величие
характера передового человека наших дней;
животворную силу советского патриотизма.

Пожелаем хорошему журналу новых
творческих успехов в наступившем году.
	Ю. ЛУКИН.