з ОКТЯБРЯ 1949 г., № 281 (11388)

ПРА
	BAA.

партий. Каждый отдел имеет свой актив,
состоящий из внештатных женорганиза-
‘торов. При всех сельских первичных парт-
организациях ‘созданы группы женского
актива.

Райкомы и первичные парторганизации
систематически проводят специальные жен-
ские собрания с обсуждением важнейших
решений партни и правительства, вопроеоз,
связанных с выполнением текущих хозяй-
ственных. планов и заданий. Для жен-
щин организуются лекции и доклады на
политические и естественно-научные темы.
	эначительный опыт политической рабо-
ты ерели женщин накоплен в Хунзахеком
райсне. Хунзахекий райком ВЕ (6) часто
заслушивает отчеты секретарей первичных
парторганизаний и руководителей групп
женского актива о работе среди женщин. В
районе регулярно. проводятся семинары и
совещания женорганизаторов.

Bce эти факты свидетельствуют о том,
что в Дагестане проведена некоторая работа
по воспитанию женщин, приобщению их к
общественному труду и культуре, вовлече-
нию их в активную политическую жизнь.
Однако останавливаться на этом мы не мо-
жем, ибо впереди много нерешенных задач.

К сожалению, нам еше не улалоеь пол-
ностью преодолеть тяжелое наследие лоре-
волюционного времени. В аулах ветреча-
ются неграмотные и малограмотные жен-
щины. Есть горянки, не посешающие кино-
театров, вечеров художественной самодея-
тельности, не участвующие в общественной
жизни. В некоторых районах левушки-го-
рянки неё вовлекаются в физкультурную ий
культурно-просветительную работу. Par
комсомольских организаций республики не
проявляет должной энергии и инициативы
в деле воспитания женской молодежи. не-
лостаточно вовлекает ее в ряды ВЛЕСМ.
Кое-гле слабая организация борьбы против
пепежитков капитализма в сознании лю-
дей приволит к проявлениям ватриархаль-
но-феолального отношения ‘к женщинам,
религиозного влияния на них.
	Вопросы работы среди женщин в pec-
публике были обсуждены на пленуме обкома
BRII(6). Пленум потребовал от городских и
районных комитетов партии коренного улуч-
шения руководства воспитательной работой
среди женщин и утвердил практические
мероприятия по марксистеко-ленинскому
образованию, подготовке и выдвижению
женшин на руководящую работу.
	По решению пленума в августе проведен
республиканский г’езд женской молодежи.
(`езд наметил меры, направленные на бы-
стрейшую ликвидацию недостатков в по-
литико-воснитательной и культурной работе
среди молодых горянок.
	Партийные организации Дагестана при-
ложат.-все силы Е тому, чтобы повысить
уровень работы среди женшин, будут до-
биваться более массового появлечения жен-
щин-горянок к активной общественной
жизни, повышения. их сопиалистической
сознательноети ‘и ‘трудовой активности.
Это — важнейшее условие завоевания но-
вых успехов в развитии хозяйства и куль-
туры социалистического Дагестана.
	Доклад знатного штукатура
на бюро обкома
	УФА 7. (По телеграфу). Недавно бюро
Башкирского обкома партин`заслушало до-
клад о методах работы знатного. штукатура
нтестой конторы Черниковекого стройтреста
Сергея Сычева. Тов. Сычев руководит брига-
дой, которая состоит из 14 человек. Свэе
августовское задание ona выполнила на
245 процентов, а сентябрьское — на три-
ста. Работа сдана на «отлично».

Бюро обкома партии репгило издать бро-
шюру о методах комплекеной работы титу-
	катуров и рекомендовало перенести этот
метод во все строительные организации.
	выражениях характеризуют роман «Борьба
за мир» Г. Луканов и А. Белик.

Ё оценке этого романа возвращается
М. Шкерян:
	«...Неизбывную силу, все время нарастаю-
щую крепость советского государства и со-
ветского общества и показал в романе
«Борьба за мир» Федор Панферов... Каждый
из них (героев романа.— Ан. Т) наделен
писателем самобытной индивидуальностью,
неповторимым характером и запоминающим-
	ся внешним обликом» («Октябрь» № 4,
1949 г.).
	Й снова ни слова критики.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ .
  Инженеры в роли конторщиков
	В нашем отделе ремонта паровозов управ-
ления Урало-Сибирского округа работают
три старших инженера и три ` техника
в должности инженеров. Вак правило, отдел
занимает олно из лучших меет в управле-
	СЕАНС UR “ee wt сть ва
Нин Следовательно в Светь тробований,
	которые пред’являются в отделу, MBI Clipab-
ляемся с работой удовлетворительно.

Но когда внимательно присмотрашься в
тому, чем же конкретно каждый из нае
занимается, то невольно приходишь & ВыЫ-
воду, что инженеры в аппарате использу-
ются не по назначению. На чисто инженер-
ную деятельность у нас остается не более
10 процентов рабочего времени.
	но, ежедекадно и ежемесячно даем в мини-
стеретво пелую серию различных CBOIOR,
справок, докладов, ответов на запросы. Kpo-
ме того, из министерства мы ежедневно
получаем две—три п болев телеграмм, начи-_
нающихеся словами: «В двухдневный срок
доложите...» Еели добавить. что приходится
систематически готовить отчеты, сводки и
справки областным и другим организациям,
то станет ясно-—=инженеры в анпарате за-
нимаютея в большей части работой эконо-
мистов, учетчиков и вонторщиков.

Помимо основных отчетов, мы =
	Не лучше положение в управлениях до-
рог и на прелприятиях. Недавно у нас про-
ходила окружная конференция главных ив-
женеров дорог и предприятий. Выступавшие
в один голос заявляли, что в управлениях,
на отделениях, на станциях и в депо ос-
новные кадры инженеров вмёето решения
произволетвенных вопросов заняты состав-
лением сводок и справок.
	На железных дорогах Урало-бибирекого.
округа имзется много передовых предприя-
тий и стахановнев-новаторов. Чтобы cie-
лать опыт этих предприятий п ста-
хановнёв достоянием всех железнодерожни-
ков, необходимо командирам. инженерам и.
техникам более энергично обобщать и рас-
пространять CTAXAHOBCKYW инициативу. На-

до смелее также взяться на дорогах Урала.
	и Сибири за внедрение новой техники, улуч-
шение технологических процессов, введение
	малой механизации, подем вультуры на-
WH предприятий. -

Перед нами, инжеёнерами-паровозниками,
стоит ряд насущных технических проблем,
решения которых требует сама жизнь.

Олной из таких важных проблем являет-
ся разработка мер, увеличивающих пробегя
паровозов между нод’емочными ремонтами.

Уровень организации инструментального
хозяйства в паровозных депо Урала крайне
низок. инструментальная зачастую стано-
BHTCA тормозом нормальной эксплоатации
ий ремонта новых мошных локомотивов. Не
сомненно, весь комнлеке вопросов инетру-
ментального хозяйства требует серьезного
	технического уазрешения.
	До сих нор в паровозном хозяйстве инже-
неры и техники еше очень мало работают
нал вопросом повышения износоуетойчиво-
сти отлельных узлов и деталей паровоза и
удлинением срока их службы, а еледова+
тельно, нал вопросом экономии черных и
пветных металлов.

На предприятиях транспорта не нашло
пока птирокого применения скоростное реза-
ние металлов, тогла как в промышленности
оно прочно вошло в жизнь.

Только беглое перечисление технических
проблем показывает, насколько. важно H0-
кончить © недооценкой инженерного труда
п сделать работу кажлого инженера, кажло-
го техника творческой, пелеустремленной,
направленной на длальнейший под’ем транс
порта. Нельзя более мириться © таким п0л0-
жением, когда значительная часть инжене-
ров вынуждена заниматься статистикой,
сботом сведений и составлением сводок.

Поворот в сторону правильного использо-
вания инженерного трула должны сделать
управления Министерства путей сообщения,
пересмотрев систему учета и отчетности
так, чтобы основные массы инженерно-тех-
няческих работников дорог, отделений и
предприятий были высвобождены от излиш-
ней переписки и занимались прямой творче-
свой инженерной работой.

И. ПОЗДНЯКОВ.
Инженер-майор тяги,

г. Свердловск.
	Совещание
просо10зно1о, актива
Московской области
	Вчера в Октябрьском зале Дома. союзов.
состоялось совещание профсоюзного актива,
созванное Московским областным советом
профессиональных союзов.

С докладом о ходе предоктябрьского co-
циалистичесвого соревнования выстунил за-
ведующий производственно-масеовым отде-
лом МОСПС тов.. Капитонов.

На совещания выступали председатель
завкома Коломенского паровозостроительного
завода Тов. Черников. предеелатель фабкома
Бунцевекой ткацко-отделочной фабрики тов.
Белкина, старший мастер ‘овнововязального
пеха Косинекой трикотажной фабрики тов.
Галанин. дарекгор Люберецкого завода ceab-
скохозяйственных машгин тов. Маят и пред-
седатель МОСПС тов. Ильни. Они рассказа-
ли об успехах соревнования на заводах,
фабриках и шахтах.

= J
	A A & UW 3 H b
	A PT WW HA

Работа среди
	Привлечение  мнотомиллионных Mace
женщин в активному участию в обществен-
ной и государственной жизни етраны —
одно из наиболее ярких и значительных
завоеваний большевистской партии и совет-
ского государства.

До Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции женщины национальных
скраин царской России. в том числе жен-
щины Дагестана, находились в тяжелом, бес-
проеветном и утнетенном положении. На-
ционально-колоняальный гнёт царизма, по-
мещиков, местной буржуазии и духовен-
ства. а также феодально-патриархальные
пережитки в быту ставили женшину Да-
тестана в нечеловеческие условия суше-
ствования. В коране женшина называлась
«верной собакой своего господина-мужа».
Обучение женшины грамоте считалось вред-
ным н «грешным» лелом. Поэтому ло рево-
люции в Дагестане. почти не ветречалось
трамотных женшин. Они были бесправны
в семье, в быту и в обществе,
	Лишь после Великой Октябрьской co-
циалистичеекой революции женщины Даге-
стана действительно увидели солнце. 0бес-
печив полное политическое и экономическое
равноправие женщин всех начиональностей,
коммунистическая партия ‘и советская
власть сделали все необхолимое для при-
влечения их & управлению государством,
создали безграничные возможности для вее-

стороннего тазвития их творческих ейл и
епогобностей.
	Зенщины-горянки ппинимают сейчас
активное участие в хозяйственной и обще-
ственно-политической жизни республики,
учатся и работают. показывают образцы
сопиалистического отношения к трулу на
предприятиях, колхозных полях и в учре-
жлениях.
	Если дп революции женщины в Дагестане
вообще не участвовали в производстве, TO
теперь картина совершенно другая. Около
39 пронентов всех рабочих, занятых в
промышленности, на транспорте и в про-
мыслозых артелях, составляют женшивы,
и. что особенно важно. из них две трети
прелставляют коренные Бародности Даге-
стана.
	Недавно на рыбной путине нам ховелось.
видеть, как женшина-горянка в напиональ-
ном костюме, в своем неизменном черном
платке властно и привычно, как булто
родилась для этого. руководила рыболовен-
гой бригадой. Имя ее — Патимат Салихова.
	Нол ее русоволетвом рыболовецкая бригада.
	выходила раныше других на зоревые заме-
ты и значительно перевыполнила срой
головой план добычи рыбы.
	На весь Дагестан гремят имена лучших
стахановтк промьииленности, знатных тка-
чих Нурбаганловой Зубай. Абазовой, Ами-
розой, Гагосовой н других, выполнивигих
от 4 ло 9 головых норм.
	Исторические слоза товарища Сталина
на Первом с’езде колхозников-ударников ©
TOM, что женшина в колхозе — большая
сила, могут быть наглядно проиллюстрирова-
ны на примере Hamel республики.

В такой решающей отрасли сельского
хозяйства, как животноводство, гхе раньше
	Горком партии
о провевке исполнения
	`БРЯНСА, 7. (Корр. «Правды»). На пле-
нуме Брянского горкома ВЁПКб) был обсуж-
ден вопрос о состоянии проверки йсполве-
ния решений партсобраний и партийных
органов.

Участники пленума указывали на то, что
горком выносит непомерно много решений.
HO мало оказывает практической помощи
парторганизациям в проведении этих реше-
ний в жизнь. Руководители горкома забыли
о решениях городской партконференции по
улучшению партийно-политической и орга-
низационной работы.
	1 СЕ
A. ALIMSUIOR
	Секретарь Дагестанского обкома ВКП(б)
$®Ф>®
	заняты были лишь мужчины. теперь более
4 тысяч женшин, работающих чабанами,
бригадирами и заведуюшими фермами.

Тысячи женщин добились замечатель-
ных успехов в области полеводства. Харак-
терно, что первой в республике улостоена
почетного ззания Героя Сопиалистического
Тоула звеньевая колхоза имени Ленина,
Сергокалинского района, Магомедова Ханум.

Меншины составили половину передови-
ков полеводетва в Дагестане, награжденных
орденами и мелалями Советекого Союза за
получение высоких урожаев. .
	Многие женшины выполняют в Даге-
стане большую государственную работу.
65 женщин розглавляют сельские Сове-
ты депутатов трудящихся. Четыре го-
рянки избтаны депутатами Верховного С0-
ретя СССР. две — Верховного Совета
РСФСР и 36 женщин являются депутатами
Верховного Совета Датестанской реснубли-
ки. Около 3 тысяч женщин состоят депута-
тами городских. районных, сельских и по-
селкозых Советов лепутатов трудящихся.
	денщины замимают многие ответствен-
ные посты в республике. Срели них — за-
моетитель министра торговли Дагестанской
АССР Галжиева Зулилжа, директор женеко-
то учительского института горянка Губаха-
нова Зумрул, 16 жениин пэботают секвре-
тарями райкомов партий, 252 — секрета-
рями первичных парторганизапий.
	Для полготовки интеллигенции из числа
женшин-горянок.в республике созданы спе-
циальные Учебные заведения — женский
институт и женское педагогическое учи-
типе.
	Проволимая партийными, советскими и
комсомольскими организациями теспублики
работа по воспитанию женской интелли-
генции с каждым годом дает весе более ошу-
тительные результаты. Сегодня в Дагестане
насчитываетея уже 2.978 женщин-педаго-
гов, 400 — врачей, 746 — специалистов
промвииленноети и сельского хозяйства,
17 — канлихатов наук. Только в этом году
в высших учебных заведениях оеспублики
получили высшее образование 77 горянок.

В текущем году в нескольких районных
пентрах организуются специальные жен-
екле средние Школы. Левушки-горянки,
обучающиеся в 8— 10-х классах, будут на-
холиться на полном государственном содер-
жаний.
	В нынешнем учебном голу тысячи жен-
щин занимаются в политшколах, кружках
И вечерних университетах марксизма-лени-
низма, изучают историю и теорию больше-
вистской партии. Многие женщины утвер-
ждены руковолителями политшкол и круж-
ков по изучению «Краткого курса истории
ВЕН)».
	В полеме партийно-политической работы
среди женщин Дагестана большую роль
	играют отделы по работе среди женщин,
созланные недавно при райкомах и обкоме
	Филиалы вечернего
	университета
	АКАДЕМИЧЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
	На днях в Москве закончилось совещание _
руководичелей библиотек Академии наук
СССР и академий наук союзных реенублик,

Олна из крупнейпгих в Союзе, библиотека
Академии наук СССР, основанная более’
220 лет назад, насчитывает в своих фондах
свыше двенадцати миллионов томов. Биб-
лиостека имеет более ста филиалов в различ-
ных научно-исследовательских учреждениях.

За последние годы выросли крупные
зкалемические библиотеки. на Украине, в
Белоруссии, Грузии, Армении, Казахстане,
Узбекистане и других союзных республиках.
	>
ПОКУПКИ МОЛДАВСКИХ
КОЛХОЗНИКОВ
	КИШИНЕВ. 7. (Корр. «Правды»). Славно
потрудились в нынешнем году Колхозникя
Молдавии, вырастившие высокий урожай!
хлеба, овощей, фруктов. Сейчас в республике
свыше пятидесяти колхозов-миллионеров.

Колхозники, получившие богатые доходы
на трудодни, строят новые дома, приобре-
тают много промышленных товаров. Только
за последний месяц в магазинах потреби-
тельекой кооперация ‘одного Гриториополь-
ского района закуплено одежды, обуви и.
	‘тканей более чем на миллион рублей. эдесь
	приобретено много патефонов, велосипедов,
мотоциклов. радиоприемников.

В селе Карагаш, Слободзейского района,
колхозники на свой доходы строят 47 н9-
вых домов. Десятки семей за последнее Bpe-
мя вупили коров: и телят.

©
СМОТР НАРОДНЫХ
ТАЛАНТОВ
	ТБИЛИСИ, 7. (Норр. «Правды»). закон-
чилась веегрузинская олимпиада художест-
венной самодеятельности. В течение недели
четырз тысячи ее участников — рабочие,
колхозники и служашие — демонстрировали
в столице Грузии свое искусетво.

Хорозые коллективы в большим пол’емом
испелнили много народных песен о великом
вожле товаряще:Сталинег > :

Исключительно красочным я. содержатель-
ным было выступление самодеятельного кол-
лектива Дома культуры города Гори. Он под-
готовил в олимниаде музыкально-хореогра-
фический моптаж «Горийская заря».

Колхозный хор селения Дуриши, Гудаут-
ского района, исполнил несню © Герое Co-
	  циалистического Трула Темуре Тарба и его
	звене. Эту песню сложил народный <кази-
тель:

Интерееные программы показали кахетии-
ские, сванетский, аджарские самодеятель-
ные коллективы. 0 сегоднянтней прекрасной
жизни и радостном труде пели колхозники
Орджоникидзевского района. Они изобрази-
ливтанцах живую картину сбора винограда.

Старейшим участником художественной
самодеятельности, выступавшим на олим-
пизде. был 116-летний колхозник Абхазии
Лука Шария, а самым юным -— пятилетний
Тастеле Гачечилалзе.
	Олимпиала прошла е большим успехом.
	редактора журнала и efo ближайших
сотрудников. Такая критика ничего общего
не имеет ‹ партийной принципиальностью и
способна только подорвать доверие читате-
лей к журналу:

Редакция хорошо сделала, что привлекла
к сотрудничеству новые кадры критиков. Но
в журнале нередко публикуются статьи мо-
лодых авторов без должной редакторской
работы над рукописями. Редакция недоста-
точно воспитывает молодых критиков в духе
высокой ответственности перед читателями.
	Журнал опубликовал несколько серьезных
статей, разоблачающих буржуазных коемо-
полнтов в тёатральной и литературной ври-
  THEE. Но в ряде случаев принципиальная
критика буржуазных космополитов была
подменена явными передержками (например,
в статьях П. Изместьева в № 3 за 1949 г.
й А. Белика и Н. Парсаданова в № 4 3a

1949 г.).

Во. многих _ литературно-критичесвих
‘статьях журнала «Октябрь» нет глубокого
литературного анализа. Нередко авторы ста-
рательно излагают содержание прочитанных
книг, «подкрепляя» это изложение пустыми
и многословными комментариями общего ха-
рактера. Таковы статьи-рецензии Г. Колес-
никовой — о повеети Н. Поповой «Мир на
стану» (№ 3 за 1949 г.), 0. Грудцовой—о
романе В. Лациса «Буря» (№ 7 за 1949 г.),
Л. Соболева — о казахских поэтах (№ 6 за
1949 г.), А. Жучкова — о повести А. Ra-
линченко «Камчатские друзья» (№5 за
1949 г.). Подлинный анализ подменен в
этих литературно-критических выступле-
ниях общими рассуждениями.
	Особенно удручающее впечатление остав-
ляет статья П. Березова. «Большие запросы
маленьких читателей». Задавигиеь целью
дать 0бзор литературы для детей, автор, в.
сожалению, не справилея с. темой. Вот
ственное достоинство, которое он BHAT
в произведениях советских писателей для
детей. — это нравоучительноеть. Но критик.
понимает эту нравоучительноеть крайне
узко. Например, OH хвалит  поэтессу
Е. Трутневу за то, что ее маленькие report
«не только знакомятея е грибами и любуют-
ся пми, но и увлекаются сбором их и тем.
самым приносят пользу евоим семьям, обще-
ству». Нельзя без улыбки читать это наив-
ное рассуждение. Вкусы П. Березова крайне
неразборчивы. Без меры расхваливает он
посредственные дидактические стихи С. По-
тореловского. Хвалит он ий талантливого

поэта С. Маршака. Но Что это за похвала!
	Курские переиздания
		Областное издательство «Курекая прав-
ха» не без основания именуют переизла-
тельством. Оно занимается, главным образом,
переизданием вышедших в свет книг. Годо-
вой план издапия книг местных авторов
не выполнен, в то время как годовой план
переиздания художественной литературы
значительно перевынолнен. -

Почему так получается? А потому, что
	` директору издательства тов. Тимофееву и
		его сотрудникам легче и выгоднее «редав-
тировать» Пушкина или вышедшую в-Н9-
скве книгу, чем работать с местными авто-
рами.

Й с кадрами затруднений нет. Редакторов,
желающих подписаться под переиздаваемы-
ми произведениями, хоть отбавлай. Тут и
бывший редактор «Курской правды»
Г. Вельш, и заместитель редактора газеты
В: Алехин, и секретарь редакции П. Молоко
едов и другие. Сам директор издательства
В. Тимофеев предпочитает роль технического
редактора.

Хотя свои подписи под переиздаваемыми
книгами ставят и редактор, и технический
редактор, ошибок и опечаток там содержит-
ся немало, причем опечатки нередко иска-
кают CMBICI.
	ПО МАТЕРИАЛА
	К 150-летию со дня рождения Пушкина
издательство выпустило сборник избранных
произвелений великого поэта. В «Евгений
Онегине» опущены места, имеющие важней-
ее значение для понимания этого гениаль-
ного произведения. Все стихи набраны ие-
титом. и читать их нелегко.
	Качество издаваемых в Вуреке книг так-
же не выдерживает критики: они плохо
оформлены, напечатаны на серой бумаге,
имеют нечеткую печать, а цены — безмер-
Ho высокие Роман П. Павленко «Счастье»,
	выпущенный Гослитиздатом в 1946 году,
в хорошем переплете стоит 5 руб. 50 ко-
пеек, а курекое его переиздание — 8 руб-
лей без переплета.

«Молодая гвардия» А. Фадеева выпущена
здесь форматом «Роман-газеты» без пере
плета и стоит 15 рублей. Между тем чита-
тели могли приобрести ее в переплете на
лучшей бумаге за 10 рублей (Гослитиздат).
Не удивительно, что значительная часть
тиража курских изданий годами лежит на
полках магазинов. —
		д. ЕРШОВБ,
	г. Курск: _ (Корр. «Правды»).
	М «ПРАВДЫ»
	ХАРЬКОВ, 7. (Корр. «Правды»). Даля
партийного, профсоюзного и хозяйственно-
то актива заводов — электромеханичеекого

имени Сталина и турботенераторного имени
Кирова — оргавизован филиал вечернего
университета марксизма-ленинизма.

В Хазлькове это шестой по счету фи-
	Wad вечернего университета марксизма-
левинизма. °
	Беего в шести филиалах занимается свы-
ше 1.500 человек.
	«На основе неустаннсй работы»
	Бюро Вустанайского обкома В1(б} Ваз
захетана отмечает, что напечатанная в
«Правде» 11 сентября заметка «На основе
неустанной работы» правильно критикует
недостатки в работе аппарата редакции
областной газеты.
	Илохо обработанные статьи и заметки
	«Его популярные «Почта» и «Военная
почта». пишет П. Березов,-— знакомят ©
профессией почтальона и дают некоторые
сведения из области географии. Стихотво-
ренне «Пожар» предостерегает ребят, как
опасен огонь и Ев чему может привести
неосторожное обращение © ним».

Но в таких выражениях можно одобрить
географический атлас или инструкцию по
противопожарному делу.

Обрушивается П. Березов: на стихи дру-
гих поэтов. Например, качели в пионереком
лагере кажутся критику глубоко порочнымя,
а качающиеся на них сушества-«группой
маленьких и болыших линемеров». В шалов-
ливых детях П. Березов усматривает «па-
ноптикум лицемеров, лентяев, озорников,
эгоистов». Право, нужно потерять чуветво
юмора. чтобы рассуждать подобным образом.
	Достоинством «Октября» является стрем-
ление остро ставить вопросы советской ли-
тературы, организовывать литературные
дискуссии. Но, к сожалению, до сих пор
эти дискуссии проводились не на достаточ-
ном уровне и подчас содержали серьезные
отступления от основных принципов мар-
ксистско-ленинской эстетики, Так было, на-
пример, е неудачной и ненужной дискуссией
о Веселовском. Вместо того, чтобы решитель-
но разгромить вреднейшие теории этого бур-
жуазного космополита и 6го современных
последьшией, журнал «Октябрь» начал ли-
берально разглагольствовать @ пользе на-
следетва этого лжеученого. Журнал «Ок-
тябрь» позднее признал свой ошибки и 0бе-
щал читателям внредь вести более принци-
циальную линию. На деле, однако, в следую-
щей лискусени-—0 проблемах социалиетнче-
ского реализма — снова на страницах
«Октября» были допущены серьезные ошиб-
ки (в статьях Т. Метылевой, Б. Бялика).
В текущем году дискуссии со страниц жур-
нала вообще исчезли. Между тем хорино
поставленная дискуссия на литературную
тему может принёсти немалую пользу. Ко-
нечно, ори условии, если У самой редакдии
есть четкий план дискуссни, есть своя про-

думанная, целеустремленная принципиаль-
Has линия.
	Не публикует журнал высказываний чи-
тателей о современной литературе. Слабо
разрабатываются в нем вопросы формы
и содержания, вопросы социалистической
эстетики. Недостаточное внимание уделяет-
ся в журнале братским литературам наро-
дов СССР, литературам стран народной де-
	мократии. Почти отсутетвуют статьи, разоб-
	на страницах газеты появляются нередво,
особенно за последнее время.

Обком указал ответственному редактору
газеты тов. Иниксону на несерьезное отно-
шение в отбору и редактированию материа-
лов для печати и отсутствие с его стороны
постоянного руководства работой по воспи-
танию авторского актива.
	лачающие современную буржуазную лите-
ратуру.

Это не значит, что в журнале «Октябрь»
совсем нет улачных статей. Следует отме-
тить статью Вас. Иванова «За, советский
натриотизм в литературе и литературной
критике», дельную статью А. Белика, по-
священную разбору «Повести о детстве»
Ф. Гладкова (№ 8, 1949 г.), острое выступа
ление С. Иванова «Еще раз о комментаторах
Лермонтова» (№ 5, 1949 г.), в котором ав-
тор убедительно вскрывает тенденции бур
жуазного космополитизма в лермонтоведе-
нии. Но подобных удачных статей в журна-
ле «Октябрь» крайне мало,
		Лицо литературно-критического отдела в
журнале определяют, к сожалению, не эти
статьи, а те, которые мы разбирали выше —
путаные, слабые, стоадающие суб’ектив-
ностью и вкусовщиной в оценках. Создает
ся впечатление, что отделом критик ред-
	Боллегия По-настоящему не занимается,
перздоверив его малоквалифицированным
еструдникам.
	Редакционная коллегия журнала «0к-
тябрь» должна резко повысить внимание к
своему  литературно-критическому отделу.
понять, что после отдела художественной
прозы он является важнейшим отделом жур-
нала, определяющим его лицо, его принци-
пнальную линию. Пора и Союзу советских
писателей практически помочь журналу

«Октябрь» резко улучшить литературно
критический отдел.
	Уитературная критика в нашей стране—
важное общественное дело. Критика при-
	эБана восцитывать художников слова, HH-
женеров человеческих душ, помогать им
овладевать руководящим принципом совет-
ского искусства -— приннипом большевист-
ской партийности, помогать им в борьбе 38
высокую идейность и художественное совер-
шёнство. Советский литературный критик—

неустанный пропагандист идей партии.
Раскрывая перед многомиллионным чита-
телем идейный смысл и художественные
особенности произведений литературы, ¢0-
ветсвкий критик помогает партии воспиты-
вать широчайшие народные массы в духе
коммунизма. Именно поэтому литературно-
критический отдел одного из наптих ведущих
журналов, каким является «Октябрь», надо
перестроить. С его страниц должен звучать
смелый и авторитетный голое подлинно
	партийной литературной критики.
Ан. ТАРАСЕНКОВ.

«Октябрь» — один из старейших и за-
служенных советских литературно-художе-
ственных журналов. Он насчитывает уже
более четверти века своего существования.
3a поеледние годы журнал дал читателям
ряд крупных и талантливых произведений
художественной прозы, выдвинул новые
имена. На страницах журнала «Октябрь»
были впервые напечатаны романы М. Бубен-
нова — «Белая береза», Т. Семушкина —
«Алитет уходит в горы». А. Первеннева —-
«Яветь смолоду». С. Вабаевекого — «Ra-
1 -зер Золотой Звезды», книги Б. Полевого—
«Повесть о настоящем человеке» и «Мы —
советские люди» и до.
	№ сожалению, уровень литературно-кри-
тических статей, печатающихея в журнале
«Октябрь», далеко не соответствует тем до-
стижениям, которые характерны, правда,
тлавным образом в прошлые годы. для основ-
ного отдела журнала — отдела прозы. Ска-
ем прямо: литературно-критический отдел
«Октября» ведется неудовлетворительно. Он
слаб, хил и количественно занимает зна-
чительно меньше места, чем в других лите-
ратурных журналах. В отдельных номерах
отдел критики и библиографии сводитея к
одной—двум рецензиям. Яено, что на таком
«суженном» плацдарме нельзя сколько-ни-
будь серъезно и обстоятельно рассмотреть
проблемы современной советской литерату-
ры. ее истории и теории, дать разбер и
оценку новых романов, повестей, поэм, пьес
соретеких писателей.
	Между тем без теоретического осмыслива-
ния достоинств и недостатков советской ли-
тературы, без всестороннего критического
разбора того нового, что создают совет-
ские художники слова, невозможно движе-
ние нашей литературы вперед, невозможна
дальнейшая плодотверная борьба 3a ее идей-
но-художественное качество. Наша печать
уже подвергла серьезной и справедливой
критике художественные из’яны романов,
напечатанных за последнее время в «Октяб-
ре»: «В стране поверженных» Ф. Панферо-
pa, «День начинается на Востоке» А. Черка-
сова. В недоработанном виде был опублико-
ван на страницах журнала и роман В. Иль-
енкова «Большая дорога». Не раз в журнале
публиковались слабые в идейном и художе-
	ственном отношении стихи Н. 1ряпкина,
	вызвавшие ряд протестов читателей. Прежде
чем публиковать незрелые, неряшливые
по языку произведения, редколлегия жур-
нала, в которую входит ряд видных писа-
телей, обязана была оказать серьезную
помощь авторам своими советами. Между
тем этого сделано не было, и указанные
произведения появились в печати в своем,
так сказать. первоначальном виде.
	Не есть ли это следствие тот нетребова-
тельности, которая систематически про-
является в журнале, в особенности по отно-

шению к авторам, печатающимея в «Ок-
тябре» ? :
	Памятно прозвучало выступление одного
из штатных сотрудников журнала — кри-
тика М. Шкерина (№ 5 за 1948 г.), кото-
рый, дав неумеренно восторженную оценку
роману М. Бубеннова «Белая береза» (про-
изведение действительно значительное), нро-
тивопоставил его достоинства чуть ли не
всей современной советской литературе.
Линия безудержного захваливания авторов
«Октября» и пренебрежчтельного отноше-
ния в писателям, печатающимея в друРИих
журналах, характерна вообще для критиче-
ского отдела журнала «Октябрь».
	Бот, например, в каких неумеренных вы-
ражениях Е. Бобровекая и Н. Четунова оха-
рактеризовали роман А. Коптяевой «Товарим
Анна», опубликованный на страницах
журнала «Октябрь»:
	«С высоты верно увиденной прекрасной
правды нашего сегодняшнего дня А. Коптяе-
ва увидела и те преемственные связи, кото-
рые идут от богатой культуры прошлого
нашего народа к духовному миру нашего
человека. Образ товаряша Анны вырое в
символ женщины — человека социалиетиче-
ского общества» («Октябрь» № 1, 1948 г.).
	И ни единого елова 06 идеино-художе-
ственных недостатках этого романа, кото-
рые довольно значительны.
	Обратимся к № 7 журнала «Октябрь»
за 1948 г. Здесь говорится уже о романе
Ф. Панферова «Борьба, за мир».
	«Знание жизни рабочего класса, условий
труда н глубокое проникновение в пеихоло-
гию...». «Страницы романа, посвященные
	описанию трула, проникнуты пафосом вее-
	покоряющей человеческой мощи»,—в таких
	Справедливости ради следует оговорить-
ся, что все эти статьи помещены в «Трибунё
писателя» — в” порядке обсуждения. Но
иных оценок книг Панферова, Воптяевой,
Бубеннова или хотя бы их частичной
критики мы и в других статьях журнала
«Октябрь» не найдем.
	Хочется спросить редколлегию  жур-
нала «Октябрь» и ето главного редакто-
ра Ф. Панферова: не забыли ли они, что
таков большевиетская скоомноеть?

Если учесть, что наряду © безудержным
расхваливанием авторов журнала тот же
штатный критих журнала «Октябрь»
М. Шкерин предпринял попытку системати=
ческого заушалельского уничижения дру-
гих, не угодных ему произведений советских
писателей (ем. оценки М. Шкериным «Бури»
И. Эренбурга в №№ 1, З за 1948 г.. оцен-
ку «Кружилихи» В. Пановой в № 2 3a
1948 г.), то картина соетояния критики в
журнале станет еще более неприглялной. В
«Знаменоспах» А. Гончара М. Шкерин
усмотрел, что действенный патриотизм пи-
сатель якобы нередко подменяет мелодекла-
мацией, «Звезду» Э. Казакевича пренебре-
жительно назвал хотя и удачным, но эеки-
зом, П. Павленко походя упрекнул в том, что
в его романе «Счастье» в образ Горевой
«нельзя поверить, а богатая крымская при-
рода изображается так невыразительно, что
вызывает досаду» (№ 5 за 1948 г.).
	Свет и тени в оценках советской литера-
туры распределены М. Шкериным более чем
суб’ективно. Видно, критик исходит не из
принципиальных соображений, a равняется
	‚ «На персоны», усердно восхваляя главного