ПРАВДА

Обвинительный акт Главной прокуратуры Народной республики Болгарии

in OB
	(Продолжение. Начало в «Правде»
от Т декабря)
	Тито одобрил намеченные совместно с его
ближайшими сотрудниками  Карделем н
Джиласом мероприятия, направленные Е с0-
зданию «сильного государства, которое бу-
дет диктовать свою волю на Балканах й
явится серьезным фактором в международ-
ной политике».

Костов о дальнейпих переговорах е Тито
показывает:

«..Тито рекомендовал усилить привле-
чение наптих сторонников в Болгарии из
числа руководящих лип в партии и rocy-
даретвенном аппарате. которые бы прово-
дили нужную политику.

Когда я спросил Тито о внешнеполитиче-
ской ориентировке Югославии, он выразил
свое пренебрежение в англичанам, которые,
по! его словам, уже спели свою песенку,
сыграли свою роль и сейчас должны будут
освободить дорогу преуспевающему ‘амери-
канскому капитализму. Тито дал мне по-
HATH, что ориентация тюгослазекой внеги-
ней политики принимает вее более проаме-
риканское направление, в отличие от преж-
него проанглийского. Он советовал и нам,
болгарам, установить полезные связи с аме-
риканцами. Я просил Тито, если возможно,
оказать мне содействие в этом направления,
что он обещал сделать...»

Костов спросил Тито, почему он не на-
правит своим посланником в Болгарию 6o-
лее деятельного человека на место больного
и ничего не делающего Новачевича.

Тито ответил:

«...Ютославское правительство решило
и, при первой возможности, направят в Бол-
гарию одного из наиболее активных его
людей в Министерстве иностранных дел —
Цицмила, который работает в Венгрии и
успешно проявил себя, но теперь ему уже
пора выбираться оттуда».

Тито рекомендовал мне Цицмила как че-
ловека, с которым я сумею без труда найти
общий язык. .

В дальнейшем разговоре я заверил Тита,
что, когда он приедет в Болгарию по слу-
чаю предетоящего подписания союзного до-
говора или по другому какому-либо пово-
ду, мы устроим ему такую встречу, какой
он нигде до этого не видел. Эта встреча,
сказал я Тито, чтобы польетить ему, ибо
знал, как он падоБ на пышные перемония
и шумные излияния чувств, убедит вас в
том, какой популярностью пользуетесь вы
среди болгар. Я подчеркнул, что в этом CKa-
ется и результат проделанной нами pa-
боты...»

Костов, как было обещано им в Bearpaze,
лично принял меры, чтобы возможно более
торжественно и помпезно ветретить Тито,
прибывшего во второй половине ноября
1947 года для заключения договора между
Югославией и Болгарией.

Костов 0’ приезде Тито показывает:

«..На протяжении всего пути от София
ло Варны, через Северную Болгарию, и от
Варны до Софии, через Южную Болгарию,
в лица Тито se схолила самоловольная
	улыока.

Он считал, что теплые чувства собрав-
шегося встретить его болгарского населения
относятся лично к нему, а ве к югослав-
скому народу, и чувствовал себя уже хо-
зяином положения и в Болгарии...»

Во лворце в Евксинограде, в отведенном
Тито помещении, имел место второй разговор
между ним и Ностовым.

«...Моя беседа с Тито на этот раз носила
еще более откровенный характер.

Тито сказал, что он уже решил в бли-
жойшем будущем повернуть курс своей по-
литики в отношении СССР, а равно и внести
ясность в отношения Югославии со страна-
MH народной демократии.

По уверению Тито, внутри Югославии он
‘располагал уже достаточными силами и хо-
рошей ‘организацией, чтобы выполнить свой
план с успехом. А Болгария отетает, что яв-
ляется серьезной помехой в деле осуше-
ствления последующего одновременного от-
	рыва Балкан от СССР.
Тито в резких выражениях высказал свое
	несогласие с политикой СОСР в отношении
нлана Маршалла. Он подчеркнул. что такие
экономически отсталые в своем развитии
государства; как Югославия и Болгария, не
смогут обойтись без американской помощи.
Но, прежде чем оказать такую помошь, скз-
зал Тито, американцы ставят условием наш
отрыв от СССР...»

Тито далее изложил американский план,
согласно которому он и действует:

«...Тито подчеркнул, что американский
план предусматривает увеличение антисо-
ветских сил не только в Югославии и в Бол-
гарии, но и во всех других странах народ-
ной демократии и осуществление всестороп-
него нажима на них — экономического, по-
литического п военного, чтобы оторвать их
от СССР и добиться присоединения их Е 331-
падному блоку. По словам Тито, эта рабо-
та велась не только в Болгария и’ Югосла-
вии, но и в других странах Восточной и
Юго-Восточной Европы.

Тито с апломбом заявил, что в странах
народной лемократин он лично пользуетея
достаточно высоким авторитетом, и, только
опираясь на его авторитет и авторитет но-
вой Югославии, можно будет осушествить в
странах Восточной Европы политику отры-
ва от СССР и сближения. с США и Англией.
Сами американиы. как уверял меня Тито,
признают, что лишь через него они смогут
привлечь на свою сторону государетва на-
родной демократии...»

Тито в холе дальнейших переговоров по-
требовал от Ностова более решительных дей-
ствий, чтобы добиться лучших результа-

тов.
«...Вам и вашим людям пора готовиться

Е самостоятельным действиям, указал Тито,
организовать внутренние ‘силы в партий и
в стране для проведения такой политики и
постараться занять командные места в Го-
сударственном и партийном аппаратах, что-
бы суметь нанести первый удар, составить
новое правительетво и провозгласить немел-
ленное присоединение Болгарии к Югоела-
вии, рассчитывая после этого и на нашу

активную помощь.
Мы готовы, заявял Тито, помочь вам в

таком случае и вооруженными силами, но
это уже будет, сказал он, помоть в рамках
федерации, внутреннее дело самой exepa-
Цин, и никто не сможет ее расценить как

акт агрессии...»
Таким образом, в результате переговоров
	БЫЛ и поставив их на службу буржуазно-
националистической политике скопленеких
ий белградеких руководителей.

«Конечная пель ‘грунпы, которую мне
предстояло возглавить, по словам Зафирев-
ского, определялась необходимостью отры-
ва Пиринекого края от,Болгарии и захвата
его Югославией.

В основу идеологической обработки насе-
ления Пиринского края был положен до-
клад на тему: «Актуальные вопросы Маке-
донии», еделанный мною в 1946 году пе-
ред собранием македонских эмигрантов в
Софии и размноженный на ротаторе. Мой
доклад по существу являлся пропагандой
установок Тито на отторжение Пиринской
Македонии и присоединение ее к Югосла-
вии...»

Ивановский, не ограничиваясь подрыв-
ной деятельностью в македонских обще-
ствах, которые ему удалось возглавить, ре-
гулярно снабжал также Зафировсного, а за-
тем и его преемвика, первого секретаря
югославского посольства Павла Момчилеви-
ча секретными материалами о важнейших
решениях Политбюро и ЦЕ БЕД, о положе-
нии в промышленности и сельском хозяй-
стве Болгарии.

Югославское посольство в Софии, по при-
знанию бывшего советника Хаджи-Панзова,
вело разведывательную деятельность по ря-
ду линий, но‘важнейшую так называемую
македонскую линию возглавлял он —
Хаджи-Панзов.

Одновременно, по требованию из Белгра-
да, Хаджи-Панзов занялся и военным птио-
нажем, собирая через Динева, Христова и
других агентов секретные сведения о CO-
стоянии охраны болгаро-югославекой гра-
ницы, ‘передвижении воинских частей, а
также о положении болгарской промышлен-
ности, экспорте и импорте.

свою очередь, связанный  непоеред-
ственно с Ностовым обвиняемый Борисе Хри=
стов, воспользовавшись своим служебным
положением торгового представителя Болга-
рии в СССР, регулярно снабжал секретны-
ми материалами о болгаро-советеких отно-
шениях находившегося вместе с ним в Мо-
скве советника по торговым вопросам юго=
славского посольства Виктора Жиберна.

Признав на следствии преступную’ связь
¢ Миберна, Христов показал:

«...Жиберна запросил у меня подробные
сведения о товарах, вывозимых из СССР, а
также о товарах, предназначенных для
CCCP: их ассортимент, количество. каче-
ство, пены и прочее. Особый интересе про-
явил Жиберна к пенам на следуюлтие това-
ры: авиационный и автомобильный бензин,
горючее для тракторов, машинное масло,
чугун, сортовое железо, медь, хлопок, каль-
цинированная сода, кзучук, табак, спирт,
рула и евиннозо-пинковые концентраты».

Обвиняемый Ностов, по договоренности е
Тито, поддерживал тайные сношения © Бел-
градом через югославских посланников Ни-
колу Новачевича, известного ему по совмест-
ному пребыванию в эмиграции с 1934 года,
и Обрада Цицмила.

Цицмила назвал Костову Тито, з Стефа“
нову—_Кардель.

Стефанов, находясь с болгарской прави-
тельетвенной делегацией на конференции в
Бледе (Югославия), в июне 1947 года имел
встречу наедине с Нарделем.

«...Нардель рекомендовал тактику реши-
тельных и смелых действий, 0еобо подчерк=
нув, что необходимо скомпрометировать, a
в случае, если власть будет полностью с0-
средоточена в руках у Костова и его людей,
и Убрать Димитрова, как несомненного и
наиболее последовательного противника нпо-
литики отрыва от СССР. В этом вопросе не
должно быть колебаний, да и вообще коле-
бания и нерешительность пагубны в нашем
деле, заявил Кардель.

Во время проводов болгарской делегации
на Люблянском вокзале Кардель подошел ко
мне вместе с Цициилом и, обращаясь к
Цицмилу, сказал, что он будет в нашем рас-
поряжении по всем вопросам, требующим
совета или разрешения в Белграде.

Кардель сказал Цицмилу, чтобы, по при-
езде в Софию, он явился к Костову и пред
ложил свои услуги...»

Костов, имевший неоднократные ветре-
чи с Цицмилом, от которого получал co-
веты и указания из Белграла, известил 0б
этом Павлова, который показал:

«Ностов заявил, что он попрежнему про-
должает связь C югославекими представи-
телями п... регулярно встречалбя с послан-
ником Цицмилом...»

Личную связь © Цицмилом поддерживал
и обвиняемый Стефанов. Он показал:

«...Прошло несколько месяцев, и я лично
узнал, что ведется уже активная работа в
осуществление обещанной  югославскими
руководителями помощи. 06 этом мне со-
общил Цицмил при моем посещений его вил-
лы на Панорамной дороге, в марте
1948 года.

Цицмил сообщил, что в Белграде пере-
страивзетея работа их разведки и спешно
подбираются надежные люди в пелях пере-
	  броски их лля выполнения епепиальных по-
	ручений в Болгарию.

Цицмил сказал мне, что Тито дал указз-
ние Ранновичу поспешить с этим делом и
лично наблюдает за ходом работы по линии
разведки.

Нз мой вопрое — как развиваются отно-
шения между Югославией и СССР, Цицмил
ответил. что «мыльный пузырь» братских
отношений между ФИРЮ п Советским бото-
зом скоро лолжен лопнуть...»

Как показывает Костов, Цицмил посетил
его по приезде в Болгарию в мае 1947 года,
явявшиеь с официальным визитом, ноеколь-
By Костов в то время замещал премьер-ми-
нистра, находившегося в отпуску.

Цицмил передал Ностову, что уполномо-
чен Тито связаться с ним и, чтобы не за-
держиваться на первом приеме дольше, чем
это предусмотрено протоколом, условилея об
очередной встрече.

На второй встрече Цицмил, по поручению
Тито, передал Ностову, что в Югославии уже
ведется серьезная подготовка к окончатель-
ному разрыву с СССР и облегчению перехэ-
да ве на сторону англо-американехого
блока.

«...Достигнуты значительные результаты,
продолжал Цицмил, в деле сколачивания во-
круг Тито антисоветских элементов внутри
самой Югославии. В ‘связи е этим Тито по-
ручил мне, сказал Циимил, перелать вам,
	что. необходимо усилить подготовительную
(Окончание на 4-й стр.)
	по делу Тоайчо впостова и его сооб
	совместно с Павловым, принял участие в
деятельности центральной тройки антиго-
сударственного заговора во главе с Косто-
вым.

«...В ‘октябре 1948 года имела место
встреча нас троих: Нэстова, меня п Павлова
в кабинете у Костова. Это и была, собствен-
но, центральная тройка заговора...»
		«...Рийд Хийт вначале официально пред-
ставился мне как исполнявшему обязанно-
сти премьер-миниетра.

При первом визите Рийд’Хийт выразил
пожелание снова встретитьея ео мной в
недалеком будущем, ввиду необходимости
обеудить некоторые интересующие нас 0б0-
их вопросы. Я дал евое согласие.

Спустя несколько дней Рийд Хийт по-
просил принять его. Шонем состоялея в моем
служебном кабинете в Совете Министров.

После короткого разговора относительно
впечатлений о ‘Софии (разговор велея на
французском языке) Рийд Хийт сказал мне,
что знает о моих личных дружественных от-
ношениях с югославами, установившихся 38
последние два-три года. и это его весьма
радует. Он высказал надежлу, что я буду
доброжелателен и в американцам.

Из сказанного я понял, что Рийд Хийт
явился ко мне в результате моей договорен-
ности с Тито, обещавшим оказать  содей-
ствие в установлении мною связи с амерп-
канцами.

Америкзнцу я ответил, что согласен вы-
полнить его пожелание. Тогда Рийд Хийт
заявил, что он не будет обременять меня
излишними затруднениями и не требует от-
дельной связи со мной. То, о чем американ-
цы захотят вам сообщить, сказал Рийд
Хийт, будет предварительно согласовано с
югославами и передано вам через них. Рийл
Хийт подчеркнул, что советы, которые я 6у-
ду получать от Тито и его ближайших co-
трулников, я должен воспринимать как и
советы американцев и что в этом отно-
шении межлу ними и Тито существует пол-
ная договоренность...»

В январе 1948 года Ностов поставил в
известность обвиняемых Павлова и Стефа-
нова 0 его договоренности с Тито и Ранко-
вичем в Евксинограде, а также о намерении
Тито и остальных югославских руководите-
лей порвать в ближайшем будущем е СССР.

Вроме того, Ностов сообщил Павлову п
Стефанову, что югославы настаивают на
том, чтобы его группа провела необходимую
подготовку и у себя в стране с тем. чтобы
Болгария как можно скорее пошла по тому
же пути, по какому ведет Югославию Тито.

«...Я раз’яснил им смысл и значение то-
го, что предпринимает Тито в! Югославии, &
также необходимость организованной рабо-
ты с нашей стороны, если мы хотим рёс-
‘считывать на лучшие результаты.

Пазлав и Стефанов, выслушав мои 0б яе-
нения, каждый в отдельности, дали свое
сотласие на совместную со мной работу по
выполнению плана, о котором было ‘догово-
рено с Тито. Таким образом, я и мои бли-
жайшие сотрудники-— Павлов и Стефанов—
составили своего рола центр, возглавивший
вражескую работу...»

Обвиняемый Павлов, подтвердив это 06-
стоятельство, показал:

«...Ваю сообщил мне Костов, после его
встречи е Тито в Евксиноградеком дворце,
Тито его уведомил о предстоящем оконча-
тельном разрыве с СССР, рекомендовал этот
путь проделать и в Болгарии и чем скорее,
тем лучше.

Вак заявил мне Ностоз. в разговоре, имев-
шем место-в его кабинете в ЦЕ, Тито пря-
мо поставил перед ним вопрос, что необхо-
димо всеми способами добиватьея овладения
руководством партий и управлением `госу-
даретвом, назначая евоих надежных людей
на ответственные посты. Нужно быть ре-
шительными, советовал Ностову Тито, толь-
Ко в этом случае успех будет обеспечен, а,
если понадобится, Югославия готова оказать
всяческую помошь, в том числе и военную.

Наряду с этим, по заявлению Костова,
Тито поставил вопрос о том, что надо убрать
с пути Георгия Димитрова с его политикой
дружбы и сотрудничества с СССР, и, если
понадобится, - ликвидировать этого ста-
рика...»

Павлов также подтвердил, что в 1948 го-

ду Костовым, согласно договоренности е Ти-
те п Ранковичем, был создан в Болгария
руководящий центр заговора е его — Пав-
лова — участием, Он показал: }
’ <..По мнению Ностова, нам необходимо
оформить самостоятельные, друг от друга
независящне линии деятельности, которые
бы возглавил центр е.тем, чтобы поставить
конечной пелью подготовку захвата государ-
ственного аппарата и овладения руковол-
ством партии, имея в виду последующий
отрыв Болгарии от СССР и перевод ‘ее па
рельсы англо-американского блока. един-
ственно способного обеспечить хозяйствен-
ный под’ем в Болгарии п установление внут
ри страны режима, подобного западным де-
мократиям.

Костов, Стефанов и я должны были со-
ставить тот центр. в руках которого воере-
доточились бы Bee нити заговорщической
работы. Ностов далее подчеркнул решающее
значение нашего контакта се югославами.
которые, по его словам. уже имели «развя-
занные руки» для оказания нам эффектив-
Horo содействия и’ обещали такое содей-
ствие.

Я согласился как с тем, что необхолимо
более активно вести нелегальную работу,
так и с предложением Костова войти в с0-
став центральной тройки заговора...»

Обвиняемый Стефанов, как и Павлов, на
следетвии полностью подтвердил. что. он
был уведомлен Настовым о результатах.
достигнутых в переговорах с Тито в Евкеи-
нограде.

Стефанов по этому поводу показал:

«...В той же беседе Ностов поставил ме-
ня в известность о том, что он имел личный
разговор с Тито, во время которого они рае-
смотрели весь круг вопросов нашей совмест-
ной работы в Болгарии,

Костов проинформировал меня, что Тито
вновь подтвердил их согласие с нашей об-
шей линией работы и обещал помочь во
всем. в чем только мы будем нужлаться.

Тито, как заявил мне Ностов, прямо по-
ставил вопрос, что важное значение имеет
вопрос 0б устранения Георгия Димитрова.
Всякая медлительность, нерешительность,
непринятие мер в отношении непримиримых
руководителей, сказал Ностову Тито, могут
оказаться роковыми для всего дела. Вместе
с тем Тито обещал Ностову помощь © юго-
славской стороны, не исключая и военной,
на случай прихода к власти с тем, чтобы
	была немедленно 00’явлена федерация, и ре-
комендовал поскорее переходить к действи-
ям. Ностов, по его словам, принял к еве-
дению и руководству советы и наставления

Тито...»
Стефанов также признал, что и он,
	с Тито в Евкепнограде в ноябре 1947 года
была достигнута тайная договоренность о
том, что преступный антиговударственный
заговор в Болгарии, созданный и возглаваев-
ный Ностовым, получит поддержку  воору-
зженными силами извне, со стороны Юго-
славии. -

Костов предупредил Тито о неизбежности
противодействия осуществлению политики
отрыва от СССР со, стороны главы. прави-
тельства Димитрова. Упоминание имени
Димитрова вызвало взрыв ненависти у
Тито.

Костов по этому поводу показывает:

«...Тито не смог едержать своей ненави-
сти к Димитрову. «Ло каких пор этот cra-
рик будет стоять на моем путя».— во зло-
бой воскликнул Тито. Было очевидным. что
Димитров мешал Тито, как кость, застряв-
шая в горле, как заноза в глазу.

Я сказал Тито, что наш план заключается
в том, чтобы дождаться естественного хода
событий, имея в виду плохое здоровье Ди-
митрова и его вероятную близкую смерть,
которая сделает меня его заместителем в
роли главного секретаря партий и предсе-
дателя Совета Министров. .

Тогда передо мной и моими единомыш-
ленниками, продолжал я, откроются боль-
шие возможности для изменения состава
правительства и партийного руководства,
что обеспечит безболезненное присоединение
Болгарии к Югославии...»

В ответ Тито развил свой гнусный план
ареста и физического уничтожения товари-
ща Димитрова.

«..Тито сказал, что этот план будет
хорош, если Димитров умрет скоро, но так
Бак такой гарантии нет, заявил он, вы дол-
жны быть готовыми действовать решитель-
но, арестовать и, если понадобитея, лик-
видировать Димитрова, рассчитывая при
этом и на нашу помошь.

Я возразил, что такое. развитие событий
будет иметь плохое отражение в партии и
в народе и оттолкнет людей от нас, потому
что Димитров пользуется авторитетом на-
родного вождя, и поэтому мы стоим за наш
болгарский вариант.

Вопреки этому Тито настаивал, что мы
должны воспринять политику решительных
действий, иметь своих людей на всех
командных высотах и располагать доста-
точно организованной силой, которая бы
сумела парализовать в момент первого же
удара противников нашей политики.

Когда наступит момент, сказал Тито, и
вы станете преемником Димитрова, нужно
суметь быстро овладеть партией и прави-
тельством и провозгласить присоединение
Болгарии к Югославии. После этого будет
уже легко, заверил меня Тито, и югослав-
ская помощь доделает вее остальное.

Тито 060б0 подчеркнул, что план подоб-
ного решительного способа действия являет-
ся не только его планом, но что этот плаза
согласован и одобрен американцами. кото-
рые со своей стороны обещали поддержку.

В заключение разговора Тито еще раз ре-
Бомендовал поскорее переходить к _реши-
тельным действиям, ибо. дело зашло далеко,
и возврата назад уже нет...»

Тито в последующем разговоре предло-
жил Ностову воспринять и повторить в
Болгарии его опыт, увыпляя бдительность
масс и своих противников методом двули-
чия, испытанным уже им — Тито — и да-
вавшим до сих пор хорошие результаты.

«...Дело у нае поведено так, заявил Тито,
что отход от СССР и его союзников будет
поставлен как вопрос национальной чеети п
достоинства, ссылаясь на то, что. мол, не
считаются с национальным достоинетвом
югославов, отрипают их участие в освобо-
дительной войне против немцев, вмешива-
ютея во внутренние дела страны, третиру-
ют Югославию, как неравноправного союз-
ника и т. д. ]

Тито пояенил, что, играя на национали-
стических чувствах и не снимая пока ло-
зунга о социализме, продолжая еше пер-
вое время славословить СССР и, вместе с
тем, отворачиваясь на деле от CCCP и по-
ощряя капиталистические элементы в стра-
не, он-—Тито— использует неизбежную р6-
акцию, которую вызовет в этой связи его
повеление у СССР и стран наролной демо-
кратии, и в результате сумеет постепенно
перевести Югославию на рельсы англо-аме-
риканского блока.

Но вину за это перед массами, сказал
он © усмешкой, мы возложим на страны
народной демократии во главе с СССР, ко-
торые якобы отказывают нам в помощи и
сотрудничестве и принуждают нае искать
эту помошь и сотрудничество там, где нам
в них не отказывают. Что же касается тех
людей внутри Югославии и югославской
компартии, которые попытаются восстать
против такой нашей ориентации, добавил
Тито, мы достаточно подготовлены. чтобы
расправиться с ними самым решизельным
образом, но это уже будет делом рук Ран-
ковича.

Прощаясь со мной, Тито рекомендовал но-
беседовать и с Ранковичем...»

Встреча Ностова с Ранковичем состоя-
лась в тот же вечер. во время их совмест-
ной прогулки по парку Евкеиноградекого
дворпа.

«...Раннович мне заявил, что, говоря от-
кровенно, он считает одной из наших елз-
бостей то обстоятельство, что, по его дая-
ным. мы не имеем единого руководства, и
работа протекает несколько партизански и
неорганизованно. А следовало бы, нолчерк-
нул он, подобрать небольшую группу ваябо-
лее доверенных людей и с их помощью на-
правлять я руководить всей работой.

Ранкович указал также, что следуёт уси-
лить свое влияние в армии и органах МВД,
чтобы создать реальную силу заговора, на
которую й опереться в случае необходимо-
ети.

Затем Ранкович подчеркнул, что надо
ориентироваться ча более рептительные спо-
собы действия, не останавливаясь перед тем,
чтобы в случае необходимости обезвредить
и уничтожить силой своих противников...»

На этом закончились евксиноградекие
встречи и переговоры Нестова с Тито п Ран-
KORMYUEM.

Тито выполнил просьбу, высказанную
Костовым при их переговорах в Белграде.
В конце 1947 года состоялась ветреча меж-
лу Ностевым и вновь назначенным в Бол-
гарию американским послом ` Дональдом
Рийд Хийтом.

Костов относительно этой встречи пока-
		вопросам. С их приездом деятельность по
македонской линии расширилась. Они при-
влекли к сотрудничеству новых людей: Ди-
митра Христова, братьев Боялцалиевых
Илью и Георгия — в Софии и Кирилла Ни-
нолова — в Неврокопе...»

Обвиняемый Илья Боялцалиев, подтвер-
див преступную. связь © Хадни-Панзовым,
показал:

«...Советы Хаджи-Панзова заключались в
том, что мне следовало компрометировать
БЕН и попрежнему выступать в пользу при-
соединения Пиринской Македонии.

Необходимо также, говорил мне Хаджи-
Панзов, проводить работу и с македонпа-
ми — членами БАП, убежлая их в правиль-
ности политики Тито...».

Допрошенные по’делу Георгий Боялцали-
es —— бывший торговеп, Димитр Христов —
бывший чиновник дирекции «Экепортиро-
дукт» и Кирилл Николов — бывший проку-
рор города Неврокоп показали на следствии,
что‘ по заданию югославского посольства в
Софии они вели подрывную и шпионскую
деятельность в Пиринском крае, а последние
два состояли на платной службе у югослав-
ской разведки.

Югославский питион Христов по этому
вопросу показал:

«...За выполнение шпионских заданий
югославского посольства в Софии советник
посольства Перо Манговский выплатил мне
разновременно денежное вознаграждение в
размере 30 тысяч левов, а советник посоль-
ства Хаджи-Панзов — 10 тысяч левов пн
2 тысячи динар, что в переводе на болгар-
ские деньги составляет 11 тысяч левов.
Кроме того, первый секретарь югославского
посольства в Болгарии офицер ОЗНА Марко
Вуячич выплатил мне 920 тысяч repos...»
	Пиколов, также состоявший на водержа-
нии у югославской шпионской службы, по-
казал:

«...Веего за проведенную мною работу в
пользу югославской разведки я получил де-
нежное вознаграждение в размере 160 ты-
сяч левов...»

Обвиняемый Хаджи-Панзов и два других
выеших служащих югославского посольства
в Софии Зафировсний и Манговский, поль-
зуясь дипломатической — неприкоеновен-
ностью, нахально развернули подрывную
работу против болгарекого правительетва в
	Ниринеком крае. у

Разложенческая деятельность, проводи-
мая по инструкциям правительства Тито
через его дипломатических представителей
в Болгарии, особенно усилилась после пре-
доставления макелонскому населению Пи-
ринского края культурной автономии, в свя-
‚зи с чем учителя из Югославской Македо-
нии были приглашены для преподавания в
школах края литературного македонского
языка.

Дружественные отношения 0 стороны
Болгарии и мероприятия ев правительства,
направленные к под’ему и расцвету нацио-
нальной культуры македонского населения,
аппарат Ранковича коварно и подло исполь-
зовал для внедрения противоболгарской, ти-
товской агентуры в Пиринскую Македонию.

Засланные в Пиринекий край под видом
«учителей» шпионы Ранковича настолько
распоясалиеь. что даже стали снимать в
училищах портреты Димитрова и заменять
их портретами Тито, а также требовать,
чтоб сентябрята давали ему клятву вер-
ности.

«Учителя», прибывшие из Скопле, не
считаясь с законами Народной республики
Болгарии, самозванно присваивали себе
функции местных органов власти в селах
Пиринского края.

В 1947 году в городе Горный Джумай
македонский театр возглавил агент Тито и
Колишевского — Илья Милчинов, прикрыв-
шийся ролью директора и главного режис-
сера, а во вновь открытых македонских
книжных магазинах появились многочислен-
ные продавпы из Скопле, в большинстве
своем — агенты УДБ, действовавшие под
руководством специально засланных эмис-
саров югославской разведки Перо Норобара
и Перо Олиословского.

Весь этот аппарат шпионской службы
Ранковича в составе 100 «учителей», не-
скольких десятков «продавцов книг» в сово-
купности с «артистами» и «режиссерами»
из Белграда и Скопле вел разведыватель-
ную и иную преступную деятельность в
пользу Тито..

Однако, как только предательство Тито
было разоблачено Информационным Бюро в
известном решении © положении в югослав-
ской компартии, провалившиеся югослав-
ские шпионы Коробар, Олиоловсвий и Мил-
чинов, опасаясь возмездия за совершенные
преступления, поспешили ретироваться ив
сопровождении всей банды так называемых
учителей, артистов, и других «культурных
деятелей» бежали в Югославию.

В престунных целях, для борьбы против
болгарского правительства в существовав-
ший в Софии македонский национальный
комитет проник югославекий згент, обви-
няемый по настоящему делу Васил Ива-
новсний.

Иваневский, подтвердив на следствии, что
правительством Колишевсного, с ведома и
санкции югославских руководителей, в но-
ябре 1945 года он был заелан с0 спени-
альными заданиями для подрывной и раз-
ведывательной работы в Болгарии, пока-
зал:

«...Передо мной была поставлена зада-
ча — опираясь на группу македонцев —
приверженцев Скопле, начать фракционную
работу в македонском национальном комп-
тете и усилить борьбу против OF BRU a
его линии, распространив свое влияние на
население Пиринекого края.

Чтобы замаскировать действительные пе-
ли моего от’езда в Болгарию, было решено
инспенировать ‘некие разногласия у меня с
Колишевсним и руководителями МЕП, что
я позже и сделал...»

По приезде в Софию Ивановский вступил
в преступный коетакт с секретарем юго-
славского посольства Зафировским, а затем
и с созданными последним двумя шпионеки-
ми резидентурами во главе с Николовым и
Пинёвым.   .
	Спрошенный 06 этом, Ивановский показал:
«...Связавшиеь с Зафировским, я получил
от него следующие инструкции: диекреди-
тировать македонский напионатьный коми-
	тет и его верхушку с тем, чтобы заменить
ве сторонниками из Скопле’и овладеть ру-
	воводством мацелонских эмигрантских opra-
низаций, оторвав последние of влияния
	Личными признаниями обвиняемых, по-
казаниями свидетелей и другими материа-
лами дела установлено, что преступные
группы Тито и Костова, действуя заодно, по
заранее намеченным планам и в постоянно
подлерживаемом контакте, использовали
дружеские чувства, питаемые болгарским
народом к его славянским братьям — юго-
славским трудящимея. и популярную идею
федерации южных славян обратили в еред-
ство для достижения своих подлых целей,
чтобы лишить болгарекое демократическое
государетво его национального суверените-
та, превратить в придаток титовской Юго-
славии и в новую колонию Американского
и английского‘ империализма.

Обвиняемый Костов, по договоренности с
его белградскими единомышленниками, зло-
употребляя своим служебным положением,
принял зависящие от него меры, чтобы обес-
печить свободное проникновение югослзв-
ских агентов в болгарские государственные
учреждения.

Югославскому военному атташе подпол-
ковнику Воеславу Ристичу, а впоследствии
его преемнику — полковнику Драготину
Филипповичу был обеспечен доступ в ма-
териалам военного Министерства и возмож-
ность устанавливать и поддерживать кажло-
дневную связь в руководящими работника-
ми в армии.

Югославские пионы получили доступ к
охраняемым законом сведениям, составяяю-
щим государственную тайну, под предлогом
необходимости изучить состояние болгар-
ской армия для создания единообразной
структуры и системы обучения по образцу
югославской армии, с учетом-де предетоя-
щего образования федерации.

Широкий доступ был обеспечен чиновни-
кам югославекого посольства в Софии и в
остальные болгарекие учреждения, включая
Государственную плановую комиссию of
	Главную дирекцию статистики, где они так-
же получили возможноеть устанавливать
шпионские связи и добывать секретные ма-
териалы.

В течение двух е лишним ‘лет, по май
1948 года, в Министерстве внутренних дел
подвизалея специальный представитель по-
лицейско-шпионской службы Ранновича —
Иован Божевич, Официальный шшион полу-
чил доступ к наиболее секретным сведениям
и насаждал свою агентуру.

Подтвердив на следствии это обстоятель-
ство, Ностов далее показал:

«...Началось чуть ли не своего рода идо-
лопоклонничество перед Югославией и Тито.
Ото. веех болгарских учреждений и органи-
заций посылались, одна за другой, делега-
ции ‘для изучения ‘государственного и об-
шественнего устройства Югославии, чтобы
потом копировать их у нас, а также завя-
зывать связи с соответетвующими югослав-
скими организапиями.

Этот. ярко определивитийся уклон в сто-
рону Югославии насаждалея и поошрялся ©
целью затушевать в глазах нашей обще-
ственности историческую роль СССР и Co-
ветской Армии в освобождении Болгарии от
немецких оккупантов и. в строительстве по-
вой Болгарии.

Югославия Тито выдвигалась как новый
образец для подражания, более близкий к
болгарским условиям и более доступный для
Болгарии...» a

Павлов об этом показал:

«...Дело дошло’ до того, что мы почти
официально сумели протащить мнение, что
болгары отстали от югославов, что послел-
ние более смело и раднкально решают во-
просы хозяйственного и политического пе-
реустройства страны, что мы должны учить-
ся у них и перенимать их формы и методы
работы. При этом на все лады превозносил-
ся Тито как’ наиболее выдающийся поли-
тический деятель на Балканах...»

После провала плана образования федера-
пии. как ее замышляли Тито и Костов в
ущерб коренным напиональным интересам
болгарского народа, на передний план была
выдвинута задача отторжения Пиринекого
края и присоединения его в Югославской
Македонии.

Во исполнение договоренности е Джила-
сом, достигнутой в марте 1945 года, Но-
стов оказал содействие югославеким агентам
Лазо Нолишевскому и Димитру Влахову в
их националистической работе ереди маке-
донцев Болгарии.

Начиная от официальных представителей
македонекого правительства Нолишевеного,
которого Кастов знал по совместному нахож-
лению в 1943—1944 г.г. в заключении в
Плевенской тюрьме. и Влахова, известного
ему еще с 1933 года по эмиграции, и Kon-
чая советниками югославского посольства
Перо Манговсним и Благоем Хаджи-Панзо-
вым, всем этим тайным и явным агентам п
эмисеарам Тито, при поддержке Ностова,
была обеспечена возможность действовать
в открытую в пользу отторжения Пиринеко-
го края и присоединения его.к Югоелавии.

Обвиняемый Благой Хаджи-Панзов, при-
бывший в декабре 1947 ‘года на должность
советника югославекого посольства в Софии
во специальными развелывательными зада-
ниями из Белграда, показал:

«...Векоре после освобождения Македонии
и Югославии руководители из Скопле и
Белграда развернули широкую разведыва-
тельную и пропаганлистскую деятельность
в Болгарии. Ее центром являлось посоль-
ство ФНРЮ в Софии.

В начале 1945 года в Софию приехал
подполковник ОЗНА Кирилл  Мильовений.
Его сопровождала [sera Чальовсная —
сестра жены премьер-министра Македонской
республики Нолишевсного, известная co-
труднипа ОЗНА.

Первым делом, которым занялись Миль-
овский и Чальовская, был подбор людей.
Первыми, кого они привлекли к сотруд:
ничеству © югославской разведкой. явля-
лись: Ангел Динев и Atanac Mutpes.

В 1946 году в югославекое посольство’ в
Софии прибыли: Перо Манговсний — совет-
ник посольства, Митко Зафировский — nep-
	вый секретарь посольства и Антон Колен-
	ДИЧ — советник носольства по BYABTYDHHIM