ПРА
				г. № 129 (11236)

Нал просторной обрамленной пышной зе-
ленью лип плошалью Праги можно видеть
один из самых интересных памятникоз, ка-
кие когда-либо возводилиеь в честь воинов-
победителей. Не из бронзы он отлит, не из
мрамора высечен. Не ваятель, не зодчий со-
здавали его. Сделан этот памятник из воеп-
чайшей легированной стали руками екром-
ных тружеников одного из советских заво-
дов. Создавая его, рабочие не думали об
украшения города. Онн думала о победе
над фашизмом. Это советекий танк проелав-
ленной теперь марки «Т-34», обычная бое-
вая машина, траки которой отполированы на
длинных военных дорогах. а броня. как ля-
це старого воина, покрыта шрамами — еле-
дами побелоносных битв.
	В лень. когда посланные fenepaanecumy-
	сом Сталиным бронетанковые войска OCBO-
	бодили столицу Чехословакии, спаели её OT
пожаров и разрушений. эта машина первой
достигла пражских предместий. Приматор
города упросил советекое команлование оста-
вить исторический танк в дар столине. Те-
перь этот танк вознесен ва высокий гра-
нитный цоколь. Нол ним высечена дата:
«9 мая 1945 года». В этот лень. последний
день войны, советекие танкисты освободили
столицу Чехословакии. С тех пор советская
боевая машина возвышается над пражекой
плошалью как чепобедямый символ слав-
ного советского оружия, как символ вели-
чия и благоролетва Советской Армии. изба-
вившей народы мира от фашистской чумы.
Бак символ дружбы советского народа с на-
родами Чехословакии.

День. когла. выполняя приказ товариша
	Сталина,  советекие армий, совершив
непревзойденный по своей стремительности
	и мощи марш-маневр по горвым дорогам,
проэвались к столице Чехословакии, жители.
	Праги именуют «майским чудом»,
	Н действительно, этот последний побед-
ный удар в войне с фашиетекой Германией
был настоящим чулом советекого военноги
искусства, чудом славной советской военной
техники, чудом боевого мастеретва и вы-
HOCIHBOCTH COBETCEHX воинов.
	Но то, что благодарные жители Нраги
считают военным чудом, было лишь одних
из эпизодов Великой Отечественной войны
советского народа. Сколько таких замеча-
тельных чудес, украшающих отныне воен-
нов искусетво, совершили советекие воины,
начиная с ночи 22 июня, Богда вооружен-
ные силы фантизма внезапно обрушились на
нашу мирную страну, и до момента, когда
uaa поверженной етолиней врага, одетой

в дымы пожеришщ, взвилось п развернулось
на майском ветру победное знамя свободы!
	Разве не было чулом, что в первый же
лень Отечественной войны у границы нашей
Родины в сражении с пограничными и
линейными частями Советской Армяи были
перемолоты имногяе фашистекие  диви-
зий Разве не было великолепным чудом
	сталинской стратегии историческое вонтрна-!
	ступление советеких армий под Москвой,
‚ развеявшее миф о непобедимости германской
армии. Разве не настоящее чудо, венчающее
военное искусство,— славный Сталинграл,
где наступил закат неменко-фашистской ар-
мии. Разве не чудо несокрушимости совет-
	ского народа — великое сражение на Вур-.
	ской дуге, где советский богатырь, сражаясь
один на один со всеми силами фашизма, по-
ставил фашистскую армию перед катастро-
фой. А потом, когда по приказу своего
великого Главнокомандующего  Советекая
Армия перешла в генеральное наступление
по всему фронту, как неулержимое вешнее
половодье, еметая годами отетраяваемые не-
менкими ‘инженерами всяческие «валы»,
«линии», «зоны недоступности», — разве
мало настоящих, незнаемых военной истори-
ей чудес совершила ена на Днепре, на Дне-
стре, на Пруте, на Дону и на Двине, на Ви-
сле, на Одере, на Нейссе и Шпрее, на голу-
бом Дунае, на прекраеной Влтаве, на бурной
и быстрой Марине, на тихой, раздольной Са-
ве. Поналобились бы десятки страниц для
того, чтобы просто перечислить историче-
ские битвы Советской Армии, в которых онз
продемонстрировала всему миру свою непре-
взойденную мощь и военное мастерство.
основанное на самой передовой, самой муд-
рой сталинской етратегии.
	Никогда еше за всю историю войн ни
одна’ из армий мира He направлялась та-
ким гениальным стратегом п полководцем,
как товариш Сталин. Ни одному полководиу
ни в одной из битв не доводилось вести та-
ких солдат, какими являлись советские
люди, одетые в шинели, люди, выросшие и
воспитавииеся в свободной сопиалистиче-
ской стране, люди, одухотворенные .высэ-
кими идеями патриотизма. Советский че-
ловек больше веето ‘на свете любит свою
сопиалистическую отчизну, и где бы он ни
был в дня войны — на фровте или в тылу,
или за линией фронта на временно оккупи-
рованной фашистами земле, — не было нод-
вига, на который бы он не пошел во имя
спасения своей Родины, во имя победы над
фашизмом, во имя торжества социализма.
	Rorza были расстреляны все боепривасы
и раненый самолет загорелся в воздухе,
летчик Николай Гастелло, ве желая вы-
прыгивать с парашютом на территории, за-
gro врагом, превратил свой самолет в
смертоносную ракету и последним yca-
лием направил её на колонну вражеских
автомашин. Пехотинен Александр Матросов
своей грулью закрыл амбразуру вражеского
пота. чтобы дать своей части возможноеть
	В честь вел

р

Ухудшение экономического
	полошения США
	НЬЮ-ЙОРК, 8 мая. (ТАСС). По призназ
нию официальных лин, уровень промынт-
ленного производетва в США снова енпизил-
ся в апреле. На лнях председатель экономи-
ческого совета при президенте Hoype, 06-
сужлавший е Трумэном экономическое по-
ложение страны, в заявлении для печати
	Памятник советским воинам,
павшим при штурме Берлина
	ме Берлина. Военный комендант города
генерал-майор Котиков открывает митинг.
Он говорит о международном значении
побед Советской Армии, вспоминает герозв,.
отлавигих свою жизнь за освобождение Ро-.

БЕРЛИН, 8 мая. (С06. корр. «Правды»).
В древнем парке, Трептов-парке, на местах
ожесточенных боев за Берлин высится те-
перь многометровая бронзовая статуя с0-
ветекого воина-освободителя. Солдат, отли-_
тый из бронзы, бережно прижимает к cebe.
	спасенного ребенка. В другой его руке-—меч,
	В orax — поверженная рассеченная Фа-
	шистская свастика. Монументальная фигура.
воина с открытым, мужественным и благо-.
родным лицом, стоящего на вершине высо-_
кого кургана, символизирует великую осво-_
бодительную миссию Советской Армии в
Отечественной войне, навязанной герман-

ским фашизмом.

С высоты кургана открывается строгий и
величественный вил на памятник-кладбише
погибитих здесь четыре гола назад созет-
	Беличественный вид На памятнив-владонще
погибших здесь четыре гола назал совет-
ских воинов. Вдали видна скорбная фигура
женщины, олинетворяющая Мать-Родину,

склонившуюся над прахом своих верных и
горлтту оттарпр R anne ae ne толркй reanhi.
	склонившуюся нал прахом своих верных и.
гордых сынов. В лице ее не только екорбь
и печаль, лицо ее дышит глубокой верой
в правое дело, во имя воторого пали ее
сыны. Несколько ближе, точно обрамляя
фигуру Матери, вилны склоненные знамена
из красного гранита. У их подножия—брон-_
зовые изваяния коленопреклоненных солдат,
скорбящих так же, как Мать-Родина, о сво-_
их павших товарищах. Широкие газетные
лестницы ведут от знамен вниз, в могилам.
павших. Около надгробной плиты. пол ко-
торей покоитея прах четырех Героев Coxer-
ского Союза, точно часовые, стоят две неж-
ные смоленекие березки, напоминая о да-
лекой родине...
	Дальше, в центре кладбища, — пять орат-
ских могил, обрамленных барельефами, изо-
бражающими борьбу советского народа и его
армии в годы Великой Отечественной войны.
Золотыми буквами высечены сталинекие
слова из замечательной книги «0 Великой
Отечественной войне Советского Союза».
Ваменные скрижали повествуют 06 истории
освободительной борьбы, которую Возглавил
советекий народ.

Сегодня, в день четырехлетия каниту-
ляции  фашиетской Германии,  советевие.
люли собралиеь вместе е представителями.
немецких демократических организаций на’
	торжественное открытие памятника-влалд-
	бища советеким воинам, павшим при штур-
	ел м
	тия проработавший на родной фабрике, и
вовеем юный сталевар Александр. Шашков,
пришедший на Кузнецкий завод в дни вой-
ны маленьким ремесленником, а сейчас
дающий рекорды скоростных плавок. Тут
и проходчик е рудника Гора Высокая лау-
[peat Сталинской премии Степан Еременко,
 поетавивший и успешно решающий зада-
чу выполнения за пятилетку восемнадцати
‘годовых норм, п сменный мастер с Боль-
‘шой Ивановской мануфактуры  Чаталая
Ярыгина, ипициатор создания участков
` высокой производительноети трула. Тут и
  юная узбокекая колхозница Герой Социали-
стичеекога Труда Замира Муталова, которая
‘в дни войны 14-летней школьницей выра-

стила со своими подругами рекордный в
 ороае поопублиее урожая хлопка й буровой
	мастер Герой Сопиалистического Труда
	`Абдула Саберзьячов, разработавии в пря-
менивший новый с10с0б скоростного буре-
ния нефтяных скважин.
	Bee это люли. полнявшие трул рабочего,   ROUTH,
	‚ Брестьянина до уровня труда инженера,
	агронома, Вее это люди, примером своим.
	`увлекающие тысячи тружеников в великое
производственное наступление по всему
фронту наролного хозяйетва.

Й еше хочется вепомнить сегодня, в День.
Победы, в наших зарубежных братьях из.
стран наредной демократии, которые по аа-

‚ шему примеру строят социализм. Каждый.

советский воин, что. сражался за гра-
нинами Родины, помнит, как нас, солдат
в офицеров Советской Армии, в часы
привалов рабочие чехословацких заводов
и польские крестьянки, студенты Бухаре-
ста и будапештекие интеллигенты окру-
жали и жадно расспрашивали о нашей вели-
кой стране, о том, как у нас рабочие ра-
ботают без хозяев, как крестьяне трудят-
ся на своих полях, где давно забыто слово
помещик. Спрашивали, правда ли, что
Генералиссимуе Сталин и его соратники
вызывают к себе в Времль на совет перело-
вых тружеников, чтобы потолковать е ними
06 их опыте. о проектах новых законов,
правла ли, что в нашем сопиалистическом
парламенте на одних скамьях силят рядом
рабочий в директор завода, профессор и
паетух, виднейший ученый и пахарь. Мы
отвечали на эти вопросы подробно, говорили
простую обыденную правду о буднях нашей
Родины.

После войны я много ездил по странам
наролной демократии; гле трудящиеся, осво-
божденные Советской Армией от ига фа-
шизма, свергли реакционные режимы, взяли
власть в свой руки и начали строить
жизнь, как сами того хотели. И было ра-
достно видеть. с какой жадностью приоб-

щались трудящиеся этих стран к историче-

екому творчеству, с каким почтением и эн-
тузиазмом изучали они при этом великий
опыт социалистического строительства со-
ветского народа, могучие теоретические бо-
гатства большевиетекой партии. Я видел,
как в историческом здании, гле некогда про-
ходила пражекая конференция большеви-
‘ков, бывшие чехословацкие партизаны п

. `войники, молодые, рабочие и крестьяне, &

теперь студенты ‘Центральной пражской
партийной школы, изучают труды Ленина и
Сталина. Я наблюдал народные стройки Бол-
гарии. на которых тысячи молодых энту-
зпастов в буквальном смысле слова своими
руками переделывали ляно своей страны.
Лучших строителей на этих стройках звали
стахановнами. Я был на заволах Венгрии и
	видел, как начинали на них свою деятель-

Е она г бо иа ПОбЛЯА.
	ность гародные директора. Бывшие рабочие,
силятие сейчае в кабинете, гле год назал
	OEE 6 + ]

ее еилел фабрикант, разумно вели Sosa
	ство. Н каждый из них, с кем нам ловоди-
лось говорить, норовил спросить, похож ли
он хоть в какой-нибудь мере на нашего со-
ветского хозяйственника. Й если мы гово-
рили, что похож. что хозяйетвует он. на
наш взглял, поавильно,— радовались они
этому чрезвычайно. Я видел, как сотни, ты-
сячи. безземельных крестьян сходились В
румынские горола, чтобы получить грамоты
на пользование помещичьей землей. В этот
величайший в AX жизни праздник новые
землевладельцы интересовались тем, как у
нас организованы колхозы, о воторых они
слышали от советских солдат, толковали
между собой. нельзя ли и у них хозяйство-
вать коллективно.

Уже давно Советекая Армия покинула
страны, которые она освободила от страш-
ного Фаптиетекого ига. Но великие зерна
социалистичеекого миропонимания, занесен-
ные туда советскими людьми в шинелях.
всюду дают богатые вехолы. Народы этих
стран, взяв власть в ввой руки, прочно
встают на путь евободы и демократия.
	Я начал с рассказа о замечательном па-
мятнике — советском танке, украшающем
одну из плошадей Праги. Мне доводилось
видеть этот памятник весной и осенью, в
летний зной и зимнюю стужу. Й всегла у
подножия его лежали венки и букеты из
живых нветов. Жители города по собетвев-
ной инициативе приносят их туда в M0-
стоянно заменяют свежими. И кажется,
что цветы эти, уложенные у подножия
необыкновенного памятника, никогда не вя-
нут, как не вянет и никогда не завянет в
сердцах народов мира чувство благодар-
ности советскому народу за 10, что он осво-
болил их от фашизма.
	СТАХАНОВСКАЯ ВАХТА
РЫВШИХ ФРОНТОВИКОВ
	УФА, 8. (Корр. «Правды»). На нефтя-
ных промыслах сотни бывших фронтови-
ков в честь праздника Победы встали
на стахановекую вахту. На втором промы-
сле «Туймазанефть» группа подземного
ремонта, которой руководит участник Оте-
чественной войны тов. Виршин, на три дня
раньше срока закончила ремонт скважины
и слала ее в экеплоатацию.: :
	На Уфимском  нефтеперерабатывающем
заволе славно трудится бывший фронтовик,
награжденный орленом Отечественной вой-
		Борис ПОЛЕВОЙ
	  HPOpBaTh HEMCURYIO YRPCNACHHYH = ARNHD.
  BocbMAdeCATHACTAHA BeABKOTYECKUA ROIXOS-
AK Матвей Бузьмин смело шел на смерть,
ведя вражескую часть пол пулеметы нахо-
дившихея в засаде советеких воннов. Юная
московекая школьница ‘Зоя Воемодемьян-
‘кая, сделав все; что могла, для победы,
  отважно умерла се именем Сталина о на
устах. Сбитый немпами летчик Алекеей

‚Маресъев, потеряв ноги. вернулея на HeTPe-
	°битель и, продолжая воевать без ног, ебил
одннналиать вражеских самолетов. Нроелав-
ленные советские истребители Aaexcanip
Покрышкин и Иван Кожедуб уничтожили
‚в воздушных боях многие десятки фашиет-
ских самолетов. Все это лишь отдельные
‚ оримеры массового героизма.
	Гятлер, упоенный своими легкими усне-
хами в Европе, где он за три неделя разбил
франпузскую армию ий сбросил остатки ан-
глийской армии в пролив у Дюнкерка, ваз-
намерился поставить на колени великий со-
ветский нарол, рождающий таких сынов
и дочерей. Опьяненный своими дешевыми
	победами, он поемел полнять руку на етрану
	‘социализма. Результаты этого мы собетвен-
‚ными глазами видели четыре года тому на-
зад. Солдаты и офицеры его’ разбойничьих
арчий, разбитых советскими войсками, де-
сятками и сотнями тысяч славались в плен.
Победное знамя свободы реяло нал куполом
горящего рейхстага. Самоззанный кандидат
во владыки мира в страхе перед возмездием
отравился. как крыса, в блокированном не-
  менком полвале.
		‚ Думая сегодня 0 победе нал фашиет-
ской Германией, о победителях, хочет-
га говорить не только о героях-воинах. но
и о героях-тружениках. В дни войны Совет-
ская Аруил поразила наролы мира евовии
победами на огромном театре военных ‘лей-
	CTBHH, пересекавшем весь европейский ROA-
	тинент. Сейчас, в дни мира, советский на-
род поражает человечество непревзойленны-
ми темпами строительства и восстановле-
ния. Й когда вот так задумаешься нал но-
выми замечательными победами, одержан-
ными советсками люльми на фровте труда,
невольно приходит на память сцена. Бото-
рую я внлел в лни боев за Харьков.

Это были тяжелые бои. Фашисты судо-
рожно пеплялись за город. Вражеские бата-
реи, етоявнтие у западных окраин, днем п
ночью обстреливали освобождленную часть
города. В это время мне привелось заехать на
территорию Харьковского тракторного. Завода.
не было. Территория его напоминала каме-
ноломни. в которых даже при самом пылком
воображения нельзя было угадать контуры
бывших пехов. Вражеекие мины лопались
То Тут, 7т0 там, полбрасывая в небо крас-
ные столбы кирпичной пыли. Но среди этих
руин, время от времени сотрясаемых  раз-
рывами, мы увидели на обломке стены об’-
явление о том. ато заволоунравление. раз-

EE ко Па Е!

местившееся В полвале- котельной. -нригла-
	` тает на работы токарей, слесарей. плотни-
	ков, каменщиков, штукатуров. Меж бесфор-
менных каменных грул. находившихся в 30-
	не обстрела. ходили инженеры и обсуждали

план восстановления. Но особенно мне за-
помнилея старый рабочий. Он нес на плече
три доски. которые вздрагивали и прогиба-
лись в такт его шагам. Не обращая внима-
ния на обстрел. он скрылся меж каменных
(Py там, откула пол аккомпанемент вы-
‹ стрелов и разрывов уже доносились веселый
стук топора и живой звон плотничьей пилы.
И живо представил я тогда. ‘как, не дожи-
даясь, пока врага отгонят от города.. при-
бъет старик среди руин эти свой доски, а в
ним прибьет другие, как среди мертвых раз-
валин затеплится искорка жизни. разожжен-
ная бесстрашными и самоотверженнымя
тружениками, как завтра, послезавтра сле-
сари и токари, плотники и штукатуры, ко-
торых приглашает об’явление, разожгут. ее
в пламя, и завод встанет из руин еще более
прекрасным. я
	Суть нашего нового чуда, которое та&
поражает за границей и друзей и недругов,
состоит в том, что. ведя величайшую из
войн со вееми силами Фашизма, советское
правительство и большевистская партия уже
тогда, в дни войны, ‘мобилизовывали
силы нарола на строительство и воестанов-
ление. В то время как советские богатыри
в шинелях громили фашизм, очитая род-
ную землю, освобождая Европу, советские
богатыри в рабочих комбинезонах и блузах
самоотверженно работали на нужды войны.
поднимали из руин разрушенное и строили
новое — заводы. фабрики. шахты. Это дало
нам возможность уже следующий год после
нобелы нал фашистской Германией сделать
первым годом новой сталинской пятилетки.
Это дает нам возможность сейчас, в четвер-
тую годовщину нашей победы нал фаптиз-
мом, радоваться нашим хозяйственным
успехам.
	Сегодня, в день Победы, рядом с победи-
телями фаптизма и освободителями Европы
хочется назвать имена победителей е фронта
труда и восстановления, людей, пример ко-
торых зовет советекий народ в новым трудо-
вым подвигам. Сколько славных имен смелых
новаторов производетва и сельского хозяй-
ства узнали мы за эти четыре года! Среди
них— труженики всех возрастов, всех про-
фесеий. Тут и кадровый советский рабочий,
помошник мастера, лауреат Сталинской
премии Алекеандр Чутких, два десятиле-
	икой победы
		`дины, за освобождение наролов Европы от! указал. что. по предварительным данным,
	индеке производства в апреле составил
179 по сравнению со 195. в декабре. Это
означает енижение производства за послед-
ние четыре месяца более чем на 8 процен-
тов.

Вице-предеедатель крупного банка «БэнЕ
оф Манхэттэн» Шилле, выступая в торго-
вой палате, говорил о возможности «зкесто-
59го спала» экономики и утверждал. ITO
	«процветание» финансового вапитала зави>
	гит от военных ариготовлений и военных.
авантюр. «Темпы спада производства, на-
чавшегося в декабре, ускоряются,— пишет
еженедельник «Юнайтед Стейте ньюе энд
Уорлд  рнпорт». — Повышения, которого
	 жтали в весенние месяны, не произошло. В
	перепективе еше больнгяй спал... Особенно
больное значение имеет тот факт. что спад
	‚сильно отражается на тяжелой промышлен-
	вости».
Xora no большинетву отраслей промьии-
	 `ченности еще нет полных данных 393 900й5=
	BOACTBE в апреле, имеющиеся данные Chie
детельствуют о том, что уровень производ-
ства в сталеплавильной, машиностроитель-
ной, нефтяной. текетильной. обувной и дру-
	‘’ГИхХ отраслях промышленности в течение
	месяпа.енязилея.
	фаптистекого ига. Звучит торжественная
мелодия траурного марша. Потом на трибу-
ну поднимаютея Герои Советского Союза.
капитан Воронин, старший сержант Baby m-
кин и другие. Председатель Conraanera-
ской единой партии Германии Отто Гроте-
воль говорит о Советской Армии, которая,
избавила немецкий народ от фашиетевого
мракобесия. Он клянется, что после ухода
оккупационных войск из Германии демокра-

тические силы навечно еохранят в непри-.

коеновениности памятник. как символ fopb-

- я
бы передового человечества © фашизмом.
Митинг окончен. Военный оокеетр испол-.
	няет Гимн Советекого Союза. Многочислен-
ные делегании направляютея к братеким
	  МОГИЛаМ. Gan ИДУТ © огромными BeHRKAMh -
	из живых цветов. Нехотинцы, танкисты,
летчики, артиллеристы, сотрудники воен-
ной администрации возлагают венки на
могилы. Скоро. весь курган, похожий на
дозвние славянекие курганы, как аветным
	‚ вЮвром, покрывается венвками и аентами.
	Б цветах утопает и гранитная лестнина,
которая велет в пьедесталу памятника, где.
	‚сооружен куполообразный мавзолей. В золо-
	том ларце под стеклом хранится здесь пер-
гаментная книга, на страницы Боторой за-
несены имена всех героев-воинов. погибщих
	‘при штурме Берлина и похороненных здесь,
	в Трептов-парке. Вверху мавзолея видно
изображение ордена Победы, сделанного из
хрусталя и рубинов. Мягкий свет проникает
сквозь орден и озаряет весь мавзолей.
Памятник воинам-освободителям, соору-
женный по проекту и под руководством че-.
тырежды лауреата Сталинской премии Ву-
четича, архитектора-художника Белополь-
ского и инженера, Валериуса, прекрасно от-
ражает илею самоотверженной борьбы со-
	  BETCROTO Hapola се Фашистекими полчишами,
	идею борьбы за мир, которую возглавляет
Советский (0103.
	Ю. КОРОЛЬКОВ.
	Журнал «Айрон эйдж» указывает, ITO
общее количество заказов в сталеплавильной
промышленноети этого года не даст возмож-
ности в течение второй половины сохранить
производство на нынешнем уровне.

Печать почти ежедневно сообщает, что
различные промышленные предприятия, в
особенности выпускающие предметы домаш-
него обихода, сокрашают произволство 4
увольняют рабочих. .

Агентство Ассошиэйтед Прессе на этой
неделе сообщило, что компания «Нэш кел-
винэйтор» увольняет 1.000 рабочих со ево-
их заводов, производящих холодильники, а
завод компании «Дженерал электрик» в
Трентоне (штат Нью-Джерси), выпускаю-
щий стиральные машины, уволил 509 ра-
бочих.

В то время как бюро перепиеи утверж-
дает, что безработица уменьшилась, прави-
тельственные данные свидетельствуют 06
увеличении числа безработных,  получаю-
щих пособия по безработице. За неделю,
окончившуюся 23. апреля, получавших но-
собия по безработице было на 30 тысяч че?
ловек больше, чем в предыдущую неделю.
Вроме того, заявления о выдаче пособий,
подали еще 340 тысяч безработных. Эти.
	‘Цифры линь частично отражают общее чи-
	село оззработных, так как многие категорий
рабочих не охвачены системой страхования,

Олнако, несмотря на сокращение произ-
водства в первом квартале этого года и на
роет безработицы, прибыли крупных кор-
порапий превысили даже прибыли, полу-
ченные ими в течение первого. квартала
	‚Прошлого года.
	Иностранная печать
‘о лне Победы.
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	ПРАГА, 8 мая. (ТАСС). Вея чехословал-
кая печать широко отмечает 4-ю годовшину
победы вад. гитлеровской Германией и осво-
божление Советской Армией Праги. воестав-
шей против фашистских захватчиков. Пе-
чать подчеркивает всемирно-историческую
поль Советского Союза, руководимого Гене-
ралиссимусом И. `В. Сталиным. .В_освобож-
денпи народов и в созлании им условий для
свободного и самостоятельного развития,

Победа Советского Союза в войне против
‚агрессора, пишет газета «Руле право», все-
ляет в рабочий класс и трудящихся всех
стран уверенность в свои собственные силы.
Ныне вокруг Советекого Союза об”единяется
  Hoxabasmames большинство всего. человече-
‚ства. Это и является главным препятствием
‘для осуществления планов англо-американ-
rem империалистов по развязыванию новой
  войны. Ныне, в день 4-й годовшины победы
над агрессорами, всему миру ясно, что силы
мира и демократии поевосхолят силы под-
	жигателей войны. Нобеда нал немеико-!
	птальянско-японской коалицией во второй
мировой войне создала прелпосылки для
победы лагеря лемократии. во главе которого
стоит Советский Союз. в борьбе за мир.

Газета «Праце» опубликовала статью ге-
нерального секретаря Центрального совета
профсоюзов Эрбана. Автор указывает, что
освобождение Чехословакии Советской Ар-
мией не только избавило её народы от ино-
странного ига, но и создало условия. при
которых чехослованкий народ может свобол-
но п независимо строить свое сопиалистиче-
ское госуларетво.

Братиславекая газета «Правда» пишет,
что победа Советского Союза в Великой Оте-
чественной войне останется в памяти наро-
дов как величайший символ силы и могуше-
ства советского социалистического госулат-
ства. Отмечая: огромные успехи. достигну-
тые трудящимися СССР в восстановлении и
развитии народного хозяйства, и неудержи-
мый рост сил мира и демократии во. всем
мире, газета указывает, что празднование
дня Победы должно явитьея суровым пре-
дупреждением для noxamuratexeli новой вой-
НЫ.

Министр напиональной обороны генерал
Свобода в газете «Обрана лиху» подчерки-
вает, что в день Победы трудящиеся Чехо-
словакии выражают евою благодарность и
преданность геройческому советскому народу
й его армий. День 9 мая, пишет генерал
Свобода. вебгла будет напоминать нам о том,
как вместе с героической Советской Арми-
ей сражались также и чехословацкие воины,
о том. как в славных боях кровью навеки
скреплены союз и дружба межлу народами
нашей республики и народами Советского
Союза.

Центральный комитет действия Нацио-
нального фронта и Центральный совет
профсоюзов Чехословакии обратилиеь ко
всем трудящимся республики с призывом
встать в день Побелы на труловые вахты и
мирным трулом пролемонстрировать свою
преланность наротно-лемократической рее-
	публике. лагерю мира и демократии, во глз-
	Решение совета м
	СОФИЯ, 8 мая. (ТАСС). Совет министров
Болгария принял решение о снижении пен
на хлеб и об устранении ряла ограничений
в снабжении населения продуктами питания
и строительными материалами.

С 9 мая сего года пена на хлеб, отпускае-
мый по карточкам, снижается с 50 ло 20 ле-
	ве Которого стоит освоболитель народов —
Советский Союз — оплот мира и безопаено-
сти народов,
	РУМЬНИЯ
	БУХАРЕСТ, 8 мая. (ТАСС): День’ Победы
отмечается всей ‘румынской нечатью. В гз-
зетах помещены: статьи о’ стратегии и так-
THKE советских ‘войск, выдержки из днев-
‘ников советеких войнов, занявших Берлин.
	очерки и стихи, .
	В майском выпуске ежемесячный бюл=
летень банка «Нэйшнл cura бэнк» 6006
	  щает, что обшая сумма прибылей 509 про-
 мышленных и других корпорапяй за пер-
вый квартал. этого года превысила
  1.016. млн. долларов, в 10 время как за
соответствующий период прошлого гола она
	‘равнялась 954 млн. долларов.
—O——
	Травля Жолио-Кюри
	французскими
	реавционезами
	ПАРИЖ, 8 мая. (ТАСС). Поеле Веемир=
ного конгресса сторонников мира реакцион-
ная печать начала кампанию травли фран-
цузского ученого 2юлио-Кюри, считая его
деятельность в защиту мира «несовмести-
Мой» с пребыванием на посту верховного
вомиссара по вопросам атомной энергии. Ре-
акпионная печать требует вмешательства в
Это дело правительетвенных органов.
	С энергичным протестом против этой кам-
пании выступили представители француз-
ской науки. Работники научных учрежде-
ний и профсоюз. работников высшего обра-
зования и научных иселелований заявили
3 своей солиларноети се Жолио-Ёюли.
	Движение франпузекой интеллигенции в
защиту мира направило прелеелателю coBe-
та министров письмо. в котором говорится:
	«Ученый Жолио-Еюри, единодушно при-
знанный самым квалифипированным снепи-
алистом в облаети атомной энергии. заявил
23 апреля на вонференлии лвижения фран-
цузекой интеллигеннии в защиту мира’
«Еели завтра франнузское правительство
потребовало бы. чтобы мы работали нал
	‘созданием средств разрушения, мы ответили
бы «нету.
	Этот ответ явился предлогом для кампа-
вии травли известного ученого, безупречно-
го патриота, подлинного участника движе-
ния сопротивления, на леле доказавшего
свою преданность делу национальной неза-
висимости нашей страны.
	Мы, нижеподойсавигиеся, считаем, что
Фредерик Жолио-Кюря. елелав вышеприве-
денное заявление. взял на себя смелость
заявить о той ответственности, которая ле-
жит в настоящее время на всех, кто рабо-
тает в области научных изысканий и 0?
чьей работы в той или иной степени зави-
сит сульба человечества. в зависимости от
того. булут ли их открытия использованы
в интересах нарола или против народа». /
	Письмо подписано профессором Обелем,
сотрудником комиссариата oo вопросам
атомной энергии Бертело. профессором  Дое-
	ем и многими другими французскими уче-
НЫМИ.
	Аналогичный протест против травли №0-
лио-Кюри. заявила Ассоциапия работников
науки. об’единяющая 1.400 членов.
	Газета «Либерасьон» сообщает, что на
предстоящем заселании совета миниетров
намечено обсудить «случай е Жолио-Кюри».
Газета пишет, что правительство намерено
назначить на поет верховного комиссара по
вопросам атомной энергии вместо Жолио-
	юри бывшего министра снабжения done
жамбона.
	Этот проект, пишет газета. вызывает во
	всех кругах общественности сильное возму-
щение.
	Цобеда Советской Армии 9 мая 1945 го-
да, пашет газета «Скывтейя», продемон-
стрировала, что нет такой силы в мире,
которая могла бы противостоять непобеди-
мому Советскому Союзу, нет такой силы в
мире, которая могла бы воспрепаятетвовать
созданию единого фронта народов, ведуших
во главе с Советеким Союзом борьбу про-

тив империализма, за победу сил мира и де-
мократии.
		  ВАРШАВА, 8 мая. (ТАСС). Польские
газеты помещают многочисленные статьи,
‘посвященее лыю Побельь
	По истечении четырех лет со дня 100е-
лы над гитлеризмом, нишет газета «Жпие
Варшавы», мы ‘яснее, чем ‘когда-либо, ви-
дим те огромные изменения в межлунарол-

ных отношеняях, которые ‘внесла победа.

Советского Союза. Силы вейны, силы им-
периализма стремятся в настоящее время
вызвать новую катастрофу. В это же время
силы мира, силы социализма, силы мил-
лионных масе во главе е Советским Сою-
зом перечеркивают планы черчиллей, Уоля-
стрита. Миролюбивые силы мощнее сил
хаоса И войны.
	Газета «Грибуна люду» напоминает, что
англо-американские империалисты расечи-
тывали на ослабление Советского Союза в
войне против гитлеровской Германии. Одна-
KO, пишет газета, «в игре, направленной в
ослаблению Советского Союза, карты импе-
риалистов были биты. Советский (Союз,
сыгравший решающую роль в разгроме
гитлеровской военной машины и освобохив-
ший Европу от гитлеровской неволи, после
войны оказался еще более могучим и спло-
	ченным. Вокруг Советекого Сотоза об’едини-
	лись молодые народные демократии стран
Средней и Юго-Восточной Европы; освобож-
денных Советской Армией от фашистского
рабетва и вступивших на путь строитель-
ства сониализма».
	«Великие гуманные идеи марксизма-ле-
нинизма, — продолжает газета, — совершают.
свой триумфальный марш по безграничным
просторам нашей планеты, достигая ее са-
мых далеких уголков. Имя гениального
Слалина стало знаменем для всех прогрес-
сивно мыслящих людей, для людей, борю-
щихся за мир и демократию».

Наша страна. пашет «Газета людова»,
рялом © социалистическим Советеким Co-
030м ведет последовательную борьбу против
угрозы новой войны. В день четвертой
гоховшины окончания войляы мы заявляем,
что сделаем все. чтобы упрочить мир.

инистров Болгарии
	скохозяйственных продуктов, закупленных
государством вне плана заготовок.

Для нужл наееления сверх предусмотрен-
ных на второй квартал строительных мате-
риалов отпускается 5 тысяч тонн пемента.
7.000 ящиков стекла а 1.000 кубических.
метров фанеры. Кроме этого. из запланиро-
ванных на второй квартал строительных ма-
териалов пускается в свободную продажу
для нужд населения 5.000 кубических мет-

свободная продажа в магазинах других сель-

}
	ов леса.
	ник героического штурма Берлина Алек-
санлр Крутий ознаменовал праздник Победы
выполнением десяти годовых норм. Стаха-
новеп машиностроительного завода тов. Ко-
Лесников выполнил шесть годовых чорм.
Бывшие партизаны, ныне слесари-стаханов-
ны, тт, Довнар и Корниенко в эти дни 32-
кончили выполнение трехгодичных заданий.
	Большими успехами празлник Победы
отметили стахановпы заводов измеритель-
ных приборов, телефонно-телеграфной ап-
паратуры. «Металл», обувной фабрики № 3
и многих других предприятий. Большинство
участников стахановских вахф выполняет
	ежедневные задания на 250—800 процен-
“OB.
	ЛЬВОВ. 8. (Норр. «Правды»). Советский
Львов ралоетно встретил четвертую. годов-
щину со дня победы нал фашистской Гер-
манией. Коллективы заводов и фабряк вета-
ли на стахановские вахты. Лесорубы тре-
ста «Львовлеспром» сверх четырехмесячного
плана отправили шахтерам Донбаеса 80 ва-
гонов крепежного леса, Завол «Электроба-
тарея» № 2 в эти AHH досрочно закончил
выполнение пятимесячной произволствен-
ной программы. Выполнили пятимесячный
план и значительно улучшили качество
продукояя рабочие и инженерно-техниче-
ские работника «Эмальзавода». —

Срели рабочих, вставших на стаханов-
	скую вахту, много бывших фронтовиков.
Стахановен завода «Львовсельмаш», участ-
	ны 1-й степени, тов. Недогаров. Бригада, ру-   вов за килограмм. Стоимость хлеба, прода-
	ководимая им, систематическа перевыпол-   ваемого без карточек, уменьшена со 100 ae-
iden производственные задания; Бригада   вов хо 80 левов за килограмм.
	Чиквидируется каргочная система в снаб-
жении населения яйцами. Вводится также
	бывшего фронтовика вчера вотала на ст8-
ХаНовСкУЮ BaxTy.