т ИЮНЯ 1949 ‹.. 12 152 (11259)
				BAA

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Порочная книга
	_ М. ШИФМАН. ПРОКУРОР В
УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ. Юрн-
‚ Дическое издательство Министер-

ства юстиции СССР. 1948 г., 248 стр.
	Перед нами об’емистый труд. Автор по-
ставил перед собой цель: осветить олну из
важнейших сторон прокурорской работы—
участие прокурора в суде в качестве госу-
дарственного обвинителя по уголовным ле-
лам. М. Шифман решил «лать такое посо-
бие практическим работникам, которое мог-
ло бы служить целям повышения (!) каче-
ства государственного обвинения в совет-
ском суде». :
	Но в действительности автор игнорирует
опыт в практику органов советской проку-
ратуры и сула. Из 248 странип евоего тру-
ха он посвятил «обобщеняю» опыта проку-
рорской работы всего лишь лве етравилы
31—32). обратив все свое внимание на
	историю вопроса.
	цессе сулебного разбирательства. автор изо-
бражает как состояние «правового спора».
	Советевий прокурор в уголовном пропес-
се не ишет у сула признания права госу-
ларства на наказание. Это право — бее-
спорно. Прокурор — государственный 06-
винитель, он требует от имени государства
и народа наказания преступников.
	М. Шнифман аротивопоставляет принцип
законноети принципу  пелесообразности.
	Формализм и схоластичность мешают ему
	вонять единство этих принципов.
	В заключение следует обратить внима-
ние на недопустимые приемы. пря помошя
которых М. Шифмав излает свои труды. Так,
поеслелняя часть книги: «Рень государет-
венного обвинителя» опубликована в ше-
стой раз, причем совсем нелавно в сборни-
ке «Зашита 00 уголовным делам» она по-
явилась кав пособие не для обвинителя. а
для адвоката. Даже между речью обвините-
ля и зашитника М. Шифман не видит раз-
НИНЫ. On меняет в своей статье слово «про-
вурор» на «алвокат» и печатает ту же
статью под другим названием.
	Праходится удивляться. как могла по-
явиться в свет эта порочная княга.
		Hacanena Кореи приветствует создание Единого
‘демократического отечественного фронта” _
	ПХЕНЬЯН, 31 мая. (ТАСС). Демократи-
ческие партии и общественные организа-
пин Северной и Южной Кореи привететвуют
предложение о создании Единого демократи-
ческого отечественного фронта и заявляют
0 своем желании присоединиться в фронту.
Но сообщению Центрального телеграфного
агентства Кореи, желание принять участие
в Елином демократическом отечественном
фронте высказали следующие партии и 05-
щественные организации, которые уже вы-
делили своих представителей: независимая
демократическая партия (Южная Корея) —
Хон Мен Хи и Тен Бон Хва; партия чену-
	дан — Вим Бен Де и Ли Сев Бо; партия
трудового народа — Ли Ен и Цой Сен Хван;
социал-демократяческая партия — Тян Ген
и Ле Ен Се; врестьянская партия Южной
Борен — Ли Хек Ен; независимый женский
гоюз. Южной Кереи; патриотический жен-
ский союз Борей; общество напионального
об’единения; союз. молодежи национального
освобождения и. другие.

Газеты публикуют многочисленные вы-
сказывания представителей всех слоев на-.
селения Бореи, приветствующих создание -
Единого демократического отечественного“
	фронта.
	Избрание
	президиума
	Немецкого. народного‘ совета
		БЕРЛИН, 31 мая. (ТАСС). Избранный на
третьем Немецком народном конгрессе но-
вый состав Немецкого народного совета про-
вел вчера первое заселание, посвященное
выборам президиума. Заседанием руководил
Вильгельм Плк.

Немепкий народный совет принял реще-
ние избрать президиум в. количестве
38 членов. В состав президиума вошли:

от Социалистической единой партии Гер-
мании: Вильгельм Ник, Отто Гротеволь,
Вальтер Ульбрихт, Фридрих Эберт, Пауль
Меркер, Ганс Енадрепкий, Вильгельм Кенен,
Вете Керн:

от либерально-демократической партии:
профессор Кастнер, профессор Хюбнер,
Вильгельмина Ширмер-Прешер, доктор Карл
Хаман; . к

от. христианско-демократического  сою-
за: Отто Нушке, доктор Добеданц, Магла-
лена Штарк-Винтерзиг, Герхард Дертингер:

oT 0б’единения свободных немецких
профсоюзов: Герберт Варнке, Бернгард. Ге-
ринг, Фридель Мальтер;. Теодор Брилла-
	БЕРЛИН, 31 мая. (ТАСС). Председатель
Немецкого народного совета Вильгельм Пик
сообщил корреспонденту агентства АДН о
том, что секретариат Немецкого народного
совета запросил у военных администраций
четырех оккупационных держав  разреше-
ние на выезд в Нариж на сэесию  Совета
	Немецкие горняки п
	третьего Немецкого
	БЕРЛИН, 31 мая. (ТАСС). 2600 тысяч
горняков угольных, калийных и рудных
Kone Средней Германии в резолюциях и
телеграммах правлению профеоюза горня-
ков советской зоны и президиуму третьего
Немецкого народного конгресса выразили
	НОВЫЙ РЕАКПИОННЫЯ
	от национально-лемократической партии:
хоктор Лотар Больп и Винцени Мюллер:

от демократической крестьянской партии:
Эрнст Гольденбаум и Пауль Шолыг:

от об’единения комитетов крестьянской
взаимопомощи: Отто Кертинг:; ,

от союза «Свободная немецкая молодежь»:
Эрих Хонеккер; -

от Демократического союза женшин Гер-
мании: Элли Шмидт;

oT об’единения лип, преследовавшихея
нацистским режимом: Оттомар Гешке;

от социал-демократической Фракции в
Демократическом блоке Берлина: Эрих Ге-
ске; * .

‚от «Культурбунда»;: Иоганнее Бехер и
академик Штрукс.

Броме того, в президиум вошли извест-
ные деятели культуры и общественные
деятели Германии: профессор Xecrepman,
профессор Бругш, профессор Рейнгрубер,
ректор Берлинского университета академик
Вальтер Фридрих, птофесеор Никиш, про-
фессор Седлачек, Вольфтанг Лангхой.
	министров иностранных дел немзикой де-
легации, избранной третьим Немглким  на-
	_ С’езд Всеиндийского конгресса.
‚ профсоюзов _
	БОМБЕЙ, 30 мая. (ТАСС). Вчера е’езд] носимо тяжелом материальном положении
	Всеиндийского конгресса профсоюзов, про-
исходящий в Бомбее, закончил евою работу.
С’езд выразил рентительный протест про-
тиз террористических действий бомбейской
полиции, направленных на срыв ©’езда.
В отчетном доклаже о работе Всэиндий-
ского конгресса профсоюзов 38 ABa года,
	трудящихся Индии. Например, правитель-_
ственная комиссия в 1945 г. определила

прожиточный минимум Aan рабочей семья

в Джуббалиуре в 63 рупии в месяц; е тех

пор стоимоеть жизни увеличилась’ почти

вдвое, максимальная же заработная плата

джуббалпурского рабочего сейчас не превы-.
шает 40 рупий в месяп. Средняя заработ-.
ная плата 300 тыс. рабочих шахт и руд-

ников крайне мизерная и составляет не 50-.
лее 30 рупий в месяц, а среднемесячная

зарплата 100 тыс. рабочих, занятых на

плантациях, — 10—15 рупий. Особенно же

тяжелым является положение сельскохозяй-

ственных рабочих, которых в Индии насчи-
тывается более 79 млн. человек. «Их за-

работная плата, — говорится в резолю-

ции,— крайне мизерна: от 2 до 20 рупий

В месяц. Ужасающая нищета, жестокая экс-

плоатация, постоянное недоедание — таков

их удел».

Сейчас в Индии на государственных бир-
жах труда зарегистрировано. 1,5 млн. про-
мышленных рабочих, не имеющих работы.

В то же время индийские капиталисты
наживают огромные прибыли. По сообще-
нию промышленного департамента, в 1948
году бомбейские фабриканты увеличили
свои прибыли ло 200 млн. рупий. Это озна-
чает, что с каждого бомбейского рабочего,
занятого в текстильной промышленности,
фабриканты получили 992 рупии прибыли.

В заключение Всеиндийекий конгресс
профсоюзов в своем отчете призывает ин-
дийских рабочих усилить борьбу за повы-
шение заработной платы, за право на трул,
за отмену всех антирабочих законов, за
немедленное освобождение из тюрем всех
профсоюзных леятелей и других полити-
ческих заключенных, за мир и против ан-
гло-американеких поджигателей войны, 38
подлинную независимость страны и за
установление в Индии народно-демоврати-
ческого строя.
	С’езд принал 15 резолюций, в том чисае
резолюции, осуждающие лондонское согла-
шение относительно Индии. и агрессивный
Северо-атлантичёский нпавт, и хругне,
	С’езд выразил свою солидарность с pes
пениями Всемирного конгресса сторонни-
Бов мира. 1 .

С’езд. избрал предселателем Всеиндийско-
го конгресса профсоюзов Шаккраи Шаттиз-
ра. Бывший председатель Всеиндийского
конгресса профсоюзов С. А. Данте, нахо-

дящийся в тюрьме, избран его генераль-
ным секретарем. -
	М. Шифман не видит разницы межлу
принципами ведения уголовных дел в CO-
ветском суде и принципами суда экеплоа-
талорского общества. Он с совершенно
серьезным видом утверждает, что основные
принципы производства утоловных дел в
советеком суде—«гласность (публичность),
устность и непоередственноеть, непрерыв-
ность и состязательность процесса... заро-
дились в глубине веков, примерно в сере-
хине П столетия в римской республике»
(стр. 69). На протяжении многих
веков, пишет далее автор, эти прин-
пипы по-разному применялись и по-разно-
чу извращались. но... «только у нас, в со-

°ветеком социалистическом, самом демокра-

`°тическом в мире, государстве... проводятся

полностью» (стр. 71).
	М. Шифчзая выхолашивает классовую
сущность процессуальных принципов, пре-
вращает их в надклассовые вечно суше-
ствуюшие понятия и ставит между еовет-
скими правовыми принципами и буржуаз-
ными юридическими принципами знак ра-
генства. Он поступает как  правоверный
космополит, прекаоняясь перед буржуазны-
ми «учеными», которых без конца цитирует,
и иззращая сушноеть советского права.
	«Исследуя» основные этапы развития
государственного обвинения в советском CY-
де, автор дает обзор только законодатель-
ных актов, определявших место. право и
	лоложение государственного обвинителя B
	Суде. HO не дает анализа обстановки и ус-
довий, определявших политическое содер-

жание работы органов прокуратуры и суда.
М. Шифман лишь описывает формально-
	юридическую сторону прокурорской функ-
ции государственного обвинения, но не рас-
врывает содержания ее в евязи се хозяй-
ственно-политическими задачами,  постав-
ленными партией и правительством на. том
или другом этапе развития советского об-
щества. -

Немарксистский подход к опенке сущно-
сти. юридических принципов особенно на-
глядно. проявился у М. Шифмана при об’-
яснении советского госуларственного обви-
нения, Бак .уголовного иска, Автор. пытает-.
ся в-советскую-юритическую. науку. прота-.
щить буржуазное понятие уголовного иска.
	Он не видит разнипы между советским го-
сударственным обвинением и буржуазным
угодовным иском. М. Шифман обосновыва-
ет тапично буржуазную теорию пропесса
как юридического правового отношения. Он
утверждает, что обвинительное заключение
по уголовному делу созетский прокурор
пред’являет «суду для разрешения по еу-
ществу правового спора подобно тому, как
требование о защите гражданского права
находит свое выражение не только в ©9-
ставлении искового заявления, но и в пред”-
явлении этого заявления суду для разре-
шения гражданского спора».

Таким образом, отношения между совет-
	свим прокурором и преступником в Нпро--

Заявление Вильгельма Пика
	Передовые люди
	советских предприятий
	ЗА МАССОВОЕ НОВАТОРСТВО.
(Из опыта работы комиссий по рацио-
нализации и изобретательству). Проф-
издат, 1949 г., тираж 20.000 экз.,
104 стр.
	В этом небольшом сборнике обобщается
опыт работы комиссий по маесовому рабо-
чему изобретательству на трех московских
предприятиях — электроламповом  заволе,
комбинате тверлых сплавов и шелкоткапком
комбинате «Красная Роза».

В разделе «Резервы пятилетки» Д. А.
Свиридов знакомит читателя с весьма инте-
	сочего изобретательства на Московском
ордена Ленина электроламповом заводе.
Автор убедительно рассказывает о формах и
методах организации изобретательства и ра-
ционализании на предприятии, о действен-
ной помоши партийной и профсоюзной орга-
низадий в этой работе, о серьезных успехах
новатеров производства, число которых
непрестанно растет.
	Инипиатор создания комплексных бригад
	изобретателей, талантливый изобретатель и
	рационализатор Московского ордена Труло-
вого Красного Знамени комбината твердых
	сплавов Б. С. вузнецов пишет о методах ра-
	боты своего коллектива. Б состав бригалы
В. С. Кузнецова входят  конеструвлор,
научный работник, слесарь и токарь. Это
разнообразие профессий позволяет бригаде
очень быстро и эффективно решать самые
сложные технические вопросы.
	Новаторам шелковой промышленности
посвящен». раздел вниги, напасанный членом
комиссии ‘по массовому рабочему изобрета-
тельству при фабричном комитете комбината
	«Враеная Роза» 3. П. Бульонковой.
	Внига, конечно. не охватывает всего мно-
	гообразия форм и методов организации мас-
сового движения новаторов производства. Но
авторы ее и не ставили перед’ собой этой
цели. Они делятея лишь опытом работы
своих прехприятий. И их лаконичные, про-
	стые рассказы являются наглядным свиде-
	тельством того, что там, где партийные ий
профсоюзные организации чутко относятся
5 изобретательству и рационализации,
движение новаторов неизменно приобретает
широкий размах и является мощным двига-
телем технического прогресса и улучшения
экономики производства.
В. РЕУТОВ.
	родным конгрессом. Ёроме того, как заявил   прошедшие сэ времени -прелыллчщего с’езда.
	Ник, секретариат Неменкого ‘народного со-
	говорится: «Репрессии против Вееиндий-
	вета намерен обратиться по этому вопросу   ского кэнгресса’ профсоюзов и его деятелей
непосредственно к Совету министров. иност-   сопровождаются лействиями, направленны-
	ранвых дел.
	ми на раскол индийского, профсоюзного дви-
жения. Эти дейслвля осуществляются вра-
гами рабочего класса, реформистами: и ли-
дерами социалистической партии. Поэтому
первостепенная ‘задача Всеиндийского коя-
гресса профсоюзов состоит в создании мощ-
ного единого фронта индийского рабочего
класса для предотвращения этого раскола
и для успешного сопротивления усилива-
ющемуся наступлению капиталистов на. ра-
бочий класс Индии.

В настоящее время Всеиндийский кон-
гресе профсоюзов энергичнее, чем когда бы
то ни было рачыше, ведет борьбу против: не-
	  BUXAHALIX до сего времени в Индии pempec-
	сий CO стороны правительства капитали-
	оддерживают решения
	народного ‘конгресса
	свою полную солидарность с решениями

конгресса.

Горняки требуют, чтобы: делегация Не-
мецкого народното конгресса была выеслу-
шана на сессии Совета министров иноет-
ранных дел.
	ЗАКОНОПРОЕКТ В США.
без отпуска их на свободу пол залог. Хоббс
	НЬЮ-НОРК, 31: мая. (ТАСС). Используя
«дело» Эйслера в качестве предлога, реак-
пионеры из американского конгресса пыта-
ются ускорить-принятие нового репоессив-
	ного закона. Член палаты првехетавителей
	Х0ббе (лемократ, от 1нтата Алабама). много
лет агитировавший за создание кониеятуа-
	пионных латерей, заявил, что юридическая.
комиссия палаты представителей на этой нё-
	деле одобрит предложенный ‘им закононроект
0 задержании лиц. подлежащих высылке,
	ззявил, что «дело Эйслера должно ускорить   <ТоВ — членов партии «Индийский нацио-
	нальный конгресс» и против раскольниче-
ских действий реформистекого «Индийского
национального конгресса профсоюзов» и ли-
деров социалистической партии, а также
против: таких политиканов, примазавигихся
в рабочему движению, как Мирналканти Boc
u Cypem Баннерджи (лидеры реформистских
профсоюзов — «Индийский национальный
	конгресс профеоюзов».—= Ред.). Сейчае Вее-
	рассмотрение моего законопроекта палатой
и сенатом».

Министр юстиции Вларк на прошлой не-
деле призывал к быстрейшему прянятию за-
конопроекта Хоббея, так как министеретво
юстиции готовит дела о 833 «иностранпах»,
против которых можно будет использовать
законопроект Хоббеа.
	индийский конгресс: профсоюзов является
единственной. боевой профсоюзной  органи-

JHCKON РЕАКЦИИ запией индийского рабочего. класса, руко-
ПРАВА ТРУДЯЩИХСЯ водящей его борьбой в зашиту его прав, про-

a . тив усиливающегося наступления капита-
Японская прогрессивная печать сообщает,   листов. Насмотря на репрессии и политику
что, несмотря На давление реакционных раскола, Вевиндийский конгресс профсоюзов

вругов, трудящиеся продолжают борьбу за   продолжает оставаться подлинно представи-
свои права. тельной организацией индийского рабочего

С 19 мая бастуют 40 тысяч рабочих 34   Р1асса», ‘
  шахт но добыче сульфида, входящих в проф- В отчете также отмечено, что кризис ка-
60103 металлорудной промышленности. Бас-   Питалистической экономики страны yray6-

Хитаци. (90 мая об’явили тестихневную слях промышленности ‚все. более и, более
	ухудшается, так как буржуазия перекла-
дывает всю тяжесть кризиса на плечи ин-
дийского рабочего класса,

В отчете приводятея подробные сведения
66 уменьшении. за последние два года ре-
альной заработной платы рабочих и о невы-
	забастовку рабочие отделения союза метал-
лорудной промыныенности в префектуре
	  Окаяма.
	Наряду с. забастовочным движением сре-
хи рабочих по всей стране развертывается
также забастовка студенчества и учащих-
ся, направленная против нового реакцион-
ного закона об университетеком образова-
нии, который, по словам нечати, заключает-
ся «в колонизации университетов и в подчи-
нении ‘их иностранному влиянию и капи-
талу». Орган компартии «Акахата» пишет,
	НАСТУПЛЕНИЕ ЯПОНСКОЙ РЕАКЦИИ
НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ. ПРАВА ТРУДЯЩИХСЯ
	ШАНХАИ, 28 мая. (ТАСС). По сообще-
ниям японской печати, пятая. сессия япон-
ского парламента утвердила реакнионные
законопроекты о.труде и профсоюзах. При
проведении в. жизнь. этих законов в нынеш-
нем году с заводов и предприятий будут
выброшены на’улицу-сотни тысяч рабочих
	и служащих. Предусмотрено также серьез-
	ное ограничение прав профеоюзов.

Брупные предприниматели начали широ-
Кое наступление на жизненный уровень и
права трудяшихея Японии.

Японская печать сообщает, что на днях
электрокомпания, Мицубиси решила сокра-
тить на 13 предприятиях количество рабо-
чих на 10 процентов и снизить оставшимся
рабочим заработную плату на 25 процентов.
Управление угольной шахты «Такахага» в
префектуре Ибараки уволило неугодных ему
60 руководящих ‘работников местного проф-
союза. Японская федерация предпринимате-
лей разослала -компаниям-—членам фелёра-
	Пленум центрального руковолетва Венгерской партии трудящихся
	БУДАНЕШТ, 31 мая. (ТАСС). Сегодня   парламентских выборов и политическом
Ch открылся пленум центрального руб-   подожении и доклал секретаря пентраль-

Е ЗА и АТ 9
	ного руководства партии Иштвана Вовача
	кретаря партии‘ Матиаса Ракоши об итогах   © порядке приема в партию.
	ции циркуляр, преднисывающий превратить   что этот закон «ставит университетское   водства Венгерской
	с 9 июня какие-либо отчисления на содер-
жание профсоюзных работников.
	образование полностью под контроль некоей   Пленум заслушает локлал генерального се-
	° иностранной державы».

толковал глубоко — в «контексте» всего
творчества великого поэта, а не как <юно-
шескую шалость». Поэтому . в «Руслане»
Глинки произведение Пушейна явилось
обогащенным, народным в полном смысле
этого елова.

эначение двух великих опер Глинки
отромно. Если в «Сусанине» было положе-
но начало блистательному развитию рус-
ской народной музыкальной драмы, то
«Руслан» определил не менее яркое и твор-
чески богатое развитие русской националь-
Ho энической оперы. Й прав был Стасов,
утверждая, что <тот народ, у которого есть
такие две оперы, как «Иван Сусанин» п
«Руслан и Людмила», должен бесконечно
ими горлиться и быть счастлив, ‘что у него
был художник, произведитий такие два со-
здания...»

Глинке, как и Пушкину, была свойствен-
на жизненная полнота, многосторонность
мироощущения. Она проявилась не только
в его операх, симфонических произведениях,
Но и в камерных, инструментальных и во-
вальных пьесах, воплотивших богатый И
разнообразный мир лирических дум и на-
строений композитора. Подлинными шедев-_
рами мировой вокальной литературы явля-
ются вдохновенные пушкинские романсы и
песни Глинки: «Я помню чудное мгновенье»,
.«He пой, красавица, при мне», «В крови
горит огонь желанья» и другие. Они неиз-
менно пленяют Hac возвышенным строем
поэтических образов, задушевной простотой
и выразительностью певучих мелодий. —

- ПНушвин и Глинка — гениальные худож-
ники, творчество которых составляет гор-
дость русского народа, Оно оказало громал-
ное, плодотворное влияние на развитие рус-
ской классической литературы и музыки.
Бессмертные идеи и образы поэзии Пушкина
вдохновляли великих русских композито-
pos — Мусоргекого, Даргомыжекого, Рим-.
ского-Корсакова, Чайковского, Рахманино-
ва, создавших произведения немеркнушей
красоты и силы. Поэзия Пушкина близка
и дорога советским композиторам, продол-
жаюшим славные традиции Глинки, ге-
ниальная музыка которого всегда была нп
будет высоким примером бескорыстного
	ofa, горячего приверженца идеалев «доб-
ра, красоты и справедливости», не могли
не оставить глубокого слела в хуше впе-
чатлительного Tannen; OHH увреиляли B
нем чуветво национальной гордости A AN-
	бовь в родному искусству, они вволили его.
	в светлый поэтический мир Нушнкина и его
друзей. -
Позднее, непосредетвенное еближение Cc
	Пушкиным и © выдающимися русскими
	писателями и поэтами— 1 рибоедовым, му-
ковеким, Гоголем и другими — сыгра-
д0 огромную и плодотворную роль в
	HACHHO-TROPYCCKOM ‘развитии Глинки, как
	великого национального художника-реали-
ста. Но характерно, что е юных лет, на
заре своей композиторской деятельности,
	Глинка был серьезно увлечен мыслью -—
	посвятить себя отечественной, руеской му-
зыке. Глинка расеказал в своих «Запи-
сках». как постепенно в нем прояенялась и
зрела мысль о национальной музыке: «Дол-
жно заметить. что я в молодости, т. е.
вскоре по выпуске из Нансиона, много ра-
ботал на Русские темы».
	Смелой; новой и увлекательной была по-
ставленпая Глинкой залача — создать под-
линно пациональную музыку, одухотворен-
ную передовыми идеями современности.
Решение такой гигантекой задачи в усло-
внях пазской России было непосильно для
одного таланта. хота бы и зачечательного.
	Для Глинки оно стало возможным, даже
	необходимым, потому что он был не только
гениальный музыкант; он был передовой
художник России Пушкина, Гоголя и Be-
линекого!
	Чайковский сравнивал Глинку ©0 сказоч-
ным богатырем, который неуклонно идет
вперед по избранному пути, преодолевая все
препятствия стихийной силою своей богато
одаренной натуры. Эта богатырекая сила
Глинки, «антеевой землей» которого было
народное творчество, раскрылась в боль-
игих, ярко. национальных ‚ произведениях
«на русские темы», воплотивших величие
духа и красоту русского народа. Такова
«отечественная  геройко-трагическая one-
	ра» (как называл ее сам Глинка) «Иван
Сусанин», таков ‘тениальный «Руслан»,
влохновленный поэзией Пушкина, такова
	знаменитая «Вамаринекая» -—— фантазия на
	мотивы двух русских песен, положившая
начало блестяшему развитию программной
симфонической музыки в России.
	‚ Известно, что сюжет «Сусанина» был   же верно, — писал он,— ибо кучера по мое-
предложен Глинке поэтом Жуковеким. Олна- ! му дельнее господ...»
	Это был ответ влеветникам, достойный
ПушЕяна; ^^
3.
	В последние годы своей жизни, особен-
но после создания «Сусанина», Пушкин
часто встренален с Глинкой. Он иекренне
любил музыку этого творчески близкого
ему композитора и слышал его проникно-
венные песни и романсы в неподражае-
мом авторском исполнении. .

В этот период была задумана Глиакой
вторая опера, «Руслан и Людмила», и сам
Пушкин должен был принять непосред-
ственное участие в работе над драматуо-
гическим планом и либретто’ оперы. «Ha
одном из вечеров Жуковского. — писал
Глинка,— Пушкин, говоря о поэме своей:
«Руслан и Людмила», сказал, что он бы
многое переделал... я желал узнать у него,
какие именно переделки он предполагал
сделать, но преждевременная кончина его
не допустила меня исполнить этого’ наме-
рения».

Гибель любимого поэта была тяжелым
ударом лля Глинки, но он не оставил евоево
замысла и в 1842 году закончил гранлиоз-
ную народно-эпическую оперу. В волшебной
юношеской поэме Пушкина. могучий гений
Тлинки нашел такой широкий простор для
своей творческой фантазии, с такой велико-
лепной силой, своболой и смелостью вопло-
тил он в своем «Руслане» дух древнего рус-
ского богатыретва, красочные картины пври-
	роды, характеры гэроев, величавые нарол-
	ныс сцрны,— WTO 10 музыве, по редвостно-
му мастерству ее многообразного развития,
богатетву национального колорита вторая
	его опера явилась произвелелием художе-
ственно совершенным, не уступающим
	Глинка видел и понимал неизбежные не-
	ко Глинка не ограничился обычным музы-
‘кально-спеническим `«переложением» этого’
сюжета (который в таком именно плане был
и ло него использован в опере).

Воепев теройский подвиг Ивана Суса-
нина, Глинка ‘сумел’ реально воплотить в
образе простого русского крестьянина ха-
рактерные, жизненно-типические черты це-
лого народа, целой нации. Он выразил в
своей опере глубокую идею истинного на-
родного патриотизма, волновавшую всех пе-
редовых людей русского общества, Он нока-
зал, что благородное презрение к смерти
ради бессмертия свободной Родины есть
высшее проявление любви к жизни: И в пре-
красной, величавой музыке глинкинской
оперы, прогикнутой духом привольной рус-
свой песенноста, мы слышим ‘отзвуки «Ду-
мы» о Сусанине поэта-декабриета Рылеева,
«Думы», которую выделял и ненил Иушкия:
	«Вто Руской по сердку, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!»
	Такова идея и отечественной героико-
трагической. оперы Глинки. № осуществле-
НИЮ Своего, замысла он подошел как худож-
ник-реалист, как смелый новатор, отбросив-
mui старые, замшелые каноны и традицин
пышной, обстановочной оперы ‚и создавитий
правдивую народную, музыкальную драму,
исполненную высокой илейности н красоты.

Именно Глинкой—в «Иване Сусанине»—
была начата великая реформа  опер-.
ного искусства. заложившая прочные огно-
вы реализма музыкальной драматургии.
И в этом отношении Глинка многим
был обязан Пушкину, его эстетике на-
родной драмы. «Что развивавтея в тра-
гелий? какая пель ее ?— писал поэт.-—Че-
	ловев и народ, Сульба человеческая, сульба   ственно CO
народная». Этот приннип лежит в основе   «Сусанину».
	составленного самим ГлинЕой драматургиче-
	Глинка и Пуш

Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
	А. Пушкин.
	мородви —— творцы и исполнители народных
русских песен — вызывали в:нем истинное
восхищение. Он любовался народными гуль-
бищами, играми, хороводами, заслушивался
народным пением и нередко сам принимал
в нем участие. «Изучение старинных пееен,
сказок и т. п. необходимо для совершенного
знания свойетв русского языка», — писал
Пушкин. И как непосредственный отклик
на эти слова звучит ныне ставшее крыла-
тым выражение Глинки: «Музыку создает
народ, мы, композиторы, ее лишь аранжи-
руем...>
	О творческом проникновении Глинки в
заповедные глубины народной поэзии и му-
зыки говорить не приходится — оно было.
оргавичным и совершенным. С детских лет
и на всю жизнь он сроднился с певучим
миром народной песни, и она служила ему
неиссякаемым источником влохновенья. Й
здесь мы могли бы повторить слова Горького
о Пушкине, относя их полностью и в Глин-
ке: «Он украсил народную песню и сказку.
блеском своего таланта, но оставил неиз-
менными их смысл и силу».
	Глинка, как и Пушкин, в отличие от
	большинства своих предшественников, He
подражал, не подделывалея под народ, а
учился у нарола. И правдивый, искренний
язык композитора. одухотворенный живо-
творной силой родной русской неени, явил-
ся могучям средством музыкально-поэтиче-
ского выражения тех возвышенных, благо-
родных  чуветв и мыслей, которые волно-
вали и Пушкина. Вот почему в музыке
Глинки мы постоянно ощущаем вольнолю-
бивый русский лух поэзии Пушкина, а в
звонких стихах великого поэта слышим ме-
лодичный и страетно- взволнованный голос
ГЛИНкИНСКОЙ МУЗЫ...
		Сегодня исполняется 145 лет со дня ро-
жения ‘великого русского’ композитора
М. И. Глинки, а через пять дней народы
нашей страны торжественно отметят 150-
‘етний юбилей Пушкина, гения русской
«ЕЭзни, бессмертного классика мировой ли-
тературы.

Пушкин и Глинка! С благоговением про-
WHOCHM мы эти дорогие, близкие каждому
советскому человеку имена, ставшие симво-
лом духовной красоты = силы русского на-
рода; символом немеркнущей славы русской
ПОЭЗИИ И МУЗЫКИ.
	- Глинка был не только не
У зовременником» Пушкина. Нет. В лучших
своих произведениях Глинка возвысился до
Пушкина, как равный по гениальности, по
историческому значению национальный ху-
JOEUHE,

«Пушвин первый почувствовал, — писал
Горький, — чо литература — националь-
ное дело первостепенной важности, что она
выше работы в канцеляриях ий службы во
дворце, он первый поднял. звание литера-
тора на высоту до него нелосягаемую: в
его глазах поэт — выразятель всех чувств
й дум нарола, он призван понять и изобра-
ить‘ Вее явления жизни».
	dra слова Горького можно полностью
нести и к Глинке, который — подобно
Пункяну в поэзии и литературе — с неви-
данной лотоле глубиной и силой воплотил
8 с80ем творчестве высокие думы, стремле-
RUA И чаяния русского народа, его величие,
его благородные национальные черты. По-
0бно Пушежну в поэзии, Глинка утверлил
народный, национзльно-самобытный стиль
в рубкой музыке, положив начало ее бли-
стательному развитию и расцвету.
	Безмерной, всеоб’емлющей любовью к Ро-
длине, к народу скреплено кровное родство
Пушкина я Глинки; вся их творческая дея-
тельность была проникнута подлинных
пониманием народности, как жизненной
основы поэзии, литературы, музыки.
	Нушкив страстно любил, записывал,
изучал народные песни, былины, сказки.
С пытливым интересом ов следил за трула-
МИ собирателей больклора. Талантливые са-
		ского плана его героико-трагической оперы.

«Сусанин» Глинки — творческое явление
не только напионально-русского, но мирового
значения. Й Пушкин, горячо приветствуя
первую оперу Глинки, выражал мнение всех
передовых людей русского общества (в их
числе были Гоголь, Жуковский, Олоевский

достатки либретто оперы. которое было со-
ставлено несколькими друзьями композито-
ра: Пушкина ему никто заменить не мог.
И он мулро восполнил пробелы сценического
плана либретто правдивой, искренней выра-
зитеяьноетью самой музыки, исполненной
внутреннего драматического движения, глу-
	Глинка узнал и полюбил Нушкина еще
в юношеские годы. Он еще не был близко
знаком © поэтом, но многие нити уже свя-
зывали его с ним. Ве забудем, что воспи-
тателем Глинки в панепоне был ляцейекий
товариш Пушкина—Аюхельбекер, востор-
женный поклонник поэзии, друг Рылеева,
булуший лекабрист. Пушкин Часто хажи-
вал в пансион, навешая ‘своего младитего
брата Льва, который был однокашником
	ГЛИНКИ.
	и другие). По с хмурой неприязненностью   6950 раскрывающей мир поэтических обрз-  служения родному искусству, народу.
	В суровую годину Великой Отечествен-
ной войны товарищ Сталин назвал имена
	—~ BCe, & чему он притронет-  Пушкина и Глинки среди лучших еынов
	великой русской нации. В этих еловах
вождя выражены высшее признание и
глубокая любовь всего советского народа.
к Пушкину и Глинке.
	Георгий ХУБОВ.
	ий даже враждебностью встретила «Сусани-
на» великосветская аристократия, с нескры-
ваемым высокомерием осуждавшая компози-
тора и за его «мужицкий сюжет», и за «гру-
бость» простонародной музыки. Придворная
челядь, травившая Пушкина, презрительно
назвала renHaIbH YI оперу Глинки <кучер-
ской музыкой». ‚Известно едкое замечание.
Глинки по этому поводу. «Это хорошо и да-

зов Нушкина.

«Глинка чувством шутить не любит, —
писал Серов, все, ‘к чему он притронет-
ся, получает оттенок серьезности, искрен-
ности...» Глинка чутко воспринял жизнен-
ный смыел русского народного сказа о храб-
ром и благородном витязе Еруслане и вос-
создал его в опере серьезно, строго, велича-
во. Вдохновившую его поэму Пушкина он
	Педагагические и литературные занятия
Кюхельбекера, пылкого мечтателя и патри-