12 ИЮЛЯ 1949 г., 1 193 {113808)

тв

и
ta,
lien,
Tidy
Ty
Be oy
fy

bi.

В братской семье народов нашей совет-
ской Роданы высоким уважением и все-
пародной любовью пользуютея сокровища
народного творчества, которыми каждая
нация обогащает мировую культуру.

Товарищ Сталин указывает: «Советские
люди считают, что каждая нация, —вее рав-
но — больная или малая, имеет свои ка-
чественные особенности, свою специфику,
которая принадлежит только ей и которой
нет у других наций. Эти особенноета яв-
ляются тем вкладом, который вносит ка-
дая нация в общую сокровищницу ми-
ровой культуры и дополняет ее, обогащает
ее».

Осетинский народ, создав замечательный
героический эпос, «Нартекие сказания». в
	ПРАВДА

Нартские сказания
	ских сказаний — Батрадз, представитель
младшего поколения нартов. Он подлин-
но национальный герой, защитник ро-
дичы, отважный, самоотверженный патриа-
от. Тело Батрадза закалено в гигантеких
горнах небесного кузнеца Курлалагона. Й
благодаря этому он неуязвим для врагов.

Когда в однем из сказаний нарты обеуж-
дают вопрос, кто лучший среди них, пер-
вым они называют Батралза. Его любовь
5 родине безупречна, храбрость и отвага
не знают гранип. Батрадз непримирим к
врагам, честен и скромен, он уважает етар-
ших, полон благоролетва в отношениях с
женщиной. В его поведении выражен мо-
ральный колекс нартов.

Но нарты не только вонны. Они и мирные
	Героический эпос осетинского народа

Отезд из Софии советской правительственной
делегации и делегаций трудящихся
	Шосквы, Ленинграда и Украины
	СОФИЯ, 11 пюля. (ТАСС). Сегодня утром
выехала в Москву советская правитель-
ственная делегация, возглавляемая тов.
К. Е. Ворониловым, прясутетвозавшая на
похоронах Г. М. Димитрова. Делегацию co-

провождает посол СССР в Болгарин М. Ф..

Бодров. :

С этим же поездом выехали члены деле-
гаций трудящихся Москвы, ‘Ленинграда и
Украины.

Tt. аа

трудящихся Москвы, Ленинграда н Украины
провожали председатель президиума Велико-
го народного собрания Минчо Нейчев, члены
совета министров Народной республики Бол-
гарии, секретари ЦЕ Болгарской коммуни-
стической партии Вылко Червенков и Геор-
гий Чанков, члены политбюро ЦК БЕП, гене-
ральный секретарь национального совета
Отечественного фронта Владимир Поптомов,
	le CE eee EE IESE NEE NEE OIE NEL NE Net i EB Nd BAG

Украины. . _   Отечественного фронта Владимир Поптомов,
7 На Центральном вокзале Софии советскую   генералитет болгарской армии и руковоли-
правительственную делегацию и делегации   тели массовых общественных организаций.
	Празднование ХХУШ головшины

$2 On RR a ar И
	а мир, поотив Северо-атлантического пакта
	ПАРИЖ, 11 июля. (ТАСС). Демократиче-
ские и республиканекие организации Фран-
ции активно готовятся к празднованию на-
ционального праздника 14 июля. (В этот
день в 1789 г. народ Франции взял символ
старого порядка — крепость Вастилию. —
Ред.). Демократические организации в этот
день созывают в Париже народную демон-
страцию, в которой призывают принять ак-
тивное участие веех парижан.
	В печати опубликовано заявление  срга-
низапии «Борцы за мир и свободу», в ко-
тором поворитея:

Bea страна должна выступить 14 июдя
против Атлантического пакта, который пра-
вительство по приказу из-за границы пы-
таетея недостойными методами навязать на-
роду. Правительство хочет, чтобы Атланти-
ческий пакт. лишающий Фваниню своботы.
	явалется нарушением конституции, противо-
речит Декларации прав человека и гражда-
нина, уставу ООН. Атлантический пакт ве-
дет к увеличению налогов, которые являют-
ся тяжелым бременем для нашей страны.
Принятый в Вашингтоне, за 6 тысяч кило-
метров от наших границ, Атлантический
пакт направлен на 10, Чтобы принести в
жертву нашу страну, втянув ее в военную
авантюру. Атлантический пакт разрушает.
надежды, возникшие у нарола- в связи е
конференцией четырех министров иноетран-_
ных дел. Наш народ должен об’елиниться е.
тем, чтобы сохранить за Францией те воз-
можвоети, которымн ова еше облатает для.
того, чтобы содействовать сближению межлу
нациями. Французский народ никогда не
ратифицирует этого. пакта. День 14 июля.
1949 гола должен стать веляким лнем на-

ИХ

а
Е
У,
0 et.
arto
ea,

IT,
) Ble
i Ps
ey
OSCR.

Bers
ees
ВУ
№
aun!
Ab ry

Г
7 Te:

ROTODOM APRO проявились качественные 650-
бенностя нация, внес слой пеннейший
вклад в сокровашняцу мировой культуры.
Зародившийся в глубокой древности. этот
э106 формировалея во многих . поколениях;
вековые думы и чаяния осетинского народа
нашли в нем свое яркое отражение.
Великий осетинский народный поэт Ro-
ста Хетагуров отмечал многообразие и непо-
вторнмую художественную прелесть нарт-

- евих сказаний.

Заляси и публикации осетинских нарт-
склх сказаний относятся еше к 60—
10 годам прошлого столетия. Ho толька
после Великой Октябрьекой сопиалиетиче-

-ской революции, благодаря мудрой ленин-

ско-сталинской национальной политике, от-
крылась широкая зозможность по-наетоя-

‘Dewy заняться собпранием и разработкой
‹богатых образцов

осетинского народного
творчества.
Нервый свод нартекого эпоса на осетин-

`СЕОМ языке был издан в 1946 году.

Трудно переоценить значение этого изда-
ния. Bee собранные народные сказания
были систематизированы и об’единены
вокруг основных, центральных героев эпоса.

Возникновение нартского эпоса относит-
ся в эпохе родового строя, хотя в нем ‘име-
ются отзвуки и более поздних и более древ-
них мифологических воззрений народа, вое-
ходяших в самым ранним ступеням раз-
вития человеческого обитества.

Гервические подвиги отважнейших сынов
народа составляют главное содержание
этих сказаний. Герой — достойный сын
своей родины, защитник своего народа —
любимейший образ чартеких  еказаний.
Старейший из героев эпоса — нарт Уархаг.

„От него илет героическое поколение нар-

тов: прекрасные и благоролные, честные и

муч-ре-тратитеТтА ptrometa VYanrara — iAcnan

труженики — охотники и землепашпы; В
сказания «Чем небожители оларили Соела-
на» говорится, что в числе подарков. полу-
ченных нартами от богов, были хлебные
зерна для посеза и соха.

Нарты любят жизнь во всех ее проявле-
ниях, Юный музыкант Апцамаз заставил
внимать своей золотой свнрели не только
людей, но и всю природу. :

После лолгих, трудных походов мы ви-
дим нартов на всенародных пиршествах—
кувдах, где столы тянутся на полет стре-
лы. Злесь нарты состязаются в стрельбе
из лука, метании камней, искусстве владе-
ния мечом. Их пляека — симд — сотрясает
даже горы.
` Основная тёма нартских сказаний, отли-
чающихся красочностью и богатством язы-
ка, впитавших в себя неисчерпаемую твор-
ческую фантазию осетинского народа, —
тема борьбы за ролину. Отстаивая свободу
родины, нарты ведут вековечную борьбу с
великанами-уаигами, проявляя  находчи-
вость, мудрость, мужество и смелость, неиз-
менно приносящие им победы. В нартевих
сказаниях народ показал, как всесилен и
всемогущ человек, исполненный решимости
бороться за правое дело.

В эпосе выражены демократические
идеи осетинского народа, ето мечты, о
свободе и справедливоети, когда трудовой
народ сможет строить жизнь, полную радо-
ети и счастья,

В 1948 году «Осетинские нартские ска-
зания» были выпущены в переводе на руе-
ский язык Государственным издательством
Северо-Осетинекой АССР. Ениге предносла-
на содержательная вступительная статья
В. Д. Кулова,
представление 0б ндейном богатстве и вы-
CGRHX художественных достоинствах oce-

которая дает правильное

м : РУО =

— RM SAR RRR

‘народной революции в МНР

` УЛАН-БАТОР, 11 июля. (ТАСС). Сегодня
монгольский народ празднует двадцать воеь-
мую годовшину народной революции в Мон-
голии. На традиционные праздничные тор-
щества в столипу прибыло много. тысяч тру-
дящихся скотоводов из самых отдаленных
аймаков страны. Улицы Улан-Батора и пло-
щаль, где проходят торжества, украшены
национальными флагами и лозунгами.` На
правительственных и общественных здани-
ях — портреты руководителей Монгольской
республики, а также портреты Ленина и
Сталина.

Вчера вечером в Государственном музы-
кально-драматическом театре состоялось
торжественное заседание Малого  хурала,
овета министров Монгольской Народной.
Республики и ПЕ Монгольской народно-ре-
волюционной партии (МНРИ) совместно ©
представителями трудящихся Улан-Батора
ий частей монгольской армии, посвященное
двадцать восьмой годовщине народной рево-
люции. На заседании присутствовал хипло-
матический состав миссии СССР во главе с
посланником Ю. К. Приходовым.

В почетный президиум под бурные апло-
дисменты присутствующих было избрано-
Политбюро ЦВ ВКП(б) во главе ¢
Й. В. Сталиным.

С хоклалом о лвадцать восьмой годовщине
народной революции в Монголии выступил
секретарь ЦЕ МНРИ Чойжамц. mS

Чойжамп указал, что Великая Октябрь-
ская сопиалистическая революция открыла
перед монгольским народом широкую доро-
гу к освобождению.

Братская помощь великого русского наро-
да, постоянная, бескорыстная, братская по-
мощь и поддержка великого Советекого С‘о-

сти в целом на 101 процент и по капиталь-
ному строительству — на 108 пропентов.
Ряд аймаков перевыполнил план разви-
TEA животноводства —— основы эхономики
страны.

Участникн торжественного собрания е
большим  под’емом приняли прявететвие
Генералиесимусу И. В. Сталину, а также
приветствия В. М. Молотову, Н. М, Швер-
нику и маршалу Чойбалеану.

Сегодня в Улан-Баторе состоялись много-
тысячный интинг, демонстрация трудящихся
и парал частей гарнизона. На правитель-
ственной трибуне находились мартнал Чой-
балсан, руководители правительства, члены
политбюро и ЦЕ МНРИ, а также чрезвычай-
ный полномочный посланник СССР в MHP
Прихолов.

Выступивший с речью генеральный сек-
ретарь ЦЕ МНРИ Цеденбал, говоря о значе-
нии завоеваний народной революции, ска-
зал:

«Наш народ, избавленный от голода, ни-
DlerH, безработицы и других ужасов кани-
тализма, благодаря народной революции сме-
ло смотрит на свое прекрасное будущее, са-
моотверженно трудится для дальнейшего. по-
вышения своего благосостояния и еще боль-
шего укренления сроей любимой родины.
Как всетда, в этот день всенародного тор-
жества наши взоры устремлены в сторону
нашего великого друга — Советекого Союза:
первые слова горячей благодарноети обра-
щены к советскому народу и гениальному
Сталину. благодаря постоянной заботе и
вниманию которого наш народ живет ечаст-
ливой и свободной жизнью».

приветствием выступил

С посланник
СССР Плахалоь

ACU RHE divi, JMG фравцию свободы,
был утвержден в ущерб нашему националь-
ному суверенитету. Подписание этого пакта

A747 LUGS ДОС Стать великим Днем Ha-
пии, которая хочет жить ‘свободно и служить
делу мирз.

К переговорам министров финансов

США, Англии и Канады

ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). Английское
министерство финанесв опубликовало ком-
MIOHHRe о переговорах между министрами
финансов США, Англии и Канады.

«Во время своего пребывания в Тондо-
не,— говорится в коммюнике, — министр
финанеов США Снайдер и министр финан-
сов Канады Эбботт обменялись мнениями ©
английским министром финансов Криписом
и английским министром торговли Вильсо-
ном относительно затруднений, в платежном
балансе между долларовой и стерлинговой
зонами и относительно мероприятий, рас-
считанных на ближний и дальний срок в
целях восстановления равновесия между
обеими зонами». «Было решено, — указы-
вается далее,— что. общий подход в разре-
шению существующих проблем должен
основываться на полном признании их
серьезного и долгосрочного характера, Труд-
ности последних месяцев явились лишь
осложнением глубоко коренящихся ненпо-
ладок. Все участники согласились с. тем,
что нужно попытаться использовать дру-
гие средства, помимо финансовой помонти,
оказываемой Соединенными Штатами и Ка-
надой. Целью должно быть создание такой
международной торговли, в которой могли
бы участвовать страны долларовой и нелол-
ларовой валюты в рамках единой многоето-
ронней системы.

финансов стран Британской империи Ан-
глия предложила колониальным‘ правитель-
ствам временно прекратить выдачу разре-
шений на закупки в долларовой зоне, за
исключением тех случаев, когда отказ от
таких закупок может привести к серьезным
последствиям».   —

В статье, озаглавленной «Нет ника-
ких новых указаний», газета <Дейли
мейл» утверждает, что коммюнике окажет
на промышленный кризисе в Англии не
больше влияния, чем циркуляр, нанписан-
ный по-китайски. Елинственное, что дей-
ствительно имеет значение, пишет газета, —
это тот факт, что Англия близка в банерот-
ству.

Газета «Файнэнил тайме» в редакционной
статье заявляет, что коммюнике в большей
степени примечательно тем, о чем в нем
умалчивается, нежели тем; о чем в нем гово-
purca. Газета высказывает предположение,
что вопрос о фунте стерлингов может быть
поднят ‘на ежегодном заседаний правления
Международного валютного фонда, когда в
сентябре Врипие отправится в США. Газета
сетует на то, что в результате переговоров
не было принято никаких конкретных реше-
ний.

Политический обозреватель газеты «Лей-
лн уоркер» указывает, что в результате

TIGHATADANNABD ига  ттатллаз Я В РЕ: a
			[осле митинга и демонстрации маршал
	Чойбалеан открыл поазлничные торжества.
В павильонах открыты многочисленные вы.
	стазки, показывающие успехи МНР за годы
независимого существования. Монгольское
общество культурной связи с Советских
Союзом открыло большую выстазеу. иллю-
	мужественные сыновья Уархага — Ахсар
й Ахсартаг и их прямые иля косвенные
потомки — Урызмаг, Шатана, Сослан, Ха-
мыц, Батрадз, Анамаз. Веех их об’единяет
беспредельная любовь в родине.

Каждый из героев эпоса наделен инливи-
дуальными чертами. Нарт Урызмаг, етар-
пай в роде Ахеартаггата, олицетворяет
	Вне. NN

03a, сказал далее Чойжами, является
основой налмего независимого существова-
ния, всех наших успехов, нашего даль-
нейшего движения вперед по пути к сопиа-
лизиу.

Докладчив отметил большие успехи, до-
стигнутые монгольским народом, - полтора
года работающим по пятилетнему: плану.

a été aT
	Bee заинтересованные стороны холжны
быть готовы пересмотреть свою политику,
имея это в вилу. В качестве следующего
шага претлагается провести переговоры
межлу представителями трех правительств
с целью выяснения фактического положе-
ния в порядке подготовки к хальнейшим
переговорам межлу министрами. которые,
как полагают, состоятся в Вашингтоне В
	переговоров «не удалось выработать по-
литику, которая способствовала бы o6-
Легчению нынентнего долларового кризиса
Антлни и помогла бы преодолеть экономи-
ческий кризис, охватывающий теперь ка-
питалистический мир». Касаясь содержа-
шегося в коммюнике утвержления о том,
что пель антлийского правительетва по-
прежнему заключается в том. чтобы л0=
	Перевод нартского элоса связан со значи-
тельными трудностями, и поэтому работа
переводчика Ю. Либединекого сама по себе
предетавляет положительное явление. Олна-
ко перевод сделан неровно. Удачно переве-
лены сказания «Собрание нартов», «Смерть
Хамыца», «Как Батралз отометил за смерть
	р

та
  Abt:
о

м

ИН а

0B, №
Г
С
Nad fi
Oxy HEL
Cal
9 2
ie п
DORs
TO BE:
garets

НОВ.
дз),

нартевую мудрость. Даже в преклонном воз-
расте не мог быть Урызмаг безучастным,
Батгда решалась судьба родины.

Верный друг Урызмага и преданный слу-
га народа—находчивая, сметливая Шатана.
Ег обаятельный 0браз выделяется среди
-друтих. замечательных „образов _нартевих
женщин, принадлежит в пентральным в
эпосе. Шатана не только гостеприныная х0-
зяйка и заботливая мать. но и мудрый о-
ветнак нартов. Благодаря своему прозорли-
вому и тонкому уму она не раз выручала
партов в трудные для родины минуты.

Женские образы занимают большое ме-
сто в нартеком эпосе. Нартекяе женщины
не раз вдохновляли нартов на героические
подвиги. Только непоколебимые, стойкие
защитники родины, храбрейцие из храбрых,
отвакнейшие из отважных могли снискать
уважение и любовь женщины,

Гордый и пылкий, неудержимый в своем
тневе, непримиримый 5 врагам родины,
Сослан как бы воплощает нартскую доб-
лесть я отвагу Тутнеётиа nnanawaend an

Е 9 SRSA MIG APE LO VEURUi ge OG USED

ota», «Женитьба Батралза», «Ацамаз
и алдар Мысыра», «Ацамаз и красавица
Агунда». Здесь 10. Либединский сумел

сохранить близость к подлиннику, не ли-
шив его текст оригинальности, своеобразия.
Но зачастую переводчик вольно обращает-
ся с выдающимся памятником  наролного
творчества, на свой’ лад переделызает и
«дополняет» его. Нередко переводчик обед-
няет емысл осетинских выражений.

В 1949 г. «Нартекие сказания» вышли
в Госуларственном издательстве художе-
ственной литературы. № сожалению, в пере-
воде поэтического текста, осуществленном
В. Дынник, далеко не всегда удалось пере-
дать своеобразие поэтической формы, допу-
щено ыного вольностей.

Однако приведенные недостатки не ума-
лают значения большой и сложной работы
по переводу нартекого эпоса на русский
язык, Эта работа должна быть продолжена.

Врасочно иллюстрировал o6e книги на-

Прист ecvusawroder ДНЕ Ре finnwecre 20

TT. Utne LC ye Ye

стрирующую всемирно-исторические победы

План 1948 года выполнен по промышленно- советекого народа.

Положение во французской социалистической партии

ПАРИЖ, 11 июля. (ТАСС). Антирабочая
политика: руковолетва
партии Франции. политика Поля Рамадье,
Жюля Мока, Леона Блюма и других привела
К Тому, что многие члены этой партии. как
рядовые, так и из руководящего состава, и
некоторые местные организации партии по-
рызвают с ‘ней.

По официальным данным, к концу 1947
года число членов социалистической пар-
тии достигало 323.361, а к конну 1948
года их осталось 223.781. Это означает
уменьшение на одну треть.

социалистической

Члены федерации сопиалистической пар-
тии лепартамента Вар, заявив о своем выхо-
де из социалистической партии, опублико-
вали обрашение (напечатано в еженедель-
нике «Франс нувель»), в котором говорится:
_ «Мы считаем, что отетупим от идеала,
который мы всегда защищали, если оета-
немся в рядах социалистической партии,
поскольку. предавая на каждом шагу рабо-
чий класс, руководители этой партии пре-
вратили ее в легальную опору капиталисти-
ческого общества».

Признания южно-корейской марионетки

НЪЮ-ПОРК, 11 июля. (ТАСС). Предета-, живет в крайней нишете и что миллионы
витель лисынизновеких марионеточных вла-   людей не имеют работы.

ств 5 OO ee

как полагают, состоятся в Вашингтоне в
начале сентября. Е

Что касается непосредственных проблем,
то участники переговоров всесторонне изу-
чили Факторы, вызвавшие быстрое исто-
щение резервов стерлинговой зоны в по-

‚ следнее время. Это в свою очередь повлек-

л0 за собой общую лискусеню».
Отмечается, что не выдвигалось пред-
ложения о левальвации фунта стерлингов.
_ Политический обозреватель агентства Рей-
тер Фрэзер Уайтон сообщает:
«В ожидании конференции министров

преънему заключается в TOM, чтовы ло-
битьея установления многосторонней ми-
ровой торговли, обозреватель пишет: «Это
выгодно Соединенным Штатам. ибо озна-
чает похчинение торговли доллару. Нажим
CO стороны американцев явно заставил
Вринпеа полчинитвьея их главному требо-
ванию. Новилимому, также быай даны з3-
верения в том, что. краткосрочные согла-
шения на пвухсторонней основе, заклю-
ченные с Аргентиной и другими. страна-
ми, являются лишь временной фазой и что
нет намерения расширить замкнутый стер-
линговый блок».

Предстоящая забастовка

австралийских моряков
ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). Как передает
лондонское радио, представитель профсоюза
австралийских моряков заявил, что завтра
будет об’явлена 24-часовая забастовка всех

А оо В а а ee eee СА:

Чрезвычайные мероприятия
лейбористского правительства

агентство Рейтер, сегодня лейбористское
правительство приняло ‘решение об’явить
чрезвычайное положение в связи © KOH-
фликтом в лондонском порту.

родный художник Северной Осетии Мухар-
бек Туганов.
А. ЦАГОЛОВА.
	лесть и отвагу. Труднейшие препятетвия оз
преодолевает благодаря своему мужеству.
Центральный герой осетинских  wHanr-

министр внутренних дел Чатер Ил опу-
бликует ряд. чрезвычайных мер, которые
войдут в салу в ночь на 12 июля.

Вим Дон Су признал, что так называе-
моо правительство, Ли Сын Mana держится
только поддержкой США. ‹
	стей Вим Дон Cy, прибыватий недавно
в США, признал на пресс-конферениии в
Нью-Йорке, что население Южной Кореи
	австралийских моряков в знак протеста про-
тив заключения в тюрьму аветралийских
	па Охотском побережье

Резкий, холохный ветер дует с моря. Во-
Еруг плотная белесоватая мгла. Пустынным
кажется приезжему Охотское побережье.

Но первое внечатление резко меняется
в поездке вдоль берега. Пейзаж здесь не ли-
иен своеобразной, строгой красоты. Ветре-
чаются рошицы. гор стремительно
бегут речки. По соседству е камениетыми
утесами расположены рыболовенеие колхо-
зы и десятки заволов, оснащенных современ-
ной техникой. Они выросли за готы сталин-
ских пятилетов на месте спротляво ютив-
шихся юрт рыбабов-эвенов. Над селой по-
верхностью моря стелется хым парохода.
В беспорялочной толчее волн катер ведет
караван кунгасов. Величаво плывет краса-
зина-шхунз. з

Белее трехсот лет тому назал пришли на
Охотекое море ваши предки и, немного и0з-
же, основали первый на Тихом океане перт—
Охотск. Охнахо вплоть хо революнии Охот-
ское побережье оставалесь необжитым. Се-
верную природу и нелюдимое бурное море
покорили, заставили служить Родине вовет-
екие люли.

..На Охотеком побережье в Пазгаре пу-
тина. На огромных просторах, измеряемых
тысячами километров, от Николаевска до
Пенжинской губы и Усть-Большеренка,
развернулея лов рыбы.

Рыбацкие станы крупнейшего на Охот-
ском  нобережье рыболовенкого колхоза
«Рассвет Севера» расположены в низинке
по соседству с Охотским рыбозаводом. Впе-

SX вырисовываются странные, невидан-
ные здесь раньше сооружения: огромные
переплеты гидрожелобов, полпираемые вы-
сокими эстакалами, ленты транспортеров,
быстро стекающие с элезаторных вышек,
иланги, протянувшиеея по берегу к рыбо-
приемным плотам. Председатель колхоза
тов. Сертунен озабоченно вглялываетея в
море, где виднеются стайки кувгасов, и,
смахивая с лица соленые брызги, расска-
зызает:

— Всего-навсего. три лня вылалиев за
время путины, котла рыбаки могля рабо-
тать нормально, а то затишье на чагок—
другой, и снова ветер. Так весь май, так в
июне...-—-Шум набежавшей ва берег волны
заглушает его голое, он не налолго умол-
карт, а затем кричит: — Рыба есть! Видите
сигнал? а

От корреспондента «Правды»
по Хабаровскому краю

Действительно, над одним из кунгасов
pena флажок. Это значит сельль заполнила
ловушку, и рыбаки ждут катера.

У плота, куда должен подойти буксир ©
сельлью, высятея горки мешков © солью и
штабеля бочек. На темнозеленых коврах
морской капусты бъется выброшенная рол-
ной рыба. Море пенится, ревет, е шумом
выбрасывает ва берег волны и вместе с
ними гальку. песок. А в полкилометре от
берега люди, стоя в бешено пляшущих на
волнах кунгасах, неребирают ловушку
ставного невола.

— Нам некогда ждать, когла утихнет
волна, — гозорит ‘председатель колхоза.—
С 1939 гола не было такой непотголы. А
рыбы нало выловить в’ тридцать семь раз
больше, чем в 1939 году. и в два раза
больше по сравнению с удачливым прошлым
годом.

Ватер причалил в берегу, гле на тяжелых
якорях етоял кунгае се рыбонасосной уста-
новкой. Злесь катер оставил огромный се-
тевой меток с рыбой и отправился в море
за новой ношей. Застучали, зафыркали ABH-
гатели рыбонаеосов.

Много нового арннесла нынешняя весна
на Эхотское побережье. Техника — вот что
позволяло людям вступить в спор с нено-
голой и наперекор стихии ловить рыбу. В
прошлом бригала, поставившая улов, вы-
вужлена была или выжилать, вока утихо-
миритса волна, или, как это нерелко слу-
чалось, не дождавшись, выбрасывать рыбу
в море. А теперь... Огромный хобот — вса-
сывающий шланг рыбонаеоса— опустился в
мешок и начал жално глотать сельль, кото-
рая тут же мошной струей полнлась вместе
с волой из лиффузора — широкой металличе-
ской пасти — в мерный бункер рыбопряем-
ного плота. За лвалпать пять минут. насос
перекачал лвестя центнеров рыбы на плот.
Там ее полхватывала и негла на вышку
элеватора лента транспортера. Затем струи
возы полгоняли ее по гидрожеялобам в халь-
ний угол заводского двора, гле брезентовые
жерла выбрасывали ее живую, трелэщущую
в чан.

Если бы в эту минуту Ha заволе
появилея человек, наблюдавший приемку

рыбы в прошлом и не знакомый с рыбона-
сосными. установками, то он подумал бы,
что работа приостановлена. Рыбонриемный
плот раньше был самым оживленным ме-
стом на заводах. Обычно больше ста рабо-
чих было занято на выгрузке рыбы из кун-
гасов и подноске ее к чанам. Теперь на
плоту удивительно тихо. Пять человек об-
служивают вею рыбонасосную установку.

Инженер Главамуррыбпрома тов. Шель-
Ео, пол руководством которога монтирова-
лись механизмы на заволах Охотского по-
бережья, рассказывает, что кажлая рыбо-
насосная установка может принимать пять
тысяч центнеров рыбы в сутки. Процесс
транспортировки рыбы от кунгаса до чана
ускоряется в 12 —15 раз. Это особенно
важно, так как фактор времени для рыб-
ной промышленности, имеющей дело co
скоропортяшимея сырном, играет ретаю-
шую роль. Болыше будет первосортной
продукции!

..Вот стан лучшей на Охотском побе-
режье рыболовецкой бригалы тов. Денекина.
Стан — это летнее жилише рыбака. Дере-
вянный домик, над крышей которого поло-
щется красный флажок — своеобразный
сигнал, прелупреждаюшщий прохоляшие мп-
мо сула о том, что нехалеко в море выстав-
лен невох. Вокруг галька, на которой рае-
кинуты снасти. Нет ни изгороди. ни пря-
строек, характерных для сельских жилиш.
Таких 1омиков много разбросано по берегам
Охотского моря. Ранней весной направля-
ютея к морю колхозные рыбаки из прибреж-
ных и расположенных далеко в тундре
сел. Некоторые из них выезжают на рыбалки
целыми семьями. Умулренные опытом ма-
стера лова, жевшины, юные начинающие
рыбаки — сотни люлей прибыли в этом го-
ду на путину. ‘

Рыбаки в высоких резиновых сапогах, в
коротких ватных куртках и шапках толь-
во что вернулись с моря. В домике тепло.
Бригалная повариха заранее приготовила
обел, вскипятила чай. Ловпы сбрасывают
мокрые, облепленные чептуей фуфайки, по-
лошутея в холодной воде, емывая е липа

и рук морскую соль, поетепенно заполняют

домик. Когда-то они приехали еюла ©
Каспия, с Черного и Белого морей порыба-
чить сезон, а потом залержалиеь еше на
голов — другой, выписали семьи ла в коне
концов, покоренные сказочными сокрови-

щами Охотского моря, так и остались
здееъ навсегда.

Это — бывалые рыбаки. По еле отличи-
мым па воде темным оттенкам они угалы-
вают косяки сельди, умеют по приметам
определить, когда будет дождь или ветер,
и могут, в самый сильный шторм прелека-
зать приближение тихой погоды. Многим
Из них, номимо своего желания, не раз при-
холилось купаться в хололных охотских
водах, хотя они и умеют, как никто, епо-
койно и. уверенно пройтн на шлюпках по
взволнованному ветром морю. Неспроста
же бригала берет самый большой улов сель-
ди на невод: восемь — десять тысяч пент-
неров за путину.

Пова рыбацкая семья рассаживается
около стола. начинается неторопливый раз-
говор о поголе, о делах в других колхозах,
6 том, как раньше рыбачили на парусных
лодках, о новой технике. Высокий, могу-
‚чий в плечах, с темным черномореким за-
гаром липа, бригадир рассказывал, что в
середине июня в 120 милях от Охотска,
в Ейринейской губе, приливом подогнало
сельдь. Рыбы было так много, что она не
успела уйти в море вместе @ волой пря
отливе; около 300 центьеров ее осталось
на берегу. Узнав о большом скоплении
сельли, руководители Tpecra решили. на-
править тула рыбаков. И что же? Через
два дня в пустынной бухте была нормально
действующая рыбалка с палатками для
жилья, с засольными Чанами, с орудиями
лова и рыбонасосной установкой.

Начали говорить о том, что среди героев
путаны наряду с бригалирами лова по-
‘явились люди новых профессий, er Kore-
рых во многом зависит теперь успех путины
и слава о мастерстве которых ндет уже по
побережью. Газеты ныне пишут о старнгине
катера «Ураган» тов. Милютине. Онвлюбую
потолу, к уливлению даже бывалых рыба-
ков, преодолевая штормы и крутые валы
прябрежного наката, безостановочно на
буксире доставляет к берегу вунгаеы и се-
тевые мешки. Илет слаза и.о брагалире ры-
бонасога с Вухтуйского завола, замечатель-
ном специалясте тов Руленко, который
больше других пропустал рыбы по шлан-
гам. : . :

Жизнь внесла новые интустИНальные
штриха в суровое и трудное рыбапкое дело.
Рыбзки становятся подлинными хозяевами
моря. Машины. техника помогают им поко-
рять необузланную стихию. Ла и сами они
 стазовятел иными. Будущее за техникой.

Действуют еще силы, не зависимые от волн
людей, но труженики моря верят в то, что
энтузиазм и ум советского человека охон-
чалельно покорят природу. Рыбаки выхви-
гают все новые и новые залачи перед уче-
ными, механизаторами, изобретателями.

— Почему это ученые не додумаются
освобождать ловушки от икры? — говорит
помошник Денекина старый рыбак Лапин.—
Снадобъе, что ли, какое изобрели бы...
Олин наш колхоз такому изобретателю вы-
делил бы стотысячную премию. А то вн
вместо того, чтобы брать рыбу, сегодня
пришлось три раза сбивать икру. Так
намаялись, что руки не разгибаются.

Сельдь во время нереета забивает ло-
вушки икрой, доставляя много неприятно-
стей ловпам. Толстый, как шуба, слой икры
приходитея сбивать палками. Это отнимает
много времени и сил. Рыбаки выражают
належду, что наука придет к ним на помошь
и избавит их от тяжелого напрасного труда.

Так в рыбацком стане, на берегу дале-
кого Охотского моря, люди вели беседу ©
TOM, что тенерь их больше веего волнует. —
о том, как бы брать уловы сельди не тольке
весной, но и осенью, 06 улучшении работы
метеостанний, дающих прогнозы погоды, о
дальнейших перспективах механизации. Me-
жду прочим, рыбак Чикмарев высказал лю-
бопытные соображения, предвосхитив наме-
рения инженеров:

— Пря нынешней системе подачи рыбы
насосом проиеходит перерыв потока в мер-
ном бункере. Я думаю, что можно кзчать
рыбу по шлангам прямо в чаны, тем более,
что никажой необходимоети подавать сыреп
в бункер нет, так как чаны тоже замерены.
Ири беспрерывном потоке не нужно булет
гидрожелобов, окажутся лишними транс-
портеры. Может быть, толька потребуются
более сильные двигатели... ‘

Ето-то заметил, что хорошо бы рыбу
брать насосами неносредетвенно из ловушек
или даже из моря. И рыбаки начали полу-
шутя изображать картину: вот идет сухно
по морю с рыбонасосной установкой и без
Бонца глотает и глотает рыбу...

Эту послелнюю беседу мы вспомнили не-
сколько позже, присутетвуя при вкепери-
менте, произволимом на олном из заводов
инженерами треста. Они делали попытку,
как мечтал об`этом ловен Чикмарев, пере-
ливать рыбу из сетевого мешка прямо по
шлангам в чаны. Нопыгтка блестяще ула-
лась. Рыба пошла на большое расстояние в
чаны по шлангам, причем двигатели рабо-
тали те же, что и на обычных насосах. Мы

вспоминали беселу рыбаков и думали, что,
наверное, ‘наетунит время. когла рыбу
будут качать непосрелетвенно из ловушек.
Влюлне обнадеживающие опыты в этом от-
ношении уже проволятея камчатеким ин-
женером тов. Чернигиным. сы

Некогла заброшенное, пустынное Oxor-
ское побережье при советской власти пре-
вратилось в индустризльный  рыбапеий
край, своим непрерывным ростом отражаю-
щий техническую и хозяйственную MOLD
страны. Советские люди обжили Охотекое
побережье. Радио связало рыбацкле станы
с родной Москвой. Советская промышлен-
ность вооружила рыбаков новой техникой,
значительно” облегчившей их труд. Только
благодаря технике в осложненных промыело-
вых условиях нынешнего гола заводы
Островной, Пентральный, Дальний, Нажне-
Арманский, Инской, Пограничный еше в
начале июня выполнили план и поеле этого
дали много тысяч центнеров рыбы лополни-
тельно. :

`Путина еще не закончена, а люди уже
велут речь о том, чтобы ловить сельдь
осенью во время ее нагула. Да сих пор в
Охотском море сельдь брали только весной,
во время массовых нерестовых скоплений
вблизи берегов. Сотрудник Тахоокезнского
научно-исслеловательского института рыб-
ного хозяйства и океанографии тов. Ающин,
изучавший районы скопления жирующей
сельхли, обосновал вазможноеть я необхоли-
мость активного лова ее на расстоянии 50—
10 миль от берега. Исполняющий обязанно-
сти инженера Охотекой моторно-рыболовной
станции бывигий рыбак тов. Носиков нере-
оборудовал лля активного лова в море обыч-
ный кошельковый невол, приспособив его в
местным условиям. Рыбака хотят в отличие
от прошлых лет ловить сельдь я обенью.
Bee помыслы их направлены в тому, чтобы
полнее использовать богатетва Охотекого
мвря, дать возможно больше рыбы етране.
Их благоролные стремления жлут подлерж-
ки руководителей рыбной промышленности.

...Горячая порз теперь на Охотеком побе-
режье, Невзирая на непогоду, катера то и
дело подводят к заволам кучгасы и мешки
е рыбой. Стучат двигатели рыбонасоеных
установок, и холодный, резкий ветер раз-
носит вад берзгом запах рыбы. На завод-
ских дворах уже выстроились штабеля б0-
чек с сельлью, готовых в отиравке в горо-
да и села страны.

В. МАЛЫГИН,
Охотское побережье.

i
]