3 АВГУСТА 1349.г., № 915 (11322)

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
eee 6 а
		_ Ватикан и лоскутная буржуазно-поме-
цичья Польша, образовавшаяся — после
первой мировой войны, разоблачение ан-
тинародной, пшионской деятельности свя-
тош в черных сутанах — вот тема недавно
вышедшего в львовеком областном издатель-
стве «Вильна Укрна» романа’ Отепана Ту-
дора (Олексюка) «День отца Сойки» *).
	Веобычная судьба у этой книги. Ее ав-
тор, один из наиболее талантливых револю-
пионцых писателей Западной Украины,
трагически погиб в первый лень войны —
23 нюяя 1941 гола от фапеислекой бомбы.
	НЫМИ mpatayt .
	[Кило оккупации Аьвова немцами весь
литературный архив: Тудора; в том числе и
рувопись подготовленного к печати романа
«День отца Сойки», попал в руки фашист-
ской полиции, которая, не зная о гибели
ниеателя, повеюду разыекивала его.
	Для фашистов рукопись романа явилаеь
новым «веским вещественным доказатель-
‹воМ» против ее автора, который еще вес-
ной 1936 года с трибуны антифаниетского
конгресса деятелей культуры, . происхолив-
шего во Львове, произнес пламенные слова:
	— Долой имперкалистическую войну!
Joi amma! Пусть знают торговцы
смертью, что Hay пюступь не остажювят
тайные агенты фаптизма. Мы готовы бороть-
ся 33 социализм, который является для нас
арею нового будущего!
	После освобождения Западной Украины
кенью 1939 года Степан Тудор активно
включилея в строительство новой жизни.
«Ett -y нас глубокое, стремительное, сер-
Дечно-настойчивое желание: быть насквозь
светскими писателями, мыслить и чув-
ствовать по-советеки; любить и ненавилеть
ни творить по-советски»,— писал он в 0д-
HN из волнующих своих очерков в 1940
му на страницах киевской республикан-
кой газеты «КомунЕет».
	оавладев  рукописью романа ‘«День
ища Сойки», фашистские сатрапы по-
боялись сохранить ее в целости даже до
зомента предполагаемого ареста писателя.
(ля уничтожили значительную чаеть стра-
ниц (и, надо полагать, очень существенных
стании!), а уцелевшие листы пересортиро-
вали и срезаля их нумерацию. В таком изу-
рлозанном виле рукопись была найдена в
архивах полиции после освобождения Льво-
ва от гитлеровских. охкупантов.
	Тяжелая судьба книги писателя-борца!

Петру’ Козланюку — редавлору книги —
Пушлось много поработать нал тем, чтобы
востановить рукопись. Полностью, конечно,
этого еделать не удалось. Но. и в таком виде
произведение Тулора, несомненно, сыграет
бльтую рэль в борьбе против современных
пупериалистических хишников и мракобесов.
	Глубоко изучив ‘политические стремления
Ватикана и повадки его агентуры, писатель
  бльшюй реалиетичвеной ‘силой разоблачил
мех, КТО организовывал и ‘Пытается органи-
ззвывать военные походы против первого в
упр социалистического государства и питал
и питает черную злобу к трудящимся
Тадиции, всегда с надеждой глядевшим на
Boeror. у РЯ

Перед читателем раскрываются образы
НтавнЕков и воспитателей отца Сойки —
минеиньора Д’Эсте, прелата Лотти и других
«служителей божьих». Автор подробно рас-
казывает, как молодой иезуит Михаил Сой-
ка, проходивигий_в стенах Ватикана ocHo-
	ВИелЛьнуЮ: ВЫУЧКУ, УЖе здесь проявил себя
	Вьуз талантливым последователем своих
учителей и заслужил их полное доверие.
	Пройдя солидный куре иезуитской выуч-
ки, кулацкий выкормым из Галиции в ро-
1h пастыря заблудших овеп начинает
	*) Степан Тудор. «День отца Сойки», ро-
ман. Видавництво «Вильна Укра!на», Львов,
		действовать на границах бывшей панской
	EEE EEO? OEE OE SIE OLENA OE

Цольши и СССР. _
‘ Автор беспошално вскрывает хищные.
	сумасородные стремления Ватикана тыса-
чами дорог проникать на «российские про-
юры»: «Сто шестьлесят миллионов новых
	верующих, HO 3TH ето шестьлесят миллио-
	HOB лишь олижайшая цель. & дальнейная-—
	мошная рука Ватикана протянута нал Ура-
лом, к гранинам Дальнего Востока, к бере-
гзм Тихого океана, в муравейник азиатских
народов... Не азизлеких, всех! Все под еди-
ную волю Рима!»

Далеко хватили ватиканские свябоши!
Но автор не преувеличил в своей книге
_Фантастическях планов Ватикана. Значи-
тельно позже, уже после того, как был на-
писан роман «День отца Сойки», мир позна-
KUMHICH с документами, изобличающими
римских святог.

Так, например, американцы Р. и Е. Пак-
кард в вышедшей в 1942 году в Нью-Йорка
книге писали: «Уже пятнадцать лет Ватикан
обучает священников для миеспонерской дея-
тельности в России. В Риме для этой пели
создана особая семинария. Свяшенняков там
обучают русскому, украинскому и другим
славянским языкам, а также специально
тому, «как бороться с еретическими илеями,
которые впиталиеь в русский народ за
последние твадцаль пять лет».

Талантливый украинский писатель,
близко наблюдавший деятельность римских
и греко-католических пастырей, сумел
правдиво показать их политические цели.

Прелат Лотти недвусмысленно предложил
Михаилу Сойке принять участие в шпион-
«кой миюсии, направляемой Ватиканом в
Россию. Но Сойка. хитрый иезуит Сойка!-—
разделяя всецело намерения и планы своих
духовных наставников, все же не согла-
		шается участвовать в столь почетной и
	опасной для него мисеии. Он ‘предлагает
деятельность ватиканской миссии в России
дополнить активизацией католических свя-
щеннихов на гранине с Россией и таким
образом лишить коммунизм ero «унивет-
сального характера», слелать его «локаль-
HEY MOCKOSCRIEM плохом», помешать его рас-
пространению в соседних странах.

Развивая подобную мысль перел своим
частавником, отеп Сойка ни на минуту
нэ забывает о своем селе в Галиции, гле
находятся богатые земли его отца. Писатель
мастерски раскрывает олну из существен-
ных черт характера Сойки — его страсть в
стяжательству, показывает хищническое,
кулацкое нутро этого нозоявленного свято-
пи. «Пусть благословенны будут универ-
сальные задачи святой церкви перед ли-
цом революции... Но, если... хоть один кли-
нышек сойковской земли должен пропасть...
0, тогда он начхать хотел на все универ-
сальные задачи и замыслы».

Наставники отпа Сойки благосклонно
выслушивают его. «В собедних с Россией
странах должны найтись самые преданные,
наиболее подготовленные молодые силы ка-
тояицизма; в провинциях, гле плет непо-
средетвенное столкновение с большевистеки-.
	‚ми идеями («Воздубы, мой Коллубы!»}, там,
‚в народных низах, в доверчивых сердцах,
„дояжен быть сооружон  належный барьер
кпротив большевистской угрозы...»
	C такями: восъма опоеделечными полати-
	ческими целями отправляетея отец Сойка к
	подольским крестьянам, на границу Рос-
сии. чтобы извлекать из своих ‘немалых
	владений материальные выгоды и олновре-
	очно энергично трудиться над созданием
ТИНЫ кордона пратив большевизма».
Глубоко раскрыв клаесовую, кулацкую
сущность сойковшины, классовые, империа-
листические стремления Ватикана, автор
достиг предельной выразительности в описа-
нии характеров действующих лиц романа и
обстановки того времени. В этом большая
ценноеть преизвеления, не потерявиеего CBO-
	«санитарный кордон». Не елучайно именно
эти страницы книги больше всего изуроло-
вали фашистские полицейские. Ориентиру-
ясь на феолально-капиталистические круги,
Ватикан всеми возможными сповобами под-
держивал и укреплял антисоветекий кух
правящих кругов  буржуазно-поменичьей
Польши. Представители уняатекой’ перквя,
вроде отца’ бойкая, возглавляемые непосрел-
ственно митрополитом. Шептицким, чья ре-
зиденция находилась во Львове, действова-
IH в полном контакте с правительством и
потицией. Они хотели превратить Галицию
в опорный пункт, откуда Ватикан мог бы
засылать шпионов на территорию СССР.
	Эти коварные иезуитские замыслы позор-
но провалились’ еше ло событий сентября
1939 тода, когда Западная Украина и
Западная Белорусеня были освобождены ге-
ронческой Советской Ариней. В романе со-
хранилось лишь немного страниц, описы-
вающших полный провал планов. Ватикана в
Запатной Украине, крах замыслов отпа бей-
ки, как одного из надежных ставленников
римеких католических правителей. Именно
из этой части книги фашисты из’яли наи-
большее количество странип. Олнако ‘и то,
что осталось, достаточно ярко показывает
проникновение ихей коммунизма в сойкоз-
скую, казавшуюся ему достаточно защищен-
ной, округу.

В тот момент, когда Михаил Сойка вместе
© буржуазными украинскими нанионалиста-
мя проводит на Коссовой торе праздник
Спаса возле могилы «вечевых стрельцов», в
народной толпе раздается гневный клич:
«Сорвем маски с торговцев в ризах, которые
торгуют костями жертв буржуазной войны!»

Организаторы этого выступления, сме-
шавшего все карты отца Сойкя; скрылись
от кары. «Частным путем узнал отеп Сойка,
Что истоки выступления следует. искать не
где-нибуль в другом месте, а в самой Новой
Блимовке, среди... бедноты... Это... известие
было самым болезненным за последние
годы для отна Сойки. Он стал перед фактом:
коммуна зазела в его приходе, в селе Сойки,
мастера людских и божьих дел, Михаяла
Сойки. захвалчика; и собетвенника >
	Один из самых надежных, самых испы-
танных агентов Ватикана потерпел полный
провал. sO

Это было в те времена, когда Ватикан
старалея тонко маскировать свою шинон-
скую, подрывную; враждебную народным
массам всего мира деятельность. В бозъбе
со ‘вев возрастающим мощным движением
за мир и демократию он теперь все чаще
оставляет свои’ «тонкие приемы» и, выну-
жденный играть ‘ва-банк, открыто поддер-
живает правящие круги империзлистиче-
ских держав. 06 этом свидетельствуют не-
давние процессы кардинала Миндеенти в
Венгрии и других англо-американеких
шпионов, которые, прикрываясь рясами
священнослужителей, творили свои _ гнус-
ные и подлые дела. 0 грубой попытке за-
пугать рядовых католиков в странах 3а-
падной Европы, противодействовать *Bce
	возрастаюжим симпатиям миллионов ‘людлей`
	K делу стороннивов. мира свидетельствует
	‘недавнее выступление папы Ния ХИ, ко-
	торый отлучил от церкви не только веех
коммунистов, но и всех голосующих за них,
всех сотрудничающих с ними,

Роман Степана Тудора «День отца Сой-
EH» убедительно показал провал жалких
планов агентов Ватикана и их духовных
наставников. Такая же учаеть ждет и н9-
вую авантюру, Затеянную Ватиканом, ко-
торый плохо усвоил недавние уроки исто-
рии.

Роман «День отца Сойки»— значительное
произведение художественной прозы. U6-
ластное издательство «Рльна Украна» и
Львовские писатели сделали полезное дело,
подготовив к печати и излав эту замеча-
	Сговор. Тито’) `’  @оздание избирательного блока коммунистов
американскими...  ....,. и, левых социалистов в ABCTpHH
	РИМ, 1 августа. (ТАСС). Газеты «Уни-
	та», «Паэзе» и др. приводят слухи. о ири-
бытии в Западную Германию эмиссаров Ти:
10. для встречи с миссией Брэдли,
	—о—-
КОММЮНИКЕ `
БЮРО ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА
	ВСЕМИРНОГО КОБГРЕССА
СТОРОНЕНИКО? МИРА

ПАРИЖ, 2 августа. (ТАОС): Бюро посто-
янного комитета Всемирного. конгрезе& ето
ронникоз мира передало для опублякования
в печати коммюнике, в котором говорится:

«29 июля в Париже: состоялось заседание
бюро постоянного комитета, Всемирного кон-
гресса сторонников мира в прасутетвии  дё-
легаций секретариата Всемирной федераций
профсоюзов, Международной демократиче-
ской федерации женщин, Всемирной федера-
ции‘ демократической молодежи, ‘а. также
представителей хвижения сторонников мира
стран Латинской Америки. находящихся в
настоящее время в Париже.

На этом заседании было заслушано г00б-
шение вине-нредседателя бюро постоянного
	комитета Веемирното конгресса сторонников.
мира д’Арбусье об успешном развитии co’

времени окончания работ Веемирного ‘коч-
гресса. движения в ‘защиту ‘мира в 71
стране, с которыми комитет Всемирного кон-
гресса ‘имеет в. настоящее время поетоян-
ную связь.

Д’Арбусьо подчеркнул значение предстоя-
щей конференции сторонников мира в Со-
ветском Союзе. Как известно, эту конфе-
ренцию намечено  прозести в’ Москве в
конпё августа 1949 rosa. Кроме того, он
‘также подчеркнул значение бозыва Амери-
канского континентального конгресса в за-
щиту мира. проведение которого намечено
	на 5—10 сантабря 1949 tora в ropoze
	Мексико. Было решено оказать ‘всемерную
поддержку этому конгрессу со етороны по-
стоянного комитета Везмирного конгресса
	сторонников мира.
	заслушав ‘доклад вице-предоедателя 610-
ро постеянного комитета Веемирного ‘кон-
гресса сторонников мира’ Луи Сайяна o Me-
ждународном дне борьбы за мир ‘в ` связи
се решениех, принятым Ha втором Веемир-
ном конгрессе профеоюзов, бюро решило
рекоменловать дату 2 октября в качестве
Международного дня борьбы за-мир. Реше-
пие вопроса 9.дате поллежит скончатель-
нему утверждению после консультации с
национальными комитетами сторонников
	мира».
= @&

Заявление. Грумэна
‚ВАШИНГТОН. 2 августа. (ТАСС). Пое-
	зидент. Грумэн сделал кралкое. заявление, в
	вотором выразил удовлетворение по поведу
«прогресса». в.области атомной энергии.
Трумэн исходил из данных. полугодового
‘отчета комиссии по внутреннему контролю
нал атомной энергией:

В свете заявлений офидизльных . пред-
ставителей США, из которых елелует, что
‘Соединенные Штаты строят своя политиче-
ские и военные раечеты на использовании
атомного оружия, весьма странно звучит
утверждение о президента Трумэна, будто
комиссия осуществляет также. программу
исследовательских работ с Целью использо-
	вания атомной энергии ANA «улучшения.
	человеческого благосостояния».
Прекрашение пол давлением американ-
ской делегации работы комиссии ООН по
контролю нал атомной энергией весьма убе-
дительно характеризует направление «атом-
ной политики» США, желающих оБонча-
тельно развязать себе руки для гонки про-
	тиви ныненнего правительства. Все снеку<
лянты и взяточники, невзирая на лица,
должны быть привлечены к строгой ответ-
етвенвости. Их имущество должно быть
конфисковано в пользу инзалилов и пен-
сионеров.

Бороться против оной Политики
тепереннего правительства, которая ведет
KR новому кризису и безработице; за такую
экономическую политику, при которой мож-
но было бы сломить диктатуру картелей и
монополий, воспрепятствовать  возвраще-.
нию национализированных предприятий в
частные руки, провести напионализацию
ключевых отраслей промышленностн и 06е-
спечить плановую организацию экономики.

Гарантировать работу трудящимея пу-
тем установления тесных торговых связей
с ‘устойчивой против кризисов экономикой
Советского Союза и соседних © Австрией
стран — етарых торговых партнеров AB-
стрии в Дунайском бассейне.

Добиваться укрепления соцнального 0бе-
спечения, помощи жертвам фашизма, пен-
сионерам, инвалидам ‘и семьям погибших
на войне; восстановления закона 9 защите
праз квартироначимателей, отмены повы-
шения квартирной платы на 72 процента;
которое было назначено старым парламен=
том на‘июль 1950 гола.

За проведение земельной реформы! Поз
ставить аграрную политику на службу инз
тересам мелких и средних крестьян, 4 Ee
крупных землевладельцев и ‘кулаков, как 10
сих пор.

3. Против покушения на демократичез
ские права народа! Против антидемократи<
ческого, реакционного заговора хеймверов=
цев-и эсэсовских офицеров! За укренление
демократии путём включения новых, моло=
дых демократических сил в госуларственз
НЫЙ И административный аппарат! 3а наз
казание военных преступвиков й нациста
ских главарей и за действительную амниз
стию бывшим мелким нацистам и попутчиз
кам напизма!

Чтобы претворить эти принципы в жизнь;
коммунисты и левые сопиалисты совместно.
выступают за создание нового правитель-
ства, которое доллкно быть сформировано
вновь ‘избранным ‘парламентом. Австрия
нуждается в правительстве с участием всех.
демократических сил и без представителей
реакции.

В этом правительстве должны быть лейз
ствительно представлены рабочие, врестья-
не, простые люли города. Только такое пра-
вительство, а не нынешняя правительствен-
ная коалиция, потерпевшая банкротства,
может обеспечить независимость Аветрии,
ве мирное развитие, улучшение экеноми-
ческого положения народа, защиту от наз
двигающегося кризиса и укреиление лемо-
вратии».

Это заявление было единогласно принято
как на пленуме Центрального комитета вомз
партии Австрии, так и на заседании совета
об’единения прогрессивных  сонпалиетов.
Оне подписано Иоганном Копленигом от
имёни компартии Австрии и Эрваном Шар-
	фом от имени австрийских левых ЗН:

гтао
	ВЕНА, 1 августа. (ТАСС). Сегодня ‘опу-
бликовано сообщение о том, что коммуни-
стическая партия. Австрии. и 0б’елинение,
прогрессивных социалиетов ` приняли реше-
ние совместно провести избирательную
кампанию.

В сообщении приводится текст заявления
Бомпартии и об’единения прогрессивных
социалистов © выдвижении совместных
списков блока коммунистов и левых сопиа-
листов на предстоящих выборах, а также
‘о программных установках этого блока.

В- заявлении, опубликованном. коммуни-
стической партией Австрии. и австрийским
сб‘ехинением TpoTpeccuBHEIX социалистов,
говорится:

«Исходя из. того, что руководство aBcr-
рийской народной партии (АНП) сколачи-
вазт реакционный фронт правых элементов
вплоть  д0 эсэговоких. генералов для борь-
бы нротив демократии и для усиаения эЕс-
плеатации трудящихся,

что вожаки социалистической партии
Австрии (СПА) проводят политику «Обшно-
сти судеб» е руковолетвом. АНИ и тем ca-
мым поошряют антилемократические дей-
ствия рёакции,

что в результате этой политики прави-
тельственных партий возникает угроза
возрождения фашизма и милитаризма, —

коммунистическая партия Австрии и об’-
единение прогрессивных социалистов ре-
шили создать единый левый фронт и на
выборах 9 октября ‘выступить © общим
списком под названием «Коммунисты и ле-
вые’ сониалистых.

При этом они будут совместно руковод-
ствоватьея следующими. принципами:

1. Добиватьея проведения такой внеш-
ней ‘политики, которая. обеспечит ско-
рейшее’ заключение’ австрийского договора
и ‘отвод оккупационных войск. Строжай-
шим образом хранить независимость и су-
веренитет. Австрии, которые уничтожают-
ся планом. Маршалла.

Бороться за установление и обеспечение
длительного мира; против формирования
австрийской армии, которую предполагает-
ся создать в качестве орудия реакции и
полжитателей войны и которая станет для
нароха новым тяжелым бременем; требуя.
на свое содержание сотни миллионов шил-
лингов.

1 Бороться` против растушей эксплоата-
ция трудящихся в городе и деревне; про-
тив политики правительства Фигля-—Шер-
фа, которая взваливает все тяготы. на плё-
чи бедняков, на плечи простых людей, тог-
да как несколько тысяч богатеев получают
миллионные прибыли; за достаточный про-
житочный минимум лля всех трудяшихся.

Бороться против невыносимого налогово-
го ‘обременения трудящихся слоев народа;
за справедливую в социальном отношении
налоговую политику, которая положит ко-
нец систематической утайке налоговых сумы

богачами: за устранение. напистской систе-
	мы налогов. на заработную плату и за от-

мену так называемого налога для покры-

тия оккупационных расходов. :
Покончить < коррунпией, ‘которая  раб-
	пространяетея все шире вследствие - поли- г сетов.
	ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА КИТАЙСКО-СОВЕТСКОЙ ЛРУЖБЫ В МАКЬЧЖУРИН
	БЭИПИН, 2 августа. (ТАСС). Как со0б- явления о вступлении в Общество китайскоз
	щает агентство Синьхуа, отделение Обще-
ства китайско-советской дружбы в городе
Цицикар ` разработало. шестимесячный план
работы, который предусматривает привле-
чение в общество новых членов, нопуляри-
занию общества на фабриках и заводах, в
школах и в различных организациях.
	В Харбине 16 тысяч человек полали за-
	советской дружоы. Стлеления Общества ки=
тайско-советской дружбы созданы в таких.
городах Маньчжурии, как Чаньчунь, Гирин,
Муданьцзян и Цзямусы. Они быстро развер=
тывают свою работу. Отделение Общества
китайско-советской дружбы ‘в Муклене, сз
зданное 11 июня, учредило 20 своих отдез
лений на фабриках. заводах, в школах и
при общественных ортавизаниях.-
	СУДЕБНЫЙ ТЕРРОР АФИНСКИХ ВПАСТЕЙ
	АФИНЫ, 2 августа. (ТАСС). Газета   мунистов. Военный трибунал приговорил
«Врадини» сообщает из Волоса. что tam   36 человек к смертной казни и 10 челове —
	& HOABSHCAHOMY тюремному заключению.

мощь» и что виноваты в этом «агенты Ним
формационного бюро, оклеветавшие Тито».
Мы никогда не сомневались в симпатии
югославского народа, что же касается опре-
деления виновных, то указание на этот
счет дает газета «Тайме», которая утверж-
	дает; что своей декларацией в городе Пола
	Tuto заранае лал американцам необхолимые
	гарантии, чтобы получить от них доллары,
в которых он нуждается.
	Сейчас гнусные предатели — Тито, Джи
лас, Вардель и компания, чтобы замаекиро-
вать свое. предательство, кричат. о том, что
моральный дух греческих демократов палает
й что они теряют веру в победу. На деле
же клика Тито делает все возможное для
подрыва. морального духа греческих демо“
кратов. Предательство Тито и его длитель-
ная подрывная работа против. народно-дез
мократического. движения в Грегии созда
ют для нас серьезные затруднения. Тито
смертельно ненавидит греческое народно-
освободительное движение и яростно борета
ся с ним. Нои он, и его союзники монархоч
фашисты, и их общие хозяева ошибаются,
Hakedch, что им уластея нас сломить. По
всей Греции — в Румелип, Фессалии, Нело=
поннесе, Эпире, Макелонии, Фракии, на 3ст<
ровах — Демократическая армия’ Греции,
преодолевая огромные трудности, с непоко-
лебимым мужеством продолжает вести борь=
бу с врагом. В городах развивается пиро-
кое забастовочное движение, охватившее
десятки тысяч рабочих и служаших. Сотни
тысяч крестьян, габнущих в городах, куда
они были насильно угнаны монархо-фаши-
стами, всей лупой ненавилят афинское пра
вительство. Реакция в Грении переживает
экономический, политический и моральный
	кризис, из которого она не может найти
выхода. Демократическая армия Греции ре-
шительно ветретится лацом к лицу © мо-
нархо-фептизмом в великах сражениях, ко-
торые готевятся в Граммосе и Випи.
	Мы боремся потому, что хотим мира,
установления демократии и независимости
Греции. Реакция стремится к войне. Она
хочет раздавить нас любыми способами и
для этой цели использует клику Тито. Бла-
годаря помоши и солидарноети прогрессяв-
ного человечества и югославского народа в
тем числе народ Грецпий победит как в
войне, так и в мире и завоюет народную
демократию и национальную независимость.
	(Газета «За прочный мир, за народную
демократию!» № 15, от 1 азгуста).
	зазончилея процессе по делу местных ком-
	a it

ей актузльности и по сей день. тельную Ечигу. ‹ изводства атомного оружия, вопреки требо- АФИНЫ, 2
= большюй саркастической силой описал . B. KOHBHCAP, ваниям народов с запрещении этого орудия   «Врадини» co
Тудор деятельность отна Сойки, создающего! г. Львов. т массового уничтожения людей. „Гзакончилея пр

ee eS ee ee
	B CBJe время негоднократно обращалея к
ЦЕ КИЮ, разоблачая с помошью конкрет-
ных и неопровержимых документов контрре-
волюционные действия ‘этих атентов и тре-
буя, чтобы их деятельность была’ прекра-
щена. ЦЕ ВНЮ не сделал ровно’ ничего,
чтобы положить конец этой провекацпионной
деятельности. Сегодня неопровержимо дока:
зано, что Христос Влахос, убивший в 1947
году в Салониках члена Политбюро ЦЕ ВЛ
Греций Янниеа Зевгоса, был агентом. юго-
славекой разведки и получал инструкции в
Скопле. Он прибыл в Салоники по приказу
югославской разведки, передал себя в рас-
поряжение. агента. Интеллиджене сервисе. ге-
нерала Зерваса и затем осуществил. убий-
ство Зевгоса. Пять пленных монархо-фа-
пистоких офицеров, в том числе палачи
народа, бежали. с помошью агентов Ранко-
вича из лагеря для военнопленных и укры-
лись в Югославия. Центральный Комитет
Коммунистической партии Югославии 3a-
явил, что он абсолютно ничего не знает по
этому поводу. Однако’ мы точно указали
дату и меето, где монархо-фашистские, офи-
церы перешли границу; пограничные офч-
церы и солдаты сообщили нам, что эти мо-
нархо-фашисты перешли в Югославию. Мы
зздержали десятки атентоз югославской раз-
ведки. В декабре 1948 года в Пресна были
задержаны два югославских агента: Гуна-
рис Меносе и Галлиос Митсос. Эти агенты
сбобщили точные сведения: имена офицеров
югославской разведки, направивших их, И
конкретное задание, которое им было дано.
	Воммуниетическая партия Грепии распо-
латает множеством других неоспоримых до-
казательств предательской и раскольниче-
ской деятельности клики Тите по отноше-
нию к революционному лвижению в Греции.
Националистическая банда предательекого
югославского руководства всегда была 6мер-
тельным врагом компартии и иарода Греции.
Последние события являютёя новым свиде-
тельством того, что клика Тито помогала и
все болбе открыто помогает греческой и ме-
ждународной реакции против греческого
народа.

В коммюнике главного командования Де-
мократической армии от 6 июля 1949 года
указывалось, что 5 июля монархо-фангист-
ские войска использовали югославскую тер-
риторию, чтобы обойти. части лемопратиче-
ской ариии в районе Каймакчалан. В тот
же день телеграфное агентство. «Свободная
Греция», основываясь на’ официальном до-
Бумонте — рапорте командира 516-го €a-
TaIbOHS монархо-фапиетов похполковника

‚ Цетропулоса, представленном  команлиру
3-го армейского корпуса генералу Григоро-
пулосу, сообщило, что 4 ‘июля 1949 года,
т. е. накануне того дня, котла монархо-фа-
шисты использовали югославскую террито-
рию, в районе Поповоловси и Каймакчалан
собтоялась встреча офицеров Югославии и
монархо-фашиетской ‘Грении. При ^ этой
встрече присутствовали также английские
й американские офицеры. Агентетво ТАНЮГ
не опровергло того: факта, что. такая ветре-
ча состоялась. : Не отрицал этого и предста-
витель: министерства иностранных дел Ве-
ликобритании, когда его спросили об этой
встрече. В своей речи, произнесенной в По-
ла (Истрия) 10 июля 1949 г., Тито также
не отринал этой встречи. Так же, каки
атентетво ТАНЮГ, он только пытался опро-
вергнуть факт заключения соглашения 96
использовании югославской территории мо-
нархо-фаптистами.

Так ‘выдавали ‘дело в Белграде, когда
21 июля 1949 г. Балканекая комиссня
OOH в Афинах опубликовала коммюнике,
влинственной целью которого было скрыть
сотрудничество клики Тито © монархо-фа-
шистами, разоблаченное главным команло-
ванием Демократической армии Греции и
радио Свободной Грении 6 июля 1949 г.
Это коммюнике Балканской комиссии 00Н
очень. знаменательно,! ибо, во-перзых, пер-
ВЫЙ ‚раз в своей. нсторив комиссия призна-
ла, что монархо-фалисты много раз нару-
пали югославскую гоанину в районе Вай-
макчалан, утверждая, однако, что это дела-
ли не пехотные части, а артиллерия и
авиация, Во-вторых, коммюнике Балканской
комиссии признало, что состоялась встреча
монархо-фашистоких офицеров © югослав-
скими офицерами в районе Каймавчалан.

После того как измена клики Тито по от-
вошению к нарохно-освободительной борьбе
греческого народа была разоблачена перед
лицом. прогрессивного челозечества и юго-
славекого народа, югославские рувоводите-
ли были вынуждены мобилизовать еще од-
ного провокатора. После Тито и Джиласа
и тоже выступил. со своим заявлени-

по. греческому вопросу, сделанным
24 июля 1949 года атентетву ТАНЮГ. Кар-
дель отрицает все: соглашение е Паллари-
сом, переговоры в районе Каймакчалан,
использование югославской территории мо-
нархо-фашистами и заканчивает иезуйтеки-
ми уверениями в том, что белградское пра-
вительство «попрежнему симпатизирует»
‘движению греческого народа, но что оно
«не может силой навязывать ему свою по-

лика Тито наносит удар в спину
	народно-демократической 1реции
	$Ф®>®х
Никос ЗАХАРИАДИС,
	Генеральный секретарь
Коммунистической партии Греции
		Чюбой из жителей Греции хорошо знает,
Ч10 без всесторонней и открытой помоши
американских и английских имнериалистов
монархо-фашизм не смог бы продержаться
и нескольких месяцев. Наши основные труд-
ности являются результатом того, что ан-
т10-американский империализм упорно стре-
METCA удержаться в Греции: эта страна
представляет для него исключительно важ-
Ную стратегическую позицию, которую он
пытается превратить в важное предмостное
укрепление против стран народной демокра-
тии и Советского Союза. Давнишние планы,
например, Черчилля в этом отношении хо-
репо. известны. Но в прошлом геду в резуль-
Тате военного поражения монархо-фашизма
в районе Граммсе—Вици и крушения его
стратегических планов на 1948 год позиции
иностранного империализма в Греции были
полорваны. Народное революционное движе-
№18 и демократическая армия расигирили ий
Укрепили свои позиции в Пелопоннесе, Ру-
мелии, Фессалии, на естровах Самос и Эвбея.

Монархо-фашистский режим был постав-
Лен в. критическое положение. В своих ра-
Hoprax генералы Папатое, Вендрис, Цака-
10т0е и другие- открыто признавали, что мо-
Ральный дух армии пеколеблен. Были. рас-
стредяны сотни солдат и офицеров. Сам ко-
роль Пазел вынужден был говорить 0 м0-
лыюм кризисе ‘в армии. Экономическое
положение афинской клики было тяжелым,
политический кризис все больше подрывал
OCHOBLI монархо-фашизиа. 3a границей и
внутри станы люди, которые далеко не
считалиеь нашими друзьями, начали по-
Нимать, что единственным выходом для ре-
акционеров являются мирное разрешение
Вопросов и заключение соглашения.

редалельство клики Тито обнаружилось
ак раз в тот момент, когда кризие монар-
хо-фашизма полошел в своей кульминаци-
онной точке. Предательство Тито создало
Новыю серьезные трудности для нашего
Народно-демократического движения, Tak
зак это предательство усилило решимость

англо-американских империалистов лю00й

ценой удержать за собою Грецию именно для
Того, чтобы полностью использовать клику

mT. 2.
	Тито и расширить свой плапдарм на Балка
	да оно переправ{алось” в Вапсори атентам
Тито — Темпо, Гоче и Ниосу — для исполь-
зования его против ЭДАС. Еще в период
гитлеровской оккупации Гоче и Шиос обра-
звали группы из македонцев и сотрудни-
чали с Темпо. Можно считать установлен-
ным, ч160 впоследствии англичанин Эванс,
бывший прелставителем военной английской
миссии. в Махедонии, особенно настаивал
на расширении сети этих групи, © пемомщью
которых Гоче, Пиос, Керамилжиев проводи-
ли ‹вою раскольническую деятельность про-
THB народно-освободительного движения в
Греции. .
	В декабре 1944 года Тито, мечтавигий
оторвать Салоники от народно-демократиче-
ской Греции, ничего не предпринял, носмо-
TPA Ha все свои пышные фразы, чтобы по-
мочь нашей борьбе против англичан. Он
лишь усилил в первую очередь среди насе-
ления Эгейской Макодонин Елезетническую
кампанию ноотив Компартии Греции. .
	Тито проволил массовую эмиграцию ма-
кедонцев в Югославию. Таким образом, он,
с олной стороны, лишал Эгейскую Макело-
нию макелонскога населения, к чему, кста-
ти, уже много лет стремятся греческие мо-
нархо-фапгиеты, желающие изменить этни-
ческий состав Этейской Макелонии. С дру-
гой стороны. титовпы пытаются вербовать
среди этих беженцев агентов, которых за-
сылалт после предварительной обработки в
Грению с целью действовать против Ком-
партии Греции, ЗАМ и нашего народно-ре-
ролюпионного движения. :
	Вомпартия Греции и революционное дви-
жение в Греции нахолятся по крайней мере
с 1943 года между двух огней: с. одной
стороны, иностранные империалисты и мо-
нархо-фашисты, © другой = влика Тито <
еэ  исполнаятельным органом — бандой
Гоче—Керамиджиева, которая располагала
и располагает в Этейской Македонии сотня-
	ми агентов югославской развелки. В 1944
	году, действуя по приказу из `Скопле, Гоче
перешел со-своям отрядом в Югославию. В
настоящее время ставка Гоче и Верамиджи-
ева находится в Скопле.
	Центральный Комитет Вомпартии Греции
	нах. В то же время переход клики Тито в
лагерь империализма поднимал подавлен-
ный дух монархо-фашизма.

У народно-демократичеекого движения
нашей страны ео времен первой оккупации
не было такого коварного и подлого врага.
как клика Тито. Великосербский повинизм
клики Тито проявился но отношению в дви-
жению сопротивления в.Грепии еще в 1943
году. когда руководство КЛЮ заявило, что
только в рамках Югославии народ Этейской
Македонии сможет обрести свое освсбожде-
ние. Отсюда следовало, что основным долгом
всех македонских патриотов являются
борьба против Компартии Греции и JAM и
сотрудничество с агентами Тито.

Именно такой директивой руководствует-
ся с того времени поверенный Тито в Эгей-
ской Македонии Темпо (Вукманович). Эту
же директиву проводил ‘в жизнь их главный
атент Гоче и проводит сегодня банла Гоче—
Керамиджинева. На протяжении всех этих
лет в ряды Компартии Греции и ЭАМ клика
Тито засылала тысячи агентов, задачей ко-
торых было подорвать Компартию Греции и
расколоть единство народно-освободительно-
го лвижения. Мы. можем конетатировать,
что греческая реакция и англо-американ-
ский империализм не могли найти себе луч-
его союзника, чем клика Тито. Стоит при-
вести здесь чрезвычайно характерную в
этом отнонении деталь: когда в октябре
1944 года англичане высздилиеь в Греции,
Темпо, возглавлявший провокационное дви-
жение против Бомпартии Греции, заявил
	коммунистам Эгейской Македонии, что он
	попросил У Тито две дивизии с нелью за-
	нять Салоники. Это было еще до декаорь-
ских событий; англичане не были уверены,
	что они удержался в Греции, и, предпочи-
тая. чтобы Салоники были заняты Тито, а
не попали в -руки ЭЛАС, сбрасывали
‘свие На аэродром в Хруписта, отку-