12 СЕНТЯБРЯ 1949 г., № 255 (11362)

ПРАВЛА

Обвинительный; акт Венгерской государст венной
по делу Райка и его сообщ

Для достижения этой пели югославекие, ггерского государства и коммунистической
	америванские и другие разведывательные
органы всеми силами поллерживали Райка.
	В ноябре 1946 года ему подчинили д-ра
Сеньи Тибора, который по указанию руко-
водителя американской шпионской органи-
	зации 055 Аллена Даллеса организовал шии-
онскую группу из венгерских эмигрантов-
тропкистов в Швейцарии. Зимой 1944/45 г.г.
Цаллес с помощью агентов Тито в Швейпа-
рии и Франции переправил эту шпионсхую
группу на американском самолете через.
	Белград в Венгрию, в тыл Советекой Армии
	в качестве югославской военной комиссии.
	Югославские разведчики летом 1946 гола
	присоединили к Райку Палфи Дьердя—фа-
шистского офицера армин Хорти. Палфи, ко-
торый по собственному. признанию с лета
	1945 года был завербованным югославским
шпионом, разыгрывал из себя коммуниста:
последовательно стал генералом, началь-
ником погранвойск, позже — заместителем
министра обороны. С помощью этого сообщ-
	ника Pak создал. ширско разветвленную.
	организацию. Он посылая на высокие посты,
куда только мог. агентов империалистов, в
первую очередь бывших тронкистов, прово-
каторов и шпионов. Так попали.на руково-
	дящие носты в полицию и министерство
иностранных дел Сас. Бела — посланный на
	родину из Южной Африки шпион англий-
	ской Интелялижене Сервие, майор Фридьен—-
	агент американской шпионской организации
«CIC». Шниону. французского «2-го бюро»
Маршаллу Ласло было поручено политиче-
ское воспитание в полиции; троцкисты Око
Дьюла и Матьяш Ласло стали полковниками
полиции. Райк ввел в политическую поли-
цию д-ра Бек Янош, Рат Карой, Ковач Фе-
ренц, Калчич Йожеф и пругих своих старых
друзей-питионов:- Бывший капитан жандар-
мерии Коронли Бела в: качестве полковника
полиции получил задание организовать 060-
бый батальон при министерстве внутренних
дел из бывших жандармов, хортистеких
офицеров.

В то же время Налфи заполнял фалтиста-
ми и хортистскими офицерами гонведство,
а Сеньи пыталея разместить своих ‘агентов
в государственном аппарате, на хозяйствен-
ные посты, в компартии. Райк ин его банда
систематически вытесняли сторонников де-
мократии, особенно рабочих н крестьян, из
полиции, армии, государственного аппарата;
в ТО же время они освободили из лагерей для
интернированных ‘проникших сюда INTHO-
нов и провокаторов.

В политической области они также раз-
вивали большую активность. Жена Райка.
стала генеральным, секретарем лемократиче-
ского Союза венгерских женщин. Через Го-
сударетвенный совет народных коллегий,
который Райк широво поддерживал через
министерство внутренних дел, они распро-
странили свое влияние на часть студенче-
ства, молодежи. Райк, как «почетный стро-
ительный рабочий», пытался распространить
через профсоюз строителей свое влияние
	также и на профсоюзы. Райк стал предсе-
	хателем  Венгро-Югославекого общества
чт. д. 52

Наряду с организапией Райка югославы
создали свою собственную шиионекую Op-
ганизацию. Злоунотребляя доверием венгер-
ской народной демократии, они проникли не
только в государственные органы, но и в
политические партий, экономические уч-
реждения, общественные организации. Hx
организации представлялись такими развет-
вленными и значительными, что, опираясь
на Райка и его банду, уже осенью 1947 г.
был взят куре на свержение венгерской на-
родной демократии, ; /

Бранков Лазар, бывший поверенный в
делах югославской миссии, показывает по
этому поводу следующее:

«Наша шпионская организация посте-
пенно охватила всеготрасли государетвенно-
то. аппарата, армию, полицию. Эта же шии-
онская сеть, начиная с 1945 года, проникла
в руководство Венгерской коммуниетиче-
ской партии и. Социал-демократической
партии, а также в руководство многочие-
ленных общественных организаций. С по-
уошью шпионской сети в государственном
аппарате и в армии югославекое прави-
тельство развило большую подрывную
деятельность против венгерского  прави-
тельства. Благодаря этому югославский ми-
нистр внутренних дел Ранкович, согласно
планам Тито; мог давать через питионскую
сеть конкретные распоряжения относитель-
HO свержения венгерского правительства,
	смены государственного строя Бенгрии».
	Целям подготовки в исполнению этого
плана служил визит Тито в Венгрию в де-
кабрь 1947 гола. Этот визит,— который
во многом напоминал вторжение в Будапешт
завоевателя, — происходил по. тшательно
педготовленным планам югославских PYKO-
водителей: его целью было. поднять авто-
ритет Тито, а также Югославии в Венгрии,
так как группа Райка и их югославские
сообщники постоянно пытались  искуе-
ственно популяризировать Тито и снизить
большой авторитет Советского Союза. Воз-
	врашаясь из Будапешта, Гито под предло-
том охоты провел один день в Келебии,
близ югославской границы. В его поезде
ехал также миниетр внутренних дел Райк,
который уже предварительно неоднократно
беседовал с Тито и югославскими руководи-
телями. На станции Келебия, в поезде Тито,
югославский министр внутренних дел Ран-
кович пригласил К себе Райка. Через
переводчика Бранкозва он детально сообщил
ему о проделанном. Сотласно показаниям
Райка, Ранкович сказал, что

«План состоит в том, чтобы, незаметно
притупляя бдительность правительств сосед-
них стран, включить страны народных де-
мократий в орбиту Югославии с центром в
Белграде».

Для подготовки этого служили так назы-
ваемые_ Союз балканских профсоюзов, Бал-
канский спортивный союз, Балканский союз
молодых рабочих, Балканский женский
союз и т. д., центр которых был все в т0\
же Белграде. Относительно внутренней по-
литики в Венгрии Ранкович дал следующее
указание Райку:

«Ориентируйтесь на националистические,
шовинистические элементы в армии, поли-
ции, государственном аппарате, на мелко-
буржуазные силы в городе и особенно в де-
ревне».

Ранкович сообщил указание Тито, соглас-
но кототюму Райк полжен был взять курс на
	  ликвидацию настоящих руководителей вен-
	партии и после этого взять в свои руки ру-
ководетво Венгрией. Райк принал это пору-
чение и усилил свою деятельность.

С марта 1948 г. стало появляться все
больше и болыше фактов, которые показы-
вали, что югославо-американские планы
начинают разоблачаться. Как член полит-
бюро коммунистической партии, Райк был
информирован о том, что Информационное
бюро собирается разоблачить предательство
Тито. 06 этих приготовлениях Райк систе-
матически ивкформировал титовцев.

Опубликование резолюции Коминформа
разоблачилое планы титовцев и слелало не-
возможным их осуществление, поэтому ти-
товцы сообщили Райку, что для выработки
тактики в связи с изменившейся обстанов-
кой необходимо осуществить тайную ветре-
чу Райка с югославеким министром внутрён-
них дел Ранковичем. Эта тайная встреча со-
стоялась в начале октября 1948 года около
г. [lagi в охотничьем угодье землевлалель-
ца хортиста Клейн Антал. С помощью на-
чальника пограничных войск Палфи Ран-
кович с двумя сопровождающими нелегаль-
но перешел границу и встретился с Райком,
воторого привели к месту встречи югослав-
ский посланник в Будапеште Мразович и
его любовница— учительница из г. Пакш-—
Тарисняш Дьердьй.

Ранкович сообщил Райку новый план,
подчеркнув, что он разработан лично Tuto
и что, кроме. него, он известен только Джи-
ласу и Карделю. On сообщил, что после ре-
шения Информационного бюро для достиже-
ния прежних целей нужно перейти на новый
путь. Он изложил «гениальный» план Тито
относительно того, как он будет постепен-
но поворачивать югославский народ против
Советского Союза и переводить его в лагерь
западных империалистов и как одновремен-
но он намеревается усилить реакционные
силы етран народных демократий и обеспе-
чить их организационное сплочение, а так-
же как он собирается перетянуть эти стра-
ны на сторону империалистов, противопо-
ставив их Советскому Союзу.

«Тито, — заявил Ранкович, — наметил
для осуществления этой пели в новой об-
становке три задачи. Во-первых, мобилиза-
ция народов Югославии против СССР; во-
вторых, увеличение и организация в стра-
нах народной демократии антисоветских сил
и, в-третьих, использование в международ-
ных вопросах разногласий между СССР и
англо-американцами. В последнем случае
мы должны опираться в борьбе против ко-
лоннальной политики ОСЕР на великие дер-
жавы... Тито гениально разрешил эту про-
блему, выработав план, согласно которому
можно будет постепенно ликвидировать
просовелекие настроения югославского на-
	pela».
	DyAAUEUL, Lf сентяоря. (1575). Бен-  Райк бежал во Францию, гле в интернацио-
терекие газеты публикуют сегодня обвини-   нальных конилагерях в бап!-Сурцев, биг
тельный акт по делу бывшего. венгерского   Уегпеё познакомился с югославекими аген-
министра иностранных дел Райка Ласло и  тами иностранной разведки, которые, как,
его сообщников, обвиняемых в преступле-   ‘например, Беблер, Коста Наль, Гоеняк, Мас-
ниях, направленных на свержение демокра-   ларич, Мразович и др.. полобно Райку зани-
тяческого государственного строя в Венгрии,   мались ишионекой провоканионной леятель-
и в ряде других антигосударетвенных пре-  ностью в Испании и затем в концлагере.
ступлений. . В этих лагерях обосновались француз-
Обзинительный акт государственнай Про-   ская; американская шинионские организации
кбратуры Буданетшта (дело № 851661/2 —   и гестапо. Е Райку явился Ноель Х. Филх
1949 г.), похписанный председателем иро-  (Хо! Н. Ее!9). очин из руководителей аме-
куратуры доктором Дьюла Алапи и хатиро-  риканской шипонской организации «Офис
ванный 6 сентября 1949 г., адресован бу-  оф Стрателжик Сервис» (055) в Швейцарии,
дапештскому народному суду. Обвинитель-  и сообщил ему, что по особому указанию
НЫЙ аЕТ гласит: своего начальства он хочет помочь uy BO3-
- .   вратиться на родину. В конплагерь в Верне
В народныи суд (Vernet) прибыла также неменкая лелега-
} ция, руководитель которой майор гестапо
г. Будапешт   вызвал Райка и сообщил ему, что посылает
его на «работу» в Венгрию.
Райк после возврашения в Венгрию
немедленно явился к прежнему начальни-

A ку политической полиции Хайн Петеру,
строя, и в других преступлениях, представ-   который при Салаши стал капитаном поли-

1яю следующие данные следствия. Я обви-  ции. Райк показал об этом следующее:

HAW. я «Я рассказал ему вее, что узнал в Исна-
- 4. Райк Ласло. нии и Францин. Хайн сообщил мне, что

a) B BOCHHOM преступлении и преступле-   Фицер гестапо помог мне по его просьбе».
нии против народа на основе пункта 4, lo указанию Хайна Райк, тайная хея-
$13 распоряжения венгерского правитель- тельность которого не была известна в Вен-
ства 81/1945 и на основе пункта 5, & 10  ГРИ, направил в подпольное коммунистиче-
распоряжения венгерского правительства   К движение провокатора Гайер Имре. На
1440/1945, узаконенных в законе 1945.   беНове лоносов Гайера был арестован и
VI , казнен Шенхерц Зелтан, секретарь комму-
6) в измене родине на основе пункта 2,   НИСтической партии, и убит Рожа Ференц.

$ 60 закона 1930. Ш и на основе $ 2. ¢ той целью, чтобы не разоблачить Райка,
абзац (3) закона 1934 ХУИ    полиция также арестовала и его, но он был

А

2 ОДО, Opranmaanmell, Пара ТОО п ен
ленной нз свержение демократического го- 2 Бтябре 1 р

При оглашении обвинительного акта по
дхелу Райка и его сообщников, обвиняемых
в преступлении, направленном на сверже-
ние демократического  государетвенного

а р ПР и: о > РЕ ЗПР

‚эп   Зашистов арестовали Райка вместе с дру-
(1 sanona 1946. Vil на основе & 1, абзап гими, и в январе 1945 года он предстал
	ое << EEE IIR IIE IE

перед военным сулом в Шапронкехид. Шро-
2. Палфи Дьердь. курор суда д-р Яноши Ференц показывает
з) в руководстве организапией, направ-  06 этом:
	«Во время сула Райк Ласло с пелью за-
	щиты рассказал, что он с давнего времени
находится в связи с полицией, которой он
в ряде случаев оказал серьезные услуги».
	На закрытом судебном заседании в за-
щиту Райка Ласло выступил его старший
брат Райк Эндре, статс-секретарь нила-
шиетского правительства. Райк был оево-
божден, его дело было передано граждан-
скому суду, который позже уже в Баварии
освободил Райкз, а другие четыре обвиняе-
мых по этому делу были казнены.

Следовательно. Райк Ласло был осведо-
уителем и провокатором полиции Хорти п
гестапо: этим он соверпгил военное и ан-
тинарохное преступление.
	6) Б конце мая 1945 года Райк Ласло
возвратился в Венгрию. Ему удалось
скрыть свое прошлое, и он стал играть
роль преследовавшегося коммуниста, уча-
ствовавшего в боях в Испании. Он стал се-
кретарем булапештской организации Вен-
герской коммунистической партии, депута-
том парламента, министром внутренних
дел, а затем министром иностранных дел.
Истественно, он продолжал свою прежнюю
	8) в руководстве организапией, направ-   00 этом:

ленной на свержение демократического го-  «Вот
сударственного строя, на основе & 1, абзац   щиты р
(1) закона 1946.УП, находит

6) в измене родине, на основе пункта 2.   в ряде.
$ 60, закона 19301 и на основе $ 2,  Ha 3
абзац (3) закона 1934. ХУШ. mim P
	3. Бранкова Лазар.
	8) в руководстве. организацией, направ-
ленной на свержение демократического госу-
дарственного строя, на основе & 1, абзац (1)
закона 1946.УП,

6) в участии в подстрекательстве к убий-
ству, наказуемом на основе & 1 статьи 69

уголовного кодекса и на основе статьи 278
утоловного кодекса.
	4. Д-р Сеньи Тибор.

а) в измене родине, на основе пункта 2,
$ 60 закона 1930 и на оенове § 2, ad-
зап (3) закона 1934.ХУШ,

6) в руководстве организацией, направ-.
ленной на свержение демократического го-
сударственного строя, на основе & 1, аб-
зац (1) закона 1946.УП.
	5. Салаи Ана
	HDOhYp
	В заключение Ранкович сообщил указа-
ния и условия Тито:

«Югославская помошь накладывает на
новое венгерское правительство такие есте-
ственные обязательства по. отношению к
Югославии, которые не подлежат обеужде-
НИЮ. Вопросы внешней и внутренней по-
литики, которые находятся в моем и Роб
Антона ведении, а также вопросы гонвед-
ства — все нужно согласовать е интереса-
ми Югославии. Во-вторых: венгерская про-
мышленность должна принести жертвы ©
целью выполнения югославских экономиче-
ских планов».

Ранкозич сообщил свон планы относитель-
но нового правительства. Премьер-министр
нового правительства — Райк Ласло, ми-
ниетр внутренних дел — Роб Антон (один
из руководителей ЗОВА, югославской иион-
ской службы в Венгрии), военный ми-
нистр — Палфи Дьердь, югославский шии-
он. Ранкович добавил:
	«Тито не будет возражать, если в буду-
щем правительстве примут участие бежав-
шие на Запад руководители социал-демокра-
тической партии и несколько лиц из окру-
жения Надь Ференца».

Среди политических указаний фигуриро-
вало также требование, чтобы Райк опирал-
ся на сторенников Хорти и Салашш, като-
лическую реакцию, кулаков и в связи ©
последними, чтобы подчеркивал пример Юго-
славии, «где Тито не ведет борьбу против
кулачества». Наконец Ранкович сказал, что
для вооруженного свержения правительства
предоставит в распоряжение Райко собетвен-
ных военных спепиалиетов.
	Райк Ласло принял указания Тито к ис-
полнению. По прибытии в Буданешт он по-
ручил Малфи Дьердью провести соответ-
ствующую вооруженную подготовку внутри
армии для свержения республики. Палфи,
который по своей собственной особой ли-
вии был уже информирован о планах, со-
общенных .Ранковичем, дал знать Райку,
что он Уже начал подготовку, и ознакомил

его с деталями плана вооруженного высту-
ления.
	. Райк Ласло хал указания также и Сеньи

Тибору провести со свозй стороны подгото-
вительную работу, подготовить конферен-
цию, задачей которой была бы передача
руководства Венгерской партии трудящих-
ся Райку. Ранкович со своей стороны на-
правил в Венгрию в качестве липломатов
двух опытных политических убийп, двух
палачей-——Иовановича и Йойкича. Он дал им
задание подготовить убийство государствен-
ного министра Ракоши. Матиаса.
	Bee эти планы были повержены в прах
мерами, предпринятыми против реакцион-
ных элементов и шпионов. В. результате
этих мер значительная часть сторонников
Райка была удалена из армии, полиции и
государственного аппарата. А в середине
мая начались аресты заговорщиков.
	Вышеперечисленные Факты говорят 0
том, что Райк Тасло выступил ининиатором
организации, направленной на часиль-
слвенное свержение установленного за5о-
ном   от 1946 года демократического госу-
даретва, а также правительства республи-
ки, и, руководя этой организацией, совер-
шил преступление.

a) Tanda Дьердь родился в 1909 г. Он
происходит из состоятельной буржуазной
семьи. Окончив академию Людовика, он до
второй мировой войны один год елужил в
итальянской фашистской армии, откуда вер-
нулся убежденным фашистом. Будучи офи-
пером армии Хорти, он принимал участие в
оккупации Украины, за что получил по-
хвальную грамоту от министерства обороны.
Из-за происхождения жены он был вынуж-
ден уйти из армии, а это послужило для
него предлогом, чтобы в начале 1945 г.
вступить в новую армию, как «антинемец-
кому» офицеру. Летом 1945 г. он уже был
шпионом югославской разведывательной
организации. В том же 1945 г. он устано-
вил связь с Райк Ласло. На неоднократных
переговорах с Райком Палфи познакомился
‘и согласился с целями антигосударственной
ий антинародной организации. В задачи
Палфи входило руководство организацией по
‘военной линии. В сотласии с Райком он
‘защищал и продвигал по служебной лестни-
це в армии реакционных, хортистеких, фа-
щистских офицеров, на важные руководящие
посты направлял тех, о ком ему было изве-
стно, что они слепо следуют за его подлыми
целями и указаниями. В 1947 г. по указа-
нию Райка Палфи усилил свою деятель-
ность, он организовывал военные сборы и
маневры, связанные с подготовкой к воору-
женному заговору, и т. д.

При посредетве югославского военного ат-
таше в Будапеште полковника Лозич, Палфи
установил связь с югославским полковником
Недельковичем. Встреча произошла в Ри-
ме в ноябре 1947 г. на партизанеком кон-
грессе, где Неделькович перёдал Палфи пря-
мые указания Тито. Он заверил Палфи в
том, что цели Тито осуществятся, т. к. их
поддерживают Соединенные Штаты Америки.

В октябре 1948 г., после тайной ветречи
Райка с югославским министром внутренних
дел Ранковичем в Пакше, Налфи ускорил
темпы вооруженной подготовки свержения
республики. Он подготовил и письменно из-
ложил план, который считал осуществимым
с помощью 10 батальонов. Этим батальонам
Палфи предназначалозь захватить важней-
шие общественные здания, почты, радио,
ЦЕ партии, а также промышленные центры
в провинции. Палфи разработал план убий-
ства членов правительства Ракоши Матиаса,
Фаркаша Михая и Гере Эрне. Эту задачу он
поручил бывшему капитану жандармерии
поаковнику полиции Коронди Бела, в рас-
поряжение которого он намерен был пере-
дать, кроме уже организовавного Воронди
специального батальона, особую часть, воз-
данную из хортиетеких офицеров. План был
изложен на, карте Большого Будапешта. Этот
план хранился в служебном сейфе Палфи до
тех пор, пока Налфи не узнал об аресте
своих сообщников. С помощью своего секре-
таря Розенфельд Эдит он уничтожил иланы,

Таким образом, Налфи ДЛьердь совершил
преступление, проводя организационную
работу, направленную на насильственное
свержение установленного законом 1 от
1946 г. демократического государства и
рестублики.

0) Палфи Льердь был атентом ютослав-
	ской разведки с 1945 г. Руководителю wro-
славской шпионской организации в_Венгрии
советнику югославской миссии Бранкову
Лазару он регулярно перелавал секретные
документы и данные 0б армии. Работникам
военно-политического отдела он давал ука-
зание давать данные, которые просит Бран-
ков. Эту шпионскую работу Палфи Дьердь
проводил для югославского военного атташе
полковника Лозича, а поеле его от’езда —
советника югославской миссии полковника
Вокаила.
Палфи Дьердь, будучи  генерал-лейте-
нантом и инспектором армии, злоупотреб-
ляя своим служебным положением, переда=
вал секретные сведения 0 военном и
экономическом положении венгерского госу=
дарства представителям иностранного госу-
дарства. Этим он совершил серьезное прё-
ступление, нарушив интересы страны.
	а) Бранков Лазар был главным резиленз
том югославского министра внутренних дел
Ранковича в Венгрии. Вначале он был ру=
ководителем югославской военной миссии;
потом советником югославской миссии, &
позднее стал югославеким поверенным в. де=
лах. Перед его направлением в Венгрию, в
начале 1945 г., руководитель югославской
военной миссин полковник Цицмил 0брад;
ссылаясь на указание Тито, опрелелил -за=
дачи членов миссии, как показывает Бран=
ков, следующим образом:

«Тито, Кардель и Ранкович  рассчитыз
вают на то, что сотрудники миссни свое
пребывание в Венгрии используют дла поз
лучения шпионского материала о. палитичеё=
ских и экономических мероприятнях вена
герского правительства, а также будут про-
водить разведывательную работу в отношеы
нии советских частей в Венгрии. Он 2006-
щил нам, что мы должны установить Tec-
ные связи с английскими и американскими
уполномоченными и не подпасть под влия-
ние советской части Союзной контрольной
комиссии, особенно маршала Ворошилова».

В соответствии с этим Бранков несколько
лет поддерживал связь с Райком, Палфи
и другими элементами, выступавшими-по-
тив венгерского лемократичеекого госулар-
ства. Он связал Палфи Дьердя с Райком. Он
согласовывал действия организаций Райка
Ласло, Палфи Дьердя и других. Он руково-
дил шпионской деятельностью Роб Антона,
воторого по его требованию избрали секре-
тарем Демократического союза южных сла-
вян в Венгрии и который стал депутатом
парламента. Бранков был переводчиком на
переговорах Райка и Ранковича в декабре
1947 г. в Келебия. Ему, как доверенному
липу Тито и Ранковича, выпала залача:
ускорить выполнение планов, направлен»
ных на свержение Венгерской республики,
и контроля за этим. Когда после опублико-
вания резолюции Коминформа эта его роль
столкнулась с трулностями, он по прямому
указанию Ранковича выступил против Тиз
TO и, сделав по этому поводу публичное за-
явление, остался в Венгрии, отказался вер-
нуться в Югославию. На самом же леле он
тайно продолжал свою деятельность, направ-
ленную на свержение Венгерской респуб-
лики.

Таким образом, Бранков совершил пре
ступление, руководя организационной рабо-
той, направленной на насильственное евер-
жение установленного законом 1 от 1946 г.
демократического государства и правитель-
ства демократической республики.

6) Бранков Лазар был в Венгрии руково-
дителем югославской официальной шпион=
ской организации. Больше 4 лет он регуляр-
но получал секретную информацию от Райка
Ласло, Палфи и целого ряда завербованных
агентов. Указание проводить эту деятель-
ность он получил непосредственно от Тито.
Он был самым активным агентом Тито.

Бранков Лазар в период своего пребыва=
ния в Венгрии постоянно занималея шиио-
нажем.

в) Летом 1948 г. Бранков Лазар вызвал
Е себе работника югославской шнионской
организации пресс-атташе югославской мис-
спи в Будапеште Живко Боарова п с00б-
щил ему, что один из руководителей юго-
славов в Венгрии Моич Милош высказалея
за резолюцию Информационного бюро. по-
этому есть опасения, что он разоблачит
деятельность сторонников Тито в Венгрии.
Бранков дал Боарову указание Утоворить
Моича Милоша отказаться от этого наме-
рения, и если Моич Милош булет настап=
вать на своём, то убить его. После этого
Вранков передал револьвер ютославского
обсланиика Мразовича Боарову, который
ночью 10 июня 1948 г. несколькими вы-

стрелами из револьвера убил Моич Мило-
ша Ha ero квартире.
	Таким образом, Бранков Лазар уговорил
Боарова убить Моич Милоша, то-есть со=
вершил преступление, подстрекая в убий
	CTBY.

lV.
	ПИ
		Излагая суть этого плана, Райк показы-
вает:

«Основные принципы этого гениального
плана, как сообщил мне Ранкович, следую-
Hike: вначале будет проводиться критика
решений Коминформа, затем это решение
будет квалифицировано, как клевета, HO: B-
этот период еше не будет допускаться кри-
тика по адресу СССР и его руководителей.
Наоборот, в этот период будет провозгла-
шаться дружба с Советским Союзом... За-
тем, — продолжал он, — мы постепенно,
но все более репгительно, начнем говорить
о том, что СССР несет ответственноеть за
невозможноеть ‘осуществить пятилетний
план Югославии, а в связи с этим и планы
социалистического строительства, и особен-
но 38 невозможность выполнить данное на-
ми обещание — ноднять уровень благосо-
стояния народных масс... Эта пропаганда
безусловно явится очень эффективной, —
заявил Ранкович.—С ее помощью дружеет-
венные чувства нашего народа к СССР пре-
вратятся в ненависть... Шо расчетам Тито —
сказал Ранкович, — эта пропаганда долж-
на подготовить путь к оправданию перед
народными массами ориентации Тито на за-
падные державы, вместо ориентации Ha
CCCP».

В отношении Вентрии Ранкович заявил
Райку, что Тито

«в самое ближайшее время начинает рез-
кую кампанию против руководителей вен-
герского правительства и государства. Ра-
коши будет обвинен в ревизионизме, а также
B TOM, что под его руководством венгерское
правительство намеревается оторвать от
Югославии территории с венгерским: населе-
нием. После того, как в -результале этого
возникнут противоречия между югославеким
и венгерским народами, этот вопрос в со-
ответствующий момент будет поднят в пар-
ламенте. Эта операция будет сопровождать-
ся пограничными инцидентами, за которые
Югославия возложит ответственность на
Венгрию».
	Эти пограничные инциденты, согласно
изложенному Ранковичем плану,’ должны
были послужить Ютославии формальным
предлогом для военной интервенции против
Венгрии, для вооруженной оккупации части
венгерской территории. Эта интервенция
должна была произойти в тот момент, когда
Советский Союз был бы занят каким-либо
международным осложнением. Одной из ча-
стей этой военной операпии явился бы пе-
рехол гранины югославской армией в вен-
герской форме, а также переход в Венгрию
из Югославии собранных в английских и
американских оккупационных зонах  жан-
	дармов, салашистов и хортистов, тавбже в
венгерской форме.
	В план входило «физическое уничтоже-
ние» отдельных членов венгерского. прави-
тельства и в первую очередь Ракоши Ма-
тиаса, Фаркаш Михая и Гере Ээне.
	Обеспокоенного Райка Ранкович успоко-
ил, что у них большая практика в этой об-
лаети:

«Некоторые из врагов Тито могли бы хо-
рошо рассказать о тех способах, которыми
Тито и он (Ранкович) избавлялись от своих
врагов».
	Ранкович предложил Райку поручить
убийство ведущих министров венгерского
правительства Палфи и его людям в армии.
	«Позаботьтесь, — заявил зРанкович, — 0
разнообразии этих убийств, например, что-
бы с олним произошел несчастный случай,
с другим — самоубийство, .с третьим — вне-
запная смерть от болезни, или же застре-
лите их в квартирах и позже дайте соответ-
ствующее об’яснение, например — застре-
	лены при попытке в бегству».
	ми Е м Е 4 3” ”  > ыы бб За

a) B военном преступлении, Ha основе   д деятельность. 06 этой своёй деятельности
	Райк показал:

«Я постоянно и систематически инфор-
мировал американских разведчиков о всех
вопросах министерства внутренних Nea, 4
затем министерства иностранных дел».
	Американская разведка в Бенгрии все

более выдвигала на первый план югослав-
ских шпионов иностранной разведки, эмис-
саров Тито. Подло используя те искренние
братские чувства, которые венгерская де-
мократия питала по отношению к югослав-
CKOMY трудящемуся народу, липломатиче-
ские представители Тито и другие офи-
циальные делегаты, ‘начиная с начала
1945 года, когда они проникли-в Венгрию,
самым нахальным- образом создавали свою
шиионскую сеть.

В первую очередь они использовали
Райка Лаело, о работе в полиции и о шпион-
ском пропьюм которого им было известно.
Райк с готовностью передавал самую. раз-
личную информацию руководителю югослав-
ской военной комиссии полковнику Цицми-
лу, югославекому посланнику Мразовичу,
временному новеренному в делах Югославия
в Венгрии Бранкову и миогим  югоелав-
ским шпионам, которые обращались к нему.
Райк передавал. югославеким шпионам сек-
ретные данные о положении в Венгрии, о
Советской Армии, о советских дипломатах,
которыми он располагал как министр внут-
ренних дел, Он передал, например, данные
разведки по делу заговора Надь Ференца
югославским шиионам, которые немедленно
переправили их американской миссии. Он
дал указание своему статс-секретарю д-ру
Себени Эндре, чтобы тот предоставлял юго-
славским шпионам все секретные. данные,
которые те будут требовать. Но указанию
югославской шпионской службы, он взял к
себе в качестве заведующего отделом печати
министерства внутренних дел шпиона Че-
реснеш Шандор, о котором знал, что до этого
он работал в английской разведке. Череснеш
	облегчал связь между Райком и шпионами,
действующими в югославской миссии.

Райк Ласло как министр и член парла-
мента, т.е. как государственный служащий,
нарушая свои служебные полномочия, с00б-
щал иностранвым шпионам секретные лан-
ные, чем грубо нарушал интересы венгер-
ского государетва, проводил шпионаж и co-
вершил измену родине.

в) Выдвижение на первый план ютослав-
ских шпионов было связано с тем, что в OC-
вобожленной Югославии подобные Райку
американские шпионы, провокаторы и троц-
кисты из югослазов пришли к власти в
Югославии. Среди них около 150 человек
итионов, которые в 1941 году в одно время
с Райком представителями гестапо были от-
правлены из франпузских лагерей в Юю-
славию для шпионской работы. Эти шпио-
ны составляли основную часть непосред-
ственного окружения Тито и систематиче-
ски оттесняли от власти честных, верных,
преланных народу люлей из югославских
партизан.

Ободренные этим успехом, американские
пмпериалисты поставили перед собой зада-
чу — не меньше как с помощью титовцев
перетянуть нз свою сторону страны народ-
ной лемократии. 06 этом Райк показывает:

«Юговлавский министр внутренних дел
Ранкович прямо мне заявил, что страны -на-
	родной демократии должны 00’единиться во
главе с Югославией и Тито». _
	пункта э, \ 11 распоряжения венгерекого
правительства 81/1945, узаконенного в за-
коне 1945.УП,

_ 0) в измене родине, на основе пункта 3,
$ 60 закона 1930.Ш и на основе 6 2, абзац
(2) закона 1934.ХУШ,

в) в руководстве организанией, направ-
ленной на свержение государственного де-
мократического строя, на основе & 1, аб-
зап (1) закона 1946.УП.
	6. Огненсвич Милана.
	В измене родине на основе пункта 3,
$ 60 закона 1930.ПТ на основе & 2
абзац (2) закона 1934. ХУПЕ

з
	7. Поронди Бела.
	Б руководстве организацией, направлен-
ной на свержение демократического госу-
даретвенного строя, на основе $ 1, абзац (1)
закона 1946. УП.
	8. Юстус Пал.
	а) в преступлении, наказуемом на основе
пункта 5, статьи 10 распоряжения венгер-
ского правительства 1440/1945, узаконен-
ного в законе 1945.УИ,

6) в измене родине на основе пункта 2,
$ 60 закона 1930.10 и на основе & 2,
абзац (3) закона 1934. ХУШ,

в) а также в руководстве организацией,
направленной на свержение демократиче-
ского государственного строя, на оенове
$ 1, абзац (1) закона 1946.УП, так как он
вместе с Райк Ласло и его сообщниками
создали и возглавили организацию, целью
Боторой было свержение демократического
г Злдаретвенного строя, наказуемого на ос-
нове закона 1946 [.
	а} Райв Ласло родился в 1909 году в
Секейудвархей. В 1931 году за распроетра-
нение коммунистических листовок в Буда-
пеште он был арестован полицией, Посколь-
ку Райк дал подниеку в том, что станет
доноечиком, при содействии его шурина,
капитана полиции Бокор Дайош, он был
освобожден. Начиная с этого времени, Райк,
будучи в университете, действовал как по-
— цейский осведомитель и провокатор; в
1932 голу он вылал полиции Шоифлин
Дьюла, Олт Карой и их товарищей, в 1933
году он выдал полиции Бирки Агнеш, Селл
Ено и их группы. В 1934 году полиция
послала Райка на работу среди строитель-
ных рабочих. В это время срели строитель-
ных рабочих существовала сильная комму-
нистическая ‘организация. В 1935 году
вследствие провокации Райка во время за-
бастовки строительных рабочих было аре-
стовано 200 человек.

После этого Райв на некоторое время ис-
Чез: полиция послала его в Чехословакию,
чтобы раскрыть иностранные связи венгер-
ских коммунистов. После того, как в Испа-
ния вспыхнула гражланская война, Райк
получил от тайной полиции задание поехать
в Испанию и донести. кто из венгерских
коммунистов принимает участие в освободи-
тельной войне, и между прочим попытаться
развить подрывную леятельноеть в батальо-
не имени Ракоши. Эта провокационная дея-
тельность Райка в Иенании была замечена.
Против него было начато расслелование:
ему запретили занимать какие-либо посты,
	& затем исключили из партии. Перед пора-
жением освободительной борьбы в Испании
	а) Доктор Сеньи Тибор родился в 1903 г.
С 1930 г. по 1945 г. до своего возвращения
В Венгрию в качестве американского шиио-
На он жал только за границей. В 1938 голу
он появился в Швейцарии, где во время вой-
ны организовал из венгерских эмигрантов в
Швейцарии тропкистскую группу. Вскоре
после этого он установил связь с одним из
руководителей американской шпионской ор:
ганизации Ноель Х. Филдом, затем © его на-
чальником Алленом Даллесом, который был
европейским. начальником американской
шпионской организации Бюро стратегиче-
ских служб (Office of Strategic Service).
Филд специализировался на связи с так на-
зываемыми левыми элементами. Он был свя-
зан с эмигрантекими итионскими группами
различных национальностей, пребывавшими
В Швейцарии. По указанию Даллеса. Сенви
Тибор установил связь с нынешним 1-м ео-
ветником югославской миссии в Бухарвете
Мишей Ломпаром, который во. время войны
был шпионом Тито и Соелиненных Штатов
в Швейцарии и подобно Сеньи за материаль-
ную компенсацию проводил шпионаж для
Даллеса. Сеньи показывает, что в декабре
1944 г. ему и членам его группы Маша
Ломпар передал фальшивые документы, в
которых Сеньи и члены его группы фигури-
ровали как офицеры, едущие в Югославию. .
Югославская и американская развелыва-
тельные ‘организации направили @беньи Ти-
	(Окончание на 4-й стр.)