> НОЯБРЯ 1949 г. № 309 (11416)

В КОМИТЕТЕ ПО СТАЛИНСАИМ
ПРЕМИЯМ В ОБЛАСТИ НАУКИ
и ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА
	Комитет по Сталинским премиям в обла=
сти науки и изобретательства при Совете
Министров СССР закончил прием работ,
представляемых на соискание Сталинских
премий за 1949 год. Научные труды и изоб-
ретения присланы в Комитет различными
министерствами, Академией паук СССР,
академиями наук союзных республик,
ВИСНС, а также отдельными предприятия-
ми, учреждениями, институтами.

Beere получено свыше 1.000 работ—
больше, чем поступало в прежние годы, что
ярко свидетельствует о неуклонном. росте
и развитии советской науки и техники.

В настоящее время 16 секций Комитета
рассматривают поступившие труды. В ра-
боте -секций принимает участие более
800 видных специалистов Москвы и дру-
	гих городов.
	Максим РЫЛЬСКИЙ
	Передовики
	соревнования
	ТАЛЛИН, 4. (Корр. «Правды»). Во веех
рабочих клубах Эстонии проходят вечера,
посвященные 32-й годовщине Великой
Октябрьской социалистической революции,
Открыты многочисленные выставки, ото-
бражающие успехи, достигнутые Эстонией
в сопиалиетическом строительстве.

На всех предприятиях в эти дни всюду
подводятся итоги предоктябрьского социа-
листического соревнования. Переходящие
красные знамена Совета министров Эстонии
и республиканского совета профеоюзов вру-
чаютея коллективам ‹ сланце-химического
комбината «Кохтла», завода торфобрикетов,
цементного завода «Пунане Вунда» и ряда
других предприятий.

На предпраздничных собраниях рабочие
п командиры производства тепло чествуют
передовиков соревнования.

Торжественные собрания, посвященные
32-й головшине Великого Октября, прохо-
	дят в Нарве, Тарту, Нярну и других городах

республики.
—O—
	КИЕВ В ЭТИ ДНИ
	КИЕВ, 4. (Корр. «Правды»). На пред-
приятиях, в учреждениях и учебных заве-
дениях проходят многолюдные торжествен-
ные собрания, посвященные 32-й годовщине
Великой Оклябрьской — социалистической
революции. Состоялись торжественные ©о-
брания трудящихея Сталинского и Кагано-
вичекого районов города Виева. Всюду
участники собраний с огромным воодушев-
лением принимают приветствия товаришу
И. В. Сталину.
	В предпраздничные дни коллективы
предприятий, рабочие, инженеры, техники
и служашие отвечают на призывы ЦЕ
ВЕП(б) ковыми трудовыми уснехами.
	Коллектив Киевской 4-й обувной фабри-
ки, перевыполнив 10-месячное задание,
тал сверх плана десятки тысяч пар обуви.
В ечет 1951 года работает завод мельнич-
ных машин, досрочно завершивший свое

пятилетнее залание.
	В эти дни увеличился приток посетите-
лей в филиал Музея В; И. Ленина. За по-
следние четыре дня в нем побывало более

3 тысяч человек.
—_—O—

СТРОИТЕЛЬСТВО
ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
	УФА, 4. (Корр. «Правды»). Год тому на-
зад группа колхозов Бирского района нача-
ла строить мощную межколхозную электро-
станцию на реке Бир. Сооружение ее под-
ходит к концу. В новому году она даст тоЕ
27 сельскохозяйственным артелям. Опыт
биоских колхозников перенимают и другие
колхозы республики. На днях началось
строительство крупной гидроэлектростанции
на реке Усень в Вандринском районе. Она
будет обслуживать 22 колхоза. Большую
гидростанцию строят 16 колхозов Белока-
тайского района на реке Ик. Крупные меж-
колхозные электростанции создают также
колхозы Бакалинского, Балтачевского и дру-
гих районов Башкирии.
		Товарищу С: ТАЛИН VY И. ‚ 13.
	(Окончание. Начало на 1-й стр.)
	3. Собрать сахарной свеклы на площади
5.600 гектаров по 270 центнеров © каждо-
го гектара, в том числе с площади 1.000
гектаров по 500 центнеров с гектара и
дать государству 1.500 тысяч центнеров
сахарной свеклы.

4. Посеять весной 1950 года 300 гекта-
ров новой для нашего района культуры —
чумизы и собрать © каждого гектара по 400
пудов.

5. В концу 1950 хода полностью выпол-
нить в колхозах и совхозах трехлетний
план развития общественного животновод-
ства и резко повысить его продуктивность.

В колхозах, МТС и совхозах разверну-
лось социалистическое соревнование за вы-
полнение новых обязательств.

Из чего мы исходили, принимая более по-
вышенные обязательства на 1950 год?

Прежде всего из огромного опыта подго-
товки и проведения массовых мероприятий,
которые: нами осуществлялись в. предыду-
щие голы и проводятея в настоящее время.
	По озимой пшенице
	Мы имеем богатый опыт выращивания
этой культуры. В 1948 году в колхозах
района на площади 4.000 гектаров, отве-
денной под пары, проведена лущевка стер-
ни. Зимой вывезено на каждый гектар по
20 тонн хорошего нерепревшего навоза. Ран-
ней весной вепахали чистые пары на глу-
бину 22 сантиметра. Вее лето пары держа-
ли в чистом состоянии, провели 4 БУЛЬТН-
вации и ручную прополку. Озимую пшени-
цу на площади 4.000 гектаров посеяли
перекрестным способом за 5 дней в лучигие
агротехнические сроки, сортом лютесценс-
17. Для каждой бригады разработаны агро-
‘технические мероприятия по обеспечению
выращивания высокого урожая пшеницы.
	По кукурузе
	воза и 4—5 центнеров минеральных удоб-
рений. Проведена ‘тлубокая пахота на
25—97 сантиметров. Каждое звено отобра-
ло на корню лучшие стебли, а на них луч-
шие початки, из которых будут отбираться
лучшие семена на посев 1950 года. Посев
будет произведен только кукурузосажалка-
ми, квадратно-гнездовым способом. В каж-
дом колхозе, МТС, бригаде и звене состав-
лены агротехнические мероприятия по вы-
ращиванию высокого урожая кукурузы.
Звеньевые имеют задание заготовить и вы-
везти на каждый гектар посева кукурузы
зимой по 10—12 тонн перегноя, собрать
по 2—3 центнера куриного помета и по
4—5 пентнеров золы.
	По сахарной свекле
	Под посев свеклы произведена глубокая
вспашка плугами с предплужниками на
глубину 27 см. Под глубокую вспашку вне-
сено 20.280 центнеров минеральных удоб-
рений. Кроме того, на плошади 1.000 гек-
таров внесено навоза 10.200 тонн. Важдое
звено разработало агротехнические меро-
приятия ‘по выращиванию высокого урожая
сахарной свеклы.
	В настоящее время ведется подготови-
тельная работа к зимней агроучебе в кол-
хозах, которой будут охвачены все брига-
диры, звеньевые, большая часть колхозни-
ROB.

Мы не сомневаемся в том, что взятые
новые повышенные обязательства будут
также с честью выполнены.

Первичные партийные, комсомольские
организации, советские и сельскохозяй-
ственные органы ‘проводят большую opra-
низационную и политико-массовую работу
среди колхозников, работников МТО и сов-
хозов, мобилизуя их на борьбу за успешное
выполнение новых задач по дальнейшему
укреплению колхозов, за культурную,
счастливую и зажиточную жизнь колхоз-
ного крестьянства.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

‚ Докладывая об. итогах работы, проведен-
ной партийной организацией, сельскими
советами, колхозами,. МТС и совхозами, спе-
циалистами сельского хозяйства, по выпол-
нению взятых обязательств, заверяем Вас,
что мы с новой энергией и силой будем
бороться за честь быть передовым районом,
за право рапортовать Вам о выполнении
взятых нами новых обязательств на 1950
	Год.
	Моя Москва
	На целый мир, как голос правды,
слышен!

Я вижу ели, что стоят на страже

Священных урн, покоящих останки

Сынов народа, верных до конца!

И вот величественный мавзолей,

Где прах того, кто всю людскую жизнь

Повел путем, неведомым доселе,

Народов гений воплотив в себе!

И вот он, древний Кремль, откуда

Вождь

Уверенно Отчизну нашу вел

В ненастья дни к блистательной
победе,

И слово мудрое Вождя отеюда

Летит в посёлки, города и сёла

И наполняет мужеством сердца

В полёте смелом к счастью без
предела!

моя Москва! Мой Кремль! Судьба моя!
	Перевод с украинского
Григ. Литвака.
	праздника
	Когда в Москве-—всем нам родной—
	бываю,
Я выполняю вечно дорогой
	Обычай для меня. Зима ль звенит
На белых струнах среди улиц тех, .
Где Пушкин, Грибоедов и Толстой
Не раз бродили, иль весна хмельная
	В Сокольниках, в Измайловском,
в садах

И над Тверским бульваром
проплывает
	Челном незримым молодости светлой,
Иль щедро сыплет пригоршнями лето
Тепло на нлечи молодых москвичек,
Иль осень свой багрянокрылый флот
Ведет но синеве Москвы-реки, —
На плошадь Красную иду неспешно.
ПТуршат машины и кипит народ,
Грачи и галки вьются в небе ясном,—
И вот они, те стены, что не раз
Выдерживали натиск вражьих
полчищ,
А вот и башня та, с которой звон
	гакануне
	КАРАГАНДА СТРОИТСЯ
	КАРАГАНДА, 4. (Корр. «Правды»). На-
кануне октябрьского праздника в Караганде
почти в два раза расширена фабрика
пишевой промышленности. Быстро меняет-
ся весь облик города. Особенно широкий
размах приняло в нем строительство новых
домов.

Еще в августе был выполнен годовой
план жилищного строительства. С тех пор
шахтеры Караганды получили еще десятки
тысяч квадратных метров жилья. На днях
закончено строительство восьми 12-квар-
тирных домов. Больше ста семей рабочих
справили новоселье. Заканчивается внут
ренняя отделка 32-квартирного дома.
	В нынешнем году строители возвели до-
ма общей площадью в 140 тысяч квадрат-
ных мётров — почти вдвое больше, чем в
прошлом году. В последние, месяцы построе-
но шесть школ, больница, детские ясли,
детский сад, амбулатория в поселке Новый
Майкулук, поликлиника в поселке Саран.
		плановой продукции в 7 ноября борются
коллективы заводов «Каучук», ечетно-ана-
титических машин и других. В каждой
отрасли промышаленноети накоплен огром-
ный производственный опыт, осуществля-
ются смелые новаторские начинания, вне-
лряются более совершенные методы труда.
	В канун 32-й годовщины Великого OR-
тября коллективы 88 передовых московских
предприятий обратились с ПИСЬМОМ &
товарищу Сталину, в котором дали слово
улучшить использование основных средств
производства. Работники московеких заводов
и фабрик пускают в ход новые резервы, по-
зволяющие еще больше увеличить выпуск
продукции и снизить ее себестоимость. Бла-
городное патриотическое начинание передо-
вых предприятий горячо подхватывают на
всех других заводах и фабриках столицы.
	Е октябрьскому праздвику деятельно г9-
TOBATCA предприятия легкой и пищевой про-
мышленности. Увеличивается выпуск разне-
образных кондитерских и других изделий
для праздничной торговли. В магазинах за
последние дни быетро распродаются все но-
вые и новые партии обуви и одежды, галан-
терейных и парфюмерных товаров. Из при-
тородных хозяйств в столицу идут машины,
доверху заполненные осенними цветами.
	Многообразна в своих проявлениях вуль-
турная жизнь столицы. Несколько дней
назад Москва вместе со всей страной
тепло отметила 125-летие Малого театра,
внесшего великий вклад в сокровищницу
русской культуры. Трудящиеся с радостью
ветретили сообщение о награждении ордена-
ми и медалями работников Малого театра п
присвоении почетного звания народного ар-
тиста СССР семи ведущим его актерам.
	Важнейшее в стране научное учреждение —
Всесоюзная Академия сельскохозяйетвенных
наук имени В. И. Ленина почти одновремен-
но с театром-юбиляром отметила свое два-
дцатилетие. Творческая работа‘ винит в мно-
гочисленных научных институтах и лабора-

ториях столицы.
	Торжественно и радостно проведут мо-
свичи октябрьский праздник. На 36 пло-
щадях столицы организуются массовые на-
родные гулянья. На эстрадах выступят
сто актерских бригад, евыше 15 тысяч
участников художественной самодеятельно-
сти, более 80 оркестров. Во веех районных
парках состоятся детские праздники. Кол-
лектив металлургов завода «Серп и молот»
встретится в своем клубе с актерами Боль-
	ого и Малого театров. Артисты театра
	им. Станиславского и Немировича-Данченко
дадут концерт в клубе завода «Компрессор».
	Москва — знаменосец новой советской
эпохи — торжественно встречает 32-ю го-
	довщину Великого Октября.
JI НИКИТИН.

Ни на один чае не замирает полновроБ-
ная жизнь советской столицы. Даже глубо-
кой ночью на улицах гудят многотонные
катки, полирующие темную гладь свежего
асфальта. На ажурных каркасах высотных
зданий там и тут вспыхивают голубые огни
электросварки. В ночных семенах на заво-
дах не умолкают станки, переведенные на
повышенные CKOPOCTH.
	На площадях и широких проспекталх
производится праздничное оформление зда-
ний. Они украшаются кумачовыми полот-
нищами, на которых написаны призывы
ЦК ВКП(б) к 32-й годовщине Великой
Октябрьской. социалистической революции.
Электрикя иллюминуют многоэтажные дома
тысячами разноцветных лампочек, спрятан-
ных в гирляндах зеленой хвои. т
‚ Повсюду — портреты В. И: Ленина и
И. В. Сталина, руководителей партии и пра-
вительства.

Особое оживление парит в центре столи-
цы — на Красной площади. Богаче стано-
вится ее зеленый наряд: длинный ряд лип
выстроилея теперь вдоль здания Гума.
Обновленные стены и башни Аремля свер-
кают позолотой.

Москва готовитея к великому октябрь-
скому празднику. Ее лицо меняется © каж-
дым днем. Того, кто не был в столице хотя
бы несколько месяцев, ожидает много при-
ятных сюрпризов. На площади Свердлова
раскинулея новый великолепный сквер. Ре-
конструированы Арбат, проезды Гоголевеко-
го и Тверского бульваров, идет реконструк-
ция Крымского вала, заканчиваются работы
по распирению Шепкинского проезда.
	`В центре и на окраинах с каждым днем
появляется все больше новых деревьев,
гранитных оград вдоль скверов, благо-
устроенных тротуаров. На Варшавском,
110ссе к празднику заканчиваются осенние.
посадки многолетних деревьев. № 7 ноября
вступают в строй одинналиать жилых кор-,
пусов нового городка на Хорошевском шоссе.
Возле них высаживаются голубая ель, си-
рень. жасмин, липы.
	В предпраздничные дни темп трудовой
жизни столицы заметно повысился. Работ-
ники промышленных предприятий, строите-
ли, транспортники спешат порадовать страну
новыми производетвенными достижениями.
	Заводу «Врасная Пресня» на днях при-
суждено Красное знамя ВЦСПС и Министер-
ства машиностроения и приборостроения
за успехи в предоктябрьском сопиалистиче-
ском соревновании. Коллектив завода дал за
девять месяцев более миллиона сверхпла-
новой экономии, выпустил десятки маптин,
сделанных из сэкономленного металла. Ра-
бочие и работницы фабрики «Парижекая
Коммуна» 29 октября выполнили свое обя-
зательстве. выпустив сверх плана 225 ты-
	В станице Ново-Павловекой я видел, как
записные книжки колхозных  агитаторов
пополнялись именно такими конкретными
фактами, которые входили в будущие бесе-
ды прямо из сегодняшней жизни близлежа-
щих станиц, сел и хуторов. Доклад, име-
пуемый методическим, делал секретарь рай-
кома Иван Николаевич Матрёныч. Тема —
«Послевоенный пятилетний план и рост со-
пиалистической техники»,
	На стене — земельная карта района, вся
в условных пометках: тут и жирные, не-
много лохматые линии — это лесные посад-
ки; тут и разной формы пятна — водо-
ёмы — и те, которые уже есть, и те, кото-
рые еще будут; тут и пунктиры — планы
севооборотов по каждому колхозу, е кле-
точками в штрихе — травосеяние; тут и
кружочки — настоящие и будущие живот-
новолческие фермы.
	0с0б0е место и на карте и в докладе за-
нимали водные каналы и гидростанции.
Дело в том, что Аполлонский район, куда
входят четыре казачьих станицы, несколько
сел и хуторов, в пятьдесят первом году бу-
дет районом сплошной электрификации. Вот,
например, какое богатство новейшей техни-
ки приобретают колхозы к концу пятилет-
ки. Две гидростанции — Зольская и Марьев-
ская — уже дают энергию не только
в дома колхозников, но и на поля. К концу
этого года войдут в строй Ворошиловекая и
Старо-Павловская ГЭС мощностью в 700 л0-
шадиных cua. На очереди — Орловская,
самая сильная трехтурбинная ГЭС уже спе-
	циально сельскохозяйственного назначения.
Все пять станций‘ не в далеком будущем
пошлют на поля колхозов 4.550 лошадиных
сил электроэнергии, — это такая могучая
«конница», которая сможет заменить на
колхозных полях десятки тысяч рук.
«Запишите в свои памятки», — говорит
докладчик и обращается к делам практи-
ческим, а именно — к тем переменам, кото-
рые уже произошлм в жизни колхозов и
которые еще ожидаются. А перемены ке ма-
ленькие. В этом году благодаря гидроетан-
пиям применялись электромолотьба, зерно-
очистка; дождевание. На электроэнергии ра-
ботают молочный и маслобойный заводы,
пилорамы, кузни и Механические мастер-
ские МТС, не говоря уже о таких культур-
ных ценностях, как стационарное кино в
	станицах. станичные радиоузлы, радиопри-
	емники в домах колхозников, электроплит-
ки утюги, чайники. В ближайшее время нз
	Мы изучили опыт многих звеньев, выра-
шивающих кукурузу, в частности, богатый
опыт звеньевой колхоза им. Сталина, с. Ка-
пустино, Лидии Кошевой.
	Учитывая опыт и недочеты этого года по
выращиванию кукурузы, мы провели такие
мероприятия: создали 250 высокоурожай-
ных звеньев по вырашиванию кукурузы;
каждому звену отведена в натуре площадь,
своевременно проведена лущевка, вывезе-
но на каждый гектар по 18—20 тонн на-
	СТАЛИНАБАД, 4. (Корр. «Правды»). Не-
сколько десятков полутемных глиняных ки-
битов © плоскими крышами, одинокие де-
ревья, запутанный лабиринт переулков, тучи
пыли — вот что представлял собой до Ок-
‘тябрьской революции кишлак Дюшамбе. За
годы советской власти на месте этого старого
поселения выстроен новый город Сталин-
абад — столица Таджикистана.

Там, где веками находились густые за-
росли камыша, теперь выросли корпуса про-
мышленных предприятий. Из конца в конец
города протянулись кварталы благоуетроен-
ных жилых зданий, театров,   инетитутов,
школ, культурно-бытовых и медицинских
“учреждений. В прошлом году открыт Тад-
	АЛМА-АТА, 4. (Корр. «Правды»). Много-
людно и оживленно в предпразничные дни
в красных юртах животноводов Казахстана,
зимующих в етепях Муюн-Вумов и Ёзыл-
Кумов, в низовьях рек Чу и Варатала, в
пустыне Бетпак-Дала.

Красная юрта зимовщиков-животноводов
Денгизского района, Гурьевской области,
приняла праздничный вид. Она устлана
разноцветными коврами, на стенах ее. кар-
тины. плакаты. Аккуратно разложены кни-
	ги походной библиотеки, свежие газеты,
журналы, настольные игры. Не смолкает
	Равнина между Кумой и Малкой даже в
дождливую осень бывает по-особенному хо-
роша собой. Дождик моросит и моросит, луч
солнца редко где проглянет сквозь набух-
шие тучи; степь мокрая, и, может быть, от
этого между темносерыми подсолнухами и
кукурузой уж слишком ярко выступают
просторные плошади озими: веходы свежие,
умытые и такие зеленые, что, кажется, ни.
один художник не смог бы положить на по-
лотне такую яркую краску. А по буграм
и по отлогам, где рассыпались стада, вдоль
трактов и проселков как бы наперегонки с
озимью поднялась сочная отава.

В этом обычном осеннем пейзаже появи-
лись и. непривычные глазу тона и краски.
Вдали поперек поля что-то протянулось
широким оранжево-сизым поясом, а что оно
такое — издали не распознать. Похоже на
дорогу, но почему бы ей там лежать? А мо-
жет, это. виноградники, но неоткуда взяться
там виноградникам. И только когда под’-
едешь ближе, посмотришь и невольно
улыбнешься: да, точно — это дорога, толь-
ко лесная — молодые дубки и ясень удоб-
но поселились на просторе. Деревца еще так
юны, что покачиваются даже от маленько-
го ветра, но стоят они стройно и гордо,
и по сочным, с красноватой подпалиной,
листьям, по свежей коре на молодых стеблях
видно, что и место им пришлось. по нраву,
‚ ла и корни уже пущены глубоко и надежно.
	Именно этя юные «степные жители» и
те, казалось бы, совсем еще незначитель-
‘ные изменения осеннего: пейзажа служат
нынче предметом бесед, скажем, на тему
«Наши степи в настоящем и в будущем»...
Одну такую беседу мне довелось услышать
на ломке кукурузы. Женщины прошли ряд-
ки, которые растянулись километра на два,
приморились и`сели отдохнуть на краю по-
ля; туз же, в соседстве с кукурузой, прохо-
дила молодая лесная полоса.

На ломке кукурузы работал и Гриша,
или, как его величали, Григорий Петро-
вич, — коренастый, невысокий и © виду не
по годам серьезный парень. На его обвет-
ренном лице пробивалея негустой пушок;
	ВИДНО было, что к этому чуть заметному
прязнаку возмужалости еще не прикасалаюсь
	ПЯТИДЕСЯТАЯ НАВИГАЦИЯ
КАПИТАНА БЕЛОУТОВА
	ПЕТРОЗАВОДСК, 4. (Норр. «Правды»).
Старейший капитан Беломорско-Онежекого
пароходства Михаил Алексеевич Белоутов
завершил 50-ю навигацию. Его суда за это
время прошли свыше 500 тысяч километ-
ров. Тов. Белоутов подготовил десятки ка-
питанов, которые сейчас работают на мно-
тих водных магистралях страны.
	Многолетний и безупречный = TDA
старого капитана высоко оценен прави-
тельством. Он награжден орденом Тру-
дового Красного Знамени.

Пассажирский пароход «Джамбул», на
котором сейчас работает капитан Белоутов,
является олним из лучших в пароходетве.
		Председатель исполкома Шполянского райсовета депутатов трудящихся

ee ee Ee
	М ТКАЧЕНКО.
	Секретарь Шполянского райкома КП(б) Украины Н. БУБНОВСКИИ.
	жиЕский государственный — университет.
Вдоль широких улиц, покрытых асфальтом,
посажены сотни тысяч деревьев.

Олин из самых молодых советских горо-
дов, Сталинабад в короткий срок стал
крупным индустриальным и культурным
центром.

За, годы советской власти в Таджикистане
возникло еще пять новых городов и евыше
600 кишлаков и рабочих поселков. На дале-
ком Памире выстроен благоустроенный город
Хорог — центр Горно-Бадахшанской авто-
номной области. Несколько сот новых киш-
лаков появилось на Карте республики, на
освоенных ныне землях Вахшекой. и Гиссар-

ской долин.
	радиоприемник. Заведующая юртой комму-
нистка тов. Ергужина вместе с активистами
выпускает праздничный номер стенной га-
зеты.

Готовятся к всенародному празднику жи-
вотноводы-зимовщики в далеком урочиню
Сан, Актюбинской области. Для них построе-
ны жилые дома, медпункт, школа, магазин,
установлена красная юрта. 150 коммуни-
стов п комсомольцев сейчас проводят здесь
беседы о 32-й тодовшине Октябрьской ре-
BOAIONUE.
	© 6
	Города, рожденные Октябрем
	В красных юртах животноводов
	ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ХУДОЖНИКОВ ЛАТВИИ
	РИГА, 4. (Норр. «Правды»). одесь от-
крылась выставка работ латвийских ху-
дожников и скульпторов, посвящённая
32-й годовщине Октябрьской революции.
„В своих произведениях художники. от-
разили раецвет народного хозяйства и куль-
туры Советской Латвии, громадные преоб-
разования, произошедигие в еб сельском хо-
зяйстве. На выставке много портретов и
скульптур знатных людей республики —
стахановцев, колхозников, учёных.
		КОЛХОЗНЫЕ КЛУБЫ —
К ОКТЯБРЬСКОЙ ГОДОВЩИНЕ
	РЯЗАНЬ, 4. (Норр. «Правды»). Пред-
праздничное оживление царит в деревнях
Рязанской области. В колхозах, совхозах и
МТС агитаторы проводят беселы о 32-Й го-
довщине Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции. .

Сельские клубы, избы-читальни, библио-
теки и красные уголки организуют выставки
и фотовитрины, где рассказывается о трудо-
вых успехах советского народа. Веюду уста-
навливаются доски почета передовиков кол-
хозного производетва.

В 30 селах труженики колхозных полей
будут встречать октябрьский праздник в но-
вых клубах и избах-читальнях. Жители села
Большое Попово, Лебедянского района, по-
строили каменное здание для избы-читальни
со зрительным залом на 150 мест, хорошей
	комнатой лля библиотеки.
	КИНОТЕАТРЫ В ТУНДРЕ
	МУРМАНСК, 4. (Корр. «Правды»). В от-
халенные колхозы тундры отправлена новая
партия стационарных и передвижных кино-
установок. Оленеводы Кольского полуостро-
ва в Октябрьские праздники увидят новые
кинокартины.

Четыре новых кинотеатра открываются в
Саамском и Ловозерском районах. Эти олене-
водческие районы, расположенные в тундре,
первыми в Мурманской области становятся
районами сплошной кинофикации.
		фермах колхозов «Завет Ильича»,
сталинекая пятилетка», имени Ворошилува,.
«Вторая пятилетка» будут введены электро-
доение, автопоилки, механическое приготов-
ление кормов, электрострижка овец... С пу-
ском же Стадю-ПЦавловской и Орловской гид-
ростанций большая площадь земли будет
обрабатываться электротракторами.

«Наша задача,— замечает докладчик, —
дать электроэнергию во все колхозы. А где
ее взять?»

После этих слов на стене появляется еще
одна карта, но уже не района, а села Орлов-
ки. На ней изображена новая ороситель-
ная система. По обрыву реки Куры лягут три
трубы-—это тоже обозначено на карте. По
техническому проекту 6 кубов воды в сокун-
ду можно направить на орошение полей
колхозов. В одном только колхозе «Вомму-
нистический маяк», земли которого лежат
вблизи Горькой Балки, можно орошать до
300 гектаров посевов. Здесь же проекти-
  pyeres строительство 13 прудов.

месте, где канал подходит в огородам, есть
десятиметровый обрыв, и вода образует
здесь довольно-таки шумный водопад.

.«Не знаю, — говорит агитатор, — воз-
можно, этот водопад нгумел. бы себе и до
настоящего времени, но после войны, вы
это знаете, в Зольскую прибыл подполков-
ник в отетавке — товарищ Тищенко, и на
общем собрании ` «Второй пятилетки» мы
избрали его своим председателем. Как-то
раз товарищ Тищенко об’езжал поля, —
сами понимаете, человеку нужно было
после войны поближе познакомиться с хо-
зяйством. Под вечер завернул он к тому.
обрыву, сел отдохнуть, стал смотреть на
воду и сильно призадумалея. На другой
день товарищ Тищенко сызнова прибыл на
место, но не один, а © членами правления,
с учителем по физике, а заодно прихватил
и меня — может, говорит, вее это приго-
дится тебе для бесед. Состоялось у. нае
там совещание, а вечером на общем со-
браний, как вы помните, стоял’ один во-
прое: заковать тот водопад в бетон и M0-
ставить у кручи турбину... Й вот слушай-
те. что было дальше...»
	Разумеется, слушатели хорошо знали
«что было дальше», да и как же не знать,
когда сами они «заковывали водопад в бе-
тон», возводили здание ГЭС, привозили и
устанавливали турбину и генератор; х0р9-
шо знали и последующие события: и тор-
жественный пуск станции как раз в годов-
щину смерти Ленина, и установку двух
электромолотилок, дождевальных машин, —иИ
все же приятно было послушать Никиту
Лукича и все заново припомнить. «Электри-
чество — оно проворное, — се ‘улыбкой го-
ворит агитатор. — Посмотрите, куда толь-
ко и не проникло: хлеб молотит, зерно очи-
щает, кузницы наши им пользуются, мас-
лозавод на нем работает, пилораму оно
крутит — всюду людям приносит облегче-
ние... Но это еще не все — самое инте-
ресное впереди...»

Нередко Никита Лукич проводит и дру-
‘тую беседу, которая сложилась тоже на
жизненных фактах. Она называется: «Быт
Зольской прежде и теперь». Знаток ка-
зачьей старины и страстный поборник
всего’ нового, Никита Лукич на простых и
ярких примерах показывает неизмеримую
	разницу в быту и культуре терских каза-
Ков в прошлом и в настоящем.
	Аполлонский район,
Ставропольского края.

«громадная кладовая влаги», «барьер про-
тив засухи», Григорий Петрович не только
рассказал о том, какую в недалеком буду-
щем службу сослужат леса в борьбе колхо-
зов за высокий урожай, но и сумел нарисо-
вать картину будущей, обновленной руками
люлей ставропольской земли.

ЗВелая подкрепить эту картину весьма
важными данными, Гриша рассказал и о
том, что по етавропольским равнинам более
250 тысяч гектаров покроются лесами —
«это такое грандиозное озеленение степи, о
котором ни наши деды, ни наши прадеды.
не могли и мечтать»; и о том, что уже в
этом году молодой лес посажен на площади,
равной многим тысячам гектаров,— «вот в
эту цифру входит и наша лесная полоса»;
и о том, что одни леса, без воды, не в силах
побороть засуху и преобразовать природу
так, как того хотят колхозники, а поэтому
рядом е лесами степь украсят более птести-
сот водных бассейнов... Тут Гриша уже не
пожалел красок и снова обратился к смело-
му сравнению: «Эти степные моря, создан-
ные по воле нашей родной коммунистиче-
ской партии, будут гореть на солнце, как
зеркала в зеленых рамах, и влага от них
разольется по веей степи:..» И в качестве
примера Гриша сослался на такой безвод-
ный район. как Курсавский, где «этих са-
мых зеркал будет 58». Далее агитатор
	краткое коснулся новой ирригационной си-
стемы, привел лишь небольшую справку
© значении кубанской воды, которая течет
по Невинномысскому каналу, и прервал
беседу, кав показалось женщинам, на самом
интересном месте, пообещав, однако, про-
 должить ее вечером.
	Мы передали лишь краткий смысл 0есе-
ды 0 планах преобразования природы на
Ставрополье, беседы, которая, говоря язы-
ком Григория Петровича, «по своим мас-
штабам вышла далеко за нределы не только,
скажем, таких станиц, как Марьевекая или
Зольская, но и всего Аполлонского района».

Есть же беседы;—и их теперь уже нема-
ло,— которые за границы района не выхо-
lat nw вбирают в себя жизнь тех же станиц
	Марьевекой и Зольской, или села Орловки,
	или колхоза <Воммуниетический маяк».
	С. БАБАЕВСКИИ
	бритва, зато из-под старенькой вубанки.
этаким петухом выбивался белесый чб,
спадая на лоб и придавая парню вид неза-
висимый и даже строгий.

Позже мне сказали, что Григорий Петро-
вич все лето был облечен доверием агита-
тора, что «человек он начитанный, знает
всего Дбкучаева и что. к делу своему от-
носится с любовью»; и тут же, как бы в
слову, была прибавлена и такая существен-
ная подробность: молодой агитатор «пока
еще беседует не очень складно», но умеет
находить такие темы, что легко можно обой-
тись и без изысканного красноречия. Выяе-
нить же то, почему Григорий Петрович в
короткий отдых на краю поля решил заго-
ворить именно о преобразовании природы,
мне так и не удалось. Надо полагать, глав-
ной причиной тут явилась лесная полоса,
лежавшая у всех на виду, глядя на кото-
рую ни один бы агитатор не емог молчать.

— В Кремле есть такая особая карта, на
которой обозначена и наша лесная полоса,
и лежит та карта у товарища Сталина.
	После такого начала было видно, что и
эта фраза, сказанная уверенно, голосом ©по-
койным, и особенно слова «на которой
обозначена и наша лесная полоса» o6e-
щали беседу интересную и поучитехьную.
Очевидно, поэтому женщины, покоряяеь во-
ле агитатора, не только прислушались,
но и посмотрели на Гришу доверительно-
ласково, как бы говоря этим взглядом: ну,
как же, Григорий Петрович, не послушать
тебя, если ты так складно говоринть!

Атитатор, казалось, только этого и ждал.
Увидев, что внимание колхозниц в его ру-
ках, он еще немного задержался на той кар-
те, которая находится в Времле, и тут же
обратился к лесозащитной трассе Сталин-
град — Степной — Черкесск. «Эти лесные
массивы зеленой шалью раскинутся через
все Ставрополье», — после такой красочной и
смелой метафоры, к тому же употребив для
‘нущей убедительности такие слова, как
	«надежный заслон от каспийского суховея»,
	Методический доклад прослушал и Никита
Лукич Курилов — коммунист станицы Золь-
ской. Ему уже лет за пятьдесят, роста он
невысокого, лицо худощавое, глаза свет-
лые и удивительно молодые; небольшие ры-
жеватые усы подрезаны на манер подков-
ки,— когда он говорит, то приглаживает эту
«подковку» двумя пальцами, как бы желая
ее раздвинуть.

Никита Лукич — человек в этих местах
популярный. Он родился и состарился В
Зольской, и за многие годы активной дея-
тельности в станице и в своем колхозе
«Вторая пятилетка» сама жизнь сделала
его агитатором и по долгу, и по призва-
нию. Язык его бесед простой, образный, а
потому и доходчивый. 0 чем бы он ни го-
ворил, у него всегда припасены самые ин-
тересные примеры, взятые из станичной
действительности. Его знают и старые, и
малые и часто называют «отец колхоза»
или «светлый человек». С тех пор как
в Зольскую пришла советская власть.
	Никита Лукич является бессменным депу-
	татом станичиого совета.
	Обычно свою беседу Никита Лукич на-
чинает издалека. Так. рассказывая 06
	электрификации, он сперва поведает 0 TOM,
что в четырех километрах от Зольской
протекает канал, прорытый еще до войны
для НУЖД огородных плантаций: что в том