1949 г.. № 305 (11412)

Eg OD RAS И Я fads E

Зв

НЫ als

май

реликому

(Окончание. Начало на 1-Й стр.)
	на вершяну трудовой славы тысячи новых
людей. Из среды трудящихся западных еб-
ластей выдвинулись сотни и тысячи та-
лантливых партийных, государственных и
хозяйственных руководителей, деятелей
науки, культуры и искусства, новатеров
производства, стахановцев колхозных и <0в-
хозных полей. Бывшие батракн и бедняки-
крестьяне сегодня в колхозах и совхозах
стали выдающимися мастерами земледелия
и животноводства; ереди них Герои Сопиа-
листического Труда П. Л. Колола, Н. Л. Ве-
ленько, В. В. Дубина, В. М. Качерга, В. И.
Матейко, В. Л. Новик, Н. Л. Светанк и мно-
гие другие.
	За короткий послевоенный период в за-
падных областях восстановлены сотни фаб-
рик. и заволов. На основе пятилетнего пла-
нз развернуто строительство новых про-
мышленных преднриятий, а действующие
значительно раеширены, реконструирова-
ны. оснащены новейшей советской техни-
кой и выпускают продукции во много раз
болыне. чем выпускали до войны.
	Успехи колхозного строя все больше убе-
ждают крестьян-единоличников, что колхоз-
ный путь — единственно правильный путь
к зажиточной и культурной жизнн. В за-
падных областях республики уже создано
четыре тысячи колхозов, об’единяющих
около 200 тысяч крестьянских хозяйетв.
Трудящиеся крестьяне и крестьянки, убе-
дхившись в преимуществах крупного коллек-
тивного социалистического хозяйства перед
единоличным раздробленным и отсталым
хозяйством, вступили в дружную колхозную
семью. Они полны благодарности партии
большевиков и Вам, дорогой товарищ
Сталин, за то, что Вы вывели их на путь
счастливой колхозной жизни.
	Олним из самых знаменательных итогов,
лемонстрирующих ° торжество  ленинско-
сталинской национальной политики, являет-
ся роет культуры в западных областях на-
шей республики. В послевоенные годы там
построено свыше 4.200 школ, в которых
обучается более 500 тысяч детей; открыты
педагогический, 4 учительских института и
много средних специальных учебных за-
ведений. Тысячи детей трудящихся запад-
ных областей БССР учатся в высших учеб-
ных заведениях Москвы, Ленинграда, Мин-
ска п других городов страны.
	Мы обещаем Вам, дорогои товарии
Сталин, приложить все усилия к тому, 9тд-
бы еше быстрее двинуть вперед дело инду-
стризлизации западных областей, ускорить
социалистическое преобразование сельского
хозяйства, неустанно укреплять молодые
	‚ Глубочайций революционны
	К двадиатилетию массового
колхозного движения
	превратив иеь В единственную систему
	веет народного хозяйства, вступила в В®-
	л0су бурного роста и процветавия.
nr
	Е: ПАН ЕН ТУ <

Двадцать лет назад в статье «Год вели-
roro Паредома» товарищ Сталин, анализируя
	первые успехи колхозов, писал.
	«Яено, что наше молодое крупное Co-
пиалиетическое земледелие (колхозное И
	созхозное) имеет великую будущность,
что оно будет проявлять чудеса роста?
(Соч. том 12, стр. 126).
	Жизнь полностью подтвердила предвид®-
ние чеварища Сталина. Вместо океана мел-
ких отсталых единоличных крестьянских
хозяйслв в нашей стране создано самое
крупное и передовое в мире сельскохозяй-
ственно? производетво в виде вееоб’емлющей
системы колхозов и совхозов. В конну пер-
вого десятилетия массового колхозного дви-
жения число колхозов составляло 240 ты-
сяч. Теперь, когда на путь колхозов ветали
милляоны крестьян западных областей
Украины, Белоруесии, а также Молдавии и
прибалтийских советских республик, коли-
чество колхозов значительно возросло.

До массового колхозного движения наше
сельское хозяйство было исключительно
стеталым по технике производства. № концу
первого десятилетия массового колхозного
движения было создано шесть с половиной
тысяч мапгинно-траклорных станций, а Ma-
шинно-тракторный парк в сельском хозяй-
стве насчитывал более 500 тысяч тракторов,
	165 тысяч комбайнов и сотни тысяч
других современных сельскохозяйственных
машин. Предусмотренный послевоенной пя-
тилеткой план строительства новых МТС и
поставки сельскому хозяйству сотен тыеяч
новых трахторов успелно выполняется.

В перпод, предшествующий массовому
волхозному движению, наша страна пере-
живала серьезные трудности со снабжением
хлебом. В результате колхозного строи-
тельства была успешно разрешена зерно-
Baa проблема. В предвоенные годы произ-
водство зерна увеличилось на 2—3 мил-
лизарда пудов, а товарноеть зернового х0-
зайства выросла почти в два раза.
	На основе под’ема зернового хозяйства
успешно разрешена проблема гехнических
культур. (бор хлопка уже в 1940 году
в три с половиной раза превысил дореволю-
ционный ‚уровень. Нроизводетво свеклович-
ного сахара увеличилось в два раза.

Планом послевоенной сталинской пяти-
леткй была поставлена задача достигнуть
и значительно превзойти довоенный уровень
производства зерна, хлопка, сахарной свек-
лы, льна, конопли и других культур. Эта
задача успенено выполняется. Как видно из
опубликованного недавно сообщения Цент-
рального статистического управления при
Совете Миниетров СССР. валовой урожай
	зерновых и ряда важнейших технических
культур в 1949 году уже превзошел
довоепный уровень.

Благодаря техническому перевосружению
колхозы получили возможность вовлечь в
хозяйственный оборот громадные площади
целины, залежей и бросовых земель, Уже к
1939 голу посевная плошаль в стране уве-
личилась по сравнению с дореволюционным
временем почти на 32 миллиона гектаров.

За годы колхозного строительства в де-
ревне выросли многочисленные кадры 9р-
танизаторов и специалистов сельского хо-
зяйства. В концу перрого десятилетия мас-
сового колхозного лвижения в сельском хо-
зяйстве насчитывалось триста тысяч агро-
номов, зоотехников и других епециалистов,
один миллион триста тысяч руководителей и
организаторов колхозов, совхозов, МТС, ферм
и бригад, более полутора миллионов тракто-,
риетов, комбайнеров и других механизато-
ров. За второе лесятилетие колхозные кал-
ры получили огромное пополнение, особен-
но из числа женшин, которые в условиях
колхозов стали большой силой.

Колхозный строй уже в нервые годы сво-
его существования поднял производитель-
ность сельскохозяйственного труда на уро-
вень, не доступный в условиях мелкотовар-
ного крестьянского хозяйства. В 1937 году
произволительноеть труда в зерновом хо-
зяйстве поднялась по сравнению с 1925 ro-
дом в три е лишним раза. В последующие
годы в результате лальнейшей механизапии
труда и улучшения организации производ-
ства. производительность труда поднялась
еше выше. :

Громадные пренмущества колхозного
строя особенно ярко проявились в годы Ве-
ликой Отечественной войны. Несмотря на
временную потерю ряда важных сельско-
хозяйственных районов, армия и население
бесперебойно снабжались продовольствием,
а легкая промышленность — сырьем. «ho-
нечно, без колхозного строя, без само-
отверженното труда колхозников и колхоз-
  нид, — говорит товарищ Сталин, — мы
не смогли бы решить эту труднейшую за-
дачу».

Колхозное строительство позволило ко-
ренным образом улучшить матернальное
благосостояние и культуру колхозников.

Колхозы, совхозы и МТС, вооруженные
передовой техникой, создали прочную базу
для переделки крестьянина, для переработ-
кн его психологии в духе социализма. Они
явились прекрасной школой воспитания на-
шего крестьянства в духе сознания обще-
народных интересоз, в духе социачиетиче-
ского отношения в коллективному труду

и общественной собетвенноети, в духе ©о-
ветекого патриотизма.

Дваднать лет назад, во второй поло-
вине 1929 года, в нашей стране разверну-
лось массозее колхозное движение, В зна-
менитой статье «Год великого перэлома»,
опубликованной в день двенадцатой годов-
шины Октября, товариш Сталин  под-
чевкнул, что в колхозы пошел середняк,
что козенной перелем в развитии сельского
	 `хозайетта был важнейшим достижением CO-
	ветекой власти за истекший год. Ва основе
сплошиой коллективизации осуществлялась
ликвидация кулачества, как класса.

«Это был глубочайший революционный
переворот, — указывает товарищ Сталин, —
скачок из старого качественного состояния
общества в новое качественное состояние,
равнозначный по своим последствиям рево-
люционному перевороту в октябре 1917
года.

Своеобразие этой революции состояло в
том, что она была произведена сверху, по
инициативе государственной власти, при
прямой поддержке снизу со стороны мил-
лионных масе крестьян, боровшихся против
кулацкой кабалы, за свободную колхозную

РИЗНИЬ».
			Б феврале 1933 года в речи на первом
Всесоюзном с’езде колхозников-ударников
товарищ Сталин в неразрывной евязи ©
лозунгом «сделать все колхозы больше-

вистекими» поставил и обосновал задачу
«елелать всех колхозников зажиточнымя».
	Этот лозунг стал знаменем для миллионов
колхозников и колхозниц.
	Искаючительное значерие для укрелле-
ния колхозного строя, для роета, и проивета-
HEA KOATOIOB Имеет разработанный под ру-
KOBOACTBOM товарища Сталина и принятый
Вторым ©’езлом  колхозников-ударчиков
Примерный Устав  сельскохозяйственной
артели, названный в Hadore Сталинским
Уставом колхозной жизни. Заоженный
в Уставе социалистический пуинцял пра-
вильного. сочетания личных интеуков
колхозников с UX общественными инть-
рэсами, приспособления личных интересов
колхозников к общественным интересам,
етал высшим принципом колхозной жизни.

Борьбу за строгое соблюдение Устава,
против его извращений партия ведет 9
всей энергией и погледовательностью, Вес-
ной 1939 года, когда во многих районах
страны обнаружились факты расхищения
колхозных земель и раздувания личном,
подсобного хозяйства колхозников, партия и
правительство ирипяли решение «0 мерах
охраны общественных земель колхозов or
раехнщения». Этим решением паргия и пра-
вительство нанесли сильнейший удар по
частнособственническим пережиткам TL ofac-
печили дальнейшее укрепление обществен-
ного хозяйетва колхозов.
	В послевоенный период партия приняла
неотложные меры по восстановлению п
дальнейшему развитию социалистического
сельского хозяйства, по организационно-
хозяйственному укреплению колхозов. План
послевоенной сталинской пятилетки, поета-
новление Совета Министров СОСР и ЦЕ
ВЕП(б) «0 мерах по ликвидации нарушений
Устава сельскохозяйственной артели в кол-
Хозах», решения февральского Пленума ДЕ
BEY(6) п последующие решения лартин и
правительства дали развернутую программу
развития сельского хозяйства в послероен-
ный период. у
		Завод коллективной
стахановской работы
	Вылающейся трудовой победой ознамено-
ваны предоктябрьские дни на московском
‘заводе «Калибр». Два года назад здебь был
‘один стахановекий участок —— знатиого ма-

В . 5
стера Николая Российекого. В канун 32-й
годовщины Октября на заволе завершен пе-
реход к коллективной стахановекой работе
на всех без исключения участках и во всех
цехах.
`’ Работники «Калибра» добилиеь высоких
показателей. За тря года и ©емь меслнев
они выпустили столько продукции, еколь-
ко им было задано’ на вею поелеваенную пя-
тилетку. Довознный уровень производства
в нынешним дням превышен в 2,6 раза.
Этого успеха коллектив «Калибра» лостиг с
таким же числом рабочих, которое было на
нем в 1940 году.

«Калибр» — завод самой передовой тех-
ники. Производство инструмента в болынин-
стве пехов перестроено по поточной сиете-
ме. Механизировано множество трудоемких
ручных работ. Бурное развитие получила
творческая деятельность новаторов произ-
‚ водства. Осуществлено больное количество
цепных изобретательских и рационализа-
тореких предложений. Благодаря этому про-
изволительность труда выросла более чем
в два раза по сравнению с довоенным вре-
менем.

Bee цехи переведены на хозрасчет. Сей-
час завод выпускает самый дешевый в
стране инструмент.

Коллегия Министерства станкостроения и
ЦЕ профсоюза рабочих станкоинструмен-
тальной промьшиленности присвоили «Ва-

либру» высокое звание — «оавод коллек-
ТИвНОЙ стахановской работы».

—_l}-—-
	ТЫСЯЧИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
НИНЫ НАЗАРОВОЙ
	ЧЕЛЯБИНСК, 31. (Корр. «Правды»)}.
Весной нынешнего года стахановка Ураль-
ского автозавода Нина Назарова выступила
инициатором социалистического соревнова-
ния за образцовое использование оборудова-
ния. Отлично ухаживая за пятью станками,
она значительно удлинила срок их службы
между ремонтом,

Начинание мололой работницы получило
широкое распространение на заводах Южно-
го Урала. Тысячи последователей Нины
Назаровой, оргализевав отличный уход за
оборудованием,  зкачительно увеличили
производительность труда, улучшили каче-
CTBO IDOAYROBH.

На Уральском автомобильном заводе боль-
шинетво рабочих обязалось удлинить сроки
службы станков между ремонтом. В пе-
хах созланы стахановекие птколы по изуче-
нию наилучших методов ухола за, оборудо-
ванием. Технологи и мастера помогалот ра-
бочим позыесить технические знания H B
совершенетве освоить станки.

Несколько молодых рабочих © других
заводов Урала вступили в социалистическое
соревнование с Ниной Назаровой.

Инициатива работницы ‘тов. Назаровой
выззала к жизни широкое движение стаха-
новцев. и инженерно-технических работников
Южного Урала. Десятки комплекеных бригад
на Челябинском тракхорном ‘заводе присту-
пили к разработке организационно-техниче-
ских мероприятий по улучшению пелоль-
зования оборухования.
		колхозы, развивать советскую социалистн-
ческую культуру.

Дорогой наш вождь, отен и учитель!

Десять лет, прошедшие со дня воссоеди-
нения белорусского народа в едином Бело-
русском Советском государстве, —это десять
лет борьбы, ‘труда и побед под солнцем
Сталинской Конетитуции.

В суровой борьбе советские люди отетояли
честь. свободу и независимость своей Co
циалистической Родины, покрыв неувядае-
мой славой ее боевые знамена. В упорном
труде советские люди добились величайших
побел в хозяйственном и культурном строи-
тельстве, в укреплении могущества нашего
Отечества.

Великие уснехи советского народа В
сгроительстве коммунизма вызывают беше-
ную злобу англо-змериканеких империали-
стических хищников. В их воспаленных
умах снова зреют агрессивные планы новой
войны.

Но лагерю империализма и реакции
противостоит могучий лагерь мира, нрогрее-
са H демократии, возглавляемый Советским
Союзом. Занятые мирным созидательным
трудом, советские люди неустанно отетаива`
ют дело мира. Они глубоко сознают, что
лучшая гарантия мира — это всемерное
	укрепление. экономической И оборонной
моши нашей великой социалистической

Родины.
	EN

Советскай народ, активно борющийся
вместе со всеми свободолюбивыми народами
за мир и демократию, против поджигателей
новой войны, будет и впредь нё покладая
рук крепить мощь своего великого социали-
стического Отечества.

В свой радостный праздник мы заверяем
Вас. наш родной товарищ Сталин, что еще
теснее сплотимея вокруг славной партии
большевиков, вокруг непобедимого знамени
Ленина — Сталина. Мы утроим свою энер-
гию, умножим свои усилия в борьбе за по-
строение коммунистического общества.

Or всей луши желаем Вам, дорогой Иосиф
Виссарионович, доброго здоровья, многих лет
жизни на радость и счастье советского на-
рода, на радость и счастье трудящихся всего
мира.

Да здравствует Советский Союз — наша
могучая социалистическая Родина!

Да здравствует и крепнет неруптимая
дружба между народами Советского Союза!

Да здравствует великий русекий народ —
старший брат, друг и освободитель белорус-
ского народа!

Да здраветвует Всесоюзная Коммунисти-
ческая Партия (большевиков) — вдохнови-
тель и организатор всех наптих побел!

Слава воликому ‘вождю, учителю и
	другу — родному и любимому Сталину!
	Великая Октябрьская социалистическая
резолюция свергла власть капиталистов
ий помещиков, отобрала у них фабрики,
заводы, землю и установила в нашей
стране диктатуру пролетариата. Это было
громадным, всемирно-историческим завоева-
нием всех трудящихся, в том числе и на-
шего крестьянства. Достаточно сказать, что
в результате революции крестьянство полу-
чило более 150 миллионов десятин новых
земель, которые раньше находилиеь в руках
	помеников, буржуазии, царской еемьи, м9-
настырей, церквей.

Октябрьская революция явилась пред-
варительным условием и необходимой пред-
посылкой для социалистичеекого етрои-
тельства в дерэвне. Исключительно важное
значение имела осуществленная у нас нз-
пионализация земли,

Но революция не могла одним ударом
уничтожить широко разветваенные корни
капитализма, таящиеся в мелкотоварном
производетве. Чтобы подрезать и выкюрче-
вать эти корни, необходимо было вы-
играть бой с капитализмом, вырастало-
щим из мелкого крестьянского хозяйства.
А для этого надо было включить крестьян-
ские хозяйства в систему социалистиче-
ского развития страны.

Эта задача, указывал Денин, несравнен-
но более трудная, чем свержение помещиков.
и капиталистов. Ее можно решить только.
ортанизапионной перестройкой веего обще-
ственного хозяйства, переходом OT едино-
личного, обособленного, мелкого товарвого.
хозяйства к общественному, крупному хо-
зяйству, опирающемуея на социалистиче-
скую индустрию.

Ленин открыл, что столбовой дорогой <0-
циалистичеекого строительства в дэревне
является косперирозание крестьянских хо-
зяйетв. № организации крупных обществея-
ных хозяйств, построенных на эеновах в-
операции, Ленин звал наше крестьянство ©
первых дней пролетарекой революции.

Опираясь Ha  косперативный naan
Ленина, товариш Сталин веестороине. раз-.
работал теорию коллективизации сельского.
хозяйства и претворил ев в жизнь. С непре-
взойденным мастерством GH направлял ра-
боту партии по созданию условий для мах-
сового колхозного движения.

Проводя политику  индустриализапии
страны, партия создавала условия для тех-
нического перевооружения земледелия. Раз-
вивая сельскохозяйственную  кооперадию,
партия приучала крестьянина к воллектив-
ному ведению дела. На опыме лервых совхо-
зов и колхозов партия убеждала крестьяни-
на в преимуществах крупного общественного
хозяйства в земледелии, вооружението пере-
довой техникой. В ходе хлебозаготовок 1928
и 1929 голов нартия подорвала силу кулац-
кого хозяйства.

В 1927 году. когда определились решаю-
шие успехи социалистической инлустриа-
лизации, товариш Сталин в докладе на ХУ
с‘езде ВЕН(б) обосновал куре партии
на коллективизацию сельского хозяйства.
В 1929 тоду партия под руководством
товарища Сталина соверигила исторический
поворот — поворот от политики отраниче-
ния и вытеснения кулачества к политике
ликвидации кулачества, как класса, на
основе сплонтной коллективизации.

Пол руководством товарища Сталина нар-

тия разгромила троцкиестско-зиновьевских и
бухаринско-рыковеких предателей, высту-
павших против социалистической инду-
стриализации стравы и коллективизации
сельского хозяйства. Разрабатывая теорию
коллективизации, товаришг Сталин в своих
трудах «0 правом уклоне в ВЕП(б)», «Год
великого перелома», «В вопросам аграрной
политики в СССР» и других разбил бур-
жуазные, антимаркеистекие, правооппорту-
нистические теории; направленные против
колхозного строительства.

Товарищ Сталин веесторонне разработал
вопрос 0 колхозной форме социалистичеекого
хозяйства в деревве, показал. что основным
и главным звеном колхозного строительства
на современном этапе является сельекохо-
зяйственная артель, обосновал перехох от
политики ограничения и вытеснения кула-
чества к политике ликвидации кулачества,
как класса, на основе сплошной коллевти-
визации, раскрыл значение МТС, ках онор-
ных пунктов в деле сопиалистичеекого пере-
устройства сельского хозяйства.

Мудро» руководство товаршна Сталина,
его гениальные указания позволили созлать
все условия для развертызания массового
колхозного движения. Начавшиеь в 1929 го-
ду, когда на путь колхозав повернули оенов-
ные массы крестьянства, массовое колхоз-
ное движение увенчалось полной победой
колхозного строя. Тем самым партия во
главе с товарищем Сталиным решила трул-
вейшую после завоевания власти задачу
пролетарской революции— задачу социа-
листического преобразования нашего сель-
ского хозяйства,
	Чего добилась наша партия в результа-
тв массового колхозного движения? Партия
добилась уничтожения последних иеточни-
ков реставрации капитализма внутри етра-
ны. Был ликвидирован самый многочинелен-
ный эксплоататорский класе в нашей стра-
не — кулачество. Миллионы трудящихся
крестьян, об’единившись в колхозы, встали
на социалистический путь развития. Совет-
ская власть получила обширную социали-
стичезвую базу в деревне в виде колхозного
строя. Социалистическая система хозяйства.
	В третье десятилетие масеовото колхозно-
го движения социалистическое сельское хо-
зяйство встунает в расцаее непечернаемых
жизненных сил, С высоким сознанием свос-
го долга перед Родиной колхозное крестьян-
ство самоотверженно решает одну из важ-
нейнгих залач коммуниетического строитель-
слва — задачу ©оздания ‘изобилия сельско-
	хозяйственных продуктов в етране. Сециа-
пистическое соревнование в сельском хозяй-
севэ приняло широчайший размах. Великий
праздние октябрьекой годовщины миллиовы
колхозников встречают успешным выпол-
	нением обязательств перед государством.
Исторические постановления партии
	Исторические постановления партии и
правительства о праобразовании природы и
	трехлегнем плане развития оощественного
	В.лхоЗНогГо и СовхозНогГО ПролуктиБНОГО ЖИ-
	вотноволетва открыли перед нашеи дерев-
ней новые величественные перепективы.
	большим воодушевлением колхозное
	урестьянетво развернуло борьбу за разви-
	тие общественного животноводства, которое
до сих пор являлюеь отетающей отраслью
нашего сельского хозяйства. Быетро растет
число животноводческих ферм, увеличивает-
ся поголовье скота, улучивется его пород-
ность, повышается продуктивность.

Таким образом успешно  разрешаетея
центральная задача в сбласти развития
свяьского хозяйетва.
	fh осуществлению новых грандиозных
задач колхозная деревня приступила во
ваворужии данных передовой науки и тех-
ники. Торжество мичуринской биологии
открыло широчайшие просторы для внедре-
ния достижений вауки в обциалистическое
сельское хозяйство. Растет арфмня Героев
Сопизлнстического Труда и передовиков
сельского хозяйства. Овладевая наукой, они
добиваются выдающихея уснехов в земле-
делии и животноводстве.

Бурно растет культура колхозного села.
Широкий размах электрификации, внедре-
ние радио и кино, строительство новых
школ, домов культуры, клубов и других
культурных учреждений на селе помогают
полностью ликвидировать вековую культур-
ную отсталость деревни. Быетро размы-
вается противоположность между городом и
деревней.

Уснехи социалистического земледелия 0со-
бенно разительны на фоне все усиливаю-
щейся деградации сельского хозяйства капи-
тзлистических стран. Миллконы разорив-
шихся мелких фермеров Соединенных Ита-
тов Америки, Англии и других стран непре-
рывно перекочевывают со своими лохмотья-
ми и детьми из деревни в город, из города
в деревню.

Взоры трудящихся крестьян веего мира
обращены к нашей стране, гле под руковод-
ством партни Ленина — Сталина уничтоже-
‘во иго помещеков и кулаков, построено пе-
реловое, не знающее кризисов социалиети-
ческое сельское хозяйство. Пример советских
крестьян находит рсе более горячий отеликй
в сердцах трудящихся всего мира.

Разработанная товарищем Сталиным Tty-
рчя коллективизации сельского хозяйства,
богатейлгий опыт нашей партин по руковод-
ству колхозным строительством являются
мошным оружием в борьбе коммупистиче-
ских и рабочих партий против капитализма,
за социализм. В этом состоитлогромное ме-
жлународное значение побед колхозного
строя в СССР. С глубоким вниманием опыт
калхозлото строительства, в ® ©ССР изучает
трудящееся кростьянстоо стран народной
демократии. Из Польши и Румынии, Чехо-
словакии и Болгарии, Венгрии и Албании
в СССР едут крестьянские делегации, чтобы
на месте познакожиться с достижениями на-
WHX KOALOICE HW поучиться у них строитель-
etsy новой жизни. Цервые шаги коопера-
тивного движения в странах народной демо-
Ерагии показывают, что зта учеба дает бла-
годатные результаты.

Сознание величия своего подвига налол-
няет наше крестьянство чувством законной
гордоети и удесятеряет ео силы в борьбе
за новые успехи колхозного строя. Вместе
с рабочим. классом, вместе с советской ин-
теллигенцией колхозное крестьянетво уве-
ренно идет к коммунизму. Вто ведет вперед
великая партия Ленина— Сталина, вождь и
учитель советского народа, вдохновитель и
организатор глубочайшего революпионног
переворота, творец колхозного ° строя
велекий Сталин.

Г. ОБЕЛДКОВ.
	Письмо обсуждено и принято на общих собраниях трудящихся
на предприятиях, в колхозах, совхозах, МТС, селах, в учрежде-
ниях и учебных заведениях Белорусской ССР.
		песятилетие воссоединения белорусского народа
	советском государстве
	B GNHHOM Белорусском
	Доклад тов. А. Е. КЛЕЩЕВА на ’юбилейной сессии
	Белорусской ССР
	Верховного Совета
	За последние четыре года в Белоруссии
восстановлено более 10 тысяч деревень, по-
строены заново 400 тысяч домов, в кото
рые переселено свыше 2 миллионов чело-
век. Серьезные успехи достигнуты в вос-
становлении и благоустройстве городов,
дальнейшем улучшении материально-быто-
вых условий трудящихся.

Велики успехи в развитни национальной
по форме, социалистической по содержанию
культуры белорусского народа. В республи-
ке работают 28 высших учебных заведений,
110 средних специальных учебных заведе-
ний, 11.789 школ, в которых обучается
1,5 миллиона детей. Творчество 17 деяте-
лей белорусской литературы и искусства
отмечено Сталинскими премиями.

Меняется облик западных областей Бе-
лорусеии. Если ©б’ем промышленного про-
изводетва в целом по БССР превзойдет в
концу пятилетки довоенный уровень произ-
водетва на 16 процентов, то в западных
областях Белоруссии он будет превышен
более чем в два раза. В этом голу в запад-
ных областях БОСР производитея премыш-
ленней продукции в полтора раза больше,
чем в 1940 году.

Трудящееся крестьянство западных обла-
стей, убедившись в преимуществах коллек-
тивного хозяйства, прочко становится Ha
путь новой колхозной сопналистической
жизни. Организовано 4 тысячи колхозов, ко-
торые об’единяют около 200 тысяч бедняц-
ко-середняцких крестьянских хозяйств.

Союзное правительство приняло решение,
птредусматривающее большие меры помощи
сельскому хозяйству западных областей. Ор-
ганизуетея дополнительно 45 машинно-
тракторных станций. Завозящя тысячи
тракторов, сотни автомантин и самоходных
комбайнов, десятки тысяч других сельхоз-
машин, много инвентаря, оборудования я
материалов.

Широко развернулозь культурное строи-
‚тельство в западных областях БССР. Там,
где 10 лет назад не было ни одной белорус -
ской школы. теперь работают 4.230 непол-
ных ерелних и средних школ, 5 выеших
учебных заведений. Еще в 1938 году поло-
вина населения Западной Белоруссии была
неграмотной, В текущем году неграмотность
з основном ликвидирована. В западных 0б-
ластях республики работают 108 кинотеат-
ров, 344 киноперелвижки. 3 драматических
	театра, открыто 6 музезв, 1.527 библиотек,
	1.193 избы-читальни и сельских клуба.
274 больницы на 8.400 коек обслуживают
население западных областей БССР бесплат-
ной медицинекой помощью.

Из среды рабочих и крестьян‘ западных
областей Белоруссии за 10 лет советской
власти выросли тысячи учителей, врачей,
инженеров, агрономов. Цеизмеримо возросла
политическая активность трудящихся. В <0-
став местных советов избраны 28.874 депу-
тата, в том числе 7.198 женщин.

Белорусский народ, говорит в заключение
тов, Влещев, как и вее налоды великого
Советского Союза, уверенно смотрит в буду-
Щее, Он знает, что дая победы коммунизма. в
пашей стране партия Ленина — Сталина
создала, все необходимые условия. Советский
Союз стал самой сильной в мире державой.

В годовщину своего воссоединения бело-
русский народ шлет горячие слова любви и
преданности советскому правительетву, ком-
мунистической партии, великому вождю
трудящихся, лучшему другу белоруеского
	народа Иосифу Виссарионовичу Сталину.
(Бурные, продолжительные апледисменты).
	В начале своего локлала тов. Влещев го-!
	ворит о многовековой борьбе, которую вел
белорусский народ при  неопенимой помощи
великого русского народа против царизма,
помещиков, капиталистов,  чужеземных
захватчиков. Телько партия большевиков,
тении человечества Ленин ин Сталин указа-
ли трудящимся Белоруссии единственно вер-
ный путь напионального и социального ос-
вобозления— путь социалиетичеекой рево-
люции и строительства коммунистического
общества.
революция освободила белорусский народ от
цепей капиталистического рабства и нацио-
нального гнета. Десять лет тому назад,
17 сентября 1939 года, доблестные совет-
ские войска принесли мнотострадальному
народу Западной Белоруссии долгожданное
освобождение от польско-помещичьего гие-
та. Белорусский народ воссоединилея в еди-
ном Белорусском Советском государстве.
	Новой, свободной, счастливой жизнью за-
жили трудящиеея западных областей.
	Вероломное нападение фаптистеких орд
на Советский Союз прервало мирный сози-
дательный труд советского народа. Сотни
тысяч сынов белорусского народа с оружи-
ем в руках в рядах Красной Армии, в пар-
тизанских отрялах, в тылу у врага само-
отверженно защищали Советскую Социали-
стическую Ролтину.
	Белорусский народ, говорит далее тов.
Клещев, никогда не забудет, что свеим
освобождением от фашистеких захватчиков
он обязан героической Советской Армии и ее
тениальному полководцу— Генералиссимусу
Иосифу Виссарионовичу Сталину. (Бурные,
продолжительные аплодисменты, переходя-
щие в овацию, в честь великой партии
Ленина— Сталина, в честь мудрого вождя и
учителя И. В. Сталина).

Далее тов. Клещев говорит о значитель-
ных успехах в восстановлении и дальней-
шем развитии промьниленности, сельского
хозяйства, культуры и науки республики,
которых лостиг белорусекий нарол под ру-
ководством коммунистической партии, при
отромной помощи Союзного правительства,
ЦЕ ВЕП(б) и лично товарища Сталина.

Промъииленность Белорусеии выполнила
план пезвых трех лет послевоенной еталин-
ской пятилетки на 109 процентов. Пред-
приятия оснащаются новейшей первоклаес-
ной отечественной техникой. Восстановлен-
ные электростанции республики превысили
довоенные мощности в полтора pasa.
Успешно идет строительство гитантов со-
циалистической индустрии — автомобиль-
ного и тракторного зазодов. В текущем голу
‚ многие предприятия и отрасли промышлен-
ности завершают выполнение пятилетнего
плана. Многие тысячи стахановцев — нова-
TOPOB производства уже справились со CBO-
ими пятилетними заданиями.

Значительные успехи достигнуты в по-
слевоенном пюд’еме сельского хозяйства. В
течение всего послевоенного периола госу-
дарственные поставки выполняютея  до-
<рочно.

В колхозах и совхозах республики орга-
пизовано 25 тысяч животноводческих ферм.
Увеличилось поголовье крупного рогатого
скота, свиней, овец и птицы. За выдаю-
щиеся успехи, достигнутые в сельском хо-
зяйстве, 23 лучших мастера колхозных и

совхозных полей удостоены звания Тероя
`` боциалиетического Трула.
		В МОЛОДЫХ КОЛХОЗА
эстонии
	ТАЛЛИН, 31. (Кэрр. «Празды»}, В м0л0-
лых колхозах Эетонии в эти дни парит
	радостное  предпраздничное  ОЖивлевие.
Вырастив богатый урожай, артели в0з-
награждают труд колхозников. В колхозе
	«Октябрьская победа» от общественных
амбаров в домам колхозников идут вереницы
полвол, доверху груженных тугими мепка-
ми пшеницы и ржи. Колхознику Яну Мьи-
тусу потребовалось сделать пять поездок,
чтобы свезти домой весь хлеб, заработанный
на трудодни. Семья звеньевого Юлнуеа
Вурга получила около пяти тонн зерна.

— За два года, — говорит предеедатель
колхоза «Октябрьская победа» Ян Рауд-
сепп, — наша деревня достигла такого раз-
вития сельского хозяйства, которого не мог-
ла достигнуть прежле и за десятилетия.

Перед праздником 32-й годовщины Вели-
кого Октября в Валгамаском, Харьюмаском,
Сааремаском и других уездах республики
в колхозы вступили тысячи крестьян.
		СОРЕВНОВАНИЕ
РИЖСКИХ ШОФЕРСВ
	РИГА, 31. (Норр. «Правды»). Срели шо-
	Феров город» ширилея движение за стоты-
сячный пробег автомашин без капитального
ремонта. Инициатива соревнования  при-
надлежит коммунисту тов. Молчанову, Ш0-
Gepy первого автобусного парка Pura. Вы-
	полняя социалистическое = обязательство,
брягала водителей в составе т.т. Молчанова,
Королева и Москаленко па машине
	‹ЭЙС-16» прошла 109 тысяч километров
без капитального фемонта.

Вступив в предоктябрьское соревнование,
шоферы т.т. Задорожный и Петренко 0бяза-
лись довести пробег автобуса без капиталь-
ного ремонта до 200 тыеяч километров. Их
машина уже пронла около 140 тысяч ки-
лометров. Водители Рижского городского
автотранепортного хозяйства тт. Кариный и
Винтер прошли на автобусе без капиталь-
Horo ремонта более 130 тысяч километров.

Движение стотысячников способетвова-
ло досрочному выполнению годовых планов

первым автобусным . парком и городским
автотранепоэтом Риги.
		Успехами, одержанными ва фронте co-
циалистического строительства в деревне,
наше колхозное крестьянство обязано руко-
водетву большевистской партин. Разраба-
тывая теорию коллективизации сельекого
хозяйства, товариш Сталин всоружал nap-
тию искусством руководетва  колхозным
строительством. По указаниям товарища
Сталина партия исправляла извращения в
колхозном строительстве.

Вотда массовое  колхозное движение
одержало победу, товарищ Сталин в докла-
де «Итоги первой пятилетки» и в речи
«0 работе в деревне» в январе 1933 года
дал программу работы партии по укрепле-
нию колхозного строя, вооружившую ее в
борьбе за превращение всех колхозов в
большевистекие, По предложению товарища
Сталина были созданы политотделы МТС.
	проделавшие огромную работу по удрепае-
НИЮ ROIX030B.
	ПЕНЬ NPO@AKTHBA
	ЯВЫННГРАД, 31. (Норр. «Правды»). Во
Дворце труда состоялся день профактива,
посзященный ролн профеоюзных организа-
ций в развитии сопиалиетичеекого соревно-
вания. Председатели пеховых комитетов
предприятий легкой н пищевой промыниен-
ности обменялись опытом работы,

С интересом было выелущшано выетупле-
ние председателя цехового комитета Пря-
дильно-ниточного комбината имени С. М.
Кирова тов. Редькиной. В этом цехе 57 ра-
ботниц досрочно выполнили пятилетнее за-
дание; 22 бригады завоевали почетное зва-
ние бригад отличного качества.

С интересными сообщениями выступили
также председатели цеховых комитетов фаб-
рик «Скороход», имени Микояна, завода
«Союз» и других продириятий.