10 НОЯБРЯ 1949 г., № 314 (11421)

В нескольких километрах от Гланьска,
если ехать на восток, взор привле-
кает необычное зрелище: поля, раскроенные
на узкие нивы, лежат намного’ ниже уров-
ня протекающих в этих местах рек и про-
легающих тут и там многочисленных кана-
лов. Чтобы не пролить излишнюю воду на
зеленеющие долины, обтирные сады, для
этого реки и каналы ограждены высокими
зехляными дамбами, и, укрощенные, они
спокойно текут в искусственных желобах.

> Отеюла начинается зона, называемая
чъулавами. .

Гладкая, как ладонь, равнина, на которой
Тззбросано в беспорялке множество неболь-
ших городков, местечек, деревень и фоль-
варков, испещренная .реками, рвами п ка-
налами, тянется до берегов Вислы н даль-
ше её, простирается глубже на восток и так
идет до самого Эльблонга на протяжении
70 километров.

Жулавы насчитывают 150 тысяч тевта-
ров плодороднейшей земли, преимуществен-
Но с начосной почвой. Это — один из поль-
ских оазисов земледелия. Почти третья часть
из них — свыше 40 тысяч гектаров — на-
ходится ниже уровня Балтийского моря,
спускаясь в отдельных местах до 4 метров.
80 тысяч гектаров земли расположены на
уровне моря, а остальные представляют не-
большие возвышенности п холмы.

Со стороны моря Жулавы защищены
мощным естественным песчаным валом,
образованным прибоем. Этот вал прости-
рается вдоль всего побережья от Гданьска до
Эльблонга и дальше и надежно охраняет бо-
гатейшие земли. Лишь в ‘одном месте, се-
вернее устья реки Ногат, есть у этого вала
своя зхиллесова пята. Здесь он не так про-
чен и не так высок, и бурные волны Вие-
линевого залива в дни штормов, прорвав-
тись, затопляют большие земляные масси-
вы; От быстрых разрушительных вод Вислы
ity saps оберегаются высокими валами, ко-
торые оторачнвают реку в нижнем течении
почти. на 200 километров. Малейшее повы-
шение уровня воды, не обнаруженное во-
время, грозит земледельцу большими непри-
ятностями. 4

Дни и ночи дежурят дозоры на валах у
неспохойного Вислинского залива и на дам-
бах Жулав. .

Часовые зорко следят за режимом воды в
заливе, рвах и каналах. В случае опасности
по сигналам часовых немедленно начинают
действовать насосные станции. Таких стан-
ций насчитывается на Жулавах 147. Эти
станции. в течение нескольклх часов могут
перекачать из рвов огромное количество
излишней воды и сбросить ее в каналы. По
сигналу дозорных в случае опасности про-
рыва дамбы или вала на борьбу е водой
поднимаются все люди окрестных селений.

Гитлеровцы, окруженные весной 1945 тго-
дз Советской Армией в районе Гланьска и
прижатые в морю, взорвали во многих ме-
стах прибрежные валы на Висле, морскую
дамбу у Эльблонга, валы и дамбы на кана-
лах, болыпую часть насосных станций и
затопили Жулавы. Они хотели преградить
путь советским воинам наводненнем. Но,
как известно, ‘это не помогло им: они были
разбиты и канитулировали. Однако жулав-
ские валы были выведены из строя.

Worx водой оказались 120`тысяч гекта-
ров земли. В таком виде и получил Жула-
вы народ хемократической Польши. Большая
часть жулавских земель к тому же была за-
минирована, дома, хозяйственные строения
н мелиоратявные сооружения уничтожены,
а те. что уцелели, стояли по окна, & то и по
крышу в воде;

Польскае народное государство немеллен-
но взялось за освоение Жулав. Эти етарин-
ные польские земли требовалось как можно
скорее . возродить Е жизни, заставить их
елужить народу.

Работы по осушению начались в 1945 го-
ху, вскоре после капитуляция фашиетской
Германии. Нз Жулавы na лодках. иногда

От собственного корреспондента «Правды»
	«Учиться
у Советского Союза!
	ПЕБИН, 9. (ТАСС). Бак передает агент-
ство Синьхуа, лидеры демократических пар-
тий и групп Битая выступили“7 ноября с
заявлениями, в которых они охарактеризо-
вали Советский Союз как оплот `вевобщего
мира и демократии и призвали к укренле-
нию дружбы с Советским ‘Corson.

Председатель Демократической лиги Ки-
тая Чжан-Лань заявил: «Советский Союз.
ведет человечество“ в светлому будущему...
Мы, вне всякого ‘сомнения, позедем Bech
китайский народ к`тему, чтобы перейти от.
новой демократии к социализму. Поэтому
мы должны рассматривать ‘опыт Советского
Союза в области национального’ строитель-
ства как пример для подражания. <Еели мы
хотим итти по’ пути к процветанию, мы
должны учиться у Совелекого Союза». -

Лидер Демократической лигл Китая Чжан
Бо-цзюн заявил: «Пели бы Не Советский
Союз, то на земле наступил бы век фашиет-
ского варваретва и господства темных сил,
и это была бы катастрофа для человечеетва.
Без Советского Союза нельзя было бы с та-
кой легкостью’ создать ‘и укрепить страны
народной демократии в Восточной Европе,
Монгольскую народную республику, Корей-
скую народно-демократическую республику
п вновь созданную Германскую демократи-
ческую республику». .

ПРОСМОТР ФИЛЬМА

«ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН»
	БУДАПЕШТ, 9. (ТАСС). Позавчера в круп-
нейшем городском театре Будапешта  со-
стоялея торжественный просмотр советского
документального фильма «Владимир Ильич
Ленин»,  дублированного   13a венгерском
языке. -
	„На просмотре присутствовали предееда-
тель президиума Венгерской народной рес-
публики А. Сакапич, члены правительства
во глзве с ‚председателем совета министров
Иштван Доби, руководящие деятели Венгер-
ской партии трудящихся и Народного фрон-
та, видные представители научной и куль-
турной общественности столицы, передови-
ки производства будапештекнх предприя-
тиЙ.

В зале театра каходилось около трех ты-
сяч человек.

Фильм пронел с огромным успехом. Де-
монстрация его несколько раз прерывалась
бурными аплодисментами и возгласами в

честь великих вождей . человечевтва
В. И. Ленина и И. В. Сталина.
	ДЕЯТЕЛИ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
в СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ
	ПХЕНЬЯН, 9. (ТАСС). Выступления eo-
ветеких артистов, прибывших в Северную
Корею для участия в праздновании дехады
советско-корейской дружбы, проходят с ог-
ромным успехом. Театры Сейсина, Сентди-
НЗ и Хамхына, где выступали советские ар-
тисты, были переполнены. Каждое выступ-
ление встречалось бурными аплодисмен-
тами. -

Выступления воветских! артяетов, нишет
газета ‘«Нодон синмун», еще разо демон-
стрируют нерушимую дружбу корейского и
советского* народов и являются пенным

вгладом в дело дальнейшего укрепления
этой дружбы.
	«ВАН СУСАНИН»
	НА БУХАРЕСТСКОЙ СЦЕНЕ
	БУХАРЕСТ, 9. (ТАСС). В Бухарестском
театре оперы и балета состоялась премьера
гениальной сперы Глинки «Иван Сусанин».

„На премьере присутетвовали члены пре-
зидиума Великого национального собрания
Румынской народной республики, руково-
дители Румынской рабочей партии и ру-
мынекого правительства: академик ПЦархон,
Петру Гроза, Георгиу-Деж, Анна Паукер,
В. Лука, нногие министры: деятели науки
и культуры, чрезвычайный и полномочный
посол СССР в Румынской наролной фес-
публике С. Кавтарадзе, члены лелегапии
ВОЕС в полном составе, представитета пе-

чати и др. Премьера прошла с большим
успехом.
	В образе крестьянина Коста Варра краски
тав колоритны, что сила крестьянства.
	в игре Б. ВБ. Готовпева (МХАТ), и в игре
А. Д. Дикого и С. Я. Каюкова (Малый театр).

В . изображении М. В. Анастасьевой
(МХАТ) работница Магда—это пылкая де-
вочка, не умеющая сдержать свой порывы.
Трудно поверить, что она была качальни-
ком разведки в партизанском отряде под
началом у самой Ганны Лихта. Более убеди-
тельна умная и волевая девушка Магда в
исполнении Е. М. Солодовой в Малом театре.

Такова основная группа, представляющая
народ и народную демократию. Оба театра
в общем верно погазали силу, ум, чеет-
‘ность, талантливость этой групны, ее связь
< широкими массами, глубокий патриотизм.
Мы ‘видим в художественном воплощении
именно те силы, коорые и в жизни завое-
вывают победу над всемя происками реак-
Onn. :
	В лагере реакции первое место принад-
лежит Христине Надера, рувоводителю бан-
ды шнионов, ‘предателей, ‘убийц, ‘агенту
америранской ‘разведки. Она сама о себе
говорит, что живет только для своих личных
интересов. ^ Ганна Лихта называет её аван-
тюристкой, и с этим как бы соглашается
автор пьесы. Так понимают Хриетину 0. Н.
Андровская в МХАТ, Д. В. Зеркалова
и И. А. Ликсо в Малом театре. Но такое
толкование одностопонне. О
	Христина маскирует свое подлинное поли-
тическое лицо, выдавая себя за индивидуа-
листку, любительницу приключений и
острых ошущений. А по существу она про-
фессиональный шпион, продажная тварь,
покорный слуга фашистских господ, елу-
жившая гитлеровпам, готовая служить аме-
риканцам. Поэтому’ трактовка этого образа
как авантюристки явно недостаточна. В та-
ком. истолковании второстепенные моменты
заслоняют истинную политическую харак-
теристику образа.

Еаииталиста Гуго Вастиса хорошо играют
	‚Грудяшиеся
	всего мира отметили
	Октября
	КОРЕЯ
	ПХЕНЬЯН, 8 ноября. (ТАСС). Корейский
народ торжественно отметил 32-ю годовши-
ну Великой Октябрьской социалистической
революции. В столице, во всех провинци-
альных и уездных центрах, Ha предприя-
тиях, в учебных заведениях, на стройках
и в селах Корейской народно-лемократиче-
ской республики состоялись торжественные
собрания. Отмечая великую освобохитель-
ную миссию Советского Союза. трудящиеся
единодушно выражали благодарность совет-
скому народу и его вождю `Тенералиссимусу
Сталину.

‚На торжественном собрании в Пхенвяне,
устроенном Обществом культурной связи Во-
рей с СССР, присутствовало около полутора
тысяч представителей партийных и обще-
ственных организаций Кореи.

С локлалом о 32-й годовщине Велякой
Октябрьской сопиалистичеекой революции
выетупил член политбюро трудовой партии
Ля Сын Ен. Корейский народ вместе’ co
всеми свободолюбивыми народами мира; сказ
зал он, отмечает сегодня знаменательную
лату — славную 32-ю годовщяну Великого
Октября, как свой праздник, воохушеёвляю-
щий корейский народ на новые победы B
борьбе за полное об’единение, незавиенмость
и демократическое тазвитие ротины.
	Собрание единодушно приняло’ приз
ветственную телеграмму товарищу
И. В. Сталину.
	Бее газеты посвятили 32-Й royosnmime
Октябрьской социалистической революлии
переловые ‘статьи, в которых отмечают
огромное международное значение Октябрьз
ской революций” и в частности ее значение
для победы национально-освобохительното
движения в Корее. Газеты отмечают также
постоянную и бескорыстную дружескую по-
мощь Советского Союза Корее в деле возро-
ждения независимости и в государственном
строительстве.
	ШВЕЦИЯ
	годовщину Великого
* * *
	50-тысячный. митинг в Париже
	ПАРИЖ, 9 ноября. (ТАСС). Вчера вече-
ром на Зимнем велодроме в Париже состоял-
ся З0-тысячный митинг парижан по слу-
чаю 32-й годовщины Великой Октябрьекой
социалистической революций. На митинге
с речами ‘выступили Морис Торез и Жак
Дюкло. В президиуме мчтинга — члены
потитбюрю коммунистической партии Фран-
ции, ‘представители Всеобщей конфедерации
труда, Союза французскях женщин, Демо-
кратического об’единеныя Африки и других
демократических организаций. На митинге
под бурные овации всех присутствовавших
был ‘приият текст приветственного ‘поела-
ния, ° адресозанного советскому народу,
ВЕЦ(б) и товарищу И. В. Сталину.
	В своей речи Морие Торез раесказал о
прогрессе Советского Союза и расширяю-
щемея кризисе капиталистического мира.
	Вапиталиеты и. их агенты в рабочем
движении — руководящие социалнеты п ре-
Формисты, сказал Торез, боятся соревнова-
Иия между двумя системами. Они: тренешут,
охваченные страхом перед роетом могуще-
ства Советского Союза; они готовят пре-
ступную войну против страны воцизлизма,
тщетно Tema себя надеждой раздавить Co-
ветский Союз, ликвидировать  социалисти-
ческий. строй и задушить международное
рабочее движение на десятилетия и даже
на столетия. -
	Перед лицом преступного замысла импе-
риалистов  обязанноеть ‘всех трудящихся,
всех сторонников мира — удвоить бдитель-
ность и усилия, направленные на то; что-
бы провалить чудовищные нланы полжига-
телей ‘войны. Надежды имперналиетов на-
праены, ’Империалисты’ должны ‘знать, как
сказал 06 этом Маленков, что любая их
военная авантюру окончится их же с0б-
ственной катастрофой. Народы полны ре-
шимостя не допустить‘ войны против С0-
ветского Сотоза. В этом отношении роль
напюго. нарола является одной из перво-
степенных. Пример Андре Марти, Шарля
Тийона» и франпузеких моряков. на Черном
море: вдохновляет миллионы ‘и’ миллионы
трудящихся в‘налией стране, мобилизует их
на борьбу против войны. Великая Октябрь-
ская социалистическая революция. продол-
жал Торез, являелея уроком для трудяших-
ся всех етран. Она является ‘уроком для
Французских трудящихся. Октябрьекая ре-
волюция, революпионнзя диктатура проле-
тариата, переход от капитализма к еоциа-
тизму и коммунистическому обществу яв-
ляются учением, на котором воспитываются
миллионы пролетариев. —
	Далее Торез, остановился на росте рабоче-
го движения. во Франции, на разватии ABU-
щения за. мир, охвативиего все елои населе-
ния, из усилении борьбы трудяшихся за
	Oa ‘дружбу и

своя права, несмотря на жестокие репрессии
и угрозы.

Борьба рабочего класса. сказал он, идет
сейчас по пути к еоциализму. Великая Ок-
тябрьская социалистическая революция яв-
дяетея примером для всех угнетенных тру-
дащихея. Она показывает им путь к 0сво-
бождению. Коммунистическая партия Фран-
ции выполнит свою историческую миссию,
направленную на превращение теперешней
Франции в социзлиетическую Францию. в
демократическую, независимую, свободлую
и счастливую Францию.

Провозглашенные Торезом здравицы в

честь Октябрьской социалистической рево-
люпии, непобедимого учения ленинизма н
великого Сталина были встречены бурными,
долго не смолкавшими  аплолисментами
огромной аудитории.
° Затем с речью выступил Жах Люкло. Он
остановился на гигантских достижениях Co-
ветекого Сотоза со времени Октябрьской ре-
волюции.  Ёлятва, сказал он, данная
Сталиным после смерти Ленина. свято вы-
полняется.

Дюкло напомнил, что одним их первых
декретов советекого правительства был
декрет о мире. С тех пор, продолжал он, со-
ветское государство все время показывало
пример проявления воли народов Советекого
Союза к миру. Жак Дюкло подчеркнул пер-
востепенную роль Советского Союза в леле
освобождения народов Европы от гитлеров-
ского рабства. Вогда Жак Дюкло заговорил
о гражданах Советского Союза, павших в
борьбе против немецких оккупантов, в борь-
бе за освобождение народов от гитлеризма,
огромная аудитория стоя почтила их память
минутой‘ молчания.

В заключение Жак Люкло заявил: «Как
стойкие и дисциплинированные коммунисты:
решивитие об’единить массы и повести их
на борьбу, мы будем бороться пох знаменем
Маркса, Энгельса, Леняна и Сталина, под
знаменем борьбы за национальную незави-
симость, под знаменем пролетарского интер-
национализма. Франция не станет плациар-
мом, о котором мечтают америганские импе-
риалисты, подготавливая новую войну. Бла-
годаря нашей стойкой борьбе за хлеб для
трудящихся, которую нельзя отделить от
борьбы за мир, мы пойдем вперед в конеч-
ной цели нашей борьбы, к социализму».

30 тысяч участников митинга стоя ветре-
тили бурными аплодисментами призывы
Жака Дюкло — «Ла злраветвует 32-я го-
довщина Октябрьской социалистической ре-
волюции!», «Да здравствует великий Сувет-
ский (003, стоящий в авангарде лагеря.
мира!», «Да здравствует великая партия
Ленина—Сталина!», «Да здраветвует фран-
ко-советекий  ©0ю3!», «Да здравствует
Сталин!», «Да здравствует. коммунизм!»
	просто вород направлялись брагады по раз-
уинированию. На освоение затопленных зе-
мель были вылелены огромные средства.
Государство направило еюла 500 тракторов.
Весной 1946 года развернулись непо-
средственные работы по откачке воды. Вна-
чале была пущена в ход всего одна наеое-
ная станция. Вслед за ней включались в
битву со стихией новые в новые станций,
а Через некоторое время уже работали все
станции. Вода из Жулавах убавлялась мед-
ленно. Людям, занятым осушением земель,
иногда казалось, что уровень ее не умень-
шается. Но это только казалось. Каждый
день приносил победы. Гектар за гектаром
люди отвоевывали у воды.
Первые шаги Польши по освоению Жулав
были встречены истошным воём в западных
зонах Германии. Шумахер публично проро-
чил, что полякам не восстановить жулав-
ских земель в течение ста лет. Польские
рабочие с напряжением продолжали тру-
длиться. Строй вародной демократии разбудил
творческие силы народа, открыв перед ним
небывалые горизопты. :
По следам осушителей на Жулавы шли
переселенцы и прочно, навсегда обосновы-
вались в отвоеванных у воды городах и
деревнях. В холодных тонках фабрик вспы-
хквали первые огоньки возрожденной жиз-
ни. На пустынных нивах хлопотливо начи-
нали распоряжаться крестьяне, прибывшие
сюда из центральных и восточных малозе-
мельных и перенаселенных районов. В ра-
зоренных фольварках бывших. немепких
	варонов и помещиков возникали `первенны
сопиалистического земледелия — государ-
ственные земледельческие хозяйства. Пере-
селенны жиля на островах, окруженных
водой, селились в полуразрушенных домах.
Но это не смущало, а скорее влохновляло
их на еще более упорный труд. Они быстро
вдохнули жизнь во все, что было отвоевано
У воды. -

R весне 1948 года откачка воды в основ-
ном была завершена. (Нам довелось в те дни
быть на Жулавах. Хотя между сёлами можно
было еще видеть серебрящиеся на ветру
рябью небольшие, заросшие камышами озера
и до некоторых деревень надо было попреж-
нему добираться на лодках, тем не менее
жулавские земли уже не выглядели пуетын-
ными. Они дышаля обжитостью, властно
устанавливающейся жизнью, были одеты в
яркие одежды хлебов.

— Через год освоение Жулав будет окон-
чено,— торжественно говорили нам повсе-
местно рабочие и крестьяне.— Смотрите,
Бак идет дело,— и обводили ласковым в30-
ром осушенные’ и возрожденные просторы
земли.

Слова эти ерядетельствовали об уверен-
ности народа, познавшего свою силу, силу
животворного труда. Откачка воды была
окончена полностью в том же 1948 тоду.
На 1949 год легла новая, не менее важная
н ответственная задача — надо было при-
вести в порядок весе имеющиеся рвы и
каналы, отремонтировать и в раде мест по-
строить заново валы и дамбы.

Успешно осущеетвлен план и этого года.
Восстановители Жулав проделали понстине
гигантскую работу. Они очистили евыше
10 тысяч километров рвов, 2. тысячи Еило-
метров каналов, отремонтировали и поетрои-
ли вновь 200 валов и дамб. Построен заново
15-километровый вал у Вислинского зали-
ва. Во время штормов этот вал был снесен
почти начисто, но жители Жулав насыпали
его снова. ;

Сейчас восстановление Жулав можно счи-
тать законченным. У воды отвоеваны и
отданы под плуг’ все 120 тысяч гектаров
затопленной земли. Отныне ‘на Жулавах
царит порялок, во всем торжествует жизнь.
Нет здесь ни одного незаселенного города,
местечка, деревни или фользарка, нет ни
одного пустующего клочка земли.

г. Варшава.
	Я. МАКАРЕНКО.
	СТОЕТОЛЬМ, 8 ноября. (ТАСС). 7Т ноября
B Конпертном доме в Стокгольме состоялось
торжественное собрание столичной организа»
ции Шведской коммунистической партии,
посвященное 32-Й годовщине Великой (к-
тябрьской социалистической революции. (9=
брание проходило под лозунгом: ‚ «За ci
дом на собрании выступил исполняющий
обязанности председателя коммунистической
‘партии Швеции Хильдинг Хагберг. ‹
  Остановившиеь на историческом значе
нии Великой Октябрьской сопиаливтичеекой
революции и на успехах советского народа
в деле построения коммуниетического обще-
ства, Хагберг дал анализ шведско-воветеких
отношений.

Советский Союз и его армия, сказал ора-
тор, спасли самостоятельность Швеции; вос-
препятетвовав гитлеровской Германии окку-
пировать нашу страну. В конце войны
шведское правительство высказало благолар-
ность Советскому Союзу за. его громадный
вклал, сохранивиий для ‘нае мир’ и CAMO}
стоятельность. Однако теперь это ‘уже’ за“
быто. Сейчас Швеция проводит ту же самую
политику, как и раньше.

В заключение своей речи Хагберг при
звал широкие народные масвы Шзеции уси-
лить борьбу за мир и демократию.

Под бурные аплодисменты участники с0=
брания приняли резолюцию, в которой, ‘в
частности, говорится: «Мы, граждане `Сгок-
гольма. собравшиеся на торжеетвенное за=
седание в честь 32-й годовщины Великой
Октябрьской социалистической революции;
илем свой братский привет солидарности
народам Советекого Сотоза.

Мы 0с0бо приветствуем величайшего борца
нашего времени за мир и за социализм
Гёпералиссимуса И. В. Сталина».

Собрание выражает свою солиларноеть со
стремлениями сопиалистичеекого: Созетелого
Союза к обеспечению прочного ‘мира MOmAy
народами всего земного шара.
	ПАКИСТАН
							у и сотрудничество между народами
Советского Союза и США.
	не в Москве. Она была начата и ведется
представителями Уолл-стрита`и Пентагона,
воторые мечтали о легкой победе в атомной
молниеносной войне»,

«Советский Союз,— говорится в заявле-
нии, — ведет последовательную мирную по-
литику, так как он представляет собой со-
циалистическую страну, управляемую рабо-
чим классом... В силу самого своего характе-
ра эта социалистическая. страна -рептитель-
но выступает против агрессии и `войны».

Призывая американский народ отвергнуть
военную пропаганду Уолл-стрита, нацио-
нальный комитет Американской компартий
В своем заявлении в заключение указывает,
что 32-я годовщина существования Совет-
ского Сотоза должна пройти под знаком уси-
ления борьбы за мир. за нанесение пораже-
ния планам поджигателей войны, под зна-
вом «создания  об’единенного народного
фронта мира, фронта борьбы за советеко-
американскую дружбу. Уничтожим Северо-
атлантический пакт и заклочим мирный
пакт с Советским Союзом. Пусть по всей
нашей страме звучит народное требование
мира».

НЬЮ-ИОРЕ, 8 ноября. (ТАСС). Надио-
НАЛЬНЫй. комитет. Американской компартии
опубликовал заявление по. случаю 32-й го-
довщины Великой Октябрьской гоциалиети-
ческой революции.

«Советский Союз, — говорится в заявле-
нии,— предетавляет собой силу, борющуюся
за мир и прогресе, могучее социалистиче-
Choe государство; где уничтожены капитали-
стическая. экеплоатация и национальное
угнетение». В настоящее время китайский
народ, создавший новую Китайскую народ-
ную республику, и народы Восточной Евро-
ны следуют по социалиетическому пути,
проложенному Созетеким Союзом. Десятки
миллионов людей в остальной части Европы,
в Азии и в странах американского конти-
нента также борютея за социалистическое
бухущее, свободное от угрозы фашизма и
войны.

Отмечая, Что ключ к воеобщему миру ле-
BUT B дружбе и вотрудничестве между наро-
дами величайших держав мира — Советско-
го Союза и Соединенных Штатов, нацио-
нальный комитет компартии США указы-
вает, FDO  «хололная война началась

МИЧУРИНСКИЕ САДЫ
	БРАТИСЛАВА, 9. (Сб. корр. «Празды»).   ке Ровне, Садовод Ёзеф Лабай, проживающий
На южных отрогах горного хребта Бескиды   В Вельке Ровне, получив несколько сажен-

пев яблонь из Советского Крыма, путем
в Словакии мичуринцы-садоводы одержали скрещивания © местными породами вывел

первые успехи. Их ‘достижения показаны новый, приспособленный к ЕлИМату Слова-
на районной выставке садоводства в Вель-! кии. высэкоурожайный сорт.
	ила правдивого искусст!
	«ЗАГОВОР ОБРЕЧЕННЫХ»
в постановке МХАТ и Малого театра
	Ru, обладающей умом и бесстрашием проле-
тарского вождя, обаянием революционера-
патриота, любящего свой народ. Ее называ-
ЮТ «совестью народа». Юноши и девушки
подчиняются ей © энтузиазмом, вак руково-
дителю, доверяют ей свои сердечные тайны,
как матери.

А. К. Тарасова в МХАТ, Е. i. Poroaena
в Малом театре создали, каждая по-своему,
интересные, волнующие образы. Но это раз-
личные образы. В исполнении. Гоголевой
подчеркнуты те черты, которые, говорят 0
силе Ганны Лихта, о-ее воле, потитяческой
репгительности. Пря этом угадывается. ее
глубокая сердечность, ее материнское: чув-
ство, ее человеческая чуткость.

У Тарасовой” по-иному. выглялит .0браз
Ганны` Лихта. Это’ обзятельная, сердечная
женщина, очень добрая, а сила и. воля по-
литического борца угадываются. пол: этим
	покровом мягкости и женственности. Голько
	Е кОоННу, В Последних сценах, Ганна Лихта
в пеполненли Тарасовой обнаруживает несо-
крушимую силу своего харэктера. Дело
не только в творческом отличии дарования
	талантливых мастеров ецены, во и в разво-
образии художественных приемов и средств
МХАТ и Малого театра, сумевших создать
живые, запоминающиеся образы.

Это сказываетсл п в игре других актеров.
Редактор Маке Вента — в пьесе один из
идейных рукозодителей коммунистической
партия. Мы видим его и в военной форме.
Партия поручает ‘ему ответственнейшую
	работу министра государственной безопас-
ности в момент, когда государству народной
демакратии угрожает опасность. Н. И. Бого-
любов в МХАТ, М. И. Царев в Малом театре
играют превосходно, каждый по-своему,
пред нами два разных редактора, и оба прав-
дивы. Это нахо сказать и 0б исполнении
роли Марка Пино, левого социалиста, ко-
торого играют В. В. Белокуров в МХАТ и
	Известная пьеса Николая Вирты «Заговор
обреченных». («В одной стране») злобо-
дневнз до чрезвычайности. Но злоба дня
столь значительна и глубока, что придает
значительность и пьесе.
	Б пьесе народ одной западной страны
разоблачает подлый заговор буржуазии,
запродавшей свое отечество американским
империалистам. Страна условна, народ ти-
ничен. Пьеса написана до судебного про-
mecca кардинала Миндсенти, до судебного
процесса над шпионом Райком и его сообщ-
никами. Жизнь © избытком подтвердила
основные драматургические ситуации в
пьесе. Пьеса сохраняет свою’ евоевремен-
ность и политическую остроту. Ибо основ-
ное в ней — сила свободного народа, епла
коммуниетов, опирающихся на народ, и
бессилие врагов народа, презренных, сгнив-
ших, насквозь продажных людишек.
	Нисатель показывает этих людишек в своей
пьесе. Но, конечно, ни он, ни постановщики
его пьесы на разных театрах не могли пред-
видеть всю ту бездну морально-политиче-
ского падения, которая раскрылась перед
миром в последних процессах. изменникав,
предателей и шпионов. Жизнь предостав-
ляет в распоряжение актеров все более яр-
кие краски. Как они были использованы в
постановке двух напих лучших, ведущих,
академических театров?
	Богда лвов говорят одно и то же, они го-
ворят не одно и то же, Когда два ведущих
напих театрз ставят в одно и то же время
одну и ту же пьесу, они дают не одно и то
же хуложественное зрелише. Сравнение
двух постановок дает основание говорить о
разносторонностя и богатстве театрального
творчества в нашей стране, об инливилуаль-
ноу облике каждого художеетвенного кол-
лектива. Речь идет не об упрощенной опен-
ке: «кто лучше?». & 0 том, как, какими
идейными и художественными средствами
театры решали поставленную перед вихи
важную задачу.

Центральным в пьесе является образ
	БАРАЧИ, 9 ноября. (ТАСС). 7 ноября в
Карачи состоялся многолюдный МИТИНГ, .П0-
священный 32-й годовщине Великой  Ок-
тябрьской социалистической революции. На
митинге, организованном «Пакистано-еовет-
ской культурной ассоциацией», участвова=
ли районный комитет компартии Карачи,
«Ассоциация прогрессивных писателей»,
«Крестьянский комитет Синла», «Лига де-
мократической молодежи Пакистана» и
«Ассоциация народных театров Пакистана».
В здании, где происходил митинг, была op-
ганизована фотовыставка, отображающая
жизнь в Советском ‘Союзе, На митинге
поэты читали свои произведения, посвящен-
‘ные достижениям Советекого Союза. Доклад о
Советском Союзе н в значенни Великой 0к-
тябрьской социалистической революции слез
лал заместитель редактора газеты «Имроз»:

Участники митинга от имени рабочих и
средних слоев населения города Карачи 0б-
ратились с привететвием к народу н’`руко=
водителям Советского Союза. А

На митинге также былз принята рёзолюз
ция, приветствующая от имени‘ пакнетан=
ского нарола Китайскую народную респуб=
лику и требующая от пакистанского правиз
тельства признания правительства Мао Пзез
дуна.

КАРАЧИ, 9 ноября. (ТАСС). Газета
«Лоон» опубликовала сообщение агентства
«Ассопгиэйтед преее оф Пакистан» из Лзх0-
ра о том, что председатель «Федерации
профсоюзов Пакистана» Мохаммед Ибрагим
на многолюдном митинге, организованном
Федерацией 6 ноября в ознаменование
32-й годовшины Великой Октябрьской с9-
циалистической революции, обратилея Е
присутствующим с призывом сплотить свои
ряды. В своей речи он призывал реех пакие
станских рабочих, крестьян, студентов, пи-
сателей и журналистов «ковать ‘единый
фронт против капитализма и феодализма».
	БРАЗИЛИЯ
	b. Я. Петкер в. МХАТ, С. Б. Межинский —
в Малом, У Межинекото образ отчаявшегося
предпринимателя, хватающегося за интер-
венцию, политически более выразителен.

Интересно и совсем по-разному задумана
роль кардинала Бирнча. В МХАТ, в исполне-
нии Н. В. Свободина,— это важный и над-
меяный князь перкви, Его лицо пухло и не-
подвижно. Трудно представить себе, что этот
церковный сановник деятельно участвует в
политических интригах. Он разоблачает себя
лишь постепенно. Нельзя отказать этому
образу в жизненности и правдивости. В игре
Н. И. Леонтьева. (Малый театр) Бирнч-—это
нрежде всего. иезуит; энергичный полити-
ческий делец, автор. книги, которая пропт-
‘Тана «философией» Сартра, организатор
диверсий и террористических актов. В этом
образе есть тоже жизненность и правди-
вость. Руководнтели церковной реакции бы-
вают разные, и маскируются они по-разно-
му. Можно сказать, что Бирнч Свобохина
маскируется более сложно, чем откровенный
Бирнч Леонтьева.

Правого сопиал-демократа, Иоакима Пино,
играют в `МХАТ. Н. Н. Соенин, в Малом
театре—Н, В. Комиссаров; оба играют вер-
но, в соответствии о‘замыслом автора. Одна-
RO B замысле есть некоторая неопределен-
ность. Хорошо показаны лживоеть, ханже-
ство, внутренняя гнилоеть социал-предателя
под личиной фальшивого «благородетва» и
«преданности идеалам». Ноаким Пино пре-
тенлует. на роль «третьей силы» между
Ганной `Лихта и Христиной Падера. Но он;
конечно, принадлежит всецело лагерю ре-
акции. Комиссаров и `Соенин передают это
верными в общем чертами. Но неизвестно
зачем, в полном разноречии ‘©. жизнью, в
Иоаким Пино пробуждается на минуту со-
весть, и он гневно обличает в предательстве
своих сообщников. Правда, это лишь иете-
рический припадок, он мгновенно проходит,
пред нами прежний лицемер, социял-пре-
датель, торгующий честью’ своего ‘ народа.
Олнако в американском хозяине Мак-Хилле
этот внезапный припадок пробуждает за-
вонное чувство недоверия к правым социал-
демократам, и Иоаким Пино становится свое-
го рода «жертвой» империализма; Его уби-
ватт как недостаточно надежного для бан-
ды человека.

Действительность‘ не дает оснований для
такого изображения правых социал-демокра-
тов. Немыслимо представить себе Шумахера
или Блюма в припадке совести или как
ненздежного для империалистов человека.
	Американского хозяина, Мак-Хилла, ру-
ководителя америкзно-европейской развед-
ки, Вирта наделил чертами памфлетной
плакатности. В Малом театре К. А. Зубов,
он же и постановщик, хорошо воплотил
замысел автора. Мак-Хилл вышел у него
властным, грубым самодуром, не прибегаю-
щим ни Е какой маскировке. Это политиче-
ски острый, но односторонний образ. У М. П.
Болдумана он сложнее. Звериный оскал
прикрыт сентиментальной улыбкой. Мате-
рый разведчик прикидывается «лириком».
В нем очень хорошо выражены черты само-
влюбленности и самодовольства, присушие
американским бизнесменам, хозяевам 3a-
падной Европы. Точно так же в МХАТ жур-
налистка Кира Рейчел (артистка Л. А. Ко-
шукова) тонко маскирует свою подлинную
шпионскую профессию. С. Н. Фадеева (Ma-
лый театр) создает очень яркий образ
продажной газетной твари.

Подведем итоги. МХАТ и Малый театр
создали интересные, солержательные спек-
такли. Художественными средствами они
показали, как американский империализм
насаждает шпионов и ‘предателей и как на-
род разрывает паутину вероломства и по-
литического бандитизма, громит подлую
реакцию. Они показали основные силы, ве-
дущие борьбу в странах народной демокра-
тии, ий непобадимость сил мира и идей социа-
лизма. : :
	‘`В постановках проявилаеь трорческая
индивилуальность каждого театра. Искусство
социалистического реализма ‘ многогран
но. Оно открывает широкие возможности
Aid хуложника-творца. Сопоетавляя ‘спек-
такли в МХАТ и Малом театре, мы наглядно
убеждаемся в том, что оба наших ведущих
театра проделали большую и серьезную ра-
боту. Они правдиво, жизненно, убедительно
показали, как побеждает народная демо-
кратия.

Д. ЗАСЛАВСКИЙ.
	БУЭНОС-АИРЕС, 9 ноября. (ТАСС). Ар»
гентинское радио передает сообщение 13
Рио-де-Жанейро о’ там, что коммунисты бра-
зильской столины организовали празднова-
ние 32-й годовщины Великой Октябрьской
социалистической революции. Утром 7 но-
ября во многих пунктах Рио-де-Жанейро
развевались красные флаги. Влабтями аре-
стовано большое число активиетов - комнар-
тии. Полиция и войска были приведены
«в боевую готовность». -
	Ганны Дихта, народной героини, коммунист-1 И. И. Верейский — в Малом театре.