`°м НОЯБРЯ 1949 г.,

ПРАВДА

еской революции
	` 4-Я годовщина велик
_ сонпиалистической
	Доклад Г. М. MAJIEHK ОВА на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1949 года
	Товарищи!
Сегодня народы Советского Союза и наши друзья за
	рубежом празднуют тридцать вторую годовщину Бели-
кой Октябрьской социалистической революции.
	Советский народ с законной гордостью смотрит на
результаты своей борьбы и работы, Время, в которое мы
	живем с вами, товарищи, войдет в историю нашей Роди-
ны, как великая Сталинская эпоха.
	Пикогда в истории нашей Родины не были столь
сплоченными между собой народы, населяющие ее
необ’ятные просторы. Парившие до революции раздор
и ненависть между нациями уже давно сменились в на-
шей стране дружбой и братским сотрудничеетвом: всех
народов. В великом содружестве наций в Советском
	Союзе нашли выход творческие силы больших и малых
народов.
	Никогда на протяжении всей своей истории наша
Родина не имела столь справедливо и хорошо ‘устроен-
ных государственных границ. Взгляните на карту. На
Западе — Украина собрала в одну семью весь свой
украинский народ. Устранена историческая несправед-
ливость в отношении границ Белоруссии и Молдавии.
На Западе нет больше Восточной Пруссии — этого
многовекового. плацдарма для нападения на нашу Ро-
дину. Несколько севернее вполне прочно обозначились
новые границы в интересах укрепления обороны Ленин-
града; На Дальнем Востоке по-новому, в интересах
безопасности нашей Родины, выступает гряда Куриль-
ских островов, а Сахалин, восстановленный полностью;
как целое, играет большую роль в защите Советского
Союза, чем его половина;
Родина не была окружена столь дружественными к
нашему государству соседними странами. С Совет-
ским Союзом теперь граничат: вместо враждебно от-
носившегося к России Польского государства — друже-
ственная народно-демократическая Польша; вместо
расчлененной гитлеровцами Чехословакии, еще недавно
изнывавшей под игом фашистских захватчиков,— дру-
жественная народно-демократическая Чехословакия;
вместо бывшего вассала гитлеровской Германии —
	20 процентов, поголовье овец — на 13 процентов и по-
головье свиней — на 72 процента.
	В настоящее время успешно заканчиваются хлебо-
заготовки и заготовки других сельскохозяйственных
	  продуктов. В текущем году колхозы и совхозы сдали

a a
	государству хлеба на 128 миллионов пудов больше, чем
в прошлом году. (Аплодисменты). Значительно больше
заготовлено также маслосемян, сахарной свеклы, -мяса,
молока и других сельскохозяйственных продуктов.
	Таким образом, мы вправе сказать, что наша про-
мышленность и наше сельское хозяйство вступили в
полосу нового мощного под’ема. Все это создает новые
возможности для дальнейшего повышения материаль-
ного и культурного уровня жизни советского народа.

В отличие от капиталистической системы хозяйства
социализм немыслим,—и в этом состоит закон его раз-
вития, — без повседневной заботы государства о повы-
шении материального благосостояния и культурного
уровня трудящихся.
	Заботясь о поднятии жизненного уровня трудящихся,
Правительство провело в конце 1947 года после денеж-
ной реформы и отмены карточной системы снижение
цен на товары массового потребления. В результате
этого снижения цен население выиграло в течение года

около 86 миллиардов рублей.
	Дальнейший под’ем народного хозяйства СССР, рост
производства товаров массового потребления и новые
достижения в области снижения себестоимости про-
мышленной продукции создали возможность провести
второе снижение цен, которое и было завершено к
1 марта текущего года. Население дополнительно
выиграло от снижения цен по всем секторам розничной
торговли в течение года около 71 миллиарда рублей.
	В результате первого и второго этапов снижения цен
повысилась покупательная способность рубля и улуч-
шился курс советского рубля по сравнению с курсом
иностранных валют. Повысилась реальная заработная
плата рабочих и интеллигенции, снизились расходы
крестьян по закупке промышленных товаров.
	Советскому народу не грозит никакая «маршаллиза-
	ция»; ему не грозит постоянный бич снижения жизнен-
ного уровня, снижения реальной заработной платы,
как это происходит в странах капитализма. Над совет-
ским народом не висит, как дамоклов меч, угроза нище-
ты и безработицы. Напротив, в стране Советов каждый
трудящийся, получая по своим способностям за свой

труд, имеет все возможности для повышения своего
жизненного уровня.
	больших размерах ведется жилищное строитель-
ство. За три года и девять месяцев послевоенной пяти-
летки государственными предприятиями, учреждениями
	и местными Советами, а также населением с помошью -
	государства построено и восстановлено в городах и ра-
бочих поселках жилищ общей площадью свыше 61 мил-
лиона квадратных метров. В сельских местностях за
это же время восстановлено и построено свыше 2-х мил-
лионов жилых домов.
	Значительные успехи достигнуты в области науки,
культуры и искусства.
	За последнее время содружество науки с производ-
ством, ученых с передовыми рабочими, инженерами,
техниками, агрономами, колхозниками несомненно
усилилось. Подлинная наука, связанная с жизнью, без-
жалостно рвет со всеми устаревшими традициями, не
терпит косности, рутины, равнодушия к росткам ново-
го. Передовая наука в условиях социалистического об-
щества смело смотрит в будущее. Социалистическое
государство создает самые благоприятные условия для
развития науки. Советская наука открывает беспре-
дельные возможности для использования неисчиели-
	мых богатств нашей Родины, верно служит укреплению
ее сил и могущества. ‘
	Советская наука направлена на службу делу мира и
процветания нашей Родины. Если атомная энергия в
руках империалистов является источником производ-
ства смертоносных орудий, средством запугивания, ору-
дием шантажа и насилия, то в руках советских людей
она может и должна служить могучим средством неви-
данного еще до сих пор технического прогресса, даль-
	неишего быстрого роста производительных сил нашей
страны.
	Вместе с ростом производительных сил нашей стра-
ны развивается социалистическая по содержанию, на-
циональная по форме культура народов СССР. Совет-
ский народ любит и ценит искусство и художественную
	Венгрии — дружественная Венгерская народная рес-
публика; вместо враждебной Советскому Союзу Румы-
нии — дружественная Румынская народная республи-
ка; вместо старой Болгарии, являвшейся придатком
гитлеровской военной машины, Советский Союз имеет
верного друга в лице Болгарской народной республи-
ки; польский, чехословацкий, венгерский, румынский,
болгарский народы спаяны вечной дружбой с народами
Советского Союза; на Востоке с Советским Союзом
граничит связанная с нами многолетней дружбой Мон-
гольская народная республика; нашим дружественным
соседом является молодая Корейская народно-демокра-
тическая республика; и, наконец, вместо закабаленно-
го хищниками иностранного капитала Китая мы имеем
теперь на Востоке великого соседа — дружественную
нам, свободную Китайскую народную республику.
(Бурные аплодисменты).

Встречая тридцать вторую годовщину Великой
Октябрьской социалистической революции, советские
люди полны непоколебимой уверенности в успехах
дальнейшего движения нашей страны вперед по пути к
коммунизму. В величайшем соревновании. двух си-
‘стем — системы социализма и системы капитализма
ясно видно ‘превосходство социалистической системы.
	Достаточно вспомнить, что Советский Союз на про-
тяжении тридцати двух лет своего существования вы-
держал две тяжелых войны — войну 1918—1920 годов

против внутренних и`внешних врагов и Великую Отече-

ственную войну 1941—1945 годов против’ гитлеровских
захватчиков. В то же время известно, что Соединенные
Штаты Америки, являющиеся самой сильной страной
капитализма, более 80 лет развивались по существу
в мирных условиях, когда им никто не мешал строить
свое хозяйство. Кто хочет добросовестно и об’ективно
оценивать успехи социалистической системы хозяйства,
тот не должен забывать этого немаловажного обстоя-
тельства.

Наш народ глубоко верит в правоту своего дела.
Марксистско-ленинское учение, овладев массами, стало
величайшей силой в борьбе за победу. нового над ста-
	: рым, за победу социализма над капитализмом.
	литературу, правдиво отражающие на основе метода
социалистического реализма богатую, полнокровную
жизнь нашей страны, напряженный и самоотвержен-
	ный труд советских людей — строителей коммунизма.
Партия и Правительство проявляют повседневную
заботу об идейно-художественном росте искусства и
литературы. В Советском Союзе искусство и литерату-
ра служат народу, кровно связаны с ним.
	Советский народ ведет большую созидательную ра-
боту. Замечательно при этом то, что на всех фронтах
нашего великого социалистического строительства, во
всех отраслях народного хозяйства, техники, науки веду-
щим началом является передовое, новое, прогрессив-
ное, В этом сказывается огромное преимущество нашего
строя. Наша обязанность состоит в том, чтобы и впредь
опираться на передовое, всеми силами поддерживать
	его, всемерно приумножать и распространять прогрес-
сивные начинания и положительные примеры нашей
работы, вести дело так, чтобы все мы равнялись на до-
стижения новаторов, передовых советских людей.
	В Советском Союзе честный труд высоко оценивается
	и охотно поошряется. Иначе и быть не может в обще-
стве, где производственные отношения основаны не на
	принципах эксплоатации и конкуренции, а на принципах
	творческого содружества и социалистического соревно-
		Партия и Советское правительство широко применяют
	систему награждений и премирования за достижения
и успехи в работе во всех областях хозяйства и куль-

туры.

За время после окончания Отечественной войны, с
1945 года по 1949 год, награждено орденами и медалями
СССР свыше 510 тысяч рабочих, колхозников, ученых,
инженерно-технических работников, служащих, врачей,
учителей и других работников за достигнутые ими успе-
хи в области промышленности, транспорта, сельского
хозяйства, науки, культуры и искусства. За это же вре-
мя 4.800 работников промышленности и передовиков
сельского хозяйства получили звание Героя Социали-
стического Труда и 2.540 работников науки, техники,
	искусства, литературы получили высокое звание лауреса-
та Сталинской премии.
	Под’ем народного хозяйства, расцвет социалистиче-
ской культуры вызывают и будут вызывать новый при-
лив творческой энергии, инициативы и изобретатель-
ности среди рабочих, колхозников и интеллигенции.
Наше государство и впредь будет должным образом
отмечать заслуги новаторов в промышленности и в сель-
ском хозяйстве, заслуги деятелей науки и искусства,
вносящих крупный вклад в материальную и духовную
культуру нашей страны, приумножающих ее славу.
	Наши успехи бесспорны. Но товарищ Сталин учит
нас, что нельзя зазнаваться и почивать на лаврах. Там,
где зазнайство, благодушное самоуспокоение и самолю-
бование, где отсутствует большевистская требователь-
ность и самокритика, там прекращается дальнейшее
движение вперед, там неизбежно наступает застой.
	Людям свойственно преувеличивать. И в нашей среде
есть товарищи, страдающие этим пороком. Эти люди,
если начинают чем-либо восторгаться, то обязательно
делают это захлебываясь. Они не могут правильно оце-
нивать успехи и в то же время подмечать недостатки
для того, чтобы их устранять. Между тем, наши успехи,
размах нашего движения вперед в огромной мере зави-
сят от того, насколько решительно мы ведем борьбу
с недостатками в нашей работе. Партия учит нас быть
непримиримыми в борьбе © недостатками.
	Наша партия учит, что надо честно признавать свои
ошибки для того, чтобы быстрее исправлять их и впредь
не повторять их. Но имеются горе-работники, которые
усвоили только одну часть этого указания партии. Они
непрерывно допускают ошибки в своей работе, призна-
1от их и затем со спокойной совестью делают их вновь.
	He пора ли для пользы дела признать, что такие плолдо-
	витые на ошибки, незадачливые руководители являются
тормозом для нашего движения вперед?
	Во всяком деле искусство руководства состоит прежде
всего в том, чтобы предвидеть трудности и препятствия,
способные помешать или затормозить развитие, забла-
говременно направить усилия на преодоление этих труд-
востей и препятствий, чтобы тем самым не допустить
	перебоев, устранить опасность застоя, обеспечить дви-
жение вперед.
	Партия добилась успехов потому, между прочим, что
она умело проводила в своей работе метод критики и
	самокритики, исправляла допущенные ошибки и на этом
воспитывала кадры.
	ликвидировали те причины и предпосылки, которые в
капиталистическом мире порождают политику, направ-
		Создав невиданный в человеческой истории образец
	братского сотрудничества народов различных рас

и на-
	“и, мы тем самым навсегда ликвидировали политику,
которая строит благосостояние одного государства на

подавлении других государств. Нам чужда политика,
	  I.
На верном пути к новым победам
	Мы стоим на верном пути к новым победам.
	Тридцать вторую годовщину Октября советский на-
род встречает значительными успехами во всех обла-
стях социалистического народного хозяйства и куль-

туры.

Прошло три года и десять месяцев, как советские
люди под руководством большевистской партии присту-
пили к осуществлению плана первой послевоенной
сталинской пятилетки. С радостным чувством исполнен-
ного долга мы можем сейчас сказать: довоенный уро-
вень народного хозяйства не только достигнут, но и
превзойден. Мы имеем все основания считать, что пер-
вая послевоенная пятилетка будет выполнена досрочно.
	 Пятилетним планом было установлено, что об’ем
продукции всей промышленности СССР в 1950 году
должен на 48 процентов превысить производство
довоенного, 1940 года. В октябре текущего года про-
дукция всей промышленности превзошла более чем на
50 процентов среднемесячный выпуск 1940 года. (Апло-
дисменты). Стало быть, промышленность СССР ра-
ботает ныне на значительно более высоком уровне, чем
до войны, и на более высоком уровне, чем это намеча-
лось по пятилетнему плану на 1950 год. Это огромный
успех нашего социалистического строительства. Важно
подчеркнуть при этом, что уже в сентябре 1949 года
достигнут довоенный уровень промышленного произ-
	водства в районах страны, пострадавших от вражеской
оккупации.
	Принятые Правительством меры в деле улучшения
использования производственных мощностей и мобили-
зации внутренних ресурсов предприятий дали возмож-
ность увеличить первоначально установленные планом
1949 года задания по выпуску промышленной продук-
ции. Эти увеличенные планы перевыполняются из квар-
тала в квартал. Валовая продукция всей промышленно-
сти Советского Союза за десять месяцев текущего года
увелнчилась по сравнению с тем же периодом прошло-
го года на 20 процентов. При этом сверх плана добыто
много угля и нефти, дополнительно выработано зна-
чительное количество металла, электроэнергии, хими-
катов, лесных и строительных материалов, продукцин
машиностроения, товаров массового потребления.
	° Выполнение послевоенного пятилетнего‘ плана сопро-
вождается разворотом нового промышленного строи-
тельства. За три года и девять месяцев послевоенной
пятилетки восстановлено, построено и введено в дей-
	ствие свыше четырех тысяч шестисот государственных
	промышленных предприятии, не считая кооперативных
_и других мелких предприятий.
	Неиссякаемая творческая инициатива советских тру-
жеников, по-большевистски заботящихся о под’еме на-
родного хозяйства. страны, раскрыла новые . резервы,
таившиеся в социалистической промышленности, Про-
изводительность труда рабочих в промышленности за
9 месяцев 1949 года возросла по сравнению с соответ-
ствующим периодом прошлого года на 14 процентов;
снижен расход сырья, материалов, топлива и электро-
энергии на единицу изделия; успешно выполняется план
снижения себестоимости. За 9 месяцев 1949 года себе-
стоимость промышленной продукции в\ сопоставимых
ценах снизилась на 7,2. процента.
	Начатое в прошлом году по почину передовых ра-
бочих народное патриотическое движение за создание
сверхплановых накоплений дало большие результаты.
За счет полученной экономии промышленность выра-
ботала более чем на двадцать миллиардов рублей до-
полнительнсй продукции.

Больших успехов добилось также и наше социали-
стическое земледелие. Еще в 1948 году валовой уро-
жай зерновых ‘культур без малого достиг уровня
1940 года. Урожай же текущего года превысил уро-
вень 1940 года. Зерновая проблема в нашей стране
уже решена, и дальнейшие успехи в этой области стоят
на. прочной основе. Наше социалистическое сельское
хозяйство имеет все необходимые условия для того,
чтобы из года в год увеличивать урожайность зерно-
вых, технических и других культур.
	Принятое год тому назад постановление Партии и
Правительства — о плане полезащитных лесонасажде-
ний, внедрения травопольных севооборотов, строитель-
ства прудов и водоемов для обеспечения высоких и
устойчивых урожаев, осуществляется успешно. Уже
произведены ‚посадки защитных лесонасаждений на
площади более 500 тысяч гектаров. Еще большая пло-
щадь подготовлена для лесопосадок в 1950 году.
	Быстрыми темпами растет техническая вооружен-
ность сельского хозяйства. Социалистическая промыш-
ленность с каждым годом поставляет сельскому хо-
зяйству все больше и больше разнообразных сельско-
хозяйственных машин. В 1949 году сельское хозяй-
ство получает 150 тысяч тракторов в переводе на пят-
надцатисильные тракторы, 29 тысяч комбайнов, свыше
одного миллиона шестисот тысяч прицепных орудий
и других сельскохозяйственных машин. Иначе говоря,
сельское хозяйство получит тракторов и сельскохозяй-
	ственных машин в 3—4 раза больше, чем в довоен-
ном, 1940 году.
	Под’ем зернового хозяйства обеспечил возможность `
	приступить к Оиквидации отставания животновод-
ства — важнейшей отрасли ‘сельского хозяйства. За-
дача под’ема и всемерного развития животноводства
стала центральной задачей партии и государства в
сельском хозяйстве. =

Историческую роль в осуществлении этой задачи
призвано сыграть принятое в апреле 1949 года поста-
новление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР о
трехлетнем плане развития общественного колхозного
и совхозного продуктивного животноводства на 1949—
1951 годы. Этот план предусматривает обеспечение в
кратчайшие сроки такого под’ема животноводства, в
результате которого производство мяса, сала, масла,
яиц, молока и других продуктов животноводства для
снабжения населения страны должно увеличиться в
1951 году не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 1948
тодом. В значительных масштабах намечено увеличить
	производство шерсти, кожи и другого сырья для легкой
промышленности.
	Встреченное с болышим одобрением тружениками
колхозов и совхозов, это Постановление успешно пре-
	творяется в жизнь. За последний год колхозы и совхо-
зы увеличили поголовье крупного рогатого скота на
	_ Советский Союз стоит за мир
и отстаивает дело мира
	Товарищи! Если иметь в виду главное в нашей внеш!-
ней политике, то, коротко говоря, это главное выра-
‚ жается в том, что Советский Союз стоит за мир и от-
стаивает дело мира. (Продолжительные аплодисменты).
Советский Союз неотступно проводит политику мира и
дружбы народов. Мы не хотим войны и сделаем все
возможное, чтобы предотвратить ее.
	Мирная политика Советского Союза вытекает из са-
	мых коренных, принципиальных основ социалистича-
	ского общественного строя и интересов советского на-   “ТОРАЯ превращает в свой руководящий принцип по-
рода. Уничтожив до конца вековую эксплоатацию чело-   ДАВЛение национального суверенитета других народов.
	(Продолжение на 3-й стр.)
	века человеком внутри нашей страны, мы тем самым