95 (11232)
	5 МАЯ 1949 г., №1
	BA

Г;

Скончался выдающийся русский ученый,
пионер советской гидроэнергетики, академик
Генрих Осипович Графтио, всю свою жизнь
отдлавший строительству гидроэлектростан-
ций и развитию отечественной ‘тидроэнер-
гетики.

Генрих Осипович Графтио родился в гор.
Двинске в 1369 г. ив 1896 году окончил
	Институт инженеров путей сообщения. В
		O09 г он составил первый проект исполь-
	зования энергии реки Волхова, в 19109 г.
разработал эскизный. проект силовой уста-
		овки на ней. Но осуществлевие талантли-

р Е

С

tg Seta te pe aes ge a et EG ee ae ee EY oY,
	Четыре представителя надеются, что осталь-
tute вопросы, связанные с деталями, могут
быть урегулированы в весьма короткий пе-
“риод времени. Если эти детали будут быетро
  урегулированы, то имеется намерение опуб-

ликовать завтра в 12 часов по Гринвичу
одновременно в четырех странах коммюни-
ке-о достигнутом соглашении. Если окажет-

ся необходимым провести дальнейшее 00-
суждение неразрешенных деталей, то такое
обсуждение будет проведено в ближайшем
будущем, вероятно завтра.

Атентетво Ассошиэйтед Пресе в этому
добавляет, что вероятной датой отмены огра-
ничений в Берлине является 12 мая, а ве-
роятной датой созыва сессии Совета мини-
стров иностранных дел — 23 мая.
	РТА ТЕ За

НЬЮ-ЙОРК, 4 мая. (ТАСС). Предетави-
тель США сделал следующее заявление:

Представители четырех держав обсудили
все проблемы, возникающие в связи с си-
туацией в Берлине. Было костигнуто со-
глатение по всем важным принципиальным
ропросам. Некоторые детали еще рассмат-
риваются, но можно определенно. сказать,
что было достигнуто соглашение о взаимной
отмене всех ограничений, введенных в Гер-
	мании. которые служили темой этих пере-
	говоров. Но истечении некоторого проме-
жутка времени состоится сессия Совета ми-
пистров иностранных дел. Совет министров
иностранных дел рассмотрит вопросы, Ka-
сающиеся Германии, и проблемы, которые
возникают из ситуации, сложившейся в Бер-
лине, а также вопросы валюты в Берлине.

р студ ЕТ  Г

3-я сессия Генеральной
Ассамблеи ООН
	НЬЮ-ЙОРК, 3 мая. (ТАСС). Оба пленар-
ных заселания Тенеральной Ассамблеи
2 мая — утреннее и дневное — были по-
свяшены расемотрению вопроса о порядке
дальнейшей работы третьей сессии Гене-
ральной, Ассамблеи.

Месяц, прошедший со дня открытия вто-
рой части третьей сессий Генеральной
Ассамблеи. показал, что под явным влияни-
	  ем США и Англии основное внимание Ас-
	самблеи направлялось на мелкие и BTODO-
степенные вопросы, ‘не заслуживавигие вви-
мания международной организации. Вто же
время такие важные политические вопросы,
как вопрос о франкистской Испании, инло-
незийский вопрос, вопрос о перемещенных
лицах и беженцах, отодвигалиеь на послед-
ние места в комитетах в расчете на. то, что
комитеты не успеют обсудить их и расемот-
рение этих вопросов будет отложено до сле-
дуюшщей сессий Генеральной Ассамблеи.
	Спустя почти месяц работы Асвамолеи
первый (Политический) комитет и третий
комитет (по социальным, культурным и
гуманитарным вопросам) до сих пор обсуж-
дают лишь первые вопросы своей повестки
дня —® бывших итальянских колониях
(Политический комитет) и о свободе инфор-

мации (третий комитет).
	В то же время, неемотря на то, что Cne-
циальный политический комитет еще
22 апреля закончил ‘расемотрение всех вэ-
просов, етоявитих на его повестке, предло-
жения делегаций СССР, Полыни и других 6
том, чтобы передать в этот комитет ряд вэ-
просов из первого и третьего‘ комитетов. . на-
толкнулись в Генеральном комитете на
упорное сопротивление со стороны большин-
етва членов комитета, и в первую очередь
со стороны делегапий США и Англии. Под
нажимом этих делегаций Генеральный коми-
тет рептил передать Спедиальному полити-
ческому комитету один лишь вопрое — 0
приеме государства Израиль в члены OOH.
Под тем же нажимом больнтинетво этого KO-
митета решило рекомендовать Генеральной
Ассамблее установить срок окончания вто-
рой части третьей сессии 14 мая, хотя при
обсуждении этого вопроса в Генеральном ко-
митете выражались серьезные сомнения в
способности комитетов ири нынешнем рае-
пределении вопросов повеетки дня закон-
чить их рассмотрение к указанному сроку.

Ва сеголняшних пленарных заседаниях
эти хве рекоменлации Генерального комите-
та. принятые пол нажимом делегаций США
и Англии, полверглись критике со стороны
многих делегаций. :

Прелетавитель Польши Дроходжовский
предложил установить срок окончания
Ассамблеи 18 мая. а также перелать индо-
незийский вопрое из Цолитического 8 Cue-
пиэльный политический комитет.

Предетавитель Боливии предложил пере-
дать Снециальному политическому комите-
ту вопросе о создании спепиальной подко-
миссии для изучения социальных проблем
коренного населения стран американского
континента. Он подчеркнул, что этот вопрос
имеет большое значение в странах Латин-
ской Америки.
	Представитель СССР Я. А. Малик в своем
выступлении указал, что некоторые деле-
гации явно стремятся  воспрепятствовать
	рассмотрению некоторых важных вонроеов,
стараясь установить сроки окончания рабо-
	ты Генеральной Ассамблеи. Указав, ITO,
по мнению советской делегации, все вопро-
сы повестки должны быть расемотрены, Ма-
лик заявил, что делегация СССР предпочи-
тает предложенный Польшей срок-—18 мая,
хотя и этот врок; повидимому; не может
быть выдержан. Советская делегация, ска-
зал Малик, поддерживает предложение
Польши о передаче индонезийского вопроса
в Сиепиальный политический комитет.
	Представители Эфиопии, Аргентины, Ин-
aun и Бирмы также предлагали не уста-
навливать каких-либо сроков окончания
сессии Генеральной Ассамблеи. Представи-
тель Индии Сеталвад заявил, что Генераль-
ная Ассамблея не должна прекращать евою
работу, пока не будут расемотрены все во-
просы повестки дня. Представитель Новой
Зеландии Берендеен призывал Ассамблею
распределить вопросы повестки дня по ко-
иптетам таким образом, чтобы можно было.
быстрее закончить их рассмотрение.
	Вадя, что англо-американские планы, иа-
правленные на свертывание работы Аесам-
блей, терпят провал, председательствующий
Эватт, пытаясь спасти положение, пред-
принял маневр. Он об’явил, что если Ае-
самблея не успеет рассмотреть все вопросы,
включенные в ее повестку, то вопрое о дне
закрытия Ассамблеи можно будет пере-
смотреть. Этот маневр позволил Эватту со-
брать незначительное большинство голосов.
	С этой оговоркой предложение о том, что-
бы закончить сессию 14 мая, было принято
3] голосом против 15 при 10 воздержав-

maxcd.
	Предложение о передаче в Специальный
политический комитет вопроса о приеме го-
сударетва Израиль в члены OOH было при-
нято 42 головами (в том числе: CCCP,
Франции, США, УССР, БОСР, Польши и ap.)
против двенадцати при трех воздержавиих-
ся. ‘

Пои голосования предложений о пере-
распределении вопросов повестки дня анг-
ло-американские планы свертывания рабо-
ты сессии потерпели новый провал. Ноль-
ское предложение о передаче в Специаль-
ный политический комитет индонезийского
вопроса собрало 29 голоеов (в том ‘числе:
СССР. УССР, БОСР. Полыни, Чехословакии,
Австралии. Кубы, Пакистана и др.). Против
этого предложения голосовали 18 лелега-
ций: (в том числе: США, Англия, Егинет
п м.). Воздержалиеь от голосования пять
	делегаций.
	Несмотря на сопротивление делегаций.
CHIA и Англии. затем 35 голосами (СССР,
УССР. БССР. Полыпши, Чехословакий, Ав-
стралии, Аргентины, Пакистана и др.) бы-
ло принято предложение Боливии о’ пере-
даче Специальному политическому комитету
вопроса о создании подкомиссии по изуче-
нию положения коренного населения стран
американского континента. 11 делегаций
(США, Англия, Египет и др.) голосовали
против этого предложения, а семь делегаций
воздержались.

Таким образом, большинство делегаций,
вопреки апгло-американскому нажиму, от-
казалось поддержать планы свертывания

сеесни без обсуждения важных политиче-
ских вопросов.
	3 мая возобновляют работу комитеты
Ассамблеи.
	Лондонское совещание
	представителей 10 держав
	ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). Вчера в /он-
доне под предеедательством Бевина откры-
лось совещание представителей 10 европей-
ских стран — Англии, Франции, Бельгии,
Голландии, Люксембурга, Италии, Дании,
Швеции, Норвегии и Эйре. Совешание ста-
вит своей залачей выработку устава так на-
зываемого «Европейского совета», план со0-
злания которого был определен на заседании
консультативного совета стран — участниц
Западного блока в январе текущего гола.

«Европейский совет», по замыслу его ор-
танизаторов, должен явиться расширенным
вариантом Западного блока и представляет
собой орудие лишения европейских стран их
национального суверенитета и подчинения
их политике англо-американского блока.
	А

—O-—
Отставка генерала Клея
	ВАШИНГТОН, 3 мая. (ТАСС). Белый
Дом об’явил, что президент Трумэн принял
отставку главнокомандующего европейским
военным округом американских вооружен-
ных сил и военного губернатора американ-
ской зоны ‘оккупации Германии генерала

Клея.
	ВАШИНГТОН, 4 мая. (ТАСС). Президент
Трумэн в своем заявлении об отставке Влея
указал, что его работу будут продолжать
его заместители генералы Хюбнер и Хейс
BIAOTh до назначения гражданского верхов-
	ного комиссара.
АВЕ ВЕР
	Сообщение агентства
Ассошиэйтед Пресс
	Первомайская демонстрация в Осло
	СТОКГОЛЬМ, 4 мая. (ТАСС). Первого мая
в Осло состоялась многолюдная демонстра-
ция трудящихся, организованная Норвеж-
ской коммунистической партией. Демон-
страция происходила под лозунгами борьбы
ва мир. прогресс и социализм, против вой-
ны п реакции. Демонстранты несли транс-
паранты с лозунгами: «Против войны и
реакции!», «Солидарность с миролюбивыми
сплами!», «Долой поджигателей войны —
участников Атлантического пакта!», «Сп-
лы мира победят!», «В Норвегии должны
распоряжаться норвежцы, & не Трумэн или
Черчилль! »

После демонстрации состоялся массовый
митинг, на котором выступили деятели ком-
мунистической партии. Заместитель пред-
седателя  Норвежекой коммунистической
партии Роальд Хальворсен, в частности,
сказал:

«Свободолюбивые народы во всем мире
поднимаются на защиту мира. Фронт мира
растет и укренляетея © каждым днем. Rax-
	лый день приносит нам новые доказатэль-
	Обращение президиума Цент
	ства того, что силы мира могущественниее
сил войны. Повсюду. где проводятся 0б’-
единение и сплочение сил мира, поджига-
тели войны терпят безнадежное поражение.
Олнако поражение приводит в ярость пол-
жигателей войны, и они готовы пойти на
любые провокации для достижения своих
целей. Поэтому демократические миролюби-
вые силы должны постоянно стоять Ua
страже мира, укреплять свои ряды и спла-
чиваться под знаменем мира, демократии и
национальной независимости».

Хальворсен полверг резкой критике внеш-
нюю политику правительства Герхардее-
на, вовлекшую Норвегию в американский

империалистический военный блок.
Первомайские демонстрации, митинги и
собрания, организованные коммунистами,
состоялись также во многих городах и про-
мышленных поселках Норвегии.
Социал-демократы. проводящие политику
раскола рабочего класса, проводили перво-
майские лемонстоации и митинги отдельно
	ОТ КОММУНИСТОВ.
	БЕЗРАБОТИЦА В ОБЛАСТЯХ
ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ
	БЕРЛИН, 4 мая. (ТАСС). Но сообщению
биржи труда земли Нижняя Саксония (ан-
глийская зона оккупации Германии), число
безработных в этой земле за первую поло-
вину апреля увеличилось на 11.655 чело-
век и достигло 271.605 человек.

Как сообщила биржа труда земли Вюр-
темберг—Баден (американская зона окку-
ации Германии), число безработных в этой
земле в начале апреля составляло 44.532
	человева.
	вого ‘проекта было невозможным в условиях
царской России.
	В И. Ленин уже в 1916 году, ознакомив-
	шись с проектами и сметами этого замеча-

тельного инженера, признал необходимым
Волховское строительство. Несмотря на
трудные условия, строительство Волховской

тидроэлектростанции было успешно закон-
		ено в 1926 году.
Активное участие Г. 0. Графтио принимал
стпоительстве Свирской  гидростанции,
	В CTPOHTCADUTBO в о?
которое проводилось в чрезвычайно тяже-
лых природных условиях.
	Г. 0. Графтио был одним из ведущих сие-
пиалистов, принимавших активное участие
в составлении плана ГОЭЛРО: он руководил
секцией по электрификации Кавказского
района. секцией транепорта и безрельсовых
	рог.
	С 1907 г Г 0. Графтио вел педагоги-
	ческую работу в Ленинградском электротех-
ническом институте я е 1921 г. являлся
	профессором этого института. В 1982 г.
	Генрих Осипович Графтио был избрая дей-
отвительным членом Акалемии наук СССР.
	Вея жизнь академика Графтио была вер-
ным служением социалистической Родине и
советскому народу. Советекое правительство
высоко оценило работу академика Графтио.
За выдающиеся заслуги он был награжден

орденами Ленина и Трудового Красного Зна-
Мени.
	Советекий народ не забудет своего та-
тантливого сына, ученого, инженера-энер-
гетика и строителя мощных советеких гид-
роэлектростанций, патриота отечественной
техники, посвятившего всю свою жизнь
электрификации нашей страны.
	Академия наук CCCP.
Отделение технических наук
Академии наук СССР.
Энергетический институт
имени Г. М. Кржижановского.
	a SPS PT FS
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

ое
	рального комитета действия
	Национального фронта Чехословакии к чехословацкому народ
	возможность CBeCTH счеты с предателями
	  нарола и приступить в строительству пед-
	линно демократической республики.
Отметив успехи, достигнутые народами
Чехословакии в послевоенный период, пре-
зидиум Центрального комитета действия
Национального Фронта постановил считать
день 9 мая рабочим днем. «Только тру-
дом,— говорится в обращении, —мы HaH-
лучшим образом отметим память наших ге-
роев и прославим наше освобождение. Пре-
Национального фронта призывает всех тру-
дяшихся напрячь в этот день евои силы
на выполнение и перевыполнение произ-
волственных норм и пролемонетрировать та-
ким образом свою готовность трудиться на
благо мира». Президиум Центрального коми-
тета действия Напионального фронта при-
звал трудящихся Чехословакии превратить
рабочую смену 9 мая в «смену мира».
	та о мерах по поддержанию порядка». Ва
основании вышеназванного декрета в Ге-
раклионе (Крит) приговорены к расстрелу
2 ив Патрасе 4 человека. Среди пригово-
ренных — # женщины.
	на жизнь секретаря Итальянской компартии
Тольятти.

Угольная промышленность Польши
выполнила апрельсвий план на 100,1 про-
цента, добыв 5.933 тывячи тонн утая.

-& Шеасть бейрутских рабочих, ареето-
ванных   маа и заключенных в тюзьму.
	предаются суду за участие. в первомайской
демонстрации в Бейруте.
	ПРАГА, 4 мая. (ТАСС). Б связи с при-
буижающимея лнем 9-мая— днем освобожде-.
ния Советской Армией Праги и победы над
гитлеровекой Германией, президиум Цент-
рального комитета действия Национального
фронта опубликовал обращение к чехосло-
вацкому народу.

Четвертый раз, говорится в обращения,
мы будем отмечать годовщину того момен-
та, когда наш народ после шестилетних су-
ровых испытаний и угнетения разбил око-
вы немецкой оккупации и изгнал из своей
страны фашистских поработителей. 9 мая
1945 года по приказу Генералиссимуса
Сталина славная Красная Армия освободила
Прагу и завершила тем самым свою вели-
кую борьбу, в результате которой была раз-
бита гитлеровекая Германия и освобождены
угнетенные народы, в том чиеле чешекий
и словацкий народы. Благодаря этой побе-
де Созетекого Союза наш народ получил
	АФИНЫ, 4 мая. (ТАСС). Афинский воен-
ный суд приговорил к смертной казни двух
рабочих из предместья Афин — Гизи Муя-
киса и Константинидлиеа, которым было
пред’явлено обвинение в «нарушении декре-
	$: Театры Будапешта в первомаиские
хни показали две премьеры пьесе Максима
Горького. Венгерский национальный Театр
поставил «Вассу Железнову», театр «Пешти
Синхаз»—«Враги». 0бе премьеры пропили с
большим успехом.

% Агентство АНСА сообщает, что на 24
июня в-Риме назначен суд нал Антонио
Палланте. покушавшимея 14 июля 1948 г.
	ТЕРРОР АФИНСКИХ ВЛАСТЕЙ
	Международная хроника
	Требование иранских женщин
	ТЕГЕРАН, 3 мая. (ТАСО). Ассоциация
пранских женшин обратилась к Учредитель-
ному собранию и меджлису © письмом, в
котором ‘требует предоставления политиче-
ских прав. женщинам. Ассоциация, в част-
ности, требует предоставления женщинам
Ирана избирательных прав в меджлие и
сенат, подчеркивая в своем письме, что
пранские женщины «не позволят обращать-
еа с ними. как в средние века».
		Массовая гибель скота
в Иране
	ТЕГЕРАН, 4 мая. (ТАСС). По сообще-.
нию газеты «Эттелаат», веледетвие шю-
шлогодней засухи, отсутствия подножлого
корма и сильных холодов в течение минув-
шей зимы в Муганской степи, прилегаю-
щей к границам Азербайджанской ССР и
являющейся местом зимнего кочевья птах-
севенских. племен, погибло 80 процентов
всего поголовья овеп (за последние месяцы
в Муганской степи погибло более 1 милли-
она голов овец). 75 преп. крупного вога-
тсг» зкота, 50 проп. верблюдов и 90 прон.
лошалей. Население в этом районе обрече-
	HO Hd голод.
: —o

Собрание в Осло; посвященное L50-nemuw
	А. С. Пушкина
	со дня рождения
	Казнь профсоюзного деятеля
в Малайе
	ЛОНЛОН, 4 мая. (ТАСС). Как сообщает
сингапурекий . корреспондент  атентства
Рейтер, сегодня утром в тюрьме Пуду в го-
роде Куала Думиур был повешен бывший
председатель Веемалайской федерации проф-
	союзов Ганапати, осужденный по обвинению
в ношении револьвера и шести ‘патронов.
	полная реорганизация испанских военно-
морских сил, а высшее командование испан-
ского флота было заменено лицами, угодны-
ми американцам, как это делается в Грении.
Франкиетекие военные корабли ремонтиру-
ются и перевооружаютея американскими
техниками, а необходимые материалы для
этой пели присылаютея из США.
	Американцы широко развернули строи-
тельство аэродромов в Испании. Еели в
1939 году площадь, занятая аэродромами,
составляла 2 тыс. га, го ужев 1947 году
она возросла до 14.700 га, а в настоящее
время — значительно больше. Американские
специалисты построили в самой Испании, на
Балбарских и Канареких островах, в Ма-
рокко и Испанской Западной Африке более
70 аэродромов. В их чиело входит несколько
трансокеанеких аэродромов ео взлетными л0-
рожками, епособными принять бомбархиров-
щики большого радиуса действия. Как за-
явил франкистекий министр авиации Гон-
салее Галарса, взлетные дорожки аэродрома
в Бадахове (Малрид) являются «самыми
большими в мире и... рассчитаны на прием
самолетов весом в 150 тонн». По словам ca-
мих франкиетов, ряд построенных аэролро-
мов’ может принимать до 100 самолетов в
‘чае. И это в то время, когда испанекая
гражданская авиация насчитывает лишь
три десятка самолетов старых типов!
	Строительство воздушных и морских ваз
сопровождается созданием целой’ еистемы
нефтеочистительных заводов,  прелназна-
	ченных для переработки ближневосточной
нефти. Так. например, идет интенсивное
	строительство завода производительностью
450.000 тонн в год в Картахене, будет
строиться крупный завод в Тортоса. Завод в
Санта Крус de Тенерифе (Канарские остро-
ва), который в 1945 году давал 160.000
тонн нефтепродуктов, дает теперь 600.000
тонн нефтепродуктов в год.
	Ь настоящее время американскими неф-
тяными трестами в Испании организуется
новое «смешанное» предприятие с капита-
лом в 40 млн. долларов. Таким образом, на-
мечается полная передача нефтеперерабаты-
	вающей промышленности Испании в руки
американских нефтяных монополий, что по-
зволит США контролировать все производ-
	ство горючего в стране.
	Норвегии С. ‘А. Афанасьев и дипломатиче-
ские представители стран народной демо-
кратии.

С болышим докладом о жизни и творче-
стве А. С. Пушкина выступил публициет
Crops.

На. собрании выступил также известный
негритянекий деятель Поль Робсон.

0СЛ0, 4 мая. (ТАСС). Вчера в Осло vo-
стоялось собрание членов общества «Норве-
гия — СССР», посвященное. 150-летию co
дня рождения великого русского поэта
А. С. Пушкина. На собраний присутетвова-
ло свыше 1.000 представителей различных
	слоев норвежекой общественности. На 50-
брании присутствовали также посол CCCP B

Баумана, Маузера и других фирм, сохраня»
за собой полный контроль над ними. Тысячи
специалистов гитлеровской армии ‘ведут в
Пспании изыскания в военной области.
20 франкистеких” дивизий‘ вооружены не-
менкими танками типа «тигр». Гитлеров-
ские гестаповцы орудуют’в фалангистеких
застенках, управляют франкистской тайной
нолицией. Более 50 тысяч нацистеких сол-
дат входят в состав франкистской армии,

Как стало известно, в настоящее время
в Испанию перебрасываютея части поль-
ских фашистов из армии Андерса. Голланд-
ская газета «Де ваархейд» сообщает, что
американцы организовали в Западной. Гер-
мании, Франции и других странах специаль-
ные бюро для вербовки в армию Андерса
перемещенных польеких граждан. Завербо-
ванные будут проходить военную подготов-
ку в НМепаний под руководством американ-
‘ских инструкторов.

Американские инструкторы обучают и
франкиетекую армию. В США находятея в
настоящее время сотни франкистеких офи-
перов, проходящих специальные курсы, &
Испания наводнена американскими воен-
ными. Франкистекая армия полностью под-
чинена генеральному штабу Соединенных
Штатов.

Авторы нового Священного союза — Ат-
лантического пакта рассчитывают прежде
всего на полицейские качества франкист-
ской армии, имея в виду ее 13-летний опыт
войны против собственного народа. Впро-
чем, они не слишком доверяют реклам-
ным заверениям Франко о том, что в Испании
«парит порялок». Недаром «Обсервер», рас-
сужлая по поводу возможности народного
восстания в Испании, предлагает «принять
против него меры, согласно ст. 4 Атланти-
ческого договора» (!).

Такая предусмотрительноеть господ из
«(бсервер» понятна. В Испании растет
и ширится народное сопротивление фа-
шистекому режиму Франко, запродавитего
страну американским империалистам. Кро-
вавый террор не может сломить расту-
шего антифранкистского движения, охва-
лившего всю страну и заставляющего тре-
петать банду фалангистеких убийц.
	B. BOPOBCK HA.

Недавно франкистское радио заявило,
что на восстановление испанских железных
дорог отпущено 6 млрд. песет. Газета «Арри-
ба» сообщает. что получено 720 товарных
вагонов, «составляющих первую партию из
заказа, сделанного в США». Ожидается при-
бытие современных локомотивов. Этот поток
подвижного состава и оборудования из США
предназначен отнюдь не ‘для восстановления
железнодорожной сети Испании, разрушен-
ной хозяйничанием Ффалангистских чинов-
виков-казнокрадов. Все это предназначено
для строительства линий, имеющих страте-
тичеекое значение для США. 06 этом гово-
put, Например, уже’ осуществляемый
ироект постройки железной дороги, евязы-
вающей галисийское побережье Испании
с французекой границей. Назначение дороги
яено видно из того, что  тгалисийские
порты, такие, как Ла Корунья, Виго и дру-
гие, расширяемые сейчае американцами, яв-
ляются наиболее близкими к США- портами
Европы. Не случайно также. что конечный
пункт проектируемой дороги — Ирув (на
французекой границе), по сообщению па-
рижекого радио, будет «интернационализи-
рован», иными еловами, передан США.

Чтобы оценить масштаб военно-стратеги-
ческого строительства в Испании, укажем,
970 его стоимость намного превышает сум-
	My бюджета фалангистского государства
	(16.782 млн. песет). Только на <строитель-
ство портов и железных дорог отпущено
	10 млрл. песет.
	Как орудуют американски:
империалисты в Испании
	Иностранного — Д 3-37-59;
	вышает ассигнования для министеретв о5-
пественных работ, народного образования,
	сельского хозяйства, промышленности и
торговли и министерства труда. Если
учесть, что внешняя торговля Испании в
0б’емном выражении составляет ныне лить
30 процентов от 0б`’ема кризисного 1929
года, то станет ясным, что модернизация,
охватившая около 30 крупных портов
только в самой Испании, предпринята для
целей, не ‘имеющих ничего общего с испан-
ским судоходством. Газета «Дейли грэфик»
сообщала: «В официальных кругах Мадря-
да считают, что в случае, если Испания
булет использована как основание запад-
ного моста, то порты Кадие, Уэльва, Виго,
Корунья, Ферроль, Сантанлер, Бильбао, Па-
сахес — на атлантическом побережье и
Малага, Картахена, Аликанте, Валенсия и
Барселона —— на средиземноморском побе-
режье превратятся в основные базы енаб-

жения» (американской армии и флота.—
В. Б.).
	Печать сообщала, что клика Франко ©0-
тласилась предоставить США в качестве
морской базы порт Маон на острове Менор-
ка. В прошлом году были начаты работы по
превращению порта Бата (Испанская Гви-

Hea) в морскую и авиационную базу,
началось строительство военно-морской ба-
	зы в Санта-Изабель (остров Фернандо
По — Западная Африка). По словам фа-
лапгистекого органа газеты «Арриба», порт
Пуэрто де ла луе (Канарские острова)
превращается в «лучший порт в этом сек-
торе Атлантического океана». На его раеши-
рение отпущено 230 илн. песет. Для строи-
	тельства базы снабжения гидросамолетов и
полвотных лодок Франко передал США непо-
	далеку от Пуэрто де ла лус 1 млн. кв. мет-
ров земли.
	№ сказанному следует добавить, что после
визита в Малрил в феврале 1948 года коман-
	дующего средиземномореким флотом США
	вице-адмирала Шермана была произведена
	В последнее время реакционная зарубеж-
ная печать со все большей откровенностью
пишет о том, что включение франкистекой
Пепании в Атлантический блок — решен-
ный вопрое. На днях, например, канадская
тазета «Ситизен» опубликовала интервью
франкистского консула в Монреале, кото-
рый заявил, что присоединение Испании
к Атлантическому пакту произойдет «в бли-

_жайшее время».

Правящине круги США и Англии весьма
заинтересованы в том, чтобы легализо-
вать, как выражается один американский
журналист, «тайную любовь» в Франко и
таким образом развязать себе руки для осу-
ществления в еше ‘более: широких маспета-
бах военных мероприятий на Чиренейском
полуострове. Торопит своих хозяев с офи-
циальным включением Испании в Атланти-
ческий блок и Франко. Палач испанского
народа надеется, что это укрепит его весьма
шаткое, в связи е растущим народным 6о-
противлением, внутреннее положение. В этом
состоит одна из причин усиления англо-
американской пропаганды, требующей вклю-
чения франкистской Испании в число стран
«плана Маршалла», в Атлантический и дру-
гие блоки и даже в Организацию 0б’единен-
ных Напий.
	Но немаловажное значение ‘этой про-
паганлы состоит также в том, чтобы «тео-
ретическими» расеуждениями отвлечь вни-
мание народов от хозяйничания США в
Испании. Факты говорят о том, что, пока
западная пресса . расхваливает. преимуще-
ства «булушего» союза е Франко. амери-
канский генеральный штаб уже развернул
	военно-стратегическое строительство в He-
пации и ее колониях.
	` уже более двух лет под руководством
многочисленной военно-морской — миссии
США происходит интенсивная модернизация
и расширение испанских портов. Эти рабо-
	ты, по франкистеким подсчетам, оценены в
4171 190.000 песет. что в 21 раз пре-
	АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА:
Экономического — Д 3-36-82; ‘Иностранн:‹
	5 01141.
	Программа передач Центрального
радиовещания на 6 мая

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА (на волнах: 1961;
1724; 31.58; 25,62; 25,36 метра) — 9.30 — Па-
‘мятные литературные даты, 10.00 — Ana pe
тей. В. Полевой «Мы-—советские люди»>.
Кониерт оркестра народных инструментов.
12.20 — Концерт оркестра п/у Кнушевицкого.
13.15 — Русские украинские, белорусские
песни. 14.15 — Концерт по программе, Co-
ставленной радиослущателями. 14.45 — Для
школьников «Как готовиться к экзаменам
по литературе». 16.00 — Передача «Америк&
глазами американцев». 16.30 — Разучивание
песни для детей. 17.00 — Для детей, А. Гай-
дар... «Школа» 18.00 — Беседа академика
А. Верга «Гениальный русский ученый А. С.
Попов — изобретатель радио». 18.20`— Камер-
ные произведения Глазунова, 19.15 — Обзор
зарубежной печати и радио. 20.00 — Репор-
таж о футбольном. матче между командами
ЦДКА — «Торпедо» › (Сталинград). 20.15 — fle
сни советских композиторов. 20.30 — Пушкин:
ские чтения — Лекция С, Петрова «Капитан-
ская дочка» и отрывки из повести, 21.45—
Беседа Г. Алексенко «Советская  радиопро-
мышленность в 1949 году». 22.00 — Концерт
для Албании. 22.30 — Концерт - «Лауреат
Сталинской премии цирижер Н. С. Голова-
нов». 00.05 — Эстрадно-танаовальный концерт,
	‚СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
	(Начало спектаклей в 8 ч, вечера)
	ГОС. БОЛЬШОЙ Т-Р — Садко (Премьера).
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО TPA — Травиата,

МХАТ СССР um. ГОРЬКОГО — Анна Каре
Нина.

ФИЛИАЛ МХАТ — Таланты и поклонники,

ГОС. МАЛЫЙ Т-Р — Заговор обреченных,

ФИЛИАЛ МАЛОГО Т-РА — Молодость,

Т-Р им. ЕВГ. ВАХТАНГОВА — Заговор ‘обре
ченных.

Т-Р им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА — Нора.
7, В и 12 мая — Особняк в переулке (Премье

).
ЦЕНТР. Т-Р KPACHOM APMHH — За вторым
фронтом.
	п. RR RK ARNE RO WE

ТР им. СТАНИСЛАВСКОГО и НЕМ ИРОВИЧА-
	ДАНЧЕНКО — В помещ. т-ра им. Моссовета
(пл. 2Куравлева) — Перикола,

T-P им МОССОВЕТА — В nomen т-ра им.
Станиславского‘ и Немировича-Данченко =
Трактирщица. ФИЛИАЛ {Пушкинская, 26)-
Госпожа министерша.

КАМЕРНЫЙ Т-Р — Актеры.

T-P ДРАМЫ — Искусство карьеры.

Т-Р им. ЕРМОЛОВОЙ — В конце лета,

ТР ОПЕРЁТТЫ — Сильва.
	Т-Р САТИРЫ — сп. т-ра прамы и комедии“
Возобъевы горы.
	Т-Р им. СТАНИСЛАВСКОГО — Три сестры.
ДРАМ. Т.Р — На бойком места.
	ТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ — Каширская