№ 121 (11228)
	1 МАЯ 1949 г..,

В Ерыму зацвели сады. дымчато-розовым
пологом покрываются склоны южнобереж-
ных холмов, и вокруг стало празднично,
торжественно, весело, точно сама природа
радоетно улыбнулась людям. Почти в ка-
нун Первого мая в Никитском ботаниче-
ском саду имени В. М. Молотова открылось
областное совещание питрусоводов с уча-
стием больной группы абхазских специа-
листов, приехавших помочь крымчанам в
новом для них деле освоения субтропиче-
ских культур.

Преобразование природы Крыма приобре-
ло в облаети характер всенародной етрой-
ки. Колхозники и врачи санаториев, до-
машние хозяйки и общественные работни-
ки с огромным под’емом подхватили предло-
жение товарища Сталина о расширенин
зоны наших субтропиков. Все стали питру-
соводами. Иной раз, как отмечали приезжие
специалисты, бывало невозможно отличить
врача или партийного работника от агро-
	 ’ нома —с таким знанием дела говорили они
	о культурах, посаженных ими недавно.
	Темой совещания были вопросы агротех-
ники цитрусовых. Говорили о питомниках,
0 новых площадях, о необходимости выве-
дения новых соцгов, а в руках участников
совещания были московские газеты с кор-
респонденциями o Всемирном конгрессе
сторонников мира, о многолюдных митин-
тах в Париже и Праге. И мне невольно по-
казалось, что и я, и все участники сове-
щания по цитрусам тоже находимся на
одной из секций конгресса, потому что все,
о чем мы говорили, было посвящено тот-
	ъеству мира и красоте творческой жизни
советского человека.
	Да, мы тоже находились на Конгрессе в
защиту мира, потому что занималиеь са-
мым мирным на свете делом — преобразо-
ванием своей земли. Мне нетрудно было
сблизить совещание в Ботаническом саду е
Конгрессом сторонников мира еще и пото-
	_ Му, что всего месяц назад я езлия на
	конгресс деятелей культуры США в защиту
мира и тогла в своем выступлении васался
как раз крымских питрусоводов.

Я сказал так: «Я приехал в вам из ма-
ленького города Ялты в Крыму, из того го-
рода, о развалинах которого специально го-
ворил покойный президент Соединенных
Штатов Рузвельт. Мне приятно сообщить
вам, что мы в Крыму уже справились с
развалинами. Мы превращаем Epsm 8
новый район субтропического хозяйства и
сажаем лимоны, апельсины, мандарины,
маслину, фейхоа. Важдый житель Ялты
взял на себя обязательство — взрастить
несколько молодых деревьев. Лично я взял
обязательство посадить 20 мандаринов,
2 апельсина и 2 лимона в садике возле
своего дома. Таков план моей «агрессии»
во имя мирной и культурной жизни».
	Я не могу не вепомнить, с каким внима-
нием и дружеским расположением встрети-
ла аудитория именно эту часть моего вы-
ступления. Врымские цитрусы были очень
наглядным примером стиля и характера
послевоенных советских интересов.
	За океаном ни один нормальный человек
не хочет войны. Там понимают, что война
не нужна никому, кроме кучки от’явленных
негодяев или сумасшедших, рассматриваю-
щих любую военную авантюру, как сред-
ство для создания гигантского рынка, куда
они намерены сбывать свои товары, как
средство закабаления новых стран. Но об
опасности войны извне, о планах агрессии,
якобы угрожающих США со стороны Совет-
ского Союза, говорится так много, что чело-
веку, который не особенно дальновиден
в международных вопросах, и впрямь начи-
нает казаться, что на него нападут не сего-
дня-завтра.

дукции, Конечно, провокаторы войны не пе-
рекуютея в апостолов мира, но обманывать
народ им будет теперь намного трудней.
Торговать судьбами людей придется теперь
с большой осторожностью, ибо огромные
массы во всех уголках земного шара научи-
лись блительности.
	Вот я слушаю абхазских згрономов.
Бросив свои дела, они приехали в Крым
помочь нам своими советами, поделиться
опытом. Они рассказывают 06 ошибках
первых лет освоения цитрусовых в Абха-
зии и прелупреждают нае относительно
этих ошибок. Они обнадеживают нас, 0бо-
дряют, обешают дальше  интересоватьея
сульбой крымских субтропиков.: А я, слу-
шая их, представляю, как Через 5—6 лет
изменится ландшафт Крыма, преобразуют-
ся степи Заволжья. В сущности мы сей-
чае создаем новые области и края. Мы ле-
лаем это не в ожидании войны, а рассчи-
тывая на долгий и прочный мир. Мы впра-
ве требовать этого мира хля себя и всего
человечества потому, что мы лучше дру-
гих знаем, что такое война. Мы — а не
американцы — были об’ектом разбойниче-
ского нападения, и не кто иной, как мы,
разгромили германский фашизм. Мы знаем,
что такое развалины и пожары. Мы луч-
ше других знаем, что такое победа и как
она добывается.

Душа сопизлистического общества —
созидание. Мы не умеем жить для войны.
Нам никогда не снятся завоеванные мате-
рики или обворованные народы, потому
что мы не убийцы и не воры. Мы — co-
зидатели. Мы появились на земле для того,
чтобы проложить человечеству путь к
счастью, и мы проложим его до конца. За
Hac — все. И наша мощь, и вера в нае
миллионов людей, и их поддержка и сочув-
ствие. Дельны из небоскребов Уолл-стрита
считают, что они уже купили народ Ита-
лини. Нет, не купили. Как не купили они ни
французов, ни шведов, ни испанцев. Свод-
ный батальон продажных правителей нель-
зя поставить даже на охрану банков Уолл-
стрита. Великие победы многостралального
китайского народа—лучшее доказательство
того, что, покупая правителей, пову-
пают воздух. Народы не продаются. „Их
нельзя обмануть сказками.
	АНГЛИЙСКИЙ Профсоюзный деятель
0 Советском Союзе
	ПРАГА, 30 апреля. (ТАСС). Как сооб-
щает лондонский корреспондент агентства
Телепресе, секретарь совета профеоюза
Манчестера и Солфорла Горас Ньюбоулд,
возвратившийся из Москвы, где он присут-
ствовал на десятом с`езхе профессисналь-
ных союзов СССР. заявил:
	«Ничто не может подорвать моральную
силу советского народа. Всё, что я видели
слышал в Советском Союзе, убедило ме-
НЯ в том, что советский народ глубоко по-
нимает необходимость творческого труда.
Советский нарол прилагает все усилия,
чтобы спасти человечество от страланий и
	разрушений, которые принесла бы новая
война».
	ВБ заключение Ньюбоулд заявил, что Co-
ветекий Союз играет ведущую роль в борь-
	бе за мир.
	на пленарном заседании
Генеральной Ассамблеи ООН
	ров, инициатором и поборником коллевтив-
ной безопасности.

Пример успешного международного 0о-
трудничества Советского Союза, США и
Англии в период второй мировой войны по-
казал, что международное сотрудничество и
укрепление антигитлеровской коалиции в
составе СССР, США и Англии дали положи-
тельные результаты и привели кв нолной
	победе союзников.

Напомнив о предложениях, внесенных
Советским Союзом в 00Н о сокращении во-
оружений, о запрешении атомного оружия,
о мерах против пропаганды и поджигателей
новой войны, в предложениях, касающихся
ограждения интересов стран я народов, етав-
ших жертвой агрессии, Малик указал, что
СССР стоит за дальнейшее укрепление авто-
ритета OOH, 3a проведение в жизнь высо-
ких принципов ее устава. Предложения, ко-
торые Советский Союз вносил и вносит в
ООН, продиктованы стремлением содейство-
вать делу укрепления мира и сотрудниче-
ства между народами.

Советский Союз стоит за то, чтобы ООН
была действительно международной органи-
зацией и не использовалась одной-——двумя
великими. державами в своих интересах.

Представитель СССР указал, что правя-
щие круги США и Англии ведут наступле-
ние на основные принципы сотрудничества
больших и малых держав, записанные в
уставе ООН, проводя политику отказа от
выполнения своих международных обяза-
тельств, взятых на конференциях в Тете-
ране, Ялте и Потсдаме, игнорируют выпол-
нение обязательств по мирным договорам,
стремясь при этом приспособить 00Н к за-
дачам своей агрессивной политики.

Именно поэтому усилия этих стран на-
правлены на подрыв Совета Безопасности
	и на подмену его каким-либо другим орга--—
	ном. послушным США и Англии.
	Делегация CCCP, сказал в заключение
Малик, возражает против принятия пред-
ставленных на рассмотрение Ассамблеи ре-
золюций.

Представитель Украинской ССР В. А. Та-
расенко указал, что ряд государств, желая
использовать ООН в своих узко эгоистиче-
ских целях, умышленно не хочет, чтобы
епоры разрешались на основе устава 00Н.
	Эти государства делают попытки отетра-
нить Совет Безопасности от решения вопро-
сов, связанных с поддержанием мира и
безопасности. Не удивительно поэтому, что в
рекомендации «межсесеионного комитета»
0 «методах содействия международному со-.
трудничеству» нет ни одного слова, которзе
говорило бы о необходимости укреплять ав-
торитет Совета Безопаености, строго и точно
выполнять устав 00Н. Наоборот, все реко-
мендации «межсессионного комитета» на-
правлены на то, чтобы принизить и ума-
лить значение Совета Безопасности и тем
самым принизить и умалить значение всей
ООН в целом. Рекомендации «межсессион-
ного комитета» имеют своей целью увели-
чение и раздувание разногласий постоян-
ных членов Совета Безопасности.

Представитель Украины заявил, что’ де-
легация УССР будет голосовать против пред-
ложений «межсессионного комитета».

Представитель Белорусской ССР К. В. Ки-
селев указал, что в представленных резолю-
циях речь идет о подрыве принципа едино-
гласия, об умалении роли Совета Безопас-
ности, о нарушении устава ООН и что по-
этому делегация Советской Белоруссии бу-
дет голосовать против представленных пред-
ложений.

Резолюции, предложенные «межеессион-
ным комитетом», были затем поставлены на
голосование и приняты большинством голо-
сов англо-американского блока. Делегации
СССР, УССР, БССР, Польши, Чехоеловакии
и Югославии голосовали против этих пред-
ложений.
	и то же лето из-под травы я возьму два-
дать пудов, а с распашки — хорошо, ес-
ли двенадцать. А к чему я говорю свое
слово? Дума моя вот какая: к залежи нам,
конечно, не вертаться, а приспособить тра-
ву к хлебу надо обязательно. Я что один
раз испробовал? Собрал в степи чутку жит-
нячку, чутку типчаку, посеял на огороде
малую вот такую делянку — четыре саже-
ня на три. Трава, конечно, взялась хорошо...
Через два года на третий я эту делянку
запахал, а распорядиться не успел: на’утро
гляжу — енохи понакопали на огороде гряд-
ки, захватили и мою делянку, заделывают
моркву, сажают лук... Делать нечего, по-
ставил я для отметки жердинки, чтобы не
забыть, где у меня были типчак, где жит-
няк. Й поверьте, дорогие товарищи: как
пошла засуха, так морква на огороде жух-
нет, з на моей этой хелянке стоит веселая,
без одной желтинки. Й с луком такая же
картинка. Потом в суховей и мою делянку,
конечно, прихватило, а все-таки там была
морква, а на прочем огороде — как мыши-
ные хвостики. Ё чему я говорю свое слово?
Моя дума, дорогие товарищи, такая: со-
брать побольше семян трав и—тав: нынче
одно поле пустить под траву года на два,
потом другое поле...
	В те голы популярной литературы о тра-
вополье почти не было. Яков Чередников
ничего не слышал о траво-смесях, о тех-
пике травосеяния, но, приобщенный в
строительству общественного хозяйства,
к его планированию, к артельному творче-
етву, он предстал перед коллективом, как
одареннейший естествоиспытатель.
		НЬЮ-ИОРВ, 29 апреля. (ТАСС). На вче-
рапенем пленарном заседании Генеральной
Ассамблеи продолжалось обсуждение трех
	резолюций, предложенных Специальным
политическим комитетом по рекомендации
так называемого «межеесснонного комите-
та». Эти резолюции евидетельствуют о но-
вых попытках США и Англии создать вну-
три Организации 0б`единенных Наций пот-
чиненную им систему разрешения важных
международных вопросов в обход Совета
Безопасности и в нарушение принцинов
устава 00Н.

-Первая из этих резолюций предусматри-
вает восстановление в силе с небольшими
изменениями так называемого генерально-
го акта Лиги наций от 26 сентября 1928 г.,
который, как известно, устанавливал выгод-
ный для главенствовавших в Лиге наций
Англии и Франция порядок разрешения
споров между странами на основе арбитра-
жа. Достаточно вспомнить  пресловутую
миссию лорда Литтона, фактически легали-
зовавшую японскую агрессию в Мань-
чжурии в 1931 году, «примирительную»
миссию английского лорда Ренсимена в Че-
хословакию в 1938 году,  подготовившую
захват гитлеровской Германией Сулетской
области; входившей в состав Чехословакии,
и приведшую к мюнхенскому «соглашению».

Известна также роль, которую сыграл
пресловутый комитет лорда Плимута в
1936—1939 гг., который под прикрытием
«невмешательства» в гражданскую войну в
Испании всячески препятствовал оказанию
помоши законному республиканскому пра-
вительству Испании и прикрывал действия
гитлеровской Германии и фашистской Ита-
лии, оказывавших открытую военную по-
мощь фашистскому маятежнику Франко.

Вторая резолюция, ссылаясь на «опыт
Лиги наций», предусматривает в обход Co-
вета Безопасности назначение так называ-
емых «примирителей», которым, пох замы-
слу авторов резолюции, должно быть пре-
доставлено право заниматься посредниче-
ством и «примирением» в споре.

Третья резолюция имеет в виду создание
института «расследователей и примирите-
лей», которым авторы резолюции отводят
важную роль в системе мирного урегулиро-
вания споров. Немалая роль в таком урегу-
лировании предоставляется также незакон-
	HO созданному «“MEMCCCCHOHHOMY комитету>.
Представители Бельгии, Канады, Эква-
	11. ПАВЛЕНКО
	Й не случайно военная истерия вдруг
поразила даже такую, казалось бы, совер-
шенно неуязвиную в смысле мозговой
чуветвительности фигуру, как американ-
ский министр обороны Форрестол. Государ-
ственный деятель, державший свой народ
в етрахе герел воображаемой войной, вдруг
сошел с ума со страха перед собственной
выдумкой.

Широкие круги американской обще-
ственности об’единялись вокруг американ-
ского конгресса в защиту мира. Этот кон-
Tpecc был чрезвычайно интересен во многих
отношениях. Прежде всего он показал пра-
вящим кругам США, что Советекий Союз
пользуется огромным уважением в самых
широких кругах американского общества.
Конгресс показал также, что выдать дело
зашиты мира за «очередной пропагандист-
ский ход Москвы» не удастся. Было, нако-
нец, точно и ясно установлено на деле, что
люди различных политических взглядов и
религиозных верований отличнейшим обра-
зом могут понять друг друга и определить
общие задачи и цели, если они только хотят
этого. Но наиболее плодотворной заслугой
американского конгресса было осознание то-
го, что именно в США таятея темные силы,
готовые навязать человечеству новую
бойню.

Да, это стало ясно уже в первые дни ра-
боты конгресса и подтвердилось впослед-
ствии при подготовке митингов в главней-
ших центрах страны, когда государственный
департамент предложил ряду иностранных
делегаций покинуть США. Железный зана-
Bec, который с легкой руки Черчилля ищут
восточнее Шпрее, оказался на самом деле
гораздо ближе, не где-нибудь в просторах
Восточной Европы, а в Вашингтоне. А в это
время в разных уголках земного шара уже
шла горячая подготовка к Всемирному кон-
грессу сторонников мира в Париже, кон-
грессу, прошедшему, как мы теперь видим,
с всемирно-историческим успехом.

Конечно, найдутся и после Парижского
конгресса грязные душонки вроде Эптона
Синклера или Синклера Льюиса, литератур-
ные торгаши вроде Фейхтвангера или по-
терявшие совесть енобы вроде Хемингуэя
или Андре Вида, которые хором и в оди-
ночку булут толковать о том, что Париж-
ский конгресс — это якобы «затея Мо-
сквы», «пропагандистекий ход», не имею-
щий большого значения.

Нродажные американские писаки уверя-
ли, например, что американский конгресс
в защиту мира встретит контрдемонстрацию
по меньшей мере 100 тысяч человек.
Шутка ли-— 100 тысяч! А навербовали
жалкую кучку, да и та, покричав в оправда-
ние полученной мзды, незаметно разошлась.
Невелики и нестойки кадры агрессоров, а
в господина Бевина демонстранты из числа
демократично мыслящих американцев бро-
сали, как осторожно сообщалось в газетах,
«сырыми (!) овощами». Трулно защищать
неправдивое дело, трудно держаться на
позициях-качелях.

Правда имеет тысячи ног и тысячи глаз.
Отромное значение Парижекого конгресса
сторонников мира никто не сумеет умалить.
Решения этого конгресса не пустая бумаж-
ка, а документ, © реальной силой которого
придется крепко считаться зарвавшимея
торговцам емертью. Конечно, торговцы ору-
жием не перейдут на выпуск мирной пр5-

Обращение
Временного демократического
правительства Греции
к греческим королевским
войскам
	СОФИЯ, 30 апреля. (ТАСС). Агентетво
Эллае Прессе сообщает, что Временное хемо-
кратическое правительство Греции обрати-
лось 27 апреля к солдатам и офицерам ко-
ролевских войск е призывом усилить дви-
жение за прекрашение братоубийственной
войны.
	«20 апреля Временное демократическое
правительство Греции,— говорится в при-
зыве,— обратилось в Генеральной Ассам-
блее Организации 0б’единенных Наций и к
Всемирному конгрессу сторонников мира в
Париже с предложением помочь усилиям
греческого народа в достижении примире-
ния. В этом обращении мы заявили о своей
готовности прекратить войну и братоубий-
ство, возвратиться в свои дома н устано-
вить в нашей стране спокойствие и мир.
Монархо-фаписты отвергли наше обраще-
ние, утверждая, что оно свидетельствует
якобы о нашей слабости. Теперь мы обра-
шаемся к вам, проливающим кровь и, еле-
повательно, наиболее заинтересованным в
прекрашении войны.

Можно ли установить мир в Греции? Мы
отвечаем, что можно, если все будем 60-
	Чудесный май в этом году. День между-   РОТЬСЯ за это, если все выполним нашу за-   дора, Витая и Франции высказались за
народной солидарности трудящихся всех   Дачу. Подумайте о наших предложениях.   Предложения «межсессионного комитета» и
		Не воюйте больше. Не производите ни од-
ного выстрела. Изолируйте шакалов, кото-
рые ходят за вами. Выбирайте моменты для
братания. Устанавливайте связь с частями
Демократической армин. Организуйте демо-
кратические группы в ваших частях. При-
соединяйтесь к рядам Демократической ар-
МИ»,
—@—
	В комиссии по иностранным
делам сената США
	ВАШИНРЕТОН, 30 апреля. (ТАСС). Bo
время обсуждения Северо-атлантического
договора на заседании комиссии по ино-
странным делам сената США министр o60-
роны Джонсон, отвечая на вопросы членов
комиссии, заявил, что он предпочитает пред-
ставить детали относительно предложения
6 предоставлении военных материалов стра-
нам, подписавшим  Северо-атлантический
договор. на закрытом заседании.
	Член комиссии Хикенлупер резко возра-
жал против утверждений официальных лиц
в том, что Северо-атлантический договор
якобы не ярляетса военным союзом. Он
	заявил: «Конечно, это военный союз... Мы
стоим перед большим изменением курса
американской внешней политики».
	стран и наций пройдет под знаком зашиты
мира. Отзвуки национальных конгрессов в
защиту мира вместе с величественным зву-
чанием конгресса в Париже и Праге при-
дадут Первому мая 1949 года особую тор-
жественность и красоту. «Пееня мира», на-
писанная советским композитором Шостако-
вичем, понесется по всему миру, как гимн
международной демократии. И те, кто был
на конгрессах, и те, кто слышал о них из-
дали, в этот день отметят, что послевоен-
ное человечество особенно научилось пе-
НИТЬ мир во имя своего будущего.
	Йюди хотят верить в свой завтрашний
день. Они хотят жить, а не копать себе
братскую могилу. Они не хотят убивать, не
хотят, чтобы их убивали, и поэтому будут
бороться против поджигателей войны. И гхе
бы ни раздавалась первомайская песня,
где бы ни прошла первомайская колонна, —
везде и всюду на сотнях языков будет про-
изнесено слово «мир». Оно прозвучит, как
призыв к содружеству межлу народами, ибо
воздух нашего времени насыщен идеями
братства рабочих всех стран, идеями друж-
бы народов. Оно прозвучит, как клятва в
том, что справедливая кара не минует под-
жигателей войны, что народы беспошадно
осудят и покарают тех, кто играет их судь-
бами. Оно прозвучит надеждой на нас. Впе-
ред. за мир. за жизнь!
	тридпать миллионов кленов, ясеней, абри-
Косов, пышно зеленеют эспарцетовые, лю-
церновые поля, вперегон потянулись озими.
молодая ярь, — потягивает сладкими, теп-
лыми ароматами. И здесь, возле моря, соору-
женного артёльных миром в самом пекле
степи, на былых «Мертвых хуторах», 0060
явственно и глубоко ошущается безмерная,
радостная. вееодолевающая сила KOAXOSHO-
го человека. Вожаки присели на сосновые
бревна,— смотрели на центральное звено
районной водной системы, где скопилось до
25.000.000 кубометров воды!..
	Как раз в это время под ехали два това-
риша из Москвы — им надо было посмот-
реть море. плотину, рисовые плантации...
Товарищи уже побывали в колхозе имени
Сталина. видели там дивную рощу, сады,
виноградники, могучие лесные заслоны, всею
травопольную систему в натуре, в дейст-
Вии...

Олин из приезжих товарищей был в этой
степи лет десять тому назад, около меся-
ца прожил в совхозе «Гигант», иеколесил
всю эту округу, и то, что он увидел еейчас,
несколько ошеломило его. Товариш помнит,
как в степи заклалывали лесные полосы й
как из тысячи кленов и тополей выетаива-
ли под суховеями ето—есто пятьлесят сажен-
цев. А осенью и зимой — грызуны. А в ап-
реле — страшной силы черные бури. Он
вспоминает, как в Сальеке. в райкоме пар-
тии, однажды читали записку ученого нем-
па Шварибрейма, служившего несколько
лет в поместье князей Трубецких. В этой
записке Шварпбрейм назвал  Сальскую
степь «латифундией дьявола»: такой здесь
комплекс стихийных бедствий. А теперь —
30.000.000 лесных и фруктовых деревьев,
и торжеетвующее травополье, и это море, и
рисосеяние... Приезжим товарищам очень
интересно знать. что прелопрелелилое эти ог-
ромные достижения и почему у соседей
(исключая Пелину) дела илут несравнимо
медлительней.

По всему вилно, что деревенским вожакам
приятен этот разговор. Радченко. предсела-
тель артели имени Комсомола, еказал:

— Я был там... (он назвал хва соседних
района). У них — партийная работа и у
нас — партийная работа. Большая разнииа!
Я так считаю: наш райком все делает для
того, чтобы во всех отношениях усилить
партийные организации. А раз партийная
работа поставлена кренко, все идет Ras
нельзя лучше. Ведь вот если вспомнить...
	призывали голосовать за резолюции.

Представитель СССР Я. А. Малик напом-
нил, что делегация СССР. еще в начале
третьей сессии Генеральной Ассамблеи в
Париже выступала против включения 06-
суждаемых предложений «межсессионного
комитета» в повестку дня Ассамблеи, Kak
противоречащих принципам устава ООН.

Проанализировав представленные резолю-
ции, делегат СССР указал, что все они яв-
ляются неприемлемыми, так как имеют
целью ‘подменить достижение подлинного
международного сотрудничества пустыми
разговорами о сотрудничестве.

Советский Союз, сказал Малик, всегда
стоял и стоит за укрепление и развитие
нормального международного  сотрудниче-
ства, за сотрудничество межлу большими и
малыми державами на основе принципа
равноправия и признания законных инте-
ресов всех. государств. Проводя политику
всемерного развития международного сотруд-
ничества, Советское правительство еще за-
долго до начала второй мировой войны раз-
вернуло целый ряд мероприятий, имевитих
нелью борьбу с агрессией на. международной
арене, и выступало в качестве стойкого бор-
па против агрессии, за укрепление мира и
	безопасности. СООР выступал активным
сторонником международного сотрудниче-
ства в борьбе против Фаптистских агоессо-

Он вспомнил секретаря райкома партии   бывало: остановили черные бури, охладили
	Петрз Топилина, погибщею. в неравной
схватке е неменкими оккупантами:

— Ведь были же и у нас отсталые Еол-
хозы. Так он. Топилин, придет, бывало, в
такой колхоз и живет там безвылазно неде-
лю и полторы, и две, глубоко узнает кажло-
го коммуниста, каждого активиета и не
уедет из того колхоза, пока не перестроит
всю партийную организацию. И чему он,
бывало, не учил коммунистов! Вот даже как
составлять стенгазету, которую с пользой
  прочитал бы каждый колхозник.

И деревенские вожаки заговорили о том,
как еще тогла, в первые годы переделки
степи, секретари и вее члены бюро райко-
ма, приехав в колхоз на три, четыре или
пять дней, всячески крепили первичную
организацию, налаживали там политиче-
ские кружки, учили коммунистов подбирать
и воспитывать мастеров колхозного произ-
водетва, работать в народе.
	Вырастить 30.000.000 деревьев и ку-
старников в палимой ветрами степи — за-
дача до крайности трудная и кропотливей-
шая. Мыелимо ли решить ее. если в голове
лесоволных звеньев не пойхут коммуни-
сеты, если не донесут они в народному
сердцу большевистское слово, если сами
не овладеют мастерством переделки степи!
Этого мало: еше нужна постоянная,
самая внимательная и любовная проверка
исполнения своих планов и замыелов.—
без поетоянной проверки, без недреманного
партийного контроля не было бы ничего,
кроме шума, суеты, погибших сеянцев...
Й тогда не принялись бы на степных зем-
лях дубы, иссохли бы гледичии, сгорели бы
мелоносные лохи.
	Райком не жалел времени, чтобы дере-
венские коммунисты вполне осознали,
Rak чудесно усиливает большевистекая
проверка диснинлинированность, точность,
самодеятельность колхозных людей.

Используя все рычаги партийно-воспи-
тательной работы, коммуниеты пробудили в
колхозниках замечательную  инициатив-
ность; это они, колхозники, пришли к ре-
шению о сгушенных посадках, 0б 06060
усиленном задержании снега и талых вод
на участках, вепаханных под лесные на-
саждения (обвалование), о мульчировании
полос навозом и соломой с креплением со-
ломы жердинками и дрючками...

Так побеждали стихию сальские комму-
НИСТЫ,.

Понадобились бы тысячи газетных строк,
чтобы рассказать, кзк райком и партийные
организации вместе с народом совершали
И совершают такое, чего еще никогла не
	раскаленные ветры, насытили почву и в03-
дух благодетельной влагой, а впереди —
новые и новые, уже едва не сказочные
дела.

Й — смотрите — какими несравнимыми
средствами воспитания масс, каким множе-
ством этих средств владеют партийные ор-
ганизации на селе. Вот — колхозное плани-
рование. Секретари райкома т. т. Березин,
Родионов и весь райком очень следят,
чтобы первичные организации, планируя
производство, вовлекали в эту работу весь,
до единого человека, колхоз: обдумывание
и составление планов раскрывают перед
люльми их завтрашний день, усиливают в
них чувство коллективизма, производетвен-
ную активность...
	Й тут, в радоетном городке, у плешуще-
Гося синего моря, колхозным вожакам при-
помнилея случай, любопытный во многих
отношениях. В Егорлыке полтораста кол-
хозников и колхознип обсуждали производ-
ственный план евоей артели. Ha третий
или четвертый день коллективной и завле-
кательной этой работы поднялся старик
Яков Чередников, переселенеп Тамбовской
губернии, проживший в степи уже около
сорока лет. Он заговорил о... травополье.
А было это еше до всерайонного наступле-
ния на засуху, до лесных насаждений и
строительства водоемов. Чередников ничего
не знал о Докучаеве и Вильямсе, он даже
не слышал эти имена: старик еле владел

грамотой.
	А говорил он приблизительно вот что:
	— Мы всё ругаем залежь, — дескать, ее
парь-горох выдумал. Оно и на самом деле
как будто так. Ведь как мы, бывало, хо-
зяевали: три-четыре года поле пашем, а
десять-— пятнадцать лет оно лежит праздно.
Обычай был действительно что дикий. Но
верно я, дорогие товарищи, думаю или не-
верно, но думу свою вам скажу. Если я,
бывало, сею из-под травы, по залежи, то
я — в надежде: хоть и не богато, хоть два-
дпать пудов, хоть пятнадцать, а хлеб бу-
дет. А когла я сею по трехлетней или четы-
рехлетней распашке, у меня веры нет: мо-
жет, сколько-то будет, а может — и ничего.
Кого хотите спросите из старых людей: вон
Максима Федоровича... вон Тарасюка Петра
Семеныча. Из-под травы урожай всегда
больше, чем по распашке. Трава хлебу —
мать-кормилица. Она пишу для хлеба со-
бирает. Вы ее, землю-то, на ладошку возь-
мите: олно дело — из-под травы, другое
дело — из распашки. Из-под травы земля
крупчатая, е жирком, из распашки — ну,
	пыль и пыль. Вот, бывало, два поля: в одно
	У синето мо
		Всея эта местность — от колхозного
стана до лесной полосы — раньше на-
зывалась «Мертвыми хуторами». Когда-то
здесь действительно стояли два хутора:
в одном жили переселенцы из Полтавской
губернии, в другом — из Калужской, из-под
издры. Селиться им в этом’ гибельном
месте, разумеется, не следовало бы, но
злучилось так, что ходоки, которых они
предварительно послали осмотреть степные
земли и 060 всем разузнать, пришли сюда
в вешнюю пору, когда по всей степи рос-
кошно стелются травы. Там и тут ходоки
вскапывали рассыпчатую, еше влажную
землю. На десятки верст — раздолье, от
века непаханные каштаны: вспаши их, за-
сей, по макушку утонешь в хлебе. А по-
среди пышной этой равнины — отрадная,
с голубыми затишьями речка.

Ходоки поставили отметины, а спустя
сколько-то дней сидели в Донском воин-
ском управлении, договаривались о земле.

На другую весну переселенцы уже стро-
или здесь шалаши. рыли землянки. тороп-
ливо полнимали пелину.

А дальше веё было так. как это часто
бывает в здешней степи: посвистывающая,
завывающая земляная метель, сквозь кача-
ющуюся и всё густеющую мглу едва разли-
чить зыбкое кружало солнца, в воздух под-
няты великие тысячи тонн земли. А ураган
всё усиливается, он сорвал и унес шалаши,
мелким шебнем сечет оо землянкам. теле-
гам... Мечутся, уносятся во мглу кони.

Буря длится пять. и семь. и десять су-
ток. Изнемогая от жажды, люди ползком
добираются до реки, но вешние воды уже
иссякли, и только в колдобинах, затенен-
ных камышами. держится густая, темная
жижица — «земляной висель».

Когда черные тучи оседают, все, кто еше
может лвигаться. брелут в далеким древним
колоднам. :

А полей уже нет: есть рытвины и в ар-
шин высотой буруны, и только кое-где
виднеются полоски иссеченной, еле живой
ADH.

Но вот с ззпала наплывают тучи (после
земляных бурь это бывает часто), и на
степь изливается обильный дождь. Пересе-
ленцы приободрились, лопатками разгреба-
ют буруны.— бог ласт, они всё-таки возь-
мут с десятины пудов двенадцать, а деся-
тин-то у кого пять, у кого семь. Прокор-
МИТЬСЯ МОЖНО.

Но за белой илет беда: сперва долгая за-
	А. КОЛОСОВ
o0 0
	суха — два месяца ни одной дождевой кап-
ли,— потом неистовой еилы раекаленные
ветры. Неделя, полторы, и вся степь ле-
жит в пепельных, коричневых, жухло-жел-
тых красках.

Иные хуторяне бежали, а у иных уже
не было сил: они похоронены где-то тут,
вблизи этих бугров и рытвин, где некогда
стояли хуторки.
	Оттого и назвали эту овругу «Мертвы-
ми хуторами».
	Теперь в былом пустололе, где некогда
переселенцы черпали «земляной кисель»,
плещется громадное озеро. Протяженноеть
его — около тридцати километров, глуби-
на — до двенадцати метров. (Оттого тут а
называют этот водоемише Сальским морем).
А на берегу строится веселый город —
межколхозная здравница.
	Здесь вею эту зиму бригады из артелей
имени Сталина, имени Молотова, из «Вол-
ны революций», «Хлебороба», «Авроры»,
«Общего труда» сооружали громадный во-
досброе и строили этот город. Работы тут
еше мяого: надо достроить два больших
каменных дома, всякие службы, застеклить
и окрасить два других дома, опоясать го-
род аллеями яблонь, абрикосов, кленов, по-
садить пятьдесят тысяч роз, гиацинтов,
левкоев... Вроме того, близ моря, там, где
раньше сгорали даже ковыли, будут боль-
шие рисовые плантации.

Время от времени сюда приезжают секре-
тари колхозных партийных организаций,
предселатели артельных правлений — Ва-
лачев. Смыков, Тарасенко, Радченко, Чехов-
ской... Им надо узнать, как тут живут и
работают бригады из их колхозов, как идет
стройка горога, сколько скопилось в море
волы..:

Вчера, в предпраздничный вечер, здесь
собралось человек двенадцать — всё вол-
хозные вожаки.

Уже вечерело: солнце на пелую треть по-
грузилось за край земли, вокруг него кучи-
лись круглые и в полоску и словно бы как
листья папоротника’ облака, и оттого на море
невыразимо красиво ложились отеветы за-
ри: там и там дрожали румяные, золоти-
стые тропки. Сейчас в степи распускаются
	Еше несколько лет, и общая плошаль
зеленых заслонов, рош, виноградников и са-
дов превысит в районе 12.000 гектаров,
мощная водная система пересечет всю степь,
и злейшие стихийные силы будут покорены
окончательно.
	И если в минувшем году на сальских по-
лях собрано:
	по 125 пудов хлеба с площ: в 16214 га
	по 154
по 180
по 200

9206»
1309 »
83 oo.
	то уж тогда наверняка будет решена за-
дача, выдвинутая сальскими коммунистами
за несколько лет до гитлеровского нашест-
RH
	— Мы должны притти и непременно при-
дем к средней урожайности в 200 пудов
зерна с гектара.
	Сальск, Ростовской области.