1 АПРЕЛЯ 1349 г., № 91 (11198)

ПРАВД А

K SI-

па воздушных
трассах страны.
	летнее расписание движения
пассажирских самолетов
	э апреля нз линиях Гражданского воз-
душного флота вводится летнее расписание
движения самолетов.

В этом году предусматриваетея значи-
тельное сокращение времена перелетов.
Для папсажирского, почтового и грузового
авпасообщения между Москвой и городами
Сибири и Дальнего Востока будут широко
применяться ночные полеты. Раестояние от
Москвы до’ Владивостока самолет булет по-
крывать за 44 часа, Зимой этот рейс про-
должалея 70 часов.

Возобновляется ‘регулярное сообщение
воздушных экопрессов на линии Москва—
Красноярск. Между Москвой и Новосибир-
ском будет курсировать экспресо е посад-
кой только в Свердловске. Новым расписа-
HHeM предусмотрены ежедневные рейсы
скоростных комфортабельных самолетов
«1-12» из Москвы в Иркутск.

‘Ha всех трассах и особенно на линиях,
связывающих Москву и Ленинград с горо-
дами Сибири, Урала, Средней Азии и Украл-
ны, значительно увеличивается число рей-
сов. Из Москвы в Ленинград, Киев, Харъ-
ков и обратно ежедневно будут ходить по
три самолета.

’ В этом году прямое возлушное сообщение
устанавливается между курортамя Крыма,
Вавказа, Прибалтики и столидамя Укран-
	ны, Белоруссии, республик Средней Азии,
	8 тавще крупными промышленными центра-
ми — Ленинградом, Свердловском, Челябин-
ском, Новосибирском. Карагандой;, Куйбы
шевем и другими городами. 2
Впервые в крупных городах открыва-
ются багажные базы; которые будут при-
нимать небольшие грузы для доставки их
воздушным ‘транспортом. Вводится также
продажа билетов, действительных для но-
лета в пункт назначения и обратно. .-
	й 150-летию со дня ровдения
  А. С. Пушнина” -
	Вчера в Москве под председательством
тов. Н. С. Тихонова состоялось очередное
заседание Всесоюзного комитета по прове-
денню 150-летия со дня рождения А. С.
Путиклна,

Комитет заслушал и обсудил рад локла-
дов 0 ходе подготовкя к юбилейным дням.
Президент Академии наук СССР акалемик

. И. Вавилов сообщил, что 7 пюня в Мо-
скве  состоитея торжественное собрание
Академии наук СССР. В юбилейные дни
в городе Пушкине, Ленинградской облаети,
в актовом зале лицея состоится торжествен-
Hoe заседание президиума Академии наук
СССР. В здании Александровского дворца
будет открыта юбилейная выставка, разме-
щенная в 14 залах.

В связи с юбилеем Академия наук закан-.
чивает издание полного академического
собрания сочинений А. С. Пупкина в 16
томах.

Выступивший © ловладом председатель
Болдинского райисполкома Горьковской о0-
ласти тов. А. И. Чернышев сообщил, что
в селе Боллигзо заканчивается оборудование
мемориального дома-музея. В лень 150-ле-
THA CO дня рождения поэта в Болдине
проводятся торжественное заседание и боль-
шов народное гулянъе.

0 том, как готовятся в юбилею труля-
щиеся Псковской области, рассказал заые-
ститель председателя облисполкома тоз.
А. А. Яковлев. Подходит к концу оборудо-
вание лома-музея в селе Михайловеком и
заванчиваетея ремонт Святогорского мена-
етыря, разрушенных и разграбленных не-
мецками захватчиками.

В обеуждении докладов участвовали тт:
Н. С. Тихонов, С. И. Вазнлоз, Ф. М. Голевен-
ченко, М. В. Исаковеклй, А. М. Герасимов,
И. Н. Далматов, В. Н. Мухина, А. М. Ero-
лин и другие. .
дру a
	БЛАГОУСТРОЙСТВО
ИРКУТСКА
	HPRYTCE, 31. (Hopp. «Пвазлы»). За по-
следние два года значительное развитие лпо-
лучило городское хозяйство Иркутска. Улн-
ны украсились десятками многоэтажных
зданий. Более 600 домов возведено инливи-
дуальными застройщиками. Проложего 35
тысяч квадратных метров  асфальтирован-
ных и деревянных тротуаров: Высажено
106 тысяч деревьев и кустарников.

В этом году жилишно-бытовые условия
трудящихся города будут еще более улуч-
шены. Намечено построить вторую линию
трамвая, На жилищно-коммунальное строл-
тельство ассигцовано более 21 ипллиона
рублей.

Большое внимание уделяется развитию
физкультуры и спорта. Город будет иметь
три стадиона. Олин из них—«Авангарл»—
	уже строится.
—б—-

довщине со дня рождения А. М. Горькоо

одходичости для них подчинения законах
уорали? Никому не выгодно быть честных
среди жуликов. Но еели невобможно убэ-
дить, — гиннотизируйте! Это всегда улает-
Of...

On утвердительно кивнул головой и. под-
мигнув мне, повторил: .

— Невозможно убедить, — типнотизи:
руйте!

Затем он положил свою руку на колена
мне, заглянул в лицо мое и, понизив голос,
продолжал: .

— Дальнейшее — mexrzy nama, xopome?

Я кивнул головой.

— Бюро, в котором я служу, занпимает-
ся гипнозом общественного мнения. Это 01:
но из оригинальнейших учреждений Амери-
	‘ви — прошу заметить! —е гордостью ека-
	зал он.

Я еше раз наклонил голову.

— Вы знаете, что наша етрана,— гова-
рил он,— живет только одним стремлени-
ем — делать деньги. Злесь все хотят быть
богатыми, и человек для челозека — только
материал, из которога всегда можно выжать
несколько крупинок золота. Й вся жизнв
сесть процессе вынимания золота из, мяса и
крози человека. Народ в этой стране—как
й везде, я слышал — руда, из которой: дэ-
бывают желтый металл, прогрессе — эту
концентрания фязической энергии масс,
то есть кристаллизация мяса, костей в
нервов человека в золото. Жизнь построена
ОЧЕНЬ просто...

— 910 ваш личный взгляд?—е просил я.

— `9т0? Конечно, нет, — сказал он с
гордостью.— Это просто чья-то фантазня...
Я не помню, как она попала в мою голову...
Я пользуюсь ею, только когда говорю с
людьми...  ненормальными... Продолжаю.
Народу здесь некогда заниматься порока-
ми — дия этого не остается свободного вре-
мени, Часы напряженной работы так исто-
щают человека, что он уже не ‘имеет ня
	ел, ня желания согретмить в час отдыха.
		Яюдям некогла думать, у них нет силы же-
лать, они жизут только работой, для рабе-
ты, и это делает их жизнь очень нраветвен-
ной. Разве иногда, в праздник, несколько
ребят повесят пару негров, но это — не
против морали, потому что негр — не бе-
лый, к тому же их здесь много, этих негров.
Все ведут себя более или менее прилично,
ий на общем сером фоне этой неподвижной
жизни, забитой в тесные рамки старой: нпу-
ританской морали, всяхое нарушение cr
	оринпипов выступает резко. как патна ез-
	‘кн. Это — хорошо, но это — дурно. Выс-
тие классы общества могут гордитьея по-
велением низигих, но в то же время TaKNe
повеление стесняет свободу действий богз-
тых. Они имеют деньги — значит, ени име-
ют право жить как хотят, не считаясь с
моралью. Богатые — жадны, сытые —- чув-
ственны, празлные — порочны. Бурьян ра-
стет на жирной почве, разврат — на почве
пресыщения. Что же делать? Отрицать мо-
раль? Это — невозможно, ибо это — глупо.
Если тебе выгодно, чтобы люди были нрав-
ственны,— умей скрывать свои порэки...
Бот и всё! В этом немного нового.

Он оглянулся и еще понизил голое.

— И вот представители высшего облте-
етва в Нью-Йорке напали на олну удиви-
тельно счастливую мысль. Они решиля
учредить в стране тайное общество для яв-
ного нарушения законов морали. Был 67
бран, путем вкладов, солидный капитал, ив
разных городах страны открыты-— негласно,
разумеется — бюро-для гинноза обществев-
ного мнения. Наняли разных людей, вроде
вашего покорного слуги, и возложили на
них обязанность совершать преступления
‚против нравственности. Во главе каждого
бюро стоит надежный и енытный человек,
руководящий действиями елужаших и раз-
пределяюший занятия... обыкновенно он
редактор какой-нибудь газеты... -

— Я не понимаю целей бюро! — тосвли-
во сказал я. .

— Очень. просто! — отозвалея он. И
вдруг его лицо приняло выражение тревоги
и нервозного ожадания чего-то. Он ветал а.
заложив руки за спину, начал медленно хо-
дить по комнате.

— Очень просто! — повторил эн.—Я
уже сказал вам, что низшие классы, по нз-
достатку времени, мало гренгат. А ведь не-
обходимо, чтобы нравственность паруша-
лась — нельзя же оставлять ее бесплодной
старой девой. Нужно, чтобы всегла кричали
и праветвенноети, это оглушает обшествс.
не позволяя ему слышать правду. Если в
реку набросать массу мелких men, среди
них может незаметно для вашего глаза про-
плыть большое бревно. Или. если вы не-
осторожно вытащили бумажник из кармана
вашего со“еда, но своевременно обратите
внимание публики на мальчишку, который
украл горсть орехов,— это может спасти
вас от скандала. Только кричите громче —
вор!- Наше бюро занимается тем, чтобы
созлавать массу мелких скандалов для при-
крытия крупных преступлений.

Он вздохнул, остановился среди комнаты
й помолчал.

— Папример, в городе разносится слух
0 том, что одно уважаемое и почтенное
ино бъет свою жену. Бюро немедхленно по-
ручает мне и нескольким товарищам побить
наших жен. Мы бьем. Жены. конечно. пэ-
свяшены в дело и кричат очень громко. 06.
этом пишут вее газеты, и шум, поднятый.
ими, заставляет забыть о слухах по поводу
отношений почтенного лица к его жене,
Какое дначение имеют слухи, когда Haan
факты? Или начинают говорить о подкупе
	Закончились восенчциоа
	_ Бчера закончились ‘весенние каникулы
школьников. Учащиеся  столины провели
эти теплые, солнечные дни в парках, в за-
городных прогулках, весело отпразлновали
на лоне природы свой традилионный весен-
ний «День птин», Вчера состоялся общего-
ролекой слет юных натуралистов, Во всех
районах прошли также слеты юных тури-
стов. Свыше трех тысяч школьников при-
няли участие в массовой экскурсии по му-

зеям Москвы,

Интересно прошла в городском Доме пио-
неров встреча пионерского актива с делега-
тами ХТ с’езха ВЛКСМ. В ней приняло уча-
стие 600. школьников. Лелегат  с’езла —
	лучшая пиопервожатая 602-й московской
			М ГОРЬКИЙ
	..Он пряшел ко мне поздно вечером и.
подозрительно оглянув мою комнату, не.
громпо спросил:

— Могу я поговорить © вами полчаея
наедине?

В тоне его голоса и во всей сутуловатой
худой фигуре было что-то таинственное и
тревожное. Он ‹ел на стул так осторожно.
точно боялея, что мебель не сдержит ем
хлиннНых и острых костей.
	— Бы можете опуетать штору ra
	_окне?’-— тяхо спросил он.
	— Пожалуйста! — сказал я и тотчас
исполнил его желание.

Благодарно» кивнув мне головой, он пол-
иптнул в сторону окна и еще тише заме-
TRI:

— Вкегда следят.

— Ето?

— Репортеры, разумеется.

Я внимательно посмотрел на него. Oxe-
тый очень прилично, даже щеголевато, он.
все-таки, производил впечатление бедняка.
Ето лысый, углеватый череп блестел скром-
но и корректно. Чисто выбритое, очень
худое лицо, серые, виновато улыбающиеся
глаза, полуприкрытые светлыми ресницами.
Когда он поднимал ресницы и смотрел пря-
мо в лицо мне, я чувствовал себя перел
Rakoi-To туманной, не глубокой пустотой.
Сидел он, подогнув ноги под стул, положив
ладонь правой руки на колено, а левую, с
ъотелком в ней, опустил к полу. Длинные
пальцы рук немного хрожали, углы плотна
сжатых губ были устало опущены — при-
знак, что этот человек дорого заплатил за
свой костюм.

— Позвольте вам  представитьея, —
вздохнув и покосивигиеь на окно, начал
он,—я, так сказать, профессиональный
грешник...

Я сделал вид, что пе расслышал его
слов, и наружно спокойно спросил:

— fax?

— Я — профессиональный rpexeurn, —
повторил он буква в букву и добавил: —
Koa специальность — преступления протиз
общественной морали... .

В тоне этой фразы звучала только скром-
ность, я не уловил даже тени раскаяния в
словах и на лице.

— Вы... не хотите ли стакан воды? —
предложил я ему.

— Нет, благодарю вас!— отказался он,
й виноватые глаза его с улыбкой остано-
вились на моей фигуре.

— Вы, кажется, ке, вполне ясно пони-
изете меня?

— Нет, почему же?— возразил я, екры-
вал, по примеру европейских журналистов,
невежество пол маской развязноети. Но оч
мне, очевидно, не поверил. Нокачивая Ko-
телком в воздухе и скромно улыбаясь, он
заговорил:

— Я приведу вам несколько фактов из
моей деятельности, чтобы вам было пенят-
HO, KTO 4...

Здесь он вздохнул и опуетил голову. В
сшова я был уливлен тем, что в этом вздо-
хе было только утомление.

— Помните, — начал он, тихо покачи-
вая шляпой, — в газетах писали © челова-
ке... то есть очаьянице? Скандал в театре?

— Эт госполин из первого ряда, кото-
рый во время патетической спены ветал..
надел шляну и начал кричать извозчика? —-
спросил я. °

— Ла! — подтверлил он и любезно xn.
бавил: — зто — я. Заметка пол заголовкам
«Зверь, истязатель детей» — тоже мною
вызвана, как и другая — «Муж, продаю-
щий свою жену»... Человек, прееледовав-
Hui Ha улице даму нескромными прелло-
жениями,— это тоже я... Вообще, обо мне
пишут не менее одного раза в неделю и вся-
Кий раз, когда требуется доказать испорчев-
Ноеть нравов...
	с6 это он сказал негромко, очень внят-
10, но без хвастоветва. Я ничего не поня-
Mal, но хне не хотелось показать ему это.
Как все писатели, я тоже делаю всегда вид,
будто знаю жизнь и людей, точно свои
пять пазенев.

— Гы! — сказал я тоном философа. —
10 же, вам доставляет удовольствие этот
род занятий? р

— Когда я был молсл — это забавляло
меня, не скрою, —= ответил он.— Но теперь
уне уже сорок пять лет, я женат, имею
1вух дочерей... В таком положении очен»
неудобно, когла вае раза два-три в неде-
4) изображают в газетах, как источник
порока и разврата. Постоянно следят за
вами репортеры, чтобы вы точно и во-вре-
Мя выполняли свои обязанности...

Я закашлялея, чтобы скрыть недоумение.
Потом тоном сострадания спросил:

— 90 увас болезнь?

Он отринательно качнул головой, поуя-
хал себе в лицо шляпой, как веером, и 0т-
ветил:

— Нет, профессия. Я уже сказал вау,
Что моя спениальность — мелкие еканлалы
на улицах и в публичных местах... Другие
товарищи в нашем бюро занимаются более
ответотвенными и крупными делами, напри-
\ер: оскорбление религиозного чувства, Co-
вращение женщин и девиц, кражи на сум-
У\У не выше тысячи долларов...— Он вздбх-
Нул, оглянулел вокруг-и пояснил: — H пра-
THe поступки против нравственности... а 3
делаю только мелкие. скандалы...

Он говорил, как ремесленник о’ своем рэ-
месле. Это меня начинало раздражаль, ия
саркастически спросил:

— Вас не удовлетворяет это?
	Общественнесть столицы широко отмечает
исполняющесся сегодня десятилетие со дня
смерти выдающегося советского писателя и
педагога А. С. Макаренко. Памяти Мака-

ренко было поевишено собрание писателей,
Учителей и научных работников, соетояв-

шееся в клубе Московского университета.
	Вечер памяти Макаренко состоялся вчера
в Центральном ломе литераторов. Доклад-
чик тов. Ю. Лукин охарактеризовал Мака-
ренко, как выдающегося писателя и педа-
гота, которым гордятся наши советская
литература и педагогика. С воспоминаниями
выступили писатели А. Вараваева, С. Ва-
	—

Нет! — просто ответил он.

Его простета обезоруживала и возбуждалз
острое любопытство. Помолчав, я поставил
ему вопрос:
	--— Оидели в тюрьме? ›

— Три раза. А вообще я действую в
размерах пиграфа. Но штрафы платит, ко-
нечно, бюро...— об`яснил он.

— Бюро?— невольно повторил я.

— 0, да! Соглаевтесь, что мне самому
невозможно. платить штрафы! — с улыбкой
сказал он.— Пятьдесят долларов в неде-
лю-—это очень немного для семьи в четыре
человека...

— Дайте мне подумать об этом, — ска-
зал я, встав со стула:

— Пожалуйста! — согласился он.

Я начал ходить по комнате взал и впе-
ред мимо него, напряженно вепоминая вез
Формы психических заболеваний. Мне хоте-
49еь определить характер ето болезни, ноя
не ног, Было яено одно —— это не мания ве-
личия. Он следил за мной с любезной улыб-
Кой на хулом, истошенном лине и тернели-
ва` ждал. Е

— Итак бюро? — спросил я, останавли-
ваясь против него.

— Да, — сказал он.

— Много служащих?

_.— В stom ‘тороде — 125 мужчин и
{5 женщин...

— В этом городе? Значит... и в других
городах — тоже бюро?

— Во всей стране, конечно! — сказал
OM, покровительственно улыбаясь.

Мне стало жалко себя.

— 0... что же они... — нерешительно
спросил я,— чем же они занимаются, эти
бюро?
  == Hapymawr законы нравственности!—
скромно ответил он; встал со стула, сел в
кресло, потянулся. и © откровенным любо-
пытетвом стал рассматривать ‘мое лино.
Очевихно, я казалея ему дикарем, и он пе-
реставал стесняться.

— Uopr побери! — подумалось мне.—
Пе надо показывать, что я ничего не пови-
маю... —И, потирая руки, я оживленно
сказал: 2

— 3ro интересно! Очень интересно!..
Только... зачем это?

— 410? — улыбаясь спросил он.

_—- Да эти бюро для нарушения законов
морали?

Он засмеялся добродушным смехом взрос-
лого над глупостью ребенка. Я поемотрал
на него и подумал, чт0, действительна,
источником всех неприятностей в жизни
являетея невежество.

— Вак вы полагаете, надо жить, а? —
спросил он.

— Конечно!

— Й нахо жить приятно?

— 0. разумеется!

Этот человек встал, подошел ко мне в
хлопнул меня по плечу.

— А разве можно наслаждаться жизнью,
не нарушая законов морали, а? =~

Он отступил от меня, подмигнул мне,
снова’ развалилея в кресле, как вареная
рыба на блюле, вынул сигару и закурил
ee, не спросив моего разрешения. Потох
продолжал:

— Еюму приятно кушать землянику с
карболовой кнелотой? .

Н он бросил горящую спичку на пол.

Уж это веегда так.—— вознав свое `пре-
имущество нал ближним, Человек сразу
становится свиньей по отношению к нему.

— Мне трулно понять вас! — сознался
я, глядя в его лицо.

Он улыбнулся и еказал: .

— Я был лучшего мнения о ваптих спо-
собностях.... :

Становяеь все свободнее в свойх манерах,
он сбросил пепел сигары прямое на пол, п9-
лузакрыл глаза и. следя сквозь реенипы
за струямл дыма своей сигары, заговорил
тоном знатока дела:

— Вы мало знакомы с моралью — вэт
что я вижу...

— Нет, я иногда сталкивался е нею, —
скромно возразил я.

Он вынул сигару изо рта, посмотрел на
конец ее и философеки заметил:

— Улариться adem o6 стену — это еше
не значит изучить стену.

— Да, я согласен е этим. Но почему-та
я всегда отскакиваю от морали, как ияч 21
стены...

— Здесь вилен недостаток  воепита-
ния! — сказал он резонерски.

— Очень может быть, —<огласилея я.—-
Самым отчаянным моралистом, которого я
видел, был мой дел. Он знал все пути в рай
и постоянно ‘толкал на них каждого, кт)
попадался ему под руку. Истина была из-
вестна только ему одному, и он усердно
вколачивал ее чем попало в головы членов
своего семейства. Он прекрасно знал Bes,
чего хочет бог от человека, и даже собак ч
кошек учил, как надо вести себя, чтобы
достигнуть вечного блаженства. При всем
этом он был жален, зол, постоянно лгал,
занимался ростовшичеством и, облалая же-
стокостью труса,— особенность луши всех
моралистов и каждою.—ф в свободное я
удобное время бил своих ломашних, чем. мог
ий как хотел... Я пробовал влиять на деда,
желая сделать его мягче — однажды вы-
бросил старика из окна, другой раз уларил
его зеркалом. Окно и зеркало разбились, но
дед не слал от этого лучше. Он так и умер
моралиетом. А мне с той поры мораль ка-
жетея несколько противной... Может быть.
вы скажете что-нибуль такое, что может
помирить меня © нею? — предложил я ему

сильев, народный артист PORUP Н. Нетров
и другие.

4 апреля на расширенном собрании
Академии педагогических наук РСФСР вы-
ступит заведующий кафедрой Симферополь-
екого педагогического института Н. Лялин
с докладом: «А. С. Макаренко и советекая
педагогическая паука».

В этом году выйдут в свет первые две
книги восьмитомного собрания сочинений
	А. С. Макаренко. В первый том включены:
«Педагогическая поэма», письма А. М. Горь-
кого к А. С. Макатенко. статья писателя-
	пезагога «Максим Горький в моей жизни». ! лето»,
	Он вынул часы, посмотрел на них и
сказал:

— У меня нет времени читать вам лек-
ции... Но, есля я пришел к вам, все равно.
Начатое — нужно кончать. Может быть, вы
сумеете: что-нибудь сделать для меня... Я
булу краток...

Он снова полузакрыл глаза и начал гу-
ворить внушительным тоном:

— Мораль необходима для вас — эта
Нужно помнить! Почему она необходима?
Потому что она ограждает вап личный па-
кой, ван права и ваше имущество — ияз:
че сказать, ена защншает интересы  «блихж-
него». «Ближний» — это веегла вы и более
никто, понимаете? Если у вас есть краеч-
вая жена. вы говорите веем овоужающим
Bac: «ие пожелай жены ближнего твоего».
Вели у человека есть деньги, волы, рабы,
оелы, и сам он-не. идвот — он. моралиет.
Мораль выгодна для вас, когда вы имеете
все, что вам нужно. и желаете сохранить
это для себя одного: она невыгодна, если
У вас нет ничего лишнего, кроме волос на
млове. о

Он погладил рукой свой голый череп в
продолжал:

—Й Мораль — это страж ваших интере-
сов, вы стараетесь поставить егб в души
людей; окружающих вас. На улицах вы
  ставите полицейских и сыщиков, внут
Человека вы всовываете целый ряд принци-
пов, которые должны врасти в его мозг H
связать в нем, задушить, уничтожить вса
враждебные вам мысли, все угрожающие
вашим правам желания. Мораль всего стро-
же там, где экономические противоречия
нагляднее. Чем больше у меня денег, тем
более я строгий моралист. Вот почему в
Америке, где так иного богатых — имя
исповедуется мораль во ето лошадиных сил.
Понятно?
	— да, — сказал я.-— но зачем же бюра?
	—— Подождите! — возразил он, внуши-
тельно подняв руку.— Итак, мораль имеет
целью внушить Всем людям, чтобы онн
оставиля вао в покое. Но если у вас много
денег — у вас множество желаний и‘ полная
возможность осуществить их,-— так? Охна-
KO, большинство желаний ваших нельзя
осуществить, не нарушая принцинов мора-
an... Rar me быть? Нельзя проповедывать
людям то, что отрицзенть сам: это и нелов-
ка, да и люди могут не поверить. Ведь она
не все глупы... Например: вы сидите в-ре-
сторане, пьете шамнанокое и целуете очень
красивую женщину, хотя она He жена
вам... С той точки зрения, которую вы счи-
таете обязательной для веех — подобные
занятия являются безнравственными. Но
лично для вас — такая трата времени не
обходима: эт ваша милая привычка, она
дает вам массу наслаждений. И перед вама
встает вопросе: как примирить преповедь
воздержания от сладких пороков © вашей
любовью к ним? Другой пример: вы говори-
те всем — не украли. Ибо вам крайне будет
неприятно, если вас начнут обкрадывать, —
не так ли? Во в то: же время, хотя у вас н
есть деньги — вам нестерпимо хочется
украсть еще немного. Третий: вы строго
исповедуете принцип — не убий. Потому
что жизнь вам дорога, она приятна, полна
наслаждений. Вдруг в ваших угольных кз-
пях рабочие требуют увеличения платы.
Вы невольно вызываете солдат, и —
трах! — несколько десятков рабочих убита.
Han: вам некуда сбывать товар. Вы укзд-
зываете на этот факт вашему правитель-
ству ин убеждаете его открыть для вас но-
вый рынок. Правительство любезно пэ-
сылает небозыную армию куда-нибудь в
Азию, Африку п исполняет ваше желание,
перебив несколько сотен или тысяч. тузем-
цев... Все это плохо гармонирует е вашей
проповедью человеколюбия. воздержания й
пеломудрия. Не, избивая рабочих или ту-
земцев, вы можете оправдать себя указани-
ем на интересы госуларства, которое не мл-
жет сущеетвовать, если люди He станут
подчиняться вашим интересам. Государ-
ство — ЭТО вы, если вы богатый человек,
разумеется. Вам гораздо труднее в мело-
чах,— в разврате, вороветве и прочем. Во-
обще, позиция богатого человека — трагичя-
ская позиция. Ему положительно необхоли-
мо, чтобы все любили его, все воздержива+
лись от покушений на целость его имуше-
ства, чтобы никто не нарушал его привычех
и все относились целомудренна к его жене,
сестре, дочерям. В то же время для него не
только нет необходимости любить людей,
воздерживаться от вороветва, неломудренн”
относиться к женщинам п так далее — на-
против! Веё это только стесняет его лячную
деятельность и безусловно вредно для уепе-
хч” его работы. Обычно — вея ео жизнь
сплошное воровство, он грабит тысячи лю-
дей, целую страну. — 970 необходимо дла
роста капитала, то есть прогресса страны-—
вы понимаете? Он развращает женшин  де-
сятками,— это очень приятное развлечение
тля праздного человека. И кого ему любить?
Bee люди делятся для него на две группы
эдну он обворовывает, другая конкурирует
с ним в`эЭтом занятии. :

Довольный своим знанием ропроеа, ора-
тор улыбнулея и, бросив окурок сигары в
угол комнаты. продолжал:
	— Tax: мораль полезна богатому я
вредна всем людям. но, в то же время, ода
не нужна ему п необходима лля всех. Вот
почему моралисты стараютея вкелетить
прияцииы морали внутрь людей, а сами
веегла носят их снаружи. как галстуки и
перчатки. Далее: как убедить людей в яР-
	` /овые советские иъесы
	„ТБИЛИСИ, 31. (Морр. «Правлы»). 3a-
кончился конкурс на лучшую современ-
ную советскую пьесу. проведенный Управ-
лением по делам искусств и Союзом со-
ветеких писателей Грузии. На конкуре
было представлено 27 новых пьес. Две вто-
рых премии по 20 тысяч рублей присужде-
ны драматургам Карло Валадзе за пьебу
«Веселые деревенские вечера» и Георгию
П]атберашвили — автору пьесы «Сельмая
	скважина». Три третьих премии получили
	Г. Гогичайшвили за пьесу «Мололежь наше-
го времени», В. Карсанидзе — «Вечно зеле-
ные холмы» и Т. Донжашвили — «jhaproe
	свнатеров. Бюро пемедленно организует рял
похвупов полицейских чинов и разоблачает
их продажность перед публикой. Снова елу-
хн исчезают перед фактами. Некто из вЫс-
шего общеетва оскорбил женшину. Тотчас
же в ресторанах, на улицах — воззается
ряд оскорблений женщин. Поступок предета-
вителя выешего света: совершенно исчезает
в рялу однородных поступков. И так все-
гда, во всем. Крупная кража засыпаетея
кучей мелких краж, и вообше все крупные
преступления подараяютея грудами Mede-
чей. Вот — хеятельность бюро.

Он полошел к окну, осторожно взглянул
на улицу и снова сел на стул, продолжая
тихим. голосом:

— Бюро ограждает выепий класс аме-
раканекого общества от суда народа и, в тп
же время, поетоявныхи криками о наруше-
нии законов морали забивает наролу голову
мелкими скандалами, организованными для
прикрытия порочности богатых. Народ. на-
холитея всегда в состояния гипноза, ему
нет времени думать ‘самостоятельно, и оа
только слушает газеты. Газеты принадле-
мат миллионерам, бюро организовано ими
же... Вы поннуаете? Это очень ориги-
НАально...

Он замолчал, задумался, низко навлониз
голову.

— Благодарю вас! — сказал я ему—
Вы сообщили мне очень много интересного.

Он поднял голову и уныло взглянул на
меня.

— Д-да, это интересно, конечно! — мел-
ленно и задумчиво произнес он.— Но меня
это уже утомляет. Я семейный человек, тра
года тому назал я построил себе дом... мне
хочется немного отдохнуть. Это трудное
дело — моя служба. Нолдерживать в обще-
стве уважение к законам морали — о! эта,
право, нелегко! Вы подумайте, мне вредев
алкоголь, но я должен напизаться, я люблю
жену н тихую жизнь в семье — и должев
_хадить по ресторанам, скандалить... и п9-
стоянно видеть себя в газетах... хотя под
чужим именем, конечно, но все-таки. .
однажды откроется мое собственное имя, п
тогда... придется уехать из города... Я нуж-
датюсь в совете... Я пришел к вам узнать
ваше мнение по моему делу... очень запу-
танное дело!

— Говорите! — предложил я.

— Вадите ли что,— начал он-за по-
следнее время среди представителей выс-
ших класеов общества в южных штатах за-
водят любовниц — негритянских девушек...
Но две и по три сразу. 06 этом начали г-
ворить. Жены недовольны поведением му-
жей. В некоторых газетах получены письма
женшин е разоблачением деятельноетя их
мужей. Возможен громкий скандал. Бюро
немедленно же принялось за ортанизапию
ряда «контр-фактоз», как это у нас назы-
вается. Тринадцать агентов — и в их чи-
сле я — немехленно должны завести любов-
ниц-негритянок. По две иля даже по тра
сразу...

Он нервно рекочил со стула и, приложив
руку к карману сюртука, заявил:

— Я не могу сделать это! Я люблю же-
Ну... и она мне не позволит, вот что глав-
ное! Наконец — если бы одна!

— Откажитесь! — посоветовал я.

Он посмотрел на меня с сожадением.

— А вто же мне уплатит 50 долларов за
неделю? И награду в случае успеха? Нет,
этот совет вы оставьте для себя... Амери-
канен не отказывается от денег даже Ha
другой день после своей смерти. Посоветуй-
те что-нибудь другое,

— Мне трудно! — сказал я.

— Ги! Почему трудно? Вы, европейцы.
очень` легкомыеленны в вопросах нравствен-
ности... ваша развращенноеть нам известка.

Он сказал это с твердой уверенностью в
правле своих слов. ©

— Вот что, — продолжал он, наклонясь
во мне — вороатно, у вас есть знакомые
европейцы? Я уверен, что есть!

— Зачем вам? — спросил я.

— Зачем? — Он отступил от меня па
шаг и встал в драматичеекую позу.—Я
положительно не могу взять на себя дело е

негритянками. Судите сами: жена мне не
позволит, и я ее люблю. Нет, я не могу...

Он энергично потряс головой, провел py-
ROH по своей лысине и вкрадчиво пролол-
жал: Е

— Может быть, вы могли бы мне реко-
мендовать на это дело европейца? Они от-
рицаю? чравственность, им веё равно! Кого-
нибуль из бедных эмигрантов, а? Я плачу
десять долларов в нелелю, хоропю? Я буду
вам ходить по улицам © негритявками...
вообще я всё сделаю сам;—он должен. по-
заботиться только о том, чтобы родились
дети... Вопрос нужне решить сегодня же ве-
чером... Вы подумайте. какой скандал мо-
жет разгореться, если это дело в южных
штатах не завалить своевременно разным
хламом! В интересах торжества нравствен-
ности — необходимо торопиться... :

.. orga он убежал из комнаты, я подо-
тел к окну и приложил упибленную о его
череп руку к стеклу, чтобы охлалить ее.

Он стоял под окном и делал мне какие-
то знаки.

— 4Ч10 вам угодно? — спросил я, откры-
вая раму.

— Я забыл взять шляпу! — сказал он
скромно.

Подняв © полу котелок, я выбросил ere
на улицу. И, закрывая окно, услыхал де-
ловой вопрос:

— А вели я дам пятналцать долларов в
нелелю? Это хорошая плата!

Каникулы Школьников
	школы тов. Гурова рассказала 06 опыте
своей работы с детьми.

Во время каникул состоялось свыше 120
утренников ип вечеров, посвященных «Неде-
ле летской книги». Были проведены чита-
тельские конференции, лекции и доклады
на литературные темы. В Октябрьском зале
Дома союзов, в Доме ученых, в планетарии,
Центральном детском театре, в 1омах пноне-
ров, клубах и красных уголках состоялись
встречи школьников с писателями.

Тысячи школьников посмотрели спектак-
ли и кинофильмы в московских театрах и
клубах.

Сеголня в школах возобновились занятия.
	Впереди — послелняя, решающая четверть
учебного года и экзамены,
		эдравнииы Молгавии
	КИШИНЕВ, 31. (Корр. «Правды»). Ca-
натории и курорты Молдавии готовятся к
летнему сезону. Заканчивается строитель-
ство нового корпуса на черноморском ку-
рорте Сергеевка. На берегу Лнестра, возле
Дубоссар, открывается новый санаторий
для воспитанников детских ломов. Pacnia-
ряются санатория лля инвалидов Отече-
ственной войны в Каменке и Котюжанах.
			ОТОВСЮДУ
	<> Дом отдыха открылся на берегу реки
Шилка для’ работников. золотоплатиновой
промышленности Забайкалья.

<> Пущена гидростанция мощностью в 175
киловатт в одном ‘из отдаленных южных
районов Киргизии — Мирза-Акинском. Элек-
троэнергию получили районный центр и
ближайшие колхозы.

<> Озеленение горолов и районных цен-
тров Карело-Финской ССР предпринимается
в этом году в широких размерах. В Петро-
заводске, Кондопоге, Сегеже, Беломорске и
других городах создается 19 новых, садов,
парков и скверов. Намечено посадить свыше
40 тысяч деревьев и кустов.

<> Новый речной вокзал — один из луч-
ших на Иртыше — построен в. Усть-Камено-
герске. ея

<> Деятельность сельских лекториев в
Курской области приняла широкий размах.
Учителя, агрономы и врачи за прошлый год
	прочитали более 38000 лекций.
	<> Расширяется торговая сеть в Горьков-
	ской области. Несколько десятков специа-
	изированных магазинов открызаются
областном центре и в городах области,
	Памяти А. С. Макаренко