ПРАВДА
	‚ 13 МАРТА 1949 г., № 72 (111793)
	Заседания Верховного Совета СССР.
	B CORETE MAMNMOMARDNOCTEM
	, Шренйя по докладу о Тосударственном. бюджете СССР на 1949 год

94/7 Tom
	Огромная помощь ий Повседневное внимаз
ние, которые оказывают нам Союзное Пра-
вительство, Центральный Комитет Всесоюз-
ной Коммунистической партии (большеви-
ков) и лично товарищ Сталин, вдохновляют
литовский нарол на новые трудовые подвиги.
	Слава нашей великой советской Родине—=
Советскому Союзу, слава нашему великому
вождю и учителю — дорогому Иосифу
Виссарионовичу Сталину! (Бурные anm-
дисменты).
	Сталина, самоотверженно трудится’ со-
ветекий народ в четвертом году послевоен-
ной пятилетки, ,
	Предусмотренные бюджетмм доходы в
сумме 445.208 млн. руб. и расходы в сум-
ме 415.355 илн. руб. демонстрируют могу-
щество нашей славной Родины. Они убеди-
тельно говорят о дальнейшем росте ` про-
мышленности, сельского хозяйства A HeyK-
лонном под’еме материального благосостоя-
ния и культурного уровня трудящихся
mace.

Бюджет определяет значительное увели=
чение финансирования народного хозяйства,
культурного строительства, а также пред-
усматривает дальнейший рост капиталовло-
жений в легкую промышленность, Жалиш-
ное и коммунальное. хозяйство.

Государственный бюджет Советского Co-
1038 отражает величайшую заботу  Прави-
тельства и большевиетской партии об укреп- -
лении экономической мощи нашей любимой
Родины, о материальном и культурном про-
цветании нашего народа.

Товарищи депутаты! Бюджет Молдавской
ССР на. 1949 год, как и бюджеты других
союзных республик, является неот емлемой
частью бюджета Советского Союза. В истек-
шем году бюджет нашей республики выпол-
нен с превышением доходов над расходами
na 56 man. руб., и этим созданы благонри-
ятные предпосылки. для дальнейшего под’=
ема` веех отраслей экономики и культуры
Советской Молдавии.

Государственный бюджет республики
непрерывно растет. Общий 06’ем бюджета
Молдавской ССР на 1949 год определен в
сумме 1.055 млн. руб., что в два раза пре-
вышщает бюджет 1945 года.

В бюджете предусматривается значитель-
ное увеличение расходов ча народное про-
свещение, здравоохранение, жилищное стро-
ительство и коммунальное хозяйство, а так-
же улучшение бытового обслуживания тру-
дящихся.

Мы приложим все силы в тому, чтобы
хозяйственные, советские и финансовые ор-
Tana республики обеспечили выполнение
	  заданий Государственного бюджета по каж-
	дой статье доходной и расходной Части и
полностью использовали по прямому наз
значению бюджетные ассигнования, проявя+
ли бережливость и экономию в расходова-
нии‘ народных ередетв.

Товарищи депутаты! Помимо тех accar-
нований, которые намечаютёя по’ респуб-
ликанскому бюджету, в Молдавскую ССР,
как и в другие союзные республики, непо-
средственно из союзного бюджета ежегодно
направляются огромные ‘средства на вапи-
тальные работы по’ развитию. народного хо-
зяйства.

Сотозное Правительство, учитывая совер
шенно нето”таточную энергетическую базу
Молдавской ССР, удовлетворило ходатайство
Совета Министров Молдавской ССР о. стро-
ительстве в республике гидроэлектростанций
‚и обязало Министерство: электроетанций  за-
кончить в 1949 ‘году составление техниче-
ского проекта для этого об’екта. Стоимость
проектных ‘работ по электростанции опре=
деляется в 5 млн. руб. Однако Министерство
электростанций предусматривает на проек-
тирование в 1949 году только 1.500 are.
руб. Это значит, что задание: Союзного. Пра-
вительства об окончании проектных работ
в текущем году выполнено не будет. —

Мы просим предусмотреть в Государ-
ственном бюджете ассигнования в размере,
обеспечивающем окончание технического
проекта гидроэлектростанции в 1949 году.
Строительство электростанции имеет для
Молдавской ССР большое народнохозяй-
ственное значение. Дальнейшее развитиз
промышленности и сельского ‘хозяйства на-
стоятельно’ требует коренного: разрешения
вопроса. о создании необходимой ‘энергети-
ческой базы в республике.

Следует сказать, что Министерство -элек-
тростанций не уделяет должного внимания
строительству гидроэлектростанции. До ва-
стоящего времени изыскательские работы
не закончены, не принимаются меры к е0-
зданию строительной организации и развер-
	  тыванию основных подготовительных pa-
		и об исполнении Государственного бюджета СССР. за
Речь депутата М. П. КАУНАИТЕ _-  istiemonars npmyutoxonmn’cxanss x xory-   Zo nsere прописотоното челн

орогого Отечества. won nngtan Еж TBA.
	Товарищи депутаты! Обсуждая Госухар-
ьтвенный бюджет Союза Советских Социа-
листических Республик, мы подводим итоги
наших достижений во всех областях народ-
ного хозяйства и культуры нашей Родины,
намечаем основные задачи на ближайший
период.

Нанг многомиллионный советский народ
под руководством партни Ченина-— Сталина,
сплоченный вокруг своего вождя и учителя
товарища Сталина, своим созилательным
трудом заложил твердую основу для 00-
строения коммунизма в нашей стране.
	Не прошло еще’ полных четырех поеле-
	р ме 2.

военных лет. а уже в 1948 году валовая
	продукция нашей социалистической про-
мышленности превысила на 18 проп. ypo-
вень довоенного 1940 года. Так же велики  .
успехи сельского хозяйства. Урожай зерно-
вых культур без малого достиг довоенного
уровня, а средняя урожайность превзошла
ховоенный уровень. Е

Мощный под’ем экономики нашей страны
B новой силой показывает всему миру
преимущества социзлизма перед калитализ-
мом. В то время как в капиталистических
странах жизненный уровень трудящихея
масс неизменно падает, в. нашей стране из
года в год растет благосостояние народа.

Новое снижение цен на продукты и т0-
зары широкого потребления показывает
величайшую заботу большевистской партии,
нашего великого вождя товарища Сталина
© советском народе.

После проведения денежной реформы в
хонце 1947 года, отмены карточной систе-
мы и введения единых государственных
цен на продукты питания и товары широ-
вого потребления, а также после вторич-
ного снижения цен в марте 1949’ года под-
нялась покупательная способность совет-
ского рубля, значительно повысилась зарз-
ботная плата рабочих и служащих, снизи-
уись расходы крестьян по закупке про-
мышленных товаров.

Слушая доклад Министра финансов Co-
ветского Союза депутата Spepepa о распре-
делении средств нашего ‘ Государственного
бюджета на финансирование промышленно-
сти, сельского хозяйства, социально-куль-
турных мероприятий и на расходы по упра-
влению государством, проникаеншься чув-
ством гордости 38 свое социалистическое
Отечество. ;

В то время как правительства империа-.
листических государств — Соединенных
Штатов Америки, Англии и других —
львиную долю своих бюджетов направляют
на увеличение рооружений, разжигая пси-
X03 новой войны, миролюбивое Правитель-
ство великой социалистической державы’
большую часть своего Государственного
бюджета направляет на финансирование
промышленности, сельского хозяйства и
социально-культурных мероприятий. В то
время как империалистические государства
на народное образование из своих государ-
ственных бюджетов отпускают незначи-
тельные средства, & каких-либо других
социально-культурных мероприятий у них
и вовсе не существует, наше социалистиче-
ское Отечество на финансирование соци-
ально-культурных мероприятий из общей
суммы” раеходов по Государственному бюд-
жету Союза Советских Социалистических
Республик ассигновало 119.214:176 тыс.
рублей.

Это значит, что наша страна еще боль-
ше будет иметь школ и вузов, клубов и
дворцов культуры, библиотек в читален,
детских садов и детских яслей, лечебных
учреждений и  научно-исследовательских
институтов. Это значит, что вся мощь н4-
шей советской науки, достижения нашей
советской литературы и искусства будут

служить широчайшим массам нашего совет-
ского народа, воспитывать его, поднимать

его культуру, улучшать и украшать его
ЖИЗНЬ.
	Распределение Государственного бюдже-
та по отдельным союзным республикам от-
ражает интересы H особенности кажлой
республики и соответствует задачам эко-
номического и культурного развития с0103-
ных республик. 9т0 ярко видно на примере
Литовской Советской Социалистической
Республики. Литовская ССР в истекшем
году отметила восьиилетие ‘установления
советской власти. Из этих восьми лет надо
исключить более трех лет немецко-фашиет-
ской оккупации. Вакие разительные пере-
мены произошли за годы советской власти
в судьбе литовекого народа!

Недавно закончившийся У[ с’езд. комму-
нистической партия (большевиков) Литвы
подвел итоги пути, пройденного литовеким
народом за годы советской власти и пяти-
летнего созидательного труда в братской
семье народов Советского Союза. Больших
успехов во всех областях народного хозяй-
ства и культуры добились трудящиеся
Советской Литвы под руководством партии
Ленина — Сталина. За короткий ерод вос-
становлены промышленность и сельское

хозяйство. :

3а 1945—1948 годы у помещиков и
кулаков отобрано 1.575.094 гектава земля,
много скота, сельскохозяйственного инвен-
таря и построек.

96.330 безземельным и малоземельным
крестьянам передано в вечное пользование
бесплатно 680.466 гектаров земли и, кроме
того, много построек и сельскохозяйствен-
ного инвёнтаря.

В конце 1947 года трудящиеся крестьяне.
Титвы начали добровольно об’единяться в
колхозы. Огромные успехи колхозников в

воины.

‚ Великое счастье жить и ‘трудитьея в на-
шем социалистическом Отечестве, работать
под руководством великой партии‘ Ленина—
Сталина, под руководством великого вождя
товарища Сталина, быть участником постро-
ения коммунизма в нашей стране.
	В дружной семье советских народов само-
отверженно друдитея и литовский народ.
	Речь депутата `Г. Я. РУДЬ
	Дрокневский избирательный округ, Молдавская ССР
	щем году мы будем работать над дальней-
шим укреплением колхозов, усилением хо-
	‘зяйственной помощи бедняцко-середняцкия
	массам крестьян и строительством новых
колхозов. Мы будем трудиться над дальней-
шим повышением культуры земледелия, еще
более энергично будем бороться за претво-
рение в жизнь великого сталинского пла-
на преобразования природы..

За три года послевоенной пятилетки об?-
ем капитальных вложений в промышлен-
ность и транспорт республики составил
евыше 540 млн. руб. Только по бюджету
1948 года в промышленность было вложено
116 млн. рублей.
	В реснублике освоено производство дере-
вообделочных станков, двигателей внутрен-
него сгорания, черепичных‘ и‘ винодельче-
ских прессов, различных насосов, газовой
аппаратуры. В истекшем году промышлен-
ность республики по валовой продукции
превысила довоенный уровень на 15 проц.

Пищевая промышленность Моллавии —
	  ведущая отрасль промышленного пройзвюод-
	ства — в прошлом году дала. стране консер-
вов на 90 проц. больше, чем в 1947 году,
й по уровню их производства приближается
к довоенному 1940 году. Так же неуклонно
растет винодельческая промышленность.

Взятые. работниками _ промышленности
республики обязательства по увеличению
сверхплановых накоплений до 25,5 млн.
руб. и уменьшению государственной AoTa-
ции на 22 млн. руб. выполнены.

В ответ на патриотический почин мо-
сковских заводов по инициативе 12 пред-
приятий гор. Бишинева в республике ши-
роко развертывается движение за ускоре-
ние оборачиваемости оборотных средетв:

Однако ряд промышленных предприятий
республики все еще ‘работает. неудовлетво-
рительно, не выполняет плана но выпуску
продукции в установленном ассортименте.
Предприятия местной промышленности рес-
публиканского подчинения из 26 главней-
ших видов продукции выполнили план толь-
ко по 16. Не выполнили задания по ассор-
тименту пищевая и легкая промышленность.
	Планы по производетву строительных
	материалов —— кирпича, черепипы, цемен-!
	Ta ~~ выполняются еще неудовлетвори-
тельно. Отстают © выполнением планов
строительные организации. .

На многих предприятиях республики
еще нет должной борьбы` за экономию
сырья, топлива, электроэнергии. Недоста-
точно используются станки и оборудование.

Народнохозяйственным планом реепуб-
лики в этом году предусматривается значи-
тельный рост выпуска продукции; увели-
чивается выпуск кирпича, черепицы, це-
мента; возрастает выпуск товаров широко-
го потребления, особенно обуви, трикотажа
й одежды.

Наряду © увеличением выпуска про-
мышленной продукции нам необходимо ‘по-
высить производительность труда, снизить
себестоимость, лучше использовать местное
	“сырье, ускорить оборачиваемость оборотных
	средств, более полно использовать оборудо-
вание, обеспечить строительство и ввод в
эксплоатацию ряда важнейших  предприя-
тий, резко улучшить. промышленное и жи-
	лищное строительство. Нам необходимо си-
стематически улучшать качество продуб-
ции, совершенствовать технологию и широ-
во внедрять передовые методы работы.
	На, основе хозяйственных успехов ме-
няется облик молдавской деревни, повы-
шается культурный уровень трудящихся,
растет их сознательноеть и понимание ими
государственного лолга.
	Число семилетних и десятилетних школ
в республике превыеило довоенный ypo-
вень. В вузах-и техникумах ‘в этом году
обучается молодежи в два с лишним
больше, чем в 1940. — 1941 годах.
	Расширена сеть клубов, изб-читален, бо-
лез чем в два © половиной раза увеличено
число библиотек; их кчижный фонд возрос
в три`с лишним раза против довоенного. В
городах и сёлах теперь имеется в три раза
	больше кинотеатров и влвопередвизек, чем
было 10 войны. .
	‚Непрерывно повышается уровень мате-
риального благосостояния трудящихся рес-
публики, значительно ‘возроёло срелнеголо-
	BOC потребление промышленных товаров и
проловольетвия.
	Ностановление Совета Министров СССР
и ЦЕ ВВП (6) 0 новом енижении розничных
цен на проловольственные и промышлен-
ные товары, выражающее величайшую за-
Gory большевистской партии и Советёкого
Правительства об ‘улучшении жизни трудя-
щихея нашей страны, встречено молдав-
ским народом © огромным удовлетворением
и горячей благодарностью.

Товарищи. депутаты! Государственный
бюджет СОСР. на 1949 год, предетавленный
на рассмотрение и утверждение Верховное
Совета СССР, являетея развернутой финан-
совой программой, полностью. соответствую:
щей тем большим и сложным задачам, нал
выполнением которых, под руководством
героической партии большевиков и великого
	‚ Товарищи депутаты! Мы участвуем в 0б-
суждении и утверждении Государственного
бюджета Союза Советских Социалистических
Республик в историческое время, пряближа-
ющее нас к досрочному выполнению после-
военной сталинской пятилетки. Мудрая по-
литика нашего Советского Правительства,
могущество нашей великой социалиетиче-
ской державы являются оплотом и належ-
	Товарищи депутаты! В нашей стране все
шире развертывается социалистическое со-
ревнование . масс за досрочное выполнение
послевоенной сталинской пятилетки. С
новой могучей силой разгорается всеназодная
борьба за получение высоких, устойчивых
урожаев. Успехи и достижения, завоеван-
ные советским народом под руководством
	партий большевиков и великого Сталина.
	изумляют все прогрессивное человечество,
они вызывают в сердцах трудящихся чув-
ство ралости-и гордости 3 социзлистиче-
ское Отечество.
	Созидательная работа’ иногонациональной
семьи народов Советского Союза укрепляет
международную братскую солидарность тру-
дящихеся, мобилизует и закаляет ряды: ве-
ликой армии борцов за мир, свободу и неза-
висимость народов против ‘поджигателей но-
вой войны. Своей ‘внутренней и внешней
политикой, направляемой партией больше-
виков, наша страна вновь и вновь с громад-
ной силой демонстрирует преимущества со-
ветской социалистической системы.
	Преимущества советского строя’ особенно
глубоко ощущает молдавский народ. Рабо-
чие, колхозники, трудящееся крестьянство,
интеллигенция Советской Молдавии никог-
да не смогли бы ликвидировать тяжелые
последствия войны и небывалой двухлетней
засухи. если бы они находились в иных,
	не советских условиях. Нри повседневной.
	помощи Центрального Вомитета ВАШ),
Правительства Союза ССР и лично товарища
Сталина, при поддержке великого русского
народа и других братских народов нашей
страны, в результате напряженной работы
трудящиеся Молдавской ССР за истекшие
три года послевоенной пятилетки добились
значительных успехов в выполнении на-
роднохозяйственного плана.

Посевные плошали в минувшем году co-
ставили 99,2 проц. к плану, предусмот-
ренному на последний год ` пятилетки; по
отдельным культурам превзойден довоен-
ный уровень. Носевы овощей в зоне кон-
сервной промышленности увеличились по
сравнению с 1941 годом вдвое,

ey но py tg

yg ee
	Борясь за выполнение исторического по-
становления февральского Пленума ЦА
ВЕП(б) и обязательств, данных товарищу
Сталину, многие районы и колхозы, сотни
колхозных бригад; тысячи передовиков сель-
ского хозяйства на основе социалистиче-
ского соревнования, на основе внедрения пе-
редовой агротехники собрали в прошлом го-
ду богатый урожай.

Сделан большой шаг по пути под’ема важ-
ных отраслей сельского хозяйства респуб-
лики — виноградарства и садоводства. С
начала пятилетки отремонтировано 30 тыс.
гектаров старых и посажено 6,5 тыс. гек-
таров новых садов и виноградников. Созда-
на широкая сеть питомников.
	В соответетвии с постановлением Совета:
	Министров СССР в ближайшие семь лет в
республике будет проведена посадка новых
виноградников на нлощади 26 тыс. гекта-
ров и садов на площади 24 тыс. гектаров,
что создаст прочную сырьевую базу для
консервной и винодельческой промышленно-
сти. Молдавия по производству шампанских
вин и коньяков займет одно из первых мест
в Советском Союзе. ° .

_В течение 1949 — 1950 годов в колхо-
зах и совхозах республики будет посажено
не менее 145 тыс. деревьев лимона, ман-
дарина й апельсина, ‘18 тыс. ‚эвкалиптов,
& также заложено 12 гектаров других суэ-
тропических культур. Молдавия будет иметь
свой цитрусовые,

В 1948 голу колхозы республики впер-
вые после войны перевынелнили план раз-
вития жиротноводства по. всем видам скота.
Поголовье лошадей увеличилось на 24 проц.,
крупного. рогатого. скота — ва 25 прон.,
овеп — на 30.8 проп,, свиней. — na 234
проц. Колхозы восточных районов Молдавии
по крупному -рогатому скоту и овпам прев-
зошли довоенный уровень, В новых, колхо-
зах западных районов создано свыше 1.000
животноволческих ферм. Но животноводство,
сильно пострадавшее от вражеской оккупа-
ции и двухлетней засухи, до.сих пор остает-
ся наиболее отсталой отраслью сельского
хозяйства республики.

В истекшем году республика досрочно.вы-
полнила обязательства по сдаче хлеба. и
других сельскохозяйственных продуктов и,
кроме. того, едала сверх плана б млн. пудов
зерна, 500 тыс. пудов  подеолнечниха,
	6 тыс. тонн молока и 228 тыс. пудов OpyK-
	На основе тесного сплочения бедняпко-
‘вередняцкйх масс вокруг” большевистской
партии, Советского Правительства в запад-
вых районах Молдавия усилилось ветупле-
ние бедноты и середняков в колхозы. За ис-
текший год в западных районах республики
число колхозов выросло в два с лишним
раза, а к началу марта этого года здесь
уже имелось 811 новых колхозов, об’еди-
нивших более одной трети всех крестьян-
ских дворов.

] _ В области сельского хозяйства перед Мол-
давией стоят ответственные залачи. В теку-
	Исторические постановления Центрально-
то Комитета Всесоюзной коммунистической
партии (большевиков) но вопросам идеоло-
гической работы мобилизовали советских
ученых, писателей и художников, всех ра-
ботников просвешения и культуры на улуч=
шение качества своей работы, на решитель-
ную борьбу против низкопоклонства ‘перех
прогнившей и дегралирующей западной
культурой, против всяческих антанаучных
коннепний.
	Неустанно растут и крепнут ряды литов-
ской советской ‘интеллигенции. Руковод-
ствуясь историческими решениями ЦЕ
BRU(6) oo идеологическим вопросам, пар-
тайные и советские организации нашей
республики проводят большую  политиче-
скую работу ерели интеллигенции. Iloxap-
	Тракаиский избирательный округ, Литовская ССР
	братских советских республиках убедили
трудящихся крестьян Литвы в правильно-
сти пути, которым идут миллионы  совет-
ских крестьян,  руководимых партией
Ленина — Сталина: Строительство колхозов
в Читве —— это историческое событие в
жизни литовского народа. В настоящее
время в Литве уже организовано более ты-
сячи колхозов. С каждым днем количество
их продолжает увеличиваться.
	Главная задача, поставленная УГ с’ездом
коммунистической партии большевиков
Литвы,—это в течение ближайших лет за-
вершить социалистическое переустройство
сельского хозяйства.

Волыние залачи стоят перед нами по
	дальнейшему восстановлению и развитию
ппомеипленноети За 1945—1948 roi
	много сделано в: области восстановления   ЛЯющее большинство старой интеллигенция
разрушенной немецкими оккупантами про- освобождается от груза буржуазной идеоло-
	коммунального   ГИИ,
	мышленности, транспорта,
	успешно овладевает  марвсистекл-
	хозяйства. Это было возможно только бла-   Ленинской теорией и включается в актив-
годаря щедрой и бескорыстной помощи брат-   НУЮ. работу по социалистическому строи-
ских советских народов и в первую очередь   Тельству в. республике. Ярким примером,
	веливого русского народа.
	характеризующим приближение науки в на-
	Рост народного хозяйства Литовской ССР  СУщным нуждам народного хозяйства, яв-
	ляется решение Академии наук Литовской
CCP созвать специальную сессию. пбевя-
	требует расширения местной промышленно-
сти. ‘постройки заводов сельскохозяйствен-
	ных машин и новых прелнриятий металло-   ‘ЗеНную, вопросам развития колхозного
	строительства в Советской Титве.
	Неуклонно развиваются литовская лите-
ратура и искусство, национальные по фор-
	ши поэты ‘и писатели Тильвитие, Гузяви“
	чус-Гудайтие, Довидайтие и другие на-
писали яркие произведения, правдиво
отображающие бедственное положение трудя-
щихся крестьян в период буржуазного гос-
подства в date, разоблачающие подлое пре-
смыкательство  эксплоататореких классов
перед гитлеровскими захватчиками в период
фашистской оккупации. Произведения на-
ших писателей показывают борьбу трудя-
щихся за советскую влаеть в Литве и крун-
	ные достижения социзлистического строи-
	тельства в Советской Литве. Успешно раз-
вивается литовская советская музыка. Pat
ценных произведений создали наши худож-
ники. Театры Литвы своей плодотворной
работой участвуют в историческом деле вос-
питания трудящихся Литвы в духе советско-
го патриотизма, в духе преданности партии
Ленина=—Сталина- :
	Огромные средства, отпускаемые на с0-
пиально-культурные. мероприятия, должны
	быть использованы для счастья нашего на-
	рода, для процветания нашего социалисти-
ческого Отечества. Рост. культурного уровня
населения и его политической сознательно-
ети способствует социалистическому строи-
тельству в республике и в первую очередь
развитию Болхозногр движения в литовской
деревне.
	Одним из признаков роста культуры сре-
ди населения Литвы является повышение
политической сознательности и активности
литовских женщин, —— в прошлом наибо-
лее забитой. отсталой и угнетенной части
	населения. Теперь. женшины Советской
	Литвы наравне и вместе со’ всеми трудя-
щимися. строят коммунизм. Окруженные 32-
ботой социалистической Родины, они на всех
участках труда проявляют высокую созна-
тельность и активность. Многие литовские
крестьянки поняли преимущества социа-
листического строя. Среди них немало ини-
циаторов колхозного строительства, само-
отверженно работающих над ‘увреплением
Fo.1X0308.
	`Однако, несмотря на значительные уепе-
хи в области культурного строительства в
Литовской ССР,.у нас имеется целый рял
недостатков. Еще неудовлетворительно: ис-
пользуются средства, выделенные на сель-
ское школьное строительство. Необходимо
также отметить неправильную практику в
работе наших театров, которые еще не су-
мели до. конца: изжить.у себя иждивенческие
настроения и не лобились полного перехода
на работу без дотации из Государственного
бюджета.
	№ недостаткам следует отнести также и
то, что плохо осваиваются средства, . зесиг-
нованные на строительство культурно-про-
светительных учреждений. В 1948 году они
использованы только на 63 прон. Мы долж-
ны принять вве ‘меры к тому, чтобы в 1949
году изжить эти недостатки и добиться но-
вого под ема культуры литовского народа,
национальной по форме, социалистической
по содержанию. -
	Мипистр _финапсов Советского Союза де-
путат Зверев в своем локладе особое место
уделил: вопросам контроля: за экономным
расходованием материальных ‘и денежных
средетв в народном хозяйстве. Эта задача
должна стать законом для всех советских
	республик. Председатель Бюджетной  комйс-
	сия Совета. Национальностей депутат Хохлов
в своем содокладе правильно критиковал ра-
ботников Литовской: ССР за небрежное от-
ношение в нуждам народа, за крупные не-
дочеты в. финансовом хозяйстве республики.
Нам, депутатам - Верховного. Совета СССР,
работающим в Литовской республике, необ-
ходимо сделать все Выводы из этой критики
и не допускать в дальнейшем ‘подобных не-
дочетов, : .

Ham Pocy rapempen ni бюджет — 90
мощный рычаг в деле досрочного выполне-

ния послевоенной сталинской пятилетки.
Кажлый советекий рубль — это рубль, 32-
	работанный самоотверженным трудом на-
шего советского народа. Дело чести каждого
	патриота нашей Родины — дорожить денеж-
	ными средствами, соблюдать строжайшую
‘финансовую дисциплину и тем самым со-
		обрабатывающей промышленности, каких в
бывшей буржуазной Литве не было и быть

не могло. -
	товским народом, огромное значение имсют
вопросы культурного строительства. Бур-
ный рост промышленноети, процессе пере-
хода сельского хозяйства н» социзлистиче-
ские рельсы создают огромную потребность
в квалифицированных кадрах рабочих, спе-
циалистов промышленности и сельского хб-.
Ззчйства.
	Учитывая, что трудящиеся Читвы долгие
годы находились под влиянием буржуазных
литовских националистов и реакционного
католического духовенства, необходимо уси-
лить политико-м8есовую и культурно-про-
светительную работу среди населения, что-
бы быстрее преодолеть пережитки капита-
лизма в сознаний людей,
	В области культурного строительства в
Советской Литве сделано немало. В 1948
голу была значительно расширена в респу-
блике сеть начальных и средних школ. №
началу 1948/49 учебного года у нае име-
лась 3.241 школа с количеством учащих-
ся более 300 тыс. человек. Количество гим*
назий и прогимназай но сравнению с по-
следним годом господства буржуазия в Лит-

ве (1939—1940 годы) увеличилось в не-
CROABEG p33.

-В результале роста школьной ‹ети в на-
стоящее время в Советекой Литве имеются
все условия, чтобы с начала 1949/50 учеб-
ного года ввести обязательное семилетнее

обучение.

До советской власти в Фитве высшая
школа была недоступна для детей рабочих;
крестьян, батраков. В настоящее время в
12 высших учебных заведениях Советской
Литвы обучается более 9 тые. детей рабо-
чих, трудящихея крестьян и-труховой ин-
теллигенции, из которых готовятся высоко-
квалифицированные специалисты для ©0-
циалистического народного хозяйства, 8к-
тивные строители коммунистического обще-
ства. В 1948 году высшие учебные заве-

дения республики выпустили более 600 со-
ветских спепиалистов.
	В оды советской власти в селах респуб-
лики словно неугасимые маяки засияли
культурно-просветительные учреждения. В
настоящее время в Советекой Литве насчи-
тывается свыше 3.009 клубов-читален, ду-
мов культуры, массовых библиотек и т. д.

В 1948 году в связи с развитием колхоз-
ного строительства проведена большая ра-
бота по организации клубов-читален при
колхозах. Эти влубы-читальни обеспечены
передвижными библиотечками. Клубы стали
центрами художественной самодеятельности
п всей культурно-проеветительной работы.

При многах клубах и в домах культуры
организованы народные университеты. На-
пример, в Доме культуры ЛапессКой волости
Каунасского уезда постоянно работает нз-
родный универеитет, в котором читают лек-
ции такие видные ученые, как академик
Крищюнае, профессор Грибаускае и другне.

Организация широкой сети массовых би-
блиотек с фондом в 1,5 млн. книги 2.300
передвижных библиотечек позволила обслу-
Живать советской книгой массового читале-
ля. Досталочно указать, 910 в одном
Ионишкском уезде`фонды масеовых библио-
тек выросли по сравнению с 1939 годом в
14 раз,

Большюе внимание ‘партия большевиков
уделяет развитию печати. В Настоящее
врема в Советской Литве издается 50 раз-
личных газет и журналов. Быстрыми тем-
вами развивается сеть киноустановок.

Такой мошяый ‘под’ем культурного
строительства в Советской Литвё стал воз-
можных благодаря мудрому руководству
партии большевиков, благодаря отеческой
заботе вождя народов великого Сталина.
	С каким вниманием относятея партия a
правительство к развитию культуры литов-
ского народа, свидетельствует уже один тот
факт, что в 1948 году ва нужды просвеще-
ния, науки, культуры и искусства по Ли-
товской ССР было ассигновано 396,7 млн.
рублей.
	Товарищи депутаты! Внесенный на утвер-
ждение Верховного Совета СССР  Государ-
ственный бюджет СССР открывает новые
перспективы для дальнейшего роета могу-
шества нашей Родины и обеспечивает по-
вый под’ем материального благосостояния
и культурного уровня советских людей.
	_й присоединяюсь в мнению ранее вы
‘тупавших депутатов и вношу предложе-
ние — утвердить Государственный бюджет
СССР на 1949 годе учетом поправок, вне-
 енных Бюлжетной комиссией.
	Молдавекий народ в. единой, дружной
емье советских народов, руководимый пар
гией большевиков и великим Сталиным,
не пожалеет ни сил, ни труда, чтобы
пе только выполнить, но и перевыполнить
народнохозяйственный план четвертого ro--
а послевоенной сталинской пятилетки, -
(Аплодисменты). :