из

12 ОКТЯБРЯ 1949 г., № 285
	(11332)
	BAA
		Емилиан БУКОВ.
	л не могу не петь
	Я не могу не петь, когда из сердцевины
Плодовой косточки выходит деревцо.

Я знаю: день придет, плоды. нальются...
Я не могу не петь, когда несутся,
Подобны шелестению колосьев

И лиственному голосу садов,

Веселые людские голоса

С полей и со строительных лесов.
	Я не могу не петь, когда солдат
Цомой вернулся с песнею победы

И в новый бой сейчас же он идет

На штурм великих трудовых высот.

В сегодняшнем ударе молотка

Я слышу песню завтрашнего дня,

Я слышу. как встают грядущие века, —
И несня вдруг родится у меня.
	Стикии нынче падают к ногам

Всепобеждающего человека:

Ты высоко возвел леса, строитель,

Но много выше поднялся ты сам!

Я не могу не петь, когда ликует сердце

Моей Республики, Молдавии моей,

Ведь двадцать пять ей лет исполнилось
сегодня

И молодость кипит в груди у ней!
	Я не могу He петь, когда все тропы
а жизни

Сливаются в единый путь, вперед,

И к золотым вершинам коммунизма
	Hae гений Сталина ведёт.
	\ь сдержали свое слово
	` Сельекохозяйственный год в колхозах Бу-

бани на исходе. На полях заканчивается
уборка подсолнуха, кукурузы, клещевины.
поднимаются . песледние гектары зяблэвой
пахоты. Можно подвести первые итоги рабо-
ты. Что сделали мы за этот год, чего до-
етигли? . .
	Как известно, в МТС страны весной
этого года родилось новое патриотическое
движение. По почину руководимой мною
тракторной бригады развернулось социали-
стическое соревнование з& звание бригад
отличного качества сельскохозяйственных
работ. Вею весну, все лето’ и осень механи-
заторы в содружестве с колхозниками рабо-
тали на полях, борясь за лучшую обработку
каждого гектара земли, за создание лучших
условий для произрастания хлебов и техни-
ческих культур.
	Ветупив в социалистическое соревнова-
ние за высокое качество полевых работ. на-
ша бригада взяла обязательетво — получить
урожай выше планового и снизить себеето-
имость обработки каждого гектара на 12
процентов. Это было серьезное обязатель-
ство. Нам предстояло точно уложиться в
требуемые. агротехникой сроки для пахаты
и сева, соблюсти нормы высева; глубину
залелки семян и т. д.
	С первого дня работы на поле наша
бригада установила тесную связь е полевед-
ческой бригадой артели «Красный Аксай»,
которую мы обелуживаем. Мы тогда пони-
мали, что без такой связи свои обязатель-
ства нам не выполнить. Достичь отличчего
качества пахоты, сева, ухода за посевами
можно только при систематической и вззим-
ной проверке работы трактористов и кол-
хозников. Такая проверка и была установ-
лена. Договор МТС с колхозами соблюдался
обоюдно. ревностно и строго. Никто никому
не потакал, и никто никому не делал ски-
JOR.
	Если колхоз обещал положить в почву
только сортовые семена, то и высевались
семена только сортовые. Трактористы не
позволяли загружать сеялки каким-либо дру-
гим зерном. Если трактористы обещали на
том или ином участке пахать на глубину в
22 сантиметра, то колхозники другой пахо-
ты не принимали.
	То же самое было и во время ухода за
посевами и на уборке урожая. Сжатые еро-
	  ВИ И выгокое качество работы всегда стоя-
	ли на первом плане в повседневной деятель-
ности колхоза и тракторной бригады.
	И хотя погода складывалась в течение
весны и лета неблагоприятно для урожая,
все же колхозники и механизаторы достиг-
ли своего. В истории колхоза «Красный
Аксай» не было такой дружной и короткой
по срокам посевной и уборочной кампании.

Всего несколько дней длился сев, & жатва
была завершена уже в июле. В апреле были
подняты пары и посеяны поздние культу-
ры. В тёчение лета посевы кукурузы про-
палывались четыре раза, подсолнуха — три
раза, клешевины — ПЯТЬ раз. Такого ухода
Hill поля раньше не знали. Сорнякам не
оставалось места. Они веюду уничтожались.

Земля оплатила старания колхозников #
тракторпетов. Ёолхоз собрал со веех масси-
вов хороший. урожай. Озимая пшеница дала
	по 17.57 пентнера в среднем на важдои

a ee
	п ое МЕ

тектаре, яровая пшенина — по 12,79 цент-
	нера, овес — по 16,10 пентнера, просо —-
по 17.5 пентнера, подсолнечник — по 21, 3
центнера, кукуруза—по 40 центнеров зерна
на гектаре. В среднем урожай зерновых с0-
ставил 21.43 центнера с гектара. Это
почти на 9 центнера болыне того, что на-
мечалось по плану. Таким образом, свое
слово мы сдержали. Первый год соревнова-
ния за отличное качество полевых работ
завершился успехом. Ф

Улучшив качество полевых работ, наша
тракторная: бригала одновременно и умень-
шила расходы государственных средств на
эти работы. По плану на каждый гектар
мягкой пахоты мы должны были расхоло-
вать 31 рубль 32 копейки. а расходовали
26 руб лей. Себестоимость одного гектара
мягкой пахоты снижена на 5 рублей 19 ко-
пеек. Сэкономлено государственных средств
на сумму свыше 20 тысяч рублей.

Этого мы достигли бережным расхохова-
нием горючего и тщательным уходом за Ha-
шинами. У нас не было серьезных поломок
тракторов, не было никаких аварий. Трак-
торы работали, как часы, всю весну, лето и
осень.

Сейчас мы заканчиваем  под’ем зяби,
Заполняется последняя графа нашего про-
изводственного плана. Все предусмотрен-
ные виды работы выполнены. Это значит,
что мы соблюли весь комплекс агротехни-
ческих мероприятий. Основа будущего урл-
maa заложена. Новый сельскохозяйствен-
пый год мы вместе с колхозниками начнем
се большей уверенностью в евоих силах.
	Иван ШАЦКИЙ.
Бригадир тракторной °— бригады
Михайловской МТС Курганинского
района, Краснодарского края.
			ИЗ ПОСЛЕДНЕИ
	Президиуму Верховного Совета Молдавской Советской
Социалистической Республика
	Президиум Верховного Совета Союза
	Советских Социалистических Республик
горячо поздравляет рабочих, крестьян,
интеллигенцию и всех трудящихся Мэ-
давской ССР ¢ двадпатипятилетием рес-
публики.

За истекшие 25 лет трудящиеся Моллав-
ской ССР, пюд руководством партии
Ленина-_ Сталина. добились больших убпе-
хов в [OCYAaPCTBCHHOM развитии, хозяй-
ственном и культурном строительстве.
В результате мудрой внешней политики
	Президиум Верховного Совета Союза Co-
ветских Социалистических Регпублик шлет
трулящимея Молдавской ССР пожелания
новых успехов в борьбе за досрочное вы-
полнение послевоенной пятилетки, за даль-
нейший под’ем материального и культурно-
го благосостояния народа и выражает пол-
ную уверенность в том, что трудящиеся
Молдавии вместе со всеми наролами Совет-
ского Союза, пол руководством большевист-
ской партии, будут и впредь самоотвержен-
но трулиться над укреплением могущества
нашей великой Социалистической Родины!
	народа о воссоединении Бессарабии с Co-
ветской Молдавией в едином Молдавском
советеком государстве.

Вторгшиеся в пределы нашей Родины
фапкистекие захватчики нанесли огромные
разрушения промышленности, сельскому
хозяйству и культурным пенностям Moa-
давской республики.

В послевоенный период трудящиеся Мол-
давии при помощи всего советского нарола
лобились больших успехов в восстановле-
нии и дальнейшем развитии народного хэ-
	CCCP осуществились чаяния молдавского  зяйетва и культуры республики.
Советских Социалистических Республик.
	Президиуму Верховного Совета Молдавской ССР
Совету Министров Молдавской ССР
Центральному Комитету КП(б) Молдавии
	Президиум Верховного Совета
	Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики.
	Президиум Верховного Совета и Совет
Министров Российской Советской Федерз-
тивной Социалистической Республики го-
рячо поздравляют рабочих, колхозников,
интеллигеннию и всех трудящихся Moa-
давской CCP е двадцатипятилетием Совет-
ской Молдавии.

За истекшие двадпать пять лет трудя-
щиеся Молдавии под руководством комму-
нистической партии и великого вождя
	культура и искусство, увеличивается. сеть
начальных и ерелних школ, выеших учеб-
вых заведений, медицинских и культурно-
просветительных учреждений.

Президиум Верховного Совета РОФСР и
Совет Министров РСФСР желают трудя-
шимея Молдавии еше больших успехов в
под’еме хозяйства и культуры республики,
в дальнейшем укреплении могушества и
славы нашей Социалистической Родины.
	Совет Министров
Социалистической Республики.
	товариша Сталина. при братской помощи
народов Советского Союза добились боль-
ших успехов в хозяйственном и культур-
ном строительстве. В республике построены
сотни предприятий легкой, пишевей и дру-
гих отраслей промышленности. Волхозы и
COBXO3H на основе широкой механизации
расширили посевные площади, повысили
урожайность зерновых и технических куль-
тур. Быстро развиваются социалистическая
	Теперь, когда мечты людские стали
явью,

А человек -— и весел, и могуч —

Плоды мечты рукой своей берет,

Когда счастлив и радостен народ,

Я не могу не петы
	Перевел с молдавского
Леонид МАРТЫНОВ,
		ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА
В И ЛЕВИНУ В КИШИНЕВЕ
	КИШИНЕВ, 11. (ТАСС). Сегодня более
30 тысяч трудящихся собрались на цент-
ральной площади гороха, где состоялось от-
вкрытие памятника великому основателю
большевиетекой партии и Советского гогу-
дарства Владимиру Ильичу. Ленину.

На собрании, посвященном открытию
памятника В. И. Ленину, с речью выступил
секретарь ЦА. КП(б) Молдавии тов. Н. Г.
	Боваль.
—о—-

ПРАЗДНИК ТУВИНСКОГО
НАРОДА
	КЫЗЫЛ, 11. (По телефону). Торже-
ственно и радостно отметили трудящиеся
Тувинекой автономной области цятую го-
довшину сс лня вступления Тувы в состав
Советского Союза. ,
	Накануне юбилея улицы Бызыла укра-
сились красными полотнищами, транспа-
рантами, разноцветными панно. Повсюлу—
портреты товарища Сталина, его ближай-
ших соратников.
	Сегодня утром на центральной площади
города. перед зданием Дома Советов, состоя-
лось общегородевое торжественное собра-
ние. Секретарь областного комитета партии
тов. Тока горячо поздравил трудящихся
Тувы © радостным праздником. Он расека-
зал о тех огромных изменениях в экономи-
ке и культуре молодой: области, которые
произошли за пять лет. Бурной овацией
встретили. собравшиеся заключительные
елова тов. Тока, провозгласившего здрави-
цу в честь великого Сталина.
	На собрании оглашаются приветствия
Совета Министров: Союза: ‘ССР. я Централь-
ного Комитета Коммунистической партии
(большевиков), Президиума Верховного
Совета СССР, Президиума Верховного Со-
вета РСФСР и Совета Министров РСФСР.
Долго не смолкают бурные аплодисменты.

С привететвиями тувинскому народу вы-
вступили прибывшие в Кызыл на торжества
представители Бурят-Монголии, Иркутской
области и Красноярского краз.

С огромным под’емом было принято при-

ветственное письмо товаришу Сталину.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
	награждении орденами и медалями работников промышленности, сельекого Хозяйства, науки,
Культуры в искусства Молдавекой GOP
	В связи с двадцатипятилетней годовщи-
ной образования Молдавекой Советской
Социалистической Республики и достигну-
тыми успехами в развитии промышлен-
ности, сельского хозяйства, науки, куль-
туры и искуества наградить:
	ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
	1. Антосяка Георгия Федоровича — за-
местителя председателя Совета Министров
Молдавской ССР.

2. Бабалеу Ивана Павловича — тракто-
риста Бельцкой МТС.

3. Беляева Шетра Андреевича — первого
секретаря Рыбницкого райкома КП(б) Мол-
хавии, ,

4. Биршу Матрену Викторовну — ма-
стера Тираспольского консервного завода
им. Ткаченко.

5. Большанову Любовь Трофимовну —
	доярку колхоза им. денина Гираспольского
района. .
	6. Бровко Федора Григорьевича — Прел-
седателя Президиумз Верховного Совета
Молдавской ССР.

7. Букова Емилиана Нестеровича — за-
Моллавекой ССР.
	$. Булата Ивана Игнатьевича — пред-
	седателя колхоза им. Артема Ваменского
района.
	9. Власову Наталью Илларионовну —
звеньевую колхоза «Оевобожденная Бесса-
рабия» Дубоссарского района.

10. Высочанскую Татьяну  Мефодьев-
ну — участкового агронома отдела сель-
ского хозяйства Распопенского райиепол-
комЗ.

11. Ганя Савву Дмитриевича — брига-
дира Вертюжанской МТС.

12. Гапонова Николая  Егоровича —
	первого секретаря Ваменского райкома
КП(б) Молдавии.

13. Голендухина Василия Семеновича —
директора Ново-Кюмиссаровской МТС Дубос-
сарского района.
	14. Горбаня Бориса Архиповича — ce-
кретаря ЦЕ КП(б) Молдавии.
	15. Гревул Софию Логиновну—-учитель-
ницу Драгонепиекой семилетней школы
Сынжерейского района.-
	16. Гушовского Ивана Лукъяновича —
бригадира колхоза им. Молотова Бульбое-
ского района. ;

17. Пиордицу Александра Филиппови-
ча — министра финансов Молдавской ‘ССР.
	15. Дорофеева Павла Члатоновичз —
профессора Кишиневского  сельскохозяй-
ственного института.

19. Заверуху Федора Леонтъевича —
	председателя колхоза им. Микояна Рыбницп-
кого района.
	20. Ильинского Федора Григорьевича —
заместителя председателя Совета Министров
Молдавекой ССР.
	21. Навна Ивана Ивановича — писате-
	ля, редактора журнала «Скынтея Лениня-
CTO.
	22. Нашникова Филиппа Ивановича —
секретаря ЦЕ КП(б) Молдавии.

23. Новаля Николая Григорьевича —
первого секретаря ЦЕ КП(б) Молдавии.

24. Моваля Федора Степановича — ми-
пра сельского хозяйства Молдавской

25. Komyxapa Макара Андреевича —
директора совхоза «Вишневский».

26. Корнеева Николая Степановича —
Молдавской ССР.

27. Косорукова Анатолия Степановича—
первого секретаря Бульбокекого райкома
№П(6) Молдавии.

28. Кривошеева Сергея Викторовича—
главного врача поликлиники лечеануправ-

‚ ления Министерства здравоохранения Мол-
	давекой COP.
	29. Ирозякова Александра Федоровича—
первого секретаря Григориопольского рай-
кома ВКП(б) Молдавии.

30. Лазарева Артема, Марковича—мини-
стра просвешения Молдавекой ССР.

31. Лобачева Николая Фелоровича—ми-
нистра государственного контроля Молдав-
ской ССР.

32. Лысенко Димитрия Григорьевича —
народного артиста Молдавской ССР, актера
Киптиневского русского. драматического
театра.

33. Мальцева Михаила Лаоликиевича—
секретаря Кишиневского горкома ВКП(б)
Молдавии.

34. Михайлова Николая Григорьевича—
первого секретаря Леовского райкома КП(б)
Моллавии.
	35. Мордовца Иосифа Лаврентьевича —
министра государственной безопасности
Моллавекой ССР.

36. Мунтяна Ивана Кондратовича-— пред-
седателя колхоза «Красный партизан» Сло-
болзейского района.

37. Назар Ирину Сергеевну — свинар-

ву колхоза им. Сталина Бульбовекого рай-
она.
	38. Неживого Савву Дмитриевича —
первого секретаря Слободзейского райкома
&1(б) Молдавии.
	39. Няга Степана Трофимовича — ком-
позитора.
40. Островсисго Александра Филиппови-

ча — токаря Вишиневского механического
завода им. Котовского.

41. Отян Домаху Емельяновну — пред-
селателя Молдавекого республиканского С4-
		вета профеоюзов.
{Продолжение следует)
	Критика намеками
	совета тов. Лунев предложил бухгалтерам
предприятнй в сентябре перевести отчисле-
ния По подоходному налогу и платежи по
займу в счет четвертого квартала. Так
тов. Лунев искусственно увеличил процент
выполнения плана мобилизации средств.
— Это непартийное решение задач, воз-
ложенных Ha районный совет, — заявил
тов. Соленников. кН
Редакция почему-то удалила из его. вы-
ступяения конкретную, острую Еритику:
Следует отметить, что почин принадле-
жит не тов. Луневу, не он придумал столь
легкие методы мобилизапии средств. Он
только подражатель, вернее, исполнитель.
Оказывается, исполком областного Совета
депутатов трудящихся в июне обратился Е
Ярославскому городскому Совету и его фи-
нансовому отделу с просьбой «выручить
область», т. е. перевести удержания по по-
доходному налогу с рабочих и служащих и
платежи по займу в счет третьего квартала.
Й «выручили».

На пленуме горкома партии справедливо
	указывали, что подобные операции неза-
ROA.
	Непонятно, почему ярославская газета
прибегает к намекам и оберегает от гласной
критики работников, нарушающих советские
	раза увеличена сеть средних и семилетних
школ, свыше полумиллиона человек ликви-
дировали в послевоенные годы евою негра-
мотность. Около 300 тысяч малограмотных
обучаются в специальных школах. В бли-

Жжайшее время Молдавия станет республикой
сплошной грамотвоести.
	Нирокий размах приняла подготовка но-
вых кадров молдавской интеллигенции. В
республике работает восемь высших и
37 средних учебных заведений, в KOTO-
рых обучается 14 тысяч студентов.
Открыты Государственный университет,
медицинский, сельскохозяйственный и пе-
дагогический институты, Государственная
консерватория. Эти учебные заведения уже
дали стране свыше четырех тысяч специа-
лиетов. Созданы Молдавская база Академии
наук СССР и 14 других научно-исследова-
тельских учреждений. В лабораториях, каби-
нетах и на опытных станциях ученые реепуб-
лики успешно решают важнейшие проблемы
развития экономики и культуры Молдавии.
Только в медицинском институте ведут боль-
шую научную и педагогическую работу
23 доктора наук.
	Широкий простор для своего развития по-
лучили литература и искусство. Молдавеки-
ми писателями создан ряд крупных литера-
турных произведений. За последние тря
года издательства выпустили больше тысячи
названий книг общим тиражом 11 мил-
лионов экземпляров. Издается 45 газет и
6 журналов общим тиражом 300 тысяч
экземпляров. Рабочие и крестьяне Мол-
давии читают на родном языке бесемертные
творения Ленина и Сталина, лучшие произ-
ведения русской и мировой литературы.
	Достоянием трудящихся масе Молдавии
стали музыка, живопись, скульптура. Дале-
RO 34 пределами республики пользуются
славой хоровая капелла «Дойна» и «Ан-
самбль народного танца». В республиее рз-
ботают четыре театра, государственный сим-
Фонический оркестр и много других творче-
CRHX коллективов. Большое развитие полу-
	зила массовая художественная самодеятель-
НОСТЬ.
	Успехи Молдавии в хозяйственном и
культурном строительстве огромны. Но мы
не успоканваемся на достигнутом. Молдав-
ский народ, тесно сплоченный вокруг род-
ной большевистской партии и товарища
Сталина. будет и впредь неустанно трудить-
ся во славу великой социалистической Po-
дины, дебъетея новых успехов в развитии
	эвономики и культуры республики.
	Недавно газета «Северный рабочий» на-
печатала отчет о пленуме Ярославского го-
родского комитета партии. Вот как выглядит
	речь секретаря партбюро электромашино-.
	строительного завода тов, Соленникова:
	«...Гов. Соленников остановился-на боль-
шевистской привципиальности решений,
выносимых местными партийными и совет-
скими органами. Он привел несколько фак-
тов, когда решения не содействовали .ком-
мунистическому воспитанию трудящихся я
даже шли вразрез с советским законода-
тельством».
	Здесь трудно что-либо понять. загадки,
намеки, дз и только. Между тем оратор гово-
рил яено, понятно и вскрыл факты очко-
втирательства и нарушения еоветеких за-
конов. В чем же дело? Дело в том, что ре-
дакция, творя произвол. «вынравила» речь,
пригладила и выхолоетила ее.
	В Ярославле строится троллейбусная ли-
ния. По требованию райкома партии многие
предприятия района послали на строитель-
ство постоянные бригады рабочих. Дирекция
элевтромашиностроительного завода напра-
вила на стройку 17 человек. Они работали
на трассе, но зарплату получали на зав90д®.
	Вот о чем говорил тов. Соленников.
Далее он сообщил следующее:
	Председатель исполкома Сталинекого рай-   законы.
	xu. Весной текущего года произведена
посадка леса на площади 5.500 гектаров,
заложен 321 гектар лесопитомников. 9ро-
шаемые площади увеличились по сравнению
с довоенными в два раза. Построено и отре-
монтировано около 500 прудов.
	Применение передовой машинной техники,
новые приемы обработки почвы позволили
повысить урожайность всех культур. В
Молдавекой ССР в послевоенное время вос-
становлены и заново созданы 98 МТС. На
смену дедовской сапе пришли мошные трак-
торы, комбайны, сеялки, культиваторы,
молотилки. Электричество все шире прони-
кает в колхозное производство и быт мол-
давской деревни.
	Только при советской влзети молдавский
народ впервые поднялся к еознательному
творческому труду. Новый общественный
строй пробудил в освебожденном, ранее
угнетавшемея народе огромную творческую
энергию, способности и таланты. Тысачи
колхозников участвуют в социалистическом
соревновании за высокие урожаи, за повы-
шение. продуктивности скота. Свыше 500
передовиков сельского хозяйства республи-
ки награждены орденами и медалями. Две-
надцать лучигих мастеров полей удостоены
высокого звания Героя Социалиетического
	Труда.

работ по Молдавекой ССР был определен в
размере 1 миллиарда 245 миллионов рублей.

В послевоенные годы в Молдавии. восзта-
новлено и построено вновь более 600 пред-
приятий. беновные фонды промышленности
в 1948 году по сравнению ¢ довоенным
уровнем возросли вдвое. Уже в прошлом году
было выработано промышленной продуксии
на 18,9 пропентз больше, чем в 1940 голу.
Почти в лва раза увеличился выпуек про-
дукции пищевой промышленности. Во вс8
возрастающих размерах в республике вы-
пуекаются консервы, виноградные вина, ра-
стнтельное и животное масло, обувь, трико-
тажные изделия, кожтовары, стройматериа-
лы. В республике освоено производетво
новых видев продукции: двигателей внут-
реннего сгорания, деревообделочных станкев,
череничных и винодельчееких прессов, га-
зовой аппаратуры, еложного сельскохозяй-
ственного инвентаря, шампанского, конья-
КОВ.

Вместе с ростом промышленноети растет
рабочий клзсе из коренного населения. Чи-
сленность его увеличилась по сравнению
с довоенным периодом в два с лишним раза.
’ Среди рабочих, инженеров и техников раз-
вернулось массовое социалистическое сорев-
нование за выполнение пятилетки в четы-
ре года.

В результате широкого веенародного  со-
циалиетического соревнования промышлен-
ность реепублики успешно выполняет свой
патилегний план. Планы первых двух лет
	послевоенной пятилетки выполнены Ha
103.6 проп., план 1948 года — на
1086 проп., план первого полугодия
	1949 года — на 105,4 проц.

Огромны успехи и в сельском хозяйстве.
За последние годы посевные плошади рес-
публики достигли довоенного уровня. План
сельскохозяйственных работ ежегодно вы-
полняетея успенгно, государственные по-
ставки осуществляются досрочно и с боль-
THM перевыполнением. Растет поголовье
общественного скота.

В долинах и на склонах холмов Молдавии
на десятки тысяч гектаров раскинулись
фруктовые сады и виноградные плантации.
Здееь зреют абрикосы и переики, яблоки и
груши, черешня и вишня, сливы и ви-
Horpag. 3a последние три года посажено
около 11 тысяч гектаров новых садов и
виноградников. В нынешнем году большие
площади впервые заняты под цитрусовые и
эфиромаеличные культуры.

Развернулись работы по осуществлению
	сталинского плана преобразования . приро-
	_В сталинской семье наролов
	o° 8
H. KOBAJIb
	Секретарь ЦК КП(б) Молдавии
oOo }
	помощи англо-америвзнских и немецких
	вмпериалистов захватили в 1918 году Бее-
сарабию, отторгли ее от Советской Роеесии.
Народ Бессарабии был отдан во власть по-
мешиков и капиталистов. ‘
Грабительская. колониальная политика
румынеких империалиетов довела население
Бессарабии до полного разорения. голода и
нищеты. Катастрофически падало сельское
хозяйство. Правящие круги боярской Румы-
нии умышленно тормозили развитие’ про-
мышленноети. Трудящиеся массы были ли-
шены элементарных политических прав,
подвергались террору. насилию и грабежам.
	Но трудящиеся, подпавшие под иго им-
периалистических захватчиков, не покоря-
лись. Рабочий класе ий крестьянство Бесса-
рабии отвечали оккупантам упорным сопро-
тивлением, массовыми восстаниями. Веем
памятны Татарбунарекое и Хотинекое вос-
стания, потопленные палачами в море
народной крови.

Советский народ никогда не мирился ©
насильственным  отторжением Бессарабии
от СССР. На весь мир прозвучали гневные
слова товарища Сталина на ХУ! с’езле
ВЕЦ(б): <...На основании какого междуна-
родного права отсекли господа «союзники»
от СССР Бессарабию и отдали ее в рабетво
румынеким боярам?.. Если это называегся
международным правом и международным

обязательством, то что же называется тогда
грабежом ?»
	28 июня 1940 года в результате мудрой
сталинской внешней политики советекого
правительства Бессарабия была воссоедине-
на с Советским Союзом. Осуществилась
долгожданная мечта бессарабекого народа о
воссоединении с великой Советекой Роди-
ной. Трудящиеся Бессарабии избавились от
власти помещиков и капиталистов, от ино-
странного гнета и порабощения. УП сессия
Верховного Совета ОССР 2 августа 1940 го-
да приняла исторический Закон 06 образо-
вании Союзной Молдавекой Советской Co-
паалистичеекой Республики.
	Сегодня молдавский нарол празднует
хвадцатипятилетие своей республики. Ието-
ричеекое постановление Советского прави-
тельетва от 12 октября 1924 года об обра-
завании Молдавской Автономной Советской
Социалистической Республики явилось вы-
дающимся событием в жизни молдавского
народа.

История моллавекого народа ло Великой
Октябрьекой социалистической  револю-
ции — это история упорной и мужествен-
ной борьбы его против угнетателей, за евою
гоеударетвенноеть и национальную незави-
симоеть. По образному выражению летопис-
ца, «Молдавия была страной на пути екре-
шения: всех бел».
	В длительной и тяжелой борьбе против
иноземных захватчиков молдавский народ
всегда находил поддержку и помощь вели-
кого русского народа, с которым он издавна
стремилея соединить свою судьбу. Его за-
ветная мечта осуществилась в 1812 году,
когда Бессарабия вошла в состав Росеин.
Но только Великая Октябрьская социали-
стическая революция в корне изменила
судьбу молдавского нарола. Она разорвала
цепи классового и национального гнета,
принесла нашему народу долгожданную
свободу и национальную независимость,
вывела его на широкий путь социалистиче-
ского развития. :
	Jo Октябрьской революции молдавский
народ иребывал в темноте и беекультурье.
Три четверти населения было неграмотным,
национальных школ и литературы не было.

За годы советской власти в Молдавекой
ACCP пышно расцвела национальная по
форме, социалистическая по содержанию
культура. Уже к 1934 году Советская
Молдавия стала республикой сплошной
грамотности. Республика покрылась густой
сетью клубов, кинотеатров, библиотек, изб-
читален. Болышим тиражом издавались
книги, журналы, газеты на родном языке.
	Совершенно иначе жили в те годы тру-
дящиеся правобережья Днестра, находившие-
ся под гнетом румынских бояр. Румынские
бояре и их атенты — молдавеко-румынские
националиеты, воспользовавшись тем, что
молодая Советская Россия была еще слаба в
	военном ий эЭкбНомичесеком отношений, при
	Трудящиеся молодой союзной республихи
пед руководетвом большевистской партии,
при помощи братских наролов СССР е вели=
чайшим воодушевлением приступили к со-
пиалистическому строительству, в ликвида-
ции экономичеекой и культурной отсталости
Бессарабии. Но их мирный созидательный
труд был прерван вероломным вападением
немецко-фангистеких захватчиков на нашу
Родину.

С первых дней Великой Отечественной
войны молдавский народ ‘вместе со вееми
народами Советского Союза, по призыву пар-
тии Ленина— Сталина поднялея на евящен-
ную борьбу противо немецко-фапшиетеких
захватчиков. Многие тысячи сынов и доче-
рей: нашего народа еражались в рядах ге-
роической Советекой Армия и в партизан-
еких отрядах; Более 85 тысяч ‘солдат и
офицеров. партизан и партизанок Молдавяи
награждены орденами и медалями СССР.
Десять отважных воинов и партизан удо-
сетоены звания Героя Советского Союза.
	44 голу в результате стремительно-
г наступления Советской Армии в блеетя-
ще проведенной Ясско-Кишиневекой опера-
ции, названной товарищем Сталиным седь-
мым ударом. Молдавия была освобождена от
фашистского ига. Моллавекий народ никогда
не забудет героических воинов Советской
Армии, избавивших его от фашистекого
рабства. р
За три года своего хозяйничания в Мол-
Давии неменко-румынекие захватчики уби-
ли, замучили и угнали в рабство свыше
ста тысяч человек, нанесли народному хо-
	зяйству республики громадный ущерб в 16
миллиардов рублей.
	После победного завершения Великой
	Отечественной войны молдавекий народ с
огромным энтузиазмом принялея за воеета-
	новление разрушезного немейкими захват-!
	чиками хозяйства. Советское правительетво,
великий Сталин, братекие народы еоветекой
страны во главе < великим русским народом
проявили огромную заботу о том, чтобы как
можно быетрее возродить народное хозяй-
ство республики. Со всех концов страны
	устремились в Моллавию эшелоны е матия-
	нами, оборудованием, строительными мате-
	ризлами, нефтью, продовольствием. Законом
о пятилетнем плане восстановления и разви-
	тия народного. хозяиетра 0б’ем капитальных
	Самым замечательным событием в жизни
молдавской деревни явился переход широких
масс крестьянства западных районов Бесеа-
рабии на путь новой, колхозной, сопизли-
стической жизни. В основном здесь уже осу-
ществлена сплоптная коллективизация. Это
поистине величайший революционный пере-
ворот, скачок от старого уклада деревенской
RH3HH К НОВОМУ, сОЦиалистичеекому укладу.
	Большие успехи достигнуты в благо-
устройстве городов и улучшении материаль-
но-быговых условий трудящихся. За четыре
послевоенных года жилой фонд вырое на
400 с лишним тысяч ` квадратных метров.
Преображается столица Молдавии Киши-
нев, который становится красивым и благо-
устроенным городом. В районах и городах
республики построены школы, больницы,
	клубы, проведены большие работы по 0зе-
ленению.
	В 25-летию республики молдавский народ
пришел с большими достижениями в разви-
тии национальной социалистической куль-
туры. В республике работает около двух
тысяч школ, в которых обучается более 400
тысяч детей. В вечерних школах учится
около ста тысяч юношей и девушек. В два