6 МАРТА 1949 г., № 65 (11172)

‚Ценные спектакли Заявление генерального секретаря КПФ
	Песси
	Вилле
	«за капитана» и «Снежок» в Центральном детском театре

Еели спектакли театра для детей и под-
ростков воспитывают зрителя в духе ком-
мунизма, если они помогают советской Рэ-
дине растить идейных, мужественных,
справедливых и честных людей, значит
тедтр—на верной творческой дороге. И, на-
оборот, если спектакль не возбудил в юном
зрителе возвышенных чувств, не зажег в
нем светлой мыели, — все идет впустую:
усилия постановщиков, талант актеров.
Спектакли Центрального детского театра
«Два капитана» и «Снежок» убедительно
говорят о том, что коллектив Театра нахо-
Зится на правильном пути.

06 этих спектаклях мало сказать, что
они изобретательно, красочно поставлены и
смотрятся с неослабевающим волнением,
Самое главное в том, что они проникнуты
благородными идеями, воспитывают в зри-
телях любовь к сопиалистической отчизне;

Нет нужды рассказываль содержание
хорошего романа В. Каверина «Два капи-
тана»—он широко известен, его с интере-
сом читали He только школьники, но и
взрослые. Ценность: его в том, что в нем
художественно ярко показано, как наш со-
ветский человек беззаветно служит Роди-
не, как он тверд в достижении намеченной
цели, как мужественен в борьбе © трудно-
стями, как умеет любить и дружить,

Театр помог писателю перенести на спе-
ну почти все основные мотивы его книги.
Спектакль «Два капитана» получился co-
держательный и глубокий, он укрепляет в
зрителях желание посвятить всею евою
жизнь служению Родине, быть тотовым на
подвиг BO имя ее, быть волевым и чест-
ным. Вроме Tor,— что тоже крайне важ-
HO,—— юношество, старшие школьники ви-
AAT на сцене пример благородной, возвы-
шенной любви и дружбы.

Саню Грагорьева — сначала выпускни-
Ез средней школы, а потом летчика, по-
лярного исследователя, храброго советского
офицера — играет А. Михайлов. 910 его
первая роль. Играет молодой и, как пока-
зал спектакль, одаренный ‘актер отлично:
В его игре много непосредственности.

И роль другого главного персонажа спек-
такля— Кати Татариновой — театр смело
доверил молодой исполнительниие М. Куп-
рияновой. Это тоже первый дебют. Игра
актрисы подкупает свежестью чуветв, тро-
тательной искренностью. Можно с удовле-
творением сказать: молодые актеры оправ-
дали надежды театра. Успех спектакля во
многом обязан их взволнованной игре. Пусть
He из этого поучительного примера сде-
лают выводы художественные руководители
и режиссеры некоторых других театров:
	“Хорошо также играют в этом епектавле
давно уже заслужившие любовь юного зри-
теля актеры Т. Соловьев (учитель Кораб-
лев), П. Чинаров (сторож Агей), И. Воронов
(Татаринов). Им удалось полно и вырази-
тельно передать основные черты персона-
mel каверинского романа. Отталкивающий.
образ подлеца и шкурника Ромашова co-
здал актер.3: бажин. -
	Слектакль поставлен В, Волесаевым и
оформлен художником В; Ивановым. Чудес-
на первая картина — веселый, шумный
школьный бал; романтичны картины, покз-
зывающие “Janouappe. .
	Юные зрители уходят из театра после
этого спектакля взволнованными и несколь-
ко задумчивыми. Это хорошо. Пуеть думают,
переживают, мечтают, примеряют к себе
образы героев спектакля — в этом и цен-
ноеть его. `

Со спектаклем «Даа капитана» перекли-
кается в идейном отношении другая поста-
новка театра — «Снежок». Эта пьеса —
значительный успех драматурга В. Люби-
мовой. 06& спектакля как бы дополняют
друг друга, помогая зрителям еще раз
осознать все преимущества сопиалистической
	системы нал капиталиетической.

КРИТИКА
и БИБЛИОГРАФИЯ «
	На спене— эпизоды из жизни одной аме-
риканской школы. Действие. происходит в
небольшом городке Северной Америки. В
школе учатся и дети зажиточных родите-
лей, и кое-кто из детей бедняков, и негры.
Факты сегодняшнего дня говорят о том, что
такие школы в Америке уже трудно найти,
что тысячи детей американских тружени-
ков не только не сидят на ‘одной парте .с
детьми богачей, а вообще лишены возмож-
ности учиться.

Но даже эта «благополучная» школа, ло-
казанная в спектакле, вызывает бурное
негодование в сердцах юных зрителей, вос-
питанных в стране победивиего социализ-
	ма и не понимающих, как может счастье
	ребенка зависеть от цвета его кожи или от
служебного положения его родителей.
События, о которых рассказывает драма-
тург В. Любимова, поражают советских
школьников своей бесчеловечностью и же-
стокостью. В городок Северной Америки
приезжает из южного штата богатейптий
предприниматель Билл. Анджела, пятнадца-
тилетняя дочка Бидла, _ развращенное,
эгоистичное создание, не желает учиться
вместе с негром (его зовут «Снежок»), хотя
«Снежок» пользуется любовью всего клас-
са. Папаша Анджелы, который по cyme-
CTBY купил этот североамериканский ropo-
	  до и ведет себя здесь как хозяин, в угоду
	дочке отдает под суд «Снежка», выгоняет
прогрессивно мыслящего директора школы
Томеона и добивается назначения вместо
него подхалима и реакционера Такера. Бес-
чинетва распоясавшегося «босса» вызывают
негодование рабочих. На разгул реакции
они отвечают забастовкой.

Дети смотрят спектакль с огромным вол-
нением, которое само по себе уже может
послужить красноречивой оценкой работы
театра. Они сжимают яростно кулаки, века-
кивают с Мест, гневно протестуют против
свершающейся на их глазах чудовищной
несправедливости. На «Снежка» (его про-
сто и искренне играет артист В. Заливин)
они смотрят сердечно и дружески, Анджелу
же (в выразительном исполнении Г. Ново-
жиловой) и Бидла (актер Н. Фирсов) они
ненавидят всей душой. Особенно ненави-
AAT они учителя — холуя и ханжу, пако-
стного человечка’ Такера, характер которо-
го полно раскрыт актером И. Вороновым.
Дети, переживающие спектакль, порой да-
же забывают, что эт — театр. Cron
только преследующему «Снежка» Такеру
появиться на сцене, как из зрительного 33-
ла несутся возгласы: «Крыса! Крыса! Уби-
райся вон, крыса!». Когда же реакционная
учительница мисс Феллер дает на спене
американским школьникам лживую харак-
теристику Советского Союза, то в разных
концах зала юные зрители наперебой кри-
чат: «Врет! Врет!»

«Снежок»— спектакль, который побуж-
дает юного зрителя еще крепче любить и
ценить свою советскую Родину, a также
вызывает в детях благородные мысли об
уважении к человеческой личности,

Необходимо сказать, что в тексте пьесы
еще нужно кое-что доработать. Необходимо,
например, ‘устранить фальшивые места в
разговорах Томсона и Блейка о роли амери-
канцев во второй мировой войне.
	Спектакль поставлен В. Волесаевым и
оформлен. художниками В. Шестаковым и
Л. Демидовой. Хочется отметить в работе
постановшика остроту идейного замысла,
знание детекой аудитории.

Спектакли «Два капитана» и  «Сне-
жок» — крупные удачи Центрального дет-
ского театра. Они свидетельствуют 06
илейном и художественном росте еоветекого
детского театра, ведущего благородную ра-
боту по воспитанию налтей детворы в духе
коммунизма.
			Австралийской компартии Шарки
	СИДНЕЙ, 5 марта. (ТАСС). Газеты опуб-
ликовали заявление генерального секрета-
ря Австралийской коммунистической пар-
тии Шарки, в котором говорится:
	«Я поддерживаю заявление: лидера Фран-
цузской коммунистической партии Мориса
Тореза. Советский Союз является миролю-
бивой страной и никому не об’явит войны,
Советский Союз будет воевать только в том
случае, если на него нападут. Я не моту
представить, чтобы в Австралию вторглись
советские войска. Если в ходе преследова-
ния агрессоров советские войска ветунят
	на территорию Австралии. то австралий-
ский рабочий класе будет привететвовать
их так же, как их приветствовали наролы
Европы, ‘когда их освободила ‘Совет
ская Армия. Задача коммунистов состоит
в 10м, чтобы бороться за предотвращение
войны и воспитывать народные Мабсы в
духе борьбы < идеями войны. Но если фа-
шисты в Австралии используют силу для
того, чтобы помешать рабочим добиться
этой цели, то коммунисты посоветуют. ра-
	бючим ответить на енлу силой».
	В_Национальном собрании Франций
	Henytar-KOMMYHHCT Роже Гароди лишен парламентской
неприкосновенности
	нием в «Юманите» заявления политбюро
компартии о том, что «французекий нарох
не будет, никогда не будет воевать против
(юветекого Союза».
	Бторое предложение ‘© лишении napa
ментекой  неприкосновенности, `‘обсуждав
шееся вчера в Национальном собрании, Kae
саетел депутата Роже Гароди, который око-
ло ‘двух лет тому назах опубликовал в ев05м
департаменте Тарн ряд статей, разоблачаю-
щих префекта’ департамента Тарн Ropar.
Гароди  разоблачал Корню Как слугу Виши,
выдавшего тесташо офицеров-патриотов и
трудящихся; мобилизованных на принудиз
тельные работы в Германию:
	В своем выступлении на вчерашнем заз
седании Национального собрания Гарохи
подтвердил ‘всю правильность своих обвиз
нений по адресу Корню, приведя многочис»
ленные письма и локументы. Однако На»
циональное собрание 363 ‘голосами ‘против
202 решило ‘лишить Гарохи парламентекой
неприкосновенности.
	К экономическому: положению
во Франции
	НПАРИД, 5 марта. (ТАСС). Как сообщает
еженедельный бюллетень, издаваемый Фран*
цузевим банком, лилть за февраль-во Фран»
ции ‚имели место 237 банкротств промыш»
ленных ‘и торговых предприятий и намез
чена ликвидация по суду 81 предприятия
(в. январе их соответетвенно насчитыва»
лось 229 п) 53). Другими словами, сей»
час во Франции-прекращают свою деятель
ность в среднем десять предприятий в день,
	ПАРИЖ, о марта. (ТАСС). Вчера в На-
циональном собрании обсуждались предло-
жения о лишении парламентской: неприкое-
новенности депутатов, Национального собра-
ния — коммунистов Марселя ВБашена ‘и
Роже Гароди.
	Предложение о лишении парламентской
неприкосновенности Марселя Кашена было
сделано Андре’ Мюттером (ПРЛ -— крайне:
	резкпионная «Республиканская партия сво-
	боды»), который ‘счел себя оскорбленным
статьей Андре Карреля; опубликованной в
газете «Юманите». Андре Каррель говорит
в своей статье о темной роли, которую
играл Мюттер во время оккупации. (0. вре-
мени же’ освобождения Мюттер является py-
ководителем ‘фаптистекой газеты «Пароль
франсез» и требует реабилитации изменни-
ROL,

Напиональнов  собрание‘ должно было: вые
сказаться относительно лишения Марселя
Вашена как директора газеты, поместив-
шей эту статью, пардаментекой неприкос-
новенности для того, чтобы дать. возмож-
ность Мюттеру начать против него вудеб-
ное дело. :

296 голосами против 221 Национальное
собрание отклонило: это предложение (рад
депутатов-социалистов, членов. партии: «На-
рюдно-республиканское движение» и ра-
дикалов голосовали вместе © коммуниета-
ми против лишения парламентской непри-
косновенности Марселя Кашена).

‘Следует отметить, что в скором времени
Папиональному собранию вновь предетоит
высказаться в отношении предложения о
лишении парламентской неприкосновенно-
сти Марселя Кашена в связи’ с опубликова-
	ХЕЛЬСИНВЙ, 5 марта. (ТАСС). «Тюэкал-
сан саномат» опубликовала беседу предста-
вителя демократического пресе-бюро с гене-
ральным секретарем RIG (коммунистиче-
ской партии Финляндии) Вилле Песси. От-
вечая на вопрос, какова позиция КПФ в от-
ношении агрессоров, против которых высту-
пили Торез и Тольятти, Вилле Несси заявил:

Наша позиция такая же, как и позиция
коммунистов других стран. Агрессоры долж-
ны быть обузданы еще до того, как их Ат-
лантический союз и другие военные блоки
успеют породить войну. Но если миролюби-
вые народы потерпят неудачу в своем стрем-
лении сохранить мир, если жаждущие вой-
ны имперналисты нападут на Советский
Союз или другие миролюбивые народы, то
долгом воех коммунистов и других еторон-

Заявление генера
	ников мира является — помочь Советскому
Союзу и прочим, сделавшимея об’ектом аг-
россии, странам разбить ‘агрессора или’ аг-
рессоров. Характерно, что. «Суомен сосиаля-
демокраатти» (центральный орган финлянд-
ских правых социал-демократов. — Прим.
ред.) осуждает коммунистов за их точку зре-
ния, хотя рэдакция: «Суомен сосиалидемо-
краатти» должна знать, что весь финский
народ одобрил этот принцип, заключив ©
Советеклм Союзом договор о дружбе, сотруд-
ничестве и взаимной помощи. Этот. договор
специально предназначен для предотвраще-
ния войны или; если этого нельзя будет. сде-
латьудля того, чтобы разгромить агрессоров.
Наш народ, являющийся сторонником мира
H сотрудничества между народами, выпол-
НИТ это соглашение.
	льного секретаря
	  решению датского правительства участвовать
В переговорах 06 Атлантическом nakte
КОПЕНГАГЕН, 5 марта. (ТАСС). Все дат-, радикальной партии глубоко сожал
	ские газеты рассматривают решение дат-
ского правительства послать министра ино-
странных дел Расмуссена в Вашингтон ‘для
переговоров 0. присоздинении к Северо-
атлантическому пакту как окончательный
отказ Дании от прежней политики нейтра-
литета_
	Газета «Ланд ог Фольк» расценивает это
решение как попытку правительства пред-
принять роковой для Дании шаг, не спросив
мнения латското народа или рикедата.
	Что касается рикедага, то правительство
заручилось поддержкой депутатов партий
«Венстре» и консервативной. Радикалы и
депутаты партии’ «Правовой `с0103» пока
не поддерживают такую политику. Радика-
лы опубликовали сеголня коммюнике, B KO-
	тором говорится: «Нарламентекая фракция
	радикальной партия глубоко сожалеет по
поводу того, что правительство и большин-
ство фолькетинга предприняли сейчае шаг,
который, безусловно, предопределит окон-
чательную ‘позицию Дании, прежде чем
рикелат имел возможность обсудить этот во-
	рос».

Для многих политических наблюдателей
поспепгное решение датского правительства
присоединиться к Северо-атлантическому
пакту оказалось тем более. неожиданным,
что социал-демократы в вопросах внешней
И военной политики всегда стремятся полу-
чать поддержку радикалов. В этих вопросах
0бе эти партии многие годы придержива-
лись одинакового курса. Здееь склонны счи-
тать, что поспешноеть решения вызвана
	нажимом со стороны США,
	Новый диктат военных’ властей
запалных оккупанионных зон‘ Германии
		PORES вруги западногерманского населения
возмущены таким поведением боянских по-
литиков, не, постеснявщихся за счет интере-
сов народа и за счет единства Германии за-
верптить предательство своего отечества,
Представитель коммунистической фрак-
ции «парламентского совета» Гейнц Реннер
заявил, что позиция военных губернаторов
По отношению в бониекой конституции не
является неожиданной. Он подчеркнул, что
меморандум военных губернаторов евиде-
тельствует о желании западных держав вас=
	колоть оападную Германию на ряд мелких
земаль.
	Газета «Нейес Дейчланд», комментируя
Новый диктат западных властей, пишет:
«Этот «меморандум» военных губернаторов
наглядно показывает всем немцам, что
боннекая конституционная ‘махинация He
имеет ничего общего е немецкими интереса-
ми. По приказу западных держав сначала в
Херренхимзее, а затем в Бонне была нача-
та разработка так называемого «основного
закона» западногерманского  сепаратного
государства. Не довольствуясь этим, они пе-
дантично проконтролировали формулировки
всех параграфов конституции с тем, чтобы
в точности сохранить `англо-американский
план, ведущий к созданию западногерман-

ского сепаратного государства, в расколу
Герматити» _
	Тазета отмечает далее, что. в противопо-
ложность Западной Германии население во-
сточной зоны имеет возможность OTEDHITO
обсудить проект конституции Немецкого на-
родного совета, в основе которого стоит соз-
дание единой, подлинно независимой Герма-
нии. Газета отмечает далее, что последние
события в Западной Германии заставляют
еще более серьезно поднять национальные
требования о восстановлении единства Гер-
мании. о заключении мирного договор» и
	00 OTBOTS ОЕБуУПАационных ВОЙСК.

Вонст. Федин дал в. своей. книге множе-
ство великолепных описаний природы.
Й крайне примечательно, что эти картины
блещут совершенно различными краска-
ми — для тех, RTO ищет укрытия в утлой
скорлупе мещанского, обывательского мир-
ка от жизненных потрясений, и для тех,
кто. уверенно и радостно чувствует себя
XORAHHOM ЖИЗНИ. $
	‚ Преврасны страницы, посвященные вдох-
новенным, мечтам едущего на фронт Вирил-
` ла о преображенни земли, о лесах, которые
`издо насадить, чтобы защитить землю, по-
вевы от. суховеев! Эти мечты осуществля-
ются сейчас в нашей действительности ро-
лею партии, волею народа.

Роман. нанисан. в благородных традициях
классической; русской прозы, обогащенных
новаторетвом художника нашей советской,
социалистической современности. Остро на-
блюдателен глаз писателя — психолога. и
художника. С поразительной силой памяти
восстановил Конст. Федин для нас в своем
реалистическом изображении мельчайшие
детали быта, жизненного уклада ушедших
в прошлое лет. Но главное в том, что он
показал, как в этом прошлом, в борьбе ста-
рогоси нового, рождалось наше настоящее,
наше будущее.

Он вывел в своем. романе образы передо-
вых людей из. народа, воторые идут. «толь-
ко за победой». Нанти люди чувствуют себя
хозяевами не только. настоящего, но и бу-
дущего. И оно все больше входит в нашу
жизнь. Сравнивая ето с нвоб’ятным морем,
Ратозин говорит, что оно, «оставаяеь буду-
щим, стало также нашим настоящим». C
какой теплотой вепоминает он о скромном
труженике революции Дорогомилове, кото-
рый «всю свою жизнь мечтал... о великом
будущем человечества и помогал растить это
будущее...»

Роман завершается встречей Кирилла
Извекова со Сталиным перед побелоносным
движением советских войск на Ростов,
мощной ‚картиной смотра. проносямихся пе-
ред Сталиным, Воротиловым, - Буденным
эскадронов Первой Конной, готовых устре-
миться в решительный бой за великое тело
советского народа, ‘за свободу и счастье
нашей сопиалистической Ротины.
	Советский читатель © благодарностью
примет эту превосходную книгу, посвящен-
ную образам тех, кто. работал и работает,
чтобы «были счастливы сейчас и в буду-
щем» люди на земле, чтобы приблизить
победу коммунизма,
		БЕРЛИН, 4 марта. (ТАСС). 2 марта воен-
ные губернаторы западных зон генералы
Влей, Робертоон и Кениг после конферен-
ции, на которой обсуждалея проект запахно-
германекой конституции, разработанный
согласно их приказу так называемым «нар-
ламентеким советом» в Бонне, передали
«делегации» этого «совета» приказ (на-
званный ими «меморандумом») изменить
основные пункты проекта с тем, чтобы он
полностью еобтвететвовал лондонским «ре-
комендациям». «Предложения» военных гу-
бернаторов, изложенные в меморандуме и
переданные «для немедленного исполнения
парламентокому совету», направлены нато,
чтобы расколоть Западную Германию нз ряд
мелких земель.

По сообщениям немецкой печати, про-
фессор Карло Шмид (СДПГ), являвшийся
членом «делегации» «парламентского сове-
та», заявил 3 марта журналиетам, что ни-
кто из делегатов на приеме у военных гу-
бернаторов не мог гадать ни одного вопроса,
а должен был лишь выслушивать то, что
говориля генералы.
	Вак указывают в осведомленных кругах,
западногерманекие политики ^ограничатся
лить видимостью протеста против нового
дявтата западных оккупационных властей
с тем, чтобы, хотя бы до некоторой степени,
peadmirmpoparn себя в глазах населения.
	По сообщению. агентетва, АДН.из Франк-
фурта-на-Майне, судя по результатам внут-
рифракционных переговоров в Бонне, мож-
но. с уверенностью сказаль, что «предложе-
ния» военных губернаторов будут безогово-
рочно приняты. «Хотя и заявляют, — 6005-
щает атентетво, — что первое знакомство с
меморандумом произвело «очень плохое впе-
	чатление», в Бонне уже готовы выполнить
приказ западных военных губернаторов и
разрущить единство Германии».
	Агентотво АДН далее отмечает, что ши-

АМЕРИКАНСКИЙ СЕНАТОР 0 СЕВСРО-АТЛАНТИЧЕСИОМ ПАКТЕ
	ВАШИНГТОН, 5 марта. (ТАСС). Выету-
пая в сенате, сенатор Уоткине (республи-
канец, от штата Юта) с неолобрением вы-
сказалея 0 таинственности, окружающей
переговоры о Северо-атлантичёском лакте,
и заявил, что сенаторы не могут получить
сведений об этих переговорах, тогда как
правительство систематически «пропускает»
	в печать сведения о них. По словам Yor-.
	Винса, новидимому, это является частью
«пропагандистской кампании, рассчитанной
на завоевание поддержки подавляющего
большинства неинформированной американ-
ской общественности».
	Уоткинс резко поставил под вопрос кон-
ституционность предполагаемого пакта.
Уоткинс сказал, что сенаторов «держат во
тьме», в то время как газеты, и в обобен-
ности корреспондент газеты «Нью-Йорк
таймс» Рестон, получают сведения для
Того, чтобы поддерживать настроения в
пользу пакта, которые лолжны повлиять на
сенат, чтобы он быстро одобрил пакт bea
надлежащего рассмотрения.

Уоткинс считает, что сенат должен по-
ат значительно более полные сведения

0 международном положении, прежде чем
‘рапить —— поллержит ли он этот пакт.
	ты питания суданцев достигли небывалых
размеров. Много Брупного рогатого скота
погибло от голода и недостатка BOE.

ность», одна «профессия»; = «общество
строить; мир’ создавать, жизнь ‘переделы-
вать». Высокой гордостью наполняются их
сердца от сознания тото, что они являются
членами великой партии большевиков, кд-
торая с народом «на каждом его шагу». В
образах Рагозина и Кирилла ярко’ показал
писатель готовность большевиков к нреодо-
лению любых. трудностей во имя торжества
революции, пламенную их веру в дело на-
рода, в свое дело. «Вее сознание их было
	Голод в Англо-Египетском Судане
КАИР. 5 марта. (ТАСС). По сообщениям   ты питания суланцев
	из Хартума, в некоторых частях. Судана, и
особенно в районе Гезире, население: испы-
тывает сильнейший голол. Цены на пролук-

гобыжновениное лето»
	— Бот мы радуемея, что ‘идем в цели,
которую хотим достичь. Думаю, радость
станет еще больше, ежели мы нашу цель,
которую предстоит достичь, хоть бы от-
Части, что ли, отыскали в том, что уже нами
достигнуто... Ты умей найти такого чело-
века, в котором немножко будущего есть В
труде его, в службе народу, еще в чем,
И на нем учись, .
	Так говорит коммунист Петр Рагозин
коммуниету Вираллу Извекову в романе
«Необыкновенное лето». Эта мысль —
ключевая для проникновения в идейное со-
держание и романа «Первые радости», и в
особенности романа «Необыкновенное лето»,
который представляет собой его продолже-
ние и завершение.

В первом из этих романов нашла отобра-
жение жизнь большого волжекого города в
1910 году. Писатель показал, как в эпоху
реакции зрели и крепли силы, которые
стали могилыциками старого общества и
строителями новой жизни народа,
	Все повествование дышит ощущением
надвигающейся, неизбежной  очиститель-
ной грозы — революционной бури. Тор-
жествуют временную и внешнюю свою
победу враги, но со всей убедительностью
реалистического изображения автор дает
почувствовать, что невозможно подавить
революционную мысль, волю, мужество та-
ких людей, как Рагозим, Извеков и их
соратники. Даже либеральничающий интел-
лигент— писатель Настухов говорит в кон-
це книги актеру `Цветухину, размышляя 0
бесплодности их существования и их. искус-
ства: «А где-нибудь неподалеку от нас кто-
нибудь делает. наше будущее. Сквозь дикие
дебри, весь изодравшиеь, идет к цели». Это
говорит он о Кирилле. Извекове.
	И читатель, расставаясь © этой книгой,
всем сердцем воспринимает ее основное со-
держание: первые радости ясного. познания
Извековым и Рагозиным всего величия целей
своей борьбы, уверенности в правильности
выбранного пути и в своих силах — и еще
большую радость проникновения в образы
людей, которые вызывают стремление сле-
ховать в жизни их примеру, зовут вперед,
	Образы большевиков Извекова и Рагози-
па заняли главенствующее место в романе
«Необыкновенное zero».
	Действие романа переносит читателя в
1919 год. Поистине необыкновенным был
этот Год в истории ‘нашего народа.
	Письмо НВ РЕАПСб), написанное Лениным
	И обращенное к организациям партии,
гласило: «Товарищи!‘ Наступил один из
самых критических, по всей ‹вероят-
ности, даже самый ‘критический момент
социалистической революции». 0рганизо=
ванные и вооруженные Антантой белые
армии угрожали Москве; Предательский
	_ И <. еще в чем»; — заканчивал свою па-
мятную фразу Ратгозин. Это «еще в чем»
составляет. столь же ценное содержание
романа. Писатель показал, о что лишь
TOMY, Ето отдает! вбе-силы и страсть души
общенародному делу, борьбе за свободу и
счастье народа, вдохновленной идеями ком-
мунизма, лишь этому новому, советекому
человеву открыты подлинные Талооти чело-
веческой жизни.
	Истинное значение дружбы раскрыто в
отношениях бобвых товаришей Ратозина и
Извекова. Этому противопоставлено безра-
достное общение друге другом Пастухоза и
Цветухина, гроиювое приятельство Шубни-
кова и Зубинского, оборачивающееся вза-
имной враждой мелких хишнихков:
	Вельзя без волнения еледить за разви-
тием сильного и светлого чувства Кирилла и
Аночки. Лиза Мешкова не нашла счастья в
любви к Вириллу и продала ее, потому что
ей чужд и непонятен был его нуть к жиз-
ни. Аночка, напротив, будет Кириллу вер-
ным и мужественным товарищем.
	Глубокой нежности и заботы полны от-
ношения Кирилла к его матери, Рагозина—
в сыну. Здесь видим мы человеческие чув-
ства, колорые извращены в семьях Мешко-
вых, Пастуховых и им подобных.
	Олхна. из важнейших тем в книге —
искусство. Нам открыто вдохновение Ta-
лантливой актрисы Аночки Парабукиной,
котла она играет для красноармейцев. Мы
видим убогость Цветухина, который исевдо-
революционной фразой прикрывает свой
эгоизм, евою нищету в искусстве. Пустоцве-
том было творчество Пастухова, пока он
не осознал, что нет искусства в отрыве от
жизни народа, что «на свете нет ничего
омерзительнее межеумков».

ЧТлубоко современно звучит в романе
тема побеждающего искусства, отдавшего
себя целиком служению народу.

Торжествующий оптимизм, великая ра-
дость жизни даны тем, кто с полным’ пра-
вом осознает, что достойно выполняет свой
долг советекого патриота, кто чувствует
себя частицей великого народа — борца и
созихателя. Тогла любой труд становитея

творчеством. «У меня будут все радости ху-
дожника,— говорит Кирилл Извеков, рево-

люционер-большевик, — если я научусь
строить новое общество... Я буду радовать-
ся, как художник, когда увижу, что кусок
прошлого в тяжелой жизни народа отва-
лилея, и счастливый, здоровый, сильный.
уклад, который я-хочу - ввести, начинает
завоевывать себе место в отношениях меж-
	AY ЛЮДЬМИ...»
	Советская литература обогатилась новым
выдающимся произведением. Роман Конет.
Федина «Необыкновенное. лето» * — важная
веха в творческой биографии писателя.
Он свидетельствует о том, как углубление
идейного содержания в творчестве ведет
& расцвету художественного мастерства.
	Радостно отметить этот наиболыний
творческий успех Конст. Федина на-его пи-
сательском пути. Главные герои произведе-
ния-——передовые советекие люди, болыие-
вики. Писатель отобразил их внутренний
_ мир и деятельность < глубоким проникно-
вением в ход исторической борьбы народа
за победу социалистичеекого строя.

Роман «Необыкновенное лето». может елу-
жить яркой иллюстрацией того, какой идей-
но-художественной высоты достигает твор-
чество, когда оно вдохновлено животворными
идеями советского патриотизма. Писатель
дал правдивые и волнующие картины дей-
ствительности в ее революционном развитии,
в победной борьбе нового, нарождающегося,
против старого, отживиего.
	Обративитиеь к событиям и людям вре-
мени гражданской войны, Конст. Федин на-
писал книгу, в которой мы видим, как про-
бивали себе путь в свету и свободе, как
могуче тянулись РВЫсь ростки того ново-
го, которому принадлежит будущее. Он по-
святил свое произведение: героическим бер-
Цам за это будущее, воглотил в их обра-
зах величие характера советского челове-
ка. Это и сделало строго реалистичеекое по-
вествование проникнутым высокой. револю-
ционной романтикой. Правда нашей реаль-
ной действительности —= это герояка по-
двига, героика борьбы во имя осуществале-
ния зеликой и светлой пели, во имя ком-
мунизма. В этом окрыляющая революцион-
‚ная романтика советекой жизни.
	В последнее время литературоведы нема-
ло путаницы внесли в вопросы соотноше-
ния резлистического и романтического «на-
чал» в социалистическом реализме. Напрас-
но запамятовали ови замечательное выека-
зывание А, М. Горького: «Революционный
романтизя — это, в сущности, пеевдоним
социалистического резлизма, назначение
коего не только критически изобразить про-
шлое в настоящем, но, главным образом. —
способствовать утверждению революционно
достигнутого в настоящем и освещению вы-
соких целей социалистического будущего».
	* Журнал «Новый мир», №№ 1, 5, 9, 12
32 1947 г. и №№ 4. 19 за 1948 г.
		план Троцкого ставил под угрозу катаетро-) слито в одно целое се судьбой революции».
	фы весь Южный фронт, а с ним и судьбу
Советской России. В момент высшего на-
пряжения сил народа в борьбе с. контрре-
волюцией, вооруженной до зубов империа-
	листами западных стран и Америки,
на самый ответственный, решающий
фронт — Южный — Ленин, партия по-
	сылают Сталина. В широких историко-пуб-
линистических  ототуплениях, «военных
картинах», автор романа показывает, как
товарищ Сталин разработал и выдвинул
свой гениальный стратегический план раз-
грома Деникина, добился его принятия,
«с начала до конца руководил его осуще-
ствлением и довел борьбу до победы». Эти
главы большого эпического произведения
развертывают общую картину военных
действий в 1919 году — на «вершинном
рубеже гражданекой войны».

Само действие романа происходит в Са-
ратове, в том самом городе, где намеревалея
Деникин соединиться с Колчаком для даль-
нейщего движения на Москву.
	Здесь встречземея мы вновь © Петром
Рагозиным и Кириллом Извековым, и они
встречаются друг с другом после девятилет-
ней разлуки; Эти девять лет были для них
годами суровой борьбы и закалки больше-
вистекого характера. И вот оба вернулись в
родной город. Рагозину партия поручила
финансовое хозяйство, Кирилла поставила
на. пост секретаря городекого совета. На-
растают военные события, и оба героя’ ро-
мана получают возможность осуществить
евое страстное желание— принять. непосред-
ственное участие в вооруженной борьбе на-
рода. Рагозин в. качестве комиссара AMBH-
зиона моряков сражается в боях за Цари-
цын. Кирилл получает назначение в Пер-
вую Конную армию, где становится комис-
саром бригады,

-ЛТюбовно и правдиво раскрывает писатель
действия и характеры героев произведе-
ния — больцевиков, высокий строй их
мыслей и чувств.

Профессионального революционера рабо-
чего-слесаря Ратозина с полным основанием
называет Кирилл Извеков своим «крестным
отцом». У обоих-одна главная ‹специаль=
	Им бесконечно дорота судьба советской
Родины. В своей самоотверженной борьбе за
становление советекой власти они вдохнов-
лены социалистическим гуманизмом, кото-
рый включает в себя действенную любовь
к людям труда и ненависть ко воем и. вся-
Ческим врагам трудового народа:
	Советский патриотизм Рагозина и Ви-
рилла требует от них всех сил большого
ума и страстного сердца для того, чтобы
«делать новую Россию».

В столкновении с Извековым оказывают-
ся до конца разоблаченными лютый враг
революции Полотенцев, предатели Шубни-
ков и Зубинекий, нытавшийея спрятаться
под монашеской скуфьей алчный стяжатель
Мешков. Под влиянием Извекова осознает
бывший поручик старой армии Дибич, что
только большевики стоят на страже инте-
ресов Родины, русского народа, С болыним
внутренним под’емом ветунает Дибич в ря-
ды Красной Армии, где сражается плечом к
плечу с Кириллом.
	Люди, подобные Пастухову й его were,
воспринимают революцию, гражданскую
войну, как крушение непреложного порядка,
Рагозин же видит «величие двинувшегося за
своим правом народа». Его, как и Кирилла
Извекова, зваля в бой против наемников ми-
ровой реакций ненависть к ‘врагу, “отремле-
ния человека, не отделяющего своей судьбы
от борьбы за счастье народа. Как боевой
комиссар, он умеет «соединить волю лю-
дей», добиться того, чтобы необходимая ра-
бота исполнялась «в полную силу вооду-
шезлениа».
	Б таких людях, как Извеков и Рагозин,
большевистекая скромность сочетается с
гордым сознанием того, что они участвуют
в великом деле преобразования жизни на
земле.
	В этих образах писатель дал вдохновен-
ные портреты людей, которые несут в себе
черты будущего. Он, как художник, сумел
в реальной действительноети найти и прав-
диво показатт. «такого человека; в. котором
немножко. будушего есть. В труде’ его, B
	слуз:0е народу...»