716 121 (1
		1228).
	’ Ч МАЯ 1949 г..

BEA’
	steer

ГТРА

‘Anexeeh CVPKOB  = MOCHA человечестеа
	ростором
	Нал сушей земной, над соленым
	Морей, отражающих глубь небосвода,
Проходит весна первомайским дозором
		Дорогами сорок девятого года.
Завешены тучами эти дороги,
	Багровыми зорями рдеют рассветы.
Колючими искрами острой тревоги
	Пронизана вся атмосфера планет
	Дорогами творчества, дружбы и славы ..

Весна появляется гостьей желанной
На улицах Праги, Софии, Варшавы,
	В домах Бух
	ареста, Пешта, Гираны.
	ршение мечты
		напротив. Этот завод сейчас уже перекрыл
свою довоенную мошность. Он встал из руин
еще более красивым. В Бряневих лесах, где
сотни километров земли были превращены
фашистами в «мертвую зону», где после
освобождения иной раз на целый сельсовет
не оставалось ни одной избы, мы проехали
десятки километров и не увидели ни одной
землянки. Новые деревни широкими улица-
ми тянулись вдоль дороги но мёстам, пред-
ставлявшим сплошные ножарита. Они бы-
ли выстроены с учетом того нового, что
принес в. колхозную жизнь социалиетиче-
ский строй; с богатыми колхозными служ-
бами, с уютными сельскими клубами; с по-
мещениями магазинов. Молодые ещё дома,
бревна которых сверкали янтарными капля-
ми емолы, были построены © террасами, с
балкончиками, с большими окнами, простор-
ные и красивые. На полях, которые еще
недавно были затянуты красноватым бурья-
ном, люди собирали рекордные, невиданные
в этих краях урожаи. Один из старейших
русских городов — Калинин, - разрушенный
и сожженный оккупантами, сейчас подни-
мается из руин еще более красивым. Он
	отстраивается с подлинно социалистическим
размахом.
	В этом поистине чудесном послевоенном
возрождении нашей страны со веей. силой
сказались упоретво и самоотверженность
советских людей, их духовная мощь и твор-
ческое социалистическое трудолюбие.
	Солдат Сталинграда, задремав в тихую
минуту в мерзлом окопе, видел во ене побе-
ду, видел, как он работает, строит, пашет,
сеет. Победив фашизм, советские люди ©
ухвоенным жаром взялись за осуществле-
ние этой своей мечты и, охваченные пафо-
сом строительства и восстановления, в ко-
роткие сроки оставили позади все свои до-
военные трудовые лостижения.
	Социалистический труд в любой отрасли
нашего хозяйства требует теперь от труже-
ника не только напряжения физических
сил. Он требует работы ума, смекалки, на-
стоящего творчеетва. И так же, как колхоз-
ные села, сожженные оккупантами, вста-
вая на углях пожарищ, изменяют свое ли-
цо на новый, социалистический лад, и в
новом их облике стирается противополож-
ность между городом и деревней, таки во
вдохновенном труде рабочих нашей бурно
растущей промышленности и крестьян на-
шего расцветающего  социалистичеекого
сельского хозяйства’ всё больше и больше
ликвидируется грань между трудом физи-
ческим и трудом уметвенным.
	Мне посчастливилось видеть в Ленингра-
де, как токарь Брейвин поднисывал договор
на социалистическое соревнование с науч-
ным работником института инженером Са-
виным, и слышать, как они оба на равных
празах обсуждали сложную проблему уве-
личения скоростей резания на токарных
станках 0с0б0й мощности. Токарь и инже-
нер вместе, помогая друг другу, решали
труднейшую проблему.

В рабочем клубе московского завода
«Серп и молот» я слушал лекции новаторов-
сталеваров. В зале среди публики сидели
инженеры, технологи, металлурги © других
заводов, научные сотрудники Института
етали. -бня `носылали“ лекторам `запиеки;
выясняя интересбвавшие их детали HOB-
шеств, примененных сталеварами. Они
подробно записывали слова лекторов себе в
блокнот,

В книжке «На путях & коммунизму», на-
писанной председателем одного из украин-
ских колхозов Фёдором Дубковецким, x0po-
пю рассказывается 0 том, как рядовые
сельские труженики поднялись в своих по-
знаниях до уровня агрономов и зоотехников.
Ученые, работающие нал разретением важ-
нейших проблем сельского хозяйства, обра-
щаются к ним теперь за советом, за опытом.

Именно это участие миллионов советсках
тружеников в историческом трудовом твор-
честве позволило нашему правительству
уже на четвертом голу по окончании самой
гигантской из войн, какие только когда-либо
потрясали земной шар. принять сталинский
план переделки природы, не имевший себе
равных в истории человечества ни по мас-
штабам, ни по великим и дерзновенным
идеям. План еще недавно принят, но уже
по всей стране тазвернуты грандиозные
работы по его осуществлению.
	Корда в день 1 Мая задумываешься нах
великими достижениями советской страны и
вспоминаешь разговор, который произошел
между солдатами в одном из блиндажей
Сталинграда, в разгар исторической битвы,
наглядно убеждаентьея в том, как наша со-
циалистическая действительность опережает
порой мечты советских людей. Хочется знать,
где они сейчас, эти люди, мечтавшие в ко-
роткий перерыв между атаками о. счастье
послевоенного труда, о созидании. Я ничего
не знаю об их судьбе, но я верю, что моряку
удалось раскурить свою трубку об одно из
пожарищ поверженного Берлина, что пожи-
лой усач, вернувшись в колхоз, отстроил
свой дом ещё более просторным и краеи-
вым, чем мечтал до войны, что болыьшегла-
зая женщина Маша нашла в строящемся
Сталинграде свое потерянное счастье, что
синеглазый политрук, с юношеским пуш-
ком на обветренных щеках, окончил войну
боевым офицером и сейчас совершенствует
свои знания В одной из военных акаде-
мий, а может быть, демобилизовался и тру-
дитея с тем же большевистеким вдохнове-
нием, с каким воевал в Сталинграде. ,

Во все времена между мечтой п действя-
тельностью всегда лежала  непроходимая
пропасть. В нашей советской стране этой
пропасти нет. Больше того, наша социали-
‘стическая действительность в великую
`‘сталинскую эпоху опережает самые сме-
	IbIC Планы, воплощает самые  дерзвие
мечты.
	Просмотр нового  художественно-дову-
ментального фильма «Сталинградекая бит-
ва» воскресил у меня в памяти полузабы-
тый эпизод, происшедший в те великие
дни в Сталинграде, в блиндаже, под кото-
рый был приспособлен обширный подвал
обрушенного и сторевшего дома, стояв-
шего на крутоярье над самой Волгой.
Это было накануне 25-й годовщины Co-
ветского государства. Под непрерывный
гул артиллерии, не затихавший ни днем,
ни ночью, под вой авиационных бомб,
под шелест снарядов и мяуванье мин,
проносившихся над головами, в окопах,
вырытых в сухой глине волжекого берега,
в каменных норах под руинами домов, на
рубежах обороны, пересекавших иехи раз-
рушенных заволов, wa судах Волжекой
флотилии — везде, по всему фронту за-
щитники волжекой твердыни подписывали
письмо-клятву товарищу Сталину.
	В тесном, холодном подвале, о котором
идет речь, было место, куда в минуты за-
тишья бойцы, подменившиеь на передовой,
забегали подремать часок — другой, куда в
ожидании ночной переправы сносили ране-
ных. В углу, за белым пологом из просты-
ней, была перевязочная. У выхода в ‘тран-
шею кипел ослепительно сверкавший ни-
келем «титан», и женщина неопределенных
лет из сталинградеких жительниц, которую
все здесь звали Машей, поддерживала в
нём огонь обломками мебели и наполняла
кипятком солдатские котелки и фляги, а
также эмалированные тазы работников
медсанбата, перевязывавших и обрабаты-
вавитих за занавеской свежеприбывших ра-
неных. Е
	В этом подвале Ha поваленном на 005
пианино сидел высокий и стройный по-
литрук с исхудавшим, но все еще не поте-
рявшим детской припухлости лицом, неж-
ный пушок которого золотился сквозь по-
роховую гарь. Он держал в руке текст
гисьма-клятвы и, вдохновенно сверкая си-
ними глазами, хриплым, простуженным го-
лосом читал его бойцам, заходившим сюда
с передовой. Подвал освещала шахтерская
карбидная лампочка, стоявшая на полу.
	—- «Иеред нашими боевыми знаменами,
перед всей Советской страной мы клянемся,
что не посрамим славы русского оружия,
будем биться до последней возможности», —
читал он, и треск ружейной перестрелки,
гулко разхававшийся в Каменных сводах,
точно подчеркивал благоговейную тингину,
стоявшую в подвале. Слушали бойцы, толь-
ко что пришедшие с передовой, — обростие,
черные, в прожженных, выпачканных в
известке шинелях, © автоматами, которые
они даже на отдыхе привыкли не выпу-
скать из рук, с гранатами, торчавшими из
кармана или болтавшимися на поясе. Слу-
шали раненые, лежавшие на носилках и
старавигиеся в этот момент не ‘стонать. Слу-
шал пожилой врач с зеленым от усталости
лицом, вышедший из-за занавеса в своем
окровавленном халате. Слушала женщина
Маша. застывшая у сверкающего «титана».
	—- «Под Вашим руководством отцы наптя
победили в парипынской битве, под Вашим
руководством победим мы и теперь в вели-
кой битве под Оталинградом!:.»
	Хриплый от простуды юношеский голос
политрука заполнял собой весь блиндаж.
Воины застыли в молчании. Как только по-
литрук закончил чтение, все присутетвую-
щие по очереди склонялись к полированной
крышке опрокинутого пианино и подписы-
вали письмо, подписывали, старательно вы-
водя свои фамилии, точно желая помочь ве-
ликому адресату легче разобрать подписи
под клятвой. Ствинув со лба очки, подпи-
сался и старый врач. Подписалась девушка-
санинетруктор. Последней к политруку
	роко полошла женщина, которую все звали
	Mammen.

— Может быть, разрешите и мне? —
спросила она и, точно обосновывая свою
претензию, заявила: —=У меня муж’ сол-
дат и два брата ушли в ополчение... Я жи-
ла в этом доме и не уехала за Волгу, стара-
юсь помогать вам чем могу.
	— Подписывайтесь, гражданка, — раз-
решил политрук, и такая радость осветила
лицо женщины, что стало ясно: годами
она еще совсем молода.

И вот тут-то у листков, вкривь и вкось
покрытых подниеями защитников волж-
ской твердыни, подо влиянием этой торже-
ственной клятвы, только что данной‘ вели-
кому вождю, произошел разговор, о котором
мне хочется рассказать  сейчае, шесть <
лишним лет спустя, в день нашего радостно-
го майского пгаздника.
	—- С чистой душой подписал, знаю, слово
выполним, — сказал высокий сутулый еол-
дат.—Жмет, сильно жмет немец, третий день
головы не дает поднять. а вее-таки, видать,
выдыхаетея. Треску много. а все без ума.
Сколько тонн металла на наши окопы опро-
кинул, а ни одного кирпича за две неделя
не взял. Как стояли, так и стоим. Нае уж
не слвинешь — баста! :
	— Вот-вот выдохнелся, это мы тоже
приметили, шумит, свирепетвует, со веех
стран дивизии нагнал. Вого только не на-
тащил, а не выходит и не выйдет! Наш
народ, товарищи. победить нельзя, а мы
	се вами еще в Германии будем. я, ребята,
се войны не вернусь, если вот эту трубку
о какое-нибудь  берлинское  пожарище
не раскурю, — сказал, по-украински про-
изноея слова, коренастый крепыш в армей-
ской шинели и в матросской бескозырке,
лихо налвинутой ва ухо: Под шинелью
у него полосатилась матросекая тельняшка.
Во рту он держал трубку.

— 0х, далеко, далеко, морячок, итти
придется, сколько земли под ним, на само-

лете и то через сутки He пролетишь, —
	В соответствии с Указом Ирези
	Борис ПОЛЕВОЙ.
ф$фФхо
	вздохнул пожилой солдат и поправил ГУ-
стые русые усы, закрывавшие ему рот.
Влруг, весь точно осветившиеь, он вепом-
нил: — А я, ребята, два года тому назад
06 эту пору двух дочек замуж как раз пе-
ред праздником выдал; одну — за тракто-
риста, другую, младшую, — за своего кол-
хозника, за знатного бригадира... Ох, и
жили мы до войны! Вот была жизнь,
ребята, я себе новый дом строить было Ha-
чал, пятистенный, с терраской, — усач
махнул рукой, — сколько мне теперь OT-
сюда до дома-то немца гнать!

— А вы He горюйте, не горюйте—
вмешалась в разговор большеглазая жен-
шина.—У меня в этом вот доме в первый же
их налет в авгуете веё сгорело — и квар-
тира, и пожитки. Будем живы, будет совет-
ская власть и всё будет — и квартира, и
дом, и счастливая жизнь.

— Я разве горюю? — усмехнулся
усач.— Когда города горят, об избе плакать
нечего. Я о другом. Ведь как бы мы жили,
если бы не они, проклятые. Вот трудно
нам, трудно здесь, а я все мечтаю. Как мы
их с нашей земли спихнем ла расколотим,
как я за мирное дело примусь. Вот вери-
те ли, ребята, иней раз, стомившись, за-
дремлешь на передовой и CHUTCA: TO TH C
топором сруб рубишь, то в земле котлован
копаешь, то ты возле трактора в поле. Вот,
полагаю, разобъем их, з& дело возьмемел,
за десять, за пятнадцать лет все, что от
войны пострадало, зачиним, залатаем и вие-
ред пойдем.

— Пятнадцать, землячок, многовато,

Раньше надо, — сказал моряк.
— Больно уж работы много. Ведь это

же сила, сколько он сжег да взорвал, разве
чудом каким все поднимешь.
	— А разве мало чудес сделал советский
народ? — вмешался в разговор молоденький
политрук.— Разве это не чудо, что вот мы
тут на Волге все силы фашизма остановили
и перемалываем? А мне вот думается, разо-
бъем мы врага, Европу освободим, и, как
пересохшая степь после грозового дождя,
воскреснет и расцветет наша земля: и го-
рода поднимутея из руин, лучше, чем рань-
ше были, и села встанут после - пожара
просторней и краше, и заводы поднимутся
из руин еще мощнее, и таких мы, товари-
щи, поеле войны дел наделаем, что думать
о них — дух занимается. И будет все это,
обязательно будет, раз у нас есть больше-
вистская партия и товарищ Сталин...
	Мы слушали этот разговор без удивления,
зная, что сейчас, под влиянием торжествен-
ного слова, только что данного вожлю, рас-
крываются сердца и души советских людей,
олетых в солдалекие шинели, что они гово-
рят сейчас о том, что обычно носят в себе
советский человек, воспитанный больше-
вистской партией и в часы труднейших ис-
пытаний остающийся самим собой. Он твер-
хо верит в победу и не теряет перспективы.
Эта любовь к своей Родине, эта вера в непо-
бедимость своей армии, в мудрость гениаль-
ной стратегии великого Сталина, в немерк-
нуший свет большевизма дала нашим воинам
возможность победить и у Сталинграда, и
под Москвой. и у стен Ленинграда, и в ете-
пях под Ворсунь-Шевченковским. Она при-
несла нам победу в невиданном единоборетве
ео всеми силами фашизма, она позволила
вам разбить гигантекие армии Гитлера и
освоболить народы Европы.
	В труднейишие дни войны советские люди
мечтали не только о победе, но и о великих
делах, которые предстоит им свершать уже
в мирные годы. Эти мечты о радостном
поелевоенном труде заражали их мужеством
и отвагой в бою, бодрили их в минуты
усталости, лхавали им энергию в героических
	настунлениях.
	Лав песню полякам и знамя французам,
	Омыв над Карпатами ясную просинь,
Взлетает весна над Советским Союзом —
	всех человеческих весевн.
	Над родиной
	Здесь солнцем увенчан купол небесный.
Здесь ветер струитея дыханием свежим.
	Здесь молодо
	сть мира шагает за песней
	Елце молчалив заготовленный порох,

Елце от безделья скучают солдаты,

Но в джунглях Нью-Йорка, в банкирских конторах
Стучат арифмометры, как автоматы.
	рвуды»
аронов.
	Подстать пулеметам стучат «унде
В конторах стальных королей и б
	‚ На бирже бесчестья министры-иуды
Цинично торгуют судьбой миллионов.
	Пока президенты в дыму лицемерья
	ты
	Стараютея спрятать упрямые Mak
	Скрипят в министерствах наемные перья,
Скрепляя порукой разбойничьи пакты...
	Чем тучи над хмурой Атлантикой ниже,
Тем ярче пылать первомайским знаменам.
		Весна «Марсельезой» бушует в ПН
Давая равненье рабочим колонна
	Весна по разбуженным улицам Рима
Ведет пролетариев сомкнутым строем
И в сумрачном Лондоне, неукротима,
	` Взвивает листки первомайские ро
	„Весну отменить держиморды не вправе.

Она. президентов всесильных сильнее.
ЕЙ люди клянутся в Малайе, на Яве,
`Ей верен Вьетнам и верны Пиренеи.
	Она проникает, запреты сметая,
	На Граммос, к бойцам партизанекого рая.
	AO CT ib
	Веене салютуют герои Китая,
К победе оружием путь пробивая.
	` ХЛевятую симфонию, свое величайшее
творение, Бетховен завершил Гимном ра-
дости. Он написал величественный, ликую-
щийсхор на совершенно не подходящие сло-
ва Шиллера о радости, которая «слетает к
нам с небес».

Но радость никогда не слетала Е людям
© небес. Это — старая и обанкротившаяея
ложь. То чувство, которое люди называли
небесной радостью, было очень ограничен-
ным, убогим и жалким чувством, похожим
на ярко раскрашенные, мертвые, бумажные
цветы. В этой «радости» не было веселья.

Подлинная радость рождается на земле,
ереди простых людей. Она неразлучна с ве-
сельем. Это — новое чувство, какого не
знало и не могло знать человечество за вее
минувшие тысячелетия.  Действительная
радость возникла только вместе с 0освобо-
жлдением народов от гнетущей неволи. Она
предчувствовалась в борьбе рабочего клас-
са за социализм. Она возникла на совет-
ской земле, у советекого народа.
	‚ Радость — это могучее, единое и в то же
время сложное чувство. Мы испытываем
его ‘© особой силой сегодня, в день нашего
Первого мая, когда радостью полны улицы
и плошади наших городов, когда звенит
над праздничными колоннами веселый,
жизнерадостный смех, котда торжествен-
ный марш еменяется веселыми танцами и
улыбаются все глаза, светлы все липа,
когда все молоды, все влюблены в весну
природы, в весну человечества.

И наверно, улыбался Н. Г. Чернышев-
ский, когда 86 лет назад, сидя за решетка-
ми в сыром каземате царской. тюрьмы, он
писал о радости и веселье народа, провидя
и предсказывая наше время, победу социа-
лизма, приход коммунизма:

«Нет, теперь еще не знают, что такое
настоящее веселье, потому что ‘еще нет та-
кой жизни, какая нужна для него, и нет
таких людей. Только такие люди могут
вполне веселиться и знать весь восторг
наслажденья! Как они цветут здоровьем и
силою, как стройны и грациозны они, как
энергичны и выразительны их черты!»

Этими словами Чернышевского можно и

сейчас описать наш первомайский паради

замечательное зрелище колонн Физкультур-.
	ной молодежи.
	По вешним полям и морским побережьям.
	На юг и на с
Раскинулись
	евер долины и рощи
вдаль без конца и без края,
	Звенящая песнями Красная плошадь
Пылает, как Факел, знаменами Мая.
	Вплетая подснежники в косы девчатам —
Веселым ткачихам прославленной Пресни,
Весна подарила улыбку солдатам,
Взмахнула над площадью крыльями песни,
	Примкнула в
К студентам,
	колонне к стахановцам юным,
к героям недавних похолов,
	Весну-комсомолку с высокой трибуны
Приветил великий Учитель народов.
	Гремите, оркестры, все громче, все шире:
Весна человечества в наших колоннах.
Мы — армия мира. Нас — множества в мире;
	боем, стальных, непреклонных.
	dil Испытанных
ем.
		Шумит ва ветру наше красное знамя.
	Бессмертна в
Вилны наши
	веках наша правда святая.
звезды в далеком Вьетнаме,
	В Париже, на Ганге, в долинах Битая.
	агает весна
Разливом зна
	по проестору земному,
мен горизонт обнимая.
		Звенит ее песня, подобная грому:
	Мир-миру!
	Да здравствует Первое мая:
		не в меньшей степени, чем завоевывает
мыель. Мы готовим побегу коммунизма.
И нам надо дать, и мы уже можем дать его
конкретные образы.

0, это уж не смоковница над своей хи-
жиной, не келья под елью!

Это идет-гудет зеленый шум, весенний
шум по всей советской земле, радуя мил-
лионы людей величием и красотой.

Это’ всенародная’ радость творчества, ми-
чуринское вдохновение, охватившее наро-
ды, помноженное на большевистскую силу.

Мы возвращаемся снова в великому рус-
скому мыеслителю, великому русскому меч-
тателю. В тесной тюремной камере вообра-
жение Чернышевского раздвигало стены,
вырывалось на простор русских равнин,
побеждало время и пространство. Он видел
пред собой русских людей, ведущих на-
ступление на пески, на’ пустыню, ставя-
щих преграду жгучим ветрам, орошающих
земли, превращающих бесплодные места в
плодородные. нивы, ‘в тучные пастбища, в
сады. Таким. он видел коммунизм, и он
мысленно беседовал с будущими людьми, с
коммунистами, с нами:

— «Но нет, прежде я хочу же знать,
Как это сделалось? «Что?» — То, что бес-
плодная пустыня ‘обратилась в плодород-
нейшую землю...» Как это сделалось? Да
что ж тут мудреного? Ведь это сделалось не
в один год, и не в десять лет... С северо-
востока, от берегов большой реки, с северо-
запада, от прибрежья большого моря, — у
НИХ так много таких сильных машин, —Во-
зили глину, она связывала песок, проводи-
ли каналы, устраивали орошение, явилась
зелень, явилось и больше влаги в воздухе;
шли вперед шаг за шагом, по нескольку
	верст, иногла по одной верете в год, как и
	теперь все илут больше на юг, что ж тут
особенного? Они только стали умны, стали
обрашать на пользу себе громадное количе-
ство сил и средств, которые прежде тратили
без пользы или прямо во вред себе».
	Чернышевский лишь в одном ошибся.
Он не мог предвидеть, какой технической
мопью будет обладать наше общество. Мы
идем вперед скорее, чем он. думал.

И мы идем не одни. С нами, перенимая
наш опыт, идут страны народной демокра-
тии. 9свободившиеь от капитализма, их на-
роды начинают понимать радость социали-
стического. творчества. Они. создают новых
людей, новую красоту жизни. Они с каждым
днем становятся сильнее и успешно отбура-
сывают, уничтожают все, что становится
помехой на их пути,
		Д. ЗАСЛАВСКИЙ
000.
	чертами и качествами, каких никогда в мас-
св прежде не бывало и каких с каждым го-
дом становится все больше и больше.

Мы с гордостью, с радостью творчества
показываем миру этих людей. Вогда партия
вырастила Стаханова, его имя облетело. весь
земной шар. Оно вошло. в словари на всех
языках. Имя проетого . русского рабочего
стало международным наименованием тру-
дового творчества и таланта. Оно стало 0б0-
значать новую эпоху в истории труда, во-
плотило одну из важнейших идей социализ-
ма в живой образ человека.

Теперь таких имен сотни и тысячи. Их
нельзя перечислить. Но их и нельзя сме-
шать воедино. Новаторы производства, нау-
ки, техники не копируют друг друга, не про-
сто повторяют. Это не икра человеческая, в
какую капитализм пытается превратить ра-
бочий класс, отрицая за ним право на твор-
чество, обрекая его на роль автоматов. С0-
ветские новаторы — все разные. У каждого
своя, индивидуальная личность. Каждый со-
здает свое новое, каждый сознает, пережи-
вает процесс творчества © его трудностями,
успехами и неудачами, взлетами мысли и
падениями — и сладость победы, радость
творчеетва. И из этого вырастает общая,
всенародная радость, которая рвется нару-
Жу, бьет ключом — и торжествует на пер-
вомайском нашем празднике.

Силушка по жилушкам переливается, —
товорил любовно о своих легендарных бо-
гатырях русский народ, великий ценитель
силы и красоты. *“

Но русский поэт-демократ, знавший силу
и красоту народную, знавший и горе народ-
ное, печальник русского крестьянства, вно-
сил горькие ноты в свою хвалу силе и вра-
соте родной страны:
	Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
	Но мы, советские люди, никогда не были
беспочвенными мечтателями, никогда не
строили воздушных замков. В том и счаст-
ливая особенность нашего строя, что луч-
шие человеческие мечты облекаются в коч-
кретные планы государства, а планы бы-
стро претворяются в жизнь. Всего четыре
года назад победное знамя нашей страны
развернулось: над куполом горящего рейхс-
Tara, a знамена и штандарты разбитых
фапнтистоких армий упали в прах на брус-
чатку Красной площади. Четыре года назад,
возвращаясь из дальних походов, ветераны
войны, проезжая по областям, находивиим-
ся. под оккупацией, видели сквозь двери
теплушек сотни и сотни километров за-
бурьяненных полей, руины городов, уничто-
женные пожарами села. И сердца воинов,
возвращавшихся домой, сжимались, и дума-
JOCh—CKOADKO же десятилетий труда пона-
добится для того, чтобы вдохнуть жизнь в
эти развалины, чтобы снова занвели эти
поля и поднялись над ними сожженные
колхозные села. Усатый солдат там, в
Сталинграде, в короткую паузу между дву-
мя атаками, мечтал, что на это уйдет де-
сять — пятнадцать лет. И эта мечта каза-
лась тогда дерзкой. Но советские люли
всегда перевыполняют собственные планы
и обгоняют собственную мечту. За эти че-
	тыре года они возродили и неузнаваемо
изменили землю, искалеченную и выжжен-
ную фашистекими оккупантами.
	В Ленинграде, в этом городе-герое, слу-
жившем в течение многих и многих меся-
цев мишенью ожесточеннейших бомбарди-
ровок фашистской артиллерии и авиации,
приезжему человеку уже трудно заметить
слелы боев. Я был там на огромном заводе,
который долго был ареной жесточайших
битв. Наша передовая шла там по линии
сборочного цеха, противник сидел в цехах
	Указ Президиума Верховного Совета СССР
	© ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА ЗВЕНЬЕВОМУ
КОПХОЗЭЗА «НАКОТНЕ» ЕЛГАВСКОГО УЕЗДА ЛАТВИЙСКОЙ ССР ЧИКСТЕ А. D.
	диума Верховного
	‚ Председатель Президиума
	культур в размере полной потребности для весеннего
сева 1949 года присвоить звание Героя Соцналистиче-
ского Труда с вручением ордена Ленина и золотой ме-
дали «Серп и Молот» Чиксте Артуру Эдуардовичу —
звеньевому колхоза «Накотне» Елгавского уезда, по-

лучившему урожай ржи 30,3 центнера с гектара на
площади 12 гектаров.
	Берховного Совета. СССР Н. ШВЕРНИК,
	Эти слова Некрасова привел в 1951 году
товарищ Сталин, указывая советскому на-
роду путь для уничтожения навсегда этого
исконного противоречия между силой народа
и бессилием старого общественного. строя.
Оно и было уничтожено в процессе творче-
ского и вдохновенного социалистического
труда.

Вапиталистический мир всеми средства-
ми, дубъем и рублем, хотел вернуть Русь в
временам убожества и бессилия, Не вышло.
Создана несокрушимая советская Русь —
ведущее звено в стальной цепи советских
республик.

Мошь измерена в Отечественной войне.
Изобилие создается в грандиозных послево-
енных трудах преобразования всего хозяй-
ства и природы.
		Радость социализма —— чувство сложное.
Есть в нем торжество победителей, счастье
строителей нового общества, вера в буду-
щее; ‘неистощимый оптимизм. Кеть в нем
радость творчества.
	Эта радость была знакома прежнему че-
повечеству как чувство личное, глубоко
индивидуальное. По библейскому преданию,
бог, создав в шесть дней небо и землю, ра-
стения, животных и человека, приговари-
вал: Хорошо! — и был очень доволен собой.
Это была примитивная радость легендарного
творчества, отразившая в художественном
	образе довольство одиночки-демиурга, твор-
	ца-ремесленника.

В действительности мир был «создан»
уж не так хорошо. Понадобились тысяче-
летние труды, чтобы его исправить. При
этом хищнические классы непрестанно
разрушали то, что создавали люди труда.

Были гениальные художники резца,
кисти. зодчества, механики. Завершив свой
труд, они испытывали личную радость
творчества. Они говорили: хорошо! — и от-
давали свое произведение на суд людей, на
суд потометва. Все боялись быть непоняты-
ми, неоцененными, забытыми. Почти все
они были одиноки. Горечь отравой влива-
лась -в‘их радость.

Такова поныне судьба творца в’ капита-
листическом обществе. Он не знает народа,
и народ не знает его. Монсполисты капитала
решают его судьбу. Они создают гарем
науки и техники из способных ученых. Но-
ватор может получить доллары, много дол-
ларов,— чистая и светлая радость творче-
ства нелоступна для него. В

Впервые на земле сопиализм создал
чистую радость коллективного, народного
творчества. Советский народ творит новое,
коммунистическое общество, творит новую
жизнь, нового человека. Он создает новую,
небывалую красоту на земле.
	Сопиализм не только наука. Они искус-
ство, создающее величайшие художествен-
ные ценности. Паотия Ленина-—Сталина—
гевиальный ваятель человечества.

На первомайский смотр советский народ
выносит свон ежегодные достижения. 97
не только новые заводы. оснащенные самой
	совершенной техникой, замечательные ма-
шины, станки, приборы. Это не только
неисчерпаемые чудеса досрочного выполне-
ния сталинекой пятилетки, чудеса показа-
телей сопиалистического соревнования. Это
	прежде всего люди, HOBLIF “AH, о НОБЫМИ
			Враги беснуются. Они теряют голову, 60-
знавая превосходетво сил социализма над
силами капитализма в Европе, в Азии. Они
пытаются запугать мирные народы, скола-
чивают военные блоки,
	Не стоит много говорить о них в наш
праздничный день. Как бы ни фореили они
дутой своей силой, какие бы ни строили
воинственные рожи, — они. обречены. Вапи-
тализм из’еден трещинами, коих не залатать
никакими планами и доктринами.
	Мы славим жизнь, они ее проклинают.
На нашей улине праздник народов, на их
улице — похороны надежд и иллюзий.
Они еще твердят о «демократии»... Наша
демократия вышла сегодня на улицы,
10  народ-суверен, ему принадлежат
земля и города, он спокоен, и его дети бес-
печно играют на улицах украшенного зна-
менами города. А в Англии — «демокра-
тия»!!! — отряды полиции и войск пере-
городили все улицы, народ не «меет со-
браться, женшины в иснуге прячут своих
детей. В США — «демократия»!!! — под
охраной жандармерии сульй, слуги капи-
тала судят прогрессивно мыслящих людей.

Нас не пугают крики поджигателей вой-
ны. Мы помним стихи Некрасова, которые
нравились Ленину, — о поэте-демократе:
	Он ловит звуки сдобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в ликих криках озлобленья.
	Пусть кричат враги! Озлобленье — знак
их бессилия. Конгресс сторонников мира дал
им хорошего пинка.-—— они отозвались воем,
	мы отметили попадание конгресса в больное
		Человек труда всегда любил изменять
природу и украшать живой зеленью евой
быт. В далекие времена человек. питался
мечтой 0 смоковнице, под которой он про-
водит в личном труде жизнь и мирно за-
канчивает ее, никому более не нужный.
Это был ограниченный идеал маленького
человека, взрашенный культом частной
собственности. В этом была для своего вре-
мени и крохотная красота. Поныне в капи-
талистических странах миллионы 0бездо-
ленных людей лелеют в своем сердце эту
мечту, потерявшую и силу и красоту, не-
возможную и безнадежную. Капитализм.
стоняет с земли мелких  собетвенников,
уничтожает их садики, обрекает на вечный
страх перед безработицей и голодом. Гнию-
ший кавитализм не любит природу. Он
истребляет леса, обрекает земли на истоще-
ние и эрозию, создает пустыни.

В стране социализма мы любим живую
природу, зелень листвы, прелесть пве-
`лов.— любим больше, чем когда-либо лю-
било и могло любить закрепощенное чело-
вечество. Мы хотим, чтобы веюду, в 1оро-
дах и селах, были сады. Мы хотим больше-
го: чтобы вся наша страна стала цветущей
нивой и прекрасным садом. Ибо только та-
кая природа достойна нового человека, ко-
торотго создает великий творец-художник—
наша партия.

В, советской стране не просто любят при-
poly. ее любят по-мичуринеки. Ee из-
	меняют, улучшают, украшают.

В великом сталинском плане преобразо-
вания природы есть не только глубочайшая
народнохозяйственная идея. Есть и волную-
Mad красота, вдохновенная поэтичноеть.
	Грандиозный ‘план пленяет воображение
	Людоед Вэннон сказал: «Мы должны ена-
рядить солдат других стран, и пусть они
посылают на гибель свою мололежь вместо
того, чтобы мы посылали свою». Нам не
ветречалось более ясное и более выразитель-
ное по краткости изложение основной зада-
чи Северо-атлантического пакта.
	В нашей радости социалистического твор-
чества заключено величайшее презрение к
его врагам. Мы не преуменьшаем их силу.
	Мы знаем свою силу.
	совета СССР от 24 апреля 1946 года за получение вы-
сокого урожая ржи при выполнении колхозом обяза-
тельных поставок и контрактации по всем видам сель-
скохозяйственной продукции, натуроплаты за работу
МТС в 1948 году и обеспеченности семенами всех
		Москва, Кремль. 30 апреля 1949 г.
		Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.