5 АПРЕЛЯ 1949 г..
	№ 95 (11262)

` да творческое содружество
работников науки и производства!
	НАУКИ И ПРАКТИКИ
	приятий Вуйбышева и области не менее
60 научно-исследовательских работ и вы-
полнить полторы тысячи анализов и. эке-
пертиз. Станкостроительному заводу будет
оказана помощь во внедрении скоростных
методов труда, улучшении технологии тер-
мической обработки металла. Предприя-
тиям Куйбышевэнерго работники института
помогут снизить потери электроэнергии,
перепроектировать схему электроснабжения
города.

Силами работников института в текущем
году будет проведено на предприятиях не
	менее 150 лекций. Взяты обязательства по
оказанию помощи стахановцам предприя-
тий, по внедрению передовых методов произ-
водетва и другие.
	Перед Всемирным: конгрессом
’ сторонников мира
	БУДАПЕШТ, 4: апреля. (ТАСС). - Газеты
публикуют список членов венгерской деле-
гации, которая будет участвовать в работе
Всемирного конгресса сторонников мира,
созываемого в Париже.

В составе лелегании-—40 предетавителей
напионального комитета венгерской интел-
лигенции, научного совета Венгрии, союза
писателей, профсоюзов музыкантов, арти-
стов, художников и педагогов. Ряд делега-
тов от некоторых профеоюзов. единой кре-
стьянской организании Дефое. союза демо-
кратяческих женщин и народного союза мо-
лодежи будет выделен в ближайшие дни.

В составе делегации — реформатекий епи-
скоп Берелки и епископ евангелической
	церкви Бетэ.
Главой лелегапии избран Йожеф Pesan.
	БРЮССЕЛЬ, 4 зпреля. (ТАСС). Соглаенф
сообщениям газет, рабочие и служащие мор=
ских верфей горола Хореталь на состояв=
шихея собраниях приняли решение приго-
единитьея в Веемирному а и:
ников мира.

Многочисленные письма о присоединения.
& Виемирному конгрессу сторонников мира
получены от видных предетавителей бель-
гийской интеллигенции.

СТОДГОЛЬМ, 4 апреля. (ТАСС). ` Газета
«Ню даг» сообщает, что в Швеции создан
комитет содействия Всемирному конгрессу
сторонников мира. Комитет призывает ока-
зать поддержку Всемирному ° конгрессу
сторопников мира и послать на конгресс
представителей. шведской прогрессивной 0б-
шественноети.
	Документы
	Недавно трудящиеся Архангельской 9б-
ласти отметили 29-ю годовщину освобож-
дения Советского Севера от белогвардейцев
и англюо-французских и американских интер-
вентов. В связи с этим архангельская газета
«Правда Севера» опубликовала ряд. мате-
риалов и документов. Документы эти свиле-
тельствуют о том, что в военной интервен-
цип союзников на Севере участвовала круп-
ные военно-морские силы США, что_интер-
венты проводили на оккупированной терри-
тории колониальную политику.
	(о страниц газеты говорят очевидцы и
свидетели злодеяний чужеземных захватчи-
ков, люди, на себе испытавшие «лемокра-
тию» «пивилизованных» разбойников.

«Мы помним, — рассказывает тов. Реха-

>) meee meen eam ie ee УЕ Го

’ чев,— как американцами и англизанама
’ были сожжены деревни Колыш и Кочмас
ча Мехреньге, Мы помним, как американ-
ские солдаты приезжал с фрозта с на-

трабленным у населения арифронтовых
деревень золотом‘ и мехами»,

Отетупая под ударами частей Красной
Аруни и партизан из Шенкурска, интервен-
ты грабили крестьян. В селе Шеговары.—
сообщает тов. Чухин, — интервенты
	«сожгли кооператив, сельскую школу,
двухклассное училище, дом, занятый гос-
питалем... Населению запретили выходить
из своих квартир и, когла некоторые пы-
тались потушить пожар, по ним-открывали
огонь из пулеметов и винтовок».
	Интервенты создали густую сеть тюрем
и концлагерей и бросили за решетку 52 ты-
сячи человек: Семнадцать ‘процентов всего
населения оккупированной территория по-
бывало в застенках! Это значит, что каж-
дый шестой житель подвергалея аресту!
	Оанболее печальную и мрачную славу
приобрели каторжные тюрьмы на острове
Мудьюг и полуострове Иоканьга. Народ
справедливо назвал их «островами смерти».

Врач Маршавин был арестован в середине
сентября 1918 года вместе с группой мо-
ряков пзрохола «Иней». В статье «Жуткая
быль» он рассказывает: ,
	«Измученных, полуголодных нас. повели
	под конвоем англичав и американцев. По-
садили в камеру размером не более
30 квадратных метров. А сидело в чей
более 50 человек. Кормили исключительно
плохо, многие умирали с голоду... Рабо-
тать заставляли с 5 часов утра ло № ча-
сов ночи... Нас заставляли впрягаться в
Саня в возить дрова от сново буяна
до Кузнечихи. ;
	2 октября 1918 года в 4 часа’ утра
119 заключенных выгнали из камер во двор
н под охраной более: 309 англичан в аме-_
риканнев погнали на  баржу, которая
стояла у Поморской. пристани. Баржа была
залита водой, покрывшейся тонким слоем
льда. Вот в эту-то полузатопленную бар
	my под ударами прикладов и дубинок

стали сбрасывать нашу группу заключен-
НЫХ _
	Баржа к самому острову подойти не
могла. Она остановилась у отмели около
трех километров от острова. Пол градом
ударов, по груль в холодной морской воле
остаткя нашей группы достигли. земли,
земля острова смерти. Нас завели в-хо-
лодный барак а заставили раздеться доз
тола. И только через 12 часов. нам разре-
шили одеться в мокрое обледеневшее
платье. Многих к утру не осталось в
ЖИВЫХ». а
	С бешеной злобой расправлялись палачи
с советскими патриотами, подвявшимися на

Отечественную войну против чужеземных
захватчиков.

«Член Архангельского комитета, боль-
шевиков, начальник красногвардейского.
отряда Степан Ларионов был схвачен ин-
тервентами. 3 ноября 1918 гола тов. Ла-
рнонов вместе с пятью товарищами: из его
отряда был зверски расстрелян. сводным
отрядом англо-американских офицеров во

обвиняют.
	дворе архангельской тюрьмы на глазах у

заключенных»,

Интервенты учредили военные п военко-
полевые суды, которые всецело находились
под их контролем. «Правда Севера» _приво-
дит письмо английского генерала Пуль —
«главнокомандующего союзными войсками
в Северной России председателю Верховного
управления`Н. В. Чайковекому».

«Архангельск, 13 сентября 1918 г.
№ 174. Весьма снешно.

Прошу sac срочно провести в законода-
тельном порядке включение в состав особого
военного суда... еще трех членов — пред-
ставителей союзных армий: британской,
Французской и американской».

Военные суды выносили смертные пряго-
воры: пачками. Газета: сообщает, что даже

УКРЕПЛЯЕТСЯ СВЯЗЬ

КУЙБЫШЕВ, 4. (Корр. «Правды»). Пат-
ристический почин работнаков промышлен-
ности, деятелей науки и техники Денин-
града и Ленинградекой области, обратив-
шихся с письмом к товарищу Сталину о
творческом содружестве работников науки
и. производетва, нашел горячую поддержку
в научных учреждениях и на предприяти-
ях Куйбышева.

Письмо ленинградцев товарищу Сталину
обсуждалось на собрании научных работ-
ников и студентов Куйбышевского инду-
стриального института.

Поддерживая инициативу ленинградцев,
коллектив института обязался расширить
	ё плей- ботниками производства.
по явно уменьшенным данным белогварлей-   Содружество с ра
ской «етатистивкну Решено провести в текущем году для поед-
	«было расстреляно по приговорам военных
судов четыре тысячи трудящихся. А сколь-
ко расстреляно без суда и следствия —
остается неизвестным и не поддается ни-
какой статистике».
	Движение в Англии за мир, _
	ического пакта
	гресса сторонников мира ширитея по всей
Англии. Ha состоявшейся в Лилее пятой
конференции йоркширской организации ком.
мунистической партии делегаты от шахте-
ров, машиностроителей. рабочих текстиль
	ных и пошивочных фабрик, железнодорож=
ных лено, учителей, ученых ит. д. приняз
ли решение провести многолюдные демона
страции в защиту мира в Шеффилде, Лидсе;
Брадфорде, Гулле и других городах. Йорк
шира, 8 также еотни митингов ва улицах,
заволах и шахтах.

Цеховые старосты верфей Росайта (Шотз.
ландия) решили поелать двух делегатов на
Всемирный конгресе сторонников мира;
Кроме того, делегатами на этот конгресс от
Шотландии будут представители националь-_
ного профеоюза горняков. Шотландии и пред
ставители угольных шахт Эннбенка и Танз
кертона.

В поддержу конгресса сторонников Mae
ра выступил исполком об’елиненного-проф=-
союза литейшиков, 80 тысяч членов кото».
рого будут представлены на конгрессе пред--
седателем профсоюза Маклуголлом.
	Английский национальный комитет по
празднованию дня 8 марта посылает в Па-
риж лелеганию и призывает вее входящие
в его состав организапии помочь работе
конгресса.
	Делегатов на Веемирный конгресе стоз
ронников мира выделили Общество сопиа=
листических  священнослужителей, 15-е
отделение национального союз» мебельши“
ков, национальный исполнительный комитет?
Английской коммунистической партии и
шотланлекий комитет коммунистической.
партии, отделение профсоюза штукатуров в
Глазго, ‘отделение совета борьбы за мир
Хемпетила (Лондон) и лоугие организации,
	Национальный.
бельгийский конгресс
в защиту мира
	БРЮССЕЛЬ, 4 апреля. (ТАСС). На`нациоз
нальном бельгийском конгрессе, - созванном
по инициативе «Союза бельгийских женщин
в защиту мира», е приветствием от имени
Международной демократической федерации
женщин выступила председатель этой орга-
низации Эжени Коттон.

Конгресс одобрил все предложения, вы
двинутые секретарем «Союза бельгийских
женщин в защиту мира» Брэнфо; и призвал
бельгийских женщин боротьея за ‘мир,
разоблачая агрессивный характер Атланти-
ческого пакта, против мероприятий бель-
гийского правительства. связанных @ подго=
	тОвкоЙй НОВОЙ ВОЙНЫ,
Конгресс закончил свою работу.
	Шумиха, поднятая вокруг вопроса о пез
ренаселении Порто-Рико, необходима вейс=
манистам-морганистам для того, чтобы по-
казать на этом примере, что перенаееле-
пие — это вопросе жизненный, имеющий
вегобщее значение. Й рядом с фактами о
Порто-Рико в журнале помещаются матеё-
риалы о положении в Индии, где население
на протяжении столетий, по выражению“
журнала, «размножается © безответетвен-
ностью трески». Такая же участь якобы
ждет п США, которым нехватит территории
для растущего населения.

Американским монополистам необходимо
как-то оправдать в глазах масе свое етрем-
ление в мировому господетву. Именно для
этого их морганистеко-вейсманистекие наз
виники воскрешают реакционные Aled попа
Мальтуса и поднимают шум вокруг выду-
манного ими. же вопроса о перенаселении.
	В 1945 году в США вышла книга Барза
и Пендла «К миру или войне ведет перева-
селение». В ней одной из причин войн на-
зывается перенаселение. В этом «труде» го-
ворится, что Гитлер и Муссолини поощряли
	высокую рождаемость, но в то же время
«были лишены пространетва для своего на-
рода». Это и вызвало, мол, вторую мировую
войну. Так об’ясняют причины войн реак-
пионеры в науке, ревностно выполняющие
заказ CBOHUX империалистических хозяев.
Так же как немецкие вейсманясты тина
Гюнтера, Фишера, Ленпа, Юета обслуживали
гитлеризм, их ‘американские собратья —
Меллеры, Саксы, Попеноэ — сеголня теоре
тически обосновывают экспансиониетскую
политику американского капитала.
		против Атлант
ЛОНДОН, 4 апреля. (ТАСС). Во всех ча- }
	ПОМОЩЬ РАБОТНИКАМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
	БАЗАНЬ, 4. (Корр. «Правды»). Коллек-
	сти оборотных средетв. Работники институ-
	тивы казанских вузов и научно-исследова-   та организовали консультапии для хозяй-
	ственников по вопросам планирования про-
	Интервенты с лихорадочной поспеш-   ТеЛьсвих институтов горячо откликнулись
ностью выкачивали богатства области. Из   88 Призыв ленинградцев 0б организаций
Архангельекого порта ежелневно ухолили за   ТВоРЧеского содружества работников наука
	о у водства.
границу пароходы с лесом, фанерой. львом.  “ ПРОИЗВОДет

Tr _
	п а Ee Oe oa——=——_—o В

пенькой, кожей и т. п. Газета воспроизво-   базанский финансово-экономический ин-
	@ TBO C
дит официальные таможенные ланные о вы- ЗТИТУТ установил творческое содружес
	Boze награбленного добра.
	шестью предприятиями города. Научные
работники института помогают этим пред-
приятиям в переводе цехов на хозяйствеп-
ный расчет и в ‘ускорения оборачиваемо-
	Англичане вывозили лес. продукты 4е-
вохимии и другие товары.
	<..Американцы же старались захватить
монополии Ha меха, шкуры, поделочную
кость... В ценностном выраженяи амери-
канцы награбили товаров не меньше, чем
их коллеги англичане и французы. Кроме
того, не поддается учету все награбленное
американцами на Севере, так как не учтен
совершенно вывоз частными липами».
	Цаже послушные лакей интервентов —
эсеры и меньшевики — выпуждены быля
признать гибельные последствия колониаль-
ного грабежа. Вот как эберы и меньшевики.
	заседавшие в январе 1920 года в земеком
	собрании, характеризовали экопомичеекое
положение области:
	_ «Промыслы... пали или прекращаются,
промышленная жизнь замерла... Продоволь-
ственный вопрос в ужасном состоянии... (е-
мена проедены... Наролного образования нет,

ибо школы либо заняты военным ведои-
ством или разрушены».
	Советский. народ знает, что простые люди
в Америке были против интервенции. На-
шим читателям знакома книга известного
американского писателя Эптона Синклера
«Джимми Хиггинс». Главный герой книги—
американский. рабочий Джимми Хиггинс
прожил всю жизнь в Соединенных Штатах,
«где хозяева морили его голодом и угне-
тали». Хиггине очутилея в составе амери-
ванских войск в Архангельске.
	Аиггинс сочувствует революционным pa-
бочим и крестьянам России. Он возмущен до

глубины души, его негодование не знает
гранип.
	«Он считал личным оскорбленнем ту низ-
кую штуку, которую е ним сыграли... Вот
так демократия! Теперь’ они выступают в
Поход, величаясь своим намерением поко-
рить русских революпионеров!»
	Военный суд «демократической» Америки
беспощадно расправился с Хиггинсом. За
распространение большевиетеких листовок
среди американских солдат его после му-
чительных пыток приговорили в 20 годам
заключения в военной тюрьме.
	Документы, опубликованные в «Правде
Севера», весьма поучительны. Они ярко
‘рисуют лицо англо-американских интервен-
тов И повествуют, как под руководетвом
партий Ленина-——Сталина части доблестной
Красной Армии разгромили интервентов на
Севере и изгнали их в позором.
	Реакционная генетика
	на службе империализма
	ные . морганистами-вейсманистами в сотнях
вниг, в журналах и, в Частности, в «Жур-
нале наследственности» —- центральном
органе американской ассоциация моргани-
сетов. Вся эта литература проникнута одной
главной мыслью — «научно  обосноваль»
поход против принципов демократии, за
господство избранных, более «приепособлен-
ных». Вопросы евгеники и мальтузиан-
ство — вот что занимает умы американских
морганистов.
	Например; президента евгенической ac-
социации в Америке Кэмпбелла уже давно
приводит в беспокойетво то обетоятельетво,
что новейшие социальные теории основаны
не на биологии. Чтобы лучше понять, чего
хочет Кэмпбелл, достаточно познакомиться
CO следующим его утверждением: «Биологи-
ческая эволюция не проявляет тенденций
5 уравнению индивидов, а, наоборот, стре-
митея производить различных индивидов и
освобождатьея от тех, которые обладают
пониженной ценностью, чтобы таким 06-
разом постоянно улучшать жизненные: силы

вида или расы».

Еще более четко и недвусмысленно фор-
мулирует это положение американский евге-
нист Фримэн. Он пишет: «Демократия. или,
по крайней мере, современная демократия,
базируется на том, что вее люди рождаются
равными. Евгеника основана на наблюдае-
мом факте, что люди рождаются совершенно
не равными. Евтеника стремится продол-
жать высшие ветви и отеекать низшие».

Не трудно представить себе, что имеют в
виду американские морганисты, говоря овыс-
ших й низших ветвях. По их мнению, выс-
шие ветви — это привилегированные клас-
сы, низиие—люди физического труда. Если
первые представляют гармонически слажен-
ные генотипы, то вторым якобы присущи био-
логическая и сопиальная неполноценность,
преступность ит. д. Отеюла морганистами
делается вывод, что высокая рождаемость
«низших ветвей» приводит в умножению
генотипов с «дурной» наследетвенностью.
Американский морганист Саке. таки пишет:
«Тот факт, что большая часть нашего буду-
шего поколения происходит от более бедных
	В. пропаганде иракобесия п человеконе-
навистничества немалую роль играет реак-
ционная ` генетика,

Разгром морганиетско-вейсманистской
биологии на прошлогодней сессий Веесоюз-
ной Академии сельскохозяйственных наук
имени В. И. Ленина получил большой отзвук
за рубежом. Он привел в бешенство импе-
риалистов й их ученых лакеев и вызвал,
с другой стороны, глубокое удовлетворение
у наших друзей ве всем мире, справедливо
видяших в разоблачений морганистов-вейс-
манистов ослабление одного из идеологиче-
ских орудий империалиетической реакции,
	Известный Франпузекий писатель dyn
Арагон -в своей ‚статье, опубликованной
в журнале «Еоторе», подчеркивал, что за
работой сессии Академин сельскохозяйствен-
ных наук внимательно следил весь совет-
ский народ, и писал в связи е этим: «Brep-
вые работа всего народа связана с науч-
ными исследованиями, и в процессе этой
работы вырастают ученые нового типа, уче-
ные с марксистеким мировоззрением, кото-
рые не только об`ясняют мир, но и изменя-
ют его. огуществляя единство теорий и
практики». Известный английский ученый
Дж. Д. Бернал ваявляет в своем письме в
Академию пзук СССР. что советекие ученые
вполне правы, Утверждая, что в борьбе е ре-
акцией в науке на их стороне симпатии и
поддержка прогрессивных ученых всего
мира.

Вместе с тем интересно отметить, что
состоавитяйсая в Отокгольме почти одноврё-
	менно с сессией Всесоюзной Академии сель-
	скохозяйственных наук УП Международный
генетичеекий вонгреее под предеелатель-
ством американекого морганиста Г. Мелаера
прошел почти’ незамеченным. Фа этот кон-
rpece с’ехались морганисты всёх стран, на
нем было прочитано 218 зоклалов. Й тем
fle менее о нем за рубежом мало вто знает.
Й это не случайно, так как, кроме вового
позора, этот конгресе морганиетам-вейсма-
ниетам ничего не принес, ибо они ничего
общего се подлинной наукой не имеют й
не могли прел`явить работ, хотя бы сколь-
вл-нибудь связанных с. практикой.
Оетановимея. на нескольких примерах,
взятых из еборника тезисов доклалов, про-
читанных Ha конгрессе и показывающих,
	  какими проблемами был занят Конгресс
а — _
	исрганиетов. Так, Линдер представил тезисы
	доклада, носящего название «Способность
двигать ушами». По мнению Линдера, «этот
признак представляет известный интересе
при определении отповетва». Романуе по-
святил свой доклад «исследованию удлинен-
ного второго пальца на ноге», считая удли-
ненный второй палеп одним из дополня-
тельных признаков, увеличивающих в9з-
можноетя выяснения отцовства. Фрэнсис
	тельных признаков, увеличивающих в93-
‘можности выяснения отноветва. Фрэанеие
Й. Сеймур ‘прочитал доклад на тему об
искусственном  осемененийи человека. Он
	считает, что искусственное осеменение че-
	ловека, примененное в соответствии с прин-
	ципами евгеники, даст неоценимые соедствз
	для увеличения рождаемости и для получе-
HHA хорошего потомства. «Слелователь-
	но, — делает вывод Сеймур. =— впервые п0-
	зитивная генетика становится пригодной на
практике».
	Таким образом, по признанию Сеймура,
	разделяемому конгресеом, основная работа
морганистов за последние 10 лет, истекшие
со времени УП их конгресса, сводилась к
изучению проблемы искусственного oaceMe-
	пения человека. То обетоятельство, что
буржуазная генетика вплотную  заня-
лась евгеническими работами, расценивает-
ся морганиетами, как их приобщение к
«практике». В связи е этим становитея по-
нятным, почему еще за полгода до конгресса
его организационный комитет постановил
не ограничивать содержание докладов по
генетике человека и «исключать из плана
работ конгресса доклады, посвященные
приложению генетики ®` практическому
животноводству и растениеводству». Это
постановление вызвано весьма‘ простой
причиной: дело в том, что морганиетеко-
вейсманиетских работ, полезных для прак-
тики, в прироле нет и быть не может.
		изводетва, хозраечета, по составлению фи-   СТЯХ Англии ширится движение за мир, про-
	тив англо-американсвих военных Пе.
лений.

В рабочем районе Лондона в В
	нансовых планов, организации статистиче-
ского учета.

Химико-технологический институт пме-
	ни Кирова разработал для некоторых казан-! Манчестере и Ливерпуле состоялиеь демон-
ских предприятий новые вилы оборулова-! Страции в подлержку mapa. Rag сообщает
	ния. Профессора и преподаватели институ-   Корреспондент «Дейли уоркер», женшияны
	Та проводят: консультации на предприяти-! Района Стэпни везли детей в колясках, на
	ях по технологии химических процессов.

которых были вывешены лозунги: «Сокра-
щайте вооружения, а не мясные рационы»,
«Атлантический пакт — военный пакт»,
«Дружба с социалистической Россией»,
«Доллары не спасут Англию».

В Манчестере и Ливерпуле местные отде- ;
ления коммунистической партии организо-.
вали многолюдные митинги, участники ко-
торых приняли резолюции в защиту мира.

Из различных частей страны поступают
сообщения о протестах против Атлантиче-
ского пакта. На ежеквартальном заседания
цеховых старост об’единенного союза ма-
шиностроителей в Пейсли (Шотландия) бы-
ла принята резолюция, в которой говорит-
ся: «Атлантический пакт явно направлен
против СССР. Мы требуем, чтобы прави-
тельств, отказалось от поддержки пакта.
Мы, рабочие-матиностроители, заявляем,
что не будем помогать военным приготовле-
ниям против России. Мы требуем немедлен-
ного прекращения расточительных расхо-
дов на вооружение и сосредоточения всей
нашей энергии и людеких ресурсов на за-
дачах мирного восстановления и установле-
ния дружественных отношений с СССР».

Аналогичная резолюция была принята
цпеховыми старостами завода «Ролле ройе»!
в Хиллингтоне, близ Глазго. Рабочие этого
завода решили послать делегацию на Вее-
мирный конгресе сторонников мира.

Движение в подлержку Всемирного кон-

Протест в США
против Северо-атлантического
	говора
	100-летие со дня смерти
Юлия Словацкотзо
	э апреля исполнилось 100 лет со лня
	смерти польского поэта Юлия Словацкого.
Этой знаменательной дате вчера было по-
священо торжественное заседание, органи-
зованное Союзом советеких писателей СССР,
Славянским Комитетом СССР и Всесоюзным
обществом культурной связи с заграницей.

Торжественное заседание, еостоявшееся в
Центральном доме работников искусств, от-
‘рыл заместитель генерального секретаря
‘Союза советских писателей СССР тов. Н. С.
Тихонов. Он охарактеризовал Юлия Словап-
кого как одного из крупнейших польских
поэтов прошлого столетия, как поэта-пат-
риота, поэта-демократа, чей голос и сейчае
звучит рядом © голосом великого Адама
Мицкевича. .

— Советский народ, брат и друг поль-
‘ского народа,— сказал в заключение тов.
Тихонов, — сегодня вместв с польским на-
родом от всего сердца привететвует имя
славного певца и патриота — Юлия Сло-
вацкого.

С докладом о жизня и творчестве Юлия
Словацкого выступил поэт С. П. Щиначев.

— Юлий Словацкий, — сказал доклад:

чик, —родилея 23 сентября 1809 года в
 городе Кременце на Волыни. В доме родите-
лей Словацкого в Вильно собирались пред
ставители польской литературы во главе ©
Мицкевячен, Первые литературные опыты
Словацкого заслужили похвалу Мицкевича.
Среди его ранних произведений выделяются
те, которые BAOXHORICHH были впечатле-
ниями жизни Словацкого на Украине, мо-
тивами украинской народной поэзии и ук-
раиневими неенами.

После Виленского университета Словац-
кий в 1829 году переехал в Варшаву, Здесь
‚он создал ряд поэм, героями которых были
` ЛЮДИ неукротимой страсти. высоких поры-
BOB.

Призывом в борьбе проникнуты «Гимн»
и другие стихи цикла: «Ода к свободе»,
«Песня литовского легиона», «Кулик».
		В период расцвета своего таланта Словап-
вий создал поэму «Реньовекий». В ней на-
шли наиболее яркое выражение демократи-
‘Ческие взгляды Словацкого. На творчестве
польского поэта сильно сказалось благо-
творное влияние великой русской литера-
Туры, особенно — А. (С. Пушкина.
	— В нашей стране, —еказал тов. Шипа-
чев,.—творчество Словацкого привлекало и
привлекает внимание широких слоев чита-
телей. поэтов. театральных леятелей.
	Чрезвычайный и Полномочный Посол
Польской республики в СССР г-н М. Наш-
ковекий, выступивший © краткой речью,
от имени польского нарола тепло благола-
	ри. устроителей торжественного заседания.
Он выразил уверенноеть, что это торжество
послужит дальнейшему укреплению брат-
ской дружбы межлу польским и советским
народами.

На вечере были исполнены государствен-
ные гимны Польской республики и Совет-
ского Союза.

В заключение состоялся конперт,
= & з_-
	БАРШАВА, 4 зпреля. (Соб. корр. «Прав-
пы»). Трудящиеся Польши широко огме-
тили сотую годовщину со двя емерти выла-
ющегося польского ‘поэта Юлия Словапкого.

В университетах, гимназиях, школах, на
	заводах и фабриках страны прошли много-

и ИЕ ТЕРРА ЕЩЕ ЦЕН Е ЧАС ИЕНИ panna
	людные собрания в честь памяти поэта. На
этих собраниях были сделаны довлады 0

жизни, творчестве и культурном наслед+
стве Словапкого.
	Состоялось празлничное представление в
государственном театре. На спектакле
присутствовали министры, представители
науки, искусства и литературы, а также
студенческая молодежь и учащиеся школ.

С яркой речью о Словапком выступил
	перед спектаклем известный польский пи-
сатель Ярослав Ивашкевич.
	и невежественных членов общества, не спо-
собствует наилучшему развитию как отдель-
ного индивидуума, так и целого народа». А
так как «бедность и невежество являются
результатом дурной наследетвенноети, то
чрезвычайная плодовитость этой группы
приведет к снижению средних способностей
народонаселения».
	Реакпионеров в науке весьма интересует
вопрос о том, как прекратить рост людей
с «наследственными пороками». Два амери-
канских евгениета, Госни и Цопеноэ, в свое
время выпустили человеконенавистниче-
скую книгу «Стерилизация для Улучшения
человека». В этой книге авторы пипгут:
«4%, или 4.800.000 народа США,
нуждаются в помоши учреждений для ду-
шевнобольных. Это наиболее опзеный в
евгеническом смыеле класс населения, В
общественных школах Лос-Анжелоса уста-
новлено, что 4% детей обладают не более
84 способностей нормального ребенка». Да-
лее авторы делают подечет, по которому
получается, что «6.000.000 населения США
обладают умственными способностями более
низкими, чем 75% способностей взрослого
мужчины». Эту часть населения Госни и
Попеноэ советуют подвергнуть  стерили-
зации.
	Их соотечественника Уитни не. удовле-
творяет и эта цифра, Он доказывает, что в
результате непрерывного расового смешения
«зародышевая плазма» первых американ-
	цев засорена вредными генами и что это   Канский капитал:
	засорение ставит пол улар чистоту нации.
	В связи с этим Уитни предлагает ‘провести укой» пропагандируется, что земпому шару
етерилизапию не менее 10.000. 000 &мери-   Грозит перенаселение. ‘С этой целью. на-
	RAGHEB,

Й надо сказать, что такие каннибальские
предложения представляют не только Oper
отдельных мракобесов. На основе подобного
рода пропаганды более чем в тридцати шта-
тах Америки приняты законы о стерилиза-
ции «неполноценных» людей.

Ваково содержание этих законов, против
вого они направлены?

Наряду е эпилептикама, слабоумными a
душевнобольными закон, действующий, на-
пример, в штате Валифорвия, охватывает
«морально испорченных людей».
	Текст закона следующим образом опре-
деляет «морально испорченных людей»: во-
первых, — это лица, которые содержатся
в тюрьме штата или другого штата страны,
но крайней мере, 2 раза за половые mpe-
	ступления или, по крайней мере, 3 раза за
другие’ преступления; во-вторых, — это
лица, завлюченные в Тюрьму пожизненно
	‘пример, «Журнал наследственности» лелает
такого рода расчет: «Остров  Порто-
Рико не увеличился за время, истекшее
со времен американской оккупации 1898
года. Но за это время население увеличи-
лось более чём вдвое... Население, насчи-
тывающее сейчас два миллиона, в 1980 г.
достигнет четырех миллионов».

Напугав читателя перспективами столь
быстрого роста населения, морганиеты пе-
реходят к экономическому «обоснованию»
перенаселения. Они приводят подсчеты, co-
глаено которым для производства пищи
на одного человека ‘требуется минимум
2 акра земли. А земли уже и теперь якобы
нехватает населению Порто-Рико. Амери-
канских реакционеров не интересуют дей-
ствительные причины бедствениого соетоя-
ния населения Порто-Рико. дни и не думают
говорить 0б отсутствии инлустрии на этом
острове, а главное — 0 его колониальной
	зависимости, Rak о причинах страданий. и
мучений его населения. -
	Торжественное заседание в Москве
	НЬЮ-ИОРВ, 4 апреля. (ТАСС). Бак с0об-
щает корреспондент газеты «Нью-Йорк
таймс» из Филадельфии, религиозная орга-
низация «Общество друзей» одобрила резо-
люцию, осуждающую Северо-атлантический
Договор, который «углубляет раздел мира на
два соперничающих лагеря». В резолюция
говорится: «Мы призываем наше правитель-
ство прилагать неустанные усилия к тому,
чтобы найти основу для прекращения «хо-
лодной войны» с Советским Союзом. Мы
призываем нашу страну сотрудничать с дру-
гими странами в пелях прекращения гонки
	вБоорумения, которая грозит уничтожением
цивилизаций, усиливает угрозу войны».

с очевидными признаками моральной испор-
ченности. ,

Становитея совершенно понятным, что
Этот закон служит оружием в руках амери-
ванских реакционеров для осуществления
их политических пелей. На основании этого
завона можно стерилизовать любого поли-
тического деятеля, который побывал нз-
сколько раз в тюремном заключении,

Генетики-морганисты лезут из кожи вон,
чтобы оправдать эти изуверские законы,
аргументируя их своими «экспериментами».
Для современных американских моргани-
стов-вейсманистов, в частности для Мелле-
‘ра, Райфа, Сакеа, Кука, Кэстла, Гэйтез,
`Добжанского и иже с ними, проблема
генетики человека стала самой актуаль-
ной. Й вовсе не может удивлять тот
факт, что главой организованного в 1948
году американского общества по генетике
человека является не кто иной, как мор“-
нист Г. Меллер. Таков логический путь ‘ра3-
	вития морганизма и морганистов.
= < *
	Особенно ярко обнаруживаетея прислуж-
	ничество морганистов-вейсманиетов перед
американским империализмом в вопросе о
тав называемом «перенаселении»: «Теоре-
тическое» обоснование американской экс-
пансии производится, как мы видим, также
не без участия морганистов. Морганистекая
литература уделяет немало своих страниц
этой проблеме, живо интересующей амери-
	Делается это очень проето. Вначале сна-
	Прошлогодняя сессия Всесоюзной Акале-
мии сельскохозяйственных наук имени
В. И. Ленина имела все основания осудить
современный  вейсманизм-морганизи как
лженаучное, реакдионное, антинародное на-
правление в биологии.
	Сессия единодушно ‘признала, что осно-
вой научной биологии является мичурин-
ское учение, дающее возможность активно
вмешиваться в явления живой приролы и

ставить ве на службу народу.
	В нашей стране сопизалистическое хо
зяйство опирается на передовую науку,
которой партия Ленина — Сталина созда-
ла все условия для ее неуклонного разви-.
тия. В советеком социалистическом общест
ве наука и практика едины и взаимно 060-
гащают друг друга, тем самым способствуя
нашему успешному продвижению в комиу-
НИЗМУ.
	Проф. И. ГЛУЩЕНКО.
	Еели морганистеко-вейеманистская гене-
тлка не имеет никакого отношения к прак-
THRE, TO Чем же онз занимается, каков
круг интересов этой’ «науки»?

На этот вопрос. лучше. всего отвечают
документы, . принадлежащие перу саяих
морганистов, в первую очередь американ-
CRUX, и многочисленные факты, изложен-