7 НОЯБРЯ 1949 г. № 311 (11415)

2-я годовщина Великой Октяорь
социалистической революции
	Доклад Г. M. MAJIEHKOBA на торжественном заседании Юосковского
	(Окончание. Начало на 2-Й и 3-й стр.)
	Мы не хотим войны и сделаем все возможное, чтобы
предотвратить ее. Но пусть, однако, никто не подумает,
что мы запуганы тем, что поджигатели войны бряцают
оружием. Не нам, а империалистам и агрессорам надо
бояться войны. (Бурные, продолжительные аплоди-
сменты). ;

О чем говорит исторический опыт?

Он говорит о том, что первая мировая война, развя-
занная империалистами, привела к победе Великой
Октябрьской социалистической революции в нашей
стране. (Аплодисменты). .

Исторический опыт говорит далее о том, что вторая
мировая война, развязанная империалистами, привела
к утверждению народно-демократических ‘ режимов в
ряде стран центральной и’ юго-восточной Европы, при-
вела к победе великого китайского народа. (Аплоди-

смекты).
	Могут ли быть какие-либо сомнения в том, что если
империалисты развяжут третью мировую войну, то эта
война явится могилой уже не для отдельных капитали-
стических государств, а для всего мирового капита-
лизма. (Бурные, продолжительные аплодисменты).

Надо помнить и о другом. Прошла пора, когда поджи-
гателям войны удавалось одурачить американский
народ тем, что он не будет якобы нести тяжелых жертв
войны, что пушечного мяса для войны найдется доста-
точно в Европе и Азии. Американский народ начинает
понимать, что наступило такое время, когда империали-
сты не смогут воевать руками только других народов.
Американский народ начинает понимать, что если под-
жигатели войны организуют новую бойню люлей, то
горе матерей, жен, сестер, детей посетит и американский
континент. А это страшное горе. В нем неизбежно
захлебнутся и утонут поджигатели войны. (Аплодис-

менты).
	Жизнь полностью подтвердила предсказание
товариша Сталина. Китайская коммунистическая пар-
тня, закаленная в огне национально-освободительной
борьбы, вооруженная победоносным учением марксиз-
ма-ленинизма, оказалась на высоте своего историческо-
го призвания. Под испытанным руководством своего
вождя Мао Цзе-дуна (бурные аплодисменты) она орга-
визовала и сплотила рабочих, крестьян, интеллигенцию,
все патриотические силы нации. Она создала мощную
народно-освободительную армию, которая разгромила
гоминдановские полчиша, вооруженные американской
техникой и фактически управлявшиеся американскими
штабами. Народная революция оказалась неизмеримо
сильнее реакционного агрессивного блока китайских
феодалов и американских империалистов.
	С победой китайской демократии открылась новая
страница в истории не только китайского народа, но и
всех народов Азии, угнетаемых империалистами. На-
ционально-освободительная борьба народов Азии, бас-
сейна Тихого океана, всего колониального мира подня-
лась на новую, значительно более высокую ступень.
Торжество китайской демократии означает серьезное
укрепление позиций мирового демократического ан-
тиимпериалистического лагеря, борющегося за проч-
ный мир.

Таким образом, мы имеем право с уверенностью ска-
зать, что силы демократии и социализма растут, в то
время как силы капитализма и поджигателей войны
терпят урон.
	Сравнивая положение дел в лагере социализма и в
лагере капитализма, мы не можем пройти мимо сле-
дующего крупнейшего фактора. В то время как в Со-
ветском Союзе и в странах народной демократии хо-
зяйство непрерывно развивается, экономика идет неук-
лонно в гору, в Соединенных Штатах Америки появ-
	ляется все больше признаков надвигающегося эконо-
	мического кризиса. Правительственные инстанции И
некоторые официальные экономисты в Америке прибе-
гают ко всякого рода ухишрениям с целью скрыть от
американского народа и зарубежного мира действи-
тельное положение дела. Однако эта кампания наиг-
ранного оптимизма никого не убеждает. Наоборот, она
только усиливает тревогу американской общественно-
сти, которая прекрасно помнит, что вслед за такими же
успокоительными заверениями президента Гувера раз-
разился небывалый кризис 1929—1933 годов.
	Признаков экономического кризиса не утаить! Начи-
ная с осени прошлого года, промышленное производ-
ство в Собдиненных Штатах Америки систематически
падает. В июле 1949 года оно составляло лишь 65 про-
центов от наиболее высокого уровня, достигнутого в
годы войны, и было на 18 процентов ниже, чем в октяб-
ре 1948 года. За время с октября 1948 года по июль
1949 года производство стали снизилось на 28 процен-
тов, общего машиностроения — на 21 процент, пветных
металлов — на 32 процента, текстильной промышлен-
ности — на 27 процентов. Незначительное сезонное по-
вышение индекса промышленной продукции в Соеди-
ненных Штатах Америки в августе и сентябре смени-
лось еще более значительным падением промышленно-
го производства в октябре. По официальным данным,
об’ем промышленного производства Соединенных Шта-
тов. Америки в октябре сократился более чем на 11 про-
центов. Это означает, что уровень промышленного
производства в Соединенных Штатах Америки с окля-

бря 1948 года по октябрь 1949 года снизился на 22 про-
цента.
	Если сравнить ход промышленного производства в
начале экономического кризиса 1929—1933 годов с хо-
дом промышленного производства в 1948—1949 годах,
то окажется, что за первый год кризиса 1929—1933 го-
дов падение промышленной продукции составило 15

процентов, а за год, начиная с октября 1948 года,—
22 процента.
	Совета 6 ноября 1949 года
	оптовых цен на продукцию как легкой, так и тяжелой
промышленности. Колеблются и падают курсы про-
мышленных акций. Розничный товарооборот сокра-

щается. Растут товарные запасы.
упал по сравнению с первым полуго

когда он достигал наивысшего уровня, на 19 процентов.
	- По официальным данным, число полностью безработ-
ных в Соединенных Штатах Америки за последний год
удвоилось, а вместе с полубезработными, работающи-

ми неполную неделю, составляет свыше 14 миллионов
человек. На самом деле, как это утверждают американ-
ские профсоюзы, количество безработных в Соединен-
ных Штатах Америки значительно больше, чем пока-
	зывает официальная статистика.
	Особенность нынешнего американского кризиса со-
стоит, между прочим, в том, что он назревает в обста-
новке, когда американские монополисты поставили се-
бе на службу почти всю экономику капиталистического
мира. С помощью так называемого «плана Маршалла»
они искусственно рассасывают продукцию, не находя-
щую себе сбыта внутри страны, а через так называемую
программу вооружений иностранных государств искус-
ственно загружают ряд отраслей промышленности, А
каков результат? Правящие американские круги от-
нюдь не избавили экономику Соединенных Штатов
Америки от надвигающегося кризиса. Зато они сделали
все от них зависящее для того, чтобы взвалить на плечи
маршаллизованных стран расплату за этот кризис,
При этом надо иметь в виду, что экономика капитали-
стических стран Европы и без того находится в состоя-
нии упадка. В то время как об’ем промышленного про-
изводства Советского Союза увеличился за последние
двадцать лет в 9 раз, промышленное производство ка-
питалистической Европы в целом за эти 20 лет оста-
лось на одном и том же уровне.
	Международные экономические связи в капиталисти-
ческом мире пребывают в состоянии глубокого рас-
стройства. Мировая торговля находится на более низ-
ком уровне, чем тот, который был достигнут свыше
20 лет тому назад. Денежное обращение характери-
зуется инфляцией, резким падением покупательной спо-
собности денег. Жизненный уровень народных масс
продолжает стремительно падать. В настоящее время
в странах капиталистического мира насчитывается
не менее 40 миллионов безработных и полубезработных.

В этих условиях усиленное наступление Соединенных
Штатов Америки на дезорганизованную экономику мар-
шаллизованных стран сулит последним самые мрачные

перспективы. Недавно проведенная почти всеми капи-
талистическими государствами девальвация их валют
может служить одним из ярких примеров экономиче-
ской агрессии американского империализма. После того,
как монополисты Соединенных Штатов Америки искус:
ственно. обесценили по сравнению с долларом напио-
нальную валюту своих капиталистических «партнеров»,
они намереваются форсировать дальнейшие вложения
своих капиталов в экономику Западной Европы, а так:
же в колониальные страны. Это может означать только
одно — американские монополисты собираются теперь
по дешевке прибрать к рукам целые отрасли промыш-
ленности в странах Западной Европы, прибрать к рукам
также колонии европейских стран. Вместе с тем деваль:
вация представляет собой новое наступление американ-
ского монополистического капитала и его западноевро-
пейских партнеров на жизненный уровень трудящихся
  Macc,

Следовательно, можно сказать, что в мире обстановка
складывается сейчас таким образом, что у стран и наро-
дов, которые обходятся без так называемой американ:
ской «помощи», дела идут неплохо, и мы уверены, что
дальше пойдут еше лучше. (Аплодисменты). В самой
же Америке и в странах, которым она «помогает», дела
все больше ухудшаются.

При таком положении нет ничего удивительного в
том, что лагерь империализма охвачен тревогой, а наи:
	OF.
Силы демократии и социализма
побеждают
	Наряду с ростом и пол’емом Советского Союза растут
и укрепляются силы демократии и социализма во всем

мире.
	Страны народной демократии в пентральной и юго-
восточной части. Европы — Чехословакия, Польша, Бол-
гария, Венгрия, Румыния, Албания в 1949 году продви-
нулись вперед по пути социалистического строительства.
За самый короткий промежуток времени в странах
народной демократии широко развернулась творческая
инициатива масс. Народно-демократические республики
вступили в ту полосу развития, когда народ, познавший
радость свободной и независимой жизни, чувствует себя
хозяином страны и отдает все силы на дело укрепления
и под’ема своей родины. М
	В странах народной демократии на основе государ:
ственных планов быстрыми темпами проводится социа-
листическая индустриализация народного хозяйства.
Довоенный уровень промышленной продукции значи-
тельно превзойден. Уже сделаны первые шаги в направ-
лении социалистического переустройства сельского хо-
зяйства. Растет благосостояние народа.
	Еще совсем недавно Польша, Чехословакия, Румы-
ния, Болгария, Венгрия относились к числу тех госу-
дарств, откуда безостановочным потоком шла волна
эмиграции трудящихся. По значительно преуменьшен-
ным данным, только за период с 1920 по 1939 год свыше
трех миллионов человек эмигрировало из этих стран.
Теперь эта позорная страница навсегда перевернута.
Теперь люди, вынужденные в прошлом покинуть свою
родину, возврашаются обратно, активно включаясь в
ряды строителей социализма.
	Империалисты выражают свое «неодобрение» госу-
дарственному режиму в странах народной демократии.

В этом нет ничего удивительного. Противоестественно
ожидать с их стороны какого-либо иного отношения
к странам, где у власти стоит народ, где национальный
суверенитет не является делом купли и продажи.
	_ Было бы, как говорят, полбеды, если бы империа-
листы ограничивались лишь словесным неодобрением.
Однако империалисты этим не ограничиваются. Они
позволяют себе бесцеремонным образом вмешиваться
во внутренние дела народно-демократических pecny6-
лик. Они ведут против этих стран преступную подрыв-
ную работу, используя для этого в первую очередь
шпионско-диверсионную банду югославских фашистов.
	Судебный процесс в Будапеште над шпионским
центром Райка и его сообщниками показал, что под-
жигатели войны и их югославские лакеи не останав-
ливаются ни перед чем. Они пытаются сорвать исто-
рический под’ем народно-демократических республик,
подготовить против них вооруженную империалисти-
ческую интервенцию и превратить их в свои колонии.
	Будапештский процесс продемонстрировал в то же
время, что подрывные планы империалистов против
стран народной демократии терпят провал за прова-
лом. Националистическая, фашистская клика Тито—
Ранковича до конца разоблачена как шпионская аген-
тура империализма, используемая империалистами для
враждебной работы против Советского Союза и стран
народной демократии. Это разоблачение нанесло силь-
ный удар по проискам империалистов. Теперь уже ни
самим хозяевам, ни их югославским прислужникам
не удастся маскироваться, ибо маски сорваны, ковар-
ные планы обнажены, преступники пойманы на месте
преступления. Мы можем сказать им: так будет и
впредь. ибо там, где своболные и независимые народы
сами вершат свою судьбу, там происки империалистов
и их югославских лакеев будут терпеть неизбежный
крах.

Исключительным успехом лагеря. мира и демократии
является создание Германской демократической ми-

ролюбивой республики. Этот факт имеет первостепен-
ное международное значение.
	Как указал товарищ Сталин в своем приветствии
президенту Германской демократической республики
г-ну Вильгельму Пику и премьер-министру г-ну Отто
Гротеволю, «образование Германской демократической
миролюбивой республики является поворотным пунк-
том в истории Европы».
	За ‘последние тридцать лет Германия лважды высту-
пала на мировую арену как агрессивная сила и дважды
развязала кровопролитнейшую войну: сначала — пер-
вую мировую войну, а потом — вторую мировую войну.
Произошло это потому, что во главе германской поли-
тики стояли немецкие империалисты, агрессоры-захват-
чики. Если теперь с образованием ‘Германской демо-
	кратической миролюбивой республики возобладают в
	Германии народно-демократические силы, стоящие за
прочный мир, а агрессоры-захватчики будут изолирова-
ны, — то это будет означать коренной поворот в истории
Европы. Несомненно, что при наличии миролюбивой
политики Германской демократической республики на-
ряду с миролюбивой политикой Советского Союза, име-
ющей сочувствие и поддержку народов Европы, — дело
мира в Европе можно считать обеспеченным.
	В создании Германской демократической республики
находит свое выражение процесс об’единения и сплоче-
ния демократических сил немецкого народа. Нельзя
обеспечить европейский, а стало быть, и международ-
ный мир, если не будет правильно решен германский
вопрос. Нельзя решить германский вопрос, если гер-
манская демократия не возьмет‘в свои руки судьбу
страны, не лишит рурских магнатов их экономической
ни политической базы, если она не осуществит в стране
коренных демократических преобразований.
	Образование Германской демократической республи-
ки означает, что внутри Германии уже создаются эти
важнейшие предпосылки для коренного решения гер-
манской проблемы на демократической основе.
	Демократические силы немецкого народа, руководи-
мые чувством ответственности за будущность своей
родины, чувством ответственности перед всем миром,
берут судьбу своей страны в свои руки. Они создали
демократическую республику и ныне закладывают фун-
дамент новой, миролюбивой Германии.
	Этот акт отвечает коренным национальным интере-
сам всего германского народа. Он находится в полном
соответствии с решениями Потсдамской конференции.
Все миролюбивые народы приветствуют Германскую
демократическую республику, они окажут ей сочувствие

и активную поддержку в ее благородном деле. (Апло-
писменты).
	Историческое значение для упрочения дела мира при-
обретает победа китайского народа, сбросившего с себя
вековой гнет феодальной реакции и чужеземное иго им-
периализма. Ленин указывал в 1923 году, что исход
мировой борьбы между капитализмом и коммунизмом
зависит в конечном счете от того, что Россия, Индия,
Китай составляют гигантское большинство населения и
что это большинство населения с необычайной быстро-
той втягивается в борьбу за свое освобождение. С побе-
дой китайского народа страны народной демократии в
Европе и ‘Азии вместе с Советской социалистической
державой насчитывают около 800 миллионов человек.
Следует также учесть, что в самих капиталистических
странах и их колониях имеются сотни миллионов тру-
дяшихся, борющихся за мир и демократию.
	Американский империализм рассчитывал испольЗо-
вать Китай в качестве основной базы своего господства
в Азии и в бассейне Тихого океана, в качестве одного
из решающих звеньев окружения Советского Союза.
С этой целью империалисты намеревались превратить
Китай в гигантский колониальный придаток к мировой
американской империи. По далеко не полным данным,
Соединенные Штаты Америки затратили на укрепление
антинародного гоминдановского режима, на разжига-
	ние гражданской войны в Китае до 6 миллиардов дол-
ларов.
	Еще в 1925 году товарищ Сталин говорил: «Силы ре-
волюционного движения в Китае неимоверны. Они еще
не сказались как следует. Они еше скажутся в буду-
щем. Правители Востока и Запада, которые не видят
этих сил и не считаются с ними в должной мере, по-
страдают от этого. ...Здесь правда и справедливость
целиком на стороне китайской революции. Вот почему
мы сочувствуем и будем сочувствовать китайской рево-
люции в ее борьбе за освобождение китайского народа
от ига империалистов и за об’единение Китая в однс
государство. Кто с этой силой не считается и не будет
считаться, тот наверняка проиграет». (Аплодисменты).
	процента. _   более оголтелые из этого лагеря приходят в бешенство,
Несмотря на то, что многие монополисты предпочи-   злобствуют и усиливают свою подрывную политику про-
	тают скорее итти на свертывание производства, чем на   тив стран, не желающих стать на колени перед амери:
снижение цен, уже имеет место падение биржевых и : канскими миллиардерами.
	дов — живут и побеждают в социалистическом строи:
тельстве, развернувшемся во всех странах народной
демократии, в историческом под’еме великого китай-
ского народа, в создании и укреплении миролюбивой
Германской демократической республики.

Великая Октябрьская революция живет и побеждает
в той борьбе, которую ведет могучий фронт сторонии:
ков мира, демократии и социализма против сил импе-
	риалистической агрессии, против поджигателей новой
ВОЙНЫ.
	Пусть неистовствуют обреченные историей. Чем боль:
ше бешенствуют в лагере поджигателей войны, тем
больше должно быть спокойствия и выдержки в на-
шем лагере мира. Мы уверенно идем под руковод-
ством нашего гениального учителя и вождя товарища
Сталина навстречу завтрашнему дню. (Бурные, долгие
аплодисменты). Мы твердо знаем: победа социализма и
демократии во всем мире неизбежна. (Аплодисменты).
	Да здравствует Великая Октябрьская социалисти-
	ческая революция и ее непобедимое знамя! (Апло:
дисменты).
	Да здравствует наша. коммунистическая партия!
(Аплодисменты).
	Да здравствует мир во всём мире! (Долгие, бурные
аплодисменты. Все встают. Возгласы: «Да здравствуе!
	товарищ Сталин!», «Великому Сталину — слава!», «Ура
великому Сталину!»).
	eK

Товарищи! Почти треть века отделяет нас от того зна-
менательного дня, когда на одной шестой части земного
шара началась новая эра в истории человечества.

Сегодня мы, советские люди, с особой гордостью вспо-
минаем об исторических делах, которые совершила на-
ша партия, наш народ под руководством Ленина и
Сталина. ;

Великая Октябрьская социалистическая революция
живет и побеждает в делах нашей славной большевист-
ской партии, в делах героического народа Советской
страны. В нашем движении вперед, по пути к комму-
низму, ведущей, направляющей силой является наша
коммунистическая партия. Партия сплачивает, вооду-
шевляет и организует советских людей, об’единяет их
усилия на достижение великой цели — построения ком-
мунистического общества, Ее кровная связь с народом
укрепляется с каждым днем. В этом источник непобе-
димости партии и могущества советского государства.
Наша партия представляет собой единую, монолитную
и несокрушимую силу, сплоченную как никогда вокруг
Центрального Комитета, вокруг товарища Сталина.
(Бурные, продолжительные аплодисменты, переходя-
щие в овацию). Это единство’ большевистских рядов
всегда было, есть и будет основой крепости партии.
(Аплодисменты).

Великая Октябрьская революция, ее идеи борьбы за
мир между народами, за уничтожение эксплоатации
человека человеком, за равноправие и дружбу наро-

до
те.
де
ск
Ге

В
KC

ри
BC

mw
6¢