6 АВГУСТА 1349 г., 15 948 (17327)

BAA
	Военные переговоры
	В Нариже
	ПОДГОТОВКА КО «ПН МИРА» В ГЕРМАЦИИ
	машины, & затем немецкая мололежь лол-
жна будет пролить кровь за чуждые инте-
ресы. В целях превращения Западной Гер-
мании в колонию и, следовательно, в по-
слушное орудие агрессивной политики гос-
подствующих классов СИТА Германии отка-
зано в восстановлении елинства и заключе-
нии мирного договора. В этих же целях
наша родина лишается независимости, а

оккупация западных держав узековечи-
вается».
	«Но гнусные планы врагов мира, — под-
черкивается в заявлении, — не могут и
не будут успешными. Растущей угрозе вой-
ны должна быть противопоставлена реши-
тельная воля народов к миру.
	Ваш. немецкий народ, который больше
других несет вину за последние две’ миро-
вых войны, в день 1 сентября должен ели-
нохушно показать. что он встал на новый
путь, на путь мира и взаимопонимания
между налотами.
	5 Национальном фронте за единство и
справедливый мир 0б’единяется патриоти-
	ческая миролюбивая молодежь. об’етиняют-
	ся все честные немецкие мужчины и жен-
щины!

Мы стремимся к дружбе всех народов и
призываем немецкий народ к активному со-
трудничеству с крупнейшими межлунарол-
ными организациями, поставившими перел
с0бой пелью службу делу мира.

Мы хотим мира для Германии и поэтому
выступаем за дружбу с Советеким Союзом,
со странами народной демократии и со все-
ми миролюбивыми силами мира. Эта борьба
за мир проложит путь к немецкому един-
ству и независимости».
	БЕРЛИН, 4 августа. (ТАСС). В связи с
  0б`явлением 1 сентября «Днем мира» в
Германии, по инициативе президиума Не-
мецкого народного совета и немецкого комн-
тета борцов за мир. в Берлине была созва-
на внеочерелная сессия Немецкого нарол-
HOM совета. в работе которой приняли уча-
	стие представители широкой обществен-
НОСТИ.
	Носле доклала председателя презилиума
народного совета профессора Германа Кает-
черз наз заседании выступили: презилент
Немецкой академия наук профессор ИЙоган-
нес Штрукс. председатель Сопиалиестиче-
ской елиной партии Германии Отто Гроте-
воль, предсехатель неменкого комитета бор-
цов за мир писатель Арнольл Цвейг, прел-
селатель хриетианско-лемократического со-
юза Отто Нушке, предселатель либерально-
демократической партии доктор Карл Хаман
и др. 2 .

На сессии был принят текст обращения ко
«Дню мира» в Германии, призывающего
немецкий народ отметить день 1 сентября
мощным и единодущшным выступлением за
мир.

«Под руководством американского импе-
риализма, — говорится в воззвании,— снова
заключаются милитаристские пакты. Атлан-
тическяй пакт и Европейский союз прел-
ставяяют ‘собой военно-политический блок
поджигателей новой войны. План Маршалла
призван играть роль экономических тчеков
нового империалистического военного за-
говора, страны Запалной Европы превра-
шаютея в плацдарм для новой войны.

Нал Западной Германией нависла угроза,
что вначале ее люди и заводы будут по-
ставлены на службу американской военной
		Воззвание Немецкого народного совета
		е6Н0 в подполье, что ей пора выйти на
дорогу открытой политической борьбы.
Он говорит, что Ленин уже работает. над
программой Российской сопиал-лемократи-
ческой рабочей партий. «Ленин хочет
	знать, — заключает свой рассказ Сергей.—
	Что 06 этом скажет рабочая Рига».
	Устами присутствующих рабочая Рига
отвечает: «Мы все пойдем за Лениным».
А Райние одним из первых восклицает:
«вели партия’ рабочего класса станет ре-
альностью, я сочту за великую честь стать
членом этой партии».

Авторы сценария Ф. Рокпелние и
В. Крепе. постановщик фильма Юлий Райз-
ман в содружестве со всем творческим
коллективом Рижской киностудии мастерскя
воссоздали на экране не только правдивый
образ поэта, но и картины современной ему
обтественной жизни.

Эпизоды забастовки на судоверфи, митин-
гов, столкновений © полицией, массовых
революционных демонстраций трулянихея
Риги ярко и правдиво передают атмосбе-
	ру нарастания мощного революционного
пел’ема  -
	Фильм «Райние» — большой и радостный
успех мололей латвийской кинематографии,
создавшей с помошью мастеров русекого
cOBEICKOO кино высокоидейный, художе-
ственно-бисграфический фильм, успех кол-
лектива латышеких актеров. исполните-
лей всех основных ролей и прежде всего
Я. Грачтиня в роли Райниса. Спор Райниса
с емо будущей женой — известной латыш-
ской поэтессой Аспазией — о назначении
поэта в жизни нарола ярко раскрывает перех
нами его. духовный мир. Аспазия, опасаясь
34 жизнь любимого человека, пытается
уговорить Райниса отойти от политики. по-
рвать с друзьями-революпионерами. «Петь
из мышиной норкя? — отвечает на это Рай-
нис.— Нет, дорогая, я никогла ничего не
напингу, если не булу с ними».
	Роль Аспазии в фильме хорошо исполняет
М. Клетниеце, сумевшая создать живой. за-
поминающийея образ жены поэта.
	Я. Осис мастерски сыграл роль тайного
советника барона фон Мейендорфа, одного из
тех пареких сатрапов немецкого происхожде-
ния, которых не раз клеймил в своих гнев-
ных стихах Райнис.
	Фильм о поэте богат поэтическими кар-
тинами латышекой природы. Операторы
А. Шеленков и Чен Ю-лан с любовью за-
сняли берег моря—то пустынный, то ожив-
ленный, густой сосновый лес в лень тради-
ционного латыпекого праздника Лиго. поля
и луга. подернутые дымкой и освешенные
солнцем. Эти пейзажи чулесно гармонируют
с0 строками стихов Райниса, сообшают вол-
нующую красоту многим сценам.

Фильм «Райнис» убедительно свидетель-
ствует 0 больших достижениях мололой
Латвийской республики, которые стали
возможны в наши дни, когда осуществи-
лась давняя мечта позта 0 «свободной
Латвии в своботной России». 06 этом пя-
	шут многие зрители после просмотра но-
вого фильма: «Только свободная Латвия
могла подарить советским зрителям такой
прекрасный фильм». — отмечает тов. Н. Бав-
нина. Участники оркестра русских нарол-
ных инструментов Министерства трудовых
резервов Б. Рамин, В. Косыгин, Ю. Еро-
тов. И. Сердобинцев, готовяшиеся к вы-
ступлению на международном фестивале
молодежи и студентов в Вулапеште, пишут,
чо  воодушевлены новым  прекраеным
фильмом, и обешают рассказать молодежи
зарубежных стран 0б успехах искусства
братеких союзных республик.

OTH краткие записи являются одним из
замечательных шюявлений хружбы русеко-
го и латышекого наролов, неутомимым по-
борником которой был Райнис.

Суд над руководителями
компартии США
	Судья Медина грозит свидетелям
защиты тюремным заключением
	НЬЮ-ИОРЕ, 5 августа. (ТАСС). На вче-
ралинем судебном заседании судья Медина
угрожал тюремным заключением свилете-
лям защиты, которые отказываются стать
осведомителяхи. Он еше больше ограничил
показания свидетелей защиты, в результа-
те чего обвиняемые теперь фактически не
MOTYT представить какие-либо доказалель-
ства в свою пользу.
	Мэдина не разрешил свидетелю защиты,
председателю коммунистической партии
штата Алабама Сэмюэлю Холлу дать пока-
зания. против утверждений обвинения, оено-
ванных в значительной стенени на показа-
ниях агентов Федерального бюро раселедо-
ваний. Таким ‘образом сулья не позволяет
опровергнуть показания этих агентов, пы-
тающихея создать впечатление, что комму-
нистическая партия занята якобы подполь-
Holl, заговоршической теятельностью.
	 Чосле упорных возражений защитников
Медина разрешил, наконец, свидетелю Хоз-
лу отзетять на несколько вопросов, касаю-
щихся позиции коммунистической партии
по негритяневому вопросу.

Во время показаний Холла обвинитель
Мавкгохи потребовал, чтобы сулья заранее
установил. намереваютея ля свилетели за-
щиты сообщить имена икетрувторов или
слутателей на курсах компартии. Отдав
распоряжение о выводе присяжных засела-
Телей из помещения суда, еулья разрешил
залцитникам заявить протест против этого
требования; защитники отметили. что мно-
гие люди уже потеряли работу или подверг-
лись другим преследованиям в результате
оглашения их имен на пронесее.

Сулья неохотно 0б’явил, что он не вы-
полнит просьбу Макгохи, так как «это
было бы беспрецедентным действием». 01-
нако, указал ан, если свилетели будут
упофетвовать, отказываяеь отвечать на во-
просы, требующие названия имен, то
«у меня не будет никакого другого выхода,
кроме как пригозорить их к тюремному за-
включению за неуважение, что я и слелаю».

В конце заседания Мелина отклонил со-
ставленное на юридических оенозаниях за-
явление, требующее освобожления обви-
няемых Холла, Уинстона и Грина из феле-
ральной тюрьмы.
		Максим Горький назвал Яна Райниса
мощным поэтом, отлично определив этим
словом боевую. свобололюбивую поэзию
вылающегося латышекого писателя-борпа.
	создателя современного литературного ла-
тихого языка.
	Выпущенный сейчас на экраны страны
Рижской киностудией фильм «Райнис»
рассказывает о великом народном латьни-
ском поэте Яне Райнисе, о его активном
участии в рабочем хвижении Латвии, в ре-
волюционных событиях 1905 года.

Райние был убежденным другом pye-
ского народа, сторолником русской прогрес-
сивной культуры, последователем великих
революционных демократов — Белинского,
Чернышевского, Добролюбова, талантливым
переводчиком на латышский язык произ-
велений Пушкина, Лермонтова, Горького.
	борцом 32а «с bp
вободну у
re дную Латвию в свободной
	ью настоящее имя Ян Плекшан. Но, бу-
дучи уже известным писателем, редактором
прогресивнсй газеты  «Диенае Jana»
(«Ежедневный листок»). он избрал для себя
псевдоним «Райние». Мы видим, как это
произошло. Путешествуя по стране, наблю-
лая вокруг себя картины горя и бесиро-
светной нищеты, писатель встретился с бед-
пым крестьянином Райнисем. батрачившим
из землях немецкого барона. Образ Райниса
глубоко запал ему в душу, как олицетворе-
ние страшной народной нужды и одновре-
уенно непреклонного народного духа.

Отныне именем Райние он стал полни-
сывать свои гневные статьи, обличалюощие
немецких баронов, парское самодержавие п
затышскую буржуазию, пол тройным гне-
пу которых стонала его родина. Имя Рай-
ниса появляется пол превоеходными стиха-
уп и песнями: они призывали народ на
борьбу и доставили их автору широкую
популярность.
	Проходят годы, и знаменитый поэт. Рай-
ние, вынужденный после поражения рево-
люпия 1905 года тайно покинуть родину, сно-
3 встречается с бедняком Райнисом, став-
изу в дни революционной борьбы одним из
рувоводителей революционных латышских
боевых дружин. В эту трудчую и горькую
хинуту прошания с Латвией поэт слышит
из уст своего старого знакомого слова. ко-
торые свидетельствуют о горячей любви к
нему простых трудовых людей: «Ты всегда
с нами, мы поем твои песни, Райнис», и
‘ау произносит клятву на верность народу,
делу революции: «Как бы ни легли мои
пути, я клянусь бороться за дело рабочего
гласса, бороться за счастье человечества,
пока Я ЖИВ».
	Между двумя этими эпизолами,— OTEDHI-
зающим и завершающим QuILM,— лежит
‹уровое и славное десятилетие революцион-
пой, общественной, поэтической, журна-

листвой деятельности Райниса, лесятиле-
те, отмеченное напряженным творческим
трудом, жестокими полицейскими и цензур-
	ными гонениями, ссылкой. - возвращением
	1. ссыяви, Накануне революционных с6бы-
тай 1905 года, для продолжения кипучей
еволюционной работы, участием в цен-
тральном органе латытиской сопиал-лемо-
	кратической партии газете «Циня» («Борь-
ба»).
	Фальу убелительно показывает. как е
	помощью русских товарищей в атвии
рел0о и крепло сопиал-демократическое
движение. Сцена нелегального собрания
	участников революционных кружков на
иче у Райниса правдиво воскрешает стра-
НИЦу из истории латышской сопиал-демо-
RpaTHH.
	Элин из персонажей фильма русский со-
цнал-демократ Сергей Балашов, друг Рай-
ника по Петербургекому  универеитету,
передает мыель В. И. Ленина, у которого
он недавно побывал в Шушенском, о том,
Ч10 русской социал-демократии становится
	Йюньская степь пзхла травами. Полная
‘олнца, тозпетная, прозрачная, она словно
аюкала табун, окружив его миражами и
теплом, Табун покойно отдыхал у водопоя.

Был 1942 гол. Шла война, и шла жизнь
таперекор войне. В этой далекой прикаспий-
(Кой степи росла и крепла какая-то ветвь
побехы,

В один из дней. когда табун стоял у водо-
nod, настал час Бакира: трудолюбивый,
ОПЫТНЫЙ табуншик уходил на фронт. Baap
	+

; ведавал табун сыну, и правление колхозз
” 01юбряло опытного табуншика. Его сын Да-
	улен учился в восьмом классе, превосхолно
знал ботанику, любил естествознание и биэ-
тогию. Рослый и лалный, не еще с детскимн
прилухлыми губами, Лаулен слушал наказ
отца.

Бакир верил в сына.

Простой и практичный Бакир Жаналилов
Ушел на фронт, твердо заметив ‘себе число
плов скота, которое оставалось в Колхозе
«Брлик».— 11.386.
	Волхоз «Брлик», что по-русски означает
«Единство», расположен в Джангалинском
]айоне, Западно-Казахстанской области, в

0 километрах от г. Уральска.

Степь — океан.

Глаз видит линию горизонта, смыкаю-
Щуюся с небосвозом. Степной орел меряет
ЭТУ даль и, не одолев пространства. скла-
дДЫвает усталые сажени своих крыльев.

По степной мере, фронт был от «Брлика»
близко — в Сталинграле. Опасность — ря-
	19, а степь — широка. Это было так ясно.
Ho oonrorven avain ura Bee Фоме WX
	Ho фронтовики знали. что все фермы их
колхоза на прежнем месте, ни один человек
He ДВИНУЛСЯ из колхоза подальше от войны.

Asn Жантурин — сорокалетний человек
с внимательными карими глазами — часто
писал колхозникам на фронт. И те знали,
что «Брлик» с каждым голом лает ва 060-
DAY вее больше и больше своей продуЕции.
	da время войны он лал государству и в
ПОМОШЬ разоренным колхозам Украины:
	скота 6.697 голов
лошадей 148 »
хлеба 15 317 пудов
	Табуншик Баклр Жанадилов вернулся.
[араненный и’ слалый, табунщию сидел у
своей кибитхи Ha жейлях.
	ПАРИЖ, 5 авгубта. (ТАСС). Военные пе-
реговоры перенесены из Лондона в Париж.
куда уже прибыли американские генералы.
По словам газеты «Монл». злесь будут про-
	исхохить «наиболее важные переговоры.
В них будут участвовать представители
Бельгии и Голландии. а также предетавите-
ли португальекой армии». Газета утверж-
дает, будто бы англичанам удалось убедить
американских начальников штабов оттать
предпочтение «гибкой системе нескольких
группировек»: США и Канала будут входить
в первую группу; «Запалный союз» (Анг-
лия. Франция, страны Бенилюхса) — во
вторую; Норвегия и Дания — в третью;
Италия и Португалия — в четвертую.
«Moni» признает, что «гибкая» система
группировок лает Англии и Франции весьма
«относительную независимость».
Французские военные руководители «как
будто настаивают на создании стратегиче-
ского комитета, состоящего из четырех члё-
нов (США. Англия. Канала и Франция).
Франция якобы должна представлять в нем
страны Бенилюкса и Италию: Но ло поелед-
него времени лишь ‘одна Бельгия как бу1то
согласилась быть представаяемой Францией,
Голландия уклонилась. а Италия предпочя-
тает ховерить непосредственно Соединенным
Штатам свои военные интересы».
—<—
		Разногласия между партнерами
по Атлантическому пакту
	ГААГА, 5 августа. (ТАСС). Голланлекие
газеты на видных местах приводят сегодня
сообщения из Парижа 060 острых разногла-
	CHAX, возникитих между партнерами 9
Атлантическому пакту. Rag ecocdmaer
	«Альгемейн дагблад», резкие сперы возник-
ли между английским фельдмаршалом Монт-
гомери и французским генералом ле Латтр
де Тассиньи. Генерал ле `Латтр де Тассиньи
и другие французскче офиперы упрекают
англичан в том, что они проводят свою
узко эгоистическую политику. В журна-
листеких кругах утверждают, что голланл-
ское и бельгийское командование более бла-
госклонно относится к французсвим планам,
нежели к английским.
	СЕПАРАТНО: АлГЛО-ДАТОКОЕ
	БОВЕШАНИЕ
					se
‘aay.
	aon
ip
ЗК
ty,
bes
		Но

Ch

fe)
		Западные оккупационные власти препятствуют
_  Межзональной торговле в Германии
	зону из Эесена не поступило ни одного ки-
лограмма стали.

Фирма «Георгемариенхютте А. Г.» в 0ена-
брюке несколько дней тому назад заявил о
своей готовности поставить в восточную 30-
ну значительное количество специальной
стали. Западные оккунапионные власти за-
претили и эти поставки.

Как указывает далее агентство, во Франк-
фурте-на-Майне нелавно созлана англо-аме-
рикано-французекая организация, которая
должна контролировать все соглашения за-
палногерманских фирм с фирмами восточной
зоны. Эта организация, являющаяся фили-
алом айгло-американского экспортно-импорт-
ного агентства, ставит целью лишить фирмы
западных зон всякой возможности вступать
в непосредственный ‘деловой контакт с фир-
мами восточной зоны.
	так называемым «роздуш-
	БЕРЛИН, 5 августа. (ТАСС). Как еооб-
щает агентство АДН, 8 июня этого года Не-
мецкое торговое общество в Берлине заклю-
чило с эссенской фирмой «Эйзен унт металл
А. Г.» договор, согласно которому советская
зона должна была получить 2.783 тонны
стали в болванках и некоторое количество
железного лома, за что она обязалась поста-
вить 4.510 тонн феррокремния. 750 тонн
феррохрома и около 1.000 тонн бензина.
Эссенская фирма обязалась уже в течение
июля отправить в восточную зону стали на
сумму 2.270 тые. марок. Главное управле-
ние межзональной и внешней торговли Не-
мецкой экономической комиссии 9 июля ут-
вердило этот договор. Но английские окку-
пационные власти ве разрешили эссенской
фирме выполнить ее договорные обязатель-
ства, и к настоящему времени в восточную
	КОПЕНГАГЕН, 4 августа. (ТАСС). 3 ав-
густа между датским и английским воен-
ным командованием состоялось предвари-
тельное совещание перел встречей с амери-
канскими начальниками штабов. В этом
совещании приняли участие также норвеж-
ские военные. Совещание имело секретный
характер, но, как стало известно, англи-
чане хотели, чтобы латские и норвежские
предетавители отстаивали перел американ-
цами единые с англичанами точки зрения.

В осведомленных кругах Копенгагена
рассматривают это совешание как еше олно
доказательство TOMO, что межлу Англией,
Данией и Норвегией давно уже существует
тесное военное сотрудничество, которое ве
ограничивается только включением латской
и норвежской бригал. в английские оккупа-
нионные войска в Германии. я

Корреспондент газеты «Берлингске ти-
денде» Норлунл сообщает из Лондока, что
это совещание состоялось по инициативе
	личан.
	стоимость жизни
В АНГЛИМ РАСТЕТ
	“ОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Статисти-
ческие данные, собранные институтом ста-
тистики Оксфордекого университета, пока-
зывают, что пены на продовольствие в
Англии серьезно возроели.
	По подсчетам института, за полугодие —
е ноября 1948 по май 1949 г.— стоимость
минимального количества продовольетвия,
необходимого на неделю для семьи в пять
человек, увеличилась с 42 шиллингов
6 понсов ло 48 ниллингов 8 пенсов.
		215 тысяч безработных в западных секторах Берлина
	ПРАГА, 4 августа. (ТАСС). Бак сообщает   ды, связанные с
берлинский корреспондент агентства Теле-  ным мостом».
	пресс, по заявлению обер-бургомистра эапал-
ного Берлина Рейтера от 3 августа. лефинит
	стремятся завоевать
индийский рынок

ДЕЛИ, 5 азгуста. (ТАСС). По сообщению
атентетва Юнайтел Пресе оф Индиа, перз-
товоры 0 заключении инло-американского
договора «о дружбе, торговле и навигации»,
продолжающиеея: более года, лостигли ре-
шающей стадии с прибытием в Дели тор-
гового советника госуларственного департа-
мента США Вильбона.

США претендуют на предоставление им
прав «наиболее благоприятетвуемой напии»
в соответствии с Гаванской лекларапией о
международной торговле. Индийское прави-
тельство пока не лало согласия на этд
	УСЛОВИЕ.
	С 15 июля чиело безработных. тостигав-
	бюлжета западных секторов Берлина лости- Шее в западных секторах Берлина 200 ты-
гает 252 млн. запалных маток. Рейтер ло-  <Я9 человек. увеличилось еше на 15 тысяч
	человек. Сейчас в Западном Берлине отме-
чается наибольшая безработица с 1932 года.
	бавил, что западному Берлину придется,
кроме того. оплатить все косвенные расхо-
	Америка нские планы агрессии
	на Дальнем Востоке
	ВАШИНГТОН, 5 августа. (ТАСС). Сена-
тор-республиканен Ноулэнл (от штата Ка-
лифорния) при поддержке 11 других сена-
торов внес поправку к законопроекту Тру-
мэна о так называемой вознной помощи.
Эта поправка предусматривает ассигнование
175 миллионов лолларов на оказание всон-
	ной помошн «некоммуниетическому = lin-
таю».
	пы) -— 71. каждая отара в среднем насчи-
тызавт 550 голов.
	Летом десятки тьыюяч голов скота пере-
двигаются в радиусе 150—200 каломет-
ров, на необ’ятных землях колхоза. Все пе-
редвижения спланированы; заранее уста-
нозлены маршруты, сроки, границы.
	H пока табуны, стада и отары живут на
приволье, заготавливается корм для всего
потоловья на всю зиму.

Земель у «Брлика» 114 тысяч гектаров,

Это плошаль, в котозой теряются такие
большие озерз, как Блестяшее, Кысык-
камыш, и пойма Кушум. Водное хозяйство
колхоза включает в себя 129 кололпев.

Зимовка скота проводится в 75 «точках».

Там, на зимовках,— «базы». крытые по-
мешения для скота, «аула» — затишья от
ветра, один или два жилых лома, в завиеи-
мости от того, сколько семей ухаживает за
скотом.

Доклалывая на бюро партийной органи-
зации, председатель правления колхоза Жу-
магали Сулекешев излагал положение дел
в хозяйстве. Председатель держал в руках
небольшие таблицы. Жумагали Сулекошев
сменил Аяна в прошлом году: хозяйство
«Брлика», его размах уже стали непосиль-
ны Аяну, не имеющему образования.

— У меня хорошие цифры, — сказал
Жумагали Сулекешев. поднимаясь co eTy-
ла во весь свой замечательный, багатыр-
ский рост — Onn показывают. что мы вы-
полпиу трехлетний план развития живот:
четодетва хосрочно по всем видам скота.

И он начал читать Tabanun:
	Скота в нолхозе «Брлик»
на 1 душу населения
	1940 г. — 15,0. головы
1949 г — 506 »
	Скота в колхозе на 1 трудоспособного
	1940 г. — 29,3 головы
1949 г. — 1118 >»
	— это мы чувствуем, — отозвался секре-
тарь партбюро Сарсангали Карасаев.— У
нас стало больше работы!
		УСПЕХ КОММУНИСТОВ НА ВЫБОРАХ ОБЕР-БУРГОМИСТРА
В ААННГЕЯМЕ
	во время последних муниципальных выборов
в локабре 1947 года. Этого успеха комму-
нисты лостигли, несмотря на, то, что сопиал-
демократы и католики создали на выборах
общий блок вместе со всеми другими реак-
пионными партиями.

ПРАГА, 5 августа. (ТАСС). Как сообщает
  берлинский корреспондент агентства Теле-
ED pece, Ha выборах обер-бургомистра города

Маннгейма (английская оккупационная зона)
  воммушиеты получили 29,6 проп. всех г-
` лосов. или на [2.500 голосов больше. чем

а et Ee, о

Председатель Жумагали Сулекешев мало-
разговорчив, но, даже оставаясь один, он
вдруг задумается и скажет себе:

— Корма... Зимовка!

Председатель живзт на выпасах и в ста-
дах, на сенокосе. Он ездит на маптине по
«точкам» без дорог и троп — прямо по сте-
пи которая ровна и гладка. Прохолят ты-
	сячные. стала диких коз, и щумагали гово-
	PUT € досадой:

_—- Bor Haxze6naen! Изволь, ’ прокорми
их: пожирают и вытаптывают трав боль-
Ше, чем самая крупная ферма.
	Сенокосы — Be окивешь взглялом.
	До сотни сенокосилок работает на лугах.
Растут стога, теряясь вдали. Но сколько
еще надо!

Бригада № 2.

«Иер’в» — землянки — вместительны а
прохладны. В 0с0бом помещении маленький
маслозавод: щепетильная чистота, вход вос-
прещен. Жумагали говорил с доярками: дела
идут хоропю. Старшая доярка Вамар Мукан-
галиева спросила председателя, подавая
чай:

— Бак у нас будет с кормами? Нынче
нет дождей.

Жумагали почти не притронулся в еде.
Сидел и тумал. И он сказал:

— Трудно, но корма будут.

Председатель уехал дальше, на. юг, за
200 километров, к отаре Жексена Махано-
Ва — кавалера ордена Трудового Красного
Знамечи. Жексен вырастил 127 ягнят от
каждой сотни маток. Ему нелегко. Ота-
ра — громадна, водопой — сложное дело.
Ему помогает жена Василя.

Был уже глубокий вечер.

Селой и здоровый, могучего телосложе-
ния, Жексен встретил председателя с раду-
шием доброго хозяина и провел в кибитку.

— Не спишь еше?—с просил Жумагали.

— Нэ шибко спитея.—= ответил Жек-
	  вен.— Отара выросла. теперь у меня 525
	голов. Не знаю, что булу делать в будущем
году: отара. станет не меньше 1.200 голов.

Й он спросил о кормах.

— Зимовка...— трудно выдохнул Жума-
гали.

Он спал в юрте Жексена п видел себя в
ых Чабана Роеевгали Айланалиева, у ко-
торого отара более тысячи голов.
	  дать, если пряложить к ним труд. Нало вы-
	пасы и сеновосы улучшать: дисковать. пол-
севать, рыхлить почву, сеять траву. Несб-
холимо эти мероприятия проводить в шир-
	‘Ччайших масштабах.
	Но трехлетнему плану поголовье-скота у
колхоза «Брлик» в   января 1950 г. дол-
жно быть 39.620. Эта цифра уже превзой-

В вечерней дали показался какой-то та-
бун.

Табун приближался. Чей табун? Он такой
большой. Неужели это тот самый зазетный
табун? Вгадник направил кобылиц к водо-
11070.

— Даулен! — узнал отец.

Вюзмужавший, загорелый Лаулен бросил
HOBOIBA Ha луку седла и подбежал к отцу.

— 0, лжигит! — ласково прошептал Ба-
вир. Он поблагодарил сына и спросил: —
Вее ли живы?

—. Вее живы и злоровы,— ответил сын.

_Бакир не знал многого, что родилось в
жизни колхоза за время войны, но чувство-
вал, что «Брлик» подеялся на какую-то но-
вую высоту. как ползималея на высоты он.
	Бакир, там, на фронте. Бесспорчо, это было
так. 06 этом говорило мужеетвенное лицо
	сына, его ровный взглял, окрепший голос.

Бакир не ошибся. Лействительно, колхоз
прошел славный путь.

Он выстоял, как гранитный монолит в
глубине степи.

Олыт этого колхоза драгопенен.
	Забегая вперед, заметим, что на Т июля
1949 гола поголовье скота у колхоза
«Брлик» составило выше 42 тысяч, а Е
конлу гола оно достигнет 45 тысяч голов.
	Люли колхоза «Брлик» прошли великую
школу открытий. Войнз натолкнула их на
такие резервы. о существовании которых
ани и не предполагали. Фни их увилели и
использовали. Й лалее, поле войны, они не
переставали их искать, находить и обра-
		щать B голо.
	И вновь вопрос упирается в механиза-
цию, в смелее расширение парка разно-
образных машин, в широкую подготовку
кадров механизаторов.
	Подготовка кадрор механизаторов живот-
говодства нигде в Базахетане еше не начи-
взлась толком. Это еще не тронутая целина.
Нельзя ждать с разрешением и этого во-
проса.

Далее. Вопрос о товарности. На олной
Из «точек» в кибитке Бакира Жанадилова
шел спор: до каких пределов может расти
колхоз? Стоял смех. Несколько голосов го-
верили враз:

— Нет такого предела! Какой же может
быль предел?

хпрямый голос бубнил:
	—- Ну хорошо, быть может, я не тах
сказал...—- И человек возвысил. голос:— У
меня в стаде отход! Вы понимаете, отхол
поголовья! А по какой причине? Из-за ста-
рости. Скот давно надо продать, а он засто-
ялея, у него зубов уже нет.
	Оказалось: планы мясопоставок госудлар-
стзу малы для колхоза «Брлик». Он, как
и другие, его масштабов, колхозы, достигнув
столь большого размаха и такого бурного
роста произволительности труда, может и
естественно должен поставлять государству
мяса больше, чем поетаваяет сейчас. Роет
его товарности: задерживается. А что значит
задержка кровообращения в живом, бурно
развивающемеа органиеме?
	— Все эти вопросы, — сказал секретазь
Джангалинского райкома партии Б. И. Изму-
хамедов,— стучатея в дверь. Это вепросы
роста. Они не районного масштаба. Они ста-
ли жизненными проблемами для всей обла-
сти. для республики. Жизнь поднялась и
выдвигает новые задачи.

* xs £
	Бопросы, которые выдвигает рост жиз-
ни.— благороднейшие вопросы. Но они и
самые трудные.

Опытный Бакир сказал:

— 9% хоропю, что мы дожили до таких
дел. Мы их сделаем, была бы охота.

— Вогла любишь дело и знаешь его. —
заметил Даулен,— то преололеваешь любую
	трудность.

В. ВЕЛИЧКО...
Колхоз «Брлик»,

Казахская ССР.
	(0 тому же плану на 1 января 1952 г.
поголовье в колхозе должно быть 55.588
голов. (Оно будет значительно больше). Что
это значит? «Брлику» наЛо булет иметь:
	пастухов 514 чел.
`дояроЕ 100 »

Гле их взять? А надо еше иметь в вилу
заготовку кормов, строительство и полевод-
ство.

Так встает острейшая проблема механи-
зации животноводства: механизации кормо-
добывания, механизации колодцев, ‘механи-
зации подвозки кормов, механизации стриж-
ки и доения. Нужны: тракторные широко-
захватные сенокосилки,  стогокопнители,
тракторные сани и волокуши, моторные на-
сосы у колодцев, электрострижка, элевтро-
доение.
	Ноднимет ли всю эту механизацию кол-
х03 сваими силами?

Нет, не поднимет. Он может поднять зна-
чительную ее часть, но все же только часть.

Нужно огромное количество моторов и
механизмов. Не чувствуется, чтобы этот
вопрос живо и практически решался: в Ка-
захстане.

Есть ли возможности разрепеить этот во-
прос?

Да, они есть.

Они существуют, эти возможности, в
пределах самой республики, но они не
используются:

Казахстан располагает перзоклассной в
разнообразной промышленностью и ‘хоро-
aM спепиалистами. Шочему же партий-
ные И советские организации республики
We используют опыт московских большеви-
ков, которые организовали производство
тракторов и других сложных машин на
предприятиях Москвы, не открывая 060-
бых заводов, а используя имеющиеся резер-
вы работающих заводов?

Машины, необходимые лля механизации
животноводства, можно делать в самом Ка-
захстане, на его заводах. Это; разумеется.
задача бсльшая, дерзкая, но она разрешима,
если за нее взяться.

Далее. Уже сейчае «Брлику» нехватает
сенокосов и выпасов. А что будет, когда его
стало вырастет?

Руководители колхоза и колхозники пре-
врасно понимают, что они берут от своих
земель лишь частицу того, что те могут
	BOAXS3S имеет мясное и молочное живот-
нозолетво; мясное у него — главное. Скот
выращивается в стойле и в отгоне. Молоч-
НЫЙ СКОТ H МОололнНяЯЕ Не «кочуют».
	Масштабы хозяйства громалны. Можно
запутаться в его сложных переплетениях.
У колхоза восемь ферм: коневодческая, вер-
блюжья, молочные и овцеводческие; фермы
разбиваются на табуны, стада и отары —
это многочисленные звенья, живущие дея-
тельной жизнью, в единой жизни колхоза.
Пеего таких звеньев — 87; одних отар (св-
	Корма, зимовка...
Этими двумя слозами можло выразить
главные летние заботы колхоза «Брлик».