ПРАВДА
	8 МАРТА 1349 г., № 67 (11174)

еншины стран.
наролной демократии
	Беседа с ответственным секретарем Антифашистского комитета’
советских женщин тов. Л. И. ПЕТРОВОЙ
	_ Международный жёнекий день —— 8 марта
	женщины стран народной демократии встре-
чают новым трудовым под’емом, новыми
успехами во всех областях экономического
и культурного строительства:
	Вжеголно возраетает число женщин, ра-
ботающих в промышленности, сельском хо-
зяйетве, в государственных и KYALTYPHO-
просветительных учреждениях. В текетиль-
ной, кожевенной и швейной промышленно-
сти Чехословакии около 60 процентов веех
работающих — женщины, в промышленно
сти Венгрии их около 30 процентов.

Правительства, профсоюзы, женские ор-
танизации стран народной демократии с9-
	здают необхолимые. условия для того. чтобы
	помочь женщинам овладеть сложными иро-
фессиями. Лига польских женщин подгото-
вила для промышленных предприятий пу-
тем различного рода курбов 135 тысяч
высококвалифицированных работниц.

Женщины стран народной демократии ак-
тивно участвуют в трудовом соревновании,
борются за выполнение и перевыполнение
народнохозяйственных планов евоих стран.
«Нам надо быстрее поднимать нашу стрз-
ну.— говорит Мария Петрикович, шлифо-
вальщица крупнейшего напионализирован-
ного предприятия Венгрии — Мы понимаем,
что страна наша и мы строим ев для себя».
Слова Марии Петрикович н6 расходятся с
делом. Она ежедневно дает 250—270 про-
центов нормы.

_3& ‘последние полтора тода бое
женщины добровольно отработали на восста-
новлении и новом строительстве миллионы
дней, сэкономив для государства 135 мил-
NHOHOH 2OBGR.
	В выполненни. народнохозяйственных
планов- стран вародной демократии большую
роль играют также и крествянки; В Венгрии
значок «Отличный хозяин» первыми полу-
чили 18 крестьянок -— участниц первого
совещания передовиков сельского хозяйства.

Чтобы ликвидировать неграмотноеть жен-
щин, в странах народной демократии раз-
вернулась сеть ликбезов, школ для мало-
грамотных, проводится большая ВУЛЬТУрно-
просветительная работа. В Румынии 603д8-
HO свыше 9 тысяч школ для неграмотных.
	Более 40 тысяч албанских женщин обучает-
са грамоте. В Польше женщины составляют
	Третья
советских и пол
	Вчера на центральном стадионе «Дина-
MO» состоялось третье выступление сборной
хоккейной команды Польши. Польские

спортемены сыграли товарищеский матч со
ебооной командой Москвы.
	`Первые десять минут игры прошли в упор-
ной борьбе. Ни одной йз команд не удалось
открыть счет. Но вот советские хоккеисты
усилили темп, и. вскоре над воротами поль-
ской команды вспыхнула красная лампочка,
обозначающая; что в ворота забит гл. А
через несколько минут игрок сборной коман-
ды Москвы Меньшиков вторично забтавил
польских спортеменов начать игру © центра.
Со счетом 2:0 закончился первый перибд.

После перерыва игра пошла в еще более
быстром темпе. Нападающие московской
команды забили один 88 другим два гола.
Польские хоккеисты при каждом удобном
случае настойчиво продолжали атаковать
ворота московекой команды. Один из проры-
вов польских нападающих точным броском
завершил Вурта. Счет стал 4:1.

сейчас 41 процент общего числа студентов
высших учебных заведений.
	Вместе ©: культурно-политичееким робтом
растет и политическая активность женщин,
их ‘участие. в общественной жизни страны.
В старой Румынии женщины не пользова-
лись избирательными правами. В новой де-
мократичеекой: Румынии: 33. женщины: из=
браны в. народный парламент, 30. женщин
стали мэрами городов, две женщины зания-
мают посты генеральных секретарей мини-
стерств. Шост ‘министра иностранных дел
доверен лучшей дочери румынского народа
Анне Паукер. В Великое учредительное со-
брание Болгарии избрано 38 жениюин. в
Польском сейме — 25 жении.
	Правительства стран народной демокра-
THR борются за создание всёх необхелимых
условий для. того, чтобы женщина могла со-
челать учаетие в экономической и общест-
	  венно-политической жизни страны с обязан-
	ностями матери. В Чехословакии количество
детсках садов, яслей, консультащий. возрос-
ло более чем в два раза. В детеких садах
Польши 350 тысяч детей; Постановлением
президиума Крайовой рады Народовой: иного-
детные матери: награждаются золотым и ее-
ребряным крестами.

Женщины стран народной демократии в
рядах Международной демократической фе-
дерации женщин активно борются против
поджигателей войны, за прочный мир между
народами. Они участвуют в антифранкист-
ской кампании, в Кампании защиты грече-
ских хемократов, против кровавого террора
монархо-фашиетеком правительства Греции.
Советские предложения на последней Accau-
блев Организации Об’единенных Наций o co-
вращении вооружений пятью державами на
одну треть и запрещении атомного оружия
HAI самую горячую ‘поддержку среди
женщин ©тран народной ‘демократии. Два
‚с половиной миллиона поднисей в поддерж-
ку советских предложений собрали женщи-
ны Чехословакии, 2.200 тывяч- женщины
Болгарии.

Советские женщины, встречая Междуна-
родный женский день, с радостью отмечают,
что вместе © ними в первых рядах борцов
против поджигателей войны, за длительный
й прочный мир, за торжество демократии
	идут женщины стран народной демократии.
	встреча
ьских хоккеистов

На некоторое время инициативу захва-
THIA польские спортемены: Они чаето по-
являлись у ‘ворот москвичей. Но до кониа
периода счет: остался‘ без изменений.

Наступила Заключительная часть игры,
Й московские и польские. хоккейсты прила-.
тали много сил, чтобы изменить счет, Один
из прорывов польских нападающих увен-
чался успехом — Свисаж забил в ворота
москвичей второй гол. Воодущевленные
успехом, игроки польской команды устреми-
лись на штурм. Последовал ряд точных пе-
редач, и Гансинек вновь изменил резуль-
тат — 4:3. Но этот счет продержался не-
долто. Уваров и Митин забили в ворота
гостей еще два гола. А зз несколько минут
до конца встречи Петелин закрепил успех
своей команды, забив. седьмой гол.

Интересный матч между сборными коман-
дами Москвыи Польши закончился победой
хоккеистов Москвы co счетом 7:3.
	В; НОВОСКОЛЬЦЕВ.

КРИТИКА. И БИБЛИОГРАФИЯ

Показательные итоги
	«ОНИ... СДЕРЖАЛИ — СЛОВО
ТОВАРИШУ СТАЛИНУ». Куйбы-
	шевское. областное издательство,
1948 год; тираж 10.000 9x3., 286 crp.,
цена 6 руб. СЯ
	Этот’ сборник содержит 17. статей и
очерков, Hx авторы — знатные хлеборобы
н механизаторы, агрономы й партийные ра-
ботники, добившиеся лучших показателей
В соппалистяческом Форевновании. Подводя
итоги, они рассказывают 0. героической
борьбе за высокие ий устойчивые урожаи.
	Опыт мастеров убедительно доказывает
широкую. возможность получения высоких
и устойчивых урожаев в засушливых рай-
онах Поволжья. :
	Герой Социалиетического Труда, звенье=
вая колхоза имени Клары Цеткин, Коткяти=
ского района, В. И. Долгова ‘вырастила на
каждом гектаре по 197 пудов пшеницы и
180 пудов ржи. «В. результате освоения
травопольного севооборота и лесных по-
л0с,— рассказывает тов. Долгова, — уро-
жай в колхозе стал более устойчивым, чем
оя был прежде; кроме того, ов из. года в год
прогрессивно повышается» (стр. 60).
	Вити га, отражает то новое и поучительное..
	что знатные люди колхозной деревни внее-
	ли в правтику социалистического земледелия.
	В статье «Во имя Родины»: Герой Социа-
листичеекого Труда Н. М. Иващенко увле-
кательно описывает первый опыт исвуест-
венного’ опыления ржи в колхозе имени
Шевченко, Куйбышевского‘ района. «В пе-
рнод цветения, — пишете он,—я решил
испробовать Ва ржи дополнительное опы-
ление — мероприятие, никогда до этого в
	колхозе не проводлившееся» (erp. 140). Вак
	показал опыт, проведение ‚этого агротехни-
ческого ‘мероприятия дало’ прибавку. уро-
xan. В первый же год последователь учения
И, В. Мичурина Колхозный бригадир Н: М.
Иващенко получил дополнительно. по 8—
4 центнера ржи с гектара. Кроме того, как
показал дальнейший опыт, искусственное
опыление значительно улучшило и при-

родные качества семян.
	Содержателен очерк бригадира женской
тракторной бригады T. IL. Лазаревой, за
высокий урожай натражденной ` орденом
Ленина. Ежегодно 6 бригада выходит
победителем в социалистическом ° ©орев-
новании траклористов Нижне-Санчелеевской
МТС. Выработка на’ каждый трактор ‘ее
бригады за сезон систематически превышает
1.000 гектаров мягкой пахотый
	0 ведущей роли большевиков в борьбе
за организапионно-хозяйственнов укрейле-
ние колхозов, за развитие их общественного
хозяйства и рост благосостояния колхозниз
ков рассказывает секретарь ° Молотовского
райкома ВКП(б), Герой Социалиетического
Труда ПИ. М. Волосовский.
	Внига раскрывает подлинно массовый
характер движения Новаторов социйлиети-
ческого земледелия. Новым в-этом движений
является. содружество прогресеивного: ми-
чуринского направления в агрономичеекой
науке И передового стахановевого. опыта
мастеров высокого урожая.
	Сборних, несомненно, послужит хорошим
пособием для широких масс КОлХОоЗНикоВ и
механизаторов сельского хозайства в деле
вырашивания высоких и устойчивых уро-
	жаев.
Г. КРИСЬКО.
	НЬЮ-ИОРЕ,.7 марта. (ТАбСб); Мекеикан-
ская газета «Эль понулар» сообщает о круп-
HOM успехе в г. Мексико фотовыставки, по-
священной жизни Советского Союза. °

Газета указывает, что эта выставка; «663
сомнения, явилась одним из намболее убе-
хательных и 0б’ективных свидетельств боль-
	ших усилий Советского Союза в области

Книга о Тимирязеве
	А. КОРЧАГИН. К. А. ТИМИ-
PASEB. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
`Селбхозгиз, 1948 or, тираж
40.000 ‘экз., 160 стр.; цена 3 руб.
	‚Врупнейший ботаник-физиолог, .замеча-
тельный исследователь жизни растений Ти-
мирязев вошел в историю: науки не только
как русский. ученый-материалиет, теоретик
и популяризатор творческого. дарвинизма,
но и как борец за процветание передовой
материалистической науки, способной: пре-
образовать ‘природу; управлять. ее законами.
	Б биографическом очерке A. A. Kopaara-
ну Улалось раскрыть образ выдающегося
ученого и общественного деятеля, показать
его всвязи с обетановкой, в которой фор-
мировалось его. мировоззрение.
	ABTOp приводит характерные детали
борьбы Тимирязева с реакционной профес-
сурой`и сатрапамя’ царского самодержавия
в зашиту революционно-настроенном éTy-
денчества и прогрессивных ученых.
	Тимирязев был исключен из Петербург-
ского университета за отказ дать подниску
не участвовать в студенческих. забастов-
ках. Став после исключения из универси-
тета вольным слушателем. -Тимирязев ус-
пешно оканчивает его в 1866`году и в кон-
це 1867 года знакомится с только что вы-
шедшим первым томом“ «Капитала» Маркса.
	Позднее, будучи профессором Петровской
академии, а затем Московекого унивёрейте-
та, Тимирязев бросает. смелые вызовы клё-
вретам царского самодержавия и ‘заслужи-
вает любовь: и ‘преданность революционного
студенчества, В: Г. Короленко пишет ему:
«То лучшее, к Чему нас ваекло‘тогла неоп-
ределенно и смутно, звучит и в вашей ду-
ше в иной. более зрелой фориех.
	А. И. Корчагин показывает Тимирязева
как убежденного малериалиста-биолога, не
отрывающего науку от жизни, от полити-
ки. В период, когла большевики ‘бойкоти-
	ровали булыгинскую думу, держа курс на
свержение самодержавия, Тимирязев: писал:
«Спасти теперь может только взрыв обще-
го энтузиазма, — того энтузиазма, о кото-
ром еще Сен-Симон говорил, что без него
не делается никакое великое дело. Нотому-
то и предстоящее русскому народу созида-
тельное дело обновления должно быть так
велико, чтобы оно могло соединить самые
широкие общественные слой в одном могу-
чём порыве энтузиазма». ^
	оаслуживает. внимания. приведенная в
книге хараклеристика переписки Тимирязе-
ва с М. Горьким в нериод первой мировой
войны. В этой переписке Тимирязев пред-
CTACT- Kak ученый-революционер. {

С началом Февральской революции Ти-
мирязев становится на сторону партии
большевиков. Накануне Великого Октября,
при выборах в Учрехительное собрание он,
будучи уже 75-летним стариком, сам отиес
бюллетень большевистекой паргии в свой
избирательный участок. Московские рабо-
чие избрали Тимирязева депуталом в город-
ской совет.

Во второй части книги изложены. разде-
лы научного наследства Тимирязева — o6-
Maa биология, физиология растений, исто-
рия науки, = обшественно-политические
статьи, а также дана общая характеристика,
	тимирязевских работ. и
: _Н. БУДАКОВ.
	вультуры, просвещениа, промышленности,.
земледелия и т. д.».

На открытии выетавкй прибутетвовали:
посол СССР в Мексике А, Н. Капустин, быв-
ший посол Мексики в СССР Луие Санчее
Понтон, председатель мексиканско-еовет-
ского института культурной связи проф.
	Луис Чавес Ороско, проф. Мансисидор й др.
	труду, работа ве творческая. Даже по внеш-
	нему облику вы не отличите Наташу of co-
ветского интеллигента, работэлощего: где-ни-
буль в лаборатории или в научном инсти-
туте. А она — потомственная  ткачиха. Ее
мать — Акулина Гавриловна и сейчас ра-
ботает на «Трехгорке». Покойный oren —
Илья Иванович тоже всю жизнь работал на
ткацкой. Семьдесят три наташиных род-
ственника по отну и матери работают тка-
чами и прядилыциками на «Трехгорке».
Акулине Гавриловне, конечно, не довелось
На своем веку читать лекций о ` методах
творческой работы перед инженерами и
студентами. Какие тут лекции, какая тут
творческая работа! «Мы рожали y crTas-
ков. Страшная угроза увольнения и голода
висела над нами постоянно. Мало слов. &
горя — реченька бездонная», — писали
работвины «Трехгорки» в письме товарищу
	Сталину, вепоминая свою а
ЖИЗНЬ. . . a
	Да, какие уж тут лекции! Азвот дочка не
только их слушает, а сама читает... Й не
Только читает ткачах, но инженерам, уче-
ным людям, которые: говорят, что им ‘есть
чему у нее поучиться: Дочка’ ходит в теат-
ры, отдыхает на курортах... -
	Ь слову сказать;— любопытный случай
произошел. с Наташей, в Польше, когда она
ездила в составе советской женской деле-
гации на профеоюзный с’езд теветильщи-
	ков. Это было еще нз заре А О
строя. в Польше. j
	Председатель с’езда ‘об’явил, чо слово
предоставляется советской ткачихе Наталье
Дубяга. 4

Наташа ‘рассказала о творческом труде
советских” женщин; \ Корреспондент ‘одной
из. иностранных ‘газет ‘усомнился, Th ‘эта
молодая женщина с илтелаигентиым липом,
просто, ясно рассказывающая 0` сложных
новаторских методах роботы. проетая работ-
виз. Корреспондент обратился к руководи-
телю советекой делегации © вопросом:
	— Неужели Наталья Дубяга действи-
тельно ткачиха? Может быть, она инженер?

— Her, ona — ткачиха.., Передовая тка-
чиха. 7

— Й действительно работает на станке?

— Не на одном станке, & на шестна-
ina.
	Советская фотовыставка в Мексике

`Открытое письмо
	Фостера и Ленниса Гоумэну
	НЬЮ-ЙОРК, 7 марта. (ТАСС). Председа-
тель Национального комитета кеммунисти-
ческой партия США Фостер и генеральный
секретарь Денние. направили Трумэву от
крытое письмо, в Котором заявляют; что,

несмотря на все угрозы преследования, ком-
партия США будет продолжать свою борьбу
83 MED.

Открытое письмо является OTBETOM Ha 3a-
явление Tpymena fa прёсе-конференции
3 марта, когда Трумэн назвал руководителей
компартии «предателями». В’пибьме Фосте-
ра и Денниса, в частноети, говорится:

«Сначала давайте уточним позиции. Пря
обсуждении наших призывов к миру вам,
конечно, яено, что вы искажаете нашу т0ч-
ку зрения. Вы исказили первоначально 3a-
данный вопрое и приписали нам, коммуни-
стам, будто бы мы рассматривали вопрос 9
нападении Советского Союза`на напгу стра-
ну. Мы, конечно, не рассматривали такую

фантастическую и невозможную вещь, как.

нападение на нашу страну, нападение, кото-
рое газета «Нью-Йорк тайме» 27 февраля
правильно назвала «диким И .нелепымя
предположением. Угроза войны исходит не
от СССР, который отдал миллионы жизней

в общей борьбе против фашизма. Американ-

ский народ и Советский С0ю3 не ‘несут от-
вететвенноети за нынешнее напряженное

положение в мире. Вся ответственность ле-

жит на Уолл-стрите и его марионетках в
обеих партиях. Только капиталистические
тресты вроде «И.Г. Фарбениидуетри» и Дю-
пона — эти торговцы емертью’— превоци-
руют войну. и наживаются на ней. За то,
Ч мы придерживаемся таких взглялов и
боремся за то, чтобы сдержать поджигателей
войны и содействовать американо-советско-
му сотрудничеству на пользу мира, вы об-
зываете нас «предателями». Но резкость ва-
его осуждения нё- решает вопроса’ о том,

ведет ли ваша политика Америку и весь мир
	к воине или к миру. Так ставится вопрое
в настоящее время. :

Мы могли бы, пожалуй, добиться дешевых
успехов, приветствуя. систематический: под-:
рыв вами «великой цели» Рузвельта —— д0-
стижения всеобщего мира © помощью аме-
рикано-советской дружбы. Мы могли бы.
завлужить ваше одобрение; вбехваляя Boc-.
создание вами фамистской военной мощи в
Руре. Возможно, вы бы наградили: нае. улыб-.
ками, если бы мы приветствовали оевобож-.
дение Ильзы Кох, Круппа, банкиров и на-
цистеких генералов. Невомненно; президент.
He обругал бы нае, если бы мы охобрили.
предложенный бюджет, почти половина коз
торого пойдет на пулеметы, танки, вамюле=
ты, казармы, & не на школы, больницы, eu.
лищное строительство и расширение систе-`
мы социального обеспечения: Нае никогда;
конечно, не назвали бы «предателями», если:
бы мы поддерживали Северо- атлантический /
военный ©0103 и ныненнюю кампанию, на-
правленную против билля о правах. Но мы
считаем. высшей формой патриотизма: вы-
сказываться ‚ Против войны, в защиту мира».

«Со своей стороны мы. коммунисты;
продолжают Фостер и Денние.— будем от
стаивать в будущем, так же как мы: это`де-
лали в прошлом, высшие интересы: нашей”
страны. Мы будем защищать ив дальней
шеи, так. же как мы это делали в прошлому
наш народ против веех врагов; мы
них, так и внешних... века

Несмотря на все угрозы преследования,
мы попрежнему будем решительно’ и
3a мир. Вместо агрессивного Северо-атлан-
‘тического пакта — этой воскрешенной, ан-
тикоммуниетической OCH — мы - вместе $
миллионами других американцев попрежне-
му будем настаивать, чтобы наша страна
подписала пакт о дружбе и мире с нашим
великим союзником военного времени-—(9-
ветским Союзом, Таков путь к миру и›6езо-
пасности для Америки и для вбегосмираяя

Резолюция ЦК Бельгийской ‘компартии ``
	против Советского Союза, коммунисты а
вместе с ними огромное большинство бель-
гийских рабочих отказались бье разделить
такой позор; они всеми средствами № до
конца боролись бы против тех, которые
были бы разоблачены как злейшие враги

бельгийского народа и человечества».
	ПАРИ, 7 марта. (ТАСС). Вав сообщает
агентетво Фране Прессе из Брюбееля, Цен-
тральный комитет Бельгийской коммуни-
стической партии принял резолюцию, B Ro-
торой говорится:

«Если бы елугам американского импери-
ализма, управляющим нашей страной, уда-
лось втянуть Бельгию в агрессивную войну
	Заявление ‘компартии Колумбии
	ром говорится, что в случае войны «мы,
коммуниеты, станем на, сторону армий, бо-
рющихея против нашего смертельного! `Вра-
га —— американского империализуиа»:

массы и вовлечь их на путь агрессии. 9
стремитея использовать опыт  геббельеов=
ской пропаганды и вопит о несуществую->
щей «коммунистической опасности». „Но
эти слова не находят никакого: откливаси
не могут никого ввести в заблуждевие: Наз
DOI вевго мира знают и никогда. не. забы-
вают, что именно Советская Армия: 0680003
nana px. Поэтому они противоноставляют

решительное «нет» пройскам империали-
сетов, которые подготовляют новую  войну
против СССР. В заявлениях Мориса: Тереза;
Тольятти и других звучит мощный голое
народов этих стран, которые под  рувовод=
ством коммунистических. партий: борются: aa
мир. демократию. нерушимую дружбу ©
СССР — решительным защитником mapa. x
своботы народов. : ~~

НЬЮ-ИОРК, 7 марта. (ТАСС), По ебобще-
пию корреспондента агентства Ассошиэйтед
Пресс из Боготы, опубликованному в газете
«Дейли уоркер», коммунистическая партия
Колумбии выступила © заявлением, в кото-
	ТИРАНА. 7 марта. (ТАСС). Вак передает
	Албанекое телеграфное згентетво, газета
«Зери и Популлит» в статье, озаглавлен-
ной «Народы всего мира решительно про-
тестуют против агрессивных планов. импе-
риализма», комментирует недавнее заявле-
ние руководителей коммунистических ‘пар-
тий Франции, Италии и Англии по поводу
непреклонной позиций наролов их стран в
	отношении агрессивных намерений ямие-
риализма.
Эти заявления. пишет газета. были
	встречены с удовлетворением. народами: все-
го мира, так как все народы являются ето-
ронниками мира, демократии и противника-
ми агрессии, войны и поджигателей войны.
‚ Американский империализм прибегает ко
всевозможным подлым. дьявольским прие-
	мам, чтобы ввести в заблуждение народные

— Это изумительно; это кажется еказ-
кой! — воскликнул . корреспондент,

На большой польской текстильной фабри-
ке кто-то из администраторов тоже спроейл:

— He ослышался ли я? Может быть, На-
талья Дубяга не ткачиха, а инженер?
	Наташа не вытерпела. Она засучила ру-
кава своего шелкового платья и принялась
ткать сразу на восьми станках. На шестна-
	дпати станках она при веем желании не смог-
	ла работать, потому. что там небыло: такого
гнезда. Там в ту пору ткачи работали на,
OXHOM—ABYX CTAHRAX. —
	`’Польские работницы с восторгом следи-
ли ва ловкими, быстрыми. почти виртуоз-
ными движениями гостьи. Но. кто-то из ета-
рых спепиалистов спросил:
	— Ho об’ясните, пожалуйста, почему вы
тав быстро работаете, почему спешите?
	— Я не спешу, ——улыбнулась Наташа, —
я просто не умею работать медленно. Мед-
ленно работать мне скучно, неинтересно.
Да и зачем работать медленно, если можно
работать быстро. Ведь мы — хозяева своих
фабрик, своей земли. Я хочу своим трудом
принести как можно больше пользы своей
советской Родине.
	. Ветреча с Натальей Дубяга произвела
сильнейшее впечатление на, польеких раб-
чих. Сейчае многие польские ткачихи пере-
шли на обслуживание нескольких станков.

...Натала родилась в 1918: году. `Углова-
той девчушкой пришла на «Трехгорку», п
здесь ее учили. Учили в ФЗУ, учили на тех-
нических курсах, в разных кружках —
технических и политических. Была пионер-
Кой, потом комеомолкой, а в 1940 году тка-
чиху приняли’ в Чаены коммунистической
партии. Й вот она выросла в передовую,
технически образованную, культурную ра-
ботниду, в одного из вожаков новаторекого
движения н:. «Трехгорке»,
	Наташа -— человек, который не мо-
жет, не умеет не жить общественными ин-
тересами своей советской Родины; Все эти
годы Ha «Tpexropke» ‘она была то членом
Комсомольского комитета, то членом парт-
бюро ткацкой фабрики. Талантливая тка-
чиха, она все сознательные годы своей жиз-
НИ — в центре общественной деятельности,
	Кипит, дерзает, будоражит других, учитея и
	застевляет учиться других.
	Наташа должна была первой. нз.«Трехя,
горке» закончить пятилетку в’ яри ‘года:
Неловыполнила месяца на два’ © Полови?
ной — послали учиться в Выенгую- шволу
профлвижения, :
	На днях я пришла на «Грехгорку» по-
видаться © Натальей Ильиничной- Дубяга,
Мне сказали и ‘огорченно и весело-горде:

— Наташа наша села за книги... 38х03
Aur. Ha «Трехгорку» частенько,  & всерьез
вернется годика через. три. ^

Йлу в Высшую школу профдвлжжений. 0s
вилаться с Наташей: =

Прозвенел звонок. Из ‘аудитории. шумной
толной выходят слушатели. Среди‘них и
Наташа. Поднышкой-——толстая тетрадь для
записи лекций. Липо немного утомленное;
	Но; как веегда; живое и Becedoee,.  .  -.
— Ну и как, Наташенька?
— 1. ничего. ничего” не‘ ферявмея,

— Да ничего, ничего, не теряемся...
Четверки, пятерки... Но сколько“ ке  здесь
наук всяких!
	Наташа оживленно рассказывает. 0 н0>
вой истории, о древней историй, о литера=
туре, о’ политэкономии, о государственном
праве, о. трудовом праве и о многих-многих
	Других ДИСЦИПЛИНАалх.
	— Да я еще учусь в заочном текетиль-
ном техникуме... Одним словом, с „олово
ушла в книги. foe

Но, конечно, Наташа, как всегда, и злеев
в центре общественной жизни. Она —
член партбюро своего’ курса. Она — депуз
тат Моссовета. Педавно по заланию Mocco-
вета проверяла, какие меры наметили трест
местной промышленности Красной” Преени
и вожобувная Фабрика для улучшевия ка-
чества продукции и расширения ‘ассорти
мента. Вчера сдала в Московский` совет
свои выволы. прёлложения.
	— 0 «Грехгорке», конечно.  скучаете?
	— Очень; вы даже не можете себе пред=
ставить, как скучаю. 910 же мой родной
дом, родное, любимое. дело. Забегаю ча-
ето. к-ним. Лаже шум станков ‘послушать
радостно... Ну, ничего! Я вернусь на «Трех»
горку»! Вернусь, получив высшее 0бразо=
BLAH... :
	ЕЙ только тридцать один год. Многого
она уже добилавь и многого еще добъетея.
	Рлена КОНОНЕНКО.
		ярко отражает большой умственный, твоТ-
ческий труд ткачихи — женщины, которая
занимается трудом физическим.
	решение»... Вы заметили, читатель, эти
слова в лекции ткачихи? Можно ли назвать
ее труд только физическим? Конечно, нет!
	Большой зал клуба «Трехгорки» до отказа
наполнен рабочими, мастерами, инженера-
ми и директорами московских ткацких фаб-
рик. Они пришли послушать лекцию о но-
вом в технологии ткацкого дела, о новых
резервах повышения  производительности
трула и станков.
	„Звон колокольчика. Зал стих. Лекор —
молодая светловолосая женщина в строгом,
Но изящном. костюме, превосходно облегаю-
щем ее ‘стройную фигуру, легко поднимается
на кафедру и обводит зал внимательным
взглядом умных серых глаз.
	Профессор? Доцент? Научный смециа-
лист текстильной промышленности? Нет!
Ткачиха... Советская ткачихе Наталья
Ильинична Дубяга. На «Трехгорив» ¢e по-
просту зовут Наташей.

Она одна из первых стала работать на
шестнадцати жаБккарловых станках, смело
пошла на ломку. того, что считалось вано-
ном в технологий ткадкого дела, сумела с0-
четать высокое мастерство 6 ИСБУСНО Проду-
	манным планированием работы и добилась
	изумительных результатов. Производитель-
ность ее труда ныне в ABA раза выше про-
изводительности труда средней ткачихи.

На клубной спене за спиной лектора воз-
вышалась огромная гора цветных тканей.
Sto cotrana Наташа сверх своего годового
плана... Тридпать три тысячи триста свмь-
десят метров. Сколько женщин, девушек,
детей надели новые платья ‘из этой ткани,
дополнительно вытканной ткачихой-новато-
	DOM
	Beé ло тонкости обдуманно. Каждый шаг, ! Это — труд уметвенный, творческий.
	...Налаша говорила. Волнение; охватив-
mee ве в первые секунды лекции, прошло.
	каждое движение во время. Rabon ‚Балудое
лыхание станка...
	Вот короткий отрывок из лекпии На-   из спокойно подходила к лиаграммзм. в
	фотографиям планирования ee работы Ha
шестнадцати станках. г
	—= Товарищи, взгляните внимательно...
Вот здесь поставлены последовательные нэ-
мера всех выполняемых операций...
	Наташа говорила. Рабочие, мастера, ин-
женеры, професеора записывали...

Сейчае содержательная лекция. Натальи
Дубяга изучается в учебных ‘заведениях:
Внрочем, и сама Наташа выступала и в
Московском текстильном техникуме и даже
в текетильном институте. Учила студентов...
Выступала она также в Высшей пзртайной
школе, Здесь ее лекция была, главным обра-
30M, посвящена самой организации стаха-
Новского труда. Довелось Наташе выступить
ив Министерстве текстильной промьиилен-
ности, на совещании начальников отделов
ткацких фабрик. Злесь работница-новатор
рассказывала, как надо передавать пере-
ловой опыт мололежл.
	`Мы — свидетели того, как постепенно
уничтожается ° противоположноеть между
физическим и умственным трудом. (бы-
вастся светлая идея коммунизна. Сбывает-
ся в сталинскую эпоху, а мы. вовремен-
НИКИ otoh ЭПОХИ. .
	И: что особенно. гордо и. радостно: мы
видим это не только на примере рабочих-
мужчин, а мы видим 50 Ha примере. жен-
шин, работнил Москвы, Ленинтрала, Ивано-
Ba,  бвердловека и сотен xpyrits POXWHX cO-
ветевих горолов.
	Вто такая Наташа? Это — работница с0-
вершенно нового типа, каких не было, че
было никогда ни в одной стране - земного
шара. Она не только’ не та. что были. во
	тальи Дубяга:

<...Чаще всего, човарищи, мне. прихо-
длится сменять челноки из-за доработки по-
чатка. За час работы на шестнадцати стан-
ках приходится на моем сорте сменить
135—140 челноков. Вели початки будут
дорабатываться беспорялочно — 10 на 01-
ном, то На другом станке в разных чаетях
THedia, мне ‘придется затрачивать много
времени и сил на переходы, и станки 6у-
дут постоянно простаивать в ожидании, по-
ка я полойду к ним. У меня все станки
заправлены одним сортом, и скорость их
почти одинаковая: Я. пускаю станки тавим
образом, чтобы  початви` дорабатывались
один за другам в каждой из двух восьмерок
моих станков, из которых собтойт гнездо,
причем п06ле окончания схода початков
первой восьмерки я умышленно делаю
паузу. а затем назинают дорабатываться
пПочатки во второй восьмерке...

Вы понимаете, товарищи, что такой раз-
гон початков по восьиёркам дает мне воз-
можность предвидеть, на каком станке про-
изойдет доработкя початка. быть У этою
станка наготове и пустить его без лишнего
простоя. Вроме того, это хает мне возмож-
ность совершать переходы лишь между со-
седними станками, затрачивая на это ми-
нимум времени. Значит, я могу после сме-
ны челноков на всей восьмерке зарядить
их один за другим во время хода... Й кроме
того, я могу при переходе на другую вось*
мерку . периодически осматривать основы
или полотна...

‚Ну. вамо собой разумеется, несмотря на
этот общий порядок планирования работы,
мне приходижея на практике в отдельных
случаях быстро принимать: то или иное ре-
	шение — решать, ‘в какой последователь-   Времена царской «Прохоровекой мануфакту-
	ры», HO даже не та. какими была работ-
	ницы наши десять дет назад...
У Наташи — государственный Подход К
	ности лучше обслуживать станки; чтобы не

иметь лишних простоев...»
«Предвилеть»... «Принимать то или иное
	ры
			И вот Наталья Дубяга читает широкой
аудитории московеких Текстильщиков бле-
стящую лекцию о методах своей работы.
Она рассказывает аодробно о веех приемах
своего труда — о смене. и зарядке: челнока,
0 ликвидации обрыва основы и многом дру-
rom. Она рассказывает, как она планирует
свой труд на шестнадцати станках — труд,
заставивший руководителей фабраки увела
чить скорость’ станков,

Я не буду передавать читателю содержа-
ние этой лекции, ибо она техническая, 06-
ращенная к специалистам ткацкого дела. Но
нельзя не сказать 9 том. что эта левция