6 МАРТА 1949 г., № 65 (11172)

—  Вручение орденов и медалей капитанам
	м механика
	речных судов
	ку грузов на 29 процентов 19 сравнению
© 1947 годом.

результате решений правительства,
принятых в 1947 году, в настоящее время
происходит большое техническое перевоору»
жение водного транспорта. Речной флот по-
полняетея новыми судами, погрузочными и
разгрузочными механизмами, новым обору-
дованием. Советский народ € воодушевле-
нием и большевистским разиахом осущест-
вляет программу преобразования водных пу-
тей. Страна ждет от речного флота увели
чения перевозок, особенно массовых гру-
зов — хлеба, леса, угля. Работники речно-
го транспорта широко развернули социали-
стическое сорэвнование за досрочное вы-
полнение своей пятилетки. Речники долж»
ны мобилизовать все свои силы и добиться
в текущем 1949 голу превышения довоен-
ного об’ема перевозок,

Для выполнения этих задач нужно, что
бы старое поколение работников речного
флота, представителям которого сегодня
вручены ордена и медали, постоянно пере-
давало молодым рабочим свои знания, нуж-
но. чтобы самым широким образом был ис-
пользован опыт передовых людей транспор-
та, являющихся застрельщиками могучего
движения за досрочное выполнение пяти-
JCTER.
	— Й уверен,-——Ф©казал в заключение тов.
Н. М. Шверник,— что. правительственные
награлы, полученные вами сегодня, послу-
жал новым стимулом в борьбе за дальней-
шее улучшение работы речного транспорта,
за превращение его в одну из передовых
отраслей нашего народното хозяйства.
		OK WM 8 Hb
		Пленум ЦК КГ (6) Украины
	сева, уходе за посевами, обеспечении выс0-
ких . урожаев всех. культур выступил
секретарь ИВ КП(б)У зов. Н. С. Хрущев.
	Ло второму вопросу —— 0 ходе жилинно-
коммунального строительства в’   городах,
производстве местных строительных мате-
риалов и мероприятиях по выполнению
плана 1949 года — с докладом выступил
председатель Совета Министров УССР
	-  тов. Д. С. Воротченко.
	ВИЕВ, 5. (Норр. «Правды»). 2—5 мар-
та состоялся очередной пленум ЦВ ВП(б)
Украины. Пленум обсудил доклады минист-
ра сельского хозяйства УССР тов, В, В,
Манкевича и министра совхозов УССР тов.
Н. Т. Вальченко о проведении весеннего се-
ва и мерах по обеспечению хорошего уход
за посевами для получения высоких уро-
жаев всех сельскохозяйственных культур в
1949 году.

о Докладчики и выступавиие в прениях
единодупно отмечали, что Подготовка к ве-
сеннему севу проходит в обстановке боль-
шото политического и  производетвенного
под’ема. Сталинская программа преобразова-
ния природы, постановление Совета Миниет-
ров СССР и ЦЕ ВКП(б) о подготовке к ве-
сеннему` севу воодушевляют колхозников,
работников МТС и совхозов Украины
из новые трудовые подвиги. Партий-
ные организации возглавляют борьбу тру-
жеников сельского хозяйства за образцовую
подготовку и проведение весеннего сева, за
получение высоких урожаев ‘и досрочное
выполнение поставок всех сельскохозяй-
ственных продуклов государству.
	Вместе с тем пленум вскрыл недостатки
в подготовке к севу. В ряде областей мед-
леннс идут заготовка местных и минераль-
ных удобрений, очистка семян и доведение
их до посевных кондиций. При обеспечен-
ности семенами в целом недостает значи-
тельного количестла сортового ячменя в кол-
хозах Николаевекой, Запорожской и Днепро-
петровской областей, семян гречихи в кол-
хозах Житомирской и Черниговской 0бла-
стей, кукурузы в Сумекой области. Провер-
ва показала, что не все обстоит благопо-
лучно и © качеством семян. МТС Херсон-
ской, Николаевской и Измаильской обла-
стей, ранее других вступающие ‘в сев, не
выполняют установленного графика ремон-
та тракторов.

Большое внимание уделил пленум пре-
творению в жизнь грандиозного сталинского
плана  прообразования природы. Весной
только в колхозах республики предстоит по-
садить 15 тысяч гектаров полезащитных
‘лесных поло и заложить 450 гектаров ле-
сопитомников. В этом голу в колхозах долж-
но. быть построено 1.500 прудов и водое-
‘мов. Кроме того, будет осущено 7.500 гек-
_таров болот и освоено 68,3 тысячи гектаров
‚осушенных болотных земель под посев сель-
скохозяйственных культур. На пленуме под-
черкивалось, что болышой об’ем лесопоеа-
дочных и гидромелиоративных работ требует
усиленного внимания партийных и совет-
ских органов в этому. важнейшему делу.
	В конце прений с речью о задачах боль-
шевиков Украины в провелении весеннего
		Х сезл КП(б

ТАШЕЕНТ, 5. (Корр. «Правды»). Закон-
чил работу Х. еезд ВП (6). Узбекистана.
В прениях по отчетному докладу ЦВ ВП(б)
Узбекистана и ревизионной комиссий
выступило 38° делегатов. Каждое вы-
ступление было проникнуто любовью к род-
ной. большевистской партии, великому
вождю партии и народа товарищу Сталину,
являло coool яркий пример нерушимой
дружбы народов Советского Союза, глубокой
признательности великому русскому народу,
при помощи которого расцвел и развивается
социалистический . Узбекистан.

(’езд прошел на высоком идейно-полити-
ческом уровне, под знаком большевистской
критики и самокритики. Делегаты по-дело-
вому обсуждали задачи, стоящие перед боль-
шевиками республики. Они указывали на
отромные, еще не использованные резервы,
которыми располагают колхозы, МТС, сов-
хозы и промышленные предприятия  рес-
публики, дающие возможноеть досрочно 38-
вершить послевоенную сталинекую пятилет-
ку. Выступавшие в прениях намечали пути
повышения урожайности хлопковых полей
и увеличения поголовья общественного
животноводства, дальнейшего роста произ-
водительности труда в промышленности и
на транспорте.

Наряду с хозяйственными проблемами
делегаты много внимания уделили `вопро-
сам совершенствования методов партийного
руководетва, улучшения партийно-органи-
зационной работы и идеологического воспи-
тания масс.

Секретарь Самаркандского обкома партии
тов. Алимов подверг острой критике нело-
статки в работе партийных и советских.
ортанов по развитию хлочководетва.

Тов. Алимов отметил, что уровень пар-
тийно-ортанизационной работы все еще
отетает от новых, возроситих задач в облаети
хлопковолства.
	Секретарь Сурхан- Дарьинекото обкома
партии тов. Джурабаев сообщил с‘езду, что в
колхозах МТС и еовхозах области успемно
	завершена подготовка к весне. Полным хо-
дом развернулись весенние полевые работы.
Колхозники взяли обязательство вырастить
в этом году урожай хлопка по 27 центне-
ров е гектара.
	— Сурхан-Дарья наряду @е Вахшекой
холиной Таджикистана, — сказал он, —
является важнейшим в Советском Союзе
районом возделывачия длинноволокниетого
сорта хлопка. Развитие этого сорта
хлопка должно пойти более быетрыми тем-
пами, чем шло до сих пор. Необходимо по-
строить в бассейне реки Сурхан-Дарьи
два-три русловых водохранилища, даю-
щих возможность намного увеличить пло-
щадь орошаемых земель, построить мощную
электростанцию, & следовательно, и создать
энергетическую базу для промышленноети.
	Важные вопросы развития хлопководства
поднял в CBOGM выступлении  векретарь
Тазнкентского обкома партии тов. Токто-
баев, Ирриганионные новостройки и оевое-
ние целинных земель в Голодной степи
позволили увеличить площадь, занимаемую
пол хлопок. Задача теперь состоит в том,
чтобы всемерно поднять механизацию всех
работ по выращиванию хлопка и. прежде
всего успешно решить проблему машин-
ного сбора урожая хлопка. Оратор указал
на то, что научные учреждения республики
пока еще не оказывают достаточной помо-
щи сельскому хозяйству, медленно решают
проблемы, связанные с под’емом хлопковод-
ства.

() научной работе, поставленной на
службу хлопководетву, говорил также в
свовм выступлении секретарь Наманганско-
го обкома партии тов. Мухитдинов. Науч-
ные работники еще слабо разрабатывают
новые методы обработки почвы под хлоп-
чатник, проблемы семеноводства, выведе-
ния скороспелых и болезнеуетойчивых сор-
тов хлопка. Ло сих пор еше не создано ви

маска
	(6) Узбекистана
	одного фундаментального ‘учебника по
XAONKOBOACTBY.
Секретарь Бухарского. обкома партии
	тов. Мангутов говорил о том, что министер-
	ства коммунального и водного хозяйства
республики неправильно расходуют еред-
ства на капитальные сооружения в области.
Велико значение животноводства в на-
родном хозяйстве Узбекистана, Обществен-
ные стада отдельных колхозов исчисляются
десятками тысяч мелкого и, крупного рога-
того скота и конского поголовья. Доходы
колхозов от животноводства выражаются в
сотнях тыеяч рублей. Однако болыное
число колхозов еше. не ‘имеет установ-
ленного минимума  маточного поголовья
крупного. и мелкого рогатого скота. Делега-.
ты в своих выступлениях подчеркивали,
что вопросы дальнейшего развития живот-
новодства, повышения ето продувтивноети
должны находиться в центре внимания
партийных и советеких организаций.
Большое внимание. уделил с’езд вопросам
партийно-организационной и ихдеологиче-
ской работы. Секретарь  Самаркандекого
горкома партии тов. Нузнецов подверг кри-
тике отдел пропаганды и агитации ЦЕ ВП (б)
Узбекистана за плохое руководство партий-
ной пропагандой. Работники отдела, бывая,
на местах, мало интересуются идейным
содержанием занятий, работой семинаров
	пропатандистов, учебой актива. Севретарь,
Андижанского обкома тов. Мирза-Ахмедов”
обратил внимание с’езда на низкий уровень.
переводов работ классиков  марксизма-
ленинизма и слишком медленное издание
их на узбекеком языке.

0 серьезных ошибках некоторых деяте-
лей литературы и искусства, искажающих
историю узбекского народа, говорил за-
меститель предсехателя Совета Министров
Узбекской ССР тов. Гулямов.

Болыное место в прениях занимали во-
просы работы ереди женщин, борьбы с фео-
дально-байскими пережитками. 06 этом го-
ворили в своих выступлениях заместитель
Предеехателя Президиума Верховного Совета
Узбекской ССР тов. Садыкова, заведующая
женотделом ЦЕ В1(б) Узбекистана тов. Ра-
химбабаева, продседатель колхоза имени
Сталина, Андижанской области, тов. Кари-
мова и другие.

Секретарь ПА КП(б) Узбекистана тов.
Ломакин в своем выступлении ухелил боль-
110 внимание постановке партийно-орга-
низационной работы и воспитанию партий-
ных кадров. Он подчеркнул необходимость
воспитания секретарей первичных парт-
организаций и оказания им повседневной
практической помотци.

После заключительного слова секретаря
ПЕ RU(é) Узбекистана тов. Юсупова с’езл
	инодуно признал политическую линию.
Е ЕП сб) Узбекистана правильной. а прак
	тическую работу удовлетворительной. В
принятой с’ездом резолюции намечены оче-
редные задачи партийной организации‘ рее-
публики.

На заключительном заседании с’езда тай-
ным голосованием были избраны Централь-
ный Комитет КП(б) Узбекистана и реви-
зионная комиссия.

Бурной овацией и приветственными в0з-
гласами встретили делегаты с’езда. сообще-
ние счетной комиссии о единодущном избра-
нии членом ИА КП(б) Узбекистана гениаль-
ного вождя болыневиетекой партии и совет-
ского народа И. В. Сталина.

С огромным под’емом делегаты с езда
приняли приветственное письмо товарищу
Сталину.

* * *€

Состоялел первый пленум ПЕ ЕП(б) Уз-
бекиетана, избранного Х с’ездом. Первым
секретарем ЦВ ВП(б) Узбекистана избран
тов. Усман Юсупов, вторым секретарем —
тов. Н. А. Ломакин, секретарями НЕ —
т.т, В. А. Былбас, М. Г. Вахабов, С. Нурут-
динов. Утверждены заведующие отделами

№ и редакторы республиканских газет.

Председалель Президиума Верховного Co-
seta СССР тов. Н. М. Шверник вручил вче-
ра ордена и медали большой группе капи-
танов (командиров) и механиков судов Mn-
нистербтва ‘речного, флота, натражденных
за долголетнюю безупречную непрерывную
работу в этих должностях.
	Многочисленной группе капитанов и м6-
хаников, проработавитих в этих должностях
по 95 и более лет, были вручены ордена
Трудового Красного Знамени.

0т имени награжденных выступили Еа-
питан-наставник пароходства  «Волготан-
кер» Н. И. Чадаев, капитан парохода «Ба-
линин» П. А. Гриненвов и механик паро-
хода «Шевченко» П. И. Волков; Они горя-
че поблагодарили правительство, партию,
товарища Сталина за высокие награды и
обешали эти награды с честью оправдать
своей лальнейшей работой.
	Тов. Н. М. Шверник хердечно поздравил
награжденных © получением орденов и ме-
далей и обратился к ним © речью, неодно-
кратно прерывавшейся шумными аплоди-
сментами речников. В ©в06ем выступлении
тов. Шверпик отметил ту болыную роль,
которую играют капитаны и механики су-
дов в успешном осуществлении планов реч-
ного транснорта.

°— В послевоенный период, —сказал тов.
Шверник,— перед речным транепортом по-
оставлена боевая задача — увеличить B
1950 году по сравнению с довоенным вре-
менем грузооборот на 38 процентов, План
третьего, решающего года послевоенной пя-

тилетки работники речного флота выполни-
ли на 106 процентов и увеличили перевоз-
	Выполняя указания товарища Сталина,
большевики и ве трудящиеся Украины
	‘проделали большую работу по восстановле-
нию и строительству жилищного фонда,
	коммунальных предприятий, благоустрой-
ству городов-и рабочих поселков. за послед-
ние годы. восстановлено и сдано в экспло-
атацию свыше 15 миллионов квадратных
метров жилой площади в горолах, Жилой
фонд достиг уже 90’ процентов’ довоенного
уровня, 820 тысяч домов сооружено в се-
лах.
	Докладчик и выступавшие в прениях —
секретари обкомов КИ(б)У, председатели
облисполкомов и горисполкомов, предета-
вители строительных и архитектурных
организаций — отмечали все еще значи-
тельное отставание жилищно-коммунально-
TO строительства от темпов восстановления
и развития народного ‘хозяйства, от возра-
стающих потребностей населения. План
жилищного строительства в прошлом году
в целом по республике был выполнен лишь
на 82 пронента, а по слаче жилого фонда
в эксплоатацию — на 72 процента.
	Врайне неудовлетворительно ведут жи-
лишное строительство местные советы
Сумской, Хереонской, Каменец-Подольской,
Николаевской областей.
	Выступавшие в прениях остро критико-
вали строительные организации «Азов-
стальстрой», «Криворожетрой», «Енакиев-
строй» и другие, которые отвлекают етрои-
тельные материалы и рабочую силу, пред-
назначенную для восстановления жилого
фонда, на другие’ об’екты. Справедливые
упреки были высказаны по адресу мини-
стерелв жилищно-гражданекото строитель-
ства и коммунального хозяйства по поводу
плохой организации строительных работ,
недостаточного использования механизмов,
игнорирования новых, оправлавших себя
строительных материалов и метолов работы.
	С речью по этому вопросу выступил
тов. Н. ©. Хрущев.
	Шо обсужденным вопросам пленум при-
нял развернутые решения.
	Вленум ЦЬ АЦ(б)У избрал членом орг-
бюро ЦЕ Н(б)У секретаря Бизвекого обкома
партии тов. А. А. Грызу.
	Больше товаров отличного качества!
	На Всесоюзном совещании хозяйственного актива
легкой промышленности
	Вчера на совещании продолжалось 06-
суждение доклада миннетра легкой про-
мышленности СССР тов, А. Н. Косыгина о

задачах легкой промышленности в 1949
году.
	В центре внимания стояли вопросы уве-
личения выпуска добротных и красивых
товаров для населения, более совершенной
организации производства, внедрения
новой техники и распространения передо-
вого опыта,
	Выступивший на совещании инициатор
соревнования за отличное качество продук-
ции помощник мастера Краснохолмекого
камвольного комбината тов. Чутких ©00б-
IMI, ITO ero бригада в январе перевыпол-
нила норму выработки на 28 прюц. и дала
тканей первого сорта 99,8 проц., а в фев-
рале перевыполнила, задание на 29 проц. и
выпускала только первосортную ткань.
Делясь своим опытом, тов. Чутких подчерЕ-
нул, что помощник мастера—это не только
наладчик оборудования, но и организатор
коллективной етахановской работы, посто-
янно заботящийся об улучшении качества
выпускаемой продукции.

Выступления рада директоров предприя-
тий показали, что почин Александра Чут-
ких’ 8% короткий ерок нашел тыеячи n0-
следователей. Так, на ленинградской обув-
ной фабрике «Скороход» в соревновании за
отличное качество изделий уже участвуют
124 бригады. Бригада тов. Товетогон уве-
личила выпуск первосоррной обуви © 92
до 95 прюц,, бригада тов. Михайловой —
с 93 до 97 проц. На фабрике организова-
но шесть сквозных потоков отличного каче-
ства. На предприятиях легкой промышлен-
	ности Чатвии в соревнование за отличную
продукцию включились 215 бригад, на пред-
приятиях треста «Укркожобувь» — 171
бригада. На ярославском комбинате «Крас-
ный Перекоп» 10 бригах ткачей выпускают
	только первосортную твань.
	Участники совещания рассказали о той
творческой работе, которая проводится на
местах по внедрению новой техники и рз-
ционализации производства. На Харьков-
ской чулочной фабрике, наприме, испыты-
ваютея машины, переведенные на разрабо-
танную мастерами тт. Гончаровым нп Тага-
сенко конструкцию двухсистемного вяза-
ния. Применение этих машин уже позволи-
10 повыюить производительность труда Ha
30—40 процентов. На Семипалатинском
кожевенном заводе собственными силами
был изготовлен новый вид оборудования,
позволяющего механизировать все операции
кожевенного производства и на 60 проц.
сократить затрату труда рабочих. На Кали-
нинском резино-подошвенном заводе, как об
этом сообщил директор тов. Замятин, ©0б-
ственными силами сконструировали выео-

копроизводительный штамповочный авто-
мат.
	Опытом стахановской работы ‘поделились
закройщица ленинградской обувной фабри-
ки «Пролетарская победа» №.2 тов. Печки-
на, механик-наладчик Московской швейной
фабрики № 5 тов, Седова, помощник, масте-
ра Шелковекого хлопчатобумажното комби-
ната тов. Буйлов.
	В прениях по докладу выступили также
министр легкой промышленности Украин-
ской ССР тов. Косько, министр легкой про-
мышленности Белорусской СОР тов. Сацун-
кевич, заместитель министра  тофговли
CCCP тов. Трифонов, заместитель министра
легкой промышленности СССР тов. Иванов,
директор Центрального научно-исследова-
тельского института хлопчатобумажной
промышленноети тов. Золотаоев и лоугие.
	Сегодня совещание продолжает свою ра-
боту.
	ния решать в строго продуманном плане, с
предварительным обеледованием пастбищ и
изучением источников и качества воды, и
строить не примитивные a долговечные
артезианские и шахтные колодцы е меха-
нической подачей воды, с бетонированными
площадками. с отетойниками.
	Колодцев се механической подачей воды
на пастбищах пока очень мало. В ‘некото-
рых местах вода подается «каугой», при
помощи верблюда. Большинство же чабанов
Казахстана поднимают воду из колодцев
руками.

Что же сдерживает строительство меха-
нических колодцев? Руководители пастбищ-
Но-мелиоративных трестов ссылаются ва
отсутствиз буровых станков, труб, насосов,
цемента. На деле же и здесь проявляется
косное отношение к механизации родопоев.
	Республиканские организации давно при-
няли решение о переводе Актюбинского ме-
ханического завода на изготовление метал-
лических труб и другого оборудования для
колодцев, Конечно, он полностью не может
обеспечить потребность колхозов, но важно
сделать начало в этом болышом деле. Завод,
выполняя это решение, приступил к изто-
товлению труб и насосов, затратил на 9870
	оомало сил и’ средетв, но изготовленное
оборудование никто ‘пока не берет,
	В этом году, чтобы обеспечить скот Rop-

‚мами, колхозы республики должны были

скосить траву с 11 миллионов гектаров.
Сенокос началея ранней весной и закон
чилея поздно осенью. Летом травы BEIT
рают от солица и теряют свои питательные

качества. В связи с ростом животноводства
ежегодно возрастает и потребность в ко]:

мах. Самый правильный выход из этого по-
ложения—расширение посевов трав. (6в0е-
ние травопольных севооборотов в значитель-
ной мере разрешит и кормовую проблему.

`Олновременно встает вопрое о посеве траз
  на больших площадях для заготовки сена,

06 улучшении _ естественных  сепокосных
угодий и пастбищ путем обволнения и по-
лива их. И в этом вопросе требуется актив-

ная помощь волхозам co стороны ученых,
вельскохозяйственных органов и МТС.
	Механизация социалистического животно-
водства Казахстана — дело больной 16у:
	AapCTBeHHOH важности. Партийная органи-
	зоция, советские и сольскохозяйственные

органы республики обязаны заняться и
ВИЛОТНУЮ,
	А. ЧЕРНИЧЕНКО, _
	Пленум Крымского обкома ВКП(б)
OHOTb, 5. (Норр. «Правды»).   Вак в докладе, так и в прени;
	СИМФЕРОПОЛЬ, 5. (борр. «Правды»).
Состоялея пленум Врымекого обкома ВЕП( 6).
На пленуме был обеужден доклад секретаря
обкома тов, Соловьева: об. ортанизационно-
хозяйственном укренлений колхозов и зада-
	чах по проведению весеннего сева. С каж-
	лым годом общественное хозяйство колхозов
растет и - крепнет, В: Судакском районе,
	например, больштинство колхозов электри-
	фицировано и радиофицировано. В них
имеются благоустроенные клубы, библио-
теки, детские сады.
	Бак в докладе, так и в прениях подчер-
кивалось, что многие недостатки в. ортани-
зационно-хозяйетвенном ‘укреплении кол-
	  хозов еще. не устранены, Расширению
	садов, виноградников и посевов Табака,
повышению урожайности’ специальных
культур еще’ недостаточно уделяется вни-
мания в торвых и предтрных районах
Ерыма.

В принятои решении ‘пленумом обкома
намечены меры дальнейшего ортанизацион-
но-хозяйственного укрепления колхозов и
успешного проведения весеннего сева.
	СЕМИНАР СЕКРЕТАРЕИ РАИКОМОВ ПАРТИИ
	ОРЕЛ, 5. (Корр. «Правды»). На про-
шедшем семинаре первых секретарей рай-
Комов партии, кроме лекций по теоретиче-
ским. вопрогам, были обсуждены также
	доклады с мест о практике работы райкомов.
	оекретарь иивенского райкома партии тов.   руководетве
Кулаковский сделал доклад о дифференци-   коммунистов.
	рованном руководстве колхозами, секретарь
Враснинского райкома партии тов. Фурмз-
нов ——0 работе с секретарями первичных
партийных организаций, и секретарь Задон-
ского райкома партии тов, Васильев — 0
руковолетве политическим просвещением

но

продуктивность скота, укрепит экономику
колхозов, увеличит доходы колхозников.
	Партия и правительство не раз указыва-
ли на ‘необходимость развернуть работу по
механизации животноводства и в первую
очередь по заготовке кормов, подаче воды
на фермы, кормоприготовлению, внутри-
	‚  фермекому транспорту, а в электрифициро-
	ванных колхозах, вроме того, по элевтро-
доике коров и электрострижке овец.
	Нельзя сказать, чтобы в Вазахетане не
поднимался вопрос о механизации в живот-
‘новодетве. Говорят 0б этом здесь давно и
‘много. Но слелано пока очень мало.
	Многие руководители животноводческих
районов жалуются на нехватку сенокоси-
лок. В 10 же время мощные ‘пирокозахват-
ные сенокосилки МТС используются крайне
плохо. МТС республики план сенокошения
выполнили немногим больше чем напо-
ловину. Тракторными сенокосилками в этом

году заготовлено кормов для скота меньше
10 процентов общего плана.
	В: колхозах крупнейшего в Джамбулекой
области животноводческого Таласекого рай-
она на каждый колхозный двор в ереднем
приходится около 100: голов разных живот-
ных. Волхозам требовалась помошь МТС.
В районе их две, но обслуживанием кол-
хозного животноводетва они не занимаются.
Машинно-сенохосные отряды в большинстве
МТО республики распались,
	На складах Сельхозенаба a hasnorped-
союза вот уже скоро год, как лежат без
движения “около. 4. Тыеяч автопоилок, более
50  агрегатов для электроетрижки овен в
электродойки коров, многие сотни машин для
приготовления корма. Из поступивших в
Таллы-Вурганекую область 12 электростри-
MOK продана’ колхозам.., одна, из 13 авто:
доек и 200 звтопеилок не продано ни ‘одной.
	Колхозы не приобретают ценных и нуж-
ных машин не только потому, что они еще
тороговаты, а и потому, что их подчас не-
кому установить. Многие животноводы
нс знают, как пользоваться ими п какая от
НИХ ВЫГоЛа.
	Отсутствует и пропаганда механизации
животноводетва среди колхозников. В арте-
ли имени Сталина, Алма-Атинского района,
одна ферма крупного рогатого скота пол-
ностью, механизирована. Сделана подвесная
дорога для подачи корма и вывозки навоза,
установлены автопоилки, применяются элек-
тродойка и машинное приготовление  кор-
мов: Оборудован колодец с волонасосом. Me-
	ханизация дает большую выгоду колхозу.
	Однако 06 этой ферме знают не во всех
районах республики. Надо, чтобы такие по-
казательные фермы были созданы в каж-
дой области, в каждом районе, чтобы кол-
хозники воочию могли убедиться в выгоде
механизации животноводства.
	При МТС существуют хорошо оборудо-
ванные мастерские по ремонту тракторов и
комбайнов, на месте изготовляют к ним
сложные запасные части, Неужели же МТС
животноводческих районов не в состоянии
организовать восстановление, ремонт ма-
шин, применяемых в животноводческом хо-
зяйстве, и изготовление для них запасных
частей?

Некоторые руководители районов и обла-
стей сами проявляют косное отношение к
механизации. В Уральске — областном цен-
тре Западно-Вазахстанекой области — ра-
ботает завод по изготовлению ветродвигате-
лей. Отеюда они отправляются в колхозы
Сибири, на Урал и в другие райдчы страны.

то же время в Западно-Вазахстанской

области с развитым животноводством 3TH
двигатели не используются. А ‘какую бы
большую пользу они принесли животново-
дам в безводных степях на летних и зим-
них пастбищах.
_ В Казахстане широко применяется отгоя
скота на зимние пастбища. Но эта ви-
стема ведения скотоводства He может
оставаться такой, какой она была рань-
ше, при кочевом образе жизни ското-
водов-кочевников. Отгонное животноводство
колхозов и совхозов наетоятельно‘ требует
создания прочной кормовой базы, усовер-
шенствованного. водоснабжения, создания
культурных условий для животноводов. На-
до добиться такого положения, чтобы жи-
вотноводетву республикч не могли угрожать
никакие джуты, бураны и другие капризы
приролы.
	В безводных степях Казахетана иеклю-
чительно важную роль играет водоснабже-
ume скота. Колхозы каждый год роют ирн-
митивные колодцы, которые быстро прихб-
дят в негодноеть. Причем не каждый кол-
хозник сможет отыскать в степи ‘воду и
вырыть колодец. Эту работу выполняют
кудукчи (старики, унаследовавшие опыт
от своих дедов и отцов). Их етзноритея все
меньше и меньше. Сейчас эта работа воз-
ложена на республиканские и областные
мелиоративно-пастбищные тресты, но так
как они свою работу проводят при помощи
тех же кудукчей, то положение е волоснаб-
	юением попрежнему остается напряженным.
Очевидно, следует проблему водоснабже-
	азревгцие вопросы
зации животново)

коровы все еше недостаточно высок. Or mu-
	вотноводства пока берем только половину
того, что оно может дать. A BCe оттого, что
уход плохой. Разве терпимо такое. положе-
ние, когда в сентябре ‘во многих отарах
ягнята еще не были отбиты от. маток? Ве-
сенняя стрижка овец недопустимо затяну-
лась. А что я сделаю, когда отару овец в
400—500 голов порой. обслуживает один
чабан?

Дальше председатель колхоза начинает
жаловаться на и машин для жни-
BOTHOBOACTBA.

— Полеводство в нашей артели играет
второстепенную роль. На полях работают
травторы, комбайны и другие первокласс-
ные машины, а в основной отрасли хозяй-
ства — животноводстве — пока работают
только конные сенокосилки, да и тех нехва-
тает. Вот почему меня волнует завтрашний
день, — заключает тов. Нурманов.

В артели «Кено» около 700 трудо-
способных колхозников. Из них в оенов-
ной отрасли хозяйства — животноводетве—
занято меньше половины, В то же время
при отсутетвий механизации только для
обслуживания овцеводства требуется не ме-
нее, 300 человек.

Для того, чтобы напоить отару овек в
500 голов, двум чабанам требуется не менее
3 часов. Воду из колодца ‘достают ручным
способом и поят из двухметрового корыта.
А если бы были построены колодцы с меха-
нической подачей воды, с пементированны-
ми площадками и длинными корытами, то
на вст эту операцию потребовалось бы вре-
мени в несколько раз меныше и водопой мог
бы производить один человек. Но таких ко-
лодцев в колхозах. пока нет,

Колхоз начал посев культурных кормо-
вых трав. В этом году только за первый
укос со 150 гектаров люцерны было нако-
шено более 300 тонн хороптего. сена. Артель
завела свой семенники люцерны и решила
доРести посев этой травы до 1.000 гекта-
ров,

В сожалению, инициатива колхозных жи-
вотноводов не находит должной поддержки
	со стороны районных и областных ооганиза-
	ций, & МТО совершенно не замимается во-
	В колхозе «Венес», Меркенского района,
Джамбулской области, насчитывается около
50 тысяч тонкорунных овец, 670 лошадей
и 870 голов крупного рогатого ‘скота. За
прошлый год артель сдала государству бо-
лее 2 тысяч пентнеров мяса, около 150 ты-
сяч литров молока, более 40. тысяч кило-
граммов высококачественной шерсти. Вол-
	X03 только от реализации шерети получил
	полтора миллиона рублей дохода.
	Перспективы дальнейшего развития. 0б-
щественного животноводетва в колхозе ис-
ключительно большие. Скот круглый год
содержится на естественных вынасах. Ран-
	ней весной и позлней осенью он пасетея
	в припесковых стелях Саргау и Токташ. Ле-
TOM стада и отары находятся на альпайеких
лугах — в горах Сусамыр, Аспара и Мерке,
На зиму их перегоняют в полупустыню
Муюн-Кум, где бывает кратковременный
и незначительный снежный покров,
	Еще совсем недавно председатель колхо-
за Берлала Нурманов, обсуждая с актизом
дальнейние планы артели, рассуждал:
	— Через 2—3 гола мы будем иметь
100 тысяч овец. Сделаем свой аул самым
богатым, красивым и благоустроенным в Ва-
захетане. Государетву ежегодно будем сда-
вать большое количество мяса, шерсти, мас-
Ла, кожи.
	Планы колхозников вполне реальны. Но
	тов. Нурманова сейчас беспокоит завтраш-
		ний день.
Тов. Нурманоз животноводетвом занимает-
	ся с малых лет. Но он никогда не имел дела
с таким количеством скота.
	— Посудите сами, — говорит он, — в
1948 году мы от каждых 100 овцематок
вырастили по 107 ягнят. Только приплод
составил 25 тысяч голов. В 1949 году
колхозные отары уже возрастут до `60—
10 тысяч голов. А число хозяйств и тру-
хоспособных в артели остается прежним.
Вот и опасзюсь, что не управимея мы с та-
ким животноводством.
	— Или другой вопрос, — продолжает
	тов. Нурманов. — Мы получаем низкие
наетриги шерсти, средний надой молока от
	просами заготовки корма, создания прочной
кормовой базы, улучшения сенокосных уго-
дий и пзетбищ, назревитими’ вопросами `ме-
ханизации. в животноводстве,
	Члены сельхозартели «Венес» в прошлом
году наметили построить 4. пункта иекус-
ственного осеменения, цементную ванну для
мойки овеп, тепляки для молодняка, 4 ко-
шары, затиши, склады для концентратов и
соли, 10 колодкев и жилые дома для чаба-
нов. Правление артели заключило договор
в областным пастбишно-мелиоративным Tpe-
стом на постройку 10 механизированных ко-
лодцев, Руководители треста нервым долгом
потребовали перевести на их счет аване в
10 тысяч рублей. Колхоз перевел деньги. Но
работники треста до’ зимы и глаз не пока-
зали. в ЗУл. :
	№3 вести дальше крупное колхозное жи-
вотноводство? Этот вопров волнует не только
тов. Нурманова, он волнует сотни предееда-
телей артелей и тысячи животноводов Ва-
захстана. В республике насчитываютея мно-
гие десятки колхозов, которые уже имеют в
своих отарах по 30 — 40 тысяч oxen.
Число таких хозяйств будет расти с каждым
годом. Положение в колхозе «Кенее» харак-
терно для: многих животноводческих. х0-
зяйеств республики. .
	Kak же решаются эти большие и елож-
ные вопросы на месте?
	. В Меркенском районе, да и в областном
центре Джамбуле поговаривают о сокра-
щения поголовья скота в колхозе «Кенес».
Вредность таких разговоров очевидна. Co-
циалистическое животноводство в Казах-
стане по праву должно прочно занять веду-
щее и главное место в экономике животно-
водческих районов и областей республики.
Возникающие Трудности’ в обелуживании
раетущего поголовья должны быть разре-
шены таким же путем, как решалась зерно-
вая проблема, —— путем широкой механиза-
ции трудоемких ‘работ, создания прочной
кормовой базы, повышения производитель-
ности и культуры труда животноводов.
Механизация в животноводстве высвободит
большое количество рабочих рук: поднимет
	КУЛЬТУРУ этой отрасли хозяйства. повысит
	(Корр. «Правды»),
Казахская ССР.