rT ae é

Выдающийся
русский механик
	К 109-летию со дня рождения
В. М. Калашникова
	’ ТОРЬЕИИ, 11. (Корр. «Правды»). Завтра
исполняется 100 лет со дня рождения вы-
дающегося русекого механика В. И. Калаш-
никова. Около 40 лет он проработал на
Волге, в Нижнем Новгороде. С великой рус-
ской рекой связаны вее ето важнейшие
изобретения.

Накануне памятной даты в краеведческом
музее открылась большая выставка, рас-
сказывающая о жизни и деятельности этого
русского самородка. Выставлены чертежи,
модели его изобретений, фотографии.

Строитель многих пароходов, В. И. Ка-
лашников достиг выдающихся успехов в
доле конструирования паровых двигателей
для волжеких пароходов. По тому времени
это были самые экономичные, совершенные
двигатели,

За свою жизнь В. И. Калашников по-
строил более 50 пароходов, 155 паровых ма-
шин оригинальной конструкции. Огромный
интерес представляет его книга «Записки
конструктора и атлас пароходных машин
Волжского бассейна».

В Инетитуте инженеров водного транепор-
та, в речном училище, на Сормовском за-
Bode, rie долго работал В. И. Калашников,
читаются лекции, устраиваются беседы о
его жизни и творчестве.
	== —-

СТРОИТЕЛЬСТВО
ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ В МИНСКЕ
	МИНСК, 11. (По телефону). На главной
улице Минска — Советской — началось
строительетво огромного Дворца культуры
профсоюзов. Зрительный зал красивого
многоэтажного здания рассчитан на тысячу
< лишним мест. Вроме того. в новом дворце
будут оборудованы спортивный зал, много-
численные кабинеты рационализаторов, изо-
бретателей, профсоюзного актива и кружков
художественной самодеятельности, читальня
и библиотека. ©

Общий об’ем здания дворца — 40 тысяч
кубических метров.
		Прием у председателя Советской контрольной комиссии
в Германии генерала армии В. И. Чуйкова
	глубокую  блатодарность правительства
Германской демократической республики и
немецкого народа Советскому Союзу за по-
мощь, оказываемую им в создании демокра-
тической, независимой, миролюбивой Tep-
мании.   ,

Прием закончился беседой между рухово-
дителями Советской контрольной комиссии
и немецкими государственными деятелями,
которая протекала в дружественной и сер-
дечной обстановке.
	Отто Нушке и министры Германской демо-
кратической республики,

Премьер-министр Отто Гротеволь предета-
вил председателю СЕЕ в Германии замести-
телей премьер-министра и министров Гер-
манской демократической республики, пос-
ле чего В. И. Чуйков сделал заявление в
связи с образованием Советской контроль-
ной комиссии в Германии.

Премьер-министр Отто Гротеволь вы-
ступил с ответной речью, в которой выразил
	БЕРЛИН, 11 ноября. (ТАСС). Сегодня в
Берлине у председателя Советской кон-
трольной комиссии в Германии генерала ар-
мии В. И. Чуйкова состоялся прием членов
временного правительства Германской демо-
кратической республики.

В 12 часов в Карлехорет, в резиденцию
председателя Советской контрольной комис-
сии, прибыли: премьер-миниетр Отто Гро-
теволь, заместители премьер-министра Валь-
тер Ульбрихт, профессор Герман Кастнер,
	боролев
	В июне текущего года пензенская 0б-
Ластная газета напечатала репензию лау-
реата Сталинской премии писателя Тихона
Семушкина о четвертой книге местного
литературно-хуложественного альманаха
«Земля родная». В рецензии была помяну-
Та добрым словом повесть молодого литерз-
тора-пензенца Ф. Дворянова «Накануне».
	Автор рецензии с особенной  тепло-
той отметил патриотический смысл этого
произведения и наиболее характерные
черты, присущие его героям: «Высокое ду-
шевное благородство, нравственную чисто-
ту, сознание общественных интересов. как
своях личных, — качества, воспитанные
партией большевиков». 0б’ективно указав
На некоторые недостатки повести. обуслов-
ленные молодостью и неопытностью автора,
Т. Семушьин дал ей в пелом весьма поло-
жительную оценку, и читатели газеты мог-
ли порзховаться успеху своего земляка.
	Прошло два месяца. 14 августа. развер-
нув свежий номер газеты, читатели в ASYM-
лении развели руками: в передовой статье,
пхвященной работе местного издательства,
®ни прочли. что пензенекий альманах пе-
чатает произведения, «несовершенные по
Форме и мелкие по содержанию». В тако-
вым была причислена и повесть Дворянова
«Накануне». Дескать, и написана она «на-
спех, схематично, псевдонародным языком»,
и страхает «натуралистическими подробно-
стями», и «ущербные герои этой повести
не пробуждают у читателя глубоких чуветв,
не волнуют и не зовут его к борьбе».

Столь явное противоречие между поло-
жительной рецензией и ругательной пере-
довой повергло читателей в тягостное раз-
думье:

— Rhorta же уважаемая газета выска-
	зала свою истинную точку зрения; в июне
или в августе?
	Но еше через месяп все сомнения отпа-
ли. 11 сентября в пространной статье за
подписью некоего Саморукова газетз окон-
чательно и безапелляционно об явила, что
повесть Дворянова — «скороспелае, идейно
и художественно неполноценное произведе-
ние», которое «не найдет себе друзей cpe-
ди читателей... Нежизненные, неправдоно-
добные конфликты, нелогическае развитие
сюжета вызывают у читателя только доса-
AY, а псевлонаролный язык-— возмущение».
За многословным «обвинительным актом»
следовал короткий и беспощадный приговор:
«литературный брак!»

Что же все-таки произошло? Почему
критический корабль газеты. дал крутой
поворот на шестнадцать румбов и почему
раскритикована работа молодого пиесате-
	ля, получившая поначалу в той же газете
положительную оценку?
	Олесь вот и ‘начинается сказка-быль...
	чъил в Пензе гражланив К. В. Королев.
Был он руководителем областного отдела по
делам искусств. Благоленетвовал и, в03-
можно, продолжал бы благоленетвовать ва
этом посту до сих пор, если бы в июне
прошлого тода в «Правде» не появился
	фельетон под заглавием «Взяточники-близ-
непы». После этого всем стало. известно,
что высокопоставленный шеф искусств в
Пензе — стыдлливый  взяточник: ПриЕПЫ-
ваясь «литературным псевдонимом» В. Вэ-
сина, он взимал с подведомственных” ему
театров солидную мзду в виде гонорара за
неведомые труды на оперно-эстрадно-дра-
матургическом поприще.

Уличенный в этих веблаговидных делах,
Королев был снят с работы и получил вы-
говор. Но, кроме выговора, он еще получил...
ответственный пост заведующего отхелом
ЕуЛЬТУры и быта в редакции пензенской
газеты. С этого дня театральные репен-
зви в газете приняли какой-то удиви-
тельно мрачный оттенок. Автор рецензий
В. Васильев настойчиво и с глубоким при-
скорбием отмечал, что искусство в Пензе

и, в частноети, оперный театр низко пали
H палают все ниже и ниже. Веем тоном
	и Оругие
	своих меланхолических пиезний рецензент
прозрачно намекал читателю: «Вот, гляди-
те, что происходит с нашим бедным искус
ством после того, как им перестал руково-
дить В. Королев!»

Репензент КБ. Васильев не случайно
оплакивал отетавку Kk. Королева от близ-
кого его серллу н карману искусства: ‘ибо
Королев и Васильев — существо единое,
неделимое, в «Васильев» — второй по ече-
ту «литературный псевдоним» того же Ко-
ролева.
	На одном из совешаний в отделе прона-
ганды и агитации Пензенского обкома пар-
тии секрет скорбящего рецензента был
раскрыт. Это сделал уже знакомый нам
молодой писатель Ф. Дворянов. ©
	Но вместо заслуженного наказания
В. Королев получил повышение: он стал
ответственным секретарем редакции 06-
ласгной газеты. А на освоболившемея по-
сту заведующего отделом культуры и быта
утвердился некто В. Саловекий. имеющий
многолетний стаж «начинающего писате-
ля» и известный пензенпам в качестве
непревзойденного рекордсмена по получе-
нию многотысячных авансов в счет «бу-
дущих произведений». Садовского и Ropo-
лева  об’единила общность страданий:
Ф. Дворянов как главный редактор пен-
зенского издательства наглухо захлопнул
перед Садовским окошечко каесы и вдо-
бавок дерзнул потребовать с него — через
суд — возврата авансов.
	Ь небольшой, но теплой компании при-
соединился бывший редактор пензенской
тазеты А. Миронов, вынужденный поки-
нуть сей пост по той простой причине,
что пользы от его деятельности не было
решительно никакой. Оетавшись не у дел,
он пытался пристроиться редактором в из-
дательстве, но эту попытку в корне пресек
тот же Ф. Дворянов.
	Три сотовариша по несчастью быстро
нашли общий язык.
	Так появилась 14 августа в пензенской
газете ругательская передовая статья,
столь изумившая читателей. Она ‘была на-
писана Воролевым по «рекомендании» Миро-
нова. Но и этого им показалось мало. Королев
и Садовский нашли еще одного единомыш-
ленника — в лице сотрудника многотираз-
ки А. Саморукова. Ему была «оказана
честь»: предложено авторетво в областной
газете. Так появилась вторая статья. имев-
шая пелью окончательно изничтожить
повесть молодого писателя.
	Однако этим не кончились неприятные
неожиданности, которые время от времени
преподноейт своей широкой аудитории пен-
зенская газета. Ее передовая статья в но-
мере. посвященном 135-летию со дня рож-
дения великого поэта Лермонтова. оказа-
лась поистине единственной в своем роде.
Она начинается двумя питатами. Кому же
предоставлено первое слово для высказы-
ваний о Лермонтове п русской литературе?
Белинекому? Чернышевскому? Нет, пускай
	они обождут. Первое елово в этой передовой
статье галантно прелоставляетея Просперу
Мериме и... одному из персонажей романа
Арнольда Цвейга. Вот, мол. самые автори-
тетные ценители творчества Лермонтова п
знатоки русской литёратуры!

А дальше следует новое «откровение»:
оказывается, что «элементы демократиче-
ского и сопиалистического мышления» в
умах и произведениях выдающихся деятелей
русской культуры прошлого отразились...
тольБо «в неразвитом... в зачаточном виде».

Кому же принадлежит авторство сих
вольных «шалостей пера»? Читатель, Bepo-
ятно, уже догадалея. Да, это все тот же
В. Королев, который разлегся, как у себя
дома, на странипах областной газеты.
	Вряд ли нужно говорить о том. что вся
эта история беспримерна в практике нашей
печати. Другая напрашивается мыель: чи-
тают ля свою газету ответственные работ-
ники Пензенекого обкома партии?
	Борис ЛАВРЕНЕВ.
		ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ В ГЕРМАНИИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ В. И. ЧУЙКОВА
В СВЯЗИ С ОБРАЗОВАНИЕМ СОВЕТСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ В ГЕРМАНИИ
	говли они будут сводиться к тому, чтобы
обеенечить выполнение ЕН
обязательств Германии.
	На представителя Советской контроль-
ной комиесии в Берлине, равно ram на ee
представителей в других крупных тородах
И в землях, возлагаются те же контрольные
задачи. Tanne образом, функции уНравле-
ния и в Берлине переходят в руки: немец-
вих демократических органов. В связи ©. из-
вестными междунаролными соглашениями
представитель Советской контрольной” ко-
миссии в Берлине будет осуществлять по
‘поручению комиссии необходимые еноше-
НИЯ с соответствующими предетавителями
западных оккупационных властей.
	Само собой разумеется, что Советское
правительство будет и впредь всемерно со-
действовать восстановлению единства _Гер-
мании на мирных и демократических ©сно-
Вах, а также заключению мирного договора
с Германией. - . 3.
	~

B заключение разрешите MAC выразить
уверенность в том, что вззимоотношения
между советскими контрольными органами
и учреждениями Германской демократиче-
ской республики будут проникнуты духом
взаимного доверия, что поведет в дальней-
шему развитию и укреплению дружествен-
ных отношений и сотрудничеству ` между
	Нангими народами».
	может свободно осуществлять свою деятель-
ность в. соответствии с конституцией Гер-
манской демократической. республики, по-
скольку эта деятельность не противоречит
Потсдамскии решениям и обязательствам,
вытекающим из совместных решений четы-
рех держав. .

Временное правительство декларировало,
что оно будет стоять на позициях решений
Потсдамской конференции и будет выпол-
	 НЯТЬ обязательства. вытекающие из сов-
	местных решений четырех лержав. Это за-
явление принято к сведению Советским
правительством. Естественно, что за Co-
ветской контрольной комиссией сохраняют-
ся фунеции наблюдения за тем, чтобы не
было предпринято никаких мер, противоре-
чащих решениям четырех держав. в отноше-
нии демилитаризации ‘и демократизации
Германии и в отношении ее репарационных
обязательств, а также права получения от
германских органов необходимой информа-
ЦИИ.

- Советское правительство исходит из то-
го, что внешние сношения Германской  де-
мократической республики и ее внешняя
торговля будут находиться в компетенции
немецких властей.

Функции Советекой контрольной комис-
сии в этом отношении, как и в других об-
ластях, будут сводиться в необходимому
	наблюдению, причем в области внешней тор-
	БЕРЛИН, 11. ноября. (ТАСС). Сегодня
председатель Советской контрольной комис-
сии в Германии генерал армии В. И. Чуя-
ROB B связи с образованием Советской конт-
рольной комиссии в Германии сделал сле-

‘дующее заявление:

«10 октября по поручению Советекого
правительства я поставил в известность
президиум Временной народной палаты и
премьер-министра г-на Отто  Гротево-
ля о решении Советского - правительства
передать  Временному правительству Гер-
манской демократической республики фун-
ции управления, принадлежавшие ранее
Советской военной администрации, а тзк-
же о том, что вместо  Советекой военной
администрации в Германии будет создана

Совет ская контрольная комиесия.

В соответствии с этим решением Совет-
ского правительства в настоящее время об-
разована Советская контрольная комисеня
в Германии. Советская военная администра-
ЦИЯ и ее управления в центре и на местах
упраздняются, а их функции переходят к
соответствующим министерствам и другим
пемецким органам власти.

Советская контрольная комиссия имеет

своей задачей ‘контроль за выполнением

Потсдамеких и других совместных решений
четырех держав в отношении Германии. Это
означает, что Временное правительство
Германской демократической республики
	РЕЧЬ ОТТО ГРОТЕВОЛЯ НА ПРИЕМЕ У ПРЕ
	БЕРЛИН, 11 ноября. (ТАСС). Сегодня на
приеме у председателя Советской контроль-
ной комиссия в Германии генерала‘ армия
В. И. Чуйкова ‘премьер-министр Германской
демократической республики 0тто  Гроте-
воль выступил со следующей речью:

Господин генерал армии, господа!

Уверенность в TOM, что правительство
Советского Союза предоставит Германской
демократической республике возможность
самостоятельных действий, мы получили
еше 10 октября 1949 ‘года из сделанного
Вами тогда заявления. 0б’ем свободы дей-
ствий, предоставленный нам правитель-
ством Советского Союза Вашим сегодняш-
Ним заявлением, преисполняет нас чув-
ством удовлетворения и фадости,

_ 10 октября я имел возможность изложить
Вам принципы, на которых должна была
	ДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ В ГЕРМАНИИ
	ной степени зависеть от деятельности“ на-
шего правительетва. Если мы оправлаем
оказанное нам доверие, 10, я в этом убе-
жден, контроль будет. осуществлятьея в
дружеском духе и приобретет гибкие формы.
Слово Советекого Союза усльшнано нашей
страной. Она знает, что ее под’ем зависит
от нее самой, от целеустремленного троя-
тельства ниролюбивой демократической Гер-
мании. :
Господин генерал армии, разрепитте мне
от имени моего правительства выразить
нашу глубочайшую благодарноеть и вместе
с тем заверить, что своей работой мы оправ-
лаем ховерие и помощь правительства: (о-
ветского Союза и что наши старания будут
постоянно направлены в тому, чтобы” ©0-
	трудничество. с Бами протекало в хухе cep-
дечной дружбы.
	строиться работа формировавшегося тогда
правительства Германской демократической
‘республики, Эти принципы теперь уже ста-
‚ли основой совместной деятельности прави-
тельства, которое я только что имел честь
	  Вам предетавить. Для нае само собой разу-
	  меется, что мы. доджны соблюдать положе-
‚ния Потедамского соглашения и другие со-
 вместные решения четырех держав и при-
‚ложить все силы для выполнения наших
репарационных обязательств, чтобы загла-
дить тяжкую вину, лежашую на немепком
народе.

Ваше сегодняшнее заявление не остав-
ляет сомнения в том, что правительство
Советского Союза при осуществлении. функ-
ций контроля намерено руководствоваться
духом великолушия. Какие формы примет в
	оудущем этот контроль, булет в значитель-
	ПОВОСЕЛЬЕ КОЛХОЗНИКОВ
	БРЯНСВ, 11. (Норр. «Правды»). Навтин-
ский район фашистекями оккупантами был
	обращен в пустырь. В десятках сел и дере-
	вень нельзя было. найти ни одного уцелёв-
шего дома. В настоящее время‘ колхозные
деревни этого района возрождены. Тысячи
светаых бревенчатых домов построены в
нынешнем году. В праздничные дни справ-
ляли новоселье+около ста колхозных семей..

В этом году в бывших партизанских
районах области построено более 11 тысяч.
ДОМОВ КОлЛхоЗнНиИков OC
	РАДИО В ТАЕЖНЫХ СЕЛАХ
	ИРЬУТСК, 11. (Норр. «Пвавсы»). Недавно
артель «Путь Ленина». Катангекого района,
уталенного от железной лорогя на 1600
	ьилометров, запончила радиофикацию домов
колхозников. Теперь жители этого таежного
	села регулярно слушают радиопередачи. +
Всего за последние два гола в тасжных  “
	волхозах, МТС ‘и поселках лесорубов Ир-
RYTCROM области смонтированы десятки ра-
диоустановок. Радиофипирвано более вось-
	ми тыеяч домов.
	ВОДОЕМЫ В СТЕГИ
	ЧЫАЛОВ, 11. (Корр. «Правды»), На де-
CATRH, а местами ‘на’ сотни километров
простираются безволные степи в восточвых
районах Чкаловской области. Многие кол-
хозы области завершили здесь строительство
прудов и водоемов. `Еолхозники артели
«Илек-Хабда», Буранного района, поетрои-
ли крупнейшую в области плотннх. 0бра-
	“AETBEPTOE пленарное заседание Временной © палаты земель Г срманской

демократической республики
	цам, ‘что’ внешняя политика COCP xaparre-
ризуется волей к миру и что эта политика
направлена на защиту национального. до-
стоинства и-права всех народов на самоот-
ределение.
	Бак заявил Генералиссимус Сталин в
своей телеграмме президенту и премъер-
министру Германской демократической тес-
публики, мир в Европе можно считать обес-
печенным, если народы Советского Союза
и немецкий народ будут едины.
	По случаю праздника 32-й тодовщины
Великой Октябрьской социалистической
революции мы не только шлем приветствия
народам Советского Союза, но одновременно
хотим выразить нашу готовность к честно-
му и мирному сотрудничеству.
	Да здравствует дружба между народами
Советского: Союза и неменким народом!»

в ноябре 1920 года Горской, Автономной
Советской Республики. 0 краевом совеща-
нии коммунистических организаций Дона
и Кавказа, проведенном 27—29 октября
1920 года во Владикавказе под руководством
товарища Сталина, И. Разгон дал краткую
и путаную информацию (стр. 327). Он
умолчал также о том, что на этом совеща-
нии товарищ Сталин выступил е докладом
«0 политическом положении Республики».

Приезд товариша Сталина имел огроиное
историческое значение для трулящихся Кав-
каза. Товариш Сталин заложил оеновы со-
ветской государственности народов Кавказа,
помог народам Кавказа в разоблаченйи и
срыве новых авантюр Антанты на Каввазе,
в разгроме и уничтожении контрреволю-
ционных националистических бал. Народы
Вавказа получили свободу и счастье из’ рук
большевистской партии, ее вождей Ленина
и Сталина.

Бав мог советский исследователь обойти
молчанием такие важные исторические ео-
бытия? Е

В книге много других ошибок и извраще-
ний. И. Разгон етоит на немаркеистских,
антинаучных позициях, он прелетавляет в
ложном свете историю Октябръекой сопиа-
`листичеекой революции и гражданской вой-
ны на Северном Кавказе.

От своих порочных взглядов И. Разгон
не отказалея и в последних работах.
В Рольшой советской энпиклопедии (row
«CCCP») он совершенно замалчивает во-
просы истории борьбы народов Кавказа,
Средней Азии и других бывших окраин
царской России за установление и УПрюче-
ние советской власти. мрт

Широко рекламируя себя в качестве
единственного «знатока» истории народов
Северного Кавказа, всячески оттирая моло-
дые кадры подлинных партийных иетори-
ков, окружив себя группкой своих привер-
женцев, таких же лжеученых, как и он
cam, И. Разгон тем самым препатетвовал
созданию действительно научных работ по
истории народов Северного Карказа.
	Необходимо очистить историческую . на-
уку от антимарксистекого хлама, вролё кни-
жонок И. Разгона. Перед партийными орга-
низациями стоит важная залача — обаене-
	чить глубокую разработку истории каждого
народа нашей многонациональной страны.
	А. ГАЗЗАЕВ.
Председатель Совета Министров
Северо-Осетинской АССР, =
	правительству Союза Советских Социали-
стических Республик, а также всем еовёт-
ским гражданам сердечные пожелания.

32 года тому назад победой русского на-
рода над ‘его угнетателями началась новая
эпоха человечества. 32 года на одной ше-
стой части земного шара проводятся после-
довательная мирная политика. Эта полити-
ка облегчила народам Советского Союза’ не-
виданный под’ем, а другим народам земного
шара дала силы успешно веети борьбу про-
тив империализма и военных приготовле-
НИЙ.

С созданием Германской демократической
республики еще более окреп фронт мира.
Телеграмма великого государственного
деятеля Генералиссимуса Сталина ‘и назначе-
ние посла Г. М. Пушкина главой диплома-
тической миссии. СССР `в столицу Герма-
нии —= Берлин вновь показали всем нем-

BN. Te Felt ea ely Se

БЕРЛИН, 11 ноября. (ТАСС).. Вчера в
Берлине состоялось четвертое пленарное за-
седание. Временной палаты земель Герман:
	скои демократической республики, на кото-
	ром единогласно всеми Ффракниями . было
выражено. сотлаеие-е принятыми Временной
народной палатой законами.

В начале заседания Временной палаты
земель депутаты с воодушевлением. привет-
ствовали совместное заявление всех фрак-
ций палаты в связи с 32-й годовщиной Ве-
ликой Октябрьской социалистической рево-
TIO.

«Члены временной палаты земель Гер-
	эовалея водоем площалью в 245 тектаров.   манекой демократической республики. —
ryt . 7
	суть 24 Т 2-5.

Такая же плотина построена в колхозе
имени Чапаева, Илекского райопа. На но-
вом водоеме сооружена гидроэлектростан-
ция. Создан орошаемый участок плошалью
	в 130 гектаров. -
	говорится в этом заявлении, —привететвуют
	 вароды Советского Союза по случаю их
	великого . национального праздника —
32-й годовщины Великой Октябрьской со-
	чиалистической ° революции. и посылают

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Грубое изврашение исторических фактов
	Большевистская партия уделяет огром-
ное внимание развитию ‘исторической науки
в нашей стране. В пентре и на местах. в
республиках. краях и областях, органлзо-
ваны научно-исследовательские институты.
занимающиеся изучением истории народов
СССР. Ведется серьезная работа по подго-
товке кадров историков. вооруженных мар-
ЕСИСТСКО-Ленинской теорией.
	Советские ученые созлали немало ценных
трудов по истории наролов СССР. Но в исто-
рической литературе иногда еще появляют-
ся вредные, написанные с чуждых мар-
ксизму-ленинизму позиций книги и статьи.
Таковы «работы» проф. И. Разгона по
истории народов Северного Кавказа. К co-
жалепию, немаркеистские взгляды И. Раз-

гона до сих пор еще не разоблачены в на-
шей печати.
	Несколько лет назад появились книги
Й. Разгона «Орлженикилзе и Киров и барь-
ба за власть Советов на Северном Кавказе
(1917—1920 гг.)» и «Борьба партизан про-
тив белогвардейцев на Северном Кавказе
в 1919—1920 г.г.». По этим же вопросам
И. Разгон опубликовал ряд статей: в Валь-
шой советской энциклопедии (том «СССР»,
1947 г.), в четвертом томе «Ученых
записок» Кабарлинского научно-иселелова-
тельекого института (1948 г.) и в некоторых

других изданиях. Все эти последние рабо-
ты слеланы И. Разгоном в основном по ма-
теряалам книги «Орджоникидзе и Киров и
борьба за влаеть Советов на Северном Кав-
казе (1917—1920 гг.)» и ничего нового по
сравнению с ней не дают. Что же предетав-
ляет собой этот «ученый труд», имеющий
хождение до сего времени?

Важнейшие события из истории борьбы
советского народа И. Разгон освещает с.
об’ективистеких позиций. Он затушевывает
социалистический характер Октябрьской
революции, замалчивает руководяшую роль
большевистской партии в борьбе за уета-
	Новление и упрочение советской власти в
CCCP.
	Организатором борьбы за победу и уста-
Новление советской власти как в пентре,
	так и на окраинах России, являлся аван-
гард рабочего класса — коммуниетическая
партия большевиков и’ее великие вожди
Левин и Сталин, Большевики сплотиля во-
круг русекого пролетариата трудящихся
всех национальноетей и повели их на боръ-
бу против капиталистического строя. Рево-
люнионное движение пролетариата за cBep-
жение власти буржуазии, за установление
диктатуры пролетариата слилось е нацио-
нальным освободительным движением угне-
тенных народов за национальное равнопра-
вие, за свою свободу и независимость, Рево-
люционную борьбу на Кавказе вели видней-
шие большевистские деятели: тт. Киров,
Орджоникидзе и другие соратники Ленина
и Сталина. Большевики Владикавказа
во главе с товаришем Вировым. который
вел здесь революпионную деятельность с
1909 года, е первых же дней Февральской
революции развернули большую работу ере-
ди трулящихся масс Северного Кавказа, пол-
готавливали массы к свержению контррево-
люционного Временного правительства, в
установлению власти Советов. создавали и
укрепляли партийные организации.
	Таковы историчеекие факты. Но И. Раз-
гов не раскрыл всей громадной работы,
преведенной на Северном Кавказе больше-
BucTCKOH партией. Более тогс. оп исказил
	многие исторические события, фальсифи-
цпировал важнейшие факты. В книге борь-
ба ленинско-сталинской партии за проле-
тарскую ‘революцию в центре России ото-
рвана от борьбы на национальных окраи-

нах. В изврашенном виде представлена
	деятельность тт. Орджоникидзе и Кирова.
	Известно, что в исключительно слож-
ных условиях Северного Кавказа боль-
шевики с большим мастерством сочетали
	все формы политической и организационной
работы для завоевания масс на свою стэро-
ну, начиная от открытой борьбы против
контрреволюпии, кончая заключением вре-
менных 010308, блоков с мелкобуржуазны-
	ми партиями. При этом большевики всегха
	исходили из конкретной исторической `0б-
становки, из интересов пролетарской рево-
	люции, из целесообразности заключеняая
временных соглашений. Именно из таких
соображений был заключен временный блок.
се меньшевиками, создан об’елиненный со-

циал-демократический комитет в марте
1917 гота.
	Чожно истолковывая вопрос об этом бло-
ке, И. Разгон клеветнически отрипает факт
самостоятельного существования больше-
BHCTcKo# организации на Кавказе 40
1918 года. Он. уверяет, что «большевики
осуществили формальный разрыв е мень-
шевиками» лишь в осени 1917г. и что
фактически раекол «произошел в коние
октября 1918 г.» (етр. 64). На самом деле
речь шла о временном блоке с меньшеви-
ками, который большевики умело исполь-
зовали для разоблачения предательской
сущности соглашательских партий, для
завоевания масс на свою сторону. Утвер-
ждая, что у большевиков Терека даже пос-
ле Февральской революции не’ было
самостоятельной партийной  организапии,
И. Разгон фальсифицирует историю нашей
партии. : т
	. Разгон умолчал ‘о полпольной работе:
большевиков в тылу войск белогвардейцев
и иностранных интервентов.‘ Массовое! по-
ветанческое движение, развернувшееся в
горах и лесах Осетии. Кабарлы и в других
местах против Деникина, он свел к отлель-
ным, изолированным, стихийным действиям
мелких партизанских групп. =
	И. Разгон в своих работах фальшиво изо-
бражает взаимоотношения осетин, грузин,
дагестанцев и ‘других народов Северного
Кавказа с русским народом. Оеётины и гру-
зины им характеризуются как якобы
«контрреволюционные» народы. Вбпреки
исторической истине И. Разгон разглаголь-
ствует 0 «революционности» чечениев и
ингушей. Между тем известно, что в 1917
и в начале 1918 г. чеченцы и ингуши по
	заданию германо-турецких эмиссаров раз-
	грабили многие села. вырезали тысячи мир-
ных жителей. Позже они вели переговоры
	с командованием английских оккупационных
войск в Закавказье о совместных антисо-
ветских действиях.
	Осетины, грузины и датгестанцы были
‘верными борцами за советскую власть, про-
тив интервентов и белогвардейцев.
	Постановление ИВ ВЕП(б) об опере «Ве-
ликая дружба» Мурздели положило коней
извращениям в трактовке истории народов
Северного Кавказа. В этом постановлении
показано подлинное липо чеченнев и ингу-
шей. Тов. А. А Жданов на совещании дея-
телей советской музыки в ЦЕ ВЁП(6б), го-
воря о взаимоотношениях осетин. лезгин и
грузин © русским . народом. указывал:

«Историческая фальшь заключается здесь
в том, что эти народы не были во вражде с
русским народом. Наоборот, в тот историче-
ский период, которому посвящена опера,
русский народ и Ёрасная Армия именно в
дружбе с осетинами, лезгинами и грузинами
громили контрреволюцию. заклалывали 0с-
новы советской ‘власти на Северном Кав-
казе, устанавливали мир’и дружбу народов.

Помехой же дружбе народов на Северном
Кавказе являлись в то время ‘чеченцы и
ингуши».

Не раскрыл И. Разгон и предательскую
сущность напионалистической буржуазии,
ее сговор с иностранными интервентами для
совместной борьбы против советской вла-
сти. Hak ни странпо, в книге не показана
преступная деятельноеть английских им-
периалистов — главных организаторов
контрреволюции на Кавказе, которые. опи-
раясь ‘на деникикские банды и горско-ка-
зачью контрреволюцию. пытались превра-
тить Вавказ в евою колояию.
	В книге И. Разгона совершенно обойлено
молчанием огромное значение помощи, ко-
торую оказали трудящимся Осетии и другим
народам Кавказа Центральный Комитет
РАП(б), великие вожди социалистической
революции Ленин и Сталин в период граж-
данской войны. Между тем в самые труд-
ные дни борьбы претив Деникина Ленин и
Сталин оказывали огромную помощь Терекой
области. направляя туда опытные больше-
вистские кадры, пропаганлистскую и агита-
пионную литературу. Через Кирова, рабо-
тавшего в Астрахани, на Северный Кавказ
направлялось снаряжение, боеприпасы,  0б-
мундирование. Несмотря на тяжелое фиван-
	COBGE положение в стране, выззанное гаж-
	данской войной, Совнарком оказывал боль-
шую материальную поддержку народам
Кавказа.
	И. Разгон принижает роль: большевиет-
ской организации Северного Кавказа, ума-
	ляет роль Ленина и Сталина в борьбе за
установление и упрочение советской власти
Ha Вавказе.

Характерны такие примеры. Грозненская
конференция тереких большевиков, прохо-
дившая 0ез участия мелкобуржуазных пар-
тий в мае 1918 т. побле установления co-
ветекой власти на Тереке. имела значение
	‚ с’езда. Грозненекая конференция сыграла
	огромную роль в укреплении советекой
власти, в мобилизации всех сил на борьбу
© контрреволюпией. Одновременно больше-
вики провели в городе Грозном третий на-
родный с’езд Терской области, нз котором
< основным докладом выступил первый
прелеедатель терского Совнаркома Ной Bya-
чидзе. Товариш Сталин, характеризуя зна-
чение с’езда, писал: ‹<...Третий областной
©’езд делает шаг вперед, переходя от слов
Б делу, и призывает граждан к оружию для
защиты Терека, и не только Терека, от по-
кушений со стороны непрошенных гостей»
(И. В. Сталин, Соч., т. 4, етр. 112).

Эти исторические события не получили
достаточно полного освещения в книге,
фактически И. Разгон принизил их значе-
ние.

Олним из крупных мероприятий больше-
виетокой партии в леле восстановления и
упрочения советской власти на Северном
Вавказе было создание в апреле ‘1920 г.
Бавбюро ЦЕ РКП(б) во главе с Г. Е. Ордлго-
никидзе и С. М. Кировым. Звачение работы
Взвбюро И. Разгон не показывает. Не осве-
тил он как следует и неутомимой револю-
пионной деятельности нламенного трибуна
революции С. М. Кирова в борьбе за Вели-
кую Октябрьскую сопиалистическую рево-
люцию на Северном Кавказе, предетавил
С. M. Кирова не вожаком масс, & «одиноч-
БОЙ».
	В книге «Орджоникилзе и Кирэв и борьба
за власть Советов на Северном Кавказе»
ве показана борьба партий большевиков,
товарища Сталина за осуществление ленин-
ско-сталинекой национальной Политики Ha
Северном Кавказе.
	Помошь ЦК РЕП(б) и лично товарища
Сталина большевикам Северного Кавказа
обеспечила проведение правильной нацио-
нальной политики партии и советской вла-
	сти. И. Разгон проходит мимо этих истори-
	ческих фактов. Он ограничивается букваль-
но ‘несколькими цитатами и общими фраза-
ми по новоду с’езда народов Терекой обла-
сти и провозглашения товаришем Сталиным